Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова ЧАСТЬ VII. Родовые саги (Т.Н. Джаксон) «Саги об исландцах» (Islendingasögur), или «родовые саги» – современный термин для обозначения группы из тридцати пяти – сорока саг, описывающих историю исландских родов от заселения Исландии (870– 930 гг.) до середины XI в. Столетие с 930 по 1030 г. – время расцвета страны и укрепления ее уклада – даже принято называть «веком саг». Основное место действия родовых саг, за одним исключением («Сага об Эгиле»), – Исландия, но действие нередко начинается в Норвегии еще до эпохи заселения, а многие родовые саги описывают путешествия исландцев в дальние страны и контакты их с правителями и знатными людьми в Скандинавии, на Британских островах и даже на Руси и в Византии. К сагам об исландцах причисляются также краткие повествования, пряди (þœttir, мн. ч. от þáttr), в которых главными действующими лицами выступают исландцы, хотя действие нередко происходит в Норвегии. Впрочем, порой оказывается затруднительным отнести ту или иную прядь к родовым, либо к королевским сагам. Все саги об исландцах анонимны, и ни одна из них не сохранилась в авторском оригинале. Несколько фрагментов рукописей датируются XIII в., но самые старшие рукописи, содержащие полные или почти полные тексты саг, относятся к началу XIV в. Многие саги сохранились лишь в рукописях XIV и XV вв. Более того, ряд саг дошел до нас в бумажных списках XVI или даже XVII в. Соответственно, качество текстов и их близость к оригиналу значительно варьируются. Датировка саг об исландцах – вопрос сложный и спорный. Большинство исследователей сходится на том, что значительная часть саг создана в XIII в. Если согласиться с широко принятым мнением, что «Сага об Эгиле» была написана Снорри Стурлусоном (1179–1241 гг.), то факты его биографии приведут к выводу, что сага была создана между 1220 и 1240 гг. Есть также все основания датировать «Сагу о Ньяле» 1275–1290 гг. Все прочие датировки не столь очевидны. Сведений по восточноевропейской и, в частности, по древнерусской истории в сагах об исландцах немного. Историки Древней Руси крайне редко обращались к их известиям. Перевод фрагментов родовых саг включен в опубликованную посмертно «Россику» Е. А. Рыдзевской (Рыдзевская 1978. С. 29–84). VII.1. «Сага о битве на Вересковой Пустоши»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XII веке было семь больших пожаров: из них три на Торговой, три на Софийской, один на обеих разом. 252 Пожар 1290 года произошел от междоусобия: тогда сожгли Прусскую улицу. Пожар 1299 года был в самую пасхальную ночь, – загоралось на Варяжской улице; поднялась буря с вихрем, и вдруг загорелось совершенно далеко оттуда, в Неревском конце, на Софийской стороне; горело на обеих сторонах до света; сгорало много людей; в церквах много товаров погибло; а удалые воспользовались суматохою и общею бедою – пустилась грабить товары в церквах. Тогда – говорит летописец, –вместо праздничной радости была нам утром скорбь и сетование. XIV-й век был особенно изобилен пожарами. Записано девятнадцать; 253 из них четыре были на обеих сторонах разом, девять на Торговой, а шесть на Софийской. Некоторые пожары отличаются своею важностью. В 1311 году было три пожара в Неревском конце; сгорело тогда более сорока церквей; и много сгорело добрых домов, – говорит летопись, – а недобрые люди по обычаю грабили; точно то же повторилось на Торговой стороне; и там окаянные человецы – как называет их летописец, – не боясь Бога, или не жалея своей братьи в беде, поспешали исхитить чужое добро от огня, чтобы прибрать его в свои руки. В пятом десятилетии XIV-ro века были четыре сильные пожара. В 1340 г. обратилась в пепел значительная часть концов Неревского и Людина; огонь прошел в Детинец; сгорели владычные палаты, огорела София; такой был пожар,– говорит летописец,– что думали мы, вот кончина наступает: поднялась буря с вихрем; огонь перешел на другую сторону чрез Волхов: значительная часть Славянского конца сгорела; захватил огонь и Плотницкий; люди не успевали выносить ни из церквей, ни из домов товаров и пожитков; а кто что и вынес на поле, или на огороды, или в лодки, или в учаны,–то лихие люди все пограбили. Молодцы врывались в церкви, пока не дошел туда огонь, и расхватывали товары и церковное имущество. В 1342 году повторился сильный пожар на Софийской стороне; и на жителей напал такой панический страх, что они бежали из города и расположились в поле или на воде в ладьях; так продолжалось неделю; а лихие люди, которые не слишком Бога боялись, воровали