Далее, как самый совершенный, Бог может быть только единым, чтобы в Его власти находилось всё без исключения (ibid.) 1243 . Кроме того, то, что может быть разделено, по необходимости должно погибнуть; но если гибель немыслима по отношению к Богу, поскольку Он неразрушим и вечен, следовательно, Божественная сила не может быть разделена, и Бог является единым (ibid.) 1244 . Ведь если бы эта Божественная сила была разделена между многими, она необходимо претерпела бы умаление; а что умаляется, то смертно; если же эта Божественная сила бессмертна, она не может ни умаляться, ни разделяться (De ira Dei, 11) 1245 . Наконец, Лактанций приводит еще один аргумент: подобно тому как человеческим телом, состоящим из множества различных частей, управляет единый дух (mens una), так и всем миром управляет единый Бог (Div.Inst., I.3). Вместе с тем Лактанций , подобно многим античным мыслителям, допускает, что единый высший Бог (unus maximus Deus, summus Deus) управляет миром посредством подчиненных Ему служителей, которых язычники называют «богами», но которые на самом деле не суть боги, ибо подчиняются высшему Богу (ibid., I.3 1246 ; I.7 1247 ). О едином высшем Боге свидетельствуют как ветхозаветные пророки, так и языческие поэты, философы и оракулы (Div. Inst., I.4–7). «Итак, – говорит Лактанций , – само собой вполне очевидно, что существует один Царь мира, один Отец, один Бог» (ibid., I.7) 1248 . По определению Лактанция , имя «Бог» (Deus) означает высшее Могущество, что необходимо предполагает неразрушимость, совершенство, бесстрастие и самодостаточность Бога (ibid., I.7) 1249 . В качестве важнейших свойств Божиих Лактанций рассматривает нерожденностъ (γννητος, non generatus) и безначальность (carens origine, ibid., 1.7; IV.29) – свойства, которые впоследствии (а отчасти уже у Тертуллиана и Новациана) стали характеризовать только Бога Отца 1250 . В связи с этим учение Лактанция о едином Боге, как и у большинства доникейских богословов, является учением о Боге Отце 1251 . Под влиянием языческой религиозной философии (Гермеса Трисмегиста) и оракулов (Аполлона) Лактанций облекает свойство нерожденности в необычную форму выражения: Бог существует μτωρ et πτορ «без матери и без отца», что означает, что у Бога нет иного, внешнего Ему начала (origo illi non sit aliunde) и что Тот, Кто Сам всё породил, не может быть рожден кем-то другим (ibid., I.7 1252 ; IV.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

(3) Часов в пять-шесть (время точно не размерено) я – как подскажет день – удаляюсь в цветник или в криптопортик 1248 , обдумываю остальное и диктую. Сажусь в повозку и занимаюсь в ней тем же самым, чем во время прогулки или лежания, освеженный самой переменой. Немного сплю, затем гуляю, потом ясно и выразительно читаю греческую или латинскую речь не столько ради голоса, сколько ради желудка 1249 ; от этого, впрочем, укрепляется и голос. Вновь гуляю, умащаюсь, упражняюсь, моюсь. (4) Если я обедаю с женой и немногими другими, то читается книга 1250 , после обеда бывает комедия и лирник; потом я гуляю со своими людьми, среди которых есть и образованные 1251 . Разнообразные беседы затягиваются на целый вечер, и самый длинный день скоро кончается. (5) Иногда в этом распорядке что-нибудь меняется: если я долго лежал или гулял, то после сна и чтения я катаюсь не в повозке, а верхом (это берет меньше времени, так как движение быстрей). Приезжают друзья из соседних городов, часть дня отбирают для себя и порою своевременным вмешательством помогают мне, утомленному. (6) Иногда я охочусь, но не без табличек, чтобы принести кое-что, если ничего и не поймал 1252 . Уделяется время и колонам (по их мнению, недостаточно): их деревенские жалобы 1253 придают в моих глазах цену нашим занятиям и городским трудам. Будь здоров. 