Прибавления к обеим редакциям прологов . Они двоякого рода: служебные и нравоучительные. Служебные, как мы видели, состоят в показании тропарей святым, прокимнов, апостолов и евангелий и, находятся в самых древнейших прологах; в более поздних прологах они разнообразятся, так в 247 синод. библиотеки в некоторые дни помещены довольно пространные указания из устава, в хлудовском 189 изредка вставляются стихиры. В конце двух известных нам древнейших славянских прологов: софийского, писанного до 1250 года, и типографского 1234, как сказано выше, приложены по месяцам и числам в виде второй части нравоучительные сказания из писаний отцов церкви, патериков, Луга духовного и т. п. В других всех списках прологов, очевидно, впоследствии они внесены в текст и поставлены в конце каждого дня. Более чем вероятно, что эти сказания внесены в пролог в России. В Софийском прологе не внесены еще русские праздники, наприм. 26 нояб. освящение храма Георгия в Киеве, но праздник Покрова Богородицы несомненно русский внесен в числе нравственных сказаний под названием: слово, как начинаются и другие сказания; в греческих прологах не было подобных прибавлений и в предисловии к прологу Илии ничего об них не говорится, а говорится только о богослужебных прибавлениях. В стишном прологе 1295 есть нравственные повести до 10 на полугодие, наприм. 8 сент. повесть весьма полезна о любви, но это исключение. О прологах славянской редакции месяцеслова Василия довольно еще говорится в нашем сочинении: Св. Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятые Богородицы (Странник 1898 г. и в нескольких отдельных оттисках) 361 . 2. Стишные прологи. Древнейший экземпляр сего рода прологов с годом 1295, сколько можно заключать по описаниям европейских библиотек, находится в синодальной московской библиотеке 390. Он написан в 1295 году и содержит сентябрьское полугодие. Совершенно подобный пролог за сентябрьское же полугодие находится у преосв. Порфирия Чигиринского. Он по письму XII-XIII века. Сии прологи несравненно богаче памятями и сказаниями, чем месяцеслов Василия и обе редакции его, чем прологи Петров и Кларомонтанский; 2) язык этих сказаний более искусствен, чем в месяцеслове Василия и обеих редакциях его; 3) сказания очень не равномерны: одни очень кратки, другиео чень велики, так что походят на жития, есть между ними и средние, – все это можно видеть из славянского печатного пролога, в который вошла большая часть сих сказаний; 4) при каждой почти памяти находятся или два стиха ямбические или три стиха – два ямбические и один героический; три стиха находятся при первом святом дня; 5) в некоторые дни (впрочем не более 10) находятся после сказаний нравственные повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

и связаны с тропарями общими рефренами (Ελογετε πντα τ ργα Κυρου τν Κριον (          ) в 8-й песни и Χαρε κεχαριτωμνη Κριος μετ σο (          ) - в 9-й); 2) тропари первых 6 песен написаны в форме непосредственной прямой речи без пояснений (и поэтому снабжены киноварными пометами на полях книги: «Ангел возопи» и «Богородица рече»), а в ирмосе и тропарях 8-й песни присутствуют указания на лица говорящих; 3) к концу 7-й песни рассказ о событии Б. заканчивается, в 8-й он начинается вновь; 4) двупеснец не имеет акростиха; 5) тропари песен различны с лит. т. зр. Все это указывает на разное происхождение тропарей первых 6 песен, их ирмосов, заключающего канон двупеснца. Возможно, различным происхождением песен обусловлено то, что в греч. Минее автором канона назван Иоанн монах (Иоанн Дамаскин?), а в рус.