Итак, и сам ты вслед за тем, отовсюду собирая эти [свидетельства], говоришь: «Благ Святой Дух, поскольку благ Отец и благ рожденный от Благого, имеющий 1274 сущностью благость« 1275 ; и: »Природа у Святого Духа есть освящение, как у Отца и Сына« 1276 ; и: »Если святость нечто иное кроме Него, то пусть скажут, каковой она мыслится " 1277 ; и [слова] божественного Митрофана: »Свет единичный 1278 и трисиятельный, сущность безначальная, краса недоведомая, вселись в сердце моем и покажи меня, поющего 1279 , храмом световидным и чистым Твоего божества " 1280 . К чему собираешь ты эти [цитаты] и что выводишь из них? Что все говоримое о Боге: святость, благость, жизнь, свет – свидетельствует об одном, о самой [Его] сущности. Ты, не стыдясь ни своего согласия с Евномием, каковое ясно показывают Василий Великий и Григорий Нисский , ни их превосходных обширных опровержений (я говорю об их [сочинениях, обращенных] к Евномию), выставляешь [напоказ] свое послушание, подчиняя им [святым] свое мнение, но и их [сочинения] ты безрассудно выставляешь против них самих, а точнее, против своей собственной головы и души. Не уразумев смысл каждого приводимого тобой [высказывания] и как бы соделав глупость супругой безумия, ты порождаешь сам для себя лукавые мнения, отчуждив себя от тех, кого гордился иметь своими отцами и наставниками лучшего 1281 , и став словно самоотеческим монахом, введя для себя не только лицемерную жизнь, но и веру, имеющую обличие благочестивого исповедания, однако отрекшуюся от силы его, отступившую от Бога и явившую [своего] стяжателя в мире безбожником. Затем ты собираешь и приводишь из [творений] святых уверения (да и то не согласующиеся друг с другом) [в защиту] ереси, опровергнутой святыми, потому что мгла, обволакивающая твой рассудок, не позволяет видеть даже этого. Итак, мы вкратце, насколько возможно, покажем различие [этих высказываний] и что приводимые тобой [цитаты] меньше всего свидетельствуют в пользу твоего мнения. О чём, по твоему мнению, просит Митрофан, воспевая цитируемое тобой? Чтобы Бог вселился в его сердце по сущности? Но как [возможно это], когда Он присутствует во [всем] и без прошения? Ведь Дух, по словам Григория Богослова , «все наполняет по сущности " 1282 . Следовательно, Митрофан просит не о таком вселении, по которому божество присутствует всюду и нигде, но о том вселении, по которому тело сподобившихся обоживается вместе с душой в соответствии с причастностью его обожению; посему и просит Митрофан оказаться световидным 1283 , то есть боговидным.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

St. Theodore the Prince of Smolensk and Yaroslav Commemorated on September 19 The holy right-believing Prince Theodore of Smolensk and Yaroslavl, nicknamed the “Black” [i.e. “dark” or “swarthy”], was born at a terrible time for Rus: the Mongol invasion of 1237-1239. At Baptism he was named for the holy Great Martyr Theodore Stratelates (February 8), who was particularly esteemed by the Russian warrior-princes. Prince Theodore was famed for his military exploits. The child Theodore was not in the city when, through the prayers of the Most Holy Theotokos, the holy Martyr Mercurius (November 24) delivered Smolensk from being captured by Batu In the year 1239. They had taken him away and hidden him in a safe place during the warfare. In 1240 his father, Prince Rostislav died. He was a great-grandson of the holy Prince Rostislav of Smolensk and Kiev (March 14). His elder brothers as heirs divided their father’s lands among themselves, allotting to the child Theodore the small holding of Mozhaisk. Here he spent his childhood, and here he studied Holy Scripture, the church services and military science. In the year 1260, Prince Theodore was married to Maria Vasilievna, daughter of holy Prince Basil of Yaroslavl (July 3), and Theodore became Prince of Yaroslavl. They had a son named Michael, but Saint Theodore was soon widowed. He spent much of his time on military campaigns, and his son was raised by his mother-in-law, Princess Xenia. In 1277, the allied forces of the Russian princes, in union with the Tatar forces, took part in a campaign in the Osetian land and in the taking of “its famed city Tetyakov.” In this war the allied forces won a complete victory. From the time of Saint Alexander Nevsky (November 23), the khans of the Golden Horde, seeing the uncrushable spiritual and the military strength of Orthodox Russia, were compelled to change their attitude. They began to draw the Russian princes into alliances, and the khans turned to them for military assistance. The Russian Church made use of these providentially improved relations for the Christian enlightenment of the foreigners. Already in 1261, through the efforts of Saint Alexander Nevsky and Metropolitan Cyril III at Sarai, the capital of the Golden Horde, a diocese of the Russian Orthodox Church was established. In the year 1276, a Constantinople Council presided over by Patriarch John Bekkos (1275-1282) replied to questions of the Russian Bishop Theognostus of Sarai concerning the order for baptizing Tatars, and also for receiving Monophysite and Nestorian Christians among them into Orthodoxy.

