о. с Псковом и Новгородом (1240-1242) также была инициирована бывш. меченосцами из Феллина (ныне Вильяньди) в Юж. Эстонии, и, возможно, поэтому события войны, в т. ч. разгром ордена на Чудском оз. (5 апр. 1242) новгородскими и владимиро-суздальскими войсками св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского и его младшего брата Андрея Ярославича, не нашли отражения в офиц. корреспонденции Л. о. (самое раннее ливонское сообщение о Ледовом побоище содержится в «Рифмованной хронике» кон. XIII в.). В войне с Литвой 1243-1245 гг. Л. о. одержал ряд побед и сумел присоединить значительную часть Курляндии и Земгалии к своим владениям, что свидетельствует о незначительности потерь, понесенных им в 1240-1241 гг. В 1242 г. Л. о. подписал договор с Новгородом на условиях его договора с меченосцами 1224 г. Была установлена граница (р. Нарова, Чудское оз. и Псковское оз., водораздел рек Пиузы и Великой), к-рая оставалась неизменной до XVI в.; в договоре определялись также условия взаимовыгодной торговли. Структура Л. о. Замок Венден, одна из резиденций магистров Ливонского ордена. XIII в. Замок Венден, одна из резиденций магистров Ливонского ордена. XIII в. Согласно условиям инкорпорации 1237 г., Л. о. подчинялся уставу Тевтонского ордена. Л. о. возглавлял магистр (ландмейстер Ливонии), к-рый определял направления внутренней и внешней политики ордена, являлся главнокомандующим и гарантом соблюдения законности, производил адм. назначения, контролировал деятельность орденских чинов, распоряжался финансами ордена. С 1237 г. его резиденцией служила бывш. резиденция ордена меченосцев («двор св. Георга») в Риге; там же проходили заседания орденского капитула. В 1297 г., после того как горожане Риги взяли штурмом и разрушили эту резиденцию, центр ордена был временно перенесен в Венден (ныне Цесис, Латвия). Однако уже в 1330 г., после взятия Риги в результате 6-месячной осады, магистр Эберхард фон Монхайм (1328-1340) воздвиг новую резиденцию на другом месте в городе. Венден сохранил свое важное значение, однако вплоть до 1470 г.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Смотрите, чада и братия, как возвысило вас слово истины, поставив на высоте похвал, явив истинными монахами, исповедниками Христовыми, отшельниками от мира, мужами высших желаний (ср. Дан.9:23 ), победителями плотских страстей, венценосцами в духе. Впрочем, это [только] еще простые слова воздаяния. Когда же вы вполне окончите ваш подвиг послушания и исповедания, тогда, переселившись из здешней жизни, получите действительное блаженство, которого да сподобимся все мы благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 489. К чаду Григорию (II, 165) Обрадовался я письму твоему, возлюбленное чадо, узнав, что и путь находящихся в городе городской, и здоровье [Col. 1524] восстановил ты вместе с братом Зосимою посредством кровопускания, и всё прочее у вас идет благоприятно. Относительно предложения странноприимца 1328 . Для чего ты требуешь от нас (720) объяснения, рассудительно ответив ему согласно с учением богоносных отцов? Мы не можем ничего прибавить к твоим ответам. Пустословят, кажется, а не научиться хотят спрашивающие. Но так как написано: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ ( 1Пет.3:15 ), то и мы отвечаем следующее. Учение о монашестве Монашеский образ есть обет девства и таинство монашеского совершенства, по выражению божественного и премудрого Дионисия 1329 . Спрашивать, откуда предано отрекаться [от мира] и делаться монахом, есть не что иное, как спрашивать: откуда предано делаться кому-либо христианином? Кто установил первое по апостольскому преданию, тот установил и второе, изложив шесть таинств: первое о Просвещении, второе о Собрании или Причащении, третье об Освящении мира, четвертое о священнических посвящениях, пятое о монашеском совершенстве, шестое о свято скончавшихся 1330 . Что нужно сказать об этом? То, что сомневающийся относительно одного из сказанных, очевидно, сомневается и в прочих, от Божественного ли они Предания, и с уничтожением одного необходимо уничтожаются и прочие; ни Просвещения, ни Собрания, ни божественного мира 1331 , ни священнического посвящения, ни чинопоследования