Высадка войска кор. Людовика IX Святого у берегов Туниса. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440) Высадка войска кор. Людовика IX Святого у берегов Туниса. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440) 18 июля 1270 г. армия под командованием Людовика IX, практически не встретив сопротивления, заняла участок берега близ Туниса. 24 июля крестоносцы захватили крепость, находившуюся на месте древнего Карфагена, и значительно укрепили свой лагерь. Король решил не приступать к штурму Туниса до прибытия отряда Карла Анжуйского. В это время крестоносцы страдали от болезней, вызванных жарой, недостатком воды и свежей пищи. 3 авг. умер Жан Тристан, а 25 авг. скончался кор. Людовик IX. В тот же день отряд Карла Анжуйского объединился с основными силами крестоносцев. Поскольку Филипп III не смог руководить экспедицией по причине болезни, фактическим командующим стал Карл Анжуйский, принявший решение начать переговоры с эмиром. В соответствии с соглашением, подписанным 1 нояб., Мухаммад I обязался выплатить крестоносцам 210 тыс. унций золота. Однако этой суммы, 1/3 которой получал король Сицилии, было недостаточно для компенсации расходов на организацию крестового похода. В целом условия договора оказались весьма выгодными для Карла Анжуйского: сторонники Штауфенов были изгнаны из владений Мухаммада, подданным Карла Анжуйского возвращено право свободной торговли в Тунисе, в то время как плата, вносившаяся тунисскими купцами за право торговать на Сицилии, увеличена вдвое. Христианам, живущим в Тунисе, гарантировалась свобода богослужения и проповеди на территории церквей. 10 нояб. 1270 г. в Тунис прибыл принц Эдуард, к-рый уже не мог повлиять на договоренности с Мухаммадом I. На следующий день корабли крестоносцев покинули Африку. Альфонс, гр. Пуатье, предложил направить крестоносную армию в Сирию, однако после шторма, когда погибли не менее 1 тыс. чел. и затонули 40 кораблей, этот план был отвергнут. Лишь сравнительно немногочисленный отряд принца Эдуарда начал движение с Сицилии в сторону Св. земли и 9 мая 1271 г. высадился у Акры. После неск. неудачных военных операций король Иерусалима и Кипра Гуго III де Лузиньян (1268-1284) подписал мирный договор с султаном Бейбарсом I (22 мая 1272). В сент. Эдуард отплыл из Палестины.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Абраам (638-669); Крикор Етесаци (669-696); Кеворк (696-708); Мгрдич (708-730); Ованнес (730-758); Степанос (758-774); Елия (774-797); ?; Абраам (885-909); ?; Крикор (981-1006); Арсен (1006-1038); Месроб (1008); ?; Симеон (1090-1109); Мовсес (1109-1133); Есайи (1133-1152); Сааг (1152-1180); Абраам (1180-1191); Минас (1191-1205); Абраам (1215-1218); Аракел (1218-1230); Ованнес Гарнеци (1230-1238); Гарабед (1238-1254); Агопос (1254-1281); Саркис (1281-1313); Асдвадзадур (Феодор) (1313-1316); Тавит (1316-1321); Богос (1321-1323); Вартан Аревелци (1323-1332); Ованнес (1332-1341); Парсег (1341-1356); Гарабед (1349); Крикор (1356-1363); Гирагос, сопредстоятель Крикора; Мгрдич (1363-1378); Ованнес (1378-1386); Крикор (1386-1391); Есайи (1391-1394); Саркис (1394-1415); Мардирос, сопредстоятель (?) (1399); Месроб, сопредстоятель (?) (1402); Богос Карнеци (1415-1419); Мардирос (1419-1430); Минас, сопредстоятель (?) (1426); Есайи (1430-1431); Ованнес (1431-1441); Мурон (1436-1437); Абраам Мисирци (1441-1454); Месроб (1454-1461); Бедрос (1461-1476); Мгрдич Еловци (1476-1479); Абраам Периахци (1497-1485); Ованнес Мисирци (1485-1491); Мардирос Брусаци (1491-1501); Бедрос (1501-1507); Саркис (1507-1517); Ованнес (1517-1522); Асдвадзадур (Феодор) Мердинци (1532-1542); Пилибос (1542-1550); Асдвадзадур Мердинци, повторно (1550-1551); Антреас Мердинци (1551-1583); Тавит Мердинци (1583-1613); Крикор Канцагеци (1613-1645); Асдвадзадур Даронеци (1645-1664); Егиазар Ромглаеци (1664-1665); Асдвадзадур Даронеци, повторно (1665-1666); Егиазар (1666-1668); Асдвадзадур (1668-1670); Егиазар, повторно (1670-1677); Мардирос Кримци (1677-1680); Ованнес Амасьяци (1680); Мардирос