При Эгидии Римском (Колонна), первом магистре А.-е., в Парижском ун-те (с 1285) были выработаны принципы орденской доктрины, сочетавшей в себе августинизм и томизм и делавшей особый упор на экклезиологию , а с XIV в.- на мариологию ; теология А.-е. испытала влияние также концептуализма У. Оккама . «Старая» Августинская школа, официально учрежденная в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 г.; «новая» была основана Э. Норисом и объединила теологов из ордена А.-е. XVII-XVIII вв. в полемике с кальвинистами (см. Кальвинизм ), последователями М. Байюса , и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римини , Уголино из Орвието († 1347), Иоанном из Базеля († 1392), Августином Фаварони († 1443), А.-е. исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к к-рому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, ее поддержки. Хотя идеи Лютера, принадлежавшего к А.-е., близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в т. ч. на акты Тридентского Собора (А. Цумкеллер). Определенную роль в развитии богословия А.-е. сыграла книжная культура гуманизма , распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Нек-рые из теологов-А.-е., как, напр., Варфоломей Урбинский († 1350), составивший обширные флорилегии из сочинений святых Августина и Амвросия Медиоланского, выделялись глубокими познаниями в патристике , в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо († 1307), Александр из Сан-Эльпидио († 1326), Августин Триумфус из Анконы († 1326), Генрих из Флаймара († ок. 1340) и Томас из Страсбурга († 1357).

http://pravenc.ru/text/62636.html

1284 Или, как говорит о подлинном богослове Григорий Назианзин , у них созерцание предшествовало действию, а действие – созерцанию, πρξις (религиозный образ жизни) πβασις θεωρας (actio gradus est ad contemplationem), Oratio xx, 12 (ed. Bened. Paris, tom. i, p. 383). 1285 Об этом, как очевидец, рассказывает Григорий Нисский (не Назианзин, как указывает Дж. X. Куртц, ошибочно цитируя Неандера, в своей обширной К. Gesch., i, ii, p. 99), Orat. de Deitate Filii et Spiritus S. (Opera, ii, p. 898, ed. Paris, 1615). В этом плане он сравнивает своих соотечественников с афинянами, всегда готовыми узнать что-то новое. 1286 Orat. xxvii, 2 (Opera, tom. i, p. 488). См. также Orat. xxxii (tom. i, p. 581); Carmen de vita sua, vers. 1210 sqq. (tom, ii, p. 737 sq.). 1287 См. Engelhardt: Die angeblichen Schriften des Areop. Dionysius übersetzt und erklärt, 1823, 2 Parts; Ritter: Geschichte der christl. Philosophie, Bd. ii, p. 515; Baur: Geschichte der Lehre von der Dreieinigkeit, ii, 207 f., и его Geschichte der Kirche, IV – VI век, p. 59 ff.; Joh. Huber: Die Philosophie der Kirchenväter, pp. 327–341; а также статья К. Vogt, в Herzog, Encycl. iii, p. 412 ff. 1288 См. Clausen: De Synesio philosopho, Hafn., 1831; Huber: Philos, der Kirchenvater, pp. 315–321; Baur: Church Hist, from the fourth to the sixth century, p. 52 ff., W. Möller, в Herzog, Encycl., vol. XV, p. 335 ff. 1289 О влиянии философии на отцов церкви см. Ritter, Geschichte der christl. Philosophie; Ackermann, and Baur: Ueber das Christliche im Piatonismus; Huber, Philosophie der Kirchenväter (Munich, 1859); Neander, Dogmengeschichte, i, p. 59 sqq.; Archer Butler, Lectures on Ancient Philosophy; Shedd, History of Christian Doctrine, vol. i, ch. 1 (Philosophical Influences in the Ancient Church); Alb. Stöckl: Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Mainz, 1865, 2 Bde. 1291 Ad Scrap. Ер. i, cap. 28 (Opera, tom, i, pars ii, p. 676): δωμεν… τν τς αρχς παρδοσον κα διδασκαλαν κα πστιν τς καθολικς εκκλησας ν μεν κριος εδωκεν, ο δ απστολοι κρυξαν, κα ο πατερες φλαξαν. Войт (Voigt, Die Lehre des Athanasius, &c, p. 13 ff.) даже