для того, чтобы примирить Юрия Всеволодовича и брата его с князем Черниговским 43 . Скоро для Митрополитов побуждение предпочесть север югу еще более увеличилось. Страшной бурей пронесся над Русью погром Татарский и оставил все в развалинах. Родовые счеты князей пали, потому что воля Ханская раздавала престолы; а с окончательным падением родовых счетов пало и последнее значение Киева. Разграбленный и сожженный, он не привлекал уже и князей южнорусских. Естественно, при этом и Митрополита ничто уже не могло удерживать в Киеве. И действительно с этих пор мы чаще встречаем его на севере, чем на юге. Митрополит Кирилл II в 1250 г. предпринял путешествие на север России, – из Киева он прибыл в Чернигов, посетил Рязань, землю Суздальскую и Новгород Великий. Во Владимире на Клязьме он был опять в 1252, 1255, 1261–1263, 1274, 1280 годах, и скончался в Переяславле Залесском 44 . А преемник Кирилла Максим окончательно перенес свой стол во Владимир Клязменский, назначив Симеону Епископу Владимирскому жить в Ростове 45 . Так стремление Андрея Боголюбского иметь Митрополита на севере увенчалось успехом. Митрополиты Киевские сами перенесли туда свою кафедру. Естественно, что перенесение престола Митрополита на север прекратило стремление севера отделиться от юга по церковному управлению. Князья северной России должны были теперь заботиться о том, чтобы Митрополиты, жившие у них, сохранили свою власть над другой половиной Руси и через это увеличивали значение их во всей России. II. Стремление Юго-западной России отделиться от управления Митрополита, жившего на севере, и ряд повременных разделений Митрополии вследствие этого стремления В то время, когда на севере России, при стремлении князей к единовластию, зарождался новый порядок вещей, на юго-западе отделилось и скоро возвысилось такое княжество, которое подобно области Владимирской начало преследовать свою личную цель. Это княжество была Галиция. Еще в конце XI века Червенские города, составившие в последствии княжество Галицкое, утверждены были за детьми Ростислава Владимировича.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

1224 Федор Дука отвоевывает Фессалонику, где провозглашает себя императором. Никейский император Иоанн III Дука Вататцес (1222-1254) наносит поражение латинянам во второй битве при Пойманеноне. 1225 Иоанн III заключает мир с Латинской империей на условиях вывода ее войск с азиатского побережья и завоевывает большую часть Фракии. 1228-1229 Император Фридрих II обеспечивает безопасность Палестины, заключив мир с айюбидским султаном ал-Камилем. 1230 Битва при Клокотнице. Федор Дука разбит болгарами, захватившими Македонию и Фракию. Его " империя " распадается на три малые независимые части — Фессалонику, Эпир и Фессалию. 1233 Иоанн III одерживает победу над деспотом Родоса Львом Габалом. 1235 Совместное никейско-болгарское нападение на Константинополь отбито венецианцами. 1238 Распад Айюбидской империи. Иоанн III отправляет византийский отряд сражаться на стороне германского императора Фридриха II в Италии. 1243 Сельджуки терпят поражение от монголов при Казадахе. Султан Хосров II заключает союз с Никеей. Трапезундский император Мануил (1238-1263) становится монгольским вассалом. 1245 Ал-Салих вновь объединяет Айюбидскую империю. 1246 Никейцы захватывают Фессалонику у эпирцев и отвоевывают Адрианополь и большую часть южной Македонии у болгар. 1249-1250 Французский король Людовик IX Святой вторгается в Египет; смерть ал-Салиха; мамлюкский переворот в Египте; капитуляция Людовика IX. 1251-1252 Пограничный конфликт между никейскими и эпирскими византийцами, успешный для последних, урегулируется. 1254-1256 Болгары пытаются после смерти Иоанна III отвоевать потерянные территории, но отброшены. 1257-1259 Поход эпирцев с целью захватить Фссалонику у никейцев оканчивается решающим сражением при Пелагонии, в котором эпирцы и их латинские союзники терпят полное поражение. 1258 Монголы разоряют Багдад. 1260 Монголы оккупируют Сирию и разбиты мамлюками при Айн-Ялу. 1261 Михаил VIII Палеолог (1261-1282) захватывает никейский трон у малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261). Его полководец Алексей Стратегопулос овладевает Константинополем, положив тем самым конец Латинской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

