(?) см.: Stiernon. 1980. Col. 973) М. Г. явился Христос, облеченный в сияющую одежду и окруженный ангелами, и повелел идти в К-поль и защищать там правую веру (Βος. 1927. Τ. 11. Σ. 614), которая тогда находилась под угрозой из-за попыток имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282) заключить унию с латинянами. Возможно, что этот призыв был связан не столько с противостоянием грядущей унии, сколько с восшествием на Патриарший престол прежнего галисийского игум. Иосифа I Галисиота и нестроениями, сопровождавшими т. н. арсенитскую схизму ( Georg. Pachym. Hist. IV 2; Stiernon. 1980. Col. 973). Марк, духовный отец М. Г., сначала отговаривал его от этого решения (впрочем, Житие сообщает, что М. Г. не рассказал ему о видении, побудившем его просить благословение выйти из мон-ря), но в конце концов по божественному внушению согласился отпустить подвижника в столицу (Βος. 1927. Τ. 11. Σ. 614-615). Вскоре после появления М. Г. в К-поле он стал известен благодаря своим духовным дарованиям; его поучения имели успех. Однако эта известность была не по душе смиренному монаху, и М. Г. предпочел удалиться в пустыню. На горе Св. Авксентия он нашел тесную пещерку, возле к-рой впоследствии выстроил небольшую каливу (Ibid. Σ. 615-616). Но и в этом пустынном месте М. Г. недолго оставался в покое: вскоре к нему, как к молитвеннику и заступнику, творившему различные чудеса, стали стекаться жители окрестных мест. Действительно, в 1275 г., после смещения патриарха Иосифа I и поставления «латиномудрствующего» патриарха Иоанна XI Векка ( Stiernon. 1980. Col. 973; ср.: Darrouz è s, Laurent. 1976. P. 105, 112), М. Г. вместе с Галактионом, своим сподвижником с горы Галисий, пришел в К-поль и появился при имп. дворе. Исповедники смело порицали императора за предательство правосл. веры и апостольских преданий. За это обличение М. Г. и Галактион были заключены в тюрьму, а затем отправлены в изгнание на о-в Скирос (в 1275 или 1276). Оттуда М. Г. с др. монахом, Игнатием, послали в Рим с целью представить папе упорных противников унии, чтобы он их или вразумил, или наказал ( Georg.