о свято скончавшихся не было бы, если бы не было монашеского совершенства, и мы были бы язычниками по образу мыслей, безбожными в мире и не имеющими надежды. Таков предлагающий этот вопрос: откуда взято делаться человеку монахом? Уже не говорю о том, что все знаменитейшие из богоносных отцов были монахами и превозносят похвалами монашескую жизнь как ангельскую; от них остались и сочинения с изложением правил этой священной жизни. Кто имеет ум, тот, конечно, заметит, как и сам (721) божественный Дионисий сообразно с чинами ангельскими и степени священнические, и находящихся вне священства разделяет равночисленно на три разряда: первый и вступительный еще начинающие или оглашенные, второй просвещенные и третий получившие монашеское совершенство 1332 ; а противоречить очевидному свойственно бесчувственным или некрещеным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Итак, абсолютное Понятие есть сама подлинная, объективная сущность, реальный и во всем единый Предмет. Это означает, что оно есть «субстанция». Стихия смысла не просто «существенна»; она «во всем субстанциальна». 1312 Понятие есть «единая, всеобщая Субстанция», 1313 или иначе: «разум» 1314 есть «субстанциальная основа» 1315 всяческого бытия и «жизни». 1316 Вот почему философия утверждает, что спекулятивный смысл есть «вездесущая душа». 1317 Абсолютное Понятие есть «простая сущность жизни, душа мира, так сказать всеобщая кровь», которая «везде присутствуя,... пульсирует в себе, не приводя себя в движение, и содрогается в себе, не впадая в беспокойство». 1318 Субстанциальность Понятия выражается в том, что кроме него – ничего нет. «Только абсолютная Идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина, и притом, всяческая истина». 1319 «Идея сама есть все»; 1320 или, иначе: «Понятие есть единственно действительное». 1321 Все, что «истинно есть» есть Понятие; 1322 а «все остальное» есть лишь «ошибка, смутность, мнение, стремление, произвол и преходящее». 1323 Субстанция не может не быть единственною реальностью; иначе она будет ограничена инобытием, пассивна; и тогда она утратит свою субстанциальность. Ей свойственно хранить в себе источник своего бытия, т. е. быть живою силою. Абсолютное Понятие есть не только «субстанция жизни», 1324 или «сущность жизни», 1325 но сама подлинная сила жизни. Спекулятивный смысл есть «самое живое, самое подвижное» 1326 или, что то же: «идея есть вечная жизненность». 1327 То, что приобщается Понятию, приобщается самой жизни; и, обратно: все живое живет силою смысла. Ибо разум есть бесконечная сила, 1328 таящая в себе свой первоначальный исток. Понятие есть нечто «могучее» 1329 и «господствующее»; 1330 оно есть вся сила; оно «всемогуще». 1331 Эта живая сила Понятия выражается всецело в его самоопределении: 1332 оно «относится к себе», 1333 «возвращается в себя», 1334 «движет себя», 1335 и, различаясь, самоопределяется. 1336 Во всем этом Понятие следует исключительно собственному почину и собственной необходимости: оно творит себя по своему закону. Эта самозаконность разума есть новое выражение его субстанциальности. Спекулятивный смысл повинуется только своей имманентной, отрешенной, или, что то же, абсолютной необходимости; кроме этой необходимости, нет вообще никакой другой и быть не может. «Необходимость как таковая есть сама по себе Понятие, относящееся к нему самому»; 1337 иными словами: «необходимость есть само Понятие». 1338

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

1321 Stepanova Е. New Seals from Sudak. – P. 50, N 4; p. 51, N 8; Степанова Е.В. Судакский архив печатей... – С. 98, табл. 1,3 1322 Джанов A.B. Сугдея в III–VII вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 61–70, рис. 4–7. 1323 Ср.: Баранов И.А. Болгаро-хазарский горизонт средневековой Сугдеи//Проблеми на прабългарската история и култура. – София, 1991. – Т. 2. – С. 145; Баранов И. А., Майко В.В. Среднеднепровские элементы в культуре населения раннесредневековой Таврики//Cmapoжumhocmi Pyci-Ykpaihu. – К., 1994. – С. 99; Баранов И.А., Майко И А. Пастирско-пенковската култура и проблемът за разселването на прабългорските племена от Средното Поднепровне и Таврика//Българите в Северното Причерноморие – В.