«Соотнося с иконою Христа» те «библейские речения, которые были направлены против идольских изображений греков» 1237 , они превратно толковали замысел Писания. Пришествие Христа, образ которого почитается православной Церковью , положило идолопоклонству конец; слова о том, что «потрясутся от лица Его идолы египетские» 1238 , стали предсказанием о бегстве младенца-Иисуса в Египет 1239 . Отрывок из Исайи ( Uc.63:7–14; LXX ), 1240 который в прошлом защитники веры 1241 использовали для того, чтобы доказать единосущие Отца и Сына, служил для православных доказательством того, что в идолопоклонстве они неповинны 1242 . Согласно Писанию Бог Сам