Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Раймунда VII (1249) Тулузское графство перешло мужу его дочери Альфонсу де Пуатье, младшему брату франц. кор. Людовика IX Святого . Поскольку в то время Альфонс вместе с королем участвовал в 7-м крестовом походе, во владение графством вступила его мать, вдовствующая кор. Бланка Кастильская. Фукуа стал одним из советников кор. Бланки, а затем и Альфонса, после его возвращения во Францию (осень 1250). Фукуа участвовал в переговорах Альфонса де Пуатье и его брата Карла Анжуйского с коммунами Арля и Авиньона (апр.-май 1251), входил в состав комиссии юристов, рассматривавших законность завещания гр. Раймунда VII (28 мая 1251). Как советник графа Фукуа, участвовал в работе над новой инструкцией для сенешалей, бальи и судей, призванной ограничить злоупотребления в судопроизводстве; был членом комиссии по реформированию управления Тулузским графством (с 1252). Служба у Альфонса де Пуатье позволила Фукуа приобрести связи при королевском дворе. В 1254-1257 гг. он был членом комиссии, созданной для изучения и защиты прав франц. монарха в южнофранц. сенешальствах Каркасон и Бокер. Участвовал в работе над ордонансом Людовика IX о реформе управления королевством (дек. 1254). В качестве юриста-консультанта сотрудничал с активно действовавшей на юге Франции инквизицией . Свои рекомендации обобщил в трактате «Quaestiones quindecim ad inquisitores» (Пятнадцать вопросов инквизиторам, ок. 1260), сохранявшем практическое значение до кон. XVII в. Овдовев, Фукуа обратился к церковному служению. В кон. 1254 или нач. 1255 г. он получил место клирика королевской капеллы, затем стал каноником собора в Ле-Пюи. Ок. 1256 г. рукоположен в сан пресвитера; вероятно, в том же году стал архидиаконом диоцеза. После смерти Армана де Полиньяка, еп. Ле-Пюи, Фукуа был избран на епископскую кафедру (11 июня 1257), подчиненную непосредственно Папскому престолу. По неизвестным причинам папа Римский Александр IV (1254-1261) сначала с неодобрением отнесся к кандидатуре Фукуа и лишь 19 окт. утвердил результат выборов. В янв. 1258 г. состоялась епископская хиротония Ги Фукуа. Тогда же он стал членом Парижского парламента и получил должность королевского советника. Фукуа проживал гл. обр. при королевском дворе; в июле 1259 г. он заключил с кор. Людовиком IX выгодное для своего еп-ства соглашение об имущественных и о фискальных правах короля в диоцезе, что обеспечило новому епископу поддержку местного духовенства. Был посредником на переговорах короля Арагона Хайме (Жауме) I с горожанами Монпелье (кон. 1258), представлял интересы франц. монарха в его тяжбе с архиепископом Арля (1259).

http://pravenc.ru/text/1841383.html

«Брата нашего и соепископа Афанасия..., брата нашего и соепископа Юлия», – сразу же в одном месте гласит послание собора Сардикийского, помещенное в апологии св. Афанасия против ариан 1249 , о епископах александрийском и римском. – «Братия и сослужители наши Афанасий, епископ александрийский, и Маркелл, епископ анкиро-галатийский, ... Юлий, сослужитель наш, римской церкви епископ, ... Афанасий сослужитель наш» – сразу же в одном месте выражается другое послание собора Сардикийского, помещенное там же 1250 . – «Дионисия два было, один из них римским, а другой александрийским был епископом 1251 ... Сослужитель наш Дамас епископ великого Рима 1252 ... Прибыл я в Рим проститься с церковью и с епископом; и церковь исполнилась совершенной радости, а епископ Юлий, радуясь моему возвращению, написал (моей) церкви» 1253 , – выражения самого Афанасия. Римский епископ в творениях Афанасия два раза только называется «блаженнейшим папой» и один раз «господином», и то – только в письмах арианских епископов Урзакия и Валента к римскому епископу Юлию, приводимых св. Афанасием в его творениях 1254 . А все вообще епископы именуются блаженными епископами 1255 , возлюбленными отцами 1256 , почтеннейшими господами 1257 , превожделенными господами 1258 ; епископа Люцифера св. Афанасий величает господином, возлюбленнейшим братом и исповедником, господином славнейшим и подлинно вожделеннейшим, подлинно человеком Божиим, слугою Христа, соучастником апостолов, утешением братства, наставником истины, и вожделеннейшим во всем 1259 ; Александр Александрийский , предшественник св. Афанасия на александрийской кафедре, в его творениях называется папой 1260 , блаженным папой 1261 не меньше трех раз. Сам Афанасий называется господином 1262 , господином епископом 1263 , высокопочтеннейшим епископом 1264 не меньше четырех раз, папой 1265 не меньше четырех раз, блаженным папой 1266 не менее двух раз, возлюбленным папой 1267 , блаженнейшим папой 1268 , отцом ( γονε) возлюбленнейшим 1269 , человеком Божиим 1270 , – называется не только в письмах к нему частных лиц, но и в посланиях к нему императоров св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

После смерти подвижника Галисий в визант. источниках упоминается мало. Духовный центр на Галисии возродился в период Никейской империи (1204-1261). В это время появляется еще одна версия Жития Л. Г., принадлежащая Акакию Савваиту, посетившему Галисий в нач. XIII в. ( Λαμπσδης O . Ανκδοτον κεμενον περ το γου Λαζρου Γαλησιτου//Θεολογα. 1982. Τ. 53. Τεχ. 1. Σ. 158-177). Настоятелем мон-ря Л. Г. был буд. патриарх К-польский Иосиф I Галисиот († 1283), духовник имп. Михаила VIII Палеолога . Влияние Галисия сохраняется вплоть до разрушения монастыря турками в нач. XIV в. В XIII в. возобновляется и широкое почитание Л. Г. Было составлено новое Житие подвижника (Vita B); Константин Акрополит , визант. писатель и видный гос. деятель (1250/55-1324), купил и посвятил Л. Г. часовню при мон-ре Воскресения в К-поле. В К-поль была перенесена честная глава подвижника (25 окт., год перенесения неизв., подробнее см.: Janin. Grands centres. P. 247, 249). Русский паломник Зосима (посетил К-поль в 1419-1422) сообщает, что видел мощи Л. Г., к-рого он называет епископом Галисийским, в мон-ре во имя прав. Лазаря близ мон-ря Одигитрии ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 379-381. (DOS; 19)). Ист.: SynCP. Col. 204, 212, 826; ЖСв. Нояб. С. 144-145; Greenfield R. P. H. The Life of Lazaros of Mt. Galesion. Wash., 2000. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457-460; Лопарев Х. М. Описание нек-рых греч. Житий святых//ВВ. 1897. Т. 4. Вып. 3/4. С. 364-378; Γεδεν Μ. Ι. Γνσεις κ το τυπικο τν μονν το Γαλησου ρους//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1898. Τ. 18. Σ. 27-31, 61-67; Delehaye H. Les saints stylites. P.; Brux., 1923. P. CVI-CXVI. (SH; 14); Halkin F. Manuscrits Galésiotes//Scriptorum. Brux., 1961. T. 15. N 2. P. 221-227; Janin. Grands centres. P. 241-250; idem. Lazzaro il Galesiota//BiblSS. Vol. 7. Col. 1153-1155; Malamut E. A propos de Bessai d " Ephèse//REB. 1985. Vol. 43. P. 243-251; Kazhdan A. P. Lazaros of Mount Galesios//ODB. Vol. 2. P. 1198; Talbot A.-M. Galesios, mont//Ibid. P. 817; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 269-270; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 2. Σ. 57-63.