- Феофан (эта атрибуция встречается и в греч. источниках - напр., в ркп. Hieros. Sab. 313. Fol. 174v, XVI в.). Благовещение у колодца. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1295 г. Благовещение у колодца. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1295 г. На утрене отдания Б. поются написанный в форме диалога Пресв. Девы и архангела (как на сам праздник) канон 6-го гласа (ирмос «      », нач.: «      ») с алфавитным акростихом, отсутствующий в греч. Минее; написанный Иосифом канон арх. Гавриила 4-го гласа (ирмос «      »2, нач.: «      ») с акростихом «Ως παμμγιστον τν Γαβριλ ανσω» (Как превеликого Гавриила воспою) и именем автора в акростихе 9-й песни; седален (к к-рому в греч. Минее прибавлен 2-й кондак без икосов); кондак без икосов (в греч. Минее - др.); 3 подобна архангела, отсутствующие в греч. Минее (славник взят из последования праздника). По содержанию богослужение на день Б. представляет собой пространное толкование евангельского текста о благовестии арх. Гавриила, обращенном к Пресв. Деве Марии о тайне Воплощения от Нее Бога Слова. Богослужебные тексты изъясняют архангельское приветствие и ответ Богоматери на благовестие. В гимнографическом формуляре праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/149269.html

И если при таком твоем упорстве прольется христианская кровь, то вся эта кровь будет на тебе» . Голос архипастырей подействовал на Шемяку: он просил великого князя Василия Васильевича принять его в дружбу и любовь , хотя вскоре за тем снова нарушил мир. При всем уважении, каким пользовались наши иерархи среди своей паствы, были, однако ж, примеры и неприязненного отношения к ним князей и народа. В 1295 г., когда Ростовский епископ Тарасий отправился в Устюг, вслед за ним поехал и князь ростовский Константин, «и ят владыку, и люди около его избиша» неизвестно за что . Незадолго пред тем временем народ муромский, подозревая своего архипастыря Василия († 1295) в нечистой жизни, вздумал сам, без всякого законного расследования, изгнать его или умертвить. Напрасны были все убеждения святителя в своей невинности: на другой день он должен был удалиться из города, и хотя совершившееся при этом чудо засвидетельствовало о его непорочности и пробудило в муромцах чувство раскаяния, но владыка уже не захотел возвратиться к ним, а перенес свою кафедру в Рязань . Точно так же жители Ростова изгнали епископа своего Иакова по одному подозрению его в нечистой жизни и без всякого суда со стороны митрополита. Иаков построил себе хижину в двух верстах от города на берегу озера Неро и хотя простил ростовцев, но уже не согласился, несмотря на все их просьбы, снова занять свою кафедру и скончался (1292) в основанной им обители, в которой доныне почивают его святые мощи . Для содержания наших епархиальных архиереев точно так же, как и самого митрополита, служили прежде всего церковные и судные пошлины, собиравшиеся для каждого из них в его епархии . Кроме того, по господствовавшему обычаю времени, епископы владели землями, селами и вообще вотчинами. Например, Рязанский владыка имел несколько таких сел и земель, которые частию были куплены, а больше подарены князьями . У владыки Перемышльского и других западнорусских иерархов издавна были земли, села с людьми и подворья . О волости Тверского епископа Олешне и о том, что он имел «слуги довольны», упоминают летописи .

