Особенностью духовного компонента является то, что он достигает своей цели - исцеления всего человека - через его преображение, как говорят православные апологеты, с помощью Божественных энергий, при синергии Божественной и человеческой воли. «Духовный - скрывающийся под видимым, таинственный» таким образом, под видимыми священнодействиями и обрядами посредством благодати происходит « преобразование внутреннего человека » В современной православной богословской традиции под Таинством « понимается особое действие Промысла Божьего на верующих, в силу которого благодать Божия преображает верующего человека, обновляет его природу и личность » Совокупность элементов, входящих в духовный компонент, можно определить как направление во врачевании души с помощью православной психотерапии, потому что все средства, которыми пользуется Православие, да и вся ее основная цель заключается в том, чтобы исцелить человека и направить его к Богу. « Православие, наряду с другими его определениями, можно назвать медицинской наукой и курсом лечения. Однако оно явным образом отличается от других психотерапевтических методик, поскольку в центре его стоит Богочеловек, а не просто человек, и поскольку оно достигает своей цели не с помощью человеческих методик, но благодаря помощи и действию Божественной благодати » Термин православная психотерапия имеет и научное обоснование. Как указывается в «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д. Карвасарского, «...православная психотерапия - совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная). Выделяемая в самостоятельное направление, православная психотерапия определяется с религиозно-конфессиональной тональностью, потому что в ее основе лежат опытно-теоретические знания православной антропологии, гомилетики, аскетическое и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого Евангелия. При полном принятии значения совокупности клинических, психологических, социальных и биологических факторов опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и учителей Церкви, запечатленное в их творениях, содержит категории и понятия, которые отличают его от аналогичной области знания как от современной научной психотерапии и психологии, так и от инославных религиозных систем »

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/...

Наиболее прискорбно то, что это «новое виноделие» уже возведено в разряд науки, и многими «исследователями» получены ученые степени на внедрении новых упрощенных способов производства и хранения вина и коньяка, которыми успешно пользуется наша современная промышленность. Основоположник консервации и микробиологии великий ученый Луи Пастер в гробу, наверное, перевернулся бы от деяний таких последователей. При нормальном развитии рынка нужна альтернатива, в виноделии же ее сейчас нет, так как всему голова - коммерция, извлечение прибыли. А традиции, соблюдаемые тысячелетиями, не способны выживать в современных условиях и, вероятнее всего, будут утрачены. Альтернатива в зародыше все-таки есть - это новая технология, позволяющая предоставлять человеку вино и коньяк непосредственно из дубовых бочек в биологически активном состоянии, минуя стадию бутылки, и способная конкурировать по себестоимости с «коммерческим» вином и суррогатами. Сама по себе технология в винодельческой отрасли является революционной, а произвести революцию в отрасли «строгого режима» практически невозможно, нужна воля государства, как надзирателя и блюстителя порядка. Плюс ко всему у нас нет системы внедрения изобретений и новых технологий. С первых шагов внедрения изобретателя пытаются сразу подогнать под старые стандарты, при такой политике все новое обречено уравняться со старым. У нас сотни Биллов Гейтсов, но проявиться они могут пока только в Америке, так как там - очень грамотная государственная система внедрения изобретений и новых технологий. Как быть? Проблема алкоголизма существовала в европейских странах, и ее решали не запретительными мерами и не жестким регулированием рынка, а разумной просветительской работой. Делали доступными по цене качественные виноградные вина и коньяк, которые не вызывают зависимости и не толкают людей на безумные преступления. А у нас цены на вино, которое не попадает под сомнение по качеству, составляют от за бутылку. Так получается, что выгоднее купить 5 бутылок водки, а куда потом «крышу снесет» - это уже второстепенно. Результат такой же, как и с курением, - везде показан вред от курения, альтернативы - никакой, и многие продолжают курить, зная, как это вредно.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/07/...