http://pravoslavie.ru/101533.html

По преп. Ефрему Сирину Христос «сделался нам подобным, чтобы нас сделать себе подобными. И бессмертный сошел к смертным, соделал их бессмертными и восшел опять к Отцу» 1272 . Преп. Марк Подвижник учит: «Бог восприял и стал тем, что мы есмы, чтобы нам сделаться тем, что Он есть. Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом» 1273 . Иаков Афраат пишет, что « " Через крест мы получили спасение и искупление телом и кровию Христа». «Дверь царства открыта для всех», но входят ею лишь те, кто возрождается для новой жизни через веру, благодатное просвещение в таинстве крещения, участие в таинстве Евхаристии и покаяния» 1274 . Согласно блаж. Августину Гиппонскому Благодать, которая по сущности есть сила Божия, необходима для спасения, а так как человек лишился свободы, утратил желание добра и возможность его осуществления, то он ни чем не может привлечь Благодать, которая дается даром людям, предопределенным Богом ко спасению, но Бог ни кого не предопределяет к вечному осуждению, он только предвидит и не спасает грешника, который погибает вследствие порядка природы 1275 . Богопознание, обóжение Св. Афанасий говорит об обóжении: ««Дух именуется животворящим... помазанием, и есть печать... Вся тварь делается причастною Слова в Духе». «И ради Духа мы все именуемся причастниками Божиими... Сын сочетавает нас с Отцом, благодаря сущему в Сыне Духу... Те, в ком пребывает Дух, обóжаются Духом». «Никто не приходит в бытие и не совершается иначе, как только через Сына в Духе». «Освящение совершается от Отца через Сына в Духе Святом». «Слово совершает обóжение созданных существ в Св. Духе»» 1276 . Св. Василий Великий учит, что «субъективным условием Богопознания служит очищение духа от страстей и от всего плотского» 1277 . Св. Григорий Богослов пишет, что «путь и задача жизни, путь спасения и обожения. Ибо прежде ум тварный встречается с Богом, и через ум и умное созерцание тварь соединяется и воссоединяется с Богом» 1278 – «ум соединяется с умом, как с ближайшим и более сродным» 1279 . Св. Григорий формулирует и условия богопознания: а) подавление плоти и отречение от чувственного 1280 ; б) освобождение души от мирских забот; в) собранность ума 1281 . «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело», «когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими образами». При этом не всякий может заниматься богопознанием, т.к. «для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому» 1282 , поэтому простым людям свт. Григорий говорит: «Исповедуй Иисуса Христа и веруй, что Он воскрешен из мертвых – и ты спасешься» 1283 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Однако те, кого византийцы именовали «латинофронами» – «латиноумствующими», – в особенности Иоанн Векк (1275–1282), посаженный на Патриарший престол императором Михаилом VIII Палеологом, явно поставившим перед своим ставленником задачу пропагандирования и внедрения в Византии Лионской унии (1274 г.), прилагали заметные старания в том, чтобы греческие патристические тексты о происхождении Духа «через Сына» служили оправданием латинского «Филиокве». По утверждениям «латинофронов», обе формулы – «через Сына» и «от Сына» – могли считаться законными выражениями той же самой тринитарной веры. Обыкновенно контраргументом православной стороне служило утверждение, что в библейском или патристическом богословии исхождение «из» или «через» Сына означает charismata 172 Духа, а не описывает Его ипостасное Бытие 173 . Ибо, разумеется, слово pneuma 174 может обозначать и дарителя, и дар; и в последнем случае исхождение «Духа» от или через Сына – то есть через Воплощенного, исторического Христа, – происходит во времени и поэтому не совпадает с вечным исхождением Духа от Ипостаси Отца, единственного «источника Божественности». Однако крупнейшие православные византийские богословы XIII и XIV вв. считали этот довод недостаточным. Григорий Кипрский , преемник Векка на Патриаршем престоле (1283–1289) и председатель Собора (1285), официально расторгший Лионскую унию, добился от собрания одобрения текста, в котором, наряду с осуждением «Филиокве», признавалось «вечное исхождение» Духа через Сына 175 . То, что послужило предпосылкой для позиции, занятой Собором, – это