http://sedmitza.ru/lib/text/435921/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

κεφαλατκιον, τ Amt des Kommandanten, Statthalterschaft: MM V 82 (a.1319). Zepos I 680 (a.1319). 683 (a.1320). TypSymb 642,10.12. -ττ- AProdB 210,16 (a.1326), id. Zepos I 582 (a.1334). id. MM I 458 (a.1365), eine Steuer; EngPatm 10,16 (a.1186). ADoch 53,11.18 (a.1409); 56,3.11 (a.1418). ALavra 161,33 (a.1409); 165, 16 (a.1420).– Kr, TLG, Duc, iMenasGlos, ADoch S.275f., HeisPal 69f. κεφαλαττικν, τ Kommando: TanRab 363, 11.– Kr κεφαλτικον. κεφαλγα s. κεφαλλγεια κεφαλ, Kapital: Bas А 2875,13. Oberhaupt, Anführer, Kommandant, Statthalter: LeoTact I 77 app. DeCerV II 43,18. DeAdmImp 26,50 (-α). TheophCont 805,4 etc. Anna III 42,25. FedLett 4,12 (a.1250). AChiland 15,6 (a.1295). Kommando, Statthalterschaft: AXer 15,10 (а.1300). DietPar II 11. SchreinChron 275,30.– LS, (LSSup), L, Kr, Duc, Stam, LMA, RBLG, PLP, ODB 1122, DöBeitr 50 A.6. κεφαληδσμιον, τ Kopfbinde, Kopfband: PsHerod 69.– κεφαλοδ. LS, LSSup, L. κεφαλθεν vom Kopf: ProdGed LXXVII 3.– (PB). κεφαλητων s. κεφαλιτων κεφαλικς hauptsächlich, hervorragend: μαστωρ Trinch 322 (a.1194). μπελος Trinch 400 (a.1233). – Car, MenasGlos, (LS, L, Kr, Stam, PLP). κεφλιν, τ Kopf, Schädel: KamAst 466.474. 734.1007. SchreinChron 84,44. DelAn I 450,20; 461,8. Spitze: MM VI 239 (a.1295).– Kr, Paspat, LexPont; LS, TLG -ιον; Somav, Kuk 271, Stam -ι. κεφαλισμς, Multiplikationstabelle: BlemAndrias 132.– LS. κεφαλτης, γλχων κ. Hippiatr II 168,16. – (LS, Somav). κεφαλιτων, eine staatliche Vergütung: -ονα BasA 109,20=-ινα RhalPot I 74 (Bals.). Kopfsteuer: κεφαλητιν Bas В 3806,30; 3807,17. PsOec I 581A. Theophyl II 517A. Zepos I 633 (a.1049), κεφαλητων MM V 8 (a.1078). κεφαλητιν ThStudPG 492B. κεφαλητων GCedr I 800,20.– LSSup, L, TLG, Soph, Duc, AvotinsCode, Psaltes 270. κεφαλοβαρ, τ Trüffel I TzetzAr II 431, Н.– LS, Tgl, TLG, RBLG -ς (adj.). κεφαλογορνα, Hauptwasserbecken: ABat I 33 (a.1395)=MM II 247. κεφαλγουρνον, τ Hauptwasserbecken: AProdB 47,8 (a.1344).– S. κεφαλαιγουρνον. κεφαλδεσμος, Kopfband, Kopfbinde: Hesych κ 4055. Bandini III 73.– LS, TLG, Tgl, PhilWoch 54 (1934) 925, Stam; L -δεσμν; LS, L, Car -δσμιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Приведенные мысли о почитании креста высказывались и в других посланиях. Так, в параллель к мысли, что отрицание крестного знамения есть действие антихриста, можно привести из послания к князю следующее место для сравнения: К князю, ст. 1335,1–8: антихристова безакониа тайники, враги креста Христова не токмо деянием теснаго пути его, имже причастници бываем страстем Христовым, и смерти его съобразованию съпротивостоятеле, якоже и вси по плоти мудрствующеи, но и самого образа крестнаго, яко и бесове ненавидят. К Симону Будному, ст. 1295, 22–27: и паки другое знамение в вас оного противника вызнаваем, еже незнаменовати вам лица Христовым знамением крестным, якоже изначала приат от святых апостол съборная церковь . Отрицание крестного знамения есть печать антихриста: Там же, ст. 1336,37–1337,6: ничтоже бо ино таковии творят, разве знаменаша себе и запечатлешася печатию антихристовою, еяже дает на челе и на десней руце, якоже пишет в откровении Иоан апостол богословеснейший. Тако бо сказа великий таиник пришествиа Спасова преподобный Ефрем Сирин знаменание печати противника оного быти сие, еже незнаменатися кому образом животворящаго креста, имже знаменахуся вси святии. Там же, ст. 1295,27–34: и ест действо в вас прелестника печати, къторую