Никаких подробностей о процессе обучения И. Д. С. между 1280 и 1302 гг. не известно, однако на основании общих данных о содержании и продолжительности теологического образования в средневек. школах и ун-тах нек-рые исследователи предлагали приблизительную схему этого периода жизни И. Д. С. (см.: Callebaut. 1931. P. 319-327). Поскольку собственно теологическое образование в ун-тах того времени предварялось общефилософским образованием, включавшим изучение «свободных искусств» (см. ст. Artes liberales), философии, логики и физики, то 1-й период обучения И. Д. С. в ун-те может быть представлен так: между 1281 и 1282 гг.- студент фак-та искусств; между 1283 и 1284 гг.- студент фак-та естественных наук; между 1285 и 1286 гг.- лектор фак-та искусств и естественных наук (Ibid. P. 323; Bali . 1965. P. 10). При этом все учебные курсы И. Д. С. слушал у францисканских учителей, преподававших в особом францисканском центре начального университетского образования (studium), особенностью к-рого была нацеленность на дальнейшее изучение студентами теологии (см.: Vos. 2006. P. 23-30). К 1287 г. И. Д. С. завершил курс философии; в 1287-1288 гг. он начал непосредственно теологическое образование, процесс получения которого в Оксфорде обычно длился 13 лет. Исследователи выделяют неск. этапов теологических занятий И. Д. С. По-видимому, к 1297 г. И. Д. С. закончил освоение основных теологических курсов и начал готовить собственные лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Согласно гипотезе ряда исследователей ( Brampton. 1964; Wolter. 1993. P. 9; Vos. 2006. P. 37, 44-45), в 1298-1299 гг. И. Д. С. представил собственный курс по «Сентенциям», став тем самым сентенциарным бакалавром (baccalaureus sententiarius). В 1299-1300 гг. он получил степень библейского бакалавра (baccalaureus biblicus). В 1300-1301 гг. И. Д. С. завершил теологическое образование, став полностью обученным бакалавром (baccalaureus formatus). К этому времени он достиг возраста 35 лет, так что формально удовлетворял требованиям, предъявляемым к претендентам на высшее теологическое звание - магистр теологии (magister theologiae).

http://pravenc.ru/text/471161.html

Итак, можно считать несомненным, что аналогичный перевод в книге пророка Иеремии, о котором говорилось в начале данного пункта, явился как результат определенного понимания переводчиками слова и может быть перефразирован так: «В разумение судеб народа Моего они не будут посвящены». Или, если переводить с учетом последующего контекста: «Вместе с народом Моим они не уразумеют смысла происходивщих событий», – т.е. исторические уроки окажутся для них напрасными. Кроме того, значение термина παιδεα из цитировавшегося фрагмента книги пророка Исайи, несмотря на другой еврейский эквивалент, оказывается созвучным этому и могло также повлиять на выбор, сделанный переводчиком. д) образованность В Письме Аристея сами переводчики Септуагинты описываются как отличающиеся «пайдейей» именно в этом смысле (гл. 121), что свидетельствует о рецепции данного понятия из эллинской культуры 1282 . Тогда как предыдущие категории, кроме последней, в основном представляли воспитание как процесс, то в данном пункте речь идет о достигнутом результате. Для его характеристики термин «воспитанность» представляется слишком узким, а соответствующее последнему термину человеческое качество – слишком функциональным. Уже то, что человеку дается совет вести себя за столом умеренно «ради пайдейи» ( Сир 31:19 ), показывает не механический – осознанный характер ее применения. Усвоенная, т.е. не пропавшая даром, παιδεα, согласно Септуагинте, «узнается всеми проходящими» ( Притч 15:10 ), в особенности «от речи языка» ( Сир 4:28 ). Ее теоретически можно «познать» (γνναι), как познают мудрость и «понимают изречения разума» ( Притч 1:2 ) 1283 . Практически она отождествляется, например, с кротостью, как в Сир 26:17 , где «кроткая жена» обладает «благовоспитанной душой». Поэтически ассоциируется со «страхом Божиим» как основной нравственной добродетелью Ветхого Завета, на что указывает одно изречение в книге Притчей, имеющее в Септуагинте свои особенности: «Начало премудрости – страх Господень, и разум благ для всех, кто творит это.