37 Плиний Павлину 1254 привет. (1) Не в твоем характере затруднять близких друзей традиционными и, так сказать, официальными услугами, а я люблю тебя слишком крепко и не боюсь поэтому, чтобы ты, консул, истолковал не так, как мне желательно, мое отсутствие в календы 1255 , тем более, что меня задерживает необходимость упорядочить многолетнюю аренду моих поместий 1256 , и тут приходится принимать новые решения. (2) За прошлое пятилетие недоимки возросли, хотя я и делал большие скидки; поэтому большинство, отчаявшись в возможности уплатить долги, вовсе не заботится об уменьшении их. Люди тащат и тратят все, что у них появляется в хозяйстве, считая, что им нечего уже жалеть себя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Этот указ возвратился к строгостям Воинского Устава Петра. В силу этого указа Св. Синод, которому и прежде принадлежали эти дела о суевериях и волшебстве 1244 , теперь должен был обратить особое внимание на них. Помимо распространения и нового издания этого указа 25 Мая 1731 года 1245 , Св. Синод особым указом 25 Ноября 1737 года 1246 указал, как нужно действовать в этом отношении. Наблюдение за волшебниками и суеверными в епархиях было возложено на епархіальных архиереев, которым особенно было запрещено допускать так называемых кликуш «до суеверных шалостей». За небрежение они подлежали штрафу. В этих же видах было указано епископам учредить по всем городам из духовного чина нарочитых закащиков, или Благочинных, которые б, коль скоро где что в народе к суеверию подлежащее появлялось, тотчас объявляли о том 1247 . Но самая высшая мера наказания за волшебство не всегда применялась. Напр., по указу 12 Іюня 1735 года Калинкинскую жительницу Настасью Яковлеву, обвиненную в волшебстве, и полковницу Марию Семеновну Антонову, пользовавшуюся услугами первой, было велено разослать в девичьи монастыри на работу навсегда, предварительно наказав в теле 1248 . При Екатерине ІІ все, кто стал бы колдовать или чародействовать, или делать иной подобный обман, происходящий от суеверия или невежества, или мошенничества, и для этой цели стал бы чинить начертания на земле, курения, пугать чудовищами, предвещать по воздуху или по воде, толковать сны, искать волшебством кладов, искать видений, нашептывать на бумагу, траву или питье, – все такие судились в Совестном Суде 1249 . Кликуш в 1770 году было велено наказывать публично плетьми, как обманщиц 1250 . Лжепредсказания и лжепредзнаменования были причислены к другим видам преступной лжи и наказывались сообразно с ними 1251 . Наказанию подлежало и всякое подстрекательство к волшебству. Еще Петр Великий угрожал наказанием вечной ссылкой на галеры всякому, кто велел бы ради своего интереса или суетной славы огласить какое-нибудь чудо притворно и хитро чрез кликуши, или чрез другое что, или подобное тому прикажет творить суеверие 1252 . Постановление это вошло и в Свод Законов Уголовных (ст. 200 изд. 1832 г.; ст. 218 изд. 1842 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Но есть и другой вывод из христологической антропологии. Христологически построенное учение о человеке, обеспечивает здоровое отношение к человеку. О нем могут быть сделаны выводы только полнокровные, трезвые, лишенные какого бы то ни было сектантского гнушения человеком и плотью. Лже-спиритуализм исключается, из христологически построенной антропологии. Это на примере патр. Фотия видно особенно ярко в его анти-манихейских трактатах. Они проникнуты духом разумного и любовного приятия природы, твари и человека. Поскольку 1 кн. «Против Манихеев». как история происхождения и развития манихейской секты, не представляет особого интереса в области чисто доктринальной, постольку три последующие книги заслуживают внимательного прочтения. Манихейство не стало для нас музейной ересью. Под своим именем и в лице своих руководителей того времени оно умерло, но продолжает всегда существовать, как опасность для всех тех, кто вопросы космологии, антропологии и проблему возникновения зла пытаются решать дуалистически и поэтому манихейски. Патр. Фотий подробно разбирает всевозможные доводы манихейства о творении мира Злым Началом и уничтожающими доводами от Писания как Ветхого, так, гл. обр., и Нового Заветов, разбивает