бенефициями, на епископские кафедры. Так, в 1281 г. И. П. в послании предупреждал Энтони Бека († 1311), сподвижника кор. Эдуарда, что он не будет совершать его архиерейскую хиротонию, пока тот не откажется от всех бенефициев, кроме полагающегося ему единственного ( Douie. 1952. P. 106; ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 244). В нач. 80-х гг. XIII в. из-за обвинений в «плюрализме» И. П. отказал в епископской хиротонии архидиак. Уинчестера Рихарду де ла Мору († 1285). Отказ привел к ожесточенному противостоянию И. П. и сторонников Рихарда, которое вскоре было перенесено в Римскую курию. Здесь борьба покровителей И. П. и сторонников Рихарда продолжалась до июня 1282 г., когда папа Мартин IV (1281-1285) назначил епископом Винчестера Иоанна из Понтуаза († 1304), известного церковного дипломата. Хотя формально это назначение было победой И. П., в действительности оно являлось сильным ударом по его реформаторским идеалам, поскольку Иоанн по особому папскому дозволению владел неск. бенефициями, т. е. был «плюралистом», а кроме того, проводил большую часть времени за пределами Англии, т. е. был также виновен в «непосещении» вверенных ему приходов ( Douie. 1952. P. 108). Будучи не в силах принудить подчиненных ему суффраганов проводить реформы, И. П. пользовался единственным доступным ему средством влияния на церковную жизнь в их епархиях: он лично посещал англ. епархии и на месте принимал меры к устранению канонических и иных нарушений. За первые 8 лет своего управления англ. Церковью И. П. посетил все ее епархии, включая епархии Уэльса ( Douie. 1952. P. 144). Его главной целью было упорядочение приходской жизни: он добивался, чтобы приходские священники постоянно заботились о духовном преуспеянии вверенной им паствы, стремился искоренить невежество, суеверия и распущенный образ жизни в среде духовенства, указывал на недопустимость для священников стяжательства и призывал к тому, чтобы все доходы духовенства, за исключением необходимого для повседневных нужд минимума, направлялись на дела милосердия (подробнее см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/471431.html

Р. 112–113 (завещание монахини Марфы Фракисины от 1281 г., которое Николай Филокинигит, «свидетельствуя и написав, подписал»; интересно, что среди свидетельских подписей есть подпись иерея и номика Константина Александроса, который, «свидетельствуя со всеми и написав, подписал». Одно из двух: или кто-то из них автоматически поставил слово «написав», или же писали акт оба. Последнего проверить мы не можем, так как акт дошел до нас в копии картулярия); 52. Р. 115 (завещание Феодора Комнина Враны от 1285 г.); 56. Р. 123–124 (купчая с ошибочной датировкой 1181 г., правильно 1281 г.?); 60. Р. 129 (недатированный судебный акт, 1280 г.?); Р. 130 (купчая 1282 г.); 62. Р. 131 (купчая 1283 г.); 63. Р. 132 (купчая 1283 г.); 68. Р. 137(купчая 1279 г.); 69. Р. 138 (завещание 1285 г.); 72. Р. 141 (дарственная 1291 г.); 101. Р. 178 (дарственная 1280 г.). 656 Ibid. 80. Р. 152; Cf.: 148. Р. 238. Иоанн Пигин не указывает своего духовного чина, но эпитет ταπεινς свидетельствует о том, что он все же был церковником. 664 Ibid. Vol. 4. 145. P. 232. Неудивительно поэтому было бы, если бы оказался прав Цахариэ фон Лингенталь, полагавший, что у номиков цеховая организация нигде не упоминается. Удивительно, что она все же упоминается: в клаузуле корроборации купчей 1097 г. из архива Лавры сказано, что акт писан «рукой иерея Михаила Казика, нотария хартулярия Неи Стефана Аргира, клирика Св. Софии и примикирия номиков ( πριμικηρου τν νομικν) в Фессалонике» (Actes de Lavra. Т. 1. 