7. Когда же наступило воскресенье 1279 , король поспешил в церковь на праздничную мессу. Братия же и епископы, присутствовавшие там, предоставили епископу Палладию совершать богослужение. Но когда он начал чтение из пророков 1280 , король спросил: «Кто этот человек?» И когда ему ответили, что службу начал епископ Палладий, король, обуреваемый гневом, сказал: «Он всегда был неверным и вероломным, а теперь он произносит святые словеса. Я сейчас же уйду из этой церкви, чтобы не слышать, как мой враг произносит пророчества». И с этими словами он направился к выходу. Тогда епископы, смущенные унижением брата, сказали королю: «Ведь мы видели, что он присутствовал у тебя на пиру и что ты получил из его рук благословение. Так почему же теперь король им пренебрегает? Если бы мы знали, что он тебе ненавистен, мы обратились бы к другому, который совершил бы эту службу. Теперь же, если ты позволишь, пусть он продолжает начатое. А затем, если ты в чем-либо обвинишь его, то будет произведено строгое расследование по церковным канонам». Но Палладий с чувством большого унижения уже ушел в ризницу. Тогда король велел его позвать и заставил его продолжать мессу. Когда же во второй раз Палладий и Бертрамн были приглашены на королевскую трапезу, они поочередно в раздражении бросали друг другу многочисленные упреки в прелюбодеянии и распутстве 1281 , и даже в клятвопреступлениях. Многие смеялись по этому поводу, но некоторые, более дальновидные, сокрушались, что вот так среди епископов Господних начинают произрастать диавольские плевелы. И вот, уходя от короля, они дали клятву и выставили поручителей в том, что они предстанут перед собором в десятый день перед ноябрьскими календами 1282 . 8. В то время появились знамения. А именно лучи со стороны севера, как они нередко появлялись; видели, как по небу промчалась молния, а на деревьях распустились цветы. Было же это в июле месяце. 9. Затем король приехал в Париж и в присутствии всех сказал: «Говорят, что мой брат Хильперик после себя оставил сына. Его воспитатели от имени его матери просили меня воспринять его от святой купели в праздник Рождества Господня, но сами не пришли. Затем они просили меня крестить его на Святую Пасху, но и тогда они не принесли младенца. Просили они меня и в третий раз, чтобы крещение состоялось в праздник святого Иоанна, но и тогда не прибыли. И вот теперь они меня вызвали оттуда, где я жил, в это жаркое время года. Я приехал, и что же! Младенца скрывают и не показывают мне. Посему, как мне кажется, он не тот, за кого его выдавали, и я полагаю, что это сын одного из наших лейдов 1283 . Ибо если бы он был из нашего рода, его, конечно, принесли бы мне. Поэтому знайте, что я его приму только в том случае, если получу достоверные сведения о нем». Услышав такие слова, королева Фредегонда и первые люди ее королевства, то есть три епископа и триста знатных людей, собравшись, дали клятву, что этот ребенок родился от короля Хильперика. И таким образом было уничтожено подозрение в душе короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Изменяются статьи, говорящие о магии и гаданиях. В вопросе об обращении к волхвам, заимствованном из печатного требника, наравне с волхвами упоминаются цыгане, к которым ходят «гадать о пропаже, о здравии, о щастии или о другом чем». 1279 Перечисляются новые способы гадания: «Не ходила ли в карты гадать или в костьми водить, или воды отчерпывать для себя и для скота?», «Воску или олова или чего инаго для угадывания чего не ливал ли? Ситом или решетом для угадывания чего не волхвовал ли? Картами, кофеем и бобами или иным чем не ворожил ли? Ключи во Псалтырь для угадывания чего не влагал ли и другим не советовал ли? Книгам гадателным, какия они имеются во узнавании чего, воистинне как справедливым не уверялъся ли?» 1280 Наравне с «новейшими» способами гадания на кофейной гуще в вопроснике упоминается один из самых древних видов гадания по Псалтыри. Перечисляются также приметы, неизвестные по текстам XV–XVII вв., например: «чесание очей – бутто плакать о чем, бровей – с кем-нибудь кланяться». 