http://pravenc.ru/text/2462541.html

После кончины Ярослава Всеволодовича на престол великокняжения восходил в соборном храме брат Ярослава – Святослав Всеволодович, но Святославу недолго пришлось занимать престол своих державных предков. В то время, когда Александр Ярославич с братом своим Андреем, для пользы своей злосчастной отчизны, путешествовали к великому хану в татарию, «Михаил Московский, прозванный Храбрым, изгнал, как сказано в некоторых летописях, дядю их Святослава из Владимира, но в ту же зиму, воюя с литвою, положил свою голову в битве. Тело его оставалось на берегу Протвы. Епископ Кирилл, ревностный блюститель княжеской чести, велел привезти оное во Владимир, и положил в стене храма соборного» 116116 . В 1249 году, по распоряжению завоевателя Руси, «посажен был на столе в Володимери у святой Богородици Андрей Ярославич» 117117 , сын Ярослава Всеволодовича. Этот князь также не долго был великим князем. При нем во Владимире скончались два князя: Владимир Константинович и Василий Всеволодович, – оба скончались зимою, Владимир на память святого первомученика Стефана, а Василий на память святого Феодора. Сии князья только опеты были в соборном храме, но для погребения вывезены были из Владимира, чрез златые врата, в другие города, Владимир Константинович в Углече поле, а Василий Всеволодович в Ярославль 118118 . При отпевании Владимира Константиновича присутствовал Александр Невский со своими братьями; присутствовал он, по сказанию летописи, и при перенесении тела Василия Всеволодовича 119119 . При Андрее Ярославиче в 1250 году прибыл из Киева во Владимир Митрополит Кирилл, который, в год своего прибытия, в соборной церкви, вместе с Епископом Кириллом, совершил бракосочетание Великого Князя Андрея Ярославича с дочерью князя Даниила Романовича 120120 . С 1250 года, с прибытием во Владимир Митрополита Кирилла, соборный Владимирский храм еще более приобрел благолепия от частого совершаемого митрополитом служения. Из летописей усматривается, что с сего 1250 года Митрополит Кирилл имел пребывание во Владимире в 1252, 1255, 1261, 1262, 1263, 1264, 1274 годах, а в 1280 году исправлял даже соборный храм 121121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Ростислав принужден был отступить. Стр. 179. 180. Далее Летопись под 1243 г. говорит, что Даниил, при слухе о приближении Татар «затворил Холм», еха по брату с Василькови, поима с собою Кирилла Митрополита». 1250 г. «Кирилл бо Митрополит идяше послан Даниилом и Васильком на поставление Митрополье Русской». Это по возвращении Даниила из Орды, где был он в 1250 г., а не в 1243. И тогда же король Венгерский умолил Кирилла помирить его с Даниилом и убедить взять дочь короля за сына своего; Митрополит возвратился, вместе с Даниилом и сыном его прибыл к Королю, – повенчал брак и отправился в Никею. Стр. 183. 185. Новг. 1. Лет. 64. 181 Святислав писал к Митрополиту: «Благодарю за святую молитву твою, Преосвященный Архиепископ всей Русской земли, благодержавного родства моего, коего отрасль я по святым предкам моим. Пишу тебе, возлюбленный Богом Архиепископ первопрестольный Кирилл, да просветится словом твоим земля Русская. А написанный сей Зонара пусть нигде не изменяется писанием. Ибо там надобно, чтобы сей Зонара во всяком царстве был один для Собора, как уставили и передали нам св. Отцы. Потому испросил я у Патриарха и переписал (перепустив) для святопочивших родителей моих и в помине души моей; когда воздеваешь ты преподобныя руки твои, не забывай меня в святых молитвах твоих» и пр. Письмо писано 5 индикта 6670 г. 1262 г. См. Розенкампфа о Кормчей стр. 57 – 61. Востокова Опис. муз. стр. 291 – 293. 182 Русск. Достоп. 1, 106–118. У Кульчинского. Specimen Ecclesiae Ruthenicae. У него напечатана и речь, которою Кирилл открыл Собор и которой не видно в ркп. Кормчих. 183 По летописям видим его во Владимире 1250 и 1252, в 1255, 1261 – 1263, 1264 г., а в 1280 г. исправлял он соборный владимирский храм, и преставился в Переяславле. Лавр. Лет. 202–206. Троицк. 226. 227. Супр. Лет. 38. Новгор. 4. Л. 38. 43. Плано-Карпини в 1246 г. нашел невдали от Киева Куремсу с 60,000 Татар, оберегавших владения Монголов от запада; «жителей, говорит Плано-Карпини, везде мало; они истреблены Монголами, или отведены ими в плен».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1224 Федор Дука отвоевывает Фессалонику, где провозглашает себя императором. Никейский император Иоанн III Дука Вататцес (1222-1254) наносит поражение латинянам во второй битве при Пойманеноне. 