сектантские положения. Приводить их все было бы излишним, т. к. они не имеют прямого отношения к теме о человеке, но некоторые мысли патр. Фотия, особливо, относящиеся к назначению человека, для нас важны. Тяготение Манихеев и им подобных дуалистов к гнушению плотью и материей, тяготение к «равноангельности» и лже-духовности находит у патр. Фотия такой ответ: «Тот же Бог Словом из не сущего составил телесную и видимую тварь, Который и умную, и невидимую произвел по преизбыточествующему богатству Премудрости. Человеческое тело, как и душа суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления» 1249 . Несколько дальше он добавляет: «само словесное животное, человек стройно составлен из видимых и невидимых частей» 1250 . В христологической именно проблеме особенно чувствуется ортодоксальный анти-манихеизм патр. Фотия. Явление Христа во плоти само по себе отрицает всякое гнушение материей и человеком, а вытекающие из этого богословские перспективы дуалистов превосходят все спиритуалистические преклонения перед величием преображенного и спасенного человека. Хотя «приятие Логосом тела и плоти и вочеловечение Его производит головокружение» 1251 , но поистине «Бог Сына Своего, не разлучающегося от Его недр, ради спасения и исправления обманутого человека, ниспослал во плоти для жительствования с людьми» 1252 . Христологическая антропология требует своих выводов: «душа, созданная по образу Божию и соединенная с телом, созданным Той же Божественной рукой, имеет желание вознестись к Своему первообразу» 1253 . И это «приятие Христом человечества, – говорит п. Фотий в своих фрагментах на ев. Луки, – не умаляет величия Божества, но даже возвышает до Него смирение человечества» 1254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Понятие «ветхого человека» применимо к понятию «порочности», в котором пребывают все силы души человеческой зараженные страстями. Страсть, есть недуг души; 1248 точнее сказать, есть болезненное состояние душевных сил. 1249 Страсть есть безмерное устремление души к чему-нибудь, кроме Бога, или желание выходящее за границы разума и с разумом несогласное. 1250 По учению Климента Александрийского страсть, есть возмущение против природы, нарушающее гармонию сил и вносящее в душу беспорядочность и смятение. От этой внутренней беспорядочности происходят и все внешние беспорядки, в частной и общественной жизни человечества. 1251 Немезий Эмесский определяет страсть как неразумное движение души по причине представления блага или зла. 1252 По-другому страсть, есть движение энергии против природы. 1253 Можно сказать и так: добродетель или «добрая» энергия – это движение согласное с природой, а грех, страсть или энергия «злая» – движение вопреки природе. Сама по себе душевная энергия, конечно, не может быть ни злой, ни доброй, ибо не обладает нравственными свойствами, но она становится такой из-за того направления, которое принимает под действием сознания и воли и хотя у животных действуют такие движения души, которые можно назвать страстными (гнев, ярость, похотливость), но никто ведь не винит их за такие «недобрые» действия по причине отсутствия у них сознания и свободной воли, тогда как человека, уподобляющегося в действиях животным, строго осуждают за недолжное поведение, как несвойственное его сознательной природе. Итак, в «этом именно смысле энергия называется страстью, когда она возбуждается не согласно с природой» и «поскольку движения происходят из самого страстного начала души, они суть некоторые энергии, а поскольку они неумеренны и не согласны с природой, уже не энергии (в положительном смысле), но страсти». 1254 Следовательно, в зависимости от того, куда будут направлены силы или энергии души они будут пребывать или в страстном, греховном состоянии, или в состоянии бесстрастном, добродетельном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Различные философские школы произошли из учения Сократа (5,1) Разбирать мнения философов я не намерен, поскольку сами основатели различных школ (τς αιρσεις) в своих произведениях, чтобы не казаться неблагодарными, сами признают, что основные свои положения они позаимствовали у Сократа. О взаимозаимствованиях среди поэтов (2) Поэтому я приведу несколько примеров плагиата из произведений наиболее знаменитых и почтенных среди греков, а затем перейду к последующему. (3) Орфей сочинил такую строку: Что может мерзостней женщины быть и собачней? 