Тьрново, 1995. – Т. 4. – С. 73; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 194; Баранов И.А., Майко В.В. Тюркское святилище Сугдеи//РА. – 2001. – – С. 98; Баранов И., Майко В. Праболгарские горизонты Судакского городища середины VIII-nepboй половины X в.//Българите в Северното Причерноморие. – В. Търново, 2000. – Т. 7. – С. 83; Джанов A.B. Сугдея в III–VII вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 47–74 (автор ссылается при этом на «большинство исследователей», упоминая конкретно И.А. Баранова, и приводит лапидарные и нумизматические материалы, которые могут быть увязаны с существованием на месте Сугдеи во II–III вв. морского сторожевого пункта Боспорского царства, а затем укрепленного поселения, переразвившегося в ранневизантийский город-кастрон). 1327 См. Айбабин А.И. Этническая история... – С. 205; Крым в VIII-IX веках: Хазарское господство. – С. 57, 59. 1328 Баранов И. А. Периодизация оборонительных сооружений Судакской крепости//Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII–XVI вв. – Ростов-на-Дону, 1989. – С. 47; Баранов И.А. Болгаро-хазарский горизонт... – С. 145,147,149; Гадло А.В. Византийские свидетельства о Зихской епархии... – С. 100; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 194. 1330 Фронджуло М.А. Раскопки в Судаке//Археологические исследования на Украине 1965–1966 гг. – К., 1967. – С. 190; Фронджуло М.А. Раскопки в Судаке//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 139 – 142, рис. 1–4; Вус О. Npuмopci фopmeцi Biзahmiйcьkoi IMnepii у Nibдehhoмy Криму//Льbibcьkuй нац. ун-т im. I. Франка. Hayobi зошити к торичного факультету. – 2003. – Вип. 5–6. – С. 38; Джанов A.B. Сугдея в III – VII вв. – С. 53–54, 59 –70, рис. 4–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего встает вопрос об уровнях информации, представленной у Паламы, – и, соответственно, о ее достоверности. Очевидно, что некоторые из элементов только что процитированного списка являются топосами. Паламе не нужно было проявлять особую наблюдательность, чтобы заметить проявления пьянства и чревоугодия, что отмечалось, разумеется, как до него, так и после 1328 . Трактовка Паламой темы пьянства может быть сопоставлена с подходом к этому предмету, нашедшим отражение в некоторых древнерусских произведениях жанра гомилетики (правда, атрибуция их затруднительна – имею в виду «Поучение философа, епископа Белгородского» 1329 ). Пьянство связывается обоими авторами с действием нечистой силы; для Паламы пьянство – «...воплощенный бес, развращение помыслов, расслабление ( παρλυσις) тела; жизнь, худшая смерти; начало [ φορμ – возможный перевод „причина“] отпадения от Бога» (488В). Согласно белгородскому епископу, «нет человека несчастнее пьяницы... больше Христа вам угоден дьявол... сатана торжествует в вас... лежат все, будто мертвые спьяну, как идолы... Горе мне! горе мне! каким образом устроил это Господь Бог в те дни, в какие не ждал я, что увижу людей, чтущих деяния беса?!» 1330 Паламой винопитие ( πολυποσα), пьянство ( μθη) и опьянение ( ονοφλυγα) называются в числе тяжелых грехов, среди которых – чревоугодие, обжорство и др. (см.: 141В; 417D; Гл. 2 и табл. 3). Эти грехи свойственны для новоначальных или мирян 1331 . Они разрушительны по своей природе: пьянство названо св. Григорием в числе тех грехов, из-за которых Бог отдалился от человека и ниспослал на землю потоп. Будучи одним из самых тяжких прегрешений, оно «удостаивает» грешника вечного огня в загробной жизни (параллель образов земного – вино – и трансцендентного – огня – налицо) 1332 . Отразившееся во Fr. 1 и 2 восприятие города как единого органического целого («...обжорство и невоздержанность... овладевали городом...»), имеющее новозаветные истоки и свойственное византийской общественной мысли 1333 , присуще и Григорию Белгородскому: «Как же я, видя не одни лишь дома, но весь город, не только город, но и окрестности его погорающими, полностью сожженными, и не как от огня дерево, но от пламени погибающих, – то не восскорблю ли душою и, насколько есть во мне силы, не попытаюсь ли загасить пламя?» 1334 Здесь наблюдается сходство с Паламой по двум главным вопросам: о всеобъемлющем, социальном, цивилизационном и (мы бы даже сказали) «культурно-экологическом», в смысле «экологии культуры», вреде пьянства; о том, что этот вред – лишь видимый отблеск душевных и духовных страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