и грабили. Из остальных пожаров сильны и опустошительны были пожары в 1368, 1385, 1391 и 1399 г. Тогда погибали от огня и люди; так в 1385 г. вся Торговая сторона сгорела и погибло 70 человек. В 1399 г. также сгорела большая часть Торговой стороны; много людей погибло от огня, много потонуло в Волхове во время смятения. Такой лютый был пожар, – говорит летописец, – что огонь по воде ходил. В XV веке упоминается о пожарах под десятью годами: 254 пять на Торговой, четыре на Софийской стороне города, и один на обеих сторонах разом. Пожарь 1442 года замечателен тем, что он возобновлялся три раза сряду в разных местах на Торговой стороне и привел жителей в ожесточение, так что начали хватать разных лиц, кто только имел несчастье не понравиться толпе и бросали в огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Сведения о некоммерческих организациях, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, включаются в реестр в течение 15 рабочих дней со дня получения лицензии Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по виду экономической деятельности на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Если деятельность организации соответствует установленным критериям, но она не была включена в реестр, необходимо направить официальное обращение в орган или организацию, уполномоченные на включение данных в реестр. Единый реестр сформирован в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 104-ФЗ " О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации " и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 1290 " О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций " ), которые вступили в силу с 1 января 2022 года.   О новом регламенте проверок деятельности НКО Минюстом России 11 января вступил в силу новый Административный регламент осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (далее - регламент). Обращаем Ваше внимание на следующие новеллы. Должностные лица Минюста при проведении проверки: - не обязаны предъявлять копию документа о ее согласовании с органами прокуратуры, - имеют право вмешиваться в деятельность некоммерческой организации, в том числе при участии в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях, например, могут прервать мероприятие при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, - вправе затребовать дополнительные документы и сведения (в случае несоответствия представленных сведений тем сведениям, которые имеются в распоряжении Минюста, срок для направления письменных пояснений составляет 10 рабочих дней).

http://mitropolia.spb.ru/docs/pravovoy-b...

В 1221 г. распря посланников пизанского и флорентинского в годину коронования короля Фридриха II послужила поводом к разрыву между обеими республиками: флорентинцы соединились с луккийцами и разбили пизан у крепости Боско. Несмотря на то, Пиза осталась приверженной к оному королю и поддерживала его своими 52-ю галерами. В 1241 г., предпринявши поход против генуэзцев, пизане взяли у них в плен 22 галеры и 4000 солдат. Не упоминаю о дальнейших битвах их то с луккийцами, то с флорентинцами, и спешу сказать, что с падением дома Гогенштауфенов и по обессилении партии Гибеллинов, к которой принадлежала Пиза, обессилела и эта республика. Генуя нанесла флоту ее страшный удар в морском сражении при Меллории в 1284 г. Потом четыре гвельфские города: Флоренция, Пистойя, Лукка и Сиена соединились между собой, дабы ослабить великую республику Гобеллинскую, о которой идет речь. Генуя отняла у нее остров Эльбу, разрушила самую пристань ее и принудила отдать ей Корсику (1290–1297 гг.). Тогда пизане призвали в Италию немецкого императора Генриха VII. Но он умер в самом начале покорения этой страны. По смерти его Пиза, угрожаемая всеми Гвельфами, т.е. сторонниками римского папы, предалась сицилийскому королю Фридриху II, однако, через то ничего не выиграв для себя, освободилась от него в 1316 г. Ее покорил было Людовик Баварский, но она возвратила себе независимость в 1327 г. и благодаря усилиям Фацио делла Герардеска даже овладела городами Луккой, Пистойей и Волатеррой, но потеряла их в годы 1351 и 1361. После сего эта республика уже не могла процветать и состояла под владычеством Агнелла (1361 г.), императора Карла IV (1368 г.), Иакова Анпиана (1392 г.), которого сын уступил ее миланскому князю Иоанну Галеасу (1399 г.). А сын сего князя, Гавриил-Мария, продал ее Флоренции. Пизане не хотели подчиниться этой покупщице своей и в течение двух лет, 1405–1406, геройски выдерживали осаду, но принуждены были сдаться и с той поры