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Я не могу сказать, все ли растения и животные, так же как и земля, обладают этой способностью. Сие отнюдь не невозможная вещь... повсюду instinctus Divinus, rationis particeps 1278 , а отнюдь не собственная человеческая мудрость. То же, что человек с его душой и ее низшими силами имеет такое же сродство с небом, как и земля, может быть испытано и доказано множеством способов» 1279 . Об астрологическом «характере», т.е. астрологической синхронности, он говорит следующее: «Сей характер коренится не в теле, ибо оно слишком несподручно к тому, но в самой природе душ, которая выглядит как точка, почему она может быть трансформирована в точках confluxus radiorum 1280 , и которая причастна не только тому разуму, благодаря коему мы, люди, называемся разумными, в отличие от иных живых тварей, но которая имеет и иной, прирожденный ей, разум, что без долгого изучения, в единый момент постигает geometriam 1281 , как в radiis 1282 , так и в vocibus или в Musica. 1283 " 1284 «В-третьих, также и то дивно, что природа, принимающая сей характер, подвигает также и все родственное ей к некоторым подобиям в constelationibus coelestibus 1285 . Когда мать на сносях и время естества ее подошло, природа изыскивает день и час для родов, что сходен неба ради (поп qualitative, sed astronomice et quantitative 1286 ) с родами у матери ее двоюродного или родного брата...» 1287 «В-четвертых, всякая природа знает не только свой собственный characterem coelestem 1288 , но во всякий день также и небесные расположения столь хорошо, что всякий раз, когда некая планета (подходит) (к) ней de presenti в ее characteris ascendentem 1289 или loca praecipua 1290 , особенно в Natalitia 1291 , она всякий раз особым образом на то ответствует или от сего ободрение ощущает» 1292 . И. Кеплер предполагает, что тайна чудесного соответствия имеет свое основание в Земле, ибо последняя, по его мнению, одушевлена посредством anima telluris 1293 , в пользу существования которой он приводит ряд доказательств, среди прочего постоянное подземное тепло, свойственное земной душе порождение металлов, минералов и ископаемых, facultas formatrix 1294 , подобную способности материнского чрева и способную порождать во внутренностях земли такие образы, которые обычно появляются лишь снаружи, а именно – кораблей, рыб, царей, пап, монахов, солдатов и т.д. 1295 , далее – ее способность к геометрии, ибо в кристаллах она порождает пять тел и шестиугольных фигур. Anima telluris способна ко всему этому по изначальному побуждению, а не посредством человеческого размышления или заключения 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Und wenn die Zeit verrauschend flieht, Jahrszeiten kommen wieder. [Когда быстро время несется, Быстро сменяются и времена года.] Времена года и священные дни Церкви возвращались все вновь и вновь, и солнце священных дней светило в мip, целило от внутренней тревоги и чувства непрестанного, всегдашнего умирания. Весь мip был втянут в орбиту слов и речей Иннокентия, присутствовал как темный или полуосвещенный фон их. И невольно приходят опять на ум слова Киреевского, что Иннокентию ведомо все наше, светское. Иннокентий отдавал себе ясный отчет в глубоком родстве монашеского и воинского званий 1282 . Но военное искусство интересовало его не только со стороны символической и этической. Стратегия как таковая была предметом его постоянного любопытства. Порою чудится, что Иннокентий – военный человек, одетый в рясу. Филарет говорил о событиях военной истории, поднимаясь на такую высоту, с которой делаются неразличимыми очертания отдельных предметов, где исчезают имена. Платон говорил о военных победах как наблюдатель издали, из безопасной Москвы. Иннокентий говорил как очевидец, мы можем сказать более, – участник. Он вблизи видел Севастополь – «купину горящую и несгорающую» 1283 . И это рассказ очевидца: «Представьте дванадесять – нынешних – поприщ земли, в виде звездного полукруга простертых от одного до другого края залива морского; вообразите, что это протяжение земли – в поприще шириною – сделалось огнедышущим, так что день и нощь извергает из себя огнь, жупел и смерть. И под этим огненным венцем наш многострадальный Севастополь!» 