Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122394_6.html

Трактат митрополита Эфесского Марка, как видно из его заглавия, близок по своей проблематике к заполняющему десятки томов, а в большой части еще не изданному массиву исихастских споров второго периода, когда их начинателей Варлаама Калабрийского (1290–1348), Никифора Григоры (1290?–1359?), Григория Акиндина (1300?–1349?) и Григория Паламы (1296–1359) давно уже не стало. Здесь перед нами середина XV в., отчаянные попытки византийских императоров спастись в союзе с католическим Западом от нашествия турок, время Флорентийской унии (1439) и ее краха (в чем одну из главных ролей сыграл Марк Эфесский ), а также канун падения Византии (1453 г.) Теперь мистическая риторика паламитов, попав под жесткую философскую критику, переняла схоластический тон. Фому Аквинского знали в Константинополе лучше, чем Иоанна Дамаскина в Риме (Brayer A. Byzantium and the Pontos during the Time of Troubles (1332–1363) Соборный томос против иеромонаха Прохора Кидониса, мыслящего как Варлаам и Акиндин (PG 151, 693–716; на том же соборе 1369 г. был канонизирован Палама) показывает неподготовленность иерархов-паламитов к техничной полемике. Прохор пользовался своим правом относиться к ним с иронией. После принятия Иоанном V Палеологом католичества в том же 1369 г. паламитская партия должна была переходить от анафематствований к дискуссии. Переведенный А. Ф. Лосевым трактат написан с уважением к Фоме и к латинским учителям, отчасти даже в опоре на них, но с непреклонностью в главном: в догмате о раздельности, пусть и нераздельной ( §9 сущности и энергии. Позднее, у патриарха Георгия (Геннадия) Схолария (ок. 1405-ок. 1468), догмат Паламы был смягчен, опять же с привлечением инструментария томистского богословия (Схоларий проштудировал обе Суммы Фомы и написал к ним по-гречески резюме). По Схоларию различие сущности и энергии в Боге виртуально; оно вводится нами, но не является чистым примышлением (ср. § 20 (pragmatika) основания в Боге (Georges Scholarios. Oeuvres completes. Т. III. Р., 1930, р. 204–239). Это толкование закрепилось в православном богословии (ср. напр. Булгаков М. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб, 1883, с. 144–145: различия в нас, но в Боге есть для них основания).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

33. Где же те, кто неразумно говорит, что есть одно нетварное, ни Бога, ни Божественное не называющие простым? Совершенно очевидно, что они ни Божественную природу, ни то, что в отношении каждой Ипостаси, ни все природное и ипостасное, [присущее] Пресвятой Троице, но только сущность отделяют от тварного; подобно тому, как если бы они решительно утверждали, что солнцу принадлежит сияние, лучи же его полны тьмы, или же что солнц много, поскольку и они есть свет. Феот.: Верно, о Феофан, ни одним словом не причинившей неудовольствия. Произнеся столько слов, ты не вышел за пределы истины. За такие речи тебе приличествует похвала не от людей, но от Бога, ныне и в последующие веки. Феоф.: Богу, брат Феотим, давшему слово во отверзение уст наших, подобает хвала ныне и во веки. Перевод с греческого К. Михайлова Примечания Перевод выполнен по изданию: Γρηγοριου του Παλαμα Συγγρμματα. Πραγματεαι και επιστολαι γραφεσαι κατ τα τη 1340-1346/Пред. П. Христу: под ред. Г. Минтсаридиса. Фессалоники, 1966. Т.2. С.219-262. 1. Здесь имеется в виду " Диалог православного с варлаамитом " (Γρηγορου του Παλαμα Συγγρμματα. Фессалоники. 1966. Т.2. С.9-12), во время которого варлаамит обращается в православную веру. 2. Варлаам Калабрийский (ок. 1290-1350) - православный монах родом из Калабрии на юге Италии. В 1326 г. приехал в Константинополь. Участвовал в полемике с католиками о Филиокве (см. §28). Западные черты его менталитета вызвали неприятие у византийцев всех направлений. В 1334-37 выступал с резкой критикой аскетической практики афонских монахов-исихастов. Обвинял защищающего их святителя Григория Паламу в отрицании абсолютной простоты Бога и разделении Бога на неявленную сущность и явленные энергии. Был предан анафеме на Соборе 1351 г. как " дерзнувший объявить тварью природную и неотделимую энергию и силу Божию " . 3. Акиндин (ок. 1300 - ок. 1349) - богослов, монах, антипаламист. Ученик Григория Вриенния и Фомы Магистра. 4. 1Кор.6:17. 5. Имеется в виду июньский Собор 1341 г. 6. " Варлаам был смущен воззрениями и способом подвижничества византийских исихастов [...] представитель западного иночества еще более был смущен, когда один из простодушных афонских калогеров в безыскусной форме сообщил ему, что иноки, посредством особого типа аскетической настроенности, удостаиваются телесными очами видеть свет Божественный и созерцать природу Божества " . - Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2. М., 1995. С.275.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/720/...