всякому чаду отца и матерь имети. Четвертый в Христе Бозе степень проявися, точию из матере, без отца родися. Разве сих 1245 возможно ли 1246 человеком быти? Аз о силе Божией несмь силен судити. Бегание из церкве Брат некий на молитве уныло стояше и во время пения из церкве бегаше, За что от началника много наказася, но нимало исправлен быти 1247 показася. Авва рече братии молитву творити, еже бы уныние брату отложите. По дву днию молитвы во церкви стояху и мала ефиопа пришедша видяху, Иже за воскрилие риз брата влечаше из храма, а он по нем неспорно идяше. Изъшедшу 1248 же из храма вси ся удивиша и паки о брате 1249 си Господа молиша. Егда же вси 1250 из храма купно изьидоша, брата празно 1251 ходяща того обретоша. Тогда началник брата жезлом си побил есть. а зане же смирися. Бог й ущедрил есть. Даде ему охотность во церкви стояти, не к 1252 тому соборныя милитвы 1253 лишати. Бегати злых Слон козла смрада ради прескоро гонзает, муж благий злонравнаго тако да бегает. Бедство в пути Исраиль ветхий, егда исхождаше с Египта в Сион, препинаем бяше множеством градов, твердо 1258 остененных, вооруженных 1259 . К 1260 тому и земля народ поглощаше, иже в тех странах в то время живяше; исполинове зело страшны 1261 бяху, гибель прещаху. Что бедным людем видеся 1262 творити? Точию слезы горкия 1263 точити, найпаче бывшым без утвержения их спасения. Точне новому слезы подобают, яко отвсюду врази окружают: демон, мир и плоть велиции зело настоят смело. А мы помощи недостойни свыше, яко гневаем Господа излише, но милость Его грешныя милует, помощь готует. Беды нудят ко Богу Егда Авесолом отца прогневаше, ко умолению средствия искаше. Посла к Иоаву, вожду полков царских и многих общнику тайн государских. Моля, да приидет к нему и поможет здравым си советом, поскольку может. Он же небрег молбы, ити 1264 не хотяше и тем царска сына зело огорчаше. Что 1265 же Авесолом? Рабы посылает и севбы на нивах его сожигает. Тако понужден быв. ко 1266 Авесолому Иоав прииде из своего дому. Совет сотворил есть, како благодати

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

С рассветом вместе непробудно спят. Как примирение ума и воли – Венчанья княжеский обряд... Д. Е. Коронелли Благоверные Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские О супружеской паре – благоверных Владимирских и Тверских князьях Ксении и Ярославе – известно больше как о родителях святого князя Михаила Тверского, супруга святой княгини Анны Кашинской. Между тем, их судьбы и, особенно, судьба святой Ксении, заслуживают самого пристального внимания. Ярослав III Ярославич – великий князь тверской (1230–1271), сын Ярослава II Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского, от брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной (в иночестве Евфросинией), дочерью Мстислава Удалого, князя новгородского. Был первым самостоятельным князем Твери (1247 г.). В следующем году, в борьбе между старшими братьями, Александром (Невским) и Андреем, держал, по-видимому, сторону последнего. В 1252 г., в отсутствие Александра Невского, уехавшего в Орду, Ярослав вместе с Андреем заняли укрепленный Переяславль-Залесский, готовясь вступить с Александром в борьбу. Исход ее был для союзников неудачен: при взятии Переяславля союзники Невского – татары – убили воеводу