представление о том, что chatismata Духа есть не временная, сотворенная реальность, но вечная, несотворенная благодать или «энергия» Божия. К этой нетварной Божественной жизни человек получает доступ в Теле Воплощенного Логоса. Следовательно, благодать Духа несомненно приходит к нам «через» или «от» Сына; но то, что даруется нам, не есть ни Ипостась Духа, ни сотворенная, временная милость, но – вечное «проявление» Бога, которое отличается и от Его Лица, и от Его Сущности. Этот довод был принят и детально разработан Григорием Паламой , великим византийским богословом XIV столетия, который, подобно Григорию Кипрскому , формально признавал, что как энергия «Дух есть Дух Христов и исходит из Него, будучи выдыхаем, и посылаем, и проявляем Им; но в Его самом бытии и Его существовании Он есть Дух Христа, а не от Христа, но от Отца» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Мужской монастырь Бешеново Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Бешеново (серб. Манастир Бешеново) — мужской монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на южных склонах центральной части Фрушка горы. Содержание История [ править править код ] Монастырь по преданию основал сербский король Драгутин Неманич (1275-1320 гг.) на южных склонах Фрушка горы, вдоль ручья, который сегодня называется Чикош. В исторических источниках монастырь упоминается впервые в 1546 году. Монастырь регулярно упоминаться во всех последующих турецких переписях, проводимых во второй половине XVI века. Монастырская церковь посвящена святым Архангелам Михаилу и Гавриилу (8/21 ноября), святым покровителям короля Драгутина и всех Неманичей. Археологические раскопки указывают на захоронения раннехристианского периода I века. Король Урош (около 1223 г. 01.05.1277 г) получил эти края в качестве приданного. Его сыновья основали здесь монастыри. Один из его сыновей, Драгутин Неманич, стоял во главе Королевства Срем, которое он основал в 1282 году, так как после конфликта со своим младшим братом Милутиным был вынужден отречься от престола сохранив королевский титул. Его первой столицей был Дебрц, находящийся между Шабцем и Белградом. Позже он перенес ее в Белград и таким образом, стал первым сербским королем правившем из столицы. Драгутин Неманич был во главе Королевства Срем до своей смерти в 1316 году. Бешеново единственный монастырь на Фрушкой горе, происхождение которого связано с родословной Неманича. Остальные в основном были созданы во времена последних сербских деспотов Бранковичей. По возрасту монастырь Бешеново сопоставим с Печской Патриархией , первой резиденцией сербских патриархов, которая располагается в Косово и Метохии. История монастыря связанна и с Россией. В XVII веке монахи четыре раза путешествовали в Россию (1628, 1648,1670,1671 гг.) за финансовой помощью. В 1656 году были обновлены кельи и трапезная. Когда в 1690 году монастырь Витовница пострадал от турков, то большое количество монахов, взяв с собой церковные ценности ушли в Бешеново. Среди этих ценностей были четыре Евангелия и серебряная чаша известного ювелира Луки. Эти и многие другие предметы из Бешенова сегодня хранятся в Музее Сербской православной церкви в Белграде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Смирнов. Ук. соч. С. 481. См. также большую и фундаментальную работу о прп. Феодоре: Доброклонский А. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. 1 (1913). С. 441, 443; ср. также: PG. 99. P. 1784 A, 1717 С — 1820 В, 1822 В. 1265 Смирнов. Ук. соч. С. 477; он же. Древнерусский духовник (1914). С. 22, 25; Василий Великий, в: PG. 31. P. 1185. 1266 «Сказание о черноризьчьстем чине», в: Калайдович. Памятники российской словесности XII в. (1821). С. 107; ср.: Голубинский. 1. 1. С. 797; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности (1907). С. 65–94. 1267 Житие Авраамия в: Памятники древнерусской литературы. 1 (1911); ср. главу I. 1268 РИБ. 6. 45. С. 389; Смирнов. Древнерусский духовник. С. 26; Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей. С. 40–42. 1269 Впрочем, Стефан Махрищский († 1406) пришел к прп. Сергию из южной Руси (после 1355), он мог принести с собой предание Печерского монастыря. Голубинский. Прп. Сергий и созданная им Троицкая лавра (1909). С. 82. 1270 Послания в: АИ. 1. 