994 ...Димитрие, иже на Прилуке составлыиаго монастырь! – Дмитрий Прилуцкий (ум. 11 февраля 1392 г.), основатель Спасо-Прилуцкого общежительного монастыря в окрестностях г. Вологды. 995 ...Павфнотие... еже воздвигше монастырь... во граде Боровске! – Пафнутий (1394–1 мая 1477), игумен Боровского монастыря, основанного им в двух верстах от Москвы. См. наст. изд., т. 7, с. 254–285 (Рассказ о смерти Пафнутия Боровского). 996 ...преподобие Никита... – Никита Столпник (ум. 23 мая 1193 г.?), основатель монастыря под Переяславлем-Залесским. 997 ...западная звзда Кириле... – Кирилл Белозерский (1337–9 июня 1427), основатель монастыря на Белом озере в Вологодских пределах. См. наст. изд., т. 7, с. 132–217 (Житие Кирилла Белозерского). 998 ...князе Петре... – Петр, царевич ордынский, принял христианство и основал монастырь в Ростове, на берегу озера Неро; умер в монашеском чине около 1290 г. См. наст. изд., т. 9, с. 70–85 (Повесть о Петре, царевиче ордынском). 999 ...Авраамии и Ефреме, иже во град Смоленск провосиавше! – Авраамий Смоленский (ум. в нач. XIII в.), игумен монастыря во имя Пресвятой Богородицы. См. наст. изд., т. 5, с. 30–65 (Житие Авраамия Смоленского). 1000 ...Александре, иже возгнздися... в пустыню, иже Свирской порицается! – Александр (ум. 30 августа 1533 г.), основатель Александро-Свирского Спасо-Троицкого монастыря в Олонецком крае. 1001 ...Макарие, уже в пустыни Жолтиковьской поживе! – Скорее всего, это ошибка писца. В Желтиковом Успенском мужском монастыре, основанном епископом Арсением в Тверской губернии в 1394 г., не было ни прославленного Макария, ни игумена Макария до XVIII в. Видимо, в тексте говорится о Желтоводском монастыре под Нижним Новгородом и его основателе Макарии Унженском и Желтоводском (1349–25 июля 1444). См. его житие и комментарии к нему на с. 262–303, 782–784. 1002 ...Еуфимие, еже пречестенъ монастырь воздвигну вый, еже во град Суздал! – Евфимий (ум. 1 апр. 1405 г.), основатель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. 1003 ...Деонисие, иже в пустыни Глушицской поживый! – Дионисий (ум. 1 июня 1437 г.), основатель Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1277 году парижский епископ издал декрет против вторжения философии в богословие. Этот декрет косвенно осуждал св. Фому Аквината и ограничивал дальнейшее развитие схоластики. К 14 веку относятся христианские философы и богословы: Дунс Скотт (1268–1308), Мейстер Эккарт (1260–1339) и Вильгельм Оккам (1290–1349). Возрождение православного востока В 1261 году имп. Михаил Палеолог, который до этого правил в Никее, взял Константинополь и положил начало новому блестящему периоду жизни Восточной Империи. Политическое положение Византии было очень тяжело, так как турки продвигались к столице. Несмотря на угрозу врага, культурная жизнь вновь расцвела. Попытка получить помощь от Запада не удалась, и император, который на соборе в Лионе в 1274 году сделал Риму уступки, отказался от них по возвращении в Царьград. Из православных богословов этого периода самым замечательным является св. Григорий Палама , архиепископ Салоникский (1292–1360). Он родился в Константинополе, где и получил блестящее образование при дворе, а затем провел 10 лет в подвигах. В своих богословских трудах св. Григорий учит о «Фаворском Свете» (свете, который воссиял на горе Фаворе во время Преображения Господня) и о внутреннем озарении человека Св. Духом. Он опровергал учение калабрийских богословов, Варлаама и Акиндина, учивших о тварности «Фаворского Света». Св. Григорий является завершителем богословской школы, которая восходит к св. Максиму Исповеднику , св. Симеону Новому Богослову и его ученику Никите Стифату , автору книги «Рай Духовный». 