Рассматривая организацию епархиального управления накануне церковных реформ Александра II, мы видим, что в нем, в сравнении с первой четвертью XIX в., произошли серьезные изменения. В результате ряда шагов, предпринятых Протасовым в конце 1830-х гг., оно уподобилось высшему светскому, т. е. перешло под контроль государственных чиновников – обер-прокурора и его подчиненных – в результате принятия так называемого Устава духовных консисторий. Граф, инициировавший составление Устава, ссылался тогда на то, что органы епархиального управления испытывали трудности в принятии решений из-за отсутствия свода по административному праву Церкви 184 . Действительно, после утверждения Духовного регламента было издано множество актов, которые не только исключали в ряде случаев предшествующие, но стали попросту недоступны чиновникам, усиливая путаницу в принятии обоснованных решений. В докладе Николаю I Протасов отмечал, что его целью являлось установление единства делопроизводства и контроля за деятельностью канцелярий: «Положены повсюду единообразные правила суда и управления», по образцу синодального 185 . Устав, введенный в качестве эксперимента в 1838 г. и утвержденный 27 марта 1841 г. (действовал до 1883 г.), стал нужным и полезным руководством для епархиальных властей. Однако работу над ним Протасов использовал для упрочения собственного контроля над местным управлением 186 . Консистории перестали быть канцеляриями архиереев, а приобрели функции надзора за преосвященными и ограничили их власть. Это очень важное обстоятельство прошло мимо внимания историков, которые по традиции, относящейся еще к XIX в., видят во введении Устава 1841 г. противопоставление архиерею лишь секретаря консистории 187 , действительно имевшее место: столкновения между ними – распространенное явление церковной жизни середины XIX столетия 188 . Чтобы разобраться в настоящем положении дел, рассмотрим организацию епархиального управления. Устав определял духовную консисторию как «присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской Церкви, именуемом епархией» 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Что могут с этим сделать родители? – Начинать делать надо, конечно, еще в начальной школе. Родителям небольших детей можно посоветовать, во-первых, не форсировать начало чтения. Часто не любят читать дети, чьи родители с пяти лет пытались сделать так, чтобы ребенок зачитал, и делали это явно раньше того момента, когда он для этого созрел, давили на него, заставляли, а потом, когда он научился читать, в 7-8 лет родители успокоились, бросили семейное чтение, поняли, что у них уже читающий ребенок, но от технических навыков чтения до автоматического самостоятельного чтения еще очень много шагов. То есть нужно очень сильно поощрять чтение в начальной школе и в 5-6-м классе, пока ребенок не начал активно созревать, поощрять всем, чем можете. Нужно сохранять традицию семейных чтений. Детям, у которых период трудностей с созреванием, дислектикам, дисграфикам и детям с минимальной мозговой дисфункцией закачивать хорошие, полные версии аудиокниг. Приложите все усилия, которые в вашей семье возможны, чтобы ребенок все-таки зачитал, потому что от этого очень сильно зависит его успех в средней и в старшей школе, хотя есть такое ощущение, что школьная программа постепенно адаптируется под нечитающих детей. Ну и, конечно, желателен словесник или историк, который сумеет каким-то образом повернуть ребенка к чтению, и очень важно окружение сверстников. Если у ребенка есть хотя бы 1-2 читающих друга, это уже очень сильно повышает шансы, что чтение все-таки сдвинется с места. Еще одна замечательная мера, стимулирующая чтение, – лето или вечера без интернета. Я знаю семьи, где в 20.00 или в 19.30 выключается роутер и ребенок оказывается без вай-фая, и вся семья тоже. И последнее. Если взрослый ходит и сидит с книгой, а не со смартфоном, то шансы вырастить читающего ребенка очень высоки. Реальность такова, что мы читаем в основном с экранов читалок и смартфонов. А ребенок не понимает, сидим ли мы в соцсети или читаем книжку. Возьмите сами бумажную книгу. – В средней школе в большей степени, чем в младшей, проявляются сложности в отношениях со сверстниками, изгойство. С проблемами буллинга (от английского bulling – психологический террор, травма. – Ред.) сегодня можно столкнуться уже и в начальной школе, но максимум этих проблем – это 5-7-й класс, когда еще очень сильно работает «закон джунглей», и при этом дети уже довольно сильные и никакой собственный опыт их пока не смягчил. Родители могут об этом и не знать, но в этом возрасте вся самооценка, эмоциональный комфорт, ощущение себя формируются коллективом и очень сильно влияют на учебу.

http://pravmir.ru/9-tipichnyih-problem-d...