1240 (4) Гомер же выразился так: Кого найдешь бесстыдней жены и собачней 1241 . (5) Мусей написал: Сколь же уменье всегда лучше, чем сила бывает 1242 . (6) У Гомера же сказано: Плотник тебя превосходит искусством своим, а не силой 1243 . (7) И еще у Мусея: Точно так же и листья растит хлебодарная почва: Вянут на ясенях листья одни, прозябают другие. Так и род человеков, и племя людское кружится 1244 . (8) Гомер перефразирует это так: Ветер одни по земле развевает, другие дубрава, Вновь расцветая, рождает, и с новой весной нарастают. Так человеки: одни нарождаются, те погибают 1245 . (9) И еще. Гомер сказал: Радостный крик поднимать неприлично при виде убитых 1246 . (10) Архилох и Кратин вторят ему. Первый: Неблагородно смеяться при виде павшего мужа 1247 . (11) Кратин же в «Лаконе» пишет: ...ужасна для мужа многословная над убитым потеха 1248 . (6,1) Архилох же следующие слова Гомера: Так! Согрешил, нет нужды отпираться, и вместо многих... 1249 , (2) переиначивает таким образом: Один согрешил, но всех остальных это губит 1250 . (3) А такую строку эпического поэта: Общая смертным война, и разящего враз поражает 1251 , – (4) он изменил так: Я совершу! Истинно, Арий всем людям единый. (5) А следующие слова: Жребий победы дается людям по воле богов, – (6) переписал он такими ямбами: Смелее, юные! жребий победы дается по воле богов 1252 . (7,1) И снова. Гомер говорит: Ног не намочившие (νιπτηοδες), спят на земле 1253 . (2) А Еврипид в Эрегфее:

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Избрание Анастасия на царство было делом национальной партии, желавшей низвергнуть иго исавров. Брат Зенона, Лонгин, которого он старался выдвинуть как своего преемника, занимал пост первого члена сената; другой Лонгин, из Кардал, был магистром оффиций; исавров было очень много в столице и Халкидоне. По-видимому, исавры затевали государственный переворот. На это намекает в своем панегирике Анастасию, сказанном в год двадцатилетия его правления, Присциан. 1249 Но своевременно были приняты меры, обеспечившие спокойствие столицы. Новый префект города Юлиан поспешил издать строгий приказ в предупреждение возможных беспорядков. Угрозы не подействовали, и на ристаниях в присутствии императора произошли большие буйства, так что пришлось пустить в дело войска. При подавлении беспорядков было много убитых, и возбужденные димоты отомстили поджогом ипподрома. 1250 Подавление беспорядков сопровождалось одной мерой общего характера. Пантомимы, которых дал каждой из четырех партий Лонгин, брат имп. Зенона, оказались, как можно предполагать, солидарны с исаврами, и Анастасий распорядился изгнать их из города. 1251 Префект Юлиан не выказал в подавлении беспорядков должной распорядительности, он был смещен, и Анастасий на его место назначил Секундина, мужа своей сестры Кесарии. Виновниками бесчинств были признаны исавры, и новый префект издал приказ, по которому всем без изъятия исаврам воспрещалось пребывание в столице, и они должны были немедленно покинуть город, сохраняя, однако, приобретенные чины и звания, а также и имущество. Брат Зенона был удален в Фиваиду и насильно посвящен в духовный сан в котором умер спустя семь лет. Свекровь императрицы, Лалия, жена Лонгина, сосланного в Фиваиду, Валерия, с дочерью Лонгиной и другие знатные дамы были удалены из дворца и проживали из милости в загородной вилле Брохты, на азиатском берегу Босфора. 1252 Лонгин из Кардал, бывший магистр оффиций, бежал в Исаврию. Но раньше чем он успел прибыть на родину, вся страна была уже охвачена восстанием. Во главе движения стал Лингинин, назначенный при Зеноне правителем этой провинции. 1253