http://pravenc.ru/text/2562868.html

Антоний III 974–979. Вдовство церкви 979–983. Св. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Св. Сергий II 999–1019. Св. Евстафий 1019 или 1020–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Беруларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Св. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084 Николай Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Св. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147 или 1148–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156 – 1169. Михаил III 1169 – 1177. Харатон 1177–1178. Феодосий I 1178 – 1183. Василий II Каматир 1183 – 1186. Никита II Мунтан 1186 –1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцов 7). Домифей втор. 1190 – 1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198 – 1206. Михаил IV Ставрион 1206 – 1212. Феодор II Ириник 1213 – 1215. Максим I 1215 – 1216 (6 месяц.). Мануил I 1217 – 1222. Герман II 1222 – 1240. Мефодий II 1240 – 1240 (3 месяца). Вдовство церкви 1240 – 1243. Мануил II 1243 – 1255. Арсений 1255 – 1260. Никифор 11 1260 – 1260. Арсений втор. 1261 – 1266. Герман III 1266 – 1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I втор. 1282 – 1283. Григорий II Кипрский 1283 – 1289. Афанасий I 1289 – 1293. Иоанн XII 1294 – 1303. Афанасий втор. 1303 – 1311. Вдовство церкви 1311 – 1313. Нифонт I 1313 – 1315. Иоанн XIII Глкис 1316 – 1319. Герасим 1 1320 – 1321. Вдовство церкви 1321 – 1323. Исаия 1323 – 1333. Иоанн XIV 1333 – 1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350 – 1354. Филофей 1354 – 1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1376. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395 или 1396. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидор II 1460–1465. Софроний 1 1465 1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон I 1470–1473 Дионисий I 1473–1478.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Воля императора на словах была – „спасать империю“, а в его уме – удержать на своей голове корону. И вот за это... он решился и уполномочил послов: подчинить папе Восточную Церковь ... спасти тело... и погубить душу... В общем итоге всех этих замыслов императора было одно: за какую бы то ни было цену, но спасти империю... и так или иначе совершить соединение – унию с Римом. Константинопольский патриарх тогдашнего времени Иосиф Исповедник (1268–1274; 1282–1283), узнав о таких глубоко прискорбных намерениях императора, которого до патриаршества был духовником, немедленно разослал окружное послание (энциклику) к епископам и всем православным, предостерегающее их от задуманной императором унии с Римом, и затем (2 января 1274 года) оставил патриахию и удалился в монастырь. Святогорцы-иноки не остались безучастными зрителями опасной для Церкви затеи царя и не побоялись гнева царева, но все сообща написали и представили Михаилу Палеологу „вероисповедное послание“, в котором основательно доказали, что ни первенств, ни главенств папы, ни поминовение его в церквах, ни служение Евхаристии на опресноках, ни прибавление к Символу веры „и от Сына“ – не могут быть терпимы, и, назвав латинян и их сообщников еретиками, умоляли Михаила оставить многотревожное и опасное предприятие 5 . Преемник Иосифа, патриарх Иоанн ХИ Векк (1275–1282), бывший хартофилаксом 6 и сначала усердным противником унии, по избранш на патриаршество действовал, по властолюбию, согласно преступной воле и намерениям императора и принял постановление Люнского собора (в 1274 году) о состоявшейся на оном унии, чем и подчинил Восточную Церковь римскому папскому престолу. Это несчастное согласие и единение „ради политических нужд и опасностей“ имело весьма прискорбные последствия для Православной Восточной Церкви, так как латиняне и латиномудренные убеждали православных к унии не силою Евангельского слова и постановлений Апостольских и Соборных и писаний Отцев и Учителей Церкви, а обнаженным мечом, обманами, насилиями и всевозможными неистовствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором. Подготовка Л. С. 31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) ( Martin. 1905. N 1553-1554).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

