28-29). «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин 6. 39). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6. 54). V. Этика С первых шагов Своего общественного служения Иисус Христос обращается к людям, возвещая им Е. Евангелист Марк приводит ключевые слова Е.: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1. 15). В этом призыве современники Иисуса Христа видели осуществление пророчества Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» …Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис 52. 7-9). Вдохновляемый древними пророчествами иудейский народ жил надеждой на торжество Божественной славы, когда исчезло бы все, что мешало верующим исповедать Бога их единственным Господом. На фоне этой надежды Иисус Христос возвещает пришествие Царствия Божия. Весть о пришедшем эсхатологическом Царствии Божием была ошеломляющей. Проповедь Иоанна Крестителя возвещала Израилю беспощадный Суд (Лк 3. 7-9); в этой проповеди он называет народ «порождениями ехидниными». Иисус Христос также называет его родом «неверным», «прелюбодейным и грешным» (Мк 9. 19; 8. 38), тем не менее Он возвещает народу не Суд, но спасительное Царствие Божие. Условием вхождения в это Царство являются покаяние и вера в Евангелие (Мк 1. 15). При этом покаяние понимается через следование за Иисусом Христом. Весть Иисуса Христа о наступлении эсхатологического Царствия Божия и призыв к вхождению в это Царство через покаяние составляют основу евангельской этики. Покаяние и Царствие Божие (или Небесное) - 2 важнейших понятия синоптических Евангелий (традиция Евангелия от Иоанна пользуется неск. иной терминологией). При этом слова μετανοω (каяться) и μετνοια (покаяние) встречаются гораздо реже, чем слово βασιλεα (царствие): слово «царствие» встречается в Евангелии от Матфея 57 раз, в Евангелии от Марка 20 раз, в Евангелии от Луки 46 раз и в Евангелии от Иоанна 5 раз; слово же «покаяние» и однокоренные с ним слова - 7 раз в Евангелии от Матфея, 3 раза в Евангелии от Марка, 14 раз в Евангелии от Луки и ни одного раза в Евангелии от Иоанна.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Апостол Павел пишет о себе, что раньше, до встречи со Христом, он был гонителем Церкви: «Вы слышали о моем прежнем образе в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил во мне открыть Сына Своего.». — И далее апостол повествует о своей новой миссионерской жизни во Христе. Иногда спрашиваешь себя: не является ли натяжкой, искусственностью, дерзостью постоянно сравнивать события и даже персонажей Божественного Откровения и Священного Предания с программой исцеления от алкоголизма? Нет, не является. Ведь Бог часто открывается не в славе своей, не в грозном великолепии, а в чем-то простом и незначительном, например, в оборванном нищем пьянице, который стоит утром возле трамвайной остановки с протянутой рукой. Ведь это я, каждый из наших братьев и сестер по АА, если внимательно приглядеться. Но это и Христос под видом жалкого алкоголика стучится в мое сердце. Тогда я понимаю, что меня отделяет от этого пьяницы совсем немного, только одна рюмка. Если раньше до АА, я своей жизнью позорил и гнал Христа, то теперь я сделался апостолом трезвости, чтобы оставаться трезвым и помогать другим достигать трезвости. В каком-то смысле, я вынужденный апостол, потому что если я не буду свидетельствовать о трезвости, я с трудом буду оставаться трезвым. «Нам известно, что успехов добиваются только те алкоголики, присоединившиеся к АА, которые осознали свою ужасающую слабость и все ее последствия. Пока в этом вопросе алкоголик не познает смирение, его трезвость — если и есть какая-либо — будет ненадежной. Он не найдет настоящего счастья» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 27). Настоящее счастье трезвой жизни для меня — это не быть только физически трезвым, но жить полноценной и осмысленной жизнью. Со Христом и во Христе. Сегодня память преподобной Мелании Римляныни, которая жила в I веке и всю свою жизнь посвятила делам милосердия и подвигам. Сейчас на дворе век XXI, но как и 20 веков назад я могу обратиться ко Христу, пригласить Его стать моим Другом, войти в мою жизнь. Когда на собрание АА приходит новичок и темой становятся три первых шага, группа оживает. Вспоминается духовный принцип — основа Первого Шага — смирение, благодаря которому я остаюсь трезвым по сей день. Господи, научи меня знать свою меру и надеяться на Твою милость. 