объявляет Афанасия защитником основного принципа протестантизма – принципа высшего авторитета и достаточности Писания, которое само помогает себя истолковывать; Мелер же пытается объявить его защитником римско–католических принципов. и тот, и другой неправы, отстаивая свои предубеждения в ущерб исторической правде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Покинутый солдатами и нелюбимый своими подданными, Констанс был не в состоянии сопротивляться и решил искать спасения в бегстве. Это ему однако не удалось. Подле Елены (г. Ельны) у подножия Пиринеев он был настигнут и убит начальником легкой кавалерии мятежника 1284 . После этого власть Магненция была признана в Галлии, Италии и Африке 1285 . На востоке он встретил противодействие. Входившае в составе империи Констанса иллирийскае провинции с давних пор управлялись престарелым генералом Ветранионом. Будучи привязан к семейству Константина и привычкой и признательностью, он решительно отклонил предложение перейти на сторону убийцы своего государя. Чувство долга повелевало ему подчиниться единственному оставшемуся в живых сыну Константина – Констанцию. Но здесь на сцену выступила принцесса Константина. Эта жестокая и честолюбивая женщина, получившая от своего отца Константина Великого титул августы, собственными руками возложила корону на голову иллирийского генерала 1286 . Примеру Ветраниона последовал двоюродный брат Констанция Флавий Попилий Непоциан. Разбив с помощью гладиаторов близ Рима префекта Магненция Аникиту, он провозгласил себя императором запада, что было признано в Констанцием. Ему однако не повезло. Против него выступал Magister officiorum тирана Марцеллин. Благодаря измене сенатора Гераклина последний разбил его войска, а самого Непоциана умертвил 1287 . В конце зимы 350 года Констанций узнал об умерщвлении Констанса и событиях на западе. Он решил ополчиться на узурпатора. Но прежде он направился в Мессопотамию, чтобы принять меры к охране персидской границы. В Эдессе Констанций встретил посольство Ветраниона с просьбой о признании его императором. Припертый к стене, он пошел на уступки. Он послал Ветраниону корону, провозгласил его императором и послал ему деньги для войны с Магненцием. Сам же, вручив власть над войсками Лукилиану направился на север для войны с Магненцием. Проехав Анкиру, он задержался на Босфоре, ожидая результата от войны между Магненцием и Ветранионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Но могло ли одно изображение возбудить фантазию настолько, чтобы создать поэтическую легенду, да ещё отразившую влияние поэтической традиции 1281 ? Кирпичников ищет подтверждения своего взгляда ещё в том, что в некоторых случаях вещественный памятник служит якобы отправным пунктом появления сказания 1282 . Этот взгляд, которого придерживаются и Delehaye, и Kraus 1283 , оба ссылающиеся на сочинение (Mozaik zur Kunstgeschichte, Berlin, 1876, SS. 161–243: Sagen aus Kunstwerken entstanden; см. ниже, «Дополнения»), – взгляд этот, говорю, ошибочен по своей односторонности, ошибочен в самом существе своём. Никогда один только вещественный памятник не может вызвать к жизни легенду. Для того, чтобы пристегнуть к какому-нибудь вещественному памятнику легенду, необходима живая, устная или книжная, традиция, и вот она-то и служит толчком для поэтической ассоциации. Вс. Миллеру, напр., в Дигории, Западной Осетии показывали место, где лежал чудовищный змей и происходил бой с ним героя из рода Кантемуровых, и рассказали самое предание. Миллер совершенно справедливо видит здесь «глухое воспоминание о подвиге, совершённом предком Кантемуровых в борьбе с какими-нибудь историческими врагами» (Экскурсы, стр. 52). Это только подтверждает мою мысль, что