потому, как ложь 1226 Это было между прочим причиною того, что передо мною обнаружилось еще более мое собственное безрассудство, которое я так ярко обнаружил в моей книге. 1227 Я думал, что я 1228 возможность на всяком 1229 исполнять 1230 Только теперь, вследствие всего этого события, я могу [по]чувствовать во всей силе всю необходимость того, что проповедует твоя книга, скрыть 1231 Прежде я бы не понял этого, как следует, и долго бы в моих героях 1232 экземпляров ее 1233 юношу 1234 Далее начато: [и которое бы при этом] Другое условие, чтобы книги 1235 юношеством и детьми 1236 я жду их читать 1237 другого русского 1238 Дальше было: которой также прилагаю при сем письмецо 1239 Присоедини еще 1240 она сама 1241 заболеть самой 1242 свойства 1243 новую какую-то книгу 1244 В подлиннике: скрыжаль 1245 это в сво 1246 который бы 1247 это выйдет 1248 между прочим, я сказал 1249 к ненависти я не был способен 1250 к чему-нибудь насильно 1251 побольше 1252 часто 1253 обманываются и думают 1254 Далее начато: и еще две или три духовного со 1255 будет полезна 1256 Далее начато: Я послал 1257 его получите 1258 в постор дела 1259 Охота же вам была давать 1260 они у вас 1261 находятся 1262 Далее начато: Мое же 1263 что кому 1264 моих наблюдений 1265 какие только во мне пребывают 1266 и с 1267 В подлиннике: отвевшую 1268 в моей книге показалось вам 1269 писал им 1270 странных французских пиес 1271 этого множества 1272 поучить тому и других, чему 1273 дерзкая замашка и повелительный тон 1274 Далее начато: Имея много людей, не любивших меня 1275 Словом, я попался 1276 обличает только 1277 Далее начато: Оттого многое неуме 1278 самоослепление 1279 выброшенных 1280 Далее начато: тому, кто сидит уже у самого источника 1281 вышел к ним 1282 начинается тогда 1283 моих слов и выражений и гордость в самом смирении. Мне кажется, что 1284 несовершенство и недостатки 1285 Далее начато: которое 1286 точно, опасно 1287 В угловые скобки здесь и далее заключен текст, вырванный в подлиннике и восстановленный редактором. Многоточиями обозначаются вырванные места, которые не поддаются восстановлению. 1288

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1265 Припомним, что и у Филона «праведники служат охраной человеческого рода»: см. у проф. М. Д. Муратова Философия Филона Александрийского (Москва 1885), стрн. 171–172, Prof. Carl Siegfried, Philo von Alexandrien (Jena 1875). S. 154. и James Drummond, Philo Judaens; or, The Jewish-Alexandrian Philosophy in its Development and Completion. Vol. II. London 1888. P. 239. 1266 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 280 flg. 285 flg.=Jüdische Theologie, S. 292 flg. 297 flg. 1267 Cp. еще у F. Weber, Jüdische Theologie. S. 409 (zu 296) Pesachim 49 b, что нужно жертвовать всем, дабы жениться на дочери первосвященника; если этого нельзя, то на дочери вообще благочестивых родителей, – начальника синагоги, заведующего раздачей милостыни, учителя и т. д. 1268 А. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 163–164. Dr. Aug. Wünsche, Die Leiden, des Messias in ihrer Zusammenhang mit der Lehre des Alten Testaments und deu Aussprüchen der Rabbinen in den Talmuden, Midraschim und andern alten rabbinischen Schriften, Lpzg 1870, S. 79. Studies in Judaism by S. Schechter. London 1896, p. 191 (The Dogmas of Judaism). Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 313. 375=Jüdische Theologie, S. 326. 393. 1269 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 53. 382–383=Jüdische Theologie, S. 54 («es ist jeder [Israelit] hoilig, sofern jeder Mizwoth hat»). 401 («...und zwar hat jeder Israelit als solcher Anwartsckaft an den [die zukünftige Welt], es sei denn, dass er seine Eigenschaft als Israelit durch Abfall ver1oren hätte »). 