1271 Св. писцы в процессиях носили священные свитки и орудия письма. В их заведовании была иероглифика, космография и география. 1272 Они же, конечно, были и астрологами, предсказывавшими судьбу человека. В религиозных церемониях они носили астрономические знаки из пальмового дерева и гороскоп. 1274 В церемониях являлись с принадлежностями жертвенного культа и в руках имели меру правды и жертвенную чашу. 1276 Кажется, при храмах служили и женщины, судя по изображениям на памятниках, хотя Геродот и отрицает это. 1277 На статуе Baken-Khensou упоминается, что умерший великий жрец Аммонова храма был сначала пророком низшего разряда и на 59 году сделался первым пророком. См. Revue archeol. 1863. Baillet. 1278 Не нужно, впрочем, этого понимать безусловно, – сын пророка не мог быть вдруг пророком. Степени служения проходились постепенно. 1282 Около храмов и в связи с ними строились и особые капеллы, служившие помещением для священных животных. Вблизи же храмов и около них очень часто устроялись и обширные дома для жрецов. 1284 С воздетыми к небу руками, или с положением правой руки на сердце и с коленопреклонением, как видно из виньеток в книге мертвых. 1285 Порфирий свидетельствует, на основании известий Мането, что в Гелиополе, через каждые три дня, приносились в жертву люди, и что Амазис уничтожил этот грубый обычай, постановив, вместо живых людей, употреблять восковые фигуры. Плутарх и Диодор сообщают так же, что в некоторых городах люди красного цвета, которых признавали порождениями Тифона, приносились в жертву Озирису и сжигались на его гробе. Это были, впрочем, большей частью, иностранцы. Молчание об этом Геродота доказывает только то, что в его время человеческих жертв уже не было. Действительность существования их в древности подтверждается самой фигурой жертвенных моделей, заменивших собой живых людей, как об этом сообщает Порфирий. Восковые фигуры представляли коленопреклоненного человека с руками назад и с мечом в горле. Uhlemann. Handbuch, d. Aeg. Alterthums-kunde. Zw. Theil. S. 191 – 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Псалом этот весьма близко сходится с ними не только в содержании и мягком, задушевном элегическом тоне и характере, но и в самом образе выражения1272, и потому бесспорно принадлежит одному и тому же певцу-левиту из племени сынов Кореевых, который здесь заметно намекает на свое левитское служение во дворе святилища (ст. 3 и 11), а не в самом святилище, и на особое призвание сынов Кореевых быть стражами у порога дома Божия (ст. 11) 1273 . Предмет псалма – общий всем псалмам из времени бегства от Авессалома, это глубокая скорбь об удалении от Сионского святилища и горячая молитва о скорейшем возвращении к нему. Псалмопевец здесь не указывает нам, как в 41 псалме, места удаления благочестивого изгнанника, но взамен того дает нам более ясное и определенное понятие о лице его, прямо называя его помазанником (ст. 10). А так как имя помазанника в прямом и ближайшем своем смысле обыкновенно означало царя и в таком именно смысле почти исключительно употреблялось со времени помазания первого царя Израилю 1274 , с другой же стороны не видно никакого побуждения в настоящем псалме понимать его как-либо иначе, – напр. в значении избранного народа, как того хотят защитники Маккавейского происхождения псалмов 1275 , – тем более, что в одном параллельном месте другого псалма подобного же содержания оно прямо заменяется именем царя 1276 ; то это название удаленного от святилища раба Божия, в связи с другими указанными признаками времени происхождения рассматриваемого псалма, представляет нам новое свидетельство за отношение его к царю Давиду во время его бегства от Авессалома, устраняя различные более или менее остроумные догадки некоторых толкователей о позднейшем его происхождении 1277 , потому что история Израиля не знает кроме Давида другого благочестивого царя, который бы находился когда-либо в насильственном удалении от святилища. Что же касается бывших в таком удалении, именно находившихся в плену нечестивых царей Манасии 1278 , Иоахаза 1279 , Иехонии 1280 и Седекии (ст. 18–25:7), то, конечно, они по самому своему нечестию, за которое обличали их все пророки того времени, не могли возбуждать к себе сочувствия какого-либо благочестивого певца и быть предметом такой или тому подобной священной песни 1281 , и к тому же в их время псалмопевец не мог бы умолчать о бывших тогда опустошительных неприятельских нашествиях на Иудею и на самую ее столицу Иерусалим, где находилось святилище, по котором так томилась и к которому так пламенно стремилась благочестивая душа его 1282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV даровал Симону де Бриону достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Цецилии. Впосл. он был назначен папским легатом во Франции (1264-1269, 1274-1279). Принимал участие в ряде важных дипломатических миссий, в т. ч. в переговорах в 1264 г. об условиях передачи короны Сицилийского королевства Карлу Анжуйскому, брату Людовика IX, и в 1274-1275 гг. о предотвращении войны между Филиппом III, кор. Франции (1270-1285), и Альфонсо Х, кор. Кастилии и Леона (1252-1284). Кроме того, Симону де Бриону были поручены проповедь крестового похода и сбор средств для его проведения. Он также разбирал внутренние конфликты в Парижском ун-те, провел неск. провинциальных Соборов по вопросам церковной дисциплины (в т. ч. в 1276 в Бурже). После смерти папы Николая III (22 авг. 1280) на конклаве в Витербо основная борьба развернулась между сторонниками семьи Орсини, к к-рой принадлежал покойный понтифик, и франц. партией, вступившей в союз с влиятельным рим. кланом Аннибальди. Конклав продолжался ок. полугода. В февр. 1281 г. в результате вмешательства Риккардо Аннибальди, назначенного Карлом Анжуйским на должность подеста Витербо, 2 кардинала из рода Орсини были взяты под стражу, после чего удалось обеспечить избрание кандидата от франц. партии. 22 февр. 1281 г. на Папский престол был избран Симон де Брион, взявший себе имя Мартин в честь св. покровителя г. Тура, где он служил каноником. Поскольку в принятом в то время офиц. перечне Римских понтификов папы Марин I и Марин II ошибочно были указаны как Мартин II и Мартин III, новый папа получил порядковый номер IV. Из-за напряженной политической ситуации в Риме его епископское рукоположение и папская коронация состоялись 23 марта в соборе св. Андрея в Орвието. За время понтификата М. так и не посетил Рим; он жил в Орвието (до июня 1282, дек. 1282 - июнь 1284), Монтефьясконе (июнь-дек. 1282), Перудже (окт. 1284 - март 1285). М. сразу проявил себя как активный защитник интересов Франции и Карла Анжуйского. В апр.