одного вещественного памятника мало для появления легенды 1284 . Ряд других фактов поддерживает эту мысль. Так, наши летописные предания, по наблюдениям Сухомлинова, переходили из поколения в поколение, поддерживаемые вещественными памятниками, напр., могилами Аскольда и Дира 1285 . Проф. Н. Петров указывает малорусскую легенду о Самсоне, разорвавшем льва и окаменевшем вместе с ним, и объясняет это влиянием «очень известной в Киеве в народе статуи Самсона, раздирающего пасть льва, из которой струится вода» 1286 . Ясно, что и здесь большое значение имеет устная, из Библии , традиция о Самсоне. Далее, к фактам подобного характера я отношу и тот, что островок на р. Оке, близ Рязани, носил во время Олеария имя «Dobrinin ostrow», что Миллер вполне правдоподобно объясняет связью с какими-нибудь сказаниями о рязанском богатыре, носившем это имя. Срв. у Миллера же указания на скоки коня Ильи Муромца в муромских местах и ростовские великие могилы (курганы), насыпанные над врагами, избитыми Александром Поповичем 1287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А сего ради, и не хотяще, принуждаются согласовати Антихристу – слабому 1284 законодавцу, и того повиноватися закону широкому и пространному, а не Христову, тсному и прискорбному. И, претворя образъ во дряхлость смирения лицемрнаго, глаголют: «Дай, рече, имния къ монастырю, а сего ради муки вчные избудешь». И иные таковые басни, якобы пияныхъ бабъ, смху достойные, слышахъ. А того ради не подобаетъ таковымъ прелесникомъ внимати, и о таковыхъ бо Златоустый въ бесд 23 толкований своихъ, еже от Матфея, глаголетъ: «Внемлите же! – рече. – Отъ лживыхъ пророковъ приидутъ бо къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищныцы. Се, со псы и со свиньями нын видъ ловления, и навтъ онъ много лютйшь онаго. Овыи бо (сирчь псы и свиньи) исповдуеми и явствени, сии же прикровенни». Тмъ же и онхъ убо отлучатися повеллъ, сихъ же разсмотряти со опасениемъ, понеже невозможно есть отъ перваго ихъ увдети прихождения, лицемрия ихъ ради. Того ради реклъ: «Внемлите!» И паки мало ниже, полагающе ихъ горше, нежели псов и свиней, сице глаголетъ: «Не токмо свиней хранитися и псовъ подобаетъ, но съ сими и другаго лукавнйшаго рода сего, еже есть волковъ». А того ради, яко рхом, 1285 прилежати намъ подобаетъ трудолюбне ко прочитанию Священных Писаний, послушающе паче Христа и святыхъ его, яко Павелъ совтуетъ Фимофею 1286 внимати чтению и учению, нежели оныхъ глупства предреченныхъ волковъ. И не токмо священнымъ, но и вншнымъ учитися потщимся, яко Григорий Богословъ во слове глаголетъ, еже писалъ о нищелюбию, 1287 сице глаголюще: «Но и внешное, егоже мнози отъ христианъ отплеваютъ, аки навтно и пакостно, и отъ Бога далече мечуще, зл ведяще», и прочая. И по малехъ: «Сице убо, сихъ, елико взыскательно же и зрительно – приемлемъ, а елико ко бесомъ приводитъ и въ прелесть, въ пагубы глубину – отвергохомъ». И по малехъ: «Не укорно убо наказание вншьное, зане сице мнится нкимъ, но ненаказанныхъ и лукавыхъ мнние (рекше, неискусныхъ и лихорадныхъ, иже хотятъ всмъ быти по нихъ самыхъ, до во общине ихъ злость крыется, и наказанию своему обличителей избгаютъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, наиболее вероятным представляется предположение, что Аллата есть женское окончание слова Аллах, Бог. Так как имя Аллах, как мы уже показали в своем месте, произошло от слова Иляг, одного норна с еврейским , а это означает существо сильное, крепкое, а потому достойное обожания, то Аллата поэтому будет значить «сильная» или богиня, которую чествовать и которой покланяться араб считал себя обязанным. Этому понятию об Аллате соответствовал и эпитет, какой арабы давали ей , рабба, что значит, «госпожа». Озиандер 1284 и Хвольсон 1285 предполагают, что слово Аллата , есть позднейшая сравнительная форма и составляет, по всей вероятности, сокращение слова или , что значит «богиня». В подтверждение этого мнения Озиандора и Хвольсона можно указать на тот факт, что действительно в химьяритских надписях встречается слово тоже самое, что или т.