дает на челе и на десней руце, якоже сказует великий таиник Спасова пришествиа, Ефрем Сирин , и ини мнози богоноснии отци, иже все вернии предпочитаху всюду и знаменаются, и хвалятся крестом Христовым. Крестное знамение – отличительный признак христиан: Там же, ст. 1335,18–21: сим знаменающеся, христиане разнъствуют от неверных, да не всегубитель коснется пръвородным их помыслом. Там же, ст. 1298,35–36: сим знаменанующеся, христиане разнствуют от неверных. Постыдиться крестного знамения – постыдиться самого Христа, и равносильно отречению от Христа: Там же, ст. 1336,19–37: по плоти мудрствующеи срам вменяют си, еже исповедати Христа распята, темже и знамениа его отбегают. Истинною же веровавши ми не безчестие, но слава Христовы силы крест. Иже бо, рече, постыдится мене, сиречь еже по человечеству житиа и страданиа, и сын человеческий постыдится его, когда приидет в славе Отца своего. Тожде пострадати, имут, рече, словес его преобидници, еже ест евангельскаго учениа. Аще бо сам Господь знаменание смирениа своего и еже в немощи силу непобедиму крест нарече, иже ест верен в всех словесех своих, явленно отпадение веры ест и гордости сатанскиа оглаголание отметающих Христово знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Epistola canonica ad Basilidem, 1271–90 (cam commentario Balsamonis). 1 . Ad Domitium et Didymum, 1291–4. 2 . Ad Novatianum, 1295–6. 3 . Ad Fabium Antiochenum, 1295–1312. 4 . Ad Cornelium, papam, 1311–14. 5 . Seu 1 de Baptisms, ad Stephanum papam, 1313–16. 6 . Seu 2 de Baptismo, ad Xystum papam, PL., S. 7 . Seu 3 de Baptismo, ad Philemonem, PL., S, 91–94. 8 . Seu 4 de Baptismo, ad Dionysium, PL., Б, 93–96. 9 . Seu 5 de Baptismo, ad Xystum, papam, PL., 5, 95–100. 10 .Ad versus Germanum ep., 10, 1315–26. 11 .Ad Hermammonem, 1325–34. 12 .Ad Alexandrines, 1333–40. 13 .Ad Hieracem ep., 1339–42. 14 .Seu festalis 4, 1341–44. Ad Paulum Samosatenum, latine, 28, 1561–66. Commentarium in Ecclesiasten, 10, 1577–88. In Lucam, XXII, 42–8: 1589–96; græce plenius, 1597–1602. Alia fg., 1597–8; 1601–2. Notitia G., 1233–6. DIONYSIUS AREOPAGITA, s, V, 3–4. Ex editione Corderii cum scholiis S. Maximi, paraphrasi Georgii Pachymeræ et notis Corderii. I. De cælesti hierarchia, 119–370. De ecclesiastica hierarchia, 369–584. De divines nominibus, 585–990. De mystica theologia, 997–1064. Epistolæ 1–10, 1065–1120. Epistola 11 a ,. Apollophani, 1119–22; notæ Lanssetii. Liturgia S. Dionysii, 1123;32. Pachymeræ paraphrasis, 3–4. Maximi et Germani Scholia, 4. Lansselii præfatio, 4, 13–14, et notes, 509–26. Corderii onomasticon Dionysii, 3, 1133–76 Corderii observationes generates pro faciliore inlelligentia S. D., 3, 77–96. Corderii Isagoge ad mysticam theologiam S. D., 3, 95–108. Tabula tachygraphica, 4, 1687–88. Cf. 3, 509. II. DlONYSIANA. Vitæ antiquæ (ex Menæis, Symeone Meta- phrasia, Suida, Nicephoro, Michael Syngelo, Methodio, 4, 577–690. Delrio. Vindiciæ Areopagiticæ ex parte, 4, 953–82. Halloix. Vita S. D. A., 4, 695–870; de ejusdem vita et operibus quæstiones 1–4; 4, 869–954. Lanssel. De S. D. A., ejusque scriptis disputatio apologetica, 4, 981–1012. Guerin de S. D.A. martyrio, iombi, , 4, 689–96 J. de Chaumont. Areopagitæ defensio adversus hæreticum calvinistam Carenioni ministrum, latine a P. Nicolai, 4, 1011–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Начиная с VIII в. в Италии почитание М. было связано с преданием о перенесении мощей мученика из Кесарии в Эклан (древний город в исторической области