Кримци, повторно (1681-1683); Ованнес Болсеци (1684-1697); Симеон (1688-1691); Минас Амтеци (1697-1704); Калусд Хетунци, сопредстоятель; Крикор (1704-1715); Агоп Нальян (1749-1752); Теоторос (1752-1761); Гарабед Танчагеци (1761-1768); Богос Ванеци (1768-1775); Ованнес Канаперци (1775-1793); Бедрос Евтогияци (1793-1800); Теоторос Ванеци (1800-1818); Каприэл Нигомитаци (1818-1840); Богос Атривнуболсеци (1824-1847); Закария Гопеци (1840-1846); Гирагос Иерусалимский (1846-1850); Ованнес Смирнский (1850-1860); (1860-1864); Есайи Таласский (1864-1885); Арутюн Вехабедиан (1889-1910); Егише I Туриан (1921-1929); Торком I Кушагян (1929-1939); Месроб Нишанян (1939-1944); Гурег Исраэлян (1944-1949); Тиран Нерсоян (1957-1958); Егише II Дердериан (1960-1990); Торком II Манугян (с 1990).

http://pravenc.ru/text/76124.html

Почти не отличаясь от них по образу жизни, они жили узкими местными интересами и без особой боли подчинились роду Эртогрула, так как Византия их не защищала, а только брала. Турецкая власть была сурова, сообразно времени и варварству завоевателей. При Орхане греческий элемент явился в турецких войсках в виде постоянного корпуса янычар («новопризванных»), набиравшегося из христианских детей; их была сначала всего тысяча, и янычары были отборным, любимым корпусом: поступившие в него делали карьеру. Заняв Никею, Орхан лишь на короткое время примирился с Андроником и усыпил его бдительность дарами (1331). Он не мог удержать стихийного движения османов на новые, притом запустевшие земли на склонах плоскогорья к морю. Уже в 1332 г. снова императору пришлось выступить для защиты Никомидии, притом в последний раз: слишком он был занят войной во Фракии. Более помощи Никомидии не было, хотя османы отступили. Орхан захватывает гавань Киос (ныне Гёмлек) на устье реки, вытекающей из Никейского озера. Двигаясь на юго-запад, он покорил (1336) сельджукское племя Караси, жившее по реке Риндаку и на плодородном плоскогорье по южному побережью Мраморного моря до Кизика. Наконец в 1337 г. пала Никомидия, ныне Измид, с плодородной низменностью кругом большого озера и по р. Сангарию; Измид стал гаванью и верфью для турецкого флота. Переход побережья Мраморного моря в руки османов открыл им путь к фракийскому побережью. Если нападения на Фракию и Халкидику вернее отнести на долю сельджуков, несмотря на их дружбу с византийским правительством, то набег 1332 г. на Родосто и другие города к северу от Мраморного моря был делом османов. Весь 1338 г. наполнен известиями о турецких грабежах во Фракии, и сам Орхан с 36 кораблями подступал к Константинополю, но был разбит, причем греки, по известию Григоры, не понесли никаких потерь. Чем объяснить, что воинственный Андроник бывал лишь урывками на азиатском фронте и его правительство продолжало близорукую политику Палеологов, тратя силы на отдаленном Западе, вместо того чтобы их сосредоточить на защите Вифинии и Мраморного моря? Кроме презрения к полудиким варварам, считавшим честью одежду с царского плеча – сколько их видела древняя империя, и никто из них ею не завладел! – между прочим имели вес личные интересы правящей аристократии с Палеологами и Кантакузинами во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

978 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum: Migne, lat. ser. 1. 54, col. 1049. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1319. С. Текст латинской серии, воспроизводящей издание Манси (Sacrorum concil. collect. nova, I. VI, col. 243–251), более исправен и снабжен примеча­ниями. Кроме сего, настоящее письмо Льва см. еще у H. Hurter’ä Sanctorum Patrum opuscula selecta. T. XXVI. Ocniponti. 1874. col. 148–164. 979 Epist. S. Leonis 28 (32): Mansi, V, 1366 sqq. Migue, lat. ser. t. 54, col. 755–781. Деян., III, стр. 516–531. 