Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II КИПРСКИЙ (1241, Кипр - 1290, К-поль), патриарх К-польский (28 марта 1283 - июнь 1289), богослов, писатель. Мирское имя Георгий. «Автобиография» - основной источник сведений о жизни Г. К. Род. в семье богатых и знатных киприотов, утративших состояние и положение после завоевания острова латинянами (1191). Первые годы жизни провел на Кипре; первоначальное образование получил дома, в 1250/51 г. поступил в лат. школу в Лефкосии (Никосии), однако не достиг больших успехов, т. к. не владел в достаточной степени лат. языком, на к-ром велось преподавание. Ок. 1257/58 г. тайно от родителей покинул Кипр и для получения образования на родном греч. языке сначала отправился в Птолемаиду Палестинскую (совр. Акко), а затем переехал на земли Никейской империи. В Эфесе ему не удалось стать учеником Никифора Влеммида , и через полгода Георгий отправился в Никею. Однако и здесь он не смог найти учителей по риторике и философии, чтобы завершить образование. В 1261 г. К-поль был освобожден никейскими войсками. Имп. Михаил VIII Палеолог прилагал немалые усилия для восстановления статуса столицы, в т. ч. и как центра просвещения. В это же время в К-поль перебрался Георгий и поступил писарем на службу в имп. канцелярию; это дало ему право учиться в к-польской школе, где преподавал ученый и историк Георгий Акрополит . В 1261-1266 гг. он изучал философию Аристотеля, геометрию Евклида, арифметику Никомаха, в 1266/67-1273/74 гг. занимался риторикой и проявил себя как писатель. После окончания обучения Георгий избрал духовную карьеру, жил в к-польском мон-ре Спасителя Акаталепта, где среди проч. занимался лит. трудами и преподаванием. В 1273 г. он был произведен в чин протоапостолария. При жизни Михаила VIII Георгий поддерживал его унионистскую политику, однако после смерти императора (1282) отказался от прежних взглядов. 26 дек. 1282 г. пролатински настроенный патриарх Иоанн XI Векк был вынужден отречься от престола.

http://pravenc.ru/text/166693.html

Святитель Феолипт Филадельфийский: Его эпоха и его учение о Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 9 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 На материале “Двух слов против арсенитов” I. Личность святителя Феолипта и его эпоха. Лионская уния 1274 г. Среди великого множества святых Православной Церкви святитель Феолипт долгое время занимал в церковной памяти весь­ма скромное место. Во всяком случае, в классическом труде по православной агиологии архиепископа Сергия (Спасского) о нем упоминается лишь во втором приложении (“Святые, дни памяти коих, или самыя памяти не показаны в месяцесловах и синаксариях”), где кратко говорится: “Феолипт Филадельфийский, XIVb. Память в первую неделю по неделе всех святых” 1 . Видимо, Господу было угодно сокрыть под спудом до времени имя одного из тех, которые являются “солью земли” и “светом миру” (см. Мф 5:13–14) 2 . В чуть ли не единственной (из известных нам) работе на русском языке, посвященной этому святителю и принадлежащей перу архимандрита Арсения, личность его оценивается весьма высоко: “Его подвижническая жизнь, твердость в Православии, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства” 3 . Однако как церковный писатель и богослов, святитель Феолипт долгое время оставался в тени 4 . Лишь в самое последнее время, благодаря усилиям ученых, незримо исполняющих волю Божию, стало приоткрываться все величие личности и трудов святителя Феолипта 5 . Родился Святитель в 1250 (или 1251) г. в Никее, тогдашней столице Византии, поскольку Константинополь до 1261 г. находился во власти латинян. На его жизни сказались те потрясения, которые пережила Византия во второй половине XIIIu первой половине XIV вв., в первую очередь — глубинные трения между православной державой ромеев и латинским Западом. Крестовые походы и захват крестоносцами столицы Византии не просто углубили раскол между двумя половинами христианского мира, но положили между ними почти непроходимую пропасть. Многочисленные факты насилий латинян над жителями Византии “полагали новые неодолимые препятствия к братолюбивому сближению Востока с Западом и в области религиозной. Заклятые враги в жизни не могли быть друзьями по убеждению. Латиняне видели в греках людей негодных во всех отношениях, и, следовательно, низко ценили и религиозные обряды и убеждения их; в свою очередь, греки видели в латинянах варваров во всех отношениях, не исключая религии” 6 .