остались под властью флорентинцев. С 1807 г. до 1814 г. ими управляли французы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Исторический рост населения в Китае шел таким образом: в IX ст. до Р. X. насчитывалось 21.753.528; после Р. X. – 80.000.000; в 1102 г. – населения было сто миллионов; в 1290 г. при монгольском завоевании насчитывалось пятьдесят восемь миллионов; при мингской династии – шестьдесят шесть миллионов; с 1472 по 1812 г. народонаселение возросло до трехсот двенадцати миллионов. Много убыло народу в Китае, много явилось новых племен и религиозных сект, направлений с древних времен до новейших, но основные принципы собственно китайских мудрецов, государей, правителей, остаются фундаментальными, простираясь на всех подданных, без изъятия религиозных особенностей для буддистов, магометан, евреев, христиан, и других. По основным законам современной китайской империи («да-цзин-хуэй-тянь», т. е. свод постановлений великой чистой династии), государственное управление основано на семейном; император есть духовный и светский верховный повелитель и государь, главный первосвященник, управляющий народом чрез непосредственных своих представителей и министров, заведующий великими религиозными и другими церемониями. Церковной иерархии признанной государственною и содержимой на казенный счет, кроме некоторых исключений и привилегий, – нет; государственной религией признается только конфуцианское вероучение и обряды в коих непосредственно заинтересован и всегда принимает известное участие сам государь император Китая. Царственные «Цзины мудрецов» привитые повсюду в империи в течении двадцати пяти столетий оказывают неотразимое влияние на ум и формацию народного государственного духа; более миллиона школьных учителей прежде всего испытывает силу и могучесть этого влияния; обширный класс literati – ученых, просвещенных и благовоспитанных людей царит повсюду и управляет общественным и личным мнением. Всякая новизна, идея, непрошедшая и не переработанная головами китайских ученых, не может иметь силы и самостоятельности без их активного участия, может остаться всегда только в процессе борьбы и отрицательной силы, быть в тени, игнорируемой большим светом общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

„Всякий ум, – пишет он там, – управляется сам собою и движется собственным естественным желанием»; поэтому „невозможно, чтобы в одном и том же субъекте (ποκειμν) сосуществовали два противно желающие, из которых каждый стремился бы к предмету желания по самодвижному влечению» 1289 . „Ум Божественный есть ум самодвижный (ατοκνητος) и действующий в одном направлении (ταυτοκνητος); человеческий же ум есть ум тоже самодвижный, но действующий в различных направлениях (τεροκνητος), как превратный», – посему, изменяемый ум не смешивается с умом неизменяемым в одном субъекте, так как влекомый противоположными желаниями, из которых он состоит, враждовал-бы сам с собою» 1290 . Превратность ума человеческого Аполлинарий ставил в зависимость от его неведения и безсилия, в силу чего он подчиняется велениям плоти 1291 , и потому считал его враждебным уму Божественному и несоединимым с ним. Что отвергая ум человеческий во Христе, Аполлинарий основывался на его превратности, это ясно видно из слов св. Григория Назианзина , находящихся в письме к Кледонию 1292 . Как Аполлинарий приходил к такому воззрению на ум человеческий, об этом сообщает Номезий 1293 . По учению Аполлинария души раждаются от душ, как тела от тел; душа передается в порядке наследования от первого человека ко всем родившимся от него. Эти слова относятся и к уму человека, который, как зараженный наследственною порчею, становится источником греха в каждом отдельном человеке. „Плоть того, кто приводит ее в движение, то есть, мыслит, не могла бы согрешить, если бы он сам не предъизмыслил греховного дела». Поэтому, – говорил Аполлинарий, – „где полный человек, там и грех» 1294 , и „если Господь приял все (естество человека), то без сомнения имел и человеческие помыслы, в человеческих же помыслах невозможно не быть греху; как же Христос будет разве греха» 1295 ? Быть может, из подобных разсуждений и состоял выкинутый Григорием Нисским сор Аполлинария; по крайней мере, отсюда легко выводилось заключение, сообщаемое Григорием: „следовательно, спасается род человеческий не чрез восприятие ума и всего человека, но чрез приятие плоти, которой по самой природе свойственно быть под управлением; нужен же ум неизменяемый, который бы не подчинился ей по слабости ведения, но без всякаго насилия приспособлял бы ее себе» 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

