Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК II ПАЛЕОЛОГ (1259 или 1260 - 13.02.1332), визант. имп. (11 дек. 1282 - 24 мая 1328), сын Михаила VIII Палеолога , с 8 нояб. 1272 г. соправитель отца. Его 46-летнее самостоятельное правление было одним из самых продолжительных в истории Византийской империи. По сравнению со своим предшественником А. П. не был ни выдающимся политиком, ни полководцем. Его внешняя политика в большей степени была направлена на поддержание status quo. После смерти своей первой жены Анны, дочери Стефана V Венгерского, он в 1284 г. женился на Иоланте (Ирине) Монферратской, что обеспечило Византии наследственные права на Фессалоникийское королевство . Однако попытка А. П. путем женитьбы его старшего сына от первого брака и соправителя (с 1295) Михаила IX на внучке имп. Балдуина II Екатерине де Куртене, унаследовавшей титул императрицы К-польской, снять вопрос о восстановлении Латинской империи и улучшить отношения с домом Анжу окончилась неудачей. Отдав в 1298 г. в жены серб. кор. св. блгв. Стефану Урошу II Милутину (1282-1321) свою малолетнюю дочь Симониду, император смог остановить серб. наступление в Македонии. В отличие от отца, умевшего успешно использовать традиц. противоречия венецианцев с генуэзцами, А. П., нуждаясь во флоте (визант. флот был им упразднен в 1284), принял сторону Генуи; в 1303 г. союзники потерпели поражение, и император должен был выплатить Венеции значительную контрибуцию. Но если угрозу с Запада А. П. удалось предотвратить, то почти вся М. Азия (за исключением прибрежных городов) к нач. XIV в. была завоевана турками. В 1303 г. А. П. охотно принял на службу наемный каталанский отряд численностью 6 тыс. чел. под командованием Рожера де Флора; в ответ на обязательство освободить малоазийский полуостров от турок император согласился выдать замуж за Рожера свою племянницу и присвоил ему титул великого дуки, назначив огромное жалованье и привилегии каталанскому войску. Первоначально отряд Рожера де Флора добился значительных успехов, освободив Филадельфию и разгромив турок в неск.

http://pravenc.ru/text/115406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крепость в Арте [греч. ρδβλθυοτεΑρτα], г. в обл. Эпир (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви . Первоначально на этом месте располагалась коринфская колония Амвракия. В 295 г. до Р. Х. царь Эпира Пирр сделал этот город столицей своего гос-ва. В 189 г. до Р. Х. он был разрушен римлянами. Рим. имп. Август Октавиан в память о победе при Акции над Антонием и Клеопатрой VII (31 до Р. Х.) основал новый г. Никополь на расстоянии неск. километров от Амвракии. Упоминание города А. появляется в источниках в связи с войной имп. Алексея I Комнина против норманнов в 80-х гг. XI в. После того как в 1034 г. Никополь был разрушен болгарами, А. становится главным городом Эпира. В 1204 г. крестоносцы захватили К-поль, и Византийская империя распалась на неск. частей. На северо-западе Греции образовалось гос-во Эпирский деспотат со столицей в А. Первым эпирским деспотом стал Михаил II Дука Комнин , к-рый установил свое правление над сев.-зап. частью Греции и значительной частью Фессалии. В 1224 г. его брат и преемник Феодор смог отвоевать Фессалонику у латинян и был коронован там как император. К 1260 г. А. и большая часть Эпира подпали под власть Никейской империи . С 1264 до 1318 г. Эпиром вновь правили независимые деспоты. С 1318 по 1336 г. Эпир управлялся итал. семейством Орсини. Восстановленная в 1261 г. Византийская империя продолжила попытки завоевать А.: имп. Андроник II Палеолог (1259/60-1332) неудачно атаковал город, в 1338 г. А. была взята византийцами во главе с Андроником III Палеологом . В 1348 г. А. была захвачена сербами, затем непродолжительное время (1359-1374) здесь правили албан. князья, впосл. городом снова овладели сербы. С 1416 г. Эпирский деспотат перешел под контроль итал. семьи Токко, в это время А. была окончательно отвоевана у албанцев. В 1449 г. А. захватили турки-османы, и к этому времени весь Эпир стал частью Османской империи. В 1688 г. А. перешла под власть Венеции, затем, после краткого периода франц. владычества (1797-1798), снова оказалась под властью Османской империи. Жители А. сражались против тур. ига во время Греческого восстания 1821 г. , но после поражения греч. повстанцев под Петой в 1822 г. А. еще долго оставалась в тур. зависимости. Лишь в 1881 г. А. была окончательно освобождена от власти турок и перешла к Греции.

