Илия в пустыне. Фреска жертвенника храма Успения Богородицы в Мораче. 1252 Ангел. Фреска купола храма в Мегаре. XIII в. Ещё одно особенное явление в структуре искусства XIII в. – фрески церкви-гробницы в Боянах близ Софии в Болгарии. Храм – двухэтажный. Нижняя церковь посвящена Богородице, верхняя – св. Николаю и мученику Пантелеймону. Второй этаж достроен в 1259 г. по заказу севастократора Калояна, брата царя Константина Асеня и внука сербского короля Стефана Первовенчанного. В живописи Боян довольно много совпадений г современным искусством никейского происхождения, с живописью Сопочан. Но в то же время природа этого искусства – иная. в нём нет блеска, размаха, торжествующего победительного духа, пронизывающего византийскую живопись после возвращении Константинополя (1261). Внутренняя интонация – сокровенная, сосредоточенная. Художественный язык исполнен «тихой» классики, определён сугубо христианским содержанием. Особая сдержанность, стремление говорить «под сурдинку», на котором строят свой диалог с предстоящим образы боянских фресок, одинаково далеки и от триумфального неоклассицизма сопочанского типа, и от сурового искусства пластического стиля середины столетия. Предшествует росписям Боян родственное по установкам искусство Студеницы и Морачи. Это позволяет предположить, что «мягкое» направление, открытое в XIII в. «стилем около 1200 г.», не пресекалось на протяжении столетия, составляя фундамент, на основе которого появлялись более яркие варианты. Спаситель. Икона, написанная по заказу Николая Кавасилы . 1263 Богоматерь Параклиса. Икона, написанная по заказу Михаила Десипата. До 1261 г. Иоанн Богослов. Икона Великой лавры на Афоне. 1260-е гг. Композициям церкви в Боянах свойственны уравновешенность и простота старинных симметричных построений. Намеренное облегчение очерков усиливает выразительность ясно читаемых силуэтов. Форма, нигде не утрируясь, обладает убедительностью. Тонкие одухотворённые лики созданы многослойной сложной системой моделирования объёмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому ж во Владимире не было тогда своего епископа и епархиею еще с 1239 г. по смерти епископа Митрофана, сгоревшего при нашествии татар во владимирском соборе вместе с княжеским семейством и множеством народа, управлял Ростовский епископ Кирилл . Из Владимира митрополит предпринимал по временам путешествия в Новгород (в 1251 г.), Киев и другие города; но чаще является действующим в самом Владимире: так, в 1250 г. он венчал здесь сына великого князя Ярослава Андрея, брата святого Александра Невского; в 1252 г. торжественно встречал у Золотых ворот святого Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великокняжеский престол; в 1255 г. погребал брата святого Александра Невского Константина; в 1261–1262 гг. благословил избрать и рукоположил нового епископа Ростову Игнатия; в 1263 г. встретил и похоронил тело самого героя Невского в Рождество-Богородицком владимирском монастыре. Вообще, не прежде как в 1274 г. митрополит Кирилл поставил для Владимира особого епископа — Серапиона, из архимандритов Киево-Печерской лавры, а сам переселился в Киев, где в 1276 г. совершил рукоположение Новгородского епископа Климента . И хотя чрез четыре года (1280) первосвятитель снова посетил Владимир и вообще область Суздальскую и здесь в городе Переяславле даже скончался (9 декабря), но тело его, принесенное сначала во Владимир, отправлено было потом в Киев и там погребено в кафедральном Софийском соборе . Другою, важнейшею, заботою митрополита Кирилла была забота о благоустроении духовенства и всей паствы. С этою-то целию он