1288 Но, подобно Дидиму, Амвросий раскрывает эту мысль лишь изредка, да и то очень слабо и поверхностно. У них нет раскрытого каппадокийцами, по крайней мере, Григорием Богословом представления о Сыне, как конституирующем собою полноту Божественной жизни и совершенства и потому принадлежащем Отцу изначально. Если Отец существует от начала (π’ ρχς), то, по мысли св. Григория, вместе с ним необходимо существуют и все Три (τ τρι), так как иначе Божество должно оказаться несовершенным и даже, как несовершенное, не может быть названо Божеством (μλλον δ τς θετης, ε μ τελεα). 1289 Последний аргумент, каким св. Амвросий пользуется для доказательства учения о вечности Сына, представляет своего рода reductio ad absurdum. Ариане, собственно евномиане, анализируя понятие рождения (γννησις) вообще, как возникновение от другого во времени, в акте Рождения Сына видели доказательство его происхождения во времени. Амвросий пытается уничтожить силу этого возражения, доведя его до крайних, нелепых выводов. «Ты, говоря, что Отец существовал прежде Сына, указываешь мне на пример человеческого рождения; но обсуди, согласуются ли с Божественным Рождением примеры рождения земного. Ведь, если мы говорим о рождении человеческом, то ты не можешь отрицать, что в человеке у отца прежде существуют и страсти (passiones), чем у сына. Отец прежде возрастает, прежде стареется, прежде скорбит, прежде плачет. Итак, если сын по времени меньше, то —352— отец старше по страданию. Если тот не освободился от возраста рождения, то этот не избежал стыда рождения». 1290 – Если Божественное Рождение было подчинено времени, как это допускают на основании примера человеческого рождения (то должно было бы, следуя этому примеру, также допустить), что Отец носил Сына в телесном чреве, будучи обременен им в течение десяти месяцев. Да и каким образом (в этом случае) возможно рождение без (содействия) другого пола? Ты видишь, что (в Боге) не начинался ряд обыкновенного рождения и при всём том считаешь плод подверженным некоторой телесной необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1252 Видимо, неточная цитата из Гомера (Il. VII, 101—102); Archiloch., fr. 57 Diehl. 1253 Il. XVI, 235. 1254 Euripides, fr. 367 Nauck-Snell (TGF) 1255 Fr. 57 Diehl (111 West). 1256 Od. XIV, 228. 1257 Oineus, fr. 560 TGF. 1258 Aeschylus, Fr. inc. 317. 1259 Philoctet., fr.793. 1260 Fr. 132 Koerte. 1261 Theognis, 209. 1262 Medea, 561. 1263 Epicharm., fr. 298 Kaibel (CGF). 1264 Cf. Euripides, fr. 914. 1265 Medea, 618. 1266 Aiax, 665. 1267 Solon, fr. 5, 9 Diehl (6 West). 1268 Theognis, 153. 1269 Thucydides, III 39, 4. 1270 Philistos, Fr. 51 FHG. 1271 Meleager, fr. 525, 4—5. 1272 Critias, fr. 32 DK. 1273 Il. XVIII, 483.607. 1274 Pherecydes, fr. 4 Kern, fr. 2 DK. 1275 Il. XXI, 44—45. 1276 Erechtheus, fr. 365. 1277 Orest., 211. 1278 Eriphyle, fr. 198 (fr. 47 Гаспаров). 1279 Antigona, fr. 168. 1280 Aleadai, fr. 84,2 (fr. 391 Гаспаров). Полностью текст таков: А: Ужель законным ты сочтешь ублюдка? В: Законно всякий доблестный рожден (пер. М. Гаспарова). 1281 Незвестное место. Ни одно из произведений трагика не засвидетельствовано под таким названием. Cf. Hippol. Pr. 432, 2 (Stahlin, ad loc). 1282 Minos, fr. 374. Как и в предыдущем случае, это единственный известный фрагмент этой трагедии. 1283 Alex., fr. 60. 1284 Hipponoos, fr. 280. 1285 Eumelos, fr. 16 Kinkel. 1286 Solon, fr. 1, 1 Diehl (13, 1 West). 1287 Od. XIV, 187. 1288 Euripides, Aigeus fr. 1. 1289 Theognis, 509—10. 1290 Panyassis, Heracleia fr. 14,1.5 Kinkel, 19, 1.5 Bernabe (cf. V. J. Matthews. Panyassis of Halikarnassos: Text and Commentary. Leiden, 1974, p. 76). 1291 Opera et dies 57—8. 1292 Hippol. fr. 429. 1293 Od. XVII 286—7. 1294 Euripides, fr. inc. 915. 1295 Callias, fr. 20 CAF. 1296 Menander, Pwlou menoi, fr. 345 Koerte. 1297 Antimachos, fr. 1 Kinkel. 1298 Cf. Agias Troezenius, Nostoi, fr. 8 Kinkel (8 Bernabe). 1299 Hesiodus, Opera et dies, 702—3 (пер. Вересаева). 1300 Semonides, fr. 6 Diehl. 1301 Epicharm., fr 24 DK. 1302 Euripides, Antiope, fr. 196,4—5. 1303 Diphilos, fr.118 CAF (II). 1304 Poseidippos, fr. 30 CAF (III).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