1284 Во время бомбардировки Одессы в Страстную субботу 1854 года Иннокентий служил литургию в соборе. Когда пели причастный стих, раздался оглушительный взрыв, крепкие стены соборного храма поколебались, стекла задребезжали, молитвенные песнопения умолкли, и народ, пораженный страхом, опустился на церковный пол. Раздались рыдания и вопли. И в эти-то минуты едва ли не один Иннокентий сохранил полное присутствие духа. Царские врата отверзлись... Выждав, пока испуганный народ пришел в себя, владыка вышел из алтаря, взял пастырский жезл и начал беседу: «Итак вы не решились оставить гроба Спасителя своего и в эти грозные минуты, когда смерть и пагуба носятся над собственными главами вашими!» 1285

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Миниатюра из сб. «Cantigas de Santa Maria». 1275–1284 гг. (Escorial. T. I.1. Fol. 140r) Миниатюра из сб. «Cantigas de Santa Maria». 1275–1284 гг. (Escorial. T. I.1. Fol. 140r) В 1270-1280 гг. в Кастилии, в придворных мастерских кор. Альфонсо X Мудрого, была создана значительная группа рукописей. Альфонсо Мудрый (1252-1282) учился у лучших христ., араб. и евр. ученых, поэтов и историков; он был автором мн. поэтических сочинений, а также трактата о шахматах, проиллюстрированного в 1283 г. в Севилье (Scorial. Ms. T.I.6). При дворе кор. Альфонсо Мудрого литургические книги не создавались, однако главным трудом своей жизни король считал написанный им на галисийском языке сборник песен в честь Девы Марии «Cantigas de Santa Maria». Сборник представляет собой самое большое собрание одноголосых средневековых песен. Большая их часть посвящена чудесам Девы Марии, а каждая 10-я является гимном Богоматери. Сохранилось 4 иллюминированных списка этого текста: 2 хранятся в Эскориале, по одному - в Национальной б-ке в Мадриде и в Национальной б-ке во Флоренции. Самый известный и наиболее полно иллюстрированный - кодекс из Эскориала (Scorial. T. I.1, 1275-1284 гг.). В нем более тысячи миниатюр, многие из которых дают богатейший и уникальный материал для историков музыки и средневек. быта, напр. цикл из 40 изображений музыкантов, играющих на различных инструментах. Эти рукописи были созданы в 1270-1280 гг., над ними работали неск. миниатюристов. Все 4 имеют одинаковую структуру, в текст включены ноты, каждая из песен сопровождается полностраничной иллюстрацией, разделенной на 6 равных компартиментов. Подобная структура страницы - использование готических аркад для обрамления иллюстраций, иконография большинства сцен, а также тип бордюров и инициалов - напоминает франц. образцы, напр. Библию кардинала Мацеёвского. Однако стилистически эти миниатюры не столь изысканны, как произведения искусства франц. готики времени Людовика Святого, скорее они напоминают южноитальянские рукописи времени Фридриха II. В рукописях кор. Альфонсо Мудрого проявилось также влияние ислам. миниатюры багдадской школы, т. к. араб. культура играла важную роль при дворе этого короля.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Таинство, которое обязывает пред Богом. У тех они существуют» 1280 . Позднышев, рассказывая далее, как, при болезни детей, жена его мучилась страхом потерять их, в пояснение этого страха говорит, – что если бы у нее была вера в Бога, «она бы так не мучилась, она бы говорила и думала, как говорят верующие: Бог дал, Бог и взял, от Бога не уйдешь» 1281 . – Если теперь «Крейц. Соната» и «Послесловие» направляются против брака вообще, следовательно – и христианского, если здесь утверждается, будто бы «совершение (над брачующимися) духовенством известного обряда» нисколько не изменяет дела 1282 , – не с подобным же ли противоречием в мыслях резонерствующего моралиста и чувствующего правду художника встречаемся мы и