14 января. Обрезание Господне ( Кол.2:8-12 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В городке, который я часто посещаю во время своих лекционных поездок, рядом с моим отелем есть молитвенное место. Каждое утро я наблюдаю, как тысячи людей, проходя мимо скульптур божеств, останавливаются, складывают руки в молитвенном жесте и удаляются. Многие из выполняющих положенный ритуал отходят на несколько шагов и замирают, высматривая туристов, которых можно было бы обмануть. Они торгуют порнографией, предлагают услуги проституток, продают подделки товаров известных фирм. Их день заполнен нелегальным и аморальным бизнесом. Я никак не мог соединить их привычку к поклонению со скандальным бизнесом и в результате пришел к выводу, что лицемерие – лучший термин для характеристики их религиозной жизни. Мне кажется, это оттого, что их «духовный нерв» заканчивается где-то в области шеи, не позволяя духовности «фильтроваться» в сердце, ноги и руки. Их жизнь состоит из отдельных блоков, совершенно не связанных между собой. Их поведение в молитвенном месте – дань сверхъестественному и традициям, а бизнес – дань наживе. Они обманывают других без зазрения совести. Но если кого- то из них уличат в оскорблении молитвенного места, его жизнь будет в опасности. Такова суть веры тех, кто отдает традиционную дань Богу, но был бы очень удивлен, если бы Бог явил им Себя. К такой банде храмовых обманщиков пришел и Иисус. Его поведение вызвало беспрецедентную ненависть. Людей шокировали слова Иисуса о храме, как Доме Отца Его. Те события запали в души уверовавших в Него и утвердили Его противников в необходимости расправы с Ним. Ученики вначале наблюдали за происходящим во дворе храма, сильно нервничая. Но Евангелие говорит, что затем голос из прошлого пронзил их сердца и освежил память. Они вспомнили стихи из псалмов царя Давида, написанные тысячу лет назад: «Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» ( Пс. 68:10–11 ). Они поняли, что в Иисусе было воплощено то предсказание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

Вдохновенные евангельские слова Христа Господа: «Смотрите, берегитесь любостяжания, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться… Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь… Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам». Когда я трезв, я не одинок. Даже если я наедине с собой, я не ощущаю давящего одиночества, мне спокойно и хорошо. И это происходит потому, что я чувствую близость и помощь Божию. Уходит страх, тревога и беспокойство. Я нахожусь «здесь и сейчас», я принимаю себя со своими недостатками, привычками и комплексами. Тогда слова Спасителя: «Не заботьтесь», — перестают быть только призывом и недосягаемым идеалом, а становятся частью моей жизни. Мне не надо заботиться о том, каков я? Хорош? Плох? Я запутаюсь в оценках и в любом случае буду неправ. Мне надо заботиться только о том, чтобы Господь пребывал в моей жизни. На первый взгляд в такой жизни всё просто и буднично, но сколько красоты скрывается за внешней простой формой. Благодаря 11-му Шагу я начинаю видеть глубину там, где прежде видел только скуку. Мне смешно, когда я вспоминаю свои прежние мысли о том, что трезвость — для слабаков и зануд. Та яркость, которую придавал моей жизни алкоголь сейчас не стоит для меня ничего, потому что в ней нет ничего настоящего. Но новый взгляд достигается не просто так: «Мы, члены АА, люди активные: мы получаем удовольствие от решения жизненных задач, пожалуй, впервые в нашей жизни, и пытаемся оказывать действенную помощь тем алкоголикам, с которыми нас сталкивает жизнь. Неудивительно потому, что мы часто с пренебрежением относимся к серьезной медитации и молитве, считая их необязательными» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 109). Такое пренебрежение превращает внешнюю активность в пустышку. Сегодня я читаю житие ныне празднуемого святителя Павла, патриарха Константинопольского. В нем рассказывается об исповедническом подвиге святителя, и я твердо понимаю одно: когда я приглашаю в жизнь Христа, мои собственные страдания, падения, срывы и скорби в выздоровлении, обретают смысл и цель. Святой Павел жил в IV веке во времена распространения арианской ереси. Он неоднократно изгонялся с константинопольской кафедры и закончил свой исповеднический подвиг в ссылке в Армении, в городе Кукузе, где принял мученическую кончину. Однажды, когда патриарх совершал Божественную литургию, в храм ворвались ариане и задушили Павла его омофором. Это произошло в 350 году. Господи, по молитвам святителя Павла, даруй мне мужество в моем маленьком подвиге выздоровления и укрепи меня в верности Тебе. 20 ноября. Литургическое чтение: 1 Тим.1:8-14