предпринимал частые путешествия по России и, проходя грады и веси, «по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше» . Он всюду встречал не только развалины жилищ, храмов и обителей, не только бедствия и слезы соотечественников, но, к сугубому прискорбию, и разные беспорядки, церковные и нравственные, вкравшиеся или утвердившиеся посреди всеобщего расстройства, произведенного нашествием монголов. Епископы редко обозревали свои епархии; на священнические степени возводились лица без надлежащего внимания к их достоинствам и часто по святокупству; в совершении Божественной литургии и других служб допускаемы были произвольные отступления от древнего чина; народ предавался играм и обычаям, противным духу веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435861/

При новом главе ордена Гийеме де Басе († ок. 1270; исполнял должность с перерывами), также являвшемся братом-мирянином, М. стали вести свою деятельность в Кастилии (где конкуренцию им составили тринитарии и члены ордена Сантьяго , занимавшиеся аналогичной работой) и в Мурсии. Увеличилось количество представительств (энкомьенд) ордена на юге Франции (в Тулузе с 1258), в Арагоне и Каталонии (в Вике). В Валенсии в 1255-1259 гг. под упр. М. находился мон-рь св. Викентия. Орден получил от короля владения в недавно отвоеванных Севилье (1253) и Кордове (до 1263). Грамотами от 13 июня 1251 г. и от 12 марта 1255 г. М. были дарованы личная протекция кор. Хайме I, самоуправление (guidaticum) и разрешение на покупку или получение в дар королевской собственности (в нач. XIV в. привилегии были подтверждены кор. Хайме II Справедливым (1291-1327)). В Кастилии М. получили меньшую поддержку светской власти, однако и там им были дарованы королевские привилегии: в сохранившейся грамоте, данной в 1289 г. кор. Санчо IV Храбрым (1284-1295), упомянуты милости, оказанные М. кор. Альфонсо X Мудрым (1252-1284). К кон. XIII в. относится рост числа орденских представительств в Кастилии; энкомьенды М. появились в Бургосе, Гвадалахаре, Толедо, Вальядолиде. Кроме того, под патронат М. был передан ряд церквей и часовен. В 1286 г. на Менорке М. получили неск. строений в Сьюдаделе; позднее на острове орденом были построены церковь и часовня. В 1299 г. было основано 1-е представительство М. в Португалии (в Беже); вскоре к нему было добавлено еще 5. В сер. XIV в., во время эпидемии чумы («черная смерть»), энкомьенды опустели, а имущество М. было передано ордену тринитариев (М. удалось восстановить свое присутствие в Португалии лишь в XVII в.). В кон. XIII в. орден приобрел 1-ю энкомьенду в Наварре (в Памплоне). Весной 1272 г. в Лимузене под рук. нового главы ордена Пере д " Амера (кон. 1271-1301) были составлены орденские конституции, одобренные в мае того же года на общем собрании М. в Барселоне (изд. и текстологические исследования см.: Serratosa Queralt.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

По документам с середины XVI в. Забелины являлись землевладельцами Бежецкой, Деревской и Обонежской пятин. Симеон Забелин, в иночестве Сергий, очевидно, также был новгородским помещиком. В Кормовой книге Троице-Сергиева монастыря записано: «Род Забелиных. Иоанна. Симеона. Дачи их 55 рублев». В примечаниях издателей указано, что Семен Забелин был отцом Одолея Забелина, давшего 22 декабря 1564 г. вклад в монастырь (Десятня новиков… С. 190, 193, 194, 197; Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря. М., 2008. С. 161, 303). -50 В рукописи написано над строкой. Известно, что в XVI в. Стригины — ветвь Хлуденевых–Мунзориных, захудавших потомков боярина Андрея Кобылы – служили и владели поместьями преимущественно в Тверском уезде. Не исключено, что некоторые из них имели земли и в Новгородских пятинах (ТКДТ. С. 403; Антонов А. В. Указ. соч. С. 380; Писцовые материалы Тверского уезда XVI века. М., 2005. С. 78, 277, 281, 511). В рукописи имя написано чернилами и почерком, отличными от основного текста.   