14 век является, особенно в царствование имп. Андроника II Палеолога, расцветом Византийского искусства. Некоторые замечательные фрески этой эпохи, как например росписи храма Божией Матери на полях, около Константинополя (теперь мечети Кахрие Джами), были открыты только в 20 веке. Болгария, которая была в церковном отношении подчинена Риму, перешла в 1234 году под духовное возглавление константинопольского патриарха при царе Иоанне Асене. Болгары основали на Афоне монастырь Заграфос. Из великих болгарских святых этого периода надо отметить св. Климента Охридского и патриарха Евфимия (умер в 1375 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Важным событием в истории Ж. л., в т. ч. и в Англии, стало появление во 2-й пол. XIII в. собрания лат. агиографических текстов «Золотая легенда», составленного Иаковом из Варацце. Вероятно, под влиянием «Золотой легенды» в Англии стали создаваться собственно англ. собрания житий. Наиболее ранний из сохранившихся кодексов - собрание 47 житий англ. (а также нек-рых шотл., валлийских и ирл.) святых (1300) из жен. мон-ря в Ромси. Иоанн из Тайнмута (1290-1349) составил сборник 156 житий (Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae). Подобно Госцелину и Уильяму из Малмсбери, он собирал материал для своего сочинения в монастырских и кафедральных б-ках по всей Англии. Его произведение сохранилось в редакции мон.-августинца историка и теолога Дж. Капгрейва (1393-1464) под названием «Новая легенда Англии». Иногда Капгрейва называют автором собрания, но в действительности его участие ограничилось редакторской работой и изменением порядка расположения житий с календарного на алфавитный. Сам Капгрейв составил ряд житий на латыни (Житие Хамфреда, гр. Глостерского, Житие св. Августина Кентерберийского) и на среднеангл. языке (стихотворное Житие вмц. Екатерины Александрийской и прозаическое Житие св. Гильберта Семпрингемского). В кон. XI-XIV в. в Англии активно развивалась такая разновидность Ж. л., как описания чудес, составлявшиеся в мон-рях или церквах, где хранились св. реликвии. Импульсом к формированию этого жанра Ж. л. послужило введение папой Римским Иннокентием III (1198-1216) офиц. процедуры канонизации. От позднесредневек. периода сохранилось неск. Мартирологов, в т. ч. Мартиролог Иоанна из Тайнмута (сохр. во фрагментах). Большую известность получил Мартиролог Ричарда Уитфорда († 1555), гуманиста, соратника Эразма Роттердамского и Томаса Мора . Сцена из Жития Фомы Бекета. Миниатюра из Псалтири. Ок. 1220 г. (Lond. Brit. Lib> Harley. S. 102. Fol. 32r) Сцена из Жития Фомы Бекета. Миниатюра из Псалтири. Ок. 1220 г. (Lond. Brit. Lib> Harley. S. 102. Fol. 32r) В XIII в.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Вардарий – византийский царский чиновник, служивший в фемах, где были судоходные реки, и надзиравший, вероятно, за речной торговлей. Вардариоты – созданный в середине XII в. при василевсе Мануиле I Комнине военный корпус, куда набирали выходцев из Македонии и Фракии. Вероятно, это охранное формирование во главе с примикирием пришло на смену манглавитов. Варлаам из Калаврии (ок. 1290 – ум. до 1349 г.) – философ первой половины XIV в., прибывший в Византию из Италии, противопоставлял себя исихастам, заявлял, что истина христианства может быть понята разумом. В письмах, составленных на латинском и греческом языках, писал о верховенстве Римской церкви, о привилегиях римской папской курии, о исходе Святого Духа, о непослушании греков и пр. Вскоре после смерти предан анафеме на церковном соборе 1351 г. вместе с другими противниками исихасма – Григорием Акиндином и Никифорой Григорой. См.: Калаврия. Варсануфий Великий – знаменитый палестинский аскет, по происхождению египтянин. Около 540 г. удалился в монастырь Св. Серида (между палестинскими городами Аскалоном и Газой). Дал обет молчания, который исполнял в строгом затворничестве до своей кончины, держа себя заключенным в клети. Известен многочисленными ответами, которые давал в письменном виде на вопросы учеников и паломников. Сохранилось 850 ответов В. и его ученика Иоанна, собранных аввой Дорофеем в книгу, изданную монахами Афона в 1803 г. Эти ответы в основном касаются целей и правил монашеской жизни. Умер в конце VI в. Память ежегодно отмечается 6 февраля. Варяги – воинственные выходцы из Скандинавии (варангр, по-скандинавски, дружинник, воин, связанный клятвой). Занимались пиратством и торговлей, нанимались на военную службу к иноземным государям. Те из них, которые нападали на королевства западной Европы в IX-X вв., назывались викингами. Со второй трети Х в привлекались в дворцовую гвардию василевса в качестве иностранного корпуса, элитного подразделения, а также участвовали в экспедициях в западной (Передней) Азии, на Сицилии, Кипре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