http://pravenc.ru/text/2562418.html

Прежде чем был сформулирован выше изложенный тезис, который был поддержан покойным профессором Иоаннисом Кармирисом (крупнейшим специалистом, в частности, по вопросам поствизантийского богословия), виднейшими богословами была сформулирована следующая точка зрения: «с I века имеет место использование термина пресуществление (μετουσωσις), в том числе и в Восточной Церкви, прежде использования этого термина Геннадием Схоларием » 5 . Эта точка зрения является, скорее всего, отзвуком мнения Константинопольского Собора 1691 года, согласно которому, древнейшим богословом, который использовал термин метусиосис, считается Геннадий Схоларий 6 . Кроме тех двух точек зрения, которые мы только что изложили, были сформулированы и следующие: а) До конца 17 века первым, кто использовал термин пресуществление (μετουσωσις) православном мире, считался Гавриил Севир. Андроникос Димитракопулос сообщает буквально следующее: «Англичанин Томас Смит (De graeciae Ecclesiae hodierno statu), и некоторые другие протестанты нападали на Севера, говоря, что он первым использовал в своём установлении 7 о Таинствах слово «метусиосис», какового слова никогда, как они утверждают, не имела в употреблении Греческая Церковь , но Север первым внёс его в своё установление, перенимая у латинян схоластиков папскую Transsubstantiatio» 8 . б) Впервые было использовано в греческом языке не слово μετουσωσις, но глагольная форма «пресуществляется (μετουσιοται)» в «послании» императора Михаила 8 Палеолога (1259 – 1282) к папе Григорию X (1259 – 1276) и Лионскому (1274 год) Собору: « хлеб истинно пресуществляется в Тело и вино в Кровь» 9 . в) В исповедании, которое отправил Патриарх Иоанн Веккос (1275 – 1282) папе Римскому Иоанну XXI (1276 – 1277), дважды встречается термин «μετουσιοσθαι – пресуществляться» 10 . Мы считаем целесообразным отметить здесь, что, хотя в 4 на Латеранском (1215) Соборе участвовали латинские клирики с Востока, и было впервые использовано латинское слово transsubstantiatio, это не привело к использованию соответствующего греческого слова пресуществление – μετουσωσις на православной почве. Это, безусловно, не помешало М. Jugie утверждать, что истоки греческого слова пресуществление – μετουσωσις находятся во фразе этого Собора: «transsubstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem» 11 . Впрочем, греческого перевода этого текста так же не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