στ) Ο Ππας της πρτης αλσεως Ιννοκντιος ο Γ’ (1198-1216) στειλε διαδοχικ τρεις Καρδιναλους (1204, 1205, 1208) στην Κωνσταντινοπολη για την διεξαγωγ συζητσεων, με απατηση να αναγνωρισθε το παπικ πρωτεο29. Συζητσεις ανλογες γιναν και στα τη 1206 και 1214, υπ την πεση της Φραγκοκρατας30. Για πρτη φορ μια μερδα Ανατολικν αντιλαμβνεται και υποστηρζει, τι ταν αναγκαα η σγκληση Οικουμενικς Συνδου, για να τοποθετηθε το θμα στο πλασιο της εκκλησιαστικς παραδσεως και πνω στη βση της αρχαας Πενταρχας. Ο Ππας θερησε ως ευκαιρα την για τη Δση IB’ Οικουμενικ σνοδο του Λατερανο (1215). Δεν παρστησαν μως Ορθδοξοι και τσι δεν δθηκε η ευκαιρα για θεολογικς συζητσεις. Ο Ιννοκντιος, ως παραχρηση ναντι των Ανατολικν, θεσε στην Σνοδο αυτ το θεωρητικ θεμλιο της Ουνας (ανοχ των ανατολικν εθμων). ζ) Νες διαπραγματεσεις γιναν επ του αυτοκρτορος Ιωννου Γ’ Δοκα του Βαττζη (1222-1254) στη Νκαια και το Νυμφαο (α’ μισ του 13ου αινα)31. Για πρτη φορ αντιμετωπσθηκε και πολεμθηκε απ τους Ορθοδξους η περ καθαρτηρου πυρς λατινικ διδασκαλα. Εξ λλου, επιδιχθηκε συμβιβαστικ λση για το Filioque, με βση την προταθεσα φρση του θεολγου και μοναχο Νικηφρου Βλεμμδη «εκ του Πατρς δι’ Υιο». Ο Ιωννης Βαττζης καμε παραχωρσεις ναντι του Ππα (μετ το 1250): δχθηκε το πρωτεο του Ππα, το μνημσυν του στη λατρεα και το κκλητο (εφσεις των δικαστικν αποφσεων) με τον διπλ μως περιορισμ: οι πειθαρχικς αποφσεις του Ππα να μην προσκροουν στις οικουμενικς συνδους και να μη γνει δεκτ το Filioque και ως διδασκαλα και ως προσθκη32. Ο υις μως του Βαττζη, Θεδωρος Β’, ο Λσκαρης (1254-1258), απρριψε (1254) τις παπικς αξισεις, χοντας την επιθυμα αυτς, ως «βυζαντινς» αυτοκρτορας, να συγκαλσει οικουμενικ σνοδο και να εναι πρεδρος και διαιτητς στη συζτηση των διαφωνιν33. η) Επ Μιχαλ Η’ Παλαιολγου (1259-1282) λαμβνει χρα μα να σειρ προσπαθειν, (απ το 1261), με στχο την απκρουση του λατινικο κινδνου και ανσταση της αυτοκρατορας34. Οι Ππες δεν αρνθηκαν τις νες γι’ αυτος ευκαιρες, εφσον ανμεναν απ αυτς ωφλεια. Επβαλαν μως βαρες ρους: πλρη αποδοχ του παπικο πρωτεου και της ρωμακς διδασκαλας. Ο Μιχαλ φνηκε συγκαταβατικς, λγω και των προσωπικν του προβλημτων35, επιχερησε μως με πολλς πισεις να πεσει τον ορθδοξο Κλρο, ο οποος τελικ υπκυψε. Δχθηκε, κατ την απατηση του Μιχαλ, το μνημσυνο του Ππα, το κκλητο και το πρωτεο, με την προπθεση μως, τι θα σαν σμφωνα με τις εκκλησιαστικοκανονικς διατξεις. Τελικ γινε η επιδιωκμενη απ τον αυτοκρτορα νωση στην παπικ ΙΔ’ Οικουμενικ Σνοδο της Λυν 1274. Παρ τις πισεις μως εκ μρους του Μιχαλ, η νωση δεν γινε στην Ανατολ δεκτ παρ μνο απ τους φιλενωτικος συνεργτες του, με εξχοντα τον μετπειτα Πατριρχη Ιωννη Βκκο (1275-1282)36. Η σθεναρ αντσταση του πατριρχου Αρσενου Αυτωρειανο (1255-1260) οδγησε στο «αρσενιαν σχσμα»37.