Французское ополчение собиралось в Меце, немецкое – в Регенсбурге. Задолго до срока все дороги в этих городах были буквально запружены народом. Сбор воинов и передвижение их совершались в полном порядке намного искуснее и осмотрительнее, чем прежде. Но пока что, а денежные средства были скудны. Добровольных пожертвований было далеко не достаточно. Людовик VII прибегнул к займам, к налогам. Ремесленники, земледельцы – все были обложены новыми поборами, и это возбудило во всех глубокий ропот, потому что жить трудящемуся люду было и так тяжело. Больше всех во втором крестовом походе поплатились духовенство и евреи. Когда настало время выступать в поход, Людовик VII отправился в Сень-Дени получить орифламму – хоругв, и папа Евгений III сам передал королю знаки паломничества: посох и котомку. Во Франции, за отсутствием короля, правление оставлено было на попечение аббата Сугерия, в Германии – аббату Корбейскому. Стотысячная армия французов выступила из Меца и пошла через Германию к Константинополю, где должны были с ними соединиться ополчения немцев. Путь был выбран Карла Великого и Готфрида Бульонского, потому что он считался теперь традиционным путем для передвижения крестоносных ополчений. Немцы выступили в крестовый поход первыми, летом 1147 года; несколько недель спустя, тронулись в путь и французы Людовика VII. Византийцы заранее уговорились с немцами, чтобы те не тревожили и не опустошали их владений, за что они обязались помогать им продовольствием; но с французами с первых шагов император Мануил не поладил. Он потребовал от них обещания передать ему все прежние области Византии, которые будут завоеваны в будущем французами. Конечно, последние восстали против этого, и отношения между ними и греками сразу обострились. На Востоке же в то время в среде крестоносцев происходило вот что. За три года перед тем византийцы одержали ряд побед над магометанами. Если бы крестоносцы в то время поддержали их, – магометане были бы, в конце концов, разбиты совершенно. Но тут-то и началась невообразимая путаница в отношениях христиан к сельджукам и между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автор: Евгений Владимирович Храповицкий. Источник текста: http://akafist.narod.ru/V/Varahiil.htm Комментарии: Доступна интернет-публикация, печатные издания неизвестны. Как видим, акафисты Ангелам, при всей их немногочисленности, отличаются изрядной пестротой: здесь есть тексты на греческом, церковнославянском и румынском языках; некоторые акафисты имеют давнюю историю и значительное число редакций, другие созданы недавно и существуют лишь в интернет-пространстве. Недостаточно изученным остается вопрос о соотношении ряда текстов, в частности, о текстологической истории наиболее известного из акафистов Бесплотным Силам – акафиста Архангелу Михаилу. Большой проблемой для гимнологии вообще и для акафистоведения в частности является авторство. Создаваемый нами каталог – один из первых шагов в области исследования текстов данного жанра. Хочется надеяться, что наша каталогизация послужит толчком к более интенсивному изучению акафистов. Условные обозначения Акатисти: Акатисти. Кн. 1. Сб. с 50 акатиста към Господа, Пресвета Богородица, Свети безплътни небесни сили и светиите/Прев, от църковнославянски език. Света Гора Атон: Славянобългарски манастир «Св. Вмчк Георги Зограф», 2006. Акатистник: Акатистник. Молебни пения. Велик канона на св. Андрей Критски. Пловдив: Изд-во на Пловдивска духовна семинария, 1998. 364 с. Акафистник 1993: Акафистник. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. 2. Попов 1903: Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование Алексея Попова. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1903. Раздел VI. История Церкви Модернистские тенденции в Русской Православной Церкви в начале XX века Священник Кирилл Краснощеков, кандидат богословия Обновленчество, не как раскол, а как определённая модернистская тенденция в лоне Русской Православной Церкви, зародилось ещё в начале XX века. У возникновения этого движения были как объективные, так и субъективные причины. К первым относятся нерешённость застарелых проблем, вызванных двухвековой зависимостью от светской власти, социальные потрясения того времени и ослабление единства русского народа в предреволюционные годы. К субъективным причинам церковного модернизма мы относим пренебрежение церковной традицией, стремление к радикальному обновлению богослужения и всего исторически сложившегося уклада и канонического устройства церковной жизни, а также политическую ангажированность определённой части русского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с этим он отметил, что «острая полемика о программе «12 шагов» должна уйти в прошлое». Эта методика работы с зависимыми доказала свою эффективность. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер. Опыт показывает, что она не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека, поэтому нет необходимости уделять ей в тексте концептуального документа особое внимание. Все вновь создаваемые методики церковной реабилитации, по словам выступавшего, несомненно должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви. Представитель Государственного Антинаркотического Комитета (ГАК) И. Золкин в своем выступлении отметил, что в настоящее время налажено «беспрецедентное сотрудничество государства и Церкви по проблеме реабилитации наркозависимых», и заявил, что «концепция церковной реабилитации своевременна и крайне полезна». Руководитель Отдела реабилитации Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ Т. Дудко затронул практические вопросы сотрудничества государства и Церкви в деле противодействия наркомании, в частности, проблему компетентности врачей и наркологов в области религии. Он подчеркнул, что важную роль в реабилитации наркозависимых на приходах должен играть не только священник, но и психолог, и социальный работник. В последовавшей затем дискуссии о проекте документа участники круглого стала выделили положения, которые, по их мнению, требуют доработки. Так, руководитель реабилитационного центра «Обитель ТИЛь» М. Морозов выразил сожаление в связи с тем, что в документе не прописаны меры по профилактике наркомании. По его словам, церковная община — органичная среда для исцеления от зависимости. У невоцерковленных людей часто наблюдается эффект так называемого «возврата больного»: реабилитация закончена, социальные навыки возвращены, а «душа засыхает без Духа Божия», и тогда могут быть рецидивы. М. Морозов отметил, что сам неоднократно был свидетелем необыкновенного преображения зависимого человека после исповеди и причастия.