1281 г. он назначил 7 кардиналов, 4 из которых были французами. Среди новых кардиналов был и Бенедетто Гаэтани (в 1294-1303 папа Римский Бонифаций VIII ), в то время активный сторонник франц. партии, сыгравший важную роль в переговорах на конклаве 1280/81 г. М. передал Карлу Анжуйскому звание сенатора Рима, что привело к антифранц. восстаниям в Риме (янв. 1284) и в ряде городов Папской области (в т. ч. в Орвието летом 1282). М. также содействовал планам Карла Анжуйского по захвату К-поля. В июле 1281 г. в Орвието при посредничестве папы был заключен союз между Карлом Анжуйским, представителями Венецианской республики и изгнанным императором Латинской империи Филиппом де Куртене. 18 нояб. М. отлучил от Церкви визант. имп. Михаила VIII Палеолога , что фактически положило конец попыткам папства реализовать условия Лионской унии (1274). М. способствовал ускорению подготовки канонизации кор. Людовика IX, дав санкцию на проведение офиц. сбора информации (ранее, ок. 1274-1276, Симон де Брион как папский легат во Франции по поручению папы Григория Х вел тайное расследование о возможности канонизации Людовика IX). Получив известие о восстании против Карла Анжуйского на Сицилии (т. н. Сицилийская вечерня, 30 марта 1282), М. отверг предложение сицилийцев стать их сеньором и 18 нояб. 1282 г. отлучил от Церкви мятежников и кор. Арагона Педро III (1246-1285), к-рого сицилийцы призвали на помощь. 21 марта 1283 г. М. объявил Педро III низложенным и намеревался передать арагонскую корону одному из сыновей франц. кор. Филиппа III, поддержав организацию крестового похода против Арагона. М. в данном случае предъявлял свои права прежде всего как феодальный сеньор Арагона, основываясь на вассальной присяге, принесенной кор. Арагона Педро II папе Римскому Иннокентию III (нояб. 1205). Противоречивыми были отношения М. с кор. Германии Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С одной стороны, папа содействовал заключению союза Рудольфа I и Карла Анжуйского, с другой - препятствовал планам Рудольфа прибыть в Рим для имп.