1270 Поэтому J. Wellhausen справедливо говорит (Israelitische und jüdische Geschichte, dritte Ausgabe, Lpzg 1897, S. 376) о фарисеях, что «sie wollten nicht Gutes thun, sondern sich vor Sünde hüten». 1272 A. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 159 flg. Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie, zweiter Bd. Freiburg i. B. und Lpzg 1897, S. 133. 1276 A. Fr. Gfrörer ibid. II, S. 165. Cp. S. Schechter, The Law and Recent Criticism в «Studies in Judaism», p. 289: женщина погасила (при грехопадении прародителей) «свет мира» и должна искупать эту вину возжжением свечей по субботам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

94 Чистое действие (лат.) 95 «Божественное существует во вселенной и сущностью, и энергией». Amphil., 75; PG 101:465вс. 96 См.: Akindynos, Against Palamas, in Codex Monacensis graecus 223, foil. 283, 293, 298, 305, 311, etc. 97 Library, codex 1 98 Там же. 99 Ep. 2 to Pope Nicholas; PG 102:604?—605?. 100 Mystagogy of the Holy Spirit, 15; PG 102:293A. 101 Там же, 9, 23; PG 102:289в, 313BC. 102 Там же, 94. 103 Michael Psellos, Address to His Negligent Disciples, ed. J. F. Boissonade (Nuremberg, 1838; репринт, переизд.. Amsterdam: Hakkert, 1964), p. 151. 104 Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442. 105 Address to His Negligent Disciples, p. 146. 106 См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199. 107 Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52. 108 Консул философов (греч.) 109 CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56—60,188—202. 110 Порядок (лат.). По-русски — чин богослужения. (Тут имеется в виду наличие нескольких «ордо» в римско-католической церкви.) 111 Обожение (греч.). 112 Evagrius Ponticus, Praktikos; PG 40:1272—1276. 113 Pseudo-Nilus (Evagrius), De Oratione, 84; PG 79:1185в. 114 Там же, 52. 115 Там же, 34л. 116 Там же, 11. 117 Macarius of Egypt, Нот., 11, 1; ed. Domes, p. 96—97, 118 Там же, 15, 20; p. 139. 119 Там же, 11, 11; р. 103. 120 Там же, 1, 12; р. 12. 121 Diadochus, Сар. 77. 78; ed. ?. des Places, SC, 5 bis (Paris: Cerf, 1955),p. 135—136. 122 Там же, 85; р. 144—145. 123 См. там же, 31, 32, 61, 88. 124 John Climacus, The Ladder of Paradise, Degree 28; PG 88:1112c. 125 Там же, слово 27; PG 88:1097лв. 126 О Евагрии и Максиме см. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund: Gleerup, 1965) p. 317—325. 127 «Братская» (христианская) любовь (греч.). 128 CM. Lossky, Vision of Cod, p. 9—10. 129 Anastasius Bibliothecarius, Preface to the Eighth Council, Mansi XVI, 6 130 И.Ошер, ред. — в изд.: OnentChr 12 (1928), 45. 131 ymeon the New Theologian, Cat. II; ed. B. Krivocheine, Symeon le Nou-veau Theologien, Catecheses, SC 96 (Paris: Cerf, 1963), p. 421—424.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

Так, Парацельс говорит: «Кто желает стать философом и при том философствовать не ложно, тот должен так расположить основание философии, чтобы объединить небо и землю в один микрокосм, и тогда не погрешит ни на волос. И кто хочет писать об основании медицины, тот равно не погрешит ни на волос, если из микрокосма определит ход неба и земли: так что философ ничего иного не найдет в небе и в земле, чего не нашел бы также в человеке. И дабы врач ничего не видел в человеке, чего не имели бы небо и земля: и эти два не иначе различались бы друг от друга, как в образе формы, и с тем вместе форма в обеих сторонах понималась бы в одной вещи и т.