http://pravmir.ru/v-cerkvi-obsudili-cerk...

В Москве прошел съезд российских монархистов Москва, 29 мая 2006 г. 27-28 мая 2006 г. в Москве провел работу VII съезд Российского Монархического общественного Движения, объединяющего организации и представительства по всей России сообщает Пресс-служба Российского Монархического общественного Движения. Движение было создано 5 сентября 1999 г. и официально зарегистрировано в органах юстиции РФ. Основными принципами деятельности Движения являются: Легитимность - приверженность Российским Законам о Престолонаследии и верность Главе Российского Императорского Дома Ее Императорскому Высочеству Государыне Великой Княгине Марии Владимировне. Движение, считая себя организацией правого идеологического и политического крыла, является противником политического экстремизма, ультраправой идеологии и отрицает какие-либо радикальные, фашистские, националистические методы и лозунги. Движение считает одной из важных стратегических задач вывести монархическую идею и идеологию на серьезный политический уровень обсуждения. Движение считает необходимым более активно участвовать в формировании мнения российского народа в вопросах монархической идеологии, правдивого освещения деятельности и статуса легитимного Российского Императорского Дома в современной России. Движение считает необходимым инициировать дальнейшую работу по развитию монархической идеологии, опирающейся на исконные традиции прошлого, но устремленной в будущее. Основной стратегической задачей первого этапа деятельности Движения является создание условий для реального возвращения в Россию и придания официального статуса Российскому Императорскому Дому. Российские монархисты рассматривают это как один из первых шагов на пути покаяния, исторической справедливости и восстановления правопреемственного пути развития современной России. На съезде, после доклада Председателя Президиума Российского Монархического общественного Движения обсуждались формы работы российских монархистов в контексте современной общественно-политической ситуации в России, расширение региональной структуры Движения, взаимодействия с общественными, государственными и церковными организациями, поддержка общественных инициатив в поддержку Российского Императорского Дома.