http://pravenc.ru/text/2562418.html

Вопрос.Подобает ли брата крестившего или тетку или тетичну 1021 поять жене себе 1022 ? – Ответ. Не удержанно, да поимет. 31 Вопрос.Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служить? – Ответ. Се удержано есть святыми канонами. 1023 32 Вопрос.Подобает ли тело Христово носить на путь? – Ответ. Подобно и благословенно. 33 Вопрос.Подобает ли поновить церковные сосуды? – Ответ. Аще хочет обновить священные сосуды, да купит преже у мастера орудия все, да сковав сосуды, и ввергут орудия в глубину, а опять да не делают орудия теми, да не получать себе от Бога греха. 973 Во всех наших списках (см. легенду) стоит индикт .ді. Исправлено по Строевскому и 1-му Кирилловскому спискам, которые в этом отношении оказываются согласными с греческим подлинником. В последнем обозначен но только индикт (4), но и год (6784=1276, который действительно соответствует 4-му индикту и в котором 12 августа приходилось в среду). Это показание оправдывается свидетельством Никоновской летописи, в которой под 1279 г. записано: «Того же лета прииде Феогнаст епископ сарайский в третия из греческие земли, из Царяграда; посылал убо его пресвещенный Кирилл митрополит и царь ординский Менгу-Темир к патриарху и к царю Михаилу Палеологу» (ч. III, стр, 68). См. еще примеч. 8 974 В греческом подлиннике упоминается один только патриарх – константинопольский Иоанн (Векк, 1275–1282 г.). 975 В греческом подлиннике первым из митрополитов поименован ираклийский Лев, о котором см. у Лекена в Oriens Christianus, t. I, p. 1113. 976 Митрополиты Николай халкидонский и Мелетий афинский присутствовали также на соборе 1280 г., под председательством того же патриарха Иоанна Векка (см. Allatii, De Consens. lib. III, стр. 1, n. 5, ed. 1648, p. 893). 977 В наших списках византийский; исправлено по Кирилл. сп. 2 и согласно с греческим подлинником, в котором стоит Βιζης. 980 Имя митрополита Максима есть позднейшая русская вставка, ради которой, по всей вероятности, и сделана в славянском тексте перемена 4-го индикта на 14-й (см. примеч. 1). Максим поставлен на русскую митрополию в 1283 и умер в 1305 г. Таким образом, пока не был известен греческий подлинник соборных ответов Феогносту, время их происхождения определялось по следующим данным славянского текста: индикт 14, при русском митрополите Максиме и константинопольском патриархе Иоанне. Все это заставляло относить памятник к 1301 году, хотя, нужно заметить, сирийским епископом был тогда уже не Феогност, а Измаил (упомин. под 1296 и 1312 г. См. Пол. Собр. Летоп. т. VII, стр. 181, 186; Никон. III, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Возможно, что столь решительный поворот митрополита Кирилла не был результатом его личного выбора. Нельзя также сказать, что митрополит предавал интересы Галицкого великого князя, ведь он сам связал два княжеских рода брачными узами. Неубедительна и простая ссылка на “антизападные” настроения Кирилла. Ничто не говорит о том, что он был систематическим противником латинян. Ни в Византии, ни на Руси церковная иерархия никогда не была совершенно закрыта для переговоров с папством, несмотря на то, что большей частью сознавала политическую вынужденность и недолговечность тех попыток унии, которые предпринимались восточноевропейскими правителями. Кирилл и сам был непосредственно осведомлен о таких переговорах в бытность свою в Галиче. Кроме того, он занимал выжидательную позицию, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, когда в Константинополе правил униатский патриарх Иоанн Векк (1276–1282), ставленник императора Михаила VIII Палеолога, который принял Лионскую унию. В течение всего этого времени русский митрополит не прерывал отношений с патриархатом. В 1276 году подчинявшийся митрополиту Кириллу сарайский епископ Феогност присутствовал на заседании патриаршего синода во главе с Иоанном Векком, получил официальные ответы синода на канонические и дисциплинарные вопросы, возникшие в России, – и все это без всякой оглядки на отношения патриарха с папством 947 . При этом русские знали о событиях в Константинополе. В 1283 году по случаю избрания в Константинополе преемника Кирилла, Максима, патриарх Александрийский Афанасий II (который в это время находился в Византии) отправил на Русь грамоту, подтверждаюшую православность патриарха. Конечно, назначение грека Максима оспаривалось на том основании, что греческая церковь нетверда в вере и разделена междоусобицей 948 , но эти протесты лишились основы после смерти императора Михаила VIII (1281), и мы можем предположить, что заверений, данных патриархом Александрийским в качестве третьей стороны было достаточно, чтобы успокоить русских. Максим благополучно занял Киевскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ IV Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1210, Рим - 3.04.1287, там же; мирское имя Джакомо Савелли), папа Римский (со 2 апр. 1285). Происходил из знатной рим. семьи, внучатый племянник папы Римского Гонория III . Отец и брат Джакомо неск. раз занимали должности рим. сенаторов; мать принадлежала к влиятельной семье Альдобрандеска; дядя, кард. Томмазо, по прозвищу дель Весково, был известным поэтом и дипломатом. Савелли учился в Парижском ун-те. До принятия сана был женат, но рано овдовел. Двое его сыновей достигли значительных светских должностей: один был подеста в г. Урбино, второй - рим. сенатор. Избрав духовную карьеру, Савелли получил в качестве бенефициев должности каноника в Шалон-сюр-Марн (ныне Шалон-ан-Шампань) в Барселоне и ректора в Бертоне (еп-ство Норидж). 24 дек. 1261 г. папой Римским Урбаном IV возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). Долгое время был легатом в Витербо. В 1276 г. папой Римским Адрианом V назначен легатом к герм. кор. Рудольфу I Габсбургу для решения вопроса о его имп. коронации и урегулирования споров между ним и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским. В 1277 г. возведен в достоинство кардинала-перводиакона. 21 окт. 1282 г. кард. Дж. Савелли основал в Альбано и затем построил на собственные средства бенедиктинский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и св. ап. Павлу. После смерти папы Римского Мартина IV коллегией кардиналов 2 апр. 1285 г. в Перудже Савелли был избран папой и принял имя Гонорий в память о своем родственнике папе Гонории III. 14 мая 1285 г. в Риме Г. был рукоположен во пресвитера, 15 мая - во епископа, и 20 мая в соборе св. Петра состоялась его интронизация. Г. продолжил политику своих предшественников относительно борьбы между Арагонской и Анжуйской династиями за Сицилию, к-рая в 1282 г.