е. богиня или богиня по преимуществу 1286 . Относительно характера Аллаты несомненно, что это было женское божество. Это доказывает Коран и толкования на него. 1287 С другой стороны, имея в виду значение звездного культа у арабов, мы можем с вероятностью предположить, что, по крайней мере, первоначально Аллата была звездным божеством, только при этом предположении мы можем объяснить себе широкие распространение её культа и важное значение этого божества у арабов. Гораздо труднее сделать более частное определение, именно к какому светилу относился культ Аллаты, здесь чувствуется недостаток прочных данных. Этим объясняется, почему ученые не согласны относительно частного звёздного характера этой богини. Озиандер находит наиболее вероятным предположение, что Аллата была божеством луны. 1288 Того же мнения держится и Рёдигер 1289 . Но нам кажется более вероятным, что под Аллатой, арабы язычники чтили планету Венеру. Основанием для этого может служить свидетельство Геродота. Он, говоря о вере арабов, замечает, что арабы называют Афродиту Аллитой 1290 , в чем тотчас можно узнать Аллату. В другом месте 1291 он приписывает культ, этого божества всем арабам, из чего, естественно, заключить о сильном распространении этого культа между арабами. Столь же распространенный культ не может быть, отнесен ни к одной звезде или планете с такою вероятностью, как к планете Венере, таким образом, является отель вероятным, что Аллата была Венера.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Общие правила 279 . Земля и вообще все имущества церковные от посторонних притязаний ограждаются порядком, какой установлен в ограждение неприкосновенности государственных имуществ (т. IX ст. 410 изд. 1876 г.; уст. гражд. судопр. ст. 1282 изд. 1876 г.). 280 . Дела церквей производятся по общим правилам гражданского судопроизводства, с изъятиями в следующих статьях указанных (там же ст. 1283). Предъявление исков возлагается на обязанность духовных консисторий (там же ст. 1284); духовные же консистории ищут и отвечают на суде не иначе как в лице особых уполномоченных, которые назначаются из должностных лиц духовного ведомства или же избираются из числа лиц имеющих по закону право быть поверенными по добровольному с ними соглашению (там же ст. 1285). Примечание. Священно-служители белого духовенства не имеют права быть поверенными, кроме тех дел в коих они ходатайствуют за духовное ведомство, или за жен и детей своих а также за питомцев, находящихся у них на попечении (там же ст. 246 п. 4 и т. IX ст. 379 изд. 1876 г.). А потому настоятели церквей по самому их званию могут ходить по делам церквей без уполномочия их особыми доверенностями. Вся судебная практика показывает, что иски церквей возбуждаются и производятся или настоятелями церквей или целыми причтами. Требуется только чтобы принявший на себя обязанность, кто-либо из членов причта, поверенного по делам церквей на основании 1286 ст. уст. гражд. судопр. при предъявлении иска представши доверенность или уполномочие, или предписание от епархиального начальства. По ст. 879 уст. гражд. судопр. казенные управления, след. и духовное ведомство, изъемлются от употребления гербовой бумаги, а потому уполномочия и предписания могут быть написаны на простой бумаге. Все иски, предъявляемые казенными управлениями частным лицам, подлежать ведению судебных установлений на основании общих законов о подсудности (уст. гражд. суд. ст. 1287). 