Именной указатель   Аврамий, игумен Коневского монастыря около середины XV в. — Л. 3 об. Азбилой Степан Зиновьев, поминание рода — Л. 9 Аким – см. Иоаким (Аким) Александр Васильевич, князь Суздальский, великий князь Владимирский в 1328–1331 гг. — Л. 2 об. Александр Иванович, великий князь Тверской в XV в.— Л. 2 об. Александр Ярославич–Федорович Невский, князь Новгородский, великий князь Владимирский с 1252 г., † 14 ноября 1263 г.— Л. 2 об. Алексий, архиепископ Новгородский с 1360 г., на покое с 3 февраля 1390 г.— Л. 2 Андрей Юрьевич–Георгиевич, Боголюбский, князь Ростово-Суздальский с 1157 г., убит 15 июня 1175 г. — Л. 2 об. Андроников Пятой Степанов, серебряник, поминание рода — Л. 23 Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович, архиепископ Новгородский с 1210 г., изгнан в 1219 г., вторично на кафедре с 1225 г., с 18 октября 1232 г. на покое — Л. 2 Аркадий, епископ Новгородский с 1058 г., † 19 сентября 1163 г.— Л. 2 Арон, игумен Коневского монастыря в конце XVI в. — Л. 3 об. Арсений, старец, основатель и первый игумен Коневского монастыря с конца XIV в., † 1447 г.— Л. 3 об.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Скачать epub pdf 12. Александр Ярославич (в иночестве Алексий), великий князь владимирский и всей Руси признанный православною церковью святым, а в народе известный под прозванием Невский, сын Ярослава II Всеволодовича, великого князя владимирского, от брака (второго?) с Ростиславой-Федосьей (в иночестве Евфросиния) Мстиславовной, дочерью Мстислава Мстиславича, князя галицкого и новгородского, прозванного Удалым. Родился около 1220 г.; оставляемый отцом в Новгороде и в 1228, и в 1230 гг., был наименован князем новгородским в 1236 г.; одержал блистательную победу над шведами при реке Неве 15 июля 1240 г.; отнял у немецких рыцарей Копорье в 1241 г.; освободив осажденный немцами Псков, разбил рыцарей «на льду» Чудского озера 5 апреля 1242 г.; по смерти отца своего, великого князя Ярослава II, впервые ездил в Орду в 1247 г., где получил от Батыя Киев и всю Южную Русь в 1249 г., но продолжал жить в Новгороде, откуда, объявленный великим князем на место бежавшего брата его Андрея, переселился во Владимир-на-Клязьме только в 1252 г.; из Владимира ходил смирять непокорный Новгород в 1255 и 1258 гг.; воевал Финляндию в 1256 г.; неоднократно ездил в Орду, на обратном пути из которой занемог в городецком Феодоровском монастыре (Балахнинского уезда Нижегородской губернии), где, приняв схиму, умер 14 ноября 1263 г. Тело его спустя 10 дней погребено в соборной церкви бывшего тогда во Владимире Рождественского монастыря; тут найдено нетленным в 1380 г., почему выставлено поверх земли мощами, которые перенесены отсюда в Шлиссельбург в 1723 г. и в Петербург в 1724 г., переложены в новую серебряную раку в 1753 г. и находятся на настоящем месте, в соборной Троицкой церкви Александро-Невской лавры с 1790 г. Св. великий князь Александр Невский был женат на княжне Александре Брячиславовне полоцкой (см. 7). Приписывание же ему второй жены, Вассы, происходит от буквального понимания надгробной надписи во владимирском монастыре, которая, по очевидной ошибке каменосечца, называет Василиссу, вторую жену Александрова сына Андрея, Вассою и второю женою самого Александра. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1246 Theod. Lect.2, 6; Evagr. 3, 32. – Евагрий сообщает, что рукописание Анастасия получил на хранение Македоний, скевофилак храма св. Софии. 1248 Johan. Anmiochen.C. 100: τ τς δηλατορας πϑος. – Указ этот в извлечении и без заголовка сохранился в Юстин. Кодексе – 10, 11, 7. 1249 Prise.Paneg. 119–121. Sic qui sperabant caplivas ducere matres, Atque frui spoliis urbis sacrique Palati Et reges iterum, infandum, se reddere nobis... Так, те, кто надеялись пленницами увести матерей И воспользоваться городом и Священным Палатием как военной добычей И цари [их] снова, нет слов, сдались нам... (пер. А. Г. Грушевого). 1251 Malala.De ins. с. 36. По-видимому, сюда относится сообщение Иоанна Никиусского (Chron. de Jean de Nik. с. 89, p. 490). 1252 Johan. Anmiochen.c. 100. – Местность Bροχϑο или Bρχοι, как ее называет Прокопий (De aed. 1, 8), – находилась напротив Сосфения. Имя это было искажением слова Пροχϑοι. 1253 Он был побочный брат Илла, но во время поднятого им бунта сражался против него, сохраняя верность Зенону. 1254 Численность выступившего из Исаврии ополчения Иоанн Антиохийский определяет в 100 000 человек исавров «римлян», к ним присоединившимся. 1258 Для имперских войск Иоанн Антиохийский дает цифру две тысячи, но текст в этом месте неисправен. 1263 Malala.c. 38 (=Chron. 384=Chron. Pasch. 608). В Пасх. Хрон. событие записано под 498 годом. В хронике Марцеллина (Chron. min. II 94) дата – 493 год. По-видимому, такая датировка вернее, так как этот бунт помянут в письме папы Геласия – Gelas. Epp. 8 (P. L. 59, р. 46). Папа Геласий занимал римский престол в 492–495 гг. 1266 Очевидно, это тот самый языческий праздник, который был повсеместно распространен на Востоке под именем Maiuma. При Аркадии он подвергся запрещению. Cod. Theod. 15, 6, 2 (399 г.). См. комментарий Готфреда (т. V. С. 325– 328). 1267 Malala.c. 39; Johan. Antioch, с. 101. – В хронике Марцеллина (Chron. min. II 95) эти беспорядки описаны под 507 годом. 1269 Prise.Paneg. v. 218–227; Procop. Gaz. с. 15–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

С л. 189 под витою, раскрашенною заставкою помещён месяцеслов, начинающийся с Января. При Римских названиях месяцев пишутся и древние Славянске. Месяцеслов обнимает все дни года: но на каждый пишется по одному и не более двух святых. О Феоктиристе Февр. 29. (ркп. фестерикта) замечено: се поминаи на. д. лто. Под 24. Июля Бориса и Глеба, Октября 1. бц. покро в . Никаких других Русских и Славянских святых нет. Л. 192. Таблицы, служащие к определению Пасхи и некоторых других праздников, и постов. Между ними, л. 192 об., ключевая таблица на 532 года великого индиктионного круга. В этой таблице, расположенной в 28 клеток в длину и 19 в ширину, при известных ключевых буквах, находятся различные хронологические показания, относящиеся к тринадцатому великому иидиктиону, начавшемуся с 876 года. Все эти показания, кроме только двух, подтверждаются свидетельством летописей, как это показано уже в статье г. Сухомлинова: «О древней Русской летописи, как памятнике литературном», помещённой в Учёных Записках 2 отд. Академии наук кн. III. стр. 37. Так в 27-й клетке 5-го порядка написано: борисъ. Это значит, что в сем году скончался св. Борис. Ибо 28 × 4 27=139, а сложив это число с 876 получим 1015, год мученической смерти св. Бориса. (См. Лаврентьевскую и. др. летописи). В 3– клетке 13-го порядка (1215 г.) замечено: юрьва рать (Вел. князя Юрия Всеволодовича, воевавшего с Новгородом, см. Новгор. 1 лет. под 1216 г.). В 18 клетке того же ряда (1230) написано: дороговь (дороговизна хлеба, см. там же под 1230 г.). В 25 того же ряда (1237): тотарьско (нашествие, см. Лавр. лет. под 1237 г., Новгор. 