и жену Ярослава, а детей взяли в плен. В 1254 г. Ярослав бежал в Ладогу, где был хорошо принят. В 1255 г. новгородцы, желавшие избавиться от правления Невского, перевели Ярослава во Псков, а потом – в Новгогрод. Александр Невский пошел против Ярослава, который бежал неизвестно куда; время возвращения его в свое княжество неизвестно. В 1258 г. князь вместе с братьями и племянником Борисом ростовским, ездил в Орду, откуда, по словам летописи, был отпущен «со многою честью» и возвратился в Тверь. В 1262 г. Александр Невский посылает Ярослава на помощь Новгороду против немцев. По смерти Александра Невского (†1263 г.) Ярослав и Андрей вступили в борьбу из-за великокняжеского престола. Спор был отдан на решение хана, который передал великокняжеский ярлык Ярославу (1263). Теперь во власти князя были и Тверское и Владимирское великие княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

1232. Книга житие и хожение Евфросинии Александрийской, в четверть. 1233. Книга Пчела в осминку. 1234. Книга Обиходник Троицкий и Кириловский, в полдесть, оболочена кожею. 1235–1236. Две книги Правила святых Отец, в десть. 1237. Книга Правила Никонские, в десть, оболочена кожею. 1238. Книга Василия Кесарийского, в десть, печать Литовская. 1239. Книга Соборник, писан на бумаге, в десть, оболочен кожею, ветх. Симонова монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1240. Книга четья письменная, в десть, Златоуст, от Мытаря и Фарисея до всех Святых. 1241. Книга Соборник письменная, в десть. 1242–1243. Два Пролога письменных, в десть, старые. 1244. Книга Патерик Скитский, в десть. 1245. Месяц Январь четья, письменная в полдесть. 1246 –1247. Две минеи в полдесть, письменные Ноябрьские четьи. 1248. Книга Пролог, ветх, Сентябрь. 1249. Книга четья письменная в десть, месяц Март. 1250. Книга Четья, харатейная. 1251. Книга Соборник письменный в полдесть. 1252. Книга Июль четья, письменная в полдесть. 1253. Книга Соборник же, в полдесть. 1254–1255. Два Пролога, в год. 1256. Книга Торжественник Ивана Златоустого, от Мытаря и Фарисея по Святую Пасху. 1257. Устав письменный, в десть. Из Ростова Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1258–1259. Два Пролога: один шесть месяцев, а другой три месяца, в десть. 1260–1261. Два Соборника: один в десть, а другой в полдесть. 1262. Книга Василия Кесарийского, ветха. 1263. Книга Правила святых Отец, в десть. 1264. Книга Патерик в полдесть, ветх. 1265. Книга Иоанна Ексарха, в полдесть. 1266. Книга Феодора Едесского, в полдесть. 1267. Книга скорописная Нифонт, в полдесть. 1268. Книга Палея, в полдесть. 1269. Книга Соловецких чудотворцев, в полдесть. 1270. Книга четья Кирилла епископа, в полдесть. 1271. Книга Григория Богослова , в десть. 1272. Книга Златоуст, в десть. 1273.Соборник, в полдесть, письменный. 1274. Псалтырь толковая, харатейная, в десть, ветха. С Вологды Корнильева монастыря. Выписано из отписных книг 138 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Вторая половина предания, делающая Москву селом крови, может быть, и несправедлива; но составляет исторический факт то, что она поставлена на месте, которое называлось Кучковым 224 , следовательно, она действительно поставлена на земле боярина Кучки: по преданию, Юрий Владимирович, убив Кучку, взял его дочь Улиту за своего сына Андрея (Боголюбского); может быть, князь не убивал боярина, а, женив своего сына на его дочери, получил от него имение в дар или в приданое за дочерью 225 . Князь поставил город, имевший служить пограничной крепостью и сторожею от княжеств смоленского, черниговского и рязанского, как наибольшей частью ставились города, на стрелке между двумя реками – на холме (Боровичском, потом Кремлёвском) между Москвой рекой и впадающей в неё Неглинной (ныне текущей под Александровским садом). В 1213 году