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

(1) Всемогущий Бог спасет и помилует Ответ: Господи помилуй. (6) Чтобы, мы могли пережить в мире этот час святой жертвы и предстоящий день в вере, у Господа просим. Ответ: Подай, Господи. (2) Ангела мирна, хранителя душ наших, у Господа просим (11) Оставления и прощения наших прегрешений, у Господа просим (5) Великой и могучей силы святого креста в помощь душам нашим, у Господа просим. (7) ? Снова в едином согласии с нашей истинной и святой верой, Господа молим. Ответ: Господи помилуй. (15) Предадим себя и друг друга Господу Вседержителю. 1248 Из-за ответа «Подай, Господи» 1249 и последовательности прошений эта литания, по-видимому, зависит от византийской модели (следующая страница) с дополнением прошения о кресте, специфическом для армян. Прошение перед заключительным воззванием «Предадим себя» напоминает халдейское прошение «Concordiam caritatis» (таблица, 7). Но этого нет ни в одном из древних греческих источников, поэтому мы опустили его из колонки G в таблице ниже. Отметьте поразительное сходство между армянским прошением и заключительным этисисом после анафоры византийской литургии: «Единства веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». 1250 Фактически, в соответствующей литании армянской традиции – даже в армянской ЗЛАТ 1251 – это византийское заключение заменено: Снова в едином согласии нашей истинной и святой верой Господа молим. Поручим себя и друг друга Господу Богу Вседержителю. Помилуй нас, Господи Боже наш, по великой милости твоей, да воззовем в едином согласии. 1252 Но так как это тройственное молитвословие составляет общий финал армянских литаний, 1253 рискованно утверждать, что первые два прошения были первоначально сформированы по образцу византийского текста. Наши познания в армянской традиции и изумительное разнообразие, находящееся в источниках не позволяют делать определенных выводов, исходя из армянских обычаев. Следующая схема является попыткой восстановить оригинальную последовательность прошений из ранних и современных источников. Числа в круглых скобках обозначают прошения в предыдущей таблице. Другие числа обозначают местоположение каждого прошения в различных источниках. Позиция прошения обозначается числом от 1 до 8 даже при том, что у некоторых из источников нет всех восьми прошений. Так число 7 означает, что рассматриваемое прошение – предпоследнее, даже притом, что у литании в указанном источнике может быть только 6 членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Только в 535 г., т.е. после восьмилетнего царствования, Юстиниан взялся за это дело. В двух больших указах, от 15 и от 16 апреля этого года 1248 он установил основы административной реформы и в определенных выражениях начертал новые обязанности, которые он налагал на своих чиновников. Отныне губернаторы должны были «отечески относиться к населенно, охранять их от всякой несправедливости, отнюдь не брать от него денег, являться правосудными, как в своих судебных решениях, так и в административных действиях, преследовать преступления, наказывать виновных по закону и вообще держать себя по отношению к подвластным так, как отец относится к детям». 1249 Продажа должностей отменялась; впредь, вместо тяжелого suffragium , новые должностные лица должны оплачивать только самые незначительные взносы за грамоты, выдаваемые при их назначении 1250 , а для того, чтобы отнять у администраторов всякий предлог для эксплуатации плательщиков, император значительно увеличивал жалованье лиц, занимающих общественные должности. 