http://gr.pravoslavie.ru/131565.html

Более того, это отчасти и его обязанность: «Поелику законом постановлено, чтобы никто не терпел от другого обиды, то и сам патриарх может быть судим царём как блюстителем Церкви - если бы, например, он был обвиняем в святотатстве или неправославии, или в каком-нибудь другом преступлении; ибо мы видели это на практике в разные времена». Ближайший пример этому, бывший на памяти самого канониста, - обвинения против знаменитого патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058), зачитанные от лица императора известным Михаилом Пселлом. Позднее такая же история повторится в палеологовскую эпоху, вскоре по вступлении на императорский престол Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328), противника унии с латинянами, когда патриарх Иоанн XI Векк (1275-1282) будет низвергнут за вероотступничество с константинопольской кафедры по указу василевса, которого оратор Никифор Хумн восславит как архиерея-ревнителя веры. [xxxvii] Мнение Вальсамона разделял в XIII в. и византийский канонист архиепископ Димитрий (Хоматиан), считавший, что император «есть мерило в отношении к церковной иерархии, законодатель для жизни и поведения священников, его ведению подлежат споры епископов и клириков и право замещения вакантных кафедр». [xxxviii] Ссылаясь на возможность апелляции к вселенскому патриарху и к «великому сбору», митрополит Киприан подчеркивает свой иммунитет перед судебным преследованием со стороны московских властей. Между тем, правовое поле на Руси к тому времени претерпевает некоторые изменения, так как великий князь Дмитрий Иванович в своей политике начинает руководствоваться целями восстановления сакрального статуса русского государя, в том числе в области взаимоотношений Церкви и государства. [xxxix] На это указывает, в частности, тот факт, что в 1371 г., узнав, что тверской князь Михаил Александрович пришёл из Орды с ярлыком на великое княжение, великий князь Дмитрий Иванович рассылает указ о всеобщем крестном целовании московскому правителю: «по всемъ городомъ бояре и люди превелъ къ целованию не датися князю великому Михаилу, а въ землю его на княжение на великое не пустити».

http://bogoslov.ru/article/622211

Прежде чем был сформулирован выше изложенный тезис, который был поддержан покойным профессором Иоаннисом Кармирисом (крупнейшим специалистом, в частности, по вопросам поствизантийского богословия), виднейшими богословами была сформулирована следующая точка зрения: «с I века имеет место использование термина пресуществление (μετουσωσις), в том числе и в Восточной Церкви, прежде использования этого термина Геннадием Схоларием » 5 . Эта точка зрения является, скорее всего, отзвуком мнения Константинопольского Собора 1691 года, согласно которому, древнейшим богословом, который использовал термин метусиосис, считается Геннадий Схоларий 6 . Кроме тех двух точек зрения, которые мы только что изложили, были сформулированы и следующие: а) До конца 17 века первым, кто использовал термин пресуществление (μετουσωσις) православном мире, считался Гавриил Севир. Андроникос Димитракопулос сообщает буквально следующее: «Англичанин Томас Смит (De graeciae Ecclesiae hodierno statu), и некоторые другие протестанты нападали на Севера, говоря, что он первым использовал в своём установлении 7 о Таинствах слово «метусиосис», какового слова никогда, как они утверждают, не имела в употреблении Греческая Церковь , но Север первым внёс его в своё установление, перенимая у латинян схоластиков папскую Transsubstantiatio» 8 . б) Впервые было использовано в греческом языке не слово μετουσωσις, но глагольная форма «пресуществляется (μετουσιοται)» в «послании» императора Михаила 8 Палеолога (1259 – 1282) к папе Григорию X (1259 – 1276) и Лионскому (1274 год) Собору: « хлеб истинно пресуществляется в Тело и вино в Кровь» 9 . в) В исповедании, которое отправил Патриарх Иоанн Веккос (12751282) папе Римскому Иоанну XXI (1276 – 1277), дважды встречается термин «μετουσιοσθαι – пресуществляться» 10 . Мы считаем целесообразным отметить здесь, что, хотя в 4 на Латеранском (1215) Соборе участвовали латинские клирики с Востока, и было впервые использовано латинское слово transsubstantiatio, это не привело к использованию соответствующего греческого слова пресуществление – μετουσωσις на православной почве. Это, безусловно, не помешало М. Jugie утверждать, что истоки греческого слова пресуществление – μετουσωσις находятся во фразе этого Собора: «transsubstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem» 11 . Впрочем, греческого перевода этого текста так же не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Он стал горячо молиться Пресвятой Богородице и преподобному Павлу, чтобы они просветили его, потому что он даже не знал, с чего начинать. Итак, он взял дрожжи и, готовясь лить воду и сыпать муку, внезапно увидел рядом с собой величественную Монахиню. Монах растерялся. Монахиня же прошла внутрь, взяла закваску и замешала ее с водой и мукой. Через два часа тесто было готово. Она наделала хлебов, положила их в печь и через два часа достала готовый хлеб. Отец Фома смотрел на Нее как зачарованный. Он никак не мог понять, что происходит. Единственное, что он понял — это то, что Монахиня была Сама Богородица Дева. Поев хлеба, монахи спросили старца: — Отец Фома, как тебе удалось так быстро замесить тесто? Что ты добавил в него, что хлеб стал таким вкусным? Некоторые из монахов до сего дня помнят вкус того хлеба. Так Госпожа Богородица еще раз показала монахам, что Она заботится о них, как мать о своих детях. Зографскне преподобномученики Поскольку Святая Гора всегда была оплотом и твердыней Православия, не удивительно, что страстным желанием латинян было подчинить ее папской власти. В 1280 году латиняне вошли на Афон и принялись за свое бесчестное дело. Иногда при помощи денег и обещаний, а иногда посредством угроз они добивались от монахов признания главенства папы. Многие слабовольные тогда подчинились им. Однако большая часть монахов не признала над собой власти папы, кровью запечатлев свое исповедание. В своих действиях латиняне, к сожалению, имели поддержку византийского императора Михаила Палеолога (1261—1282) и патриарха Константинопольского Иоанна Векка (1275—1282). Сотворив бесчинства почти во всех афонских монастырях, католики добрались и до болгарского монастыря Зограф. Недалеко от обители подвизался некий монах, имевший обыкновение ежедневно и многократно читать акафисты Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой. Однажды, когда на его устах еще было архангельское приветствие, внезапно он услышал от святой иконы голос: — Радуйся и ты, старче Божий! Инок испугался.