980 «Подметивший этот факт и обративший на него внимание проф. В. В. Болотов пишет (см. его статью: «Из церковной истории Египта» в Христианском Чтении, 1885 г., т. I, стр. 66): «тот отдел послания Феодорита (к монахам, читанного на разбойничьем соборе), где он единение двух естеств во Христе поясняет фактами из евангельской истории, по самой фразе представляет столь заметное сходство с соответствующим отделом «томоса» Льва в., что можно было бы ставить вопрос о заимство­вании или подражании, если бы не было известно, что Феодорит в 431 году не мог подражать посланию Льва от 13-го июни 449 г., а последний, как латинский писатель, не мог (?) пользоваться греческим памятником». 981 Epist. 121: М. 83, col. 1332. Время появления этого послания мы определяем на основании слов: «блаженной памяти Флавиан»; может быть, Феодорит уже услышал тогда о смерти Константинопольского владыки в Инэтах (на границе Лидии и Асии). Не ясно, какое письмо Льва разумеет Киррский пастырь, но, кажется, не будет ошибкою ви­деть в нем именно томос, предназначавшийся для прочтении на Эфесском соборе. 982 Epist. 113: М. 83, col. 1313. 1316 (р. 1188. 1189). Cnf. epist. 116: Μ. 83, col. 1325, p. 1198. 983 Патрицию Анатолию Феодорит писал (epist. 121: Μ. 83, col. 1332. С): «я сопо­ставил одно из его (Льва) писем, посланных в Эфес, с таковыми же моими со­чинениями, чтобы ваше благородство, прочитавши это, вспомнило то, что мы часто гово­рили в церквах, познало согласие догматов и возненавидело говорящих ложь и соста­вивших новую ересь против апостольских догматов». Гарнье предполагает при этом, что Феодорит отправил в Константинополь письмо Льва, подкрепив его свидетельства­ми отцов, какие он собрал еще ранее во втором диалоге «Эраниста» (Dissert. I, cap. IX, n. XVII; cap. X, n. III: Μ. 84, col. 140–142). Самые слова Киррского епископа не дают для такой мысли ни малейшего основания, а недоумение католического ученого ка­сательно того, зачем был послан томос в столицу, где он несомненно имелся, на­ходит свое естественное объяснение в желании Феодорита – доказать свою догматическую правоту, почему он и присоединил к произведению Римского первосвященника выдержки из своих собственных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Канцлер, хранитель королевской печати, обычно один из епископов, управлял канцелярией короля (и гос-ва), которая первоначально состояла из клириков. После отречения Кристофера II (1320-1326, 1329-1332) территория страны оказалась поделенной между нем. магнатами. В 1332-1340 гг. в Д. не было короля. Конец нем. господству в Д. положил мятеж в Сконе, закончившийся убийством 300 гольштейнцев в кафедральном соборе Лунда. Делегация сконских магнатов во главе с архиепископом Лундским просила кор. Швеции и Норвегии Магнуса Эриксона принять Сконе, Халланд и Блекинге в залог, чтобы откупиться от гольштейнцев. Было оговорено, что эти территории сохранят свои обычаи и не будут включены в состав Швеции. Временное отчуждение от Д. обл. Сконе вызвало ослабление власти Лундского архиепископа. Вместе с тем обогащение епископата и мон-рей привело к их отрыву от приходского духовенства. Нек-рые иерархи пытались преодолеть этот разрыв с помощью улучшения материального положения духовенства и повышения его образовательного уровня. Так, архиеп. Якоб Эрландсен учредил школы для детей бедняков в Лунде и Роскилле. В 1298 г. еп. Кристиан II заново обустроил школу в Рибе. В Оденсе еп. Петер Пах (1304-1339) основал школу при кафедральном соборе, в к-рой с учеников взималась половина платы за обучение. Еп. Николас Йонсен (1340-1362) сделал обучение бесплатным. Восстановление авторитета королевской власти в Д. связано с именем кор. Вальдемара IV Аттердага (1340-1375), к-рый получил дат. престол при поддержке герм. имп. Людвига IV. Король сумел выкупить территории на Ютландском п-ове, путем залоговых операций и военных действий ему удалось вернуть большинство островов, в т. ч. о-в Фюн. Были восстановлены власть короля Д. на о-ве Зеландия и в Сев. Ютландии, возвращены Лолланн, Фальстер, Мён (1346-1348) и Лангеланн. К началу правления Вальдемара IV была фактически потеряна власть над Эстляндией, к-рую пришлось продать Ливонскому ордену (1346). Вальдемар IV, не доверяя местной знати, искал союзников вне Д.