1251 В видах устранения поводов для уступок требованиям могущественных частных лиц, Юстиниан старался повысить внешнее значение своих чиновников, поднять их достоинство и дать им средства заставить уважать себя и повиноваться себе. 1252 Особенно он желал, чтобы они были честны и чтобы у них, по его выражению, постоянно выходящему из-под его пера, «были чисты руки». Добиваясь такого результата, император издавал множество самых мелочных инструкций и указаний. Губернаторы, – и чтобы всякий знал это, каждому новому должностному лицу, при назначении, будет сообщаться императорское повеление 1253 , – ни в каком случае не должны насиловать управляемых; а напротив творить правосудие, одинаково охранять их как от насилий солдат, так и от притеснений агентов центральной администрации; посредством частых разъездов по своим округам они должны заставлять уважать порядок и сохранять мир; их дело – прекращать разбойничество, наблюдать за надлежащим состоянием общественных работ; тщательно надзирать за действиями своих officiales и финансовых агентов и за поведением чинов полиции, препятствовать захватам сильных, удерживать земледельцев на их землях; упорядочивать религиозные дела, относясь с равным уважением к правам Церкви и государства; оберегать автономию городов; жить в согласия с епископами своей провинции и с нотаблями поселений и во всех случаях заслужить хорошую репутацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Таким образом, цвет черного камни Каабы не может служить доказательством несомненной принадлежности его культу Сатурна. Если мы сопоставим единогласные свидетельства греческих писателей о принадлежности его культу планеты Венеры, свидетельства, имеющие несомненно в своей основе древнее арабское предание, сопоставим с указаниями, что черный цвет принадлежал и Венере и даже иногда сообщал ей характерное прозвание «черной», 1249 то мы не можем не прийти к заключению, что этот камень действительно был образом Венеры. Только при таком предположении мы можем объяснить тот факт, что черный камень Каабы пользовался почти всеобщим почетом у арабов, потому что культ Венеры планеты и богини был сильно распространён в Аравии, как это мы уже показали в своем месте. Между тем приписывая этот камень планете Сатурну, трудно объяснить почти всеобщее его почитание, потому что культ планеты Сатурна имел не такое широкое распространение среди арабов. Аллата. К культу камней, в связи, конечно, с планетным культом, должны быть отнесены еще два божества арабов: Аллата и Мената. Так как эти божества упоминаются в Коране 1250 и так как культ их был в большой силе у корейшитов, колена, из которого происходил Мухаммед, то мы и поговорим, о них подробнее. Начнем с Аллаты и приведем сначала относящиеся сюда свидетельства арабских писателей. Бейзавий в объяснении на Коран 53:19, говорит: ... «Аллата, Аль-Узза и Мената были кумиры у них (т.е. у арабов). Аллата была у колена сякиф в Тайефе и у корейшитов и Нахле. Слово Аллата есть грамматическая форма от корня наклонялся, потому что они преклонялись пред ней, т.е. делали обходы во круг неё. Гибатулла, следуя чтению Аль-Беззия, и Рувейс, следуя чтенью Якуба, читает: Ал-Латта, удваивая букву т; на том основании, что она названа так потому, что она была изображением одного человека, который варил ячменную похлёбку с примесью масла и кормил ею хаджиев». Почти тоже самое говорит об этом и Замахшари 1251 . Казвини относительно Аллаты говорит, что это четырёхугольный белый камень, который был предметом почитания колени сякиф, которое построило над ним храм и чтило его торжественными обходами 1252 . Табари 1253 рассказывает, что когда Абраха во время своего похода против Мекки приблизился к городу Тайефу, то Масуд-бну-Мугаттиб, коего семейство пользовалось тогда правом присмотра над храмом Аллаты, вышел к нему на встречу со многими сякифитянами и сказал: «наш храм (т.е. храм Аллаты) не тот, против которого ты совершаешь поход; ты идешь против храма в Мекке (т.е. Каабы)». Английскому путешественнику Гамильтону еще показывали этот камень в Тайефе. Он говорит об этом: «не далеко (от Тайефа) на западе, один пятигранный гранитный камень, стоящий в наклонном положении к земле, показывают, как идол богини Латы. В самом большем своем измерении в длину он имеет около двенадцати футов, а самый высокий край его имеет в вышину четыре с половиною фута». 1254 1255

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010