http://pravenc.ru/text/76342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Ковчег с мощами прп. Иоанна, еп. Зихнийского (ризница мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр) Ковчег с мощами прп. Иоанна, еп. Зихнийского (ризница мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр) (ок. 1258-1333), прп. (пам. греч. 12 дек.), еп. Зихнийский. Происходил из богатой семьи из г. Серры в Македонии (совр. Сев. Греция). Оставшись в раннем детстве сиротой, он был воспитан своим дядей афонским иером. Иоанникием. Ок. 1260 г. они поселились при ц. св. бессребреников Космы и Дамиана близ совр. сел. Хионохори, а с 1270 (или ок. 1275) г. подвизались в основанном Иоанникием св. Иоанна Предтечи монастыре близ Серр. Принял постриг с именем Иоаким и за свои добродетели в 1287/88 г. был избран епископом Зихнийским. Он дал обет Иоанникию, что, став архиереем, продолжит заботиться о мон-ре. После смерти дяди, занимавшего в 1290-1300 гг. Эзевскую (Эзовскую или Эзивскую) епископскую кафедру, еп. Иоаким принял на себя попечение о мон-ре. Он построил большой соборный храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, стены, башню, трапезную, обеспечил мон-рь земельными владениями. Благодаря ему обитель получила статус ставропигиального и патриаршего мон-ря. Кроме того, он построил несохранившийся одноименный мон-рь в г. Серры (1328-1329), зависимый от главного мон-ря. Во время гражданской войны в Византии (1321-1325) между Андроником II и его внуком Андроником III еп. Иоаким поддерживал последнего. В 1328 или в 1329 г. епархия, к-рую возглавлял Иоаким, была возведена в ранг митрополии. В 1325 г. Иоаким составил Типикон (отредактирован в 1332), устанавливающий общежительное устройство мон-ря. В 1332 г. Иоаким оставил митрополичью кафедру, удалился в мон-рь св. Иоанна Предтечи и принял великую схиму с именем Иоанн. Он скончался в 1333 г. в возрасте ок. 75 лет. Его гробница находится в месониктиконе соборного храма. Именуемый 2-м ктитором мон-ря, он был причислен к лику святых в чине преподобных в 1505 г. К-польским патриархом Пахомием , ранее бывшим митрополитом Зихнийским. В 1854 г. мощи И. были положены в ковчег и выставлены для поклонения. Служба И., составленная великим ритором Великой ц. Еммануилом, современником К-польского патриарха Пахомия, была издана прп. Никодимом Святогорцем в сб. «Новый Мартирологион». Ист.: BHG, N 2196m; ΝΜ. Σ. 172-184. Лит.: Ιωννης//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 28; BMFD. P. 1579-1612; Μξιμος (Ξυδς), μητρ. Σερρν κα Νιγρτης. Τ μοναστρι το Τιμου Προδρμου στις Σρρες. Σρρες, 20013; PLP, N 8372. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/468989.html

Типографское издание большей части «Летописи мусульман...» (до 20-х гг. XII в.) с параллельным лат. переводом подготовил Т. ван Эрпе (Эрпениус), а осуществил его ученик Я. ван Гол (Голиус) в 1625 г., после смерти учителя. Будучи 1-й по времени публикацией памятника араб. историографии в Европе, оно изобиловало как текстологическими, так и смысловыми ошибками и неточностями. Однако уже в 1626 г. в Лондоне появился сокращенный англ. перевод издания, сделанный С. Перчасом («The Saracenical historie» в приложении к 4-му изданию его соч. «Purchas his Pilgrimage»), а в 1657 г. в Париже - франц. перевод П. Ватье («L " Histoire mahometane, ou les Quarante-neuf califes du Macine»). Тем не менее, несмотря на заметную роль, к-рую «Благословенный сборник» и его переводы сыграли в развитии зап. арабистики и исламоведения, а также достаточное количество рукописей (как полных, так и частичных списков), его полное критическое издание отсутствует. Первая часть «Благословенного сборника» остается в рукописях, за исключением небольших фрагментов, изданных в оригинале и/или переводе (их перечень см.: Селезнев. 