http://pravenc.ru/text/171341.html

А такую митрополию и можно было создать, опираясь на истор. прецеденты, в Галиче, тем более, что Литва была тогда накануне обладания наибольшей восточной частью галицко-волынского наследства, а в Луцке княжил уже сын Гедимина, Любарт (Дмитрий). Настойчивый и деловитый митрополит Феогност и на этот раз сумел уничтожить новоучрежденную митрополию и вел борьбу против нее на месте действия: с 1330 по 1332 г. он проживал в волынской земле и через одних послов в КПль сумел низвести Галицкого митрополита на степень обыкновенного епископа, каким этот и является при нем уже в августе того же 1331 г. Но для того, чтобы уладить инцидент вполне, митр. Феогност путешествовал в КПль еще и самолично в 1332 г.    Однако трудно было уничтожить неизбежно надвигавшееся разделение единой русской митрополии, как результат распада исторической жизни русских племен на несколько политических центров. Через несколько лет Галицкая митрополия открывается снова. Еще в 1337 г. присутствует в КПле какой-то i " erw " tato_s a " rxiereutou Gali " t_sh_s. Весьма возможно, что это был искатель митрополичьего сана, но только незадолго до 1347 г. эти искания увенчались успехом. Некоторые сведения об обстоятельствах последнего восстановления митрополии в Галиче почерпаем из греческих актов 1347 г. об ее закрытии. Здесь говорится, что галицкий архиерей незадолго пред тем (prd oli " gou) пришел в КПль и, воспользовавшись «временем смуты», получил митрополичий сан. Смутой византийские историки называют время церковно-политических волнений по поводу вопроса о фаворском свете с 1341—1347 гг. В состав этой митрополии зачислились все кафедры галицко-волынской земли и литовского государства, принадлежавшие в то время трем нерусским владетелям: Мазовецкому князю Болеславу Тройденовичу (Галич), Любарту Гедиминовичу (Волынь) и самому Гедимину (Литовская Русь). Митр. Феогност снова стал протестовать против отнятия у него власти над юго-западной Русью. Нового митрополита он обвинял в каких-то канонических провинностях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В результате 6-го крестового похода зап. христиане впервые за долгое время получили контроль над основными святынями Иерусалима и значительной частью владений, к-рые были утрачены в 1187 г., однако безопасность этих территорий оставалась под угрозой. Иерусалимское королевство было значительно ослаблено длительным противостоянием местной знати с имп. Фридрихом II. А. В. Стрелецкий 7-й крестовый поход (1248-1254) В авг. 1244 г. Иерусалим был взят хорезмийцами, к-рые заключили договор с егип. султаном ас-Салих Айюбом (1240-1249). 17 окт. войска Иерусалимского королевства были разбиты объединенной египетско-хорезмийской армией в битве при Форбии (Ла-Форби, ныне дер. Харбия близ Газы). Тем не менее шансы на успешный исход новой экспедиции, целью к-рой являлось освобождение Св. земли, были достаточно велики. Владения Айюбидов не составляли в тот период единого гос-ва и были ослаблены династическими конфликтами. Штурм Дамиетты кор. Людовиком IX Святым. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 409v) Штурм Дамиетты кор. Людовиком IX Святым. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 409v) Очевидной стала необходимость нового крестового похода; его организатором стал франц. кор. Людовик IX Святой (1226-1270). Папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) во время работы Лионского I Собора (1245) буллой «Afflicti corde» объявил о начале экспедиции. Одним из источников финансирования нового крестового похода должен был стать налог в размере 1/12 доходов клира. Проповедь похода была поручена кард. Эду де Шатору, назначенному папским легатом. Значительная часть европ. рыцарства не откликнулась на призыв папы. Германия и Италия были вовлечены в конфликт между имп. Фридрихом II и Иннокентием IV (попытка Людовика IX примирить императора и папу Римского оказалась неудачной), Венгрия еще не оправилась от монг. вторжения 1241 г. Участию в походе англ. кор. Генриха III (1216-1272) помешало восстание в Гаскони (1252) против наместника гр. Симона де Монфора. Тем