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. А без веры угодить Богу невозможно. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего» ( Евр 11 ;.1:3, 6–7). Я верю, что моя новая, трезвая жизнь угодна Богу. Даже тогда, когда она кажется бессмысленной и бездарной. Бывают периоды, когда вдохновение и радость практически отсутствуют, молитва идет с трудом, жизненные обстоятельства не радуют; действительность становится скучной, однообразной. В это время помогает вера, которая творит нашими руками чудеса. Особенно помогает преодолеть жизненные трудности и укрепить ослабевшую веру забота о других, которая может выражаться и в молитве, и в действиях. В книге «12х12» рассказывается история Эдди Рикенбакера, самолет которого рухнул в океан, и ему, спасшемуся от смерти вместе с товарищами, пришлось еще раз спасаться на «утлой посудине», оказавшейся далеко в океане: «Каждый должен думать о других, а все вместе они должны сохранять веру, чтобы обрести силу. И они обрели ее в достаточной мере, чтобы преодолеть все на своем пути — все дефекты своей утлой посудины, все испытания неопределенностью, болью, страхом, отчаянием и даже смерть одного из своих товарищей» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 145). Мы все, выздоравливающие пьяницы, в чем-то подобны Ною и Эдди Рикенбакеру: движимые верой и отчаянием мы вышли из места отверженности и смерти, сели на свою утлую посудину и отправились в неизвестность. В минуты боли и уныния помогает вера в то, что я не один, что по всему лицу земли в небо поднимается вопль трезвеющих алкоголиков. Сегодня Святая Церковь воспоминает преподобного Феодосия Великого, который жил на рубеже VVI вв. и был основателем общежительных монастырей. По завету преподобного, основанный им первый монастырь нес служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам. Наше братство АА — это тоже своего рода обитель, обитель трезвости. Содружество АА выживает в этом мире, растет и развивается благодаря единству и особой заботе об отверженных и потерянных гордых пьяницах. Господи, молитвами святого Феодосия помоги мне соблюдать наш устав — принципы и традиции АА, помоги нам в нашем плавании. 25 января. Память мученицы Татианы ( Мк.9:33-41 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Гедонизм (от др.-греч. «δον», «hedone» - «наслаждение», «удовольствие») - это этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Гедонизм есть следствие секуляризации религиозного понимания человека как тримерии «тело-душа-дух», в результате чего телесность и связанные с ней потребности выступают на первый план. Христианская ориентация на трансцендентное, высшее, надтелесное начало в человеке задает иную иерархию ценностей: на первый план выдвигается дух, и остальные составляющие человека рассматриваются в зависимости от духа. Благом признается то, что возвышает, освобождает дух, злом - то, что умаляет дух, искажает и разрушает его, ставит в зависимость от низших по иерархии материальных структур Таким образом, с точки зрения традиционного христианства любая зависимость есть порождение греховной страсти - зло, порабощающее дух. Соответственно, человек, пребывающий в рабстве у страстей, является их рабом. Не имеет смысла питать никаких иллюзий на сей счет и здесь целесообразно называть вещи своими именами. Апостол Павел в своем Послании к римлянам из Евангелия так описывает это рабство: «...Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.... Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного... » Это описание универсально, так как применимо к любой страсти, или, иными словами, к любому психическому, читай - наркологическому расстройству. С психологической точки зрения культ потребления и доминанты гедонистических установок над социально желательными и одобряемыми - это компенсаторная деятельность духовно бедного индивида, реализующего через потребление свою свободу и свои творческие потенции как личности, ибо ни в какой иной форме сделать это он не в состоянии.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/...

Ежеминутно в мире произносится, печатается множество слов, и многие из них — пусты, безжизненны и бессмысленны. В прошлой жизни я говорил много и красиво, я любил ругнуть кого-нибудь, поспорить, поучить. Многословие было характерным проявлением моего алкоголизма и природной болтливости. Если я окружаю себя множеством слов, пустых, вредных и ненужных и, в первую очередь, сплетнями и спорами, ощущение цельности, Божией близости и трезвости уходит. Будто бы через рот выходит жизненная энергия, я опустошаю сам себя. Сегодня в послании Иакова речь идет о нашей способности к слову: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» ( Иак.3:2, 8-10 ). Склонность к спорам, к бесконечным прениям мешает выздоравливающему алкоголику двигаться вперед: «Как только я перестал спорить, я начал видеть и воспринимать. Именно тогда смысл Второго Шага медленно и осторожно начал входить в мою жизнь» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 33). Смысл 2го Шага — обретение «опоры», стержня, смысла, жизненной основы, любящего и всесильного Бога, с Которым мне не легко, но увлекательно выздоравливать. В АА я учусь слушать и слышать каждого человека, себя и Господа. Сегодняшний святой, Павлин Милостивый, епископ Ноланский (t431), в достаточно раннем возрасте был избран в сенаторы и стал губернатором области Кампани в Италии, но все оставил ради Христа. Его история учит меня самому главному — твердости и решимости в избранном пути. Вместе со старыми стереотипами придется оставить многие старые слова: мат, грубые резкие оскорбительные выражения, алкоголическую феню, с помощью которой собутыльники понимают друг друга с полуслова. Господи, по молитвам святителя Павлина, помоги мне сегодня избежать осуждения и празднословия, даруй мне найти достойные слова для того, чтобы говорить о трезвости. 