Самний на юге Италии, располагавшийся в 25 км от Беневенто), а затем в Беневенто. Павел Диакон ( ок. 797) описал в небольшой поэме (из 39 стихов) мученичество М., перенесение его мощей имп. Константом, похищение св. останков 3 монахами, новое перенесение при герц. Арехисе из Эклана в Беневенто ( Pauli Diac. Hymnus in translationem Beneventum corporis beati Mercurii martyris//PL. 95. Col. 1600). Впоследствии появились более обстоятельные рассказы на латинском языке о перенесении мощей М. (BHL, N 5936-5938a, 5938b), различающиеся между собой, как правило, формой, но не содержанием. Самая ранняя версия Сказания о перенесении мощей М. (BHL, N 5936) была написана не ранее нач. IX в., т. к. в ее основе лежат «История лангобардов» Павла Диакона и Житие св. Барбата, еп. Беневенто (BHL, N 973), составленное в IX в. Начало текста утрачено (MGH. Scr. Lang. P. 576-578). Др. редакция (BHL, N 5937) сохранилась полностью, что позволяет восстановить лакуны в предыдущей версии. По мнению Бинона, Сказание о перенесении мощей М. в Беневенто в том виде, в котором оно сохранилось, было составлено, возможно, спустя 50 лет после описываемых событий. Автор Сказания, под которым не следует понимать самого герц. Арехиса, вероятно, был современником перенесения мощей ( Binon. 1937. P. 47-48). Версия BHL, N 5938а написана гекзаметром (MGH. Scr. Lang. P. 578-580). Еще одна версия (BHL, N 5938b) сохранилась в рукописи XVII в. (Roma. Bibl. Univ. Alessandrina. Cod. 96 (alias I. h. 4-6). Fol. 209v - 213v). Вмч. Меркурий. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294–1295 гг. Вмч. Меркурий. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294–1295 гг. Согласно Сказанию о перенесении мощей М., византийский имп. Константин, также называемый Константом (под ним следует понимать Константа II (641-668)), желая отвоевать у лангобардов Италию, отправился в военный поход, взяв с собой мощи М.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

21) Храм во имя св. благов. кн. Александра Невского, при первой мужской гимназии. Устроен в 1838 г. Причт состоит из священника, который получает 240 руб. 22) Храм во имя св. архистратига Михаила, при второй мужской гимназии. Устроен в 1886 г. Причт состоит из священника. На содержание церкви отпускается 300 р. 23) Храм Спаса Нерукотворенного образа, при Киселевской богадельне. Устроен в 1858 г. Причт состоит из священника и диакона. Квартиры для них с отоплением и освещением в богадельне. На содержание членов причта отпускается 590 р. К сему храму приписана церковь в другой Киселевской богадельне, во имя св. великомуч. Пантелеимона и во имя свв. Кирилла и Мефодия, устроенная в 1882 г., каменная. 24) Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, при больнице земства. Устроен в 1846 г. Причт состоит из священника и диакона на псаломщической вакансии. Квартиры для них при больнице. Жалованья от земства священнику 500 р., диакону 180 р. 25) Храм во имя свят. и чуд. Николая, при Тюремном замке. Устроен в 1838 г. Причт состоит из священника, который получает жалованье от тюремного комитета 360 р. 26) Храм во имя свят. и чудотв. Николая, при Швецовской ремесленной школе. Устроен в 1895 г. Причт состоит из священника. 27) Храм во имя св. Иоанна Златоустог о, при Пензенской учительской семинарии. Устроен в 1895 году. Причт состоит из священника. 28) Пригородная слобода Городок. Храм в память Рождества Христова, с приделами в память Рождества Пр. Богородицы и во имя св. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1882 г., расстоянием от г. Пензы в 3 в. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома для членов причта общественные. От прихожан руга 200 р. В пользу причта вклад 500 р. Прихожан м. п. 1295, ж. п. 1295. Приход состоит из слободы и хутора Арбекова (в 7 в.). С 1886 г. церковно-приходское попечительство. Училище земское. 29) Село Новые Черкасы. Храм во имя преп. Игнатия, с приделом во имя св. архистратига Михаила, каменный, построен в 1841 г., расстоянием от г. Пензы 4 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья 123 р. 48 к. Прихожан м. п. 615, ж. п. 619. Училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

св. целителя занимают арку над проходом из наоса в диаконник и еще 2 - свод аркосолия со сценой «Оплакивание» в нартексе той же церкви ( Pennas. 2017. P. 53, 112-113, 143-144. Fig. 12, 145-147, 284, 293-294). Сопоставление этого примера с более ранним бачковским показывает, что связь образов бессребреников с захоронениями являлась определенной традицией. Ее влиянием, возможно, объясняется возобладавшая впосл. тенденция относить образы св. врачей, включая и П., к зап. отделам храмов. Примеры расположения целителей в вост. зоне также встречаются в палеологовский период. Так, фигура П. возвышается над алтарной преградой на юж. стороне сев.-вост. столба, напротив св. Ермолая, в аналогичном месте юго-вост. опоры в ц. св. Ахиллия в Арилье (1295-1296; 2005. С. 198-199, 203, 292-293). Однако типичнее для этого и позднейшего времени памятники с образом П. в зап. частях наоса или в нартексе. Напр., вместе со святыми Космой и Дамианом над образом ктитора на зап. стене П. представлен в капелле Драгутина в Джурджеви Ступови в Расе (1282-1283; см.: Todi . 1999. P. 180). На фресках ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) П., Косма и Дамиан находятся в сев.-зап. части нартекса ( 1967. С. 51. Сх. 6). В экзонартексе и нартексе соответственно П. представлен на фресках кафоликонов Ватопедского (1311-1312; Sofragiu. 2012. P. 237) и Хиландарского (1321-1322; Markovi . 1998. P. 233) мон-рей на Афоне. В Хиландарском мон-ре также находится палеологовская икона П. кон. XIII или нач. XIV в. ( Djuri . 1998. P. 284). Позднепалеологовский образ великомученика, датируемый XV в., хранится в собрании ГМИИ (Византия. Балканы. Русь. 1991. Кат. 114). Известны церковные облачения, в лицевом шитье к-рых присутствует изображение П. Таковы епитрахили из мон-ря Тисмана в Румынии (1370-1389; Woodfin. 2012. P. 231. Fig. 2.14, A.4) и из музеев Московского Кремля (1-я треть XV в.; Byzantine Antiquities. Cat. 105). Житийные сцены П. встречаются в визант. искусстве начиная с IX в. На миниатюре в относящейся примерно к середине этого столетия рукописи Псалтири в монастыре Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. 61. Fol. 182) великомученик показан брошенным к диким зверям, ряд - текст Пс 123 (Οι θησαυρο. 1991. Εικ. 230). На иконе-минологии из гексаптиха мон-ря вмц. Екатерины на Синае (кон. XI - нач. XII в.; Galavaris. 2009. P. 122. Pl. 13), а также на миниатюре в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. theol. gr. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) показано усекновение П. мечом ( Hutter. 1978. S. 29. Abb. 92). В Минологии 1063 г. (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 101) над этой сценой представлена еще одна - исцеление ребенка, укушенного змеей ( Орецкая. 2012. Ил. 289).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010