2014. С. 152-153). Заключительные разделы 2-й части «Благословенного сборника» («Известия об Айюбидах», 1205-1260), отличающиеся наибольшей оригинальностью как первоисточник (на фоне преимущественно компилятивного характера предшествующего повествования), были изданы в 1958 г. К. Каэном (франц. перевод с рядом исправлений: Chronique des Ayyoubides. 1994). По его мнению, они «с интеллектуальной точки зрения сопоставимы с работами крупнейших историков того периода, представляя наибольший интерес в плане военной администрации», а также наряду с фрагментами хроники Ибн Муйассара (ум. в 1278), воспроизведенной в энциклопедии Шихаб ад-Дина ан-Нувайри (ум. в 1332), являются единственным свидетельством урожденного египтянина об эпохе поздних Айюбидов по контрасту с подавляющим большинством записей хронистов-сирийцев ( Cahen, Coquin. 1991. P. 144). С 1249 г. «Известия об Айюбидах» содержат множество сообщений первостепенной важности (о 7-м крестовом походе, мамлюкском перевороте, вторжении монголов, завершившемся битвой при Айн-Джалуте, захвате престола Бейбарсом после убийства его предшественника Кутуза), часто не имеющих аналогов у др. современников (напр., информация о происхождении 1-го султана-мамлюка Айбека ат-Туркумани).

http://pravenc.ru/text/2561520.html

В 1257 г. при поддержке короля его ближайший сподвижник богослов Робер де Сорбон (1201-1274) основал коллегию для магистров свободных искусств, изучавших богословие (впосл. наименование «Сорбонна» стало использоваться как собирательное для всего Парижского ун-та). В коллегии обучались бедные студенты, которым из выделяемых королем средств выплачивались стипендии (изначально 12, затем 20 чел.). Король купил для коллегии несколько домов в Латинском квартале и взял на себя содержание проживавших там студентов. В коллегии были введены правила благочестивой и уединенной жизни. Взятие Туниса кор. Людовиком IX Святым в 1270 г. Миниатюра из " Больших хроник Франции " 1332-1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440v) Взятие Туниса кор. Людовиком IX Святым в 1270 г. Миниатюра из " Больших хроник Франции " 1332-1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440v) В описаниях современников Л. С. представлен воплощением идеала «благоразумного человека» (prud " homme): набожного и имевшего чувство долга, следовавшего кодексу чести (куртуазность, дух справедливости, умеренность). Как отмечают хронисты, в сражениях король проявлял хладнокровие и смелость. Л. С. не имел фаворитов, при его дворе не было скандалов. Монарх был преисполнен искренней веры в Бога, предпочитая скорее быть прокаженным, чем совершить смертный грех ( Жуанвиль. 2007. С. 14); по «набожности сердца его скорее можно было назвать монахом, нежели рыцарем по воинскому оружию» ( Салимбене. 2004. С. 241). Л. С. часто и подолгу молился, регулярно исповедовался; некоторое время он носил власяницу, но перестал делать это по настоянию духовного наставника. В Великий четверг и в кануны праздников омывал и лобызал ноги и руки 3 старым и больным монахам. Не избегал прокаженных, навещал их, осенял крестным знамением, собственноручно кормил ( Saint-Pathus. 1899. P. 93-96, 107-108). Л. С. щедро раздавал милостыню, делал дары церквам, лепрозориям, богадельням, госпиталям, помогал бедным и нуждающимся, в т. ч. падшим женщинам, вдовам, калекам. Он закрепил общую сумму королевской милостыни в размере 3 тыс. ливров в год и в 1260 г. учредил отдельную придворную службу для раздачи милостыни. Каждый день при дворе кормили до 120 стариков и калек (хлебом, вином, мясом и рыбой); 13 чел. получали пищу в королевский трапезной, 3 чел. ели за его столом; потом раздавали милостыню. В Великий и Рождественский посты число получавших милостыню возрастало. Христианские реликвии