п. 1285 . В отношении к распоряжению и пользованию церковного имущества должно заметить следующее: 1) Отчуждение церковных земель производится не иначе, как с особого каждый раз высочайшего соизволения, испрашиваемого через комитет министров. Земли, отведенные от прихожан церквям для довольствия причтов, не подлежат отчуждению, за исключением тех особо уважительных случаев, когда продажа или обмен такой земли представляют существенную для церкви выгоду 1286 . 2) Св. Синоду предоставляется право разрешать залог принадлежащих духовному ведомству недвижных имуществ в местных городских кредитных учреждениях 1287 . 3) Монастырям и архиерейским домам не запрещается не нужные для собственного их употребления земли и угодья отдавать в наем с тем только, чтобы на таковых землях не было учреждаемо от них самих торговых заведений 1288 . Приходские причты извлекают выгоды из участков церковной полевой земли по своему собственному усмотрению, или через обработку земли средствами собственного хозяйства, или через передачу ее в аренду 1289 . Срок найма церковных недвижимых имений не может простираться далее 12 лет 1290 . Внутренние монастырские и церковные здания не могут быть отдаваемы в наем под торговые и трактирные заведения. 4) Денежные суммы воспрещено церковным учреждениям отдавать под заклады 1291 , хотя и допускаются займы из церковных сумм, если бы в них встретилась надобность, с разрешения Св. Синода 1292 . Вообще же циркулярным Указом Св. Синода 9 сент. 1873 г. было предписано и в 1888 г. вновь подтверждено, чтобы церковные причты и старосты ни под каким видом не оставляли при церквях более 100 рублей, чтобы на внесенные в кредитные учреждения церковные суммы были приобретаемы непременно именные билеты на имя церквей, и чтобы могущие оказаться у церквей билеты внутренних с выигрышным займов неотложно были передаваемы, под расписки на имя церквей, для хранения в государственной банк или в местные конторы и отделения его 1293 . В частные банки воспрещено вкладывать церковные денежные суммы 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как друзья народа становились его врагами 30.10.2017 1290 В сентябре 1937 года у посёлка Левашово в пригороде Ленинг рада появился обнесённый глухим забором с колючей проволокой, строго охраняемый спецобъект областного управления НКВД. Более 17 лет он был тайным могильником расстрелянных «врагов народа». На этой территории было захоронено, по некоторым данным, около 45 тысяч человек. В 1989 году этот рассекреченный объект стал общедоступным Левашовским мемориальным кладбищем. Позже на этом месте открыли памятник жертвам политических репрессий - «Молох тоталитаризма» и музей. Там предавали земле не только расстрелянных по приговорам так называемой «тройки», в которую входили начальник областного управления НКВД, второй секретарь областного комитета ВКП (б) и областной прокурор. На Левашовском объекте были безымянные погребения жертв репрессий и по другим приказам из Москвы . Например, по специальным национальным операциям НКВД. В Ленинграде арестовывали или доставляли туда немцев, поляков, финнов, латышей, эстонцев, корейцев. Многих из них объявляли агентами иностранных государств или вредителями. Поэтому на Левашовском мемориале установлены памятные знаки расстрелянным представителям этих народов. Здесь же захоронены почти рядом жертвы и их палачи по Ленинградскому делу. Их безымянные погребения находятся в стороне от массовых предвоенных могил. Эти жертвы, а потом и их палачи подвергались особенно жестоким истязаниям. Алексею Кузнецову, бывшему партийному руководителю Ленинграда, сломали позвоночник. А его палача, статного красавца Виктора Абакумова, бывшего министра госбезопасности СССР , за многие месяцы тюремного заключения превратили в немощного и больного старика. Абакумова расстреляли 19 декабря 1954 года, Кузнецова - 1 октября 1950-го вместе с Николаем Вознесенским, бывшим членом Политбюро ЦК ВКП (б), и ещё четырьмя фигурантами Ленинградского дела. Сегодня на этом месте можно увидеть гранитный камень-кенотаф Николаю Вознесенскому. В 100-летнюю годовщину (2005 год) со дня рождения Алексея Кузнецова инициативная группа попыталась установить рядом с памятным знаком Вознесенскому и кенотаф Кузнецову. Попытка не удалась. В 1938 году Алексей Кузнецов был вторым секретарём Ленинградского горкома ВКП (б), а по утверждённому положению второй секретарь входил в состав «тройки», выносящей внесудебные приговоры. В 1965 году многие ветераны войны просили присвоить уже давно реабилитированному по Ленинградскому делу и имеющему большие заслуги в обороне города Алексею Кузнецову звание Героя Советского Союза (посмертно), но им отказали. Отказали ещё через полвека и в памятном знаке.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/30/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010