д. 1272 С психологической заостренностью на врача в «Парагрануме» 1273 значится: «Потому не четыре, но один Аркан, однако о четырех углах, полагается, словно башня на четырех ветрах. И сколь мало у башни может недоставать угла, столь же мало врач может не досчитаться единой части... И в то же время знает, как посредством яйца в его скорлупе изображается мир, и как птенец со всеми своими органами в нем пребывает: точно так же все вещи, что есть в мире и в человеке, должны быть скрыты во враче. И как куры воображаемый мир в скорлупе согревают, преображая его в цыпленка, точно так же посредством алхимии могут быть явлены Арканы, философски заключенные во враче... В том лежит заблуждение, что врач не брался должным образом во внимание» 1274 . Что именно означает для алхимии это высказывание, я подробно показал на других примерах в моей [работе] «Психология и алхимия» (1944). Подобным же образом мыслил и Иоганн Кеплер. Так, например, в своем «Tertius interveniens» 1275 (1610) 1276 он говорит: (Нижний мир привязан к небу, и силы его свыше управляются) «по учению Аристотеля: а именно, что в этом нижнем мире или земном шаре скрыта духовная природа, способная к геометрии, которая ex instinctu creatoris, sine ratiocinatione 1277 восторгается геометрическими и гармоническими связями небесных световых лучей, поощряя и подталкивая их к употреблению собственных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

от отца воможно 1267 сыну восприяти. Нечто подобное и Дух Святый деет, егда милостию ничто в нас успеет. Обыче бо казни тяжки насылати, да тыя возмогут к нему убеждати. Елма убо кому беды досаждают по согрешении, к Богу понуждают. Да бы обратился; убо 1268 требъ знати, яко во печалях к Богу притекати Зело есть полезно, не унылу 1269 быти, но покаяние по гресех творити. Беды добрых Векую обыче Господь добрым попущати людем беды лютыя во мире страдати? Да подобии образу будут 1270 Сына Его. беды страдавша во 1271 дни странствия 1272 Своего. 2 Беды 1273 и скорби 1274 благим благо деют, аще точию терпети умеют. Не того ради скорбь я угнетает 1275 , да озлобленны оны содевает, Но да благость их будет проявленна. яже внутрь сердец бяше утаенна. Грозды точило елма согнетает 1276 , сладкое вино из них изтекает. Точне маслины, егда ся стаскают. сладостный елей из себе пущают. Класы пшеницы обычно 1277 есть бити или топтати, да бы отлучити Зерно от плевел, иначе во класе согнити имать в неколиком часе. Огнь палящь злато и сребро чищает, прание платно бело содевает. Подобне беды, благим напущенны, благости онех творят проявленны, И еже худо внутрь их обретают, то от благости добре отлучают. 3 Добро 1278 есть добрым беды своя знати, да бы безбедно в небо шествовати. Тех же числом осмь мудрии считают, яже подробну сице полагают. Беда первая – вина первородна, съпадшая 1279 на ны от отца всеродна, В нем же, согрешшем, и мы согрешихом; не ядше плода в рай, винны 1280 быхом. Яко с Адамля семене 1281 исходим, праотча греха общницы ся родим. Вторая беда греха делом суща, душу в погибе 1282 вечную ведуща. Его же никто может избежати, кроме Божия живущ благодати. Третия беда – немощь превелика, обдержащая 1283 всяка человека. Ею же к злобе приклонни бываем, неудобно же ко благости встаем. Четвертая есть беда превелики нищеты мира, яже человеки Благия часто люте озлобляет, егда и нуждных житию лишает. Пятая беда – от злых гонения, лишающаго нас утешения. Еже той может удобно страдати, кому изволит Господь помощь дати.