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Серафим (Звездинский) , еп. сщмч. – см. 1332. Серафим (Чичагов) , еп. сщмч. – см. 1247. 997. Кончина архиеп. [Казанского и Чистопольского] Сергия [Королева] (21 дек. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1953. 13. С. 64. Сергий (Соколов) , еп. – см. также 1066. 998. Сергий (Соколов) , еп. Новосибирский и Бердский (14.07.1951–20.10.2000): [Некролог]//АиО. 2000. С. 389–393. Сергий (Страгородский) , патр. – см. также ИУ. 999. Васильева О. Ю. Жребий митрополита Сергия [Страгородского] (от «Декларации» до «Памятной записки»)//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 174–186. 1000. Дворкин А. Л. Миссионер: [Жизнь, личность и взгляды патр. Сергия (Страгородского) : Главы из канд. дис.]//АиО. 1995. 2(5). С. 139–156. 1001. Десятилетие кончины Святейшего патриарха Сергия (Страгородского) //ВРЗЕПЭ. 1954. 19. С. 98–105. 1002. Еремина В. М. Из жизни патриарха Сергия Краткий очерк]//АиО. 1999. 2(20). С. 196–206. 1003. Игнатия (Петровская) , мон. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь/Публ., примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1999. 3(21). С. 181–185. Симон (Шлеев), еп., сщмч. – см. 1260. Тихон (Белавин) , патр., свт. – см. ИУ. Фаддей (Успенский) , архиеп., сщмч. – см. 1247. Феодор (Поздеевский) , архиеп. – см. 1549. 1004. Надеждина А. Побежденная смерть: Архиеп. ФИЛАРЕТ (Лебедев) Рижский и Латвийский//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 228–235. Приходское духовенство Александр Хотовицкий, протопр., сщмч. – см. 1247. Алексий Мечев , иерей, прав. – см. ИУ. Валериан Новицкий, иерей, сщмч. – см. 1312. Владимир Амбарцумов, иерей, сщмч. – см. 1318. 1005. Крашенинникова М. А. Воспоминания об о. Николае Голубцове//АиО. 1999. 3(21). С. 280–287. 1006. Голубцов С. , протодиак . С тобой я сердцем – в Кадашах: Прот. Илья Громогласов (20.07.1869–4.12.1937)//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 132–157. Иоанн Восторгов , прот., сщмч. – см. ИУ. Иоанн Кочуров, прот., сщмч. – см. 1247. Каледа Г. А., прот. – см. также ИУ. 1007. Протоиерей Глеб Каледа . 1921–1994: Некролог//АиО. 1994. 3. С. 5–6. 1008. Дворкин А. Л. Об о. Глебе Каледе //АиО. 1995. 1(4). С. 126–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преждеосвященна бо есть и совершенна сия жертва». Приготовление Даров без особых молитв, в молчании, во время стихологии 18-й кафизмы, указывается в евхологионах Сиай-ском 966 XIII века 216 , Ватопедском 133(744) XIV века 217 , в Синайском 986 XV века 218 , Синайском 988 1426 года 219 , Ватопедском 435 XVI века 220 . Но в отдельных евхологионах приготовление Даров указывается перед началом литургии, после облачения священнослужителей, например, в евхологионах Филофеевского монастыря 177 1332 года 221 , 164 XV-XVI веков того же монастыря 222 , Костамонитского монастыря 19(20) XV века 223 . А в грузинских евхологионах 77 XVII века, 722 1705 года и 159 XVIII века (в публикации прот. Кекелидзе указывает