53. P. 278. l. 35–36); но апория тут же разрешается, ибо собственноручная подпись Стефана гласит: «Стефан, кувуклисий, клирик Великой Церкви в Фессалонике, хартулярий Ней, либелисий и примикирий табуляриев ( πριμικριος τν ταβουλαρων) настоящую купчую, писанную нотарием, подтверждая, подписал» (Ibid. I. 42). Стало быть, мы имеем дело с непозволительным и произвольным смешением терминов, допущенным писцом документа; речь идет об обычной корпорации табуляриев Фессалоникской митрополии, и суждение Цахариэ фон Лингенталя остается в силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. блгв. кн. юрьевский Димитрий (3 февраля; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1270, 19 июля Св. блгв. кн. рязанский Роман, мученик. † 1275, 12 июня Свт. Серапион, еп. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1276, 29 сентября Прп. Киприан Устюжский (3-я неделя по Пятидесятнице –Собор Вологодских святых). † 1278, 13 декабря Св. блгв. кн. Глеб Ростовский, Белоезерский (23 мая –Собор Ростово-Ярославских святых). † 1281, 6 декабря Свт. Кирилл II (III), митр. Киевский и всея Руси (25 мая). Прп. Харитина Новгородская (кнж. литовская) (5 октября). † ок. 1281–1284 гг. Св. блгв. кнг. ярославская Мария (22 июля). † 1285, 3 февраля Св. блгв. кн. угличский Роман. † ок. 1285 г., 20 сентября Св. блгв. кн. брянский Олег (в крещении Леонтий, в иночестве Василий). † 1286, 26 ноября Свт. Феодор, еп. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). † ок. 1287 г. Св. блгв. кн. ярославский Михаил (19 сентября). † 1288, 28 мая Свт. Игнатий, еп. Ростовский. † ок. 1288 г. Св. блгв. кн. смоленский Михаил (19 сентября; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1289, 3 февраля Свт. Симеон, еп. Тверской. Св. блгв. кнг. ярославская Анна (в иночестве Анастасия) (19 сентября). † после 1289 г. Св. блгв. кнг. ярославская Ксения (24 января). † 1290, 29 июня Прп. Петр, царевич Ордынский (30 июня). Св. блгв. вел. кн. владимирский Димитрий (26 октября; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1295, 3 июля Свт. Василий, еп. Рязанский (10 июня; 12 апреля). † 1299, 4 марта Св. прмч. Иоасаф Снетогорский и с ним семнадцать иноков преподобномучеников. † 1299, 4 марта † 1299, 4 марта Св. прмч. Василий Мирожский. † 1299, 4 марта Св. сщмч. Иосиф пресвитер, Псковский. † 1299, 4 марта Св. сщмч. Константин пресвитер. Псковский. † 1299, 20 мая Св. блгв. кн. псковский Довмонт (в крещении Тимофей). † 1299, 19 сентября Св. блгв. кн. смоленский и ярославский Феодор (5 марта). XIII в. Св. сщмч. Анфим, еп. Сарский (11 июня). XIII в. Свт. Василий, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

413 «Сего ради Бог дал закон на помощь. От таковаго многобожиа и таковых вымыслов отводя, глаголет: не сътвори себе всяк идол...» (Ст. 1281). 415 Ст. 1246, 1268, 1272, 1281, 1374, 1446 и друг. Об образе вочеловечения И. Христа см. ст. 1245 и 1246. 417 «О святых же и честных иконах и въображение честнаго и животворящаго креста Христова, и святому еангелию, и божественным тайнам, и святым церквам – якоже изначала приат от святых апостол и богоносных отец христианская церкви в славу Христову писанная же и неписаннаа тайноучениа их. Якоже роче божественый апостол: хволю же вы, братие, яко всегда мя помните, и якоже предах вам преданиа дръжите. И паки: стойте и дръжите преданиа, ими же научистеся, аще словом или посланием нашим. Тако дръжим, и мудрствуем, и славим, и поклоняемся, и почитаем. Якоже глаголет великий Василие: яко почесть образа на пръвообразное въсходит». (Ст. 1268) По вопросу о церковном предании о почитании икон см. еще ст. 1283, 1305–1308, 1355 и друг. 419 Другое заглавие этого слова: «слово о поклонении святых икон, списано против еретиков». Изд. Прав. Соб., 1859 г., т. I, стр. 485–494, слово XXIII. 