281 . Иски частных лиц на казенные управления предъявляются на общем основании, или по месту нахождения спорного имущества, или по месту где нанесены частному лицу убытки, или по месту нахождения того присутственного места или должностного лица, которое представляет на суде казенное управление (там же ст. 1288).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. В то время, когда Прокопий был еще у власти и пребывал в Кизике, его посетил Евномий с целью добиться освобождения заключенных, коих Прокопий содержал в оковах, а закованы они были за преданность Валенту. Взять на себя эту миссию принудили Евномия их родственники. Евномий все исполнил, придя и освободив заключенных из-под стражи, а затем тотчас возвратился. Примерно тогда же управляющий островом Лесбосом, назначенный на эту должность Прокопием, привлек к суду Аэция, которого местные жители обвиняли в приверженности к Валенту. Следствием этой клеветы неминуемо стала бы смертная казнь, если бы один из облеченных властью приближенных Прокопия не подоспел к нему на помощь и не отвел карающий меч. Дело в том, что сей посланец Прокопия состоял в родстве с Ерренианом и Герресианом: они были братьями, поддерживали связь с Аэцием и были оклеветаны заодно с ним. Но власть пришедшего была столь велика, что обвинивший их судья убоялся и, отменив вынесенный им смертный приговор, снял с них все обвинения и отпустил невредимыми. Аэций, взяв их с собой, отплыл в Константинополь, где проживал с Евномием и Флоренцием. Немного спустя он скончался 1285 , и Евномий сомкнул ему уста и своими перстами закрыл глаза, а потом вместе с собравшимися у его одра единомышленниками позаботился совершить над ним пышный обряд погребения. 7. Во время пребывания Евдоксия с Валентом в Маркианополе Константинопольский клир поставил изгнать из пределов того города Аэция. Придя в Халкидон, Аэций письмом уведомил о случившемся Евдоксия. Однако тот не только не был взволнован этим известием, но, напротив, выказал досаду на то, что Аэция не подвергли более суровому наказанию. 8. По словам Филосторгия, нашлись клеветники, утверждавшие будто Евномий укрывал в своем поместье Прокопия, намеревавшегося узурпировать верховную власть. Евномию лишь с большим трудом удалось отвести от себя клевету и угрожавшую из-за нее смертную казнь. Тем не менее он был сослан в Мавританию, ибо такое наказание определил для него префект претория Авксоний. В путь он отправился в разгар зимы; но, придя в иллирийский город Мурсу, где епископом был некий Валент, встретил там дружелюбный прием и был отозван из изгнания, когда Валент вместе с епископом Маркианополя Домнином посетили императора и в трогательных выражениях изложили обстоятельства дела Евномия. После возвращения император пожелал лично принять его, но Евдоксий путем интриг воспрепятствовал их встрече. Этот последний затем отправился в Никею, чтобы поставить там епископа (ибо прежний епископ Евгений умер); но прежде чем успел совершить это дело, сам расстался с жизнью 1286 . В Константинополь же утвержденное императором Валентом соборное постановление перевели из Берии Демофила 1287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Zur Quellenkritik d. Gnosticismus. § 3//Zeitschrift für hist. Theologie. 1874; Lipsius. Die Quellen d. ältesten Ketzergeschichte. VI; ср. также: Иванцов-Платонов. Там же. 1284 Едва ли возможно, чтобы Ипполит учился у Иринея еще в Малой Азии. Это могло быть до 154–155 г., после которого св. отец, вероятно, скоро переселился уже в Галлию (см. выше в нашем сочинении). Но в то время был еще жив св. Поликарп. Поэтому Ипполит, скорее всего, обратился бы к последнему за наставлениями. Кроме того, Ипполиту тогда, по-видимому, было очень мало лет, ибо мы знаем о его деятельности не только в 30-х гг. III столетия (ср.: Bardenhewer. Patrologie. S. 185), а и значительно позже. Возможно, что Ипполит учился у Иринея уже в Галлии; но на это нет решительно никаких – ни прямых, ни косвенных – исторических указаний. 