1281 Сходные приметы и гадание по Псалтыри упоминаются в православном епитимийном правиле середины XVIII в. 1282 Двоякий смысл имеют статьи, говорящие о врачах. Не запрещая в принципе использование врачебной помощи, старообрядческие тексты осуждают обращение к «неверным» (в т. ч. православным) врачам, употребление лекарств из аптеки (т. е. лекарств, сделанных «неверными»): «Не лечивался ли у невернаго лекаря, и не пил ли из оптеки лекарственных капель, и не давал ли неверному кровь пускать?». 1283 Безоговорочно запрещается старообрядцам всякое религиозное общение с приверженцами ортодоксальной церкви: «Не подавала ли в еретическую церковь в строение, в колокол, в свещу, в масло и ладан»? На Светлой недели не христосовалась ли с неверным яйцам и не целовалась ли?», «С иноземцами или со отступниками и молебныя к ним храмы молитися с ними не бывал ли? С брадобридцами и неверными дружбы не имел ли?» и мн. др. 1284 Как и в более ранних текстах, от старообрядцев требуется подчинение вышестоящим. Несмотря на жёсткое неприятие представителей ортодоксальной церкви, авторы текстов признают, что государственная власть дана их противникам Богом. Цитируя апостольские слова «вся власть от Бога», старообрядческий духовник спрашивает: «Противу учиненных от Бога властей роптания сам не имел ли и других тому не научал ли?». Другие вопросы в том же исповедном тексте также посвящены гражданской ответственности: «Не научил ли кого ради каких случаев лишить себя здравия или телеснаго члена и быть во обществе неспособным? Бежавшаго ради злодеяния из государевой службы или от господина раба не держал ли и не укрывал ли? Изменник или лазутчик, то есть шпион, для повреждения общества не был ли?». 1285

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Мокий (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320). На иконах и в монументальных росписях Б. часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Кир и Иоанн (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря, XII в., собор мон-ря Осиос Лукас, XI в., ц. Марторана, Палермо, XII в.); Фотий и Аникита (Киличлер-килисе, Эльмалы, XII-XIII вв.). В греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.) Б. изображены дважды: Пантелеимон, Косма, Дамиан, Кир, Иоанн, Ермолай в медальонах в чине мучеников (Л. 55-55об.) и в дни памяти в Минее - в рост. В монументальных росписях изображения Б. обычно помещаются в нартексах (Осиос-Лукас, ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295; собор мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350), в ряду святых в нижнем регистре росписи наоса ( напр., ц. св. Врачей в Кастории), иногда в алтаре или в боковых апсидах (ц. Иоанна Предтечи в Задаре; ц. св. Анастасии в Задаре, 1285). В ц. св. Ахиллия в Арилье, 1296 г., святые Косма и Дамиан изображены в юж. певнице среди святых в том порядке, к-рый, по мнению В. Джурича (С. 131), соответствует выниманию частиц на проскомидии. В житийных циклах сцены исцелений показаны по типу евангельских чудес исцелений Иисусом Христом слепых, расслабленных, прокаженных (вмч. Пантелеимон - ц. Сант-Анджело ин Формис, XI в.; ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; святые Косма и Дамиан - ц. Митрополии в Мистре, XIV в.). Почитание Б. получило широкое распространение на Руси. Изображения святых Космы, Дамиана, Кира (с сосудом для елея) и Иоанна имеются в росписях (на предалтарных столпах собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125), на иконах (святые Косма и Дамиан на верхнем поле иконы свт. Николая по сторонам Этимасии, XII в., ГТГ; на иконе свт.