429 «Аще кто телесне не покланяется и молит Бога люботрудне и глаголет, яко духом и истинною достоит кланятися, да весть, яко суетно глаголет. Духовнаа бо от телесных ражаются, яко от нагаго зерна клас. И всяк глаголяй, яко мощно стяжати вторая прежде пръвых, пръвое безстудне основание души своей положи. И аще прелстит своего друга, клятве законней сподобляется. Тако бо положи чин вещий. Дай молитву духовную телесне молящемуся. Якоже закон и заповеди вся и до чистоты сердечныя, тако и милостивнии образы. Вздыханиа же и коленопреклонениа, и биениа в перси, и паданиа на лици, и сладкий плач, и прочая вся даже до чистыя молитвы предел имут, ея же мир вместити не может. Ниже бо, рече Господь, яко вси поклонятся духом, но таковех ищет отец являа, яко мало таковых и оскудни суть, и Богу точию единому ведоми». (Ст. 1246–1247). 442 «И аще хощеши известнее ведети, прочитай житиа святых, и не въстребуеши от инех научитися. аще с верою будеши прочитати. Обычай бо есть неверию ползу погубляти. И в всех списаних обретаем, яко и сами святии в житии сем призывали отшедших святых на молитву». (Ст. 1285).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это же время папе пришлось разбирать вопрос о соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Евангелие вечное), автор к-рого долго оставался неизвестным, в наст. время установлено, что им был францисканец Герард (или Герардин) из Борго-Сан-Доннино (ныне Фиденца) († 1276), студент теологического фак-та Парижского ун-та и друг Иоанна Пармского († 1289), в то время генерала ордена францисканцев. Сразу после выхода книги парижские богословы во главе с магистром Вильгельмом из Сент-Амура († 1272) осудили ее как еретическую. Папская комиссия подтвердила выдвинутые обвинения, и сочинение было запрещено (подробнее см. ст. «Евангелие вечное» ). Однако Вильгельм из Сент-Амура использовал это как повод для критики членов всех Н. о. В ряде сочинений, особенно в «Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum» (Краткий трактат об опасностях новейших времен, 1256), он обвинил их не только в лицемерии и ереси, но и в разрушении установленного с апостольских времен церковного устройства. Против Вильгельма из Сент-Амура выступили крупные католич. богословы, принадлежавшие к Н. о.: Бонавентура († 1274), Фома Аквинский († 1274) и др. После неудачной попытки оправдаться на суде в Риме франц. кор. Людовик IX Святой (1226-1270) по настоянию понтифика изгнал Вильгельма из Сент-Амура из королевства. В 1259-1260 гг. члены Н. о. были полностью восстановлены в ун-те. Позднее, в 1268-1271 гг., парижские клирики, сторонники Вильгельма из Сент-Амура (напр., Герард из Абвиля († 1272)), продолжили борьбу с Н. о. Буллой «Ad fructus uberes» от 13 дек. 1281 г. папа Римский Мартин IV (1281-1285) подтвердил разрешение членам Н. о. читать проповеди и принимать исповедь, не обращаясь за разрешением к местному епископу и приходскому священнику. Хотя булла сохраняла обязательную ежегодную исповедь приходскому священнику перед Пасхой, вопрос о том, нужно ли при этом повторно исповедовать те грехи, к-рые были отпущены на исповеди у священников из Н. о., остался открытым. Против этого решения выступили франц. епископы, а богословские аргументы против буллы привел фламанд. богослов и философ Генрих Гентский († 1293).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