великий князь Юрий Всеволодович послал в Москву на удел своего сына Владимира. В 1238 году Москва была выжжена Татарами. После нашествия Татар, она, как кажется, довольно долгое время оставалась без своего удельного князя 226 , а потом великий князь Александр Ярославич Невский (1252–1263) посадил в ней своего младшего сына Даниила, потомки которого и остались в ней, тотчас же после него, начав возводить её на степень знаменитой Москвы. Преемник Даниила Александровича его старший сын Юрий Данилович, ожесточённый враг великого князя Михаила Ярославича, сидевший после него на престоле великокняжеском в продолжение четырёх лет, с 1318 по 1322 год, был современником св. Петра: он заступил в Москве место отца в1304 году, предварив митрополита четырьмя годами, а умер в конце 1325 года, ровно за год с месяцем до смерти последнего 227 . В житиях св. Петра мы находим рассказы о перенесения им кафедры митрополичьей из Владимира в Москву. Неизвестный автор первого жития пишет: «Преходя грады, обрете (святый святитель) град честен кротостию, зовомый Москва, в немже (обрете) князя богочтива, именем Ивана, сына Данилова, внука Александрова, милостива до святых церквей и до нищих, самого горазда святым книгам (и) послушателя святых учений; обитав (святитель) во граде том и рече богочтивому князю: ««о сыну! многое твое благочесте, послушай мене днесь»»; благочестивому князю обещавши(у)ся и рече святый митрополит: «да зиждется церковь камена во граде твоем святая Богородица»; благоверный князь поклонися и рече: ««твоею молитвой, святый отче, да будет»», основанной же бывши церкви и гроб себе сотвори святыма своима рукама; по мале же времени возвещена бысть святым ангелом смерть его»...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1246 г. Даниил направил Кирилла в Малую Азию, в Никею, где находился тогда константинопольский патриарх. Вскоре Кирилл стал первым утвержденным патриархом митрополитом из русских. Вернувшись на родину, он уезжает в Северо-Восточную Русь. При его содействии намечается сближение двух оппозиционно настроенных по отношению к мон-голо-татарам князей — Даниила Галицкого и великого князя владимирского Андрея Ярославича. В 1250 г. Андрей женится на дочери Даниила. Венчание во владимирском Успенском соборе совершал митрополит Кирилл. Однако идея антиордынского союза русских князей была в тот период иллюзорной. Она грозила новыми бедствиями для народа. Посланное Батыем в 1252 г. многотысячное войско под началом Неврюя изгоняет Андрея из Владимира. Спасаясь от погони, он уезжает в Новгород, а оттуда — за пределы Руси, в Швецию. На великом княжении утверждается брат Андрея князь Александр Ярославич Невский. В эти же годы на Юго-Западе Руси Даниил Галицкий, надеясь получить помощь против татар, ведет активные переговоры с католической церковью и даже принимает в 1253 г. королевский венец из рук папского легата. «Латинские» связи Даниила, по-видимому, возмущали митрополита Кирилла. Он становится деятельным сторонником политического курса Александра Невского, основными положениями которого были сохранение мирных отношений с Ордой и отказ от каких-либо связей с католическим Западом. Смерть  Александра   была   тяжелым   ударом  для митрополита. Когда в ноябре 1263 г. тело умершего князя несли во Владимир, Кирилл со всей свитой встречал его за 5 верст от города, а потом, на отпевании в Рождественском монастыре, обращаясь к собравшимся, воскликнул: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» До конца своих дней Кирилл сохраняет неприязненные чувства по отношению к Орде. В 1267 г. хан Менгу-Темир присылает ему свой ярлык, установивший привилегированное положение русской церкви. Однако митрополит, насколько известно, не ездил в Сарай с дарами и поклонами. Он враждовал с «татарскими угодниками» — ростовскими