http://pravenc.ru/text/149067.html

святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282-1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской летописи (Полное собрание русских летописей. Т. I. Вып. 2. Л., 1927. Стлб. 477-481) и Псковской Второй летописи (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 11-16). Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись (Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М. - Л., 1950. С. 289-306). Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547-1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560-1563) и др. Главные издания: Архимандрит Леонид (Кавелин). Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Невского. СПб., 1882; В. Мансикка. Житие Александра Невского. Разбор редакций и тексты. СПб., 1913; Н. И. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Новое научное издание: Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы XIII века " Слово о погибели Русской земли " . М.-Л., 1965. Современный русский перевод - в книге: " Художественная проза Киевской Руси XI-XII веков " . М., 1957. С. 257-263. Параллельный древнерусский и современный русский тексты - в книге: " Изборник " (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. Иконописный подлинник Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 27 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Москва. XVI. Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед битвой. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Москва. XVI. Св. Александр ранит в лицо Биргера на Невской битве. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

стене в нартексе. Кроме того, в М. впервые в серб. средневек. живописи представлены т. н. портреты представителей династии Неманичей: в наосе - кор. Владислав, ктитор храма, с моделью церкви в руках, к-рого Божия Матерь подводит ко Христу, восседающему на престоле; в нартексе - свт. Савва Сербский и его отец св. Симеон Неманя, Савва Освященный, кор. Стефан Первовенчанный с сыновьями Радославом и Владиславом. Представители правящего дома изображены в молитвенном обращении к святым Савве и Симеону Немане, фигуры которых в свою очередь развернуты ко Христу (фигура утрачена; находилась на зап. стене над входом),- мн. портреты являются прижизненными, поэтому, как предполагается, передают портретное сходство. В росписи нартекса кор. Владислав снова представлен с моделью храма в руках. На противоположной юж. стене помещены образы равноап. имп. Константина Великого и неизвестного императора, предположительно Иоанна III Дуки Ватаца. Позднее изображение представителей династии Неманичей трансформируется в генеалогическое древо (лозу) правящей серб. династии (с кон. XIII - нач. XIV в.; присутствует в росписи ц. Пресв. Богородицы и Радославовой капеллы в мон-ре Студеница (ок. 1235), ц. Пресв. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265), ц. Благовещения в мон-ре Градац (ок. 1275), в Драгутиновой капелле в мон-ре Джурджеви Ступови (1282-1283), ц. св. Ахиллия в Арилье (ок. 1295), ц. Пресв. Богородицы Левишки (1310-1313). В экзонартексе помещена развернутая композиция «Страшный Суд», занимающая все пространство - свод и 4 стены (уникальный случай для серб. живописи). Лит. основой для этого изображения стало «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» прп. Ефрема Сирина. Большая часть композиции сохранилась, за исключением полностью утраченной группы праведников на сев. стене. К необычным художественным особенностям живописи М. относится имитация мастерами, расписавшими наос храма и создавшими композицию «Страшный Суд», мозаичной кладки. Росписи в алтарной части сделаны на темно-синем фоне, без подражания мозаике.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

1282 «Русским морем» именовалось море Черное (см. 26/8, 40/3); такое название проникло в латинскую традицию, очевидно, после Первого крестового похода 1097–1099 гг. и получило в ней достаточно широкое хождение; Хельмольд позаимствовал его, вероятно, из «Хроники» Фрутольфа – Эккехарда, с которой был знаком. Показательно, что Хельмольд, в своих географических описаниях почти во всем следующий «Деяниям» Адама Бременского, не приравнивает этого «Русского моря» к Балтийскому, т. е. в данном случае избегает характерного для Адама отождествления Балтики с Меотидой, вследствие чего бременский хронист полагал, будто в Грецию плывут именно по Балтике. 1283 Буквальное воспроизведение соответствующего раздела сочинения Адама Бременского (Adam IV, 18; 22/11). 