6 февраля. Память блаженной Ксении Петербургской ( Мк.11:23-26 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» ( Мк.12:41-44 ). Как у алкоголика у меня низкий порог усталости, болевой порог, я легко раздражаюсь и обижаюсь. То, что здоровые люди делают автоматически, часто стоит мне больших усилий. Встать вовремя, рано лечь, в назначенный срок придти на встречу, сказать «нет», спланировать день и неделю — все эти, казалось бы, простые звенья, из которых складывается нормальная жизнь нормального человека, скрепляются у меня с большим трудом. История бедный вдовы — хороший пример того, что Господь оценивает поступки людей по своей мерке, а не по человеческой. Иногда, оценивая прошедший день, я ругаю себя за то, что так мало сделал, не выполнил собственный план. А, может быть, Господь бы меня похвалил, сказав: ты остался сегодня трезвым, да еще, к тому же, навел порядок в шкафу, купил нужную книгу и позвонил маме. Ты просто молодец! Господь милосерднее ко мне, чем я сам. Он ценит мои усилия, мои две лепты, не сравнивая их с усилиями других людей. И не ругает меня, если я допускаю ошибку. Я продолжаю день молитвой о душевном покое, я признаю свое бессилие на 100%. Безоговорочная капитуляция перед алкоголем, как ни странно, вдыхает в меня свежие силы и вдохновляет на трезвую и творческую жизнь. «Статистика показывает, что алкоголики почти никогда не выздоравливают, если они полагаются только на свои силы» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 27–28). Когда я вижу на группе АА десятки выздоравливающих пьяниц, каждый из которых признал свое бессилие перед алкоголем, 1й Шаг становится для меня не тюремной клеткой и унижением, а победой. Каждый мой день, прожитый согласно принципам АА — это моя лепта в сокровищницу вечности. Господи, помоги мне сегодня совершить ради Тебя 2 небольших добрых дела. И никому об этом не рассказывать. 18 января. Литургическое чтение: Тит.3:4-7

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы. мы. соделались наследниками вечной жизни» ( Тит.3:4-7 ). Раньше я думал, что Бог гневается на меня из-за моего алкоголизма. И не подает мне своих милостей. Главными словами в моих взаимоотношениях с Богом была пара слов — «вино» и «вина». А где вино, там и вина. Я понимал, что моих «дел праведности» хватает только на то, чтобы меня не убила молния, какое уж там излияние Святого Духа! Сколько раз я давал себе зароки, обещал Богу, что я навсегда брошу пить. Обычно такие решения приходили с похмелья или же когда приходилось расплачиваться за мои пьяные проделки. «Только выручи, — умолял я тогда Бога, — и я обещаю, что больше никогда не притронусь к проклятой рюмке!..» Я буду поститься столько-то дней, каждый день читать по столько-то глав из Евангелия. Я поеду в паломничество. Буду читать акафист «Неупиваемой Чаше» в течение 40 дней, а Ты избавь меня от пьянства». Но я продолжал погибать от пьянства. И продолжал созерцать молчаливого, сурового Бога, не довольного мной, моим поведением. Много времени прошло, прежде чем этот образ Бога-прокурора затрещал по швам. Освобождаясь от алкоголя и алкогольного мышления, накапливая «жизненно важный духовный опыт», я осознал, что не за какие-либо действительные или мнимые «добрые дела», Господь дал мне трезвость, а следовательно, и жизнь, но единственно, по Своей любви и милости. Как трудно принимать подарки незаслуженно! Готовясь к великому празднику Крещения Господня, я понял, что Таинства Евхаристии и Покаяния — это тоже незаслуженный дар. Бессмысленно рассуждать, достоин я или не достоин его, об этом пусть думает Бог. Господь приглашает меня на трапезу любви, я обязательно приду. Постараюсь быть в праздничной одежде. Так же и АА — дар по милости и любви: мне нужно просто участвовать в работе группы, не прикладывая для этого нечеловеческих усилий, просто быть с другими — и я останусь человеком. «В большинстве своем алкоголики не могут выздороветь, если они не являются членами группы. Каждый начинает понимать, что он лишь частица большого целого. Становится ясным, что группа должна выжить, чтобы выжил каждый человек» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 144). Моя трезвость зависит от единства АА, от сплоченности моей группы, поэтому я стараюсь не отказываться от служения, ведь это является важной частью моего выздоровления. Задача сегодняшнего дня — сделать для моей родной группы что-либо полезное: принести вкусные сладости к чаю, помочь с уборкой, положить побольше денег на 7ю традицию. Господи, дай мне желание послужить моей группе, благодаря которой я остаюсь трезвым по сей день. 19 января. Праздник Богоявления. Крещение Господне

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010