http://pravmir.ru/svyatitel-feolipt-fila...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf I. BREVIS CONSPECTUS AUCTORUM EX ORDINE TOMORUM I (1857, iterum (l) 1886). Clemens Romanus; Clementinä Constitutiones apostolicæ, Recognitiones; II (1857 et 1886). Clementinä Homiliæ (ad с. 646). Barnabas, apostolus, 647–782. Mathias, ap., 783–4. Bartholomæus, 785–8. Anacletus, papa, 787–818. Hermas, 819–1012; Pseudo-Pastor, 1011–24. Testamenta XII Patriarcharum, 1025–1160. Epistola ad Diognetum, 1159–86. Presbyteri et diacoini Achaiæ de S. Andrea, 1187–1248. III-IV (1857 et 1889). Dionysius Areopagita. (III immutatio a c. 1133: onomasticon et index analyticus). Maximi atque Germani scholia et Pachymeræ paraphrasis. V (1857 et 1894). Ignatius Antiochenus, 9–996. Polycarpus Smyrnæus, 995–1028. Smyrnæorum ecclesia, 1029–40. Evaristus, papa, 1039–58. Alexander I, papa, 1057–74. Xystus I, papa, 1073–80. Telesphorus, papa, 1079–88. Hyginus, papa, 1087–94. Pius I, рара, 1093–1130. Anicetus, papa, 1129–34. Soter, papa, 1133–40. Eleutherius, papa, 1139–44. Melito Sardium ер., 1145–1250. Papias, 1251–62. Quadratus, 1261–66. Aristides, 1267–8. Agrippa Castor, 1269–72. Aristo Pellaeus, 1271–86. Claudius Apollinaris, 1285–1302. Hegesippus, 1301–28. Pantænus, 1327–32. Rhodo, 1231–38. Maximus Hierosolymitanus, 1237–1356. Polycrates Ephesius, 1355–66. Theophilus, Cæsareæ Pal., 1365–72. Serapio Antiochenus, 1371–76. Apollonius, 1375–86. Seniores apud Irenæum, 1385–1402. Viennensis et Lugdunensis ecclesia, 1401–1454. Passiones martyrum anonyms, 1453–74, Victor I, papa, 1473–90. Archaeus, 1489–90. VI (1857 et 1884, immutatio a. c. 1611: index (1) Ubi numerus anni tantum additur, columnarum idem est atque in prima editione.analyticus et J. H. Nolte conjecturæ; et emen-dationes). Apologetæ; S. II. Justinus, 9–800, 1563–1600. Tatianus, 801–88, 1601–2, Athenagoras, 887–1024. Theophilus Antiochenus, 1023–1168, 1603–4. Hermias, 1167–1180. Pseudo-Justinus, 1181–1564. Indices et supplements, 1606–1820. VII (1857 et 1882). Irenæus. F " ragmenta gnosticä Basilides, 1263–66. Epiphanes, 1265–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV ДУКА ЛАСКАРЬ [греч. Ιωννης Δοκας Λσκαρις, Καλοωννης] (25.12.1250, Нимфей? - ок. 1305, К-поль), имп. Никейской империи (16 авг. 1258 - 25 дек. 1261). Сын имп. Феодора II Дуки Ласкаря и Елены, дочери болгарского царя Иоанна Асеня II. Перед смертью Феодор II оставил опекунами 8-летнего И. Д. Л. протовестиария Георгия Музалона и патриарха Арсения Авториана . Музалон пытался отказаться от регентства, но его выдвижение поддержал Михаил Палеолог (см. ст. Михаил VIII Палеолог ). И. Д. Л. был отвезен в Магнисию (ныне Маниса, Турция) под охрану клана Музалонов. 24 авг. 1258 г. И. Д. Л. с опекунами прибыл в Сосандрский мон-рь близ Нимфея на панихиду на могиле отца. Войско подняло мятеж, и Георгий Музалон и 2 его брата были убиты в храме. Новым опекуном И. Д. Л. стал Михаил Палеолог, получивший звание мегадуки. 1 дек. 1258 г. с согласия И. Д. Л. Михаил был провозглашен императором и 25 дек. коронован в Никее патриархом Арсением, в то время как И. Д. Л. лишь присутствовал на этой церемонии. Коронация И. Д. Л. была отложена до его совершеннолетия. После освобождения К-поля от латинян Михаил Палеолог короновался вторично в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). 25 дек. 1261 г. по приказу имп. Михаила И. Д. Л. был ослеплен и отправлен в заточение в крепость Дакивиза (ныне Гебзе, Турция). Расправа с И. Д. Л. вызвала недовольство во всех слоях визант. общества. Свящ. Синод К-польской Церкви во главе с патриархом Арсением отлучил имп. Михаила от Церкви, что поколебало его положение. В К-поле и Никее были репрессированы неск. сторонников И. Д. Л. из числа знати. В 1262 г. крестьяне-акриты Вифинии подняли восстание против Михаила, среди них некий слепой юноша объявил себя Иоанном Ласкарем. Однако восстание было подавлено, и Михаилу удалось удержать власть. И. Д. Л. отказался от прав на престол и в сер. 60-х гг. принял монашеский постриг с именем Иоасаф. В 1284 г. визант. имп. Андроник II во время поездки в Вифинию посетил И. Д. Л. в его замке. И. Д. Л. подтвердил отказ от прав на престол и объявил о прощении Андронику злодеяний его отца Михаила в отношении Ласкаридов. Ок. 1285 г. И. Д. Л. переехал в К-поль и остаток дней провел в мон-ре св. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/469758.html