32 и 15. 1271 Ср. главу IX, 4, в конце. 1272 Коноплев. Ук. соч. С. 71. 1273 Ср. главу IX, 4. 1274 Голубинский. 2. 2. С. 295. 1275 Жмакин. Митрополит Даниил. С. 375, 492, 602; Петров Н. О происхождении и составе славяно–русского Пролога (1875). С. 116. 1276 Федотов. Святые Древней Руси. С. 60. 1277 Нила Сорского Предание и Устав о жительстве скитском (1849) и другие издания; ср. главу IX, 4 и мою книгу «Leben und Lehre der Starzen». 1278 Ключевский. Жития. С. 190; Филарет. Обзор. 3–е изд. 1. С. 106; Коноплев. Ук. соч. С. 38 и след.; Архангельский. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. С. 16, 30; Прав. соб. 1861. 1. С. 197–214; ПСРЛ. 5. С. 236. 1279 Бриллиантов. Ферапонтов монастырь (1899). С. 56–59; Зверинский. 1. 810; Архангельский. Ук. соч. С. 55. 1280 Бриллиантов. Ук. соч. С. 17. О подвижнике Галактионе в: Чтения. 1887. 4. С. 147; этого Галактиона не следует смешивать с прп. Галактионом Вологодским († 1612). 1281 Об аскетически–мистических воззрениях старца Артемия см. главу X. 1282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Скончался в марте 1297 года в крепости св. Григория близ Никомидии. Сочинения Нет сведений о литературной деятельности Иоанна Векка до его возведения на патриаршество. Первые известные нам работы написаны уже в период его пребывания на престоле. Кроме синодальных постановлений, принятых под его руководством, Иоанн Векк подготовил ряд богословских работ, посвященных вопросу о Filioque , которое, по мнению Иоанна Векка, было главным препятствием к объединению православной и Римско-католической Церквей. Датировка произведений Иоанна Векка остается неясной, поэтому нельзя составить представление о развитии его взглядов и полемического метода. В 1275-1282 годах написаны трактат " О единстве и мире Церквей Ветхого и Нового Рима " и " Апология, или О том, что объединение Церквей не должно восприниматься как низвержение наших обычаев, но как мир во Христе посредством согласия Церквей друг с другом в понимании догматов " . Полемике с написанными ранее византийскими противолатинскими произведениями посвящены " Опровержение слова, которое Фотий написал против латинян к некоему философу Евсевию, название которого " Тайноводство о Св. Духе " , " Опровержение наблюдений господина Андроника Каматира над высказываниями Свящ. Писания о Св. Духе " , " Надписания на речения из творений святых об исхождении Св. Духа " . Той же теме посвящены произведения " Об исхождении Св. Духа " . Сугдейскому еп. Феодору Иоанн Векк адресовал " Три книги догматических ответов " . До 1283 года написана первая часть " Ответов на " Томос " Григория Кипрского против новоявленных ересей " . После низложения Иоанн Векк старался доказать не только свою богословскую точку зрения, но и то, что стал жертвой несправедливости. В январе 1283 - августа 1285 года он написал гомилии " О несправедливости, которую претерпел, лишенный своего престола " , " Слово отчасти оправдательное о несправедливости, которую претерпел, отчасти опровержительное относительно толкований некоторых речений Свящ. Писания " , " Четыре книги к Константину " .

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Иоанн XI Векк Иоанн XI Векк (греч. Ιωννης Βκκος; 1230-е - 1297 ), патриарх Константинопольский (26 мая 1275 - 26 декабря 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии Родился в 1230-е годы, предположительно в Никее . Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. Иоанн Векк был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на патриарший престол был диаконом ; с 1263 года занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 года - вел. скевофилакса . В 1268 году Иоанн Векк вместе с Константинопольским патриархом Иосифом I участвовал в византийском посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, второй дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из Константинополя посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в сербские земли были отправлены Иоанн Векк и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, Иоанн Векк проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему византийской царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в Константинополь . Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла.

