Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЛУТИН Блгв. кор. Милутин. Роспись вост. стены нартекса ц. Пресв. Богородицы Левшики в Призрене. 10-е гг. XIV в. Блгв. кор. Милутин. Роспись вост. стены нартекса ц. Пресв. Богородицы Левшики в Призрене. 10-е гг. XIV в. (Стефан Урош II Милутин) (ок. 1254 - 29.10.1321, с. Неродимле (ныне Горне-Неродимле близ г. Урошевац, Косово и Метохия)), блгв. (пам. 30 окт.), серб. кор. Представитель династии Неманичей , младший сын серб. кор. Стефана Уроша и св. Елены Анжуйской . Уже в юности оказался вовлечен в династические интриги. Ок. 1271 г. визант. имп. Михаил VIII предложил кор. Урошу в жены М. свою дочь Анну, вероятно с условием, что тот станет наследником серб. престола в обход старшего брата Драгутина (см. Феоктист , прп.), женатого на дочери венг. кор. Стефана V. Брак не был заключен, и М., очевидно, сохранил добрые отношения с братом: во всяком случае в 1276 г. он не поддержал отца, свергнутого Драгутином. После того как в 1282 г. Драгутин сломал ногу и не мог далее исполнять функции военачальника, на гос. соборе в Дежеве близ г. Нови-Пазар верховная власть в Сербии была передана М. Первоначально предполагалось, что его наследником будет сын старшего брата, но потом М. обеспечил право на серб. престол своим детям, что неоднократно вызывало его конфликты с братом. После восшествия на серб. престол М. завоевал большую часть Македонии (см. ст. Македония , историческая область) и сделал Скопье столицей. Визант. имп. Михаил VIII пытался воспрепятствовать расширению Сербского гос-ва и предпринял поход, но 11 дек. 1282 г. внезапно умер. Поход на Сербию его наследника имп. Андроника II Палеолога весной 1283 г. не был успешным. Осенью того же года М. при помощи брата напал на Византию и в нач. 1284 г. вышел к Эгейскому побережью и Св. Горе Афон, потом завоевал Пореч, Кичево и Дебар. Попытка визант. императора остановить победные завоевания М., спровоцировав на борьбу с ним видинского правителя Шишмана и татар, напавших в 1285 г. на Сербию и Венгрию, не удалась. М. занял Видин и заключил с Шишманом союз. Под влиянием архиеп. Сербского Евстафия II М. примирился с Византией и захотел укрепить перемирие своим браком с сестрой визант. императора Евдокией, но та отказалась выходить за него замуж из-за 3 его предыдущих браков. Первым браком М. был женат на Елене, дочери Иоанна I Ангела, севастократора Фессалии, 2-м - на сестре венг. кор. Владислава (Ласло) IV и жены Драгутина Елизавете, а 3-м (1284) - на дочери болг. царя Георгия Тертера Анне. В 1299 г. имп. Андроник выдал за него свою 6-летнюю дочь Симониду. Высказанное мнение (восходящее к Мавро Орбини и Троношскому родослову XVIII в.) о том, что он также был женат на нетитулованной серб. женщине «от своих боляр» (или же состоял с нею в конкубинате) и что именно от этого брака родился св . Стефан Урош III ( Мошин. Балканската дunлoмamuja. 1977. С. 125-139), не имеет достаточных оснований.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

1259. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 5–6). 1260. Достойное по делам нашим приняли; помяни нас, Господи, в Царствии Твоем! (Лк. 23. 41–42). 1261. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 1262. Уксуса, смешанного с желчью (Мф. 27. 34). 1263. Не судите по наружности, по плодам их узнаете их (Ин. 7. 24; Мф. 7. 16). 1264. Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое (1 Цар. 17. 28). 1265. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его (Пс. 88. 21). 1266. Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16. 7). 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лк. 4. 7. 1269. Лествица. Слово 22, гл. 22. 1270. Ин. 19. 10. 1271. Есф. 4–7. Аман, македонянин, был любимцем и первым вельможею Артаксеркса, царя Персидского. Мардохей, иудеянин, принадлежал к числу придворных и, будучи глубокого благочестия, не позволял себе человекоугодничества, не пресмыкался пред временщиком. Такое поведение Мардохея привело Амана в неистовство; он приготовил высокую виселицу, чтоб казнить на ней ненавистное ему исключение из общего низкопоклонства. По коловратности земных положений обстоятельства изменились — и Аман повешен на виселице, воздвигнутой им для Мардохея. 1272. Святой Исаак Сирский. Слово 33. 1273. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1274. Мф. 20. 