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

1248 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. 1249 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 1250 день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 1251 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. 1252 достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. 1253 Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною. 1255 Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. 1256 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. 1257 Итак ждите Меня, говорит Господь,.. ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое. 1259 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они… сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. 1260 ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего. 1261 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. Читать далее Источник: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета : по утвержденной программе/Сост. А. Хергозерский. – изд. 4-е, испр. - СПб. : Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1899. 235 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

στ) Ο Ππας της πρτης αλσεως Ιννοκντιος ο Γ’ (1198-1216) στειλε διαδοχικ τρεις Καρδιναλους (1204, 1205, 1208) στην Κωνσταντινοπολη για την διεξαγωγ συζητσεων, με απατηση να αναγνωρισθε το παπικ πρωτεο29. Συζητσεις ανλογες γιναν και στα τη 1206 και 1214, υπ την πεση της Φραγκοκρατας30. Για πρτη φορ μια μερδα Ανατολικν αντιλαμβνεται και υποστηρζει, τι ταν αναγκαα η σγκληση Οικουμενικς Συνδου, για να τοποθετηθε το θμα στο πλασιο της εκκλησιαστικς παραδσεως και πνω στη βση της αρχαας Πενταρχας. Ο Ππας θερησε ως ευκαιρα την για τη Δση IB’ Οικουμενικ σνοδο του Λατερανο (1215). Δεν παρστησαν μως Ορθδοξοι και τσι δεν δθηκε η ευκαιρα για θεολογικς συζητσεις. Ο Ιννοκντιος, ως παραχρηση ναντι των Ανατολικν, θεσε στην Σνοδο αυτ το θεωρητικ θεμλιο της Ουνας (ανοχ των ανατολικν εθμων). ζ) Νες διαπραγματεσεις γιναν επ του αυτοκρτορος Ιωννου Γ’ Δοκα του Βαττζη (1222-1254) στη Νκαια και το Νυμφαο (α’ μισ του 13ου αινα)31. Για πρτη φορ αντιμετωπσθηκε και πολεμθηκε απ τους Ορθοδξους η περ καθαρτηρου πυρς λατινικ διδασκαλα. Εξ λλου, επιδιχθηκε συμβιβαστικ λση για το Filioque, με βση την προταθεσα φρση του θεολγου και μοναχο Νικηφρου Βλεμμδη «εκ του Πατρς δι’ Υιο». Ο Ιωννης Βαττζης καμε παραχωρσεις ναντι του Ππα (μετ το 1250): δχθηκε το πρωτεο του Ππα, το μνημσυν του στη λατρεα και το κκλητο (εφσεις των δικαστικν αποφσεων) με τον διπλ μως περιορισμ: οι πειθαρχικς αποφσεις του Ππα να μην προσκροουν στις οικουμενικς συνδους και να μη γνει δεκτ το Filioque και ως διδασκαλα και ως προσθκη32. Ο υις μως του Βαττζη, Θεδωρος Β’, ο Λσκαρης (1254-1258), απρριψε (1254) τις παπικς αξισεις, χοντας την επιθυμα αυτς, ως «βυζαντινς» αυτοκρτορας, να συγκαλσει οικουμενικ σνοδο και να εναι πρεδρος και διαιτητς στη συζτηση των διαφωνιν33. η) Επ Μιχαλ Η’ Παλαιολγου (1259-1282) λαμβνει χρα μα να σειρ προσπαθειν, (απ το 1261), με στχο την απκρουση του λατινικο κινδνου και ανσταση της αυτοκρατορας34. Οι Ππες δεν αρνθηκαν τις νες γι’ αυτος ευκαιρες, εφσον ανμεναν απ αυτς ωφλεια. Επβαλαν μως βαρες ρους: πλρη αποδοχ του παπικο πρωτεου και της ρωμακς διδασκαλας. Ο Μιχαλ φνηκε συγκαταβατικς, λγω και των προσωπικν του προβλημτων35, επιχερησε μως με πολλς πισεις να πεσει τον ορθδοξο Κλρο, ο οποος τελικ υπκυψε. Δχθηκε, κατ την απατηση του Μιχαλ, το μνημσυνο του Ππα, το κκλητο και το πρωτεο, με την προπθεση μως, τι θα σαν σμφωνα με τις εκκλησιαστικοκανονικς διατξεις. Τελικ γινε η επιδιωκμενη απ τον αυτοκρτορα νωση στην παπικ ΙΔ’ Οικουμενικ Σνοδο της Λυν 1274. Παρ τις πισεις μως εκ μρους του Μιχαλ, η νωση δεν γινε στην Ανατολ δεκτ παρ μνο απ τους φιλενωτικος συνεργτες του, με εξχοντα τον μετπειτα Πατριρχη Ιωννη Βκκο (1275-1282)36. Η σθεναρ αντσταση του πατριρχου Αρσενου Αυτωρειανο (1255-1260) οδγησε στο «αρσενιαν σχσμα»37.