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

Софии в К-поле И. Г. не рискнул опровергнуть мнение имп. Михаила, провозгласившего намерение заключить соглашение с Римом. Тем не менее в ответ на вскоре изданный «Томос» имп. Михаила, оправдывавший возможность унии, И. Г. организовал составление трактата, подписанного его именем, в котором указывался ряд причин, делающих невозможным соглашение с латинянами ( Laurent, Darrouz è s. 1976. P. 1-15, 136-301). В июне 1273 г. И. Г. выступил также с публичным заявлением против планов заключения унии, поклялся, что никогда не примет соглашения на условиях, предложенных Папским престолом (Ibid. P. 15-17, 302-305). Не владея основами богословской науки, И. Г. широко пользовался советами своего окружения, противников унии, в т. ч. Иова Иасита и Георгия Пахимера . Скорее всего документы, известные под именем И. Г., были составлены его приближенными. В янв. 1274 г., протестуя против непреклонного стремления имп. Михаила и его сторонников к унии, И. Г. удалился в к-польский мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты, сохранив за собой пост патриарха. В нач. 1275 г., после того как Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, И. Г. отрекся от престола и удалился в к-польский мон-рь арх. Михаила в Анапле. На престоле его сменил патриарх Иоанн XI Векк . Вероятно, незадолго до отречения или уже в период своего изгнания И. Г. составил «Исповедание веры», где вновь выступил против унии (Ibid. P. 31-33, 326-331). После отречения И. Г. в разное время жил в неск. мон-рях в К-поле или близ него. Известно, что в 1280 г. он жил в мон-ре Космидий близ К-поля. В кон. 1282 г., после смерти имп. Михаила VIII (11 дек. 1282), ситуация в Византии и К-польской Церкви изменилась: большинство церковного сообщества и имп. Андроник II были настроены против унии и стремились как можно скорее добиться ее отмены. Вскоре был низложен патриарх Иоанн Векк, а И. Г. был тем человеком, кто мог возглавить Церковь, освободившуюся от соглашений с латинянами. Он вернулся на Патриарший престол, но вскоре вынужден был вновь отречься из-за ухудшающегося здоровья; скончался спустя неск.

http://pravenc.ru/text/673633.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010