община была восстановлена и существовала в Й. до изгнания евреев из Англии (1290). Большое значение для кафедры Й. имела деятельность архиеп. Уолтера де Грея (1214-1255), бывш. канцлера кор. Иоанна Безземельного. Он утвердил новые статуты капитула (1221), в 1241-1255 гг. провел неск. провинциальных Соборов, направленных на реализацию постановлений Латеранского IV Собора (1215) и Лондонского Собора (1237): о введении целибата, борьбе с симонией, об упорядочении практики назначения приходских викариев, о регулировании деятельности орденов и мон-рей и т. д. Архиепископ начал перестройку кафедрального собора в Й. в готическом стиле (к 50-м гг. XIII в. завершены трансепт и центральная башня; строительство продолжалось до XV в.). В 1236 г. в Й. был основан доминиканский монастырь. В 1265 г. архиепископом Й. был избран богослов католич. св. Бонавентура , однако он отказался от кафедры и не был рукоположен. Архиеп. Джон ле Ромейн (1286-1296) продолжил строительные работы в соборе и зданиях капитула, а также расширил кафедральную школу. Из-за конфликтов с кор. Эдуардом I (1272-1307) и Даремским еп. Энтони Беком (1283-1311) он нек-рое время провел в заключении (1293). В кон. XIII - 1-й пол. XIV в. в ходе англо-шотландских войн Й. неоднократно становился временной столицей Англии (1298-1304, 1319-1320, 1322-1323, окт.-дек. 1327, 1333-1338), местом заседаний парламента. Йоркский архиеп. Джон из Торсби (1352-1373; с 1361 кардинал) провел масштабные реформы по упорядочению управления архиеп-ством и упрочению церковной дисциплины после эпидемии чумы (1348-1349). Архиепископ составил на латыни краткий катехизис, в 1357 г. переведенный на английский язык и получивший широкую известность в Англии, а также способствовал распространению театрализованных постановок на религ. сюжеты. В 1354 г. папа Римский Иннокентий VI в споре между кафедрами Кентербери и Й. отдал первенство и титул «примаса всей Англии» архиепископу Кентерберийскому, архиепископ Йоркский сохранил титул «примаса Англии».

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Первоначально капитул возглавлял аббат (обычно избирался из членов кафедрального капитула), с 1290 г.- Лионский архиепископ, руководство повседневной деятельностью осуществлял обедиенциарий. Вокруг храма сложилось поселение (бург), окруженное крепостной стеной с 22 башнями, его жители находились под светской и духовной юрисдикцией капитула. Благодаря мощным укреплениям бург св. И. в 1244-1251 гг. служил резиденцией Римского папы Иннокентия IV, в 1305 г. здесь состоялась коронация папы Климента V. Во время посещений Лиона в бурге неоднократно останавливались короли Франции и др. знатные особы, в 1312 г. укрепление было передано под королевский контроль ( Cochard. 1830. P. 10-12). Во время восстания жителей Лиона против духовных сеньоров (1268-1269) бург, где нашли убежище каноники кафедрального капитула, подвергся осаде. В XII-XIII вв. была построена новая церковь св. И., о к-рой известно по описаниям, по данным археологических раскопок и по изображению на плане Лиона 1550 г. Храм был построен в романском стиле, имел 3 нефа (длина ок. 65 м) и трансепт, зап. фасад с 5 порталами фланкировали 2 невысокие башни. На главном портале находились скульптурные изображения Христа, св. Иоанна Крестителя и Иоанна евангелиста, мучеников Епиподия и Александра и Лионских епископов Иринея и И. Первоначально хор церкви окружал деамбулаторий с 3 капеллами, но впосл. проект был изменен (вероятно, из-за недостатка средств), размеры храма уменьшены, вместо деамбулатория сооружена узкая, выступавшая внутрь трансепта апсида. Завершению строительства способствовало пребывание в бурге св. И. папы Римского Иннокентия IV, к-рый принял капитул под покровительство ( Martin. 1905. N 1258), предоставил ряд привилегий (Ibid. N 1252-1256, 1285, 1294, 1314-1315, 1349, 1369, 1376) и неоднократно призывал верующих из разных стран жертвовать на сооружение храма (Ibid. N 1137, 1164, 1193, 1202, 1206, 1281, 1307-1309, 1333, 1361, 1366-1367). В булле, изданной ранее 1251 г., упоминается об освящении храма понтификом в понедельник Страстной седмицы (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010