В этой связи до подлинного объединения дело не дошло: несмотря на преследования духовенства, ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук и рвание ноздрей, Михаилу VIII так и не удалось насадить унию в своей Империи. Провозглашенная уния носила формальный характер, однако вызвала бурное недовольство ведущих восточных митрополий: ее не приняли ни духовенство, ни народ. В 1277 г. по инициативе Uoahha I Дуки был созван синод в Фессалии, на котором противники унии, высланные из Византии, отлучили от церкви Иоанна Векка. Сестра императора со словами: «Пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера», – удалилась ко двору болгарского царя. He смог Палеолог достичь и внешнеполитических целей. В Риме папа Николай III (1277–1280), желавший видеть воплощение унии у греков, был обеспокоен доходившей информацией о том, что уния здесь потерпела поражение. В Константинополь были посланы легаты с поручением настоять на полном введении унии с принятием латинского Символа веры и с подчинением папе. Император клялся в верности унии, показал легатам тюрьмы, в которых были заключены ее противники, а двоих даже отослал к папе на суд, но папа возвратил их без наказания и заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского. Однако, поскольку Палеолог так и не выполнил на деле ни одного из своих обязательств перед папой, Рим отказался от политики сдерживания в отношении агрессивных планов Карла Анжуйского. В 1281 г. на римскую кафедру был избран (не без активного участия Карла) француз Симон де Брион, принявший имя Мартина IV (1281–1285). Новый папа, подстрекаемый Карлом Анжуйским, который намеревался начать военные действия против Византии, предал анафеме Михаила Палеолога как еретика и схизматика и разрешил войну, окончательно похоронив, таким образом, дело унии. Палеолог запретил поминать папу за богослужением, хотя унии формально не уничтожил. После победы Палеолога над войсками Карла Анжуйского император был отлучен папой вторично. Спасение Восточной империи пришло с неожиданной стороны. He успел флот Карла двинуться на завоевание Константинополя, как на Сицилии разразилось восстание против французов, известное как Сицилийская вечерня (31 марта 1282 r.). В ходе ожесточенной борьбы, в которую был вовлечен арагонский король, Карл Анжуйский едва остался в живых и потерял половину своего королевства. Больше никто на Западе уже не помышлял о возрождении Латинской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Балканском полуострове Михаила ставили в тяжёлое положение Ангелы и сильно поддерживаемые Неаполем франки. Когда Карл Анжуйский готовился сам выступить, казалось, что возобновляется страшная норманнская опасность. Карл уже назначил в 1278 г. генерал-капитаном и викарием эпирских владений опытного Гюго Руссо-де-Сюлли, который и организовал со всей своей энергией войну; в конце 1280 года он надеялся взять важный Берат. Но Михаил выступил ему навстречу, мобилизовав свои лучшие силы; в феврале 1281 г. его великий доместик Михаил Тарханиот одержал блестящую победу при Берате; сам Сюлли был взят в плен. Но против образованной папой Мартином IV (3 июля 1281 г.) лиги Рима, Неаполя и Венеции Михаил мог выступить только при помощи своего не раз испытанного дипломатического искусства. Верный Бенедетто Цаккария и Джиованни де-Прочида обещали королю Петру Арагонскому греческую субсидию для войны с Неаполем, а «сицилийская вечерня» (10 марта 1282 г.), передав острова в руки испанцев, обессилила Карла Неаполитанского. Реальные политики венецианцы порвали союз с бессильным и заключили в 1285 г. с ромеями десятилетний мир. Уже ранее во время нового похода против неопатрских Ангелов смерть настигла 11 декабря 1282 г. неутомимого монарха. Последняя четверть XIII столетия получает особый отпечаток вследствие возвышения османского и сербского могущества. В 1288 г. Осман, воздвигнувший свою новую державу на развалинах Румского царства, отнял после блестящей победы у греков Мелангину (Караджахиссар). На западе сербским королям Стефану Урошу (†1272 г.) и Милютину (†1321 