1 под 1238 г.). В 12 клетке 14 порядка (1252): иеврюво (нашествие, см. Воскрес. лет. под 1252 г.). В 23 клетке того же по рядка (1263): олендръ кнз прес. (Невский, см. Лаврент. лет. под 1263 г.). В 24 клетке того же ряда (1264): андри суздалс. (разум. преставися, см. Воскрес. лет. под 1263 г.). В 27 клетке того же порядка (1267): дмитр. нмц вз. (разум. княживший в Новгороде Дмитрий Александрович, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1235 Ср. зам. свящ. Стахия Полянского – «По вопросу о письменной исповеди» – в Церк. Общ. Вестн. 1885 г. стр. 5 (переписч. в Рук. для сельск. паст. 1885 г. стр. 454–456. 1236 Как это проводиться в некоторых церковно-практических заметках (см., напр., только что цитованную заметку «По вопросу о письменной исповеди» – свящ. Стахия Полянского). 1239 Ibid. стр.277–278. Некоторые, впрочем, ограничиваются только чтением предначинательных молитв и троекратным чтением 50-го псалма. 1242 Подобный взгляд настойчиво проводится, напр., известным проповедником, И. Полисадовым в отд. Изд. брош. – «Глухая исповедь» (Пастырское наставление в обличение тех, кои откладывают напутствие болящих до последних минут их жизни. М. 1887 г. изд. 10-е). 1252 См., напр., ст. свящ. П. Орловского – «Несколько практических замечаний об исповеди глухонемых» – в Руков. для сел. паст. 1863 г., т. I, стр. 296–304, где автор с настойчивостью и особенною пространностью трактует о мимической исповеди глухонемых. 1253 В одной из заметок в Церк. Вест. (1889 г. стр. 205) при ответе на вопрос, как поступать при исповеди глухонемых и можно ли допустить их до св. причастия, – последнее ставится в безусловную зависимость от исповеди жестами или (при знании исповедником грамоты) письмом, которое должно тотчас по исповеди сожигать. 1254 Ср. зам. «Как должно исповедовать глухонемых и больных, лишенных употребления языка» в Церк. Вест. 1875 г. стр. 11–12. Собственно говоря, исповедь посредством мимики можно признавать безусловно уместною только в одном случае, это – при исповеди больного понимающего живую речь и могущего говорить, – но находящегося среди других больных, коих невозможно удалить на время совершения исповеди. Ср. ст. 3. «По вопросу об исповеди больных» (Рук. для сел. паст. 1878 г. стр. 295–298). 1255 Migne. Curs. Patros. S. Gr. t. XL. S. Antonii Spiritualia documenta regulis adjunct a, n. 38. В русск, пер. Добротолюбие, т. I, M. 1883, стр. 100. 1263 Антоний В. Устав отшельнич. Жизни, п. 41. Curs. Patrol. S. Gr. t. XL. (Praecepta st. Antonii), col. 1065. Русск. пер. Ibid. т. I, изд. 2, М. 1882 г., стр. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Marc., IV, 16,16. 1243 См.: Ис. 1:17. 1244 См.: Ос. 6:6. 1245 См.: Лк. 6:37—38. 1246 Ср.: Лк. 6:39. 1247 Конъектура Кройманна. В рукописи: «верят». 1248 См.: Лк. 6:40. 1249 Ср.: Лк. 6:41—42. 1250 Ср.: Лк. 6:43. 1251 Ср.: Лк. 6:45. 1252 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сюда». 1253 По мнению Кройманна, в деле помещения где-либо в Евангелии иного бога. 1254 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Богом». 1255 См.: Лк. 6:46. 1256 Там же. 1257 См.: Ис. 29:13; Мф. 15:8; Мк. 7:6. 1258 Ср.: Лк. 7:2—9. 1259 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «Он показал, что Он есть Тот, Которого касается вера Израиля». Согласно другому пониманию этого места: «говоря, что таковую веру , Он должен был найти в Израиле». 1260 Ср.: Лк. 7:12—15. 1261 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Господа». 1262 См.: Лк. 7:16. 1263 Ср.: Лк. 7:18—23. 