23. 1275. Чашу спасения приму (Пс. 115. 4). 1276. Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11). 1277. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 1278. Вам дано ради Христа не только веровать, но и страдать за Него (Флп. 1. 29). 1279. Мы осуждены справедливо… Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41–42). 1280. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5. 44). 1281. Мф. 11. 12. 1282. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3. 15). 1283. Пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1266. Требник. Последование малой схимы. 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лествица. Слово 5, гл. 33; по переводу старца Паисия. 1269. Изречения Сисоя и Пимена Великих; заимствованы из Алфавитного патерика. 1270. Лествицы Слово 18. Заглавие. 1271. Лествицы Слово 7, гл. 64. 1272. Лествицы Слово 18 и преподобного Симеона Нового Богослова Слово 6. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 1273. Глава 28 Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1274. 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Издание 1844 года. Москва. 1275.  …развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 44). 1276. Слово 1, гл. 6. 1277. Слово 21. 1278. Гл. 69. Добротолюбие. Ч. 1. 1279.  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. …Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 7, 11). 1280. Слово 7, гл. 49. 1281. Слово 6, вышеприведенное. 1282. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 1283. Главы зело полезные, глава О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 1284. Преподобного Лаврентия отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврентий перешел в монастырь великомученика Димитрия, где «вся стрелы лукавого разжженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть». Патерик Печерский. 1285.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6. 26). 1286. Книга 1, глава 2. Добротолюбие. Ч. 3. 1287. Алфавитный патерик. 1288.  …всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 1289. Алфавитный патерик, буква А. 1290. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22. 11. 1291. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22, 11. 1292. Лк. 18. 8. 1293.  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Иер. 51 :30. Перестали воины Вавилонские воевать, сидят там 1268 в укреплении, пропала храбрость их, и стали как женщины, пожжены жилища, сокрушены затворы его. Иер. 51 :31. Гонец бежит на встречу гонцу и вестник встречает вестника, чтобы сказать царю Вавилонскому, что взят город его. Иер. 51 :32. С конца улиц его взяты и огнем сожжены укрепления его, и воины его выходят. Иер. 51 :33. Ибо так говорит Господь Вседержитель, Бог Израилев: дома царя Вавилонского, как гумно с созревшим хлебом 1269 , будут измолочены, еще немного, и наступит жатва его. Иер. 51 :34. „Поедал меня, раздроблял меня, поглотила меня непроницаемая тьма 1270 , Навуходоносор, царь Вавилонский, поглотил меня, как дракон, наполнил чрево свое сластию моею, и изверг 1271 меня. Иер. 51 :35. Труды мои и беды мои на Вавилоне“, скажет жительница Сиона, и „кровь моя – на жителях Халдеи“, скажет Иерусалим. Иер. 51 :36. Посему так говорит Господь: вот Я буду судить соперника твоего и совершу отмщение за тебя, и опустошу море его, и изсушу источники его. Иер. 51 :37. И будет Вавилон пустынею, жилищем змей, ужасом 1272 и посмеянием, ибо не будет жителей (в нем). Иер. 51 :38. Они вместе 1273 , как львы, возстанут и как щенки львиные. Иер. 51 :39. Во время разгорячения 1274 их дам им питье, и напою их, чтобы они заснули, и уснут они вечным сном, и не встанут, говорит Господь. Иер. 51 :40. И сведу 1275 их, как ягнят, на заклание и как овнов с козлами. Иер. 51 :41. Как взят Сесах 1276 и завоевана слава всей земли 1277 ! Как сделался Вавилон изумлением 1278 для народов! Иер. 51 :42. Поднялось на Вавилон море, при шуме волн своих, и он покрыт. Иер. 51 :43. Города его опустошены, земля безводна и пуста 1279 , земля, на которой никто не будет жить, и не будет останавливаться 1280 в ней сын человеческий. Иер. 51 :44. И посещу 1281 Вила в Вавилоне и исторгну из уст его, что он проглотил, и не будут стекаться к нему более народы, ибо и стены Вавилонския падут. Иер. 51 :45. Выходите 1282 из среды его, народ Мой, и спасайте каждый свою душу от гнева ярости Господа.