13 Плиний императору Траяну. Я знаю, владыка, что суждением столь доброго государя возвеличится добрая слава о моих нравственных качествах. Поэтому, прошу тебя, удостой прибавить к тому званию, до которого возвысили меня твои милости 1318 , еще должность авгура или септемвира 1319 (они свободны) 1320 , чтобы, по праву жреца, я мог от имени государства молиться за тебя богам, которым теперь молюсь только от своего имени. 14 Плиний императору Траяну. Поздравляю, наилучший император, с победой, великой, прекрасной и важной 1321 , и тебя и государство, и молю бессмертных богов, да сопутствует всем замыслам твоим столь же радостный исход, и да обновится 1322 и возвеличится такими подвигами слава государства. 15 Плиний императору Траяну. Так как я уверен, владыка, что ты озабочен этим, то уведомляю тебя о своем прибытии в Эфес со всеми моими υπερ Μαλαν 1323 . [мимо Малеи.] Противные ветры задержали меня, и я решаю теперь ехать в провинцию частью на береговых судах, частью лошадьми. Сухопутному путешествию препятствует тяжкий зной, а сплошному морскому переезду этезии 1324 . 16 Траян Плинию. Благодарю за сообщение, мой дорогой Секунд: душой заинтересован 1325 , каким путем доберешься ты до провинции. Ты разумно постановил ехать то на судах, то лошадьми, в зависимости от местных условий. 17А Плиний императору Траяну. Мой морской переезд до Эфеса, владыка, совершен был мною в добром здоровье, но когда я выехал из Эфеса на лошадях, меня замучил тяжкий зной и приступы лихорадки, так что я остановился в Пергаме 1326 . (2) Когда я пересел на береговые суденышки, меня задержали противные ветры, и я вступил в Вифинию несколько позже, чем рассчитывал, т. е. за 15 дней до октябрьских календ. Не могу, однако, жаловаться на эту задержку, так как мне довелось уже в провинции отпраздновать день твоего рождения 1327 , что я считаю счастливым предзнаменованием. (3) Теперь я роюсь в документах о расходах, доходах и должниках города Прусы 1328 , и в самом ходе работы все яснее вижу, насколько это необходимо. Много денег по разным предлогам задержано частными лицами 1329 ; кроме того, их выпрашивают на расходы совершенно беззаконные 1330 . (4) Пишу тебе об этом, владыка, при самом моем въезде сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Никона. 1326 Вследствие возникшего недовольства, у недовольных явилось стремление к проверке справедливости и законности действий по отношению к ним и прежде всего со стороны церковной власти. Результатом этого было признание погрешимости господствующей Церкви и отделение от неё для образования отдельного церковного общества. «Но раз началась поверка религиозных тезисов, возникла потребность в более сознательной ассимиляции их, к ним в сознании народа всегда и неизбежно примешиваются все те социальные и бытовые тенденции и стремления, до понимания которых он умел возвыситься и которые возникли в нем под влиянием общего строя окружающей его жизни». 1327 Поэтому, отвергнув церковную власть, раскол «объявил вместе и крепостное право антихристианским учреждением» и «Уложение» царя Алексея Михайловича признал противным вере. 1328 В своем отрицании раскол стал «под знаменем св. Писания, под знаменем богословия, т. е. науки. Протест против социального строя был формулирован посредством истин, взятых из богословских книг. Богословие было единственной наукой, известной тогда русскому человеку, и нет ничего удивительного в том, что он выразил свои чувства и стремления в терминах и понятиях этой науки. Для него мало имела значения форма, в которой выльются его чувства и идеи, – главной его заботой было систематизировать свои идеи в известное учение: богословие ему в этом сильно помогло». 1329 Таким образом, на взгляд указанных писателей, «только крайняя умственная близорукость может утверждать, что раскол представляет собою явление исключительно религиозное, чуждое всяких бытовых и общественных мотивов и стремлений». 1330 Нет, многие недостатки и нестроения в социально-экономической сфере, продолжающие господствовать до последнего времени, при существовании недовольства, еще более усиливают необходимость критической поверки и следовательно усиливают раскол. Растут экономические бедствия народа, растут кулачества, эксплуатация и другие проявления современного капиталистического строя, – растет и раскол»...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