г.) удалось достигнуть первенства на Балканском полуострове. Всемирно-историческим несчастием является то, что несчастный день битвы на Коссовом поле вырвал господство на Балканском полуострове у этого прекрасного народа, самого благородного из всех славянских племён, и оставил свободный простор для турецкого варварства, против которого были одинаково бессильны и греки и венецианцы. Сын Михаила Андроник II (1282–1328 гг.) очень благоразумно поспешил заключить мир с православным клиром. Мир был восстановлен с неизбежными в Византии в подобных случаях проявлениями ненависти. Что Векк уступил патриарший престол своему предшественнику Иосифу, это само собой разумелось. Но, несмотря на это, продолжающийся десятилетия церковный спор открывает полный духовный и нравственный распад тогдашнего православного клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Память его празднуется 29 сент. в день преставления Прп. Киприан был в миру землевладельцем Двинской трети и Устюжской области. В 1212 г. он основал близ города Устюга  Михайло-Архангельский монастырь, был его настоятелем и провел там в строгих подвигах 64 года.  Прп. Киприан был другом и собеседником св. блаженного Прокопия Устюжского (память его 8 июля). В монастыре сохранялся мельничный жернов, который служил ему вместо подушки, а во время молитвы он держал его в руках, чтобы не давать себе сна. •  Преподобный был уроженцем Устюжской земли, жил во время княжения вел. князя Константина Всеволодовича ростовского, постриг принял в Свято-Троицком монастыре г. Гледена на р. Юге. Когда Гледенская гора, на которой располагался городок, стала подмываться рекой, горожане были вынуждены переселиться за р. Сухону на Черный Яр, где образовался г. Устюг. По просьбе горожан насельник Троицкого монастыря прп. Киприан основал около их города Михайло-Архангельский монастырь. Совр. Великий Устюг находится в Вологодской епархии. Преподобная Харитина Новгородская (Литовская) (+ 1281) Память ее празднуется 5 окт. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Харитина была литовской княжной и должна была оставить отечество свое — из-за бывших там смут — вместе с другими знатными литовцами.  Она поступила в новгородский Петропавловский девичий монастырь, что на Синичьей горе. Там преподобная посвятила себя служению Господу, она проводила строго подвижническую жизнь, а впоследствии была возведена в настоятельницы обители.  Скончалась она 5 октября 1281 г. Святые мощи ее покоились до наших дней в Петропавловской церкви бывшего ее монастыря, ставшей кладбищенской. Благоверный князь Роман Угличский (+ 1285) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Св. благоверный князь Роман родился 1 октября 1235 г. в Угличе.Отец его, князь Владимир Константинович (см. житие св. блгв. князя Георгия — 4 февр.), был сыном князя Константина Всеволодовича и братом св. князя Василька Ростовского (+ 4 марта 1237). Он принимал участие в битве на Сити (1237), но потом, чтобы спасти свой город Углич, он добровольно покорился татарам, а чтобы не идти на поклон к хану, оставил княжество, скитался с семейством по разным городам и умер изгнанником в 1249 г. во Владимире. Осиротелое семейство перенесло тело его в Углич, и в 1261 г. после кончины бездетного старшего брата своего, Андрея, князем угличским стал князь Роман.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Сл. 38, 11, 24–25; SC 358, 126=1.527. 1261 Сл. 39, 20, 12–15; SC 358, 196=1.544. 1262 1 Кор. 13:12. 1263 Сл. 7, 17, 13–21; SC 405, 222=1.170. О созерцании света как цели существования души говорит Плотин в Энн.5,3,17. 1264 PG 37, 749=2.196. 1265 PG 37, 1511–1512=2.271. 1266 PG 37, 939=2.229. 1267 Ср. Суд. 13:22. 1268 Ср. Лк. 5:8. 1269 Мф. 8:8. 