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Несмотря на важность соборных постановлений, цели, поставленные перед Л. С., в целом не были достигнуты. Церковные реформы носили поверхностный характер, а меры по организации крестового похода на Св. землю не были осуществлены из-за смерти Григория X (1276) и растущих противоречий между европейскими гос-вами (см. ст. Крестовые походы ). Лионская уния, рассматривавшаяся имп. Михаилом VIII Палеологом лишь как средство реализации политических задач, не нашла широкой поддержки в К-польской Церкви и была отменена после вступления на престол имп. Андроника II (1282). Ист.: Decrees of the Ecumenical Councils/Ed. N. Tanner. 1990. Vol. 1: Nicaea I to Lateran V. P. 303-331; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon, 1273-1277. P., 1976. (ArchOC; 16); Il Concilio II di Lione (1274): Secondo la «Ordinatio Concilii generalis Lugdunensis»/Ed. A. Franchi. R., 1965. (Studi e testi francescani; 33); Les registres de Grégoire X (1272-1276) et de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ces papes/Éd. J. Guiraud. P., 1960. Лит.: Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1914. T. 6 (1). P. 153-209; Grumel V. Lyon, IIe concile cuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 1374-1410; Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Miscellanea Pio Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81; Emery R. The Second Council of Lyons and the Mendicant Orders//CathHR. 1952. Vol. 39. N 3. P. 257-271; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon, 1274. Bonn, 1964; idem. Das Zweite Konzil von Lyon, 1274. Paderborn etc., 1990; idem. Einige Quellenstücke z. Geschichte des II. Konzils von Lyon//AHC. 1989. Bd. 21. S. 103-146; idem. Zur Frage des ökumenischen Charakters der beiden Lyoner Konzilien von 1245 und 1274//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110520.html

[Елизавета, Изабелла Португальская, Изабелла Арагонская; португ. Ysabel, Isabel de Portugal, Isabel de Aragão; также «св. королева» - португ. Rainha Santa] (11.02. 1270, Сарагоса (?) - 4.07.1336, Эштремош), св. католической Церкви (пам. 4 июля), королева Португалии в 1282-1325 гг. Дочь кор. Арагона Педро III Великого (1276-1285) и Констанцы Сицилийской, происходившей из рода герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена. Получила имя в честь своей двоюродной бабки католич. св. Елизаветы Венгерской (Изабелла - португ. и испан. вариант имени Елизавета). Детство И. прошло при дворе деда, кор. Арагона Хайме (Жауме) I Завоевателя. К апр. 1281 г. была достигнута договоренность о браке с кор. Португалии Динишем I (1279-1325). Став супругой португ. короля, И. должна была получить во владение города Абрантиш, Обидуш, Аленкер, Порту-ди-Мош. Брак через представителей был заключен в Барселоне 11 февр. 1282 г. В Португалии И. была встречена кор. Динишем в г. Транкозу, там, несмотря на папский интердикт , 26 июня 1282 г. в мон-ре Сан-Бартоломеу состоялось торжественное бракосочетание. Король передал королеве г. Транкозу со всеми сеньориями (эти земли впосл. вошли в комплекс имущества, доходы от к-рого предназначались супругам португ. королей; при жизни И. эти средства использовались для благотворительных нужд). С 15 окт. 1282 г. королевская чета обосновалась в Коимбре. В браке с Динишем И. имела дочь Констанцу (1290-1313; впосл. супруга кор. Кастилии Фернандо IV и королева с 1307) и наследника португ. короны Афонсу I (IV) (1325-1357). И. стремилась поддерживать хорошие отношения со всеми правителям Пиренейского п-ова, мн. из к-рых были ее ближайшими родственниками, участвовала в дипломатических миссиях по заключению союзов (в т. ч. брачных) и устранению конфликтов, за что ее называли «Миротворица» (А Pacificadora). В конфликте между супругом и его братом Афонсу играла роль посредника. 13 дек. 1287 г. между братьями был заключен мир в Бадахосе (окончательно в 1300 в Лиссабоне). И. старалась примирить Кастилию и Арагон (в 1288), снять разногласия между своим братом Хайме (Жауме) II Арагонским и Фернандо IV Кастильским (в 1300). В письмах к Хайме II от 1303-1304 гг. она подробно информировала его о ходе переговоров и об условиях соглашений между Португалией и Кастилией.