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1271 Exp. in Eccl., Den. 588, C, f o 82 rb , ll. 38–45, LW II, p. 280, n. 52: «Sanitas una eademque quae est in animali ipsa est, non alia, in dieta et urina; ita quod sanitas, ut sanitas, nihil prorsus est in dieta et urina, non plus quam in lapide, sed hoc solo dicitur urina sana, quia significat illam sanitatem eandem numero quae est in animali, sicut circulus vinum, qui nihil vini in se habet» [«Одно и то же здоровье, которое заключено в живом существе, – оно же, не иное, заключено в диете и в моче. Так что в диете и в моче вовсе нет никакого здоровья – не больше, чем в камне; но моча называется здоровой лишь потому, что обозначает численно то же самое здоровье, какое заключено в живом существе, подобно тому, как венок обозначает вино, хотя в нем нет ничего от вина»]. – См. похожее место, извлеченное из первой защитной речи Майстера Экхарта: Archives.., I, p. 169. – Ср. Utrum in Deo.., LW V, p. 46, n. 11. 1272 H. Hof, op. cit., p. 90, говорит о «соломенном венке» (Strohkranz). Этот пример часто встречается у Экхарта. 1276 Св. Фома иногда выражается таким образом (см. Summa theologiae, I, q. 45, a. 4), ссылаясь на Аристотеля (Метаф., VII, 1028 a). 1277 В Exp. in Io., противопоставляя акциденции субстанциальной форме, Майстер Экхарт говорит следующее: «Accidentia vero, puta qualitates, hoc ipso quod descendunt et cadunt a forrma substantiali, non dant esse composito simpliciter et incident sive cadunt in naturam contrarii quidem, alterantis et corrumpentis» [«Акциденции, то есть качества, поскольку они отделяются и отпадают от субстанциальной формы, не наделяют составное сущее бытием в абсолютном смысле, но запечатлеваются и укореняются в природе противоположного, изменяющего и уничтожающего»] (С, f o 120 va , ll. 4–8). – Последний трактат Opus propositionum должен был быть посвящен двум противоположностям: субстанции и акциденции (LW I, p. 151, n. 4). 1280 Комментируя «Парижские вопросы» Майстера Экхарта, М. Грабман замечает в связи с этим: «Нет нужды подчеркиваеть, что когда Экхарт оспаривает всякую реальность акциденций, он удаляется от аристотелевско-томистской метафизики акиденции. Насколько Фома, вслед за Аристотелем, акцентирует сущностную направленность акциденции на субстанцию, настолько же он сохраняет, при всем том, реальное различие между субстанцией и акциденциями, о чем свидетелеьствует уже его учение о реальном различии между субстанцией и способностями души» (Neuaufgefundene Quaestionen.., p. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Felix culpa? Грех существует. Ускользает ли он от контроля Промысла? Объяснение, предложенное св. Василием Великим , принимается всеми православными: зло влечет за собой суд, наказание, и они побуждают человека к покаянию 1268 . В покаянной традиции христианского Востока 1269 русские духовные авторы воспевают сладость сокрушения (penthos), открытие милосердного лика Отца, Который прощает наши вины. И даже грех ведет к Богу того, кто сокрушается, говорил старец Макарий Оптинский 1270 . Вл. Соловьев подтверждает это традиционное мнение: «Во всем, что существует, мы должны признавать возможность (потенцию) добра и способствовать к тому, чтобы эта возможность стала действительностью» 1271 . Но не опасно ли для православного учения о грехе говорить о «провиденциальных грехах»? Этот вопрос вставал уже перед Оригеном , имевшим мужество видеть в некоторых грехах felix culpa 1272 . Достоевский, Шестов и Бердяев довели эту точку зрения до крайности 1273 . Бердяев: пробуждение свободы и познание Бога через грех Бердяев утверждает, что зло и страдание, эти центральные проблемы религиозного сознания, не являются препятствием для признания существования Бога. Наоборот, «Бог именно потому и есть, что есть зло и страдание в мире, существование зла есть доказательство бытия Божия. Если бы мир был исключительно добрым и благим, то Бог был бы не нужен, то мир был бы уже богом. Бог есть потому, что есть зло. Это значит, что Бог есть потому, что есть свобода» 1274 . По Бердяеву, мир переходит от изначального отсутствия различения между добром и злом к резкому их