http://pravoslavie.ru/17541.html

Похоже на подготовленный по заказу комментарий к статье, никакого отношения к вопросам о " 12 шагах " не имеющей. Во-первых. Цитата: центр не Православный (не религиозно ориентированный, по 12 шаговой программе). Читайте статью священника Максима Плетнёва " Программа " 12 шагов " как религиозное явление " : http://www.rusk.ru/st.php?idar=113629 . Там всё грамотно разъяснено по данному вопросу. Во-вторых. Цитата: Ребята многие тянутся к Церкви, к общению с нашими батюшками, но вот как подойти, поймут ли... Поймут, конечно. Если человек после прохождения программы " 12 шагов " придёт в храм (что маловероятно, поскольку после размывания понятия о Боге, о Святой Троице, о Христе в расплывчатый образ мифической " Высшей Силы как мы её понимаем " , сделать это чрезвычайно трудно) и осознает всю степень своей греховности + поймёт, что " 12 шагов " - путь в никуда и в этой программе нет исцеления и спасения для души, покается=то он в итоге с Божией помощью может стать православным христианином. Но, повторюсь, после прохождения " 12 шагов " сделать это ГОРАЗДО труднее, нежели если бы страждущий сразу обратился в Церковь за помощью к священнику. В качестве подтверждения моих слов фрагмент доклада протоиерея Сергия Белькова, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии, на секции " Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи " на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 2006 год: " Стоит затронуть, прежде всего, вопрос, о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер " 12 шагов " . При этом понятие " духовность " не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, псевдо-религиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово " духовность " . Наркозависимые и алкоголезависимые люди, конечно же, нуждаются в духовной поддержке и ищут ее, но " духовность " программы " 12 шагов " настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа. "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

- Что или кто именно стоит за термином " Высшая Сила " каждый из участников движения выбирает сам. Отсутствие догм в этом вопросе принципиально (этакий суперэкуменизм). - В основе религиозной практике движения " Двенадцать шагов " - АА, АН лежит личный религиозный опыт (не огражденный догматами) и подчинение смутной " Высшей Силе " . (Данная практика может привести к глубоким духовным повреждениям.) Как же относится к этому явлению верующему человеку? С осторожностью. Понимая, что перед ним оригинальный и своеобразный культ, может быть (из-за богословской безграмотности) в полноте неосознаваемый самими организаторами и участниками. Культ, хранящий в себе определенные духовные опасности. Современное отношение к движению АА, АН наркозависимых в России можно сравнить с отношением к йоге в 80-х годах XX столетия советской интеллигенции. Тогда многие бросились заниматься йогой в поисках здоровья и духовного обновления, толком не осознавая, что они, по сути, столкнулись с индуизмом. Теперь наркоман приходит в группу АН в поисках трезвости, а ему предлагают поклонение смутной " Высшей Силе " . Ко времени окончания статьи, в свет вышло два издания напрямую касающихся обсуждаемой темы: " Сладкий плод горького древа " иеромонаха Ионы (Займовского) и " Выход есть! " (автор обозначил себя как " мирянин Александр " ). Ознакомившись с этими изданиями можно говорить о том, что на сегодня существует некоторая группа священнослужителей и мирян активно поддерживающая и пропагандирующая движение " Двенадцать шагов " . Девятый год автор этой статьи непосредственно участвует в деле церковного душепопечения наркозависимых. За это время мое отношение к программе " Двенадцать шагов " менялось. В начале я был во многом согласен с мыслями иеромонаха Ионы. Я считал, что возможно и необходимо Церкви духовно окормлять движение " Двенадцать шагов " , практически ничего в этом движении не меняя. Сегодня я к такой возможности отношусь глубоко пессимистично. Не только из-за того, что программа " Двенадцать шагов " не соответствует церковной традиции. У меня создалось впечатление, что и сами организаторы движения АА, АН не стремятся к церковному окормлению. Вот, что по этому поводу пишет Терри Вебб в главе " Защита от жучков: игнорирование любых сект или деноминаций " : " Выздоравливающие химические зависимые и члены их семей считали, что если они помогают друг другу, то должны оставаться независимыми (традиция 4) и финансировать себя сами (традиция 7)... церковь часто пытается контролировать нас, когда предлагает нам что-то бесплатно. Внеконфессиональная и независимая природа групп АА защищает их и дает им возможность помогать людям, не связывая себе рук "

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/26/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010