здесь? Направляя свою речь против христианского брака, не подчеркивает ли он в то же время его святость и великую важность, при условии веры в Бога и в таинство брака? Не является ли «Крейц. Соната», вопреки желанию автора, в существе дела скорее апологией христианского брака? И вся ее противобрачная сентенция не разрешается ли лишь в злую сатиру над брачной жизнью «людей своего (для писателя) круга», т. е. образованной дворянской среды? Но справедливости крайних отрицательных воззрений на брак и брачную жизнь гр. Толстого нельзя признать даже и в этом последнем тесном и ограниченном смысле, т. е. – по отношению хотя бы только к интеллигентному дворянскому кругу. Говорящий от лица Толстого Позднышев считает свою супружескую жизнь типической по отношению к этому кругу людей, неоднократно настаивая на том, что 99 из 100 супружеств таковы 1283 . Но так ли это? Правда ли? Чтобы хотя сколько-нибудь придать жизни Позднышева типическое значение, каких только обвинений в крайней, будто бы, нравственной распущенности ни возводит автор на эту среду! В «Крейц. Сонате» рассужде- —398— ний больше, чем действия, а рассуждения сплошь состоят из таких обвинений. Наприм., оказывается, что в нашей образованной дворянской среде совсем, будто бы, утрачено понимание нравственной чистоты, что добрачное развращение юношей или даже поощряется то как молодечество, то как необходимое для здоровья, или, по крайней мере, считается «невинным развлечением» 1284 , что, при вступлении в брак, едва ли есть 1 из 100 не развращенный заранее и 1 из 50, «который вперед не готовился бы изменять своей жене при всяком удобном случае» 1285 , что все женское образование и воспитание направляется только к одной цели – успеху в плотской любви, что женщины этого круга живут совершенно теми же интересами, что и падшие, что между теми и другими нет никакого существенного различия 1286 , что в этом быту, и между мужчинами и между женщинами, «совести нет никакой, кроме совести общественного мнения и уголовного закона» 1287 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одним из самых популярных в славянском мире промыслов было бортничество. Вначале пчел содержали в дуплах деревьев, а потом для них стали изготавливать колоды, которые называ­лись бортами, а позже ульями и которые ставились вблизи дома либо вблизи поселения, но не в лесу. «Павсаний свидетельствует, что в Грецию ввозился самый лучший мед из земли алазонов на Днестре» 1280 . Когда Приднестровье было заселено славянами, они переняли у ассимилированных ими гетов бортнический промы­сел, затем он распространился по всему ареалу славянства. Про­дуктами пчеловодства был не только мед, из которого путем брожения умели делать хмельной напиток – эквивалент вина или пива, но также воск. Из ремесел у славян особенно высоко ценилось кузнечное дело, которое включало и металлургию. Металлургия восходит к глубокой древности: железный век у предков славян начался еще в эпоху балтославянской общности. «Общеславянские названия для золота, серебра, олова и железа, – писал Нидерле, – можно считать древними, праславянскими, и, следовательно эти метал­лы были давно уже известны славянам... Славянское слово “руда” столь же древнее, так как уже в эпоху индоевропейской первобыт­ности оно перешло из шумерского urudu к финнам и соседним индоевропейцам. Зато славянские названия олова (ein) и лату­ни (mosaz) заимствованы из немецкого языка» 1281 . Золотоносным песком были богаты реки Померании, Силезии, Чехии и Мора­вии. Золото, равно как и серебро, ввозили в Центральную Евро­пу из Малой Азии и Армении, с Урала и Алтая. Медь доставляли с Урала и из Средней Азии. Магнетиты, лимониты и гематиты, из которых выплавля­лось железо, добывались в славянском ареале почти повсемест­но. Железную руду плавили в глиняных печах. Полученное после плавки железо обрабатывали ковкой или литьем. Преобладала технология ковки, мастеров этого ремесла называли ковалями, ковачами, а позже также кузнецами, от «кузни» – плавильной печи. Кузнецы выковывали оружие, орудия труда и хозяйственную