http://pravenc.ru/text/166151.html

V 24). Настойчивость И. В. вызывала неудовольствие Михаила. Император был вынужден назначить специальный день недели (вторник), чтобы И. В. мог лично докладывать дела о бедных (Ibid. V 25), а также выделил особого чиновника для составления документов по таким делам (эту должность занял грамматик Михаил Ксифилин). В Патриаршество И. В. К-польский Свящ. Синод издал ряд постановлений по частным вопросам. Среди них: судебное разбирательство по делу хартофилакса митрополии Смирны (ныне Измир, Турция), обвиненного в блуде и убийстве (7 сент. 1278), разрешение на брак между деспотом Михаилом и дочерью императора Анной (нояб. 1278), решение по поводу правильного чтения одного места в гомилии на «Отче наш» свт. Григория Нисского (3 мая 1280). В «Синодальных решениях вопросов, представленных епископом Сарайским» от 12 авг. 1276 г., разъясняются различные, преимущественно литургические, проблемы (нужно ли служить литургию в Вел. пятницу, можно ли служить священникам без диакона и т. п.). Со смертью имп. Михаила VIII (11 дек. 1282) И. В. лишился покровителя и стал главным объектом нападок противников унии. Возмущение было столь всеобщим, что на Рождество 1282 г. с согласия нового имп. Андроника II Палеолога в храме Св. Софии была отменена литургия, чтобы не поминать на ней имя И. В. 26 дек. он был вынужден отречься от престола и удалиться в мон-рь Пресв. Богородицы Парахранты. 31 дек. на престол вернулся патриарх Иосиф I. В янв. 1283 г. на Соборе в К-поле по предложению имп. Андроника II И. В. был обвинен в отступлении от святоотеческих догматов, лишен патриаршего достоинства и отправлен в ссылку в г. Прусу (ныне Бурса, Сев.-Зап. Турция; Niceph. Greg. Hist. VI 1). После смерти патриарха Иосифа I (23 марта 1283) его преемник патриарх Григорий II Кипрский осудил постановления И. В. как незаконные, но оставил в силе рукоположения клириков, покаявшихся в принятии унии. В ответ на критику своих действий И. В. опубл. послание, усугубившее раскол в К-польской Церкви, и обратился к имп.

http://pravenc.ru/text/469598.html

Митрополит Кирилл и хоронил Александра во Владимире в 1263 году, сам же умер в 1281 году в Переяславле–Залесском, уже после того, как созвал во Владимире очень важный собор русских епископов (1274 год).   Фактически, Кирилл перенес свою деятельность на северо–восток, в области, непосредственно подвластные татарам, и в Новгород, который только что отразил (под предводительством Александра Невского) нападение тевтонских рыцарей и шведов. Последние под знаменем латинской христианской империи развернули крестовый поход против единственной области Руси, которая до сих пор не подчинялась татарской власти. Возможно, что столь решительный поворот митрополита Кирилла не был результатом его личного выбора. Нельзя также сказать, что митрополит предавал интересы галицкого великого князя, ведь он сам связал два княжеских рода брачными узами. Неубедительна и простая ссылка на «антизападные» настроения Кирилла. Ничто не говорит о том, что он был систематическим противником латинян. Ни в Византии, ни на Руси церковная иерархия никогда не была совершенно закрыта для переговоров с папством, несмотря на то, что большей частью сознавала политическую вынужденность и недолговечность тех попыток унии, которые предпринимались восточноевропейскими правителями. Кирилл и сам был непосредственно осведомлен о таких переговорах в бытность свою в Галиче. Кроме того, он занимал выжидательную позицию, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, когда в Константинополе правил униатский патриарх Иоанн Векк (1276–1282 гг.), ставленник императора Михаила VIII Палеолога, который принял Лионскую унию. В течение всего этого времени русский митрополит не прерывал отношений с патриархатом. В 1276 году подчинявшийся митрополиту Кириллу сарайский епископ Феогност присутствовал на заседании патриаршего синода во главе с Иоанном Векком, получил официальные ответы синода на канонические и дисциплинарные вопросы, возникшие в России, — и все это безо всякой оглядки на отношения патриарха с папством.   При этом русские знали о событиях в Константинополе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010