противопоставлению, чтобы в конце достичь нового различия между добром и злом, обогащенного всем опытом их различения. Другими словами, он достигает Бога и рая в Боге, находящегося по ту сторону добра и зла, в сверх-добре 1275 . Эти идеи Бердяев развивает в своей книге О назначении человека, называя свое учение «опытом парадоксальной этики» 1276 . Парадокс этики гласит: плохо, что возникло различие между добром и злом, но проводить такое различие, коль скоро оно появилось – хорошо; плохо, когда подвергаешься испытанию через опыт зла, но хорошо, когда познаешь добро и зло после прохождения этого опыта 1277 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

1267 Иероним (De viris ill., с. 103) говорит о нем: «Elegans in versibus componendis Ingenium habet, multaque et brevia metro edidit». Нил вообще не упоминает о Дамасе. Дэниэл (Daniel, Thes. y i, pp. 8 and 9) приводит только два его гимна, Hymnus de S. Andrea и Hymnus de S. Agatha, последний – с регулярной рифмой, начинается так: M arty ris ессе dies Agathae Virginis emicat eximiae, Christus eam sibi qua sociat Et diadema duplex decorat. 1269 Apotheosis, прославление Божественности Христа против ее оппонентов (1063 строки); Harmatigenia, о происхождении греха (966 строк); Psychomachia, о борьбе добра и зла в душе (915 строк); Contra Symmachum, об идолопоклонстве, и другие. 1270 Καθημερινν=Diurnorum (мы назвали бы это «Христианским днем», по аналогии с «Христианским годом» Кебла), гимны к отдельным часам дня. 1271 Περ στεφνων, «О венцах», четырнадцать гимнов о многих мучениках, которые унаследовали венец вечной жизни. Многие из них невыносимо скучны и отличаются дурным вкусом. 1272 De SS. Innocentibus, из двенадцатой книги Cathemerinon, в Prudentii Carmina, ed. Obbarius, Tüb., 1845, p. 48, в Daniel, tom, i, p. 124, и в Trench, p. 121. 1273 Завершение десятого Cathemerinon, использовался древней церковью как погребальный гимн. Его переводили на немецкий язык Weiss, Knapp, Puchta, Königsfeld, Bässler, Schaff (в Deutsches Gesangbuch, no. 468) и другие. Тренч (Trench, p. 281) называет его «венцом славы поэзии Пруденция». Такого величия он нигде больше не достигал. Нил в трактате о латинской церковной поэзии,/. с, р. 22, приводит перевод нескольких его частей, сохраняя размер оригинала, но без рифмы: «Each sorrowful mourner be silent!/Fond mothers, give over your weeping!/None grieve for those pledges as perished:/This dying is lifés réparation» (Замолчите, плачущие и скорбящие!/Любящие матери, перестаньте рыдать!/Никто да не печалится о них, как о погибших:/Эта смерть – возвращение к жизни). Есть и другой перевод, Е. Caswall: «Cease, ye tearful mourners». 1276 Тренч не приводит их в своем сборнике, а вместо них включает в него несколько менее ценных поэм Фортуната, De cruce Christi и De passione Domini, написанные гекзаметром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

– Первая рассматривает следующие дела: заявления о несостоятельности брака; просьбы о «восстановлении в исходное состояние» (restitutio in integrum), обжалующие решения суда «Рота Романа»; жалобы в делах о статусе лиц, которые Суд «Рота Романа» отказался рассматривать заново; жалобы на акты аудиторов Суда «Рота Романа» во время исполнения ими своих служебных обязанностей; конфликты полномочий, о которых см. кан. 1416. – Вторая секция в качестве спорного административного суда решает: споры, возникшие из церковного административного акта и на законных основаниях переданные этой секции. В таких случаях она может не только вынести решение о незаконности данного акта, но и оценивать (если того потребует податель жалобы) ущерб, проистекший из незаконного акта; прочие административные споры, переданные