епископами. Как и его ставленник Серапион Владимирский, Кирилл заботился о собирании духовных сил народа. Немногие дошедшие до нас произведения Кирилла по духу и по стилю удивительно созвучны проповедям Серапиона. Впрочем, митрополит не забывал и о собственно церковных интересах. В 1274 г. он созвал поместный собор русской церкви. Здесь обсуждались вопросы укрепления церковного и светского законодательства, повышения авторитета церкви, борьбы с язычеством. Умер Кирилл 6 декабря 1280 г. в Пере-яславле-Залесском, накануне открытия еще одного подготовленного им церковного съезда. Тело его было перевезено в Киев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

(Vine. Prag. 1868. Р. 659; Vine. Prag. 1874. Р. 409) 2. Владислав отправляется в крестовый поход вместе с королем Конрадом 1248 , а моравский епископ Генрих – в крестовый поход против поморян 1249 . В отсутствие Владислава Собеслав, сын Собеслава 1250 , пребывавший в изгнании в Германии, пытался вернуться в Чехию, но был захвачен Депольтом, младшим братом Владислава, который оставил его вместо себя в Праге.] В год от Воплощения Господня 1148-й. [Король Конрад и французский король Людовик 1251 потеряли множество воинов в походе против «турок» 1252 , что автор объясняет их безнравственным общением с «девками» (muliercula).] В этот же год князь Владислав (Wladizlaus) возвращается из того же похода, в котором, со многими другими, погиб его конюший (agaso) Юрик (Irik), муж знатный и доблестный, имевший единственного сына по имени Юрик, с блестящими задатками. А Бартоломей, канцлер (cancellarius) названного князя, был со многими другими взят в плен турками (Turci), о чем мы не смогли узнать более ничего определенного. Названный же князь, через Русь 1253 вернувшись восвояси, схватил господина Спытигнева (Spitigneus), своего двоюродного брата 1254 , за какие-то его проступки и, заковав в кандалы, передал под крепчайшую стражу своему зятю 1255 . Встреченный в Праге с величайшей радостью и почестями как епископами 1256 , так и своими приближенными, он отослал сына Собеслава под крепчайшую стражу в крепость Пржимда (Primda) 1257 . В тот же год в 6-е иды июля 1258 скончался Оттон 1259 , вместо которого в 4-е календы августа 1260 избирается Даниил 1261 и во 2-е календы февраля 1262 , прекрасно принятый в Майнце 1263 , посвящается в епископы. В год от Воплощения Господня 1149-й. Владислав (Waladizlaus), князь (dux) польский 1264 , собрав огромное число как сарацин (Sarraceni) 1265 , так и руси (Ruteni) 1266 , осаждает Познань (Pozna), город своего брата Болеслава (Bolezlaus) 1267 . А Болеслав со своим младшим братом Мешком (Mesko) 1268 , возлагая надежду больше на Бога, чем на количество воинов, напором, железом теснит такое множество, и в жестокой сече наголову поражая сарацинов и русь, освобождает город от осады и, захватив со своими великое богатство этих врагов, одерживает неожиданную победу. Владислав (Wladizlaus) же, убежав к чешскому князю 1269 , по его совету направляется к королю Конраду, с сестрой которого состоял в браке 1270 , и просит его помощи для отвоевания своей земли. Король Конрад, собрав войско, вместе с чешским князем вступил в Польшу. Но поляки, последовав совету некоторых рассудительных людей, умиротворяют короля Конрада деньгами и обещают явиться на назначенное для них разбирательство и быть в его (Конрада. – Сост.) подчинении, ибо чем повредит обещанье? 