1285 Такое предпочтение последней дате перед 154–155 г. мы делаем, принимая во внимание лета Ипполита (см. предыдущее прим.). 1286 О сочинениях Ипполита см.: Döllinger. Hyppolytus und Kallistus. Regensburg, 1853; указ. соч. Иванцова-Платонова; также: Bardenhewer. Patrologie. S. 186–188; Дюшен. Указ. соч. Русск. перев. С. 209 и др.; Болотов В. В. Лекции. Вып. II. С. 368–369. 1287 См.: Иванцов-Платонов. Указ. соч. С. 134–175; так же думает и большинство иностранных ересеологов. 1289 Patrum apostolicorum opera, editio minor. S. 127–128. (Это сообщение одинаково во всех рукописях.) 1291 Евсевий. Церковная история. III, 28, 1–2 (у Schwarmz’a S. 106–107); II, 25,6–7 (у Schwarmz’a S. 73; русск. перев. С. 100); VI, 20,1 3 (у Schwarmz’a S. 242; русск. перев. С. 325–326). 1293 Ibid. III, 28, 1–2 (указ. стр.). Место это вызывает разногласие среди ученых. Одни, как, например, Цан (Geschichte d. neutest. Kanons. I,1. S. 230–233), из русских прот. Иванцов-Платонов (Ереси и расколы. С. 153–166) видят здесь указание на канонический Апокалипсис и склонны причислять поэтому Кая к алогам (о последних см. у нас выше, в речи об отношении Иринея к монтанизму). Другие, однако, как Гарнак, например (Theologische Literaturzeitung.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Разом с этим и прибалтийская торговля Новгорода перешла в руки Немцев. Уже в XII -м веке рядом с готским двором в Новгороде возник другой – немецкий; его основали, вероятно, немецкие торговцы Готланда, и он был сначала только как бы отделением готского, но состоял с ним под одним главным управлением. Оба двора зависели от немецко-готской купеческой компании в Висби. Но в исходе XII-ro века, в системе торговых отношений, совершился переворот: в XIII веке беспорядки в Германии, вредные для торговли, побудили города для своей безопасности соединиться в союзы. Так образовалась Немецкая Ганза. Город Любек быстро возвысился и стал во главе союза. Привилегии английских королей, фландрийских владетелей и скандинавского сударей помогали развитию этого союза. Вместе с этим и немецкий торговый двор подчинился Любеку. 284 До того времени союзные купцы всех немецких городов имели равное право пребывать на новгородском немецком дворе, и немецкий двор составлял как бы маленькую независимую колонию; но в это время купцы всех городов обязались, что новгородский немецкий двор будет о делах своих относиться в Любек. Причина гегемонии Любека состояла в выгодах, которые купцы получали, подчиняясь этому городу. Любек получил в разное время от скандинавских владетелей привилегии, обеспечивавшие свободное плавание и торговлю по Балтийскому морю, даже и в военное время; например в 1268–1285 г. он получал привилегии от короля Магнуса, от эстонской Агнесы на торговлю с Эстляндиею, от Эрика в 1287 году, Вольдемара герцога ютландского, Эрика и Вольдемара в 1312. 285 Впрочем, вековые привычки еще долго обращали новгородскую торговлю на Готланде, и Любек должен был выдержать соперничество с Висби и на время делать уступки. Таким образом управление новгородскою факторией зависело равномерно от Любека и Висби вместе, а начальник фактории назначался попеременно – раз от Любека, другой после того от Висби. Но Готланд год от году упадал; Любек год от году возрастал в своем значении; – под его первенством поднимались другие города, и в XIV-oм веке, союз Ганзы совершенно образовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010