1225 Иоанн III заключает мир с Латинской империей на условиях вывода ее войск с азиатского побережья и завоевывает большую часть Фракии. 1228-1229 Император Фридрих II обеспечивает безопасность Палестины, заключив мир с айюбидским султаном ал-Камилем. 1230 Битва при Клокотнице. Федор Дука разбит болгарами, захватившими Македонию и Фракию. Его " империя " распадается на три малые независимые части — Фессалонику, Эпир и Фессалию. 1233 Иоанн III одерживает победу над деспотом Родоса Львом Габалом. 1235 Совместное никейско-болгарское нападение на Константинополь отбито венецианцами. 1238 Распад Айюбидской империи. Иоанн III отправляет византийский отряд сражаться на стороне германского императора Фридриха II в Италии. 1243 Сельджуки терпят поражение от монголов при Казадахе. Султан Хосров II заключает союз с Никеей. Трапезундский император Мануил (1238-1263) становится монгольским вассалом. 1245 Ал-Салих вновь объединяет Айюбидскую империю. 1246 Никейцы захватывают Фессалонику у эпирцев и отвоевывают Адрианополь и большую часть южной Македонии у болгар. 1249-1250 Французский король Людовик IX Святой вторгается в Египет; смерть ал-Салиха; мамлюкский переворот в Египте; капитуляция Людовика IX. 1251-1252 Пограничный конфликт между никейскими и эпирскими византийцами, успешный для последних, урегулируется. 1254-1256 Болгары пытаются после смерти Иоанна III отвоевать потерянные территории, но отброшены. 1257-1259 Поход эпирцев с целью захватить Фссалонику у никейцев оканчивается решающим сражением при Пелагонии, в котором эпирцы и их латинские союзники терпят полное поражение. 1258 Монголы разоряют Багдад. 1260 Монголы оккупируют Сирию и разбиты мамлюками при Айн-Ялу. 1261 Михаил VIII Палеолог (1261-1282) захватывает никейский трон у малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261). Его полководец Алексей Стратегопулос овладевает Константинополем, положив тем самым конец Латинской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Никейский император Иоанн III Ватац (1222–1254) был заинтересован в примирении с папой, и к концу 1250-х годов, благодаря гибкой позиции папы Иннокентия IV, удалось достичь некоторого сближения. Однако никаких документов так и не было подписано – в 1254 г. император и папа скончались. В 1261 г. Латинская империя крестоносцев в Константинополе пала под ударами никейского императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282), который при содействии генуэзцев восстановил Византийскую империю и был повторно коронован в св. Софии патриархом Арсением Авторианом (1255–1260 и 1261–1267). Последний латинский император Константинополя Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и королей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV (1261–1264) принял сторону Балдуина, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал призывать к новому крестовому походу против Константинополя. Тесть Балдуина Карл Анжуйский, во власти которого были Неаполь и Сицилия, начал подготовку к войне. Сильной была также оппозиция Болгарского царства против Палеолога. Кроме того, латинские князья Пелопоннеса, оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступление на Константинополь. Михаил VIII занял императорский престол незаконно, отстранив и ослепив Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкаря. Это злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Арсений отлучил императора. Конфликт между патриархом и императором, тщетно пытавшимся то мольбами, то угрозами получить прощение, длился более 5 лет. Арсений был сослан. Патриарх Герман III (1267), заменивший сосланного Арсения, не осмелился простить Палеолога и предпочел отречься от престола. Патриархом был поставлен царский духовник Иосиф I Галесиот (1267–1275 и 1282–1283), который и провел, наконец, торжественную церемонию снятия отлучения с императора после его всенародного покаяния в соборе св. Софии (1268 г.). Многие, однако, не хотели признать и его, образовав партию сторонников опального Арсения и прежней династии Ласкаридов (арсениты); объявился слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкаря и провозгласили царем. Арсениты объявили все избрания на константинопольскую кафедру после 1265 г. неканоничными и ушли в раскол, длившийся до 1310 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью 1250 г. Кирилл прибывает в Суздальскую землю, где зимой 