http://pravenc.ru/text/293822.html

La función política de los caminos de peregrinación en la Europa medieval. Madrid, 1997; Варьяш О. И. Два очерка о Реконкисте//СВ. 1997. Вып. 59. С. 116-129; То же// Она же. Пиренейские тетради: Право, общество, власть и человек в средние века. М., 2006. С. 277-292; Garc í a Fitz F. Relaciones politicas y guerra: La experiencia castellano-leonesa frente al Islam: siglos XI-XIII. Sevilla, 2002; Ayala Mart í nez C., de. Las órdenes militares hispánicas en la Edad Media (siglos XII-XV). Madrid, 2003; La Monarquía como conflicto en la Corona Castellano-Leonesa: (1230-1504)/Ed. J. M. Nieto Soria. Madrid, 2006; Reglero de la Fuente C. M. Cluny en España: Los prioratos de la provincia y sus redes sociales: 1073 - c. 1270. León, 2008; Попова Г. А. Как горожане перехитрили короля: Из истории фуэро Толедо//Право в средневек. мире, 2008/Ред.: И. И. Варьяш, Г. А. Попова. М., 2008. С. 96-111. По завещанию кор. Хайме I Завоевателя (1276) его старший сын Педро (Пере) III (1276-1285) унаследовал Арагон, Каталонию и Валенсию, тогда как королевство Мальорка (Балеарские о-ва) вместе с Руссильоном и Монпелье отошло 2-му сыну короля - Хайме (Жауме). По Перпиньянскому договору 1279 г. Хайме признал сюзеренитет старшего брата; впосл. короли Арагона считали королей Мальорки своими вассалами и отрицали их право проводить независимую политику. Педро III при коронации отказался принести вассальную клятву папе Римскому (в 1204 такую клятву принес его дед, Педро II). Правление этого короля прошло в борьбе с мятежной знатью в стране - Педро III сумел добиться поддержки большинства представителей привилегированных сословий всех частей Арагонской короны, гарантировав им сохранение в неизменном виде прежних вольностей и фуэро. В это время начинается экспансия Арагонской короны в Италию. Сицилийцы, восстав против кор. Карла Анжуйского (т. н. Сицилийская вечерня, 30 марта 1282), обратились за помощью к Педро III, к-рый был женат на дочери короля Сицилии Манфреда Гогенштауфена и имел наследственные права на Сицилийское королевство после смерти потомков имп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

[Япон. Nichiren-shû], япон. буддийская школа, основанная в XIII в. Нитирэном, принадлежит к направлению махаяны , термин фиксируется с сер. XIX в. Традиционно обозначалась как Хоккэ-сю (школа лотоса). Нитирэн (при рождении Дзэннитимаро, 1222-1282, месяц и день рождения неизв., но традиция канонизировала дату 16 февр.) род. в рыбацкой дер. Коминато в у. Тодзё пров. Ава на вост. побережье Японии. По одной из версий, его отцом был управляющий феодальным поместьем (кэнсю), но Нитирэн писал о себе, что был сыном прибрежного чандалы (санскр. неприкасаемый). В 1233 г. он принял монашество с именем Дзэсёбо в школе Тэндай (кит. Тяньтай; основана в VI в. Чжии на «линии передачи» от Нагарджуны ; распространена в Японии в IX в. усилиями япон. монаха Сайтё), одной из традиц. школ япон. буддизма, отличавшихся ритуализмом. С 1239 г. в течение 15 лет странствовал по мон-рям, изучая буддийские тексты и учения различных школ. В 1253 г. на горе Киёсуми провозгласил собственное учение и принял имя Нитирэн (Солнце-Лотос), тем самым апеллируя не только к Лотосовой сутре, но и к богине солнца Аматэрасу Оомиками , к-рую считал своей покровительницей. Изгнанный из родного мон-ря, он обосновался на окраине сёгунской столицы Камакура, где приобрел первых учеников. В 1260 г. Нитирэн в соч. «Трактат