—74— Эта основная черта чисто евангельской духовности красною нитью проходит и чрез всё содержание устава о скитском житии. Если даже бросить только взгляд на заглавия его отдельных «слов», то и тогда нельзя не заметить, что всё своё внимание, за немногими, притом слишком незначительными, исключениями, устав сосредоточивает на предметах внутреннего, духовного порядка: учение о помыслах, об умной молитве, о памяти смертной и страшном суде, о благодатных слезах и беспопечении истинном 1321 – вот цикл основных идей, среди которых постоянно вращается мысль преп. Нила Сорского . Правда он дает наставления, впрочем немногочисленные, относительно внешнего устройства скита, говорит об аскетических подвигах поста и «молитвы усты», но и здесь рассуждения преп. Нила служат лишь косвенным подтверждением того, что внутреннюю сторону нравственной деятельности он ставил неизмеримо выше внешней. Так, он избирает из трех видов устроения «иночьскаго жительства» «средний путь» – скитство, «еже с единем или множае с двема братома житие», 1322 потому что он лучший – «ключимейший» 1323 для достижения умной молитвы, которая «высочяйши всех деланий». 1324 Он требует, чтобы иноки «от праведных трудов своего рукоделии и работы» приобретали себе «дневную пищю и прочаа нужныа потребы», 1325 лишь в крайних случаях обращаясь к милостыне, 1326 и требует, конечно, по тому, что противоположный способ содержания, т. е. вотчиновладение, вовлекая монахов в «съплетениа, яже к миру», совершенно удаляет их от «начала чистоты душевной», безмолвия, 1327 без которого не мыслима умная молитва. 1328 Преп. Нил Сорский запретил, не говоря уже о —75— келиях, всякие украшения как самого храма, так и принадлежностей его, 1329 потому что, принимая во внимание вообще немощь человека и в частности склонность ума к рассеянию 1330 для инока далеко не безопасно «чудитися делом человеческих рук и о красоте зданий своих величатися». 1331 Из внешних подвигов, в которых в древней Руси полагали сущность аскетизма, преп. Нил Сорский говорит в своем уставе только о посте (точнее – «о мере, времени и различии пищи») и о «молитве усты». Заслуживают внимания следующие общие замечания Устава относительно количества и качества принимаемой иноком пищи: «от всех обретающих(ся) 1332 брашен сладких приимити по малу се есть смысленых разсужение… а не ова избирати, оваж отличати, да и Бог благодарится и не высимое души исправляется. Сице бо възношениа избегнем, и добраа сътворениа Божиа не възгнушаемся». 1333 Во всяком случае не должно принуждать себя к такой пище, которой организм не выносит или по «немощи» или по причине естественного отвращения. Не следует, – говорит Василий Великий , – обращать в орудие борьбы с телом пищу, назначение которой – его укреплять. 1334 По Уставу вопрос «о мере пищи» есть вопрос о значении пищи для тела, которое по идее должно быть послушным орудием души при достижении высоких целей нравственного совершенства. Но это нормальное взаимоотношение между телом и душою обычно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

тако Божие Слово – вся похоти. Тем, егда 1323 похоть в человеце въстает, книги святыя скоро да читает. Абие похоть будет отсеченна мечем всеострым Слова Божественна. 13 Иаков святый зерцалу равняет Божие Слово, яко содевает 1324 То 1325 человека 1326 немощь свою знати, аки в зерцале лице созерцати. И яко вещи, прямо положенны, во сткле зерцалном бывают виденны. Тако во Слове воля Божественна верным бывает Словом изьявленна 1327 . И еще, яко огнь ся возжигает от зерцал неких, егда возсияет ю Солнце лучами си 1328 остро на тая. тако проповедь есть божественная, Словом Божиим пламень раждающа любве святыя 1329 , и просвещающа. 