1264 Ср.: Ис. 40:3; Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:23. 1265 Вставка Кройманна. 1266 Конъектура Кройманна. В рукописи: «словно он усомнился». 1267 См.: Лк. 7:19. 1268 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1269 Ср.: Лк. 9:7. 1270 Конъектура Кройманна. В рукописи: «от которого отличен, т. е. более велик, а именно — Сам Господь, Чье пришествие ожидали». 1271 Конъектура Кройманна. В рукописи: «должны были узнать». 1272 Конъектура Кройманна. В рукописи: «посредством предсказанных деяний». 1273 Вставка Кройманна. 1274 Согласно другому пониманию: «Которого он должен был узнать из предсказанных деяний, как Господь возвестил Иоанну, что Он должен быть узнан благодаря этим самым деяниям». 1275 Ср.: Лк. 7:26. 1276 См.: Лк. 7:27. 1277 См.: Лк. 7:19. 1278 Ср.: Лк. 3:4; Ис. 40:3. 1279 Конъектура Кройманна. В рукописи: «служил большему». 1280 Конъектура Кройманна. В рукописи: «говорит ли Он о ком-либо малом вследствие смирения или о Себе Самом». 1281 См.: Лк. 7:24. 1282 Конъектура Кройманна. В рукописи: «одинаково и Творцу». 1283 Вставка Кройманна. 1284 Ср.: Лк. 7:38. 1285 Вставка Корссена. 1286 Ср.: Ос. 6:6. 1287 См.: Лк. 7:50. 1288 См.: Авв. 2:4. 1289 Ср.: Лк. 8:2—3. 1290 См.: Ис. 32:9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Что касается текста о славянах, то автор «Худуд», как и Гардизи, пользовался в основном либо работой Ибн Хордадбеха, либо трудом ал-Джайхани 1250 . В начале 50-х годов XI b. при дворе Газневидов (на территории нынешнего Афганистана) Абд-ал-хайй Гардизи составил исторический труд «Зайн ал-ахбар» («Краса повествований»). В заключительной части его он поместил этнографо-географические главы о тюрках и других северо-западных народах, в том числе о славянах и русах. Эти главы в основном совпадают с текстом Ибн Русте. Наличие же разночтений показывает, что Гардизи не знал труда Ибн Русте, а пользовался общими с ним источниками. Этими источниками, по его собственным словам, были Ибн Хордадбех и ал-Джайхани. Историческая часть труда издана трижды 1251 . Главы же о «тюрках» опубликованы по кембриджской и оксфордской рукописям еще В. В. Бартольдом в 1897 г. 1252 и после этого не издавались. Однако в издании В. В. Бартольда отсутствует полный перевод всех параграфов, в частности не переведенными остались разделы о славянах и Руси. При этом В. В. Бартольд исходил из того, что текст Гардизи в основном повторяет уже дважды переведенный до того на русский язык вариант Ибн Русте. В конце XI – начале XII b. придворный врач Сельджукидов Шараф аз-заман Тахир ал-Марвази написал научный трактат «Табаи ал-хайаван» («Природа животных»), посвященный вопросам зоологии, этнографии и географии. В этот труд он включил сокращенные варианты тех же разделов о славянах и Руси, которые мы находим у только что рассмотренных авторов. Арабский текст этих глав с английским переводом издал в 1942 г. В. Ф. Минорский 1253 . Извлечения из тех же материалов встречаются, кроме того, в сочинении неизвестного автора «Ахбар аз-заман» («Известия времени»), неверно приписываемого ал-Масуди 1254 , в сочинении Ахмеда ат-Туси «Аджаиб ал-махлукат» 1255 , в анонимном труде XII b. «Моджмал ат-таварих» 1256 , в книге «Джавами ал-хикайат ва лавами ар-ривайат» («Сборные рассказы и блестящие предания») Мухаммеда Ауфи (XIII b.) 1257 , у крупнейшего арабского географа и космографа XIIIb. Захарийи ал-Казвини 1258 , у ал-Варрака (автора начала XIV b.) 1259 , ал-Бакри (XI b.) 1260 , ан-Нувайри (XIV b.) 1261 , Мирхонда (XV b.) 1262 , Шукруллаха 1263 , Али аш-ширази (XVI b.) 1264 , Али эфенди (XVII b.) 1265 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010