1271 Так вот король Конрад, умиротворенный, возвращается восвояси со своим изгнанником 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Церковь и вся Русская земля уже были охвачены пламенем монголо-татарского нашествия. Стали явью предсказания святого Авраамия Смоленского. Разграблены и уничтожены многочисленные храмы, монастыри, церковная утварь, книги; погибли при взятии русских городов многие епископы, священники, монахи; церковное управление пришло в расстройство: пропал без вести грек Митрополит Иосиф, епископы Владимирский Митрофан и Переяславский Симеон были убиты. Киев, краса и «мать градов русских», был превращен в руины (1240 г.) и утратил значение политического и церковного центра. Русская государственнная жизнь сосредоточилась на северо-востоке страны. Митрополит Кирилл III (1243—1280), избранный возглавлять Русскую Митрополию князем Галицким Даниилом (1229—1264), был посвящен Патриархом Константинопольским в г. Никее. Более чем тридцатилетняя церковная деятельность Митрополита Кирилла проходила в непрестанных трудах в обширной Русской Митрополии по упорядочению расстроенной монголо-татарским нашествием церковной жизни (54, с. 50—89.) Созванный им во Владимире-на-Клязьме церковный Собор в 1274 г. наметил меры, направленные на устранение недостатков в церковном управлении, в совершении богослужений, на улучшение нравов клира и мирян (55). Для руководства церковной жизнью на Соборе была принята новая редакция славянской Кормчей книги, восходящая к святителю Сербскому Савве (1237). В основе этой редакции Кормчей лежит, как известно, Номоканон Патриарха Фотия с краткими комментариями знаменитого канониста православной церкви Алексея Аристина (XII в.). Книга была прислана Митрополиту Кириллу III из Болгарии в 1262 г. и дополнена затем русскими статьями. Первые годы управления Митрополитом Кириллом III Русской Митрополией совпали с годами княжения святого князя Александра Невского (1252—1263) (56). Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (1238), павшего в битве с татарами на р. Сити.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Амфилохий (Радович) , митр. Черногорско-Приморский (Сербская ПЦ) 2022, 2023 Анастасий Синаит , игум., прп. 284 Анатолий (Грисюк) , митр. Одесский и Херсонский, сщмч. 2361 Анатолий Оптинский (Зерцалов), иеросхим., прп. 1251 Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский 218, 1481 Анатолий Оптинский (Потапов), иеросхим., прп. 1251 Андреев А. Ю. 2643 Андреев Е. А. 2644 Андреев Ф. К. 950 Андреева С. Г. 779 Андрей Критский , архиеп., свт. 2256, 2263, 2264 Андрей Первозванный, св. ап. 296, 540, 1076, 1085, 1263, 2390 Андрей Рублев, прп. (A. Rublev) 1246, 1275–1279, 2485, 2487, 2492, 2502, 2625 Андроник (Елпидинский), архим. 2802 Андроник (Никольский) , архиеп. Пермский, сщмч. 813 Андроник (Трубачев) , игум. 921–923, 1297 , 1418, 1538, 1571, 2742, 2852 Андрюшина С. В. 1658 Аникеева Е. Н. 503, 1766, 1767, 1785, 1787–1789, 1796 Анищенко Г. 3003 Ансгарий, (св. равноап.) 1264 Антес П. 1821 Антоний, митр. Московский и всея Руси 697 Антоний, ученик прп. Симеона Столпника 1272 Антоний (Блум), митр. Сурожский 132, 133, 158, 184, 195, 649 , 1154, 1155, 1157, 1159, 1160, 1163, 1188, 1204, 1211, 1220, 1229, 1394, 1404, 1447, 1448, 1518, 1519, 1550, 1559, 1646, 1957, 1965, 1976, 1977, 2062–2064, 2071, 2115, 2125, 2126, 2288–2291, 2323, 2324, 2328, 2343, 2348–2351, 2369, 2789, 2844 Антоний (Вадковский) , митр. Санкт-Петербургский и Ладожский 739, 7 44, 948, 2285 Антоний Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский (А. М.) 228, 354, 391, 440, 524, 913, 934, 973, 985, 1282, 1309, 1510, 1752, 2826 , 3070 Антоний Оптинский (Путилов), схиигум., прп. 1251 Антоний Радонежский (Медведев), архим., прп. 1252 Антоний (Храповицкий) , митр. Киевский и Галицкий 185, 482 Антонин (Капустин) , архим. 510, 512, 764, 767 Антонов В. В. 204 Антонов Н. Р., прот. 1659 Апушкина Е. В. 3111 Арефьева И. С. 755, 822, 1335 Аржанти К., свящ. (КНП) 2165 Аржанухин В. 783 Аристарх (Станкевич), архиеп. Гомельский и Жлобинский 1357 Аристотель, философ 3063 Арнольд В. И. 2629 Арсений, архиеп. Элассонский 726

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010