утварь – топоры, пилы, молотки, гвозди, клещи, замки и ключи, котлы, лемехи, подковы. Металлическая продукция хозяйствен­ного назначения, которую изготавливали славяне, уступала по прочности продукции германских кузнецов, зато ювелирные изделия славянского происхождения отличались высоким мастер­ством, художественным совершенством и безукоризненным вку­сом. Славянские ювелиры использовали технику филиграни, эма­ли, чеканный орнамент. «Славянские девушки и женщины, – по характеристике Л. Нидерле, – в своих изящных и легких сере­бряных украшениях бесспорно выглядели более красиво, чем их соседки» 1282 – из балтских, финно-угорских и тюркских народов с их «тяжелыми шумящими привесками... тяжелыми и массив­ными бронзовыми ожерельями (часто надеваемыми по несколько штук сразу), огромными застежками и запонами причудливых форм, тяжелыми браслетами – иногда по девяти штук на руке» 1283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К характеристике качества канцелярской работы может служить синодальное подтверждение, данное в октябрь 1721 года всем канцеляристам, подканцеляристам и копиистам, чтобы они «не умножали» в бумагах всякого рода чинов, имен, отчеств и прозваний, а писали бы так, как то или другое лицо означено в начале дела 1278 . К характеристике канцелярских порядков может служить распоряжение Синода, чтобы указ о возведении преосвященного Нижегородского Питирима в архиепископы был объявлен всем служащим в синодальной канцелярии под расписки. И все дали расписки в слышании указа: канцеляристы, подканцеляристы, копиисты 1279 . IX Среди служащих в синодальной канцелярии попадались горькие пьяницы. Один копиист, будучи дежурным, самовольно ушел с дежурства и был обратно принесен синодальным солдатом и каменщиками в бесчувственном состоянии и без одежды 1280 . Другой копиист, «зело пьяный», тоже был принесен каменщиками на синодальный двор и здесь, за неимением подходящего для него места, посажен в колодничью; так как в колодничьей он шумел и дрался, то караульный солдат посадил его на цепь 1281 . Не видно, чтобы эти лица были уволены из синодальной канцелярии. По-видимому, пьянство оставалось безнаказанным, а если и наказывалось, то домашними мерами. Один канцелярский служащий, забрав вперед жалованье, перешел в военную коллегию, откуда его вернуть в Синод не было никакой надежды; взыскать с него деньги тоже не представлялось никакой возможности. Тогда Синод решил обождать случая, когда придется пересылать в военную коллегию деньги из Синода, и тогда вычесть из следуемых коллегии сумм перебранные канцеляристом 35 рублей, предоставив коллегии разделываться со своим служащим, как знает 1282 . Один канцелярист удержал у себя 50 рублей, которые пересылал чрез него в Петербург, воспользовавшись оказией, монастырский приказ. Дело о растрате не было формально начато 1283 . Один канцелярский донес на другого, будто тот когда-то плевал на именной указ «о разорении часовен» По расследованию оказалось, что тот ругал только архиепископа Феодосия, за что в свое время и был наказан: донос остался без дельнейших последствий 1284 . Был случай и отрешения канцеляриста от службы. Этот канцелярист был изобличен в том, что до поступления на синодальную службу, состоя на службе в одном из епархиальных архиерейских домов, покупал фальшивую гербовую бумагу. При этом не было доказано, что он был осведомлен о том, что бумага фальшивая, но, во всяком случае, платил он за нее меньше положенной казенной цены 1285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В истории Мухаммеда передается также о преступлении Мугиры, который умертвил тринадцать служителей храма Аллаты из Бяну-Малик из колена Сякиф 1277 . Такая толпа слуг храма этой богини ясно говорит о важности её культа и многочисленности почитателей этого храма в качестве богомольцев. Несколько иначе о святилище Аллаты повествует Абульфарадж, именно, что сякифитяне чтили маленький храмик в верхней части Нахлы, который они называли Аллатой 1278 . На основании этих слов Абульфараджа Ленорман 1279 выводит заключение, что