ей Римским Первосвященником или ведомствами Римской курии; конфликты полномочий между ведомствами Римской курии. – Третья секция располагает более обширными полномочиями: следить за отправлением правосудия; продлевать полномочия Судов; поддерживать и одобрять создание судов (канн. 1423–1439); прочими юридическими полномочиями, проистекающими из законодательства Государства Ватикан и из отдельных конкордатов. Суд Апостольской Сигнатуры состоит из девяти Кардиналов, назначаемых Верховным Первосвященником, один из которых, также назначаемый Первосвященником, исполняет обязанности Префекта. – Суд «Рота Романа» ( Rota Romana ) Возникнув в в. в недрах Апостольской Канцелярии, этот суд, начиная с понтификата Папы Иннокентия III-ro (1198–1216), получил полномочия выносить судебные решения. После Папы Григория Х-го (1272–1276) он приобрёл характер постоянного суда. В 1331 г. Папа Иоанн учредил устав этого суда и предоставил ему помещение в своём дворце в Авиньоне. Название «Рота Романа» (лат.: «Римское Колесо») появляется в 1337 г. Одно из наиболее вероятных объяснений этого названия сводится к тому, что при ведении процесса судьи рассаживались по кругу; другое объяснение: судьи «Рота Романа» рассматривали дела по очереди, разбиваясь на тройки – турны (turnus), т.е. как бы «по кругу». Претерпев разнообразные реформы, последняя из которых была проведена Папой Иоанном Павлом II-м в 1982 г., сейчас «Рота Романа» представляет собой коллегиальный суд, ведущий дела или по турнам из троих судей (auditor), или в полном составе (videntibus omnibus).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Гордость есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостью неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувствам духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему. 1272 Гордый смотрит на себя, как на самобытное существо, а не как на создание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечной, смерть и вечность – несуществующими. Промысла Божья нет для него: он признает правителем мра разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются по земле, жизнь его принесена всецело в жертву земле, на которой хотелось бы ему учредить непрестанное наслаждение грехом. 1273 Уделом людей горделивых, преисполненных самомнения и плотского мудрования, является вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству. 1274 Главным, неотъемлемым, существенным характером плотского мудрования является гордость, служащая дверью для всех грехов и пороков. 1275 Плотское мудрование или общее антихристианское направление жизни имеет своим наиболее очевидным выражением гордость и самомнение, с которыми неизбежно связан полный упадок духовно-христианской жизни. Гордый чужд Богопочитания, чужд страха Божия, уважения к закону Божию и гражданскому, чужд уважения к ближнему, к его пользам, благосостоянию, к самой жизни, чужд самопознания, чужд добродетели, враг и злодей человекам и себе. Он способен ко всем беззакониям, как бы имеющий на совершение их какое-то особенное право. Гордый-это человек с окаменевшим сердцем и с умом демонским. 1276 Ярким выражением гордости, тщеславия, лицемеря и, вообще, антихристианского настроения по плотскому мудрованию и лжеименному разуму является жизненное направление фарисейства. Все свое внимание направляя в сторону духовного делания и душеспасительного подвига, а в плотском мудровании и горделивом самообольщении, справедливо видя главную причину духовной гибели человека. Преосвященный Игнатий многократно и сильно говорит о фарисействе, характеризуя его и предостерегая своих ближних от этой коренной и в жизни малоприметной духовной опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010