1285 Справку о каждом народе хронист стремится завершить той или иной церковно-религиозной характеристикой (ср. выше о «богобоязненности» каринтийцев, епархиальном делении Чехии и проч.). Во времена Хельмольда, в середине XII в., Польская архиепископия с центром в Гнезне состояла из семи епархий: собственно Гнезненской, Познанской, Краковской, Вроцлавской, Любушской, Плоцкой и соседней с ней Влоцлавской. Говоря о восьми епископиях, хронист, видимо, причисляет к Гнезненской церкви также открытую в 1140-е гг. Волинскую епископию в Западном Поморье, которая в 70-е гг. того же столетия была перенесена в Каммин (современный Камень-Поморски в Польше). Однако Волинско-Камминская епископия подчинялась непосредственно папскому престолу 1286 Королями в Польше к тому моменту в течение краткого времени были Болеслав I (в 1025 г.), Мешко II (в 1025–1032 гг.) и Болеслав II (несколько лет после 1076 г.). Когда писалась «Хроника», Польша была расчленена на уделы: краковско-мазовецкий Болеслава IV (который был номинальным династическим главой – принцепсом), великопольский – Мешка III, сандомирский – Генриха и силезский – сыновей Владислава II. 1287 Чехия с X в. была почти неизменно частью политико-юридической структуры Германской империи; Болеслав IV, опасаясь вмешательства германского короля Конрада III в польские дела на стороне изгнанного в 1146 г. Владислава II, подтвердил не раз признававшийся польскими князьями и прежде сюзеренитет империи над Польшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы прибавим к этому объяснению, что никто из ветхозаветных праведников не мог знать времени пришествия Мессии, и каждый из них ожидал Его с любовию так, – как мы ждем второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Каждый из них мог ожидать его в течении своей жизни, и Езекия вопиет о том, что ему не дано полной человеческой жизни для этого ожидания. Все эти праведные „стояли на страже“ 1279 в ожидании. И Господь наш Иисус Христос заповедал нам стоять на страже, быть бдительным: „Смотрите, бодрствуйте, молитесь“, глаголал Он ( Мк. 13:33,37 ), ибо в этом постоянном бодрствовании и устремлении взора своего вдаль, в вечную жизнь, к Источнику Света-настоящая мудрость, не позволяющая прилепляться сердцем к преходящему. Только в этом состоянии души и возможна вполне трезвенная мысль, при бодрствующем сердце 1280 . В стихе 12-м кончина человека рисуется образно и чрезвычайно глубоко – выражением: „жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский“. Мы видим, что Езекия сознает существование мыслящего Я, независимого от преходящего тела. Я (Ego) осталось, а от меня отходит тело, уподобляемое шалашу 1281 . Ветхозаветные откровения указывали место жизни разумного Я, отдельного от тела, в шеоле. Лишь в Новом Завете место бездействия и мрака, временное пребывание душ, хотя находящихся в покое, но лишенных радостей, осветилось великим светом сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа, которого впервые тогда увидели ожидавшие Его ветхозаветные праведники 1282 . Для новозаветных же людей, спасенных Господом, указано Им Самим, что свет, покой, вечная радость ожидает их 1283 . В том же 12 стихе и второе уподобление жизни земной ткани, состоящей из утка и основы, также заключает в себе символизм двойственности человека. Основа жизни есть не умирающее я; от него отрезается ткань жизни тела. Стихи 13 и 14 суть стон умирающего. Он жестоко страдает (ст. 13). Мы придаем особое значение тому, что уподобления ст. 14-го взяты из мира пернатых. Мы думаем, что мысль о вспархивании, о полете, присуща каждому человеку и что она отразилась в сравнениях Езекии; ему бы хотелось вырваться и полететь, как предку его Давиду ( Пс. 54:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

С этого же времени на хазарскую степь интенсивно наступали печенеги (Плетнева С. А. Хазары. – 42-е изд., доп. – М., 1986. – С. 67–68). К середине X в. северные области Хазарии были уже заняты печенегами и даже номинально не входили в состав каганата. К этому времени отношения Византии с Хазарией нормализовались, но во второй половине 60-х гг. X в. она была разгромлена князем Святославом и вскоре перестала существовать как государство (Плетнева С. А. Указ.соч. – С. 71 слл.). 1277 Политическое объединение группы адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и церковным центром Зихийской епархии – Никопсисом (вероятно, между совр. Гаграми и Адлером). 1281 Название «blattia» («пурпур») применялось византийцами к высококачественным тканям, в том числе шелковым и льняным, для крашения которых использовалась дорогая пурпурная краска (Liddel H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. – Oxford, 1951. – Vol. 1. – P. 318). 1282 Прандиями (prandia) назывались покрывала, головные платки, вероятно, ленты, повязки, мелкий галантерейный товар и, вообще, готовые к употреблению изделия из ткани, преимущественно льняной (см.: Theophanis Chronographia ex rec. С. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1: Textum graecum continens. – P. 232; Constantine Porphyrogenetus. De ceremoniis... – P. 189; Византийская книга Эпарха. – М., 1962. – C. 156; Беляев Д. Ф. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. – СПб., 1891. – Т. 1. – С. 17). 1283 Харерии (chareria) – вид шелковой (иранской) ткани (Sophocles Е.А. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. – New York, 1957. – Vol. 2. – P. 1161; Du Cange C. Glossarium... – P. 1733). В Книге эпарха упоминается среди товаров сирийского, арабского импорта: «ткань харерия, доставляемая из Селевкии и других местностей» (Византийская книга Эпарха. – М., 1962. – V. 1, с.53, 78, 157). 1284 Кожаные пояса (sementa) с разнотипными накладными бляшками, пряжками, наконечниками, подвесными ремешками были в широком употреблении среди дружинников раннесредневековой Евразии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бранденбургский «Вем 1281 , яко от исперва в 5 день птицы сотворени и от них нача плодитися яйца и, по обычаю, нача плод быти». И паки, по обычаю им, королю поклонися и разыдошася. В седмый день паки им пред королем, по обычаю, ставшим, вопроси его португальский мудрец рече «Что есть в тебе и что у тебе и что с тобою?». Бранденбургский «Имам в себе душу, и слово – у себе, и плоть – с собою». Португальский «От чего сотворени птахи и звери?». Бранденбургский «Птахи есть двояки, – едины от вод, яко понырающия 1282 и в водах жити любящии, друзии 1283 же от воздуха, якоже летающии. Есть же нецыи 1284 от земли, – иже не могущии летати, яко зверие вси». Португальский «Кия 1285 птахи и звери во своих си начальствующи и крольми зватися могут 1286 ?». Бранденбургский «Во птахах – высокопарный орел, во зверях же – жестокий и несклонный 1287 от гнева лев, в рыбах снедаемых 1288 – самоубиваемая белуга, в неснедаемых и змиина прирожения – великий кит, именитый 1289 же и притворный во слезах коркодил». И паки, по обычаю, разыдутся. Король же повеле бранденбургского мудреца отпустити, своего же удержати. И вопроси его «Что ти ся мнить 1290 о мудреце сем – егда благоразумен 1291 есть или неразумен?». И рече ему мудрец «Мню, яко не точию в Португальской и во окрестных королевствах, но и во многих дальних градех такого мудреца не точию несть, но и не бывало и не слышано!». Король же рече к мудрецу «7 дней беседе бывши немой и глаголанной, и на кииждо день по три вопроса твоих к нему слышано. Во всех же разумности отвеща. Аще и в немовных твоих вопросех не тако он но ни весьма свойственно 1292 отвеща тебе, но обаче 1293 тобою нигде не обличен, и сего ради совершен во ответех и благ и искусен являшеся». Показа же ему и написание ответов его. И протче разумети, яко ни мало свойственно вопросом его 1294 , похулив 1295 убо его и весьма недостаточна в разуме нарече 1296 . И рече к королю «Веждь 1297 , державный королю, яко отныне в малых словесех он мною препрен 1298 будет и уничижен, точию повели ми его в свой дом часто призывати на обед, да тамо о всяких вещех и делех беседуя с ним, возмогу препрети его и уничижити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратимся теперь к следующему периоду споров среди византийцев об исхождении Святого Духа, который начался после подписания (по политическим соображениям) под давлением императора Михаила Палеолога (1261–1282 гг.) Византийской Церковью Лионской унии в 1274 г. Обстоятельства этого события хорошо известны 1318 , и мы не будем здесь на них останавливаться. Серьезные богословские споры, связанные с подписанием, а потом отвержением Лионской унии, начались в Византии уже при новом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) и новом патриархе Григории Кипрском , осудившем на соборе 1283 г. смещенного пролатинского патриарха Uoahha XI Векка (1275–1282 гг.), который из некогда противника унии перешел в ряды ее ярых защитников 1319 . Остроту событиям придает то, что Векк ссылался в своем изменившемся отношении к Filioque на сочинения Никифора Влеммида, которые его убедили, что при известной икономии (т. е. если не держаться буквы) можно вполне счесть латинское «и от Сына» близким по смыслу православному «через Сына». Иную точку зрения высказал патриарх Григорий Кипрский (1283–1289 гг.). Григорий Кипрский , как считает сегодня большинство ученых 1320 , тоже находился под влиянием Влеммида, по многим пунктам повторял его учение, хотя поначалу и избегал некоторых его выражений, которые могли смутить тех византийцев, которые стояли на жестких антилатинских позициях. Последние составляли еще одну партию, в которой наиболее заметной фигурой в ходе полемики был митрополит Ефесский Иоанн Хила. Предваряя публикацию отрывков из сочинений, отражающих спор между этими сторонами, скажем кратко о его истории и богословском содержании, но прежде об одном из главных богословов этого периода – Григории Кипрском . Григорий родился в 1241/1242 г. на занятом латинянами Кипре. Получив начальное образование на Кипре, Григорий долгое время скитался, пытаясь найти достойного учителя, и наконец обрел его в Константинополе в лице Георгия Акрополита, ученика Никифора Влеммида. Под началом Акрополита он получал широкое гуманитарное образование в течение семи лет (1267–1274 гг.). После этого он изучал богословие и вскоре сам стал преподавателем в патриаршей школе и ряде других учебных заведений, где занимался толкованием посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010