1250/1251 гг. совершает бракосочетание дочери Даниила с великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Особенно бросается в глаза взаимопонимание и многолетнее сотрудничество Кирилла с Александром Ярославичем Невским, получившим в 1249 г. в ханской ставке титул великого князя киевского, а в 1252 г. – также и великого князя владимирского. Оба государственных деятеля скептически относились к предложениям унии со стороны папы, считая бесперспективным сопротивление превосходящим силам монголов. Вследствие этого они решили пойти на признание монгольского владычества и широкое сотрудничество с завоевателями. Первая из известных встреч Кирилла с Александром Невским произошла в 1251 г. в Новгороде, где Кирилл вместе с ростовским епископом Кириллом посвятил в сан новгородского архиепископа Далмата. В 1252 г. Кирилл возглавлял торжества по случаю восшествия нового великого князя Александра Невского на владимирский стол. В конце 1256 г. они вновь вместе посетили Новгород. Примерно в это же время (в 1255/1258 г.) было учреждено епископство в Твери. В 1261–1263 гг. Кирилл пребывал во Владимире-на-Клязьме, где он рукоположил сарайского епископа Митрофана (Сарай – столица Золотой Орды) и ростовского епископа Игнатия, а в ноябре 1263 г. участвовал в торжественном погребении Александра Невского. Вероятно, в Киеве в 1269 г. Кирилл посвятил в сан Феогноста, епископа Переяславля-Русского и Сарая. Вслед за этим Феогност, по заданию митрополита и хана Менгу Тимура, отправился в Константинополь, к императору и патриарху. Его пребывание в Константинополе документально засвидетельствовано 12 августа 1276 г. (см. “ответы” патриаршего синода). В сопровождении бывшего киево-печерского монаха Серапиона, новопоставленного в Киеве в 1273 г. в епископы Владимира, Кирилл прибыл в 1274 г. во Владимир-на-Клязьме, где настоловал его епископом “Володимерю, Суждалю и Новгороду Нижнему”. Именно с этим пребыванием Кирилла во Владимире в историографии связывали тот важный митрополичий собор, на котором было принято постановление против злоупотреблений в церкви и среди клира, а также официально одобрено собрание церковных установлений (Номоканон, Кормчая книга), переведенное на славянский на Балканах и присланное митрополиту болгарским деспотом Яковом-Святославом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Nicol D.M. Church and society in the last centuries of Byzantium. Cambridge, 1979. Nicol D.M. The Despotate of Epiros, 1261–1479: a contribution to the history of Greece in the middle ages. Cambridge, 1984. Nicol D.M. The Last Centuries of Byzantium, 1261–1479. Cambridge, 1993 (2 ed.) Nicol D.M. Studies in late Byzantine history and prosopography. London, 1986. Nicol D.M. Byzantium and Venicë a study in diplomatic and cultural relations. Cambridge, 1988. Nicol D.M. The Byzantine lady: ten portraits, 1250–1500. Cambridge, 1994. Nicol D.M. The Reluctant Emperor: A biography of John Cantacuzene, Byzantine emperor and monk, с 1295–1383. Cambridge, 1996. Νικολου Θ. Σ. Α περ πολιτεας και δικαου δαι του Γ. Πλθωνος Γεμιστο. Θεσσαλονκη, 1989 (2 εκδ.). Oikonomidès N. Hommes d " affaires grecs et latins à Constantinople (XIII е -XV е siècles). Paris; Montreal, 1979. Papadopoulou E., Dialete D. (ed.). Byzantium and Serbia in the 14th century. Athens, 1996. Pistarino G. Genovesi d " oriente. Genova, 1990. Primov B. Les Bougres: histoire du pope Bogomile et de ses adeptes. Paris, 1975. Roux М. Les Albanais en Yougoslavie, minorité nationale, territoire et développement. Paris, 1992. Runciman S. The Fall of Constantinoplë 1453. Cambridge, 1965. Runciman S. The Great Church in captivity: a study of the patriarchate of Constantinople from the eve of the Turkish conquest to the Greek war of independence. Cambridge, 1968. Runciman S. The last Byzantine renaissance. Cambridge, 1970. Runciman S. Misträ Byzantine capital of the Peloponnese. London, 1980. Σαββδης Α. Γ. Κ. Οι Μεγλοι Κομνηνο της Τραπεζοντας και του Πντου: Ιστορικ επισκπηση της βυζαντινς αυτοκρατορας του μικρασιατικο ελληνισμο (1204–1461). Αθνα, 2005. Setton K.M. Catalan domination of Athens. London, 1975 (2 ed.). Setton K.M. The Papacy and the Levant (1204–1571). Philadelphia, 1976–1984. 5 vols. Ševenko I. Etudes sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos: la vie intellectuelle et politique à Byzance sous les premiers Paléologues. Bruxelles, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010