14 Соломон мудрый врачество 1330 свершенно глаголет быти Слово Божественно. Ибо всяк недуг в душах 1331 устрабляет, яко врачевство тело исцеляет. 15 1332 Бедство болному, аще врачбы презирает, вящшее – грешну, егда Слова не слушает Божественнаго, еже весть целити, от смерти душы в живот возвратити. 16 Благо есть Слову Божию внимати и присно в уме своем содержати Божие Слово, есть бо ума пища, як плоди земля суть пажит сирища Убо, яко же, внегда не сваряет пищы сирище, или изметает, Знамя известно смерти близу быти. хотящей тело червми расточити, Тако умови, Слова не держащу Божия, судом добре не варящу, Смерти есть знамя душы человека, червей, хотящих ясти во век века 1333 17 Многих вин ради Слово Божественно возможет быти воде подобленно. Во-первых, вода жажду утоляет и пламень огнен силно угашает. Подобне Словом Божиим творится, жажда душевна во людех толится И пламень страстей угашен бывает, им же множество людей исчезает. Паки, водою всяка вещь чистится, а Словом душа нескверна творится. Еще, повнегда вода напояет нивы собою, плодны содевает. Слово же душы, яже орошает, добродетелми плодны содевает. Еще, во воде мощно себе зрети, и кто каков есть лицем, разумети. В Божием Слове леть есть совесть знати, лице душевно и скверны 1334 чищати. Наконец, яко воду возмущает, кто в ней ногама землю воздвизает. Тако и Слово Божие смущают, иже неправо толк ему творяют.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1324 . Polyzogopoulos Th. The anthropology of Diadochus of Photice// Θεολογα. 1984. 55. 1072–1101. 1325 . Quasten J. Diadochus of Photice//Quasten. Patrology-3 4 .308). 509–513. [Библ.]. 1326 . Rothenbäusler M. La doctrine de «théologie» chez Diadoque de Photiké//Irénikon 1937. 14. 536–553. 1327 . Rothenbäusler M. Zur asketischen Lehrschrift des Diadochos v. Photike//Heilige Überlieferung. Festgabe Ildefons Herwegen. Münster 1938. 86–95. 1328 . Skordas E. νηπτικ θεολογα το Διαδχου Φοτικς. θναι 1976. 1329 . Stiemon D. Diadoque de Photicé//DHGE 1960. 14. 374–378. 1330 . Vitunis I. ρασις το γου Διαδχου πισκπου Θωτικς// Να Σιν. 1909. 9. 247–254. Марк Подвижник CPG 6090–6102; DThC 9. 1964–1968; DS 10. 274–283 [bibl.] Об авторе ничего не известно, помимо не внушающих особого доверия сведений Хроники Георгия Амартола. Нек-рые исследователи отождествляют преп. Марка Подвижника (V в.) с Марком Египетским пустынником (ср. BHG 2246), но эта гипотеза маловероятна. Сочинения [Духовные слова] (CPG 6090–6100; CPGS 6094, 6101) Лучшее крит. издание (из проанализированных 40 рукописей учтено в аппарате 18) с новым франц. пер.: 1331 . Marc le Moine. Traités/Intr., texte critique, trad., notes et index par Durand G.-M. de. P. 1999. 1. 415. (SC 445). [Слова 1–5. Слова 1–2 и 5 вошли в «Добротолюбие " ]. 2000. 2. 378. (SC 455). [Слова 6–10. Слово 9 «О посте» принадлежит, по-видимому, монаху Маркиану, а не Марку Подвижнику ]. Древний лат. пер. 1-го слова: 1332 . Kaczynski В. М. A IX th -century Latin translation of Mark the Hermit’s Περ νμου πνευματικο (Dresden, Sächsische Landesbibliothek, Mscr. A 145b)//BZ 1996. 89(2). 379–388. Существуют также сир. и араб. древние переводы. Нем. пер.: 1333 . Marcus Eremita. Asketische und dogmatische Schriften/Eingel., übers. und mit Anmerk. versehen v. Hesse O. Stuttgart 1985. (Bibliothek der griechischen Literatur. 19). Fitschen К.//ViC 1990. 44. 207–208. Рус. пер.: 1334 . 1) o. Герасим Павский //ХЧ 1821. 3. 237 сл. глав], 267 сл. [О тех, которые думают...], 1828. 29. 14 сл. [Разговор ума...], 1834. 2. 250 сл. [О посте]. 2) Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. М. 1858. [Из пер., подгот. в Оптиной пустыни]; 2 Сергиев Посад 1911. 199. [Слова 1–10. Слова 7 и 10 дан. издания принадлежат не Марку Подвижнику , но Макарию/Симеону («Макариевскому корпусу»); слова 8 и 9 соответствуют словам 7 и 8 критич. издания. Слова 9 и 10 критич. издания («О Мелхиседеке» и «О воплощении»=«Против несториан») отсутствуют в дан. переводе, однако слово «Против несториан» переводилось отдельно]. Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника , Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова . Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского м-ря 1995. 5–201.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010