место их хранения – Тбилисский церковный музей) приготовление Даров совершается во время пения «Господи, воззвах» 224 . В евхологионах Синайском 709 1260 года 225  и Костамонитского монастыря 19(20) XV века 226  перед приготовлением Даров дана молитва «Боже, Боже наш, показавый нам великое спасения таинство, Ты соделай нас пригодными приносить Тебе жертву преждеосвященную, во славу и хвалу Христа Твоего. Яко освятися и прославися всечестное и ве-ликолепое имя». В евхологионах Афоно-Филофеевского монастыря 177 1332 года 227  и того же монастыря 164 XV-XVI веков 228  даны три молитвы: 1) «Боже, Боже наш, показавый нам путь спасения», 2) «Господи, Господи, молим Тя, Боже Спасителю наш, не посрами нас, в Тя верующих» и 3) как молитва кадила «Боже вышний и неведомый и нерукотворен-ный, приемляй дары сия». В некоторых евхологионах ясно видна тенденция к заимствованию молитв и священнодействий из чина проскомидии полной литургии. Так, в Барбериновском евхологионе 88 XI века сказано, что иерей берет часть или две, окропленные из святой чаши воскресной, полагает их на дискосе и, вливая в чашу вино, растворенное водой, говорит: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». Затем кадит, читая молитву «Кадило приносим» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1249 Так, Ф. Тиннефельд показал (с опорой на Фому Магистра), что подобные волнения имели место в Фессалонике в 1322 и 1332 гг. (Тиннефельд Ф. Фома Магистр как источник по социально-политическим волнениям в Фессалонике//АДСВ. 1992. Вып. 26. Византия и средневековый Крым. С. 145–147). 1250 Ср. также 16А: «единодушие (=единомыслие) друг с другом ( πρς λλλους μνοια)». Ср. параллельные места к приведенному выше: 392D («...да стяжаем же ... сердце... мирное, миротворящее ( ερηνικν, ερηνοποιν)...» – здесь разыгрывается аллюзия на Мф.5:9 ); 296D («да упокоимся же в мире, сохраняя мир ( ερνεοντες) в самих себе и друг с другом...»). Здесь призыв хранить мир обосновывается тем, что «Иерусалим» в переводе означает «мир» (Ibid.). Ср. также 421А: «...давайте прощать друг другу...»; 460А. 1252 Полагаем, что перевод архим. Амвросия в данном месте ошибочен: «...и общественные форумы» (Беседы... Ч. 2. С. 129). Φρος значит не «форум», а именно «подать» или «налог»: Liddell R. A., Scott G., Jones A. Greek-English Dictionary. Oxford, 1996. P. 1951. 1255 Ср., например, эпизод со сребролюбивым монахом из «Жития Андрея Юродивого» (Житие Андрея Юродивого. С. 184–189 (греч. текст), 62–66 (рус. пер.)). 1256 Ср. прежде всего: Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты... С. 248–269. Этот источник неоднократно интерпретировался М. Я. Сюзюмовым (см.: Сюзюмов М. Я. Византийские этюды. Екатеринбург, 2002. С. 260, 267–268, 324; Поляковская М. А. Портреты... С. 214–227). 1259 См. критику им ростовщиков и торговцев: PG. 58.557–558. «Итак, разве не являются неправедными крупные сделки ( μποραι πολλα)? – [по продаже] полей, стад, угодий, скота, свиней, предметов первой необходимости (τς πιμελεας τν ντων)?» (Col. 558). О ростовщичестве здесь сказано: «Не желает Бог такой жертвы» (Col. 557). 1260 Pertusi A. Storia del pensiero politico. P. 35. Ср. о концепции Иоанна Киннама (XII в.), также признающей «взаимопомощь членов общества» и поддержку богатыми бедных «одним из принципов социальной жизни Ромейской державы»: Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в.//АДСВ. Вопросы социального и политического развития. Свердловск, 1988. С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010