кроме известного камня, идола этой богини, в Тайефе она еще чтилась в Нахле и, притом, в виде самого храма – сам храм был божеством. Предположение это ничего не имеет невероятного, но в виду единичности свидетельства Абульфараджа, а также в виду неопределенности его, едва ли можно его принять. Введение культа Аллаты, как и вообще всего идолопоклонства, арабские мусульманские писатели по обыкновению приписывают Амру-бну-Лухай 1280 . Относительно этимологического значения имени Аллаты у арабских писателей существуют разные мнения, конечно, вследствие того, что рано было забыто первичное значение этого имени. Так, например, Бейзавий, как мы уже видели 1281 , указывает два производства этого имени: одно от корня – поклоняться, и другое от собственного имени одного лица. И то, и другое производство представляются слишком искусственным и показывают только, что значение этого имени рано было утеряно арабами-язычниками. В виду этого нам представляется несравненно вероятнее производство этого имени, данное Джеугари и Фирузабади. По их мнению, это имя происходит от корня , что значит, был покрыт, скрыт, а точнее, был высок, превознесён. Отсюда и названии Бога а также и название солнца как бы богиня, по причине его высоты. Таким образом, если отсюда производить то это слово будет отвечать, как женская форма, мужескому роду и выражать понятие богини 1282 . На это же, по нашему мнению, наиболее вероятное, производство имени Аллаты указывает в одном месте и Бейзавий, сам, по-видимому, не соглашаясь с этим, в толковании на VII славу Корана, рассуждая о прекрасном имени Божием, которое некоторые арабы понимали неправильно. Он приводит и такие имена, которые некоторыми арабами прилагались и к их идолам, между прочим, говорит, что у них относительно идолов было: «производство имен их от (имён Божиих), как, например, Аллаты от Аллаха, Уззы от Азиза» 1283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

(3) Боги, однако, судили лучше, предоставив все целиком твоей доброте: я же предпочитаю стать отцом скорее в такое время, когда я могу быть счастлив и спокоен за будущее. 3А Плиний императору Траяну. Как только, владыка, милостью вашей 1280 был я назначен префектом сатурнова эрария, я отказался от всех выступлений в суде, которыми вообще никогда не занимался между прочим: я хотел всей душой отдаться порученной мне должности. (2) Поэтому, когда провинциалы пожелали иметь меня защитником против Мария Приска 1281 , я попросил освобождения от этой обязанности и получил его. Когда же выбранный консул 1282 решил поступить с нами, чья отставка была принята, как с людьми, которые, находятся в распоряжении сената и согласны, чтобы имена их были брошены в урну 1283 , то я счел наиболее соответствующим твоему упорядоченному времени не противиться желанию высокого собрания, особенно столь умеренному. (3) Мне хотелось бы, чтобы ты счел мою уступчивость имеющей основания: я желаю всем своим делам и словам одобрения от тебя, человека чистейших нравов. 3B Траян Плинию. Ты выполнил обязанность хорошего гражданина и сенатора, сделав высокому собранию уступку, которой оно, по всей справедливости, от тебя требовало. Уверен, что ты и в дальнейшем будешь выполнять эти обязанности согласно принятому на себя обещанию. 4 Плиний императору Траяну. Благосклонность твоя, наилучший император, которую я изведал в полной мере, дает мне смелость просить тебя и за друзей, среди которых на первое место может притязать Воконий Роман 1284 , с ранней юности мой соученик и друг. (2) Это побудило меня просить твоего божественного отца продвинуть его в сенаторское сословие. Исполнить это мое желание предоставляется твоей доброте: мать Романа не соблюла тогда всех законных формальностей при передаче ему дара в четыре миллиона сестерций 1285 , внести которые для сына она обещала в письме к твоему отцу. Впоследствии, по моему совету, она это сделала: (3) передала ему в полную собственность поместья и сделала все, что обычно требуется при выполнении акта передачи.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010