не менее о готовности присоединиться к 7-му крестовому походу объявили братья короля Альфонс, гр. Пуатье, Роберт I, гр. Артуа, и Карл Анжуйский (король Сицилии в 1266-1282), а также гр. Уильям II Солсбери. Во главе экспедиции встал франц. кор. Людовик IX. В походе также приняли участие его жена кор. Маргарита Прованская и ее сестра Беатриса, к-рая состояла в браке с гр. Карлом Анжуйским. На организацию экспедиции были выделены значительные средства (не менее 950 тыс. ливров). Король убедил франц. духовенство пожертвовать на крестовый поход 1/10 доходов, увеличил размер штрафов, налагаемых судом, конфисковал имущество франц. евреев и обложил налогами города. В 1246 г. король заключил договор о поставках кораблей из Генуи и Марселя. По всей видимости, общая численность крестоносной армии составляла ок. 15 тыс. чел. ( Strayer J. R. The Crusades of Louis IX//A History of the Crusades. 1969. Vol. 2. P. 493-494).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

престола; 8) Причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после Крещения; при Крещении младенца его «причащают губами» - см. выше); 9) окончание чина. Как и в др. вост. обрядах, существует также чин 8-го дня по Крещении, в арм. традиции состоящий из снятия с новокрещеного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещеного (Initiation chrétienne. Р. 184-185). Таинство Брака Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Древнее арм. чинопоследование Брака достаточно сильно отличалось от совр. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки: Conybeare. P. 108-109); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс 20; Быт 1. 26-28 и 2. 18, 21-23; Ис 61.9-62.5; Еф 5. 22-33; Мф 19. 1-9; Ин 2. 1-11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и неск. молитв священника; на 7-й день совершался чин разрешения венцов ( Conybeare. P. 109-114). Позднейшее чинопоследование таинства состоит из 3 частей (рус. перевод чина, сделанный А. М. Худобышевым - РНБ. F. I. 477, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. 1-я должна совершаться дома, 2-я - у врат храма, 3-я - в самом храме. В совр. практике 1-я часть обычно опускается, 2-я и 3-я - неск. сокращаются. Из 2-й части сохраняется только ее центральный момент - благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды 3-й части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из 5-й гл. Еф, 13-й гл. 1 Кор, 19-й гл. Мф), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (Sh. Souin). Все чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование Брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В ААЦ заключение брака возможно между лицами до 5-й степени родства . Таинство Покаяния как по древним рукописям ( Conybeare. P. 190-203), так и по печатному Маштоцу (Sh. Souin) имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество молитв библейских и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18. 18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Sh. Souin; Малахия Орманиан. С. 106). Таинство Священства

http://pravenc.ru/text/76130.html

Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется и вас наполняет чувство общего благополучия, необычное состояние покоя... Молитва становится сладостной и охватывает всего человека. Человек расслаблен и готов затрепетать при касании Святого Духа, готов принять и приветствовать то, что Господь в Своей милости сочтет нас достойными испытать... состояние полного удовлетворения... Это состояние превыше всякого думания 1328 . Сознание НЭ предлагает целый спектр такого рода упрощенных методов «просветления»; оно напоминает что-то вроде своеобразного духовного супермаркета. Вот, например, отрывок из одной рекламной брошюры, посвященной сахаджа-йоге, которая обещает, что пробуждение скрытых сил здесь «достигается без усилий и каких-либо покаяний или постов, не говоря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя... Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения» 1329 . Индийская журналистка Гита Мехта назвала учителей такого сорта агентами «карма-колы», продавцами «быстрорастворимого просветления» 1330 . Психология «духовного супермаркета» позволяет случайным посетителям легко переходить от одного увлечения к другому, конечно, пока человек не попадет в руки одной из тоталитарных сект, действующих на торговом поле «Нью эйдж». Исследователи отмечали, что некоторые ньюэйджеры меняют маршруты своих мистических путешествий почти что каждую неделю: от дзен-буддизма к айки-до, затем к пирамидологии, потом ребефинг и голотропное дыхание и т.п. А переменчивая мода услужливо выдвигает на первый план новое повальное увлечение ньюэйджеров – скажем, кристаллотерапию, которая после вспышки интереса тоже уйдет на периферию сознания НЭ. И не случайно ньюэйджеры используют для описания своих духовных и мистических переживаний сексуальную терминологию: «Сознание, – замечает Ширли МакЛейн, – стало моей новой эрогенной зоной» 1331 , а Рам Дас пишет: «Вы становитесь и лингамом, фаллосом и йони, влагалищем, становитесь как тем, что внедряется в Бога, так и тем, что раскрывается для принятия Бога» 1332 . Вспомним, насколько близки к этому взгляду на мир эротическо-мистические переживания кришнаитов, соответствующая практика секты «Семья» или раджнишевской коммуны. 4. Эзотерическая педагогика и оккультный словарь

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Диакон Иоанн Смолин Из записок и дневников Богацкий И., свящ. Голос сельского священника о „выборе“ пастырей „приходом“//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1328–1332 За последнее время в светской и духовной печати очень часто стали толковать о возрождении прихода, причём на ряду с мерами благоразумными, могущими дать полезное направление назревшему вопросу о поднятии приходской жизни, предлагаются меры отжившие, в своё время показавшие полную свою несостоятельность и вполне основательно оставленные в нашей Церкви. К числу таких мер относится мысль о предоставлении прихожанам права выбора себе пастыря, мысль, навязываемая Церкви людьми – или совершенно незнакомыми с условиями приходской жизни, особенно в сёлах, или же недоброжелательными к православному пастырству. Было уже время, когда на Руси священники назначались по выбору прихожан, и оно оставило одно лишь горькое воспоминание, как тёмное пятно на приходской жизни. Предлагать подобную меру можно лишь в целях удовлетворения приходского самолюбия во всех его проявлениях, но ничуть не в видах религиозно-нравственной пользы прихода. Достаточно прислушаться к слову и воспоминаниям старожилов о тех обстоятельствах, какими предварялось и сопровождалось в былое время поступление на приход священника, чтобы увидеть всю несостоятельность этой меры, – выборного начала. Привожу типичный пример избрания прихожанами священника в старое время. Открывается приход в селе окрестные священники, недовольные своими приходами, а также кандидаты на священство, проведавшие о свободном приходе, съезжаются в село чтобы заручиться симпатиями прихожан села; между тем прихожане не дремлют, они знают, что к ним налетит масса желающих пастырствовать у них, а потому собирают предварительный сход, на котором обсуждают условия, на каких желателен им новый священник. Прежде всего вырабатывается такса за требоисправления, затем – условия взаимных отношений, часто несогласные с духом пастырских убеждений; но главное не в этом, – самый важный вопрос в том, кто из ожидаемых кандидатов больше предложит водки на угощение своих будущих пасомых; для того они, пожалуй, готовы будут поступиться и своими требованиями в вопросах о таксе и взаимных духовных отношениях. И вот приезжают кандидаты, начинается торг, постыдный торг, одинаково позорный, как для пастыря, так и для пасомых. Кандидат избран, начальство духовное утвердило его, первое дело его в новом приходе – угощение прихожан водкой. Дальнейшая деятельность его связана зависимостью от прихожан, которым он должен всячески угождать, даже в ущерб своего долга, дабы не потерять благоволения своих чад духовных и по малейшему их капризу не лишиться своего места. Эта зависимость горше материальной зависимости, в которой находятся священники в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010