об установлении справедливости и спокойствия в стране» (Риссё анкоку рон) обратился к правительству с критикой др. буддийских учений. В 1261-1263 гг. находился в ссылке на п-ове Идзу. В 1268 г., в условиях угрозы монг. нашествия, предложил запретить буддийские секты Японии, к-рые не почитали в качестве высшего авторитета Лотосовую сутру. В 1271-1274 гг., после попытки казнить Нитирэна, прерванной согласно его автобиографии, небесными знамениями, пребывал в ссылке на о. Садо; центр секты в столице был уничтожен. В 1274 г., по окончании неудачных переговоров с правительством, покинул Камакуру; на горе Минобу к западу от горы Фудзияма основал мон-рь, в к-ром жил последние годы и умер. Осенью 1282 г. назначил 6 преемников, создавших впосл. независимые «линии передачи» учения. Похоронен на горе Минобу. Названный великим праведником (дай-сёнин), Нитирэн почитается в Н. как воплощение бодхисаттвы Вишистачаритры (санскр.- Высшие Деяния; япон.- Дзёгё), в Нитирэн-сёсю и движении Сокагаккай - как воплощение Будды Шакьямуни. Важные трактаты: «Об открывании глаз» (Каймокусё, 1272), «О постижении сути святыни» (Кандзин хондзонсё, 1273), «О выборе времени» (Сэндзисё, 1275), «О признательности за благодеяние» (Хоонсё, 1276). Учение

http://pravenc.ru/text/2577695.html

1274 Наряду с уменьшением числа провинций, а следовательно и губернаторов, уничтожались викарии диоцезов, прежде служившие посредниками между управляющими провинциями 103. Византийские капители в соборе в Паренцо.  и префектом претория. Вместо возлагавшегося на них контроля над всею диоцезой, они были превращены в администраторов тех провинций, в которых издавна было их местопребывание, в Пакатиенской Фригии, в Галатии, в Сирии и Египте, и таким образом они заняли места прежних губернаторов – consulares или praesides. 1275 Наконец, желая упростить механизм административной машины и усилить для блага своих подданных государственную власть, Юстиниан решился, особенно в провинциях, управление которых представляло большие затруднения, соединить в руках одного должностного лица как гражданскую, так и военную власть; этим путем он надеялся положить конец соперничеству, от которого страдала, теряя значение, общественная власть. 1276 Без сомнения, даже на Востоке, император не думал доводить до конца свои намерения: в некоторых провинциях, особенно в соседних с границей, каковы Ливия, Фиваида, Египет, он удовольствовался тем, что назначал в них герцога, как высшее иерархическое лицо для гражданского управления 1277 ; в других – он еще строже сохранил разделение властей 1278 , ограничившись повышением значения гражданских губернаторов посредством расширения предметов их ведомства и украсив их громкими титулами; так в Аравии и в Финикии praeses был повышен в звание moderamor " a 1279 , а в Палестине и в Армении 1-й – в звание proconsul " а . 1280 Но в других областях Юстиниан действовал гораздо радикальнее. В Пизидии, Ликаонии, Пафлагонии и Фракии были учреждены преторы 1281 ; в Исаврии, Фригии Покатиенской, в Галатии, Сирии и Армении 3-й – комиты 1282 ; Геленопонтом управлял модератор 1283 , а Каппадокией – проконсул . 1284 Все эти чиновники, возведенные в ранг spectabiles и украшенные еще, чтобы всякий знал, откуда они ведут свое начало, звонким эпитетом Justiniani 1285 , соединяли в своих руках все атрибуты власти и жалованье презусов и герцога, места которых они заняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010