1270 Ср. Кол. 3:5. 1271 Ср. Фил. 3:21. 1272 Лк. 19:9. 1273 Сл. 20, 4, 8–25; SC 270, 62–64=1.299–300. В последней фразе можно услышать намек на возможность для христианина использовать материальное богатство и светскую ученость в добрых целях. 1274 О молитве 16, 1. 1275 Ср. Quasten. Patrology II,67. 1276 Ср. Meyendorff. Palamas and Spirituality, 23. Иисусова молитва получит распространение в египетском монашестве после V века. 1277 Текст см. в PG 36, 700–733. См. также Gerhards. Gregoriosanaphora. 1278 О Григории не сохранилось сведений как о реформаторе литургической практики или авторе литургических текстов. 1279 PG 37, 1349=2.80. 1280 PG 37, 1281–1282=2.112. 1281 PG 37, 1417=2.105. 1282 PG 37, 1407–1408=2.105–106. 1283 PG 37, 1408=2.111. 1284 PG 37, 1553=2.260. 1285 См. " молитва утренняя " " , " молитва вечерняя " " и " " молитва на следующее утро " " в PG 37, 1284–1286=2.106. 1286 См. PG 37, 1279–1280=2.107, и др. 1287 См. PG 37, 518–522=2.107–108. 1288 PG 37, 1325–1327=2.97. 1289 У Григория можно также встретить молитвенные обращения к умершим святым, родственникам и друзьям. Имеется упоминание и о молитве Деве Марии (см. Сл. 24, 11, 1–3; SC 284, 60=1.351), показывающее, что ко времени Григория Богослова молитва Пресвятой Богородице вошла в практику Восточной Церкви. 1290 Ориген считал, что Сын " " ниже " " Отца (см. Против Цельса 8, 15) и что Святой Дух ниже Сына (см. О началах, введение, 4). 1291 PG 37, 1016–1017=2.66. 1292 Против ересей 4, 20, 7. 1293 Ин. 1:18. 1294 Ириней Лионский. Против ересей 4, 6, 6. 1295 Ср. Феофил Антиохийский. К Автолику 1.2. 1296 Ср. Григорий Нисский. Толкование Блаженств 6 (ed. Callahan, 141). 1297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Старший сын короля Филипп, взяв власть в свои руки, решил перевезти останки отца на родину вопреки планам Карла Анжуйского похоронить Л. С. в Сицилийском королевстве. В итоге был достигнут компромисс: внутренности и плоть были захоронены в Монреале (близ Палермо, Сицилия), а кости - в королевском некрополе Сен-Дени. Сердце короля было либо отдано Карлу Анжуйскому и захоронено в Монреале, либо вместе с костями отправлено в Сен-Дени, либо оказалось в Сент-Шапель вместе с почитаемыми Л. С. реликвиями Страстей Христовых ( Ле Гофф. 2001. С. 233). 21 мая 1271 г. останки короля доставили в Париж. Гроб был выставлен в соборе Нотр-Дам. Похороны состоялись на следующий день в Сен-Дени. Канонизация Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Сразу же после кончины Л. С. распространилась молва, что король будет причислен к лику святых. Тем не менее этот процесс растянулся на 27 лет (сменились 10 пап Римских), поскольку, согласно решению IV Латеранского Собора (1215), канонизация должна основываться на подлинном процессе со строгими каноническими правилами: необходимо было доказать 2 проявления святости - добродетель при жизни, чудеса только после смерти. Все документы канонизационного процесса Л. С. исчезли, их можно лишь приблизительно восстановить по фрагментам ( Carolus-Barr é . 1994. P. 23-26). 4 марта 1272 г. папа Римский Григорий X (1271-1276) отдал распоряжение Жоффруа де Больё, исповеднику Л. С., представить сведения об образе жизни и о нравах короля; тайное расследование было поручено папскому легату кард. Симону де Бриону. Святость короля была признана несомненной, но в понтификат Николая III (1277-1280) было начато новое, публичное и более углубленное расследование (1277; его материалы не сохр.). В 1281 г. на Папский престол был избран папа Мартин IV (1281-1285), лично знавший Л. С., и процесс канонизации вступил в решающую фазу, ускоренный прошением от ассамблеи франц.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010