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Патриарх Иоанн Векк (1275–1282). Он вступил на патриаршую кафедру, когда Иосиф сошел с этой кафедры, не желая быть прямым пособником Михаила Палеолога по введению унии в Греческой церкви. Иных взглядов на унию держался «хартофилакс Великой церкви» Векк, и потому ему, как человеку, способному действовать в интересах времени, и предоставлена кафедра после Иосифа. Было бы напрасно думать, что Векк сразу же сделался сторонником унии. Прежде чем войти в виды императора, Векк переживает нелегкий душевный кризис, который, однако же, разрешился не так, как было бы желательно в интересах Церкви. Векк сначала противился воле царской, долго не соглашался поддерживать униатские стремления Михаила Палеолога. За это сильно гневался на него император, мало того – бросил его в смрадную тюрьму, и притом не одного, а со всеми родственниками его. Но и находясь в таком тяжком положении, Векк не вдруг пошатнулся в православии. В этом случае на него имело большое влияние чтение сочинений тогдашнего греческого ученого и аскета Никифора Влеммида 501 , который несомненно склонялся к унии и в таком духе писал еще раньше Лионского собора. Император устроил так, что сочинения такого достойного мужа, как Влеммид, доставлены были Векку в темницу. Ознакомившись с этими сочинениями, Векк совершенно переменил свои воззрения. «И вот тот, кто был обоюдоострым мечом против латинян, – говорит историк Григора, – обратившись в противную сторону, для нее же подготавливал победу» 502 . Иоанн Векк не сделался, впрочем, полным латинянином. Он стал сторонником так называемого в Византии учения об «экономии», учения, которое применялось здесь всегда, когда нужно было какому-либо неблаговидному общественному делу дать благовидную личину 503 . Как понимал это учение об «экономии» Векк, это он выразил в одном из своих сочинений, где он так рассуждает: «Нашим (свят.) отцам было известно слово «экономия» и идея, этим словом выражаемая; они оставили нам письменные увещания, в которых боголюбезно ратуя за единение Церквей, и нас, своих потомков, как бы поощряют к подобной ревности; поэтому мы имеем право считаться настоящими учениками этих отцов, мы, по боголюбезной ревности держащиеся этой экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России Если же существует множественность форм, то актуальность приобретает очевидный вопрос: насколько привычные для нас сегодня по видам и способу формирования церковные органы способны свободу Церкви наилучшим образом гарантировать, и свободна ли при них Церковь? Ответ на этот вопрос не так однозначен в действительности. -II- В первую очередь откажемся от тех заблуждений, которые незаметно свили гнезда в сознании наших «официальных» теоретиков. Так, внешняя свобода христиан очень часто никак не охраняется «епископскими» органами церковной власти. И обезпечивают ее не они, а совсем другие лица. Очевидно, что если государство пожелает, то любые протесты Синода, рядового архиерея или патриарха будут отметены (и тысячекратно отметались) без каких-либо объяснений. А самым надежным защитником свободы Церкви в годы гонений стали тысячи тысяч исповедников и мучеников за веру, кровью своей оросившие границы церковной свободы от чьих-либо покушений. Чистота догматов зачастую также отстаивалась не традиционными органами церковной власти и епископатом в целом (они как раз нередко заблуждались), а «рядовыми» одиночками-харизматиками: Святителем Афанасием Великим, Святителем Василием Великим, Преподобным Феодором Студитом, Преподобным Максимом Исповедником, Святителем Григорием Паламой и так далее. Зато, как известно, многократно не государственная власть, а епископат и сформированные из него органы церковной власти обязывали рядовых христиан «свободно» верить в нечто противоположное тому, что сегодня известно как учение Православной Церкви. Используя при этом в полном противоречии с идеями «Основ социальной концепции» административные ресурсы высшей политической власти для собственных целей. Целый сонм не просто архиереев-еретиков, но «даже» патриархов был анафематствован Церковью. В частности, монофелиты: Сергий (610-638), Пирр (638-641; 655), Павел (643-651), Петр (655-666), Кир (630-642), Макарий (653-680), Римский папа Гонорий (625-638); иконоборцы: Анастасий (730-754), Константин II (754-766), Никита I (766-780), «предводители ереси, наставники погибели»: Феодот Каситера (815-821), Антоний I (821-837), Иоанн VII Грамматик (837-841), а также Несторий (428-431), Иоанн XI Векк (1275-1282) и Иоанн Калека (1334-1347).

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/29/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010