http://gr.pravoslavie.ru/131565.html

В период татаро-монгольского нашествия Киев был разгромлен. Неизвестна судьба последнего домонгольского митрополита – Иосифа. Новый митрополит был поставлен только в 1250 г. Но в целом политика монголов по отношению к Православию была терпимой. Русская церковь была освобождена от дани, пользовалась полной свободой в своих делах. В 1261 г. в Великом Сарае – столице Золотой Орды – была учреждена православная епархия, в обязанности епископов которой входило не только окормление русских людей, волей или неволей оказавшихся там, но и миссионерская деятельность. Но при этом на территории Южной Руси хозяйничали разбойничьи шайки татаро-монголов, было разрушено государственное управление, не существовало сильной власти, которая могла бы за короткий период наладить нормальную и гражданскую жизнь и обеспечить течение нормальной церковной жизни. Это привело к тому, что митрополит Кирилл III был вынужден подолгу пребывать вне своего кафедрального града, обычно в Северо-Восточной Руси, где он и скончался. Уже следующий митрополит – Максим, поставленный в 1283 г., через 17 лет после поставления формально перенес кафедру во Вл. на Кл. (1300 г.). С 1325 г. кафедра утвердилась в Москве, перенесенная сюда из Владимира-на-Клязьме митрополитом Св. Петром. При этом сохранился титул митрополита Киевского и всея Русии. С поставлением в митрополиты в Москве в 1448 г. Св. Ионы в условиях, когда Константинопольская церковь пребывала в схизме (Ферраро-Флорентийская уния), Русская митрополия стала автокефальной Церковью. С 1461 г. она совершенно отделилась от Киевской митрополии и стала именоваться Московской и всея Руссии. Первоначально первый автокефальный русский митрополит Св. Иона носил титул Киевского, так как первоначально автокефалию получило все Русское Православие, а разделение на две ветви произошло уже после объявления автокефалии. «...По разделении Всероссийской митрополии в 1461 г. Московская митрополия была поставлена первою в числе епархий Константинопольского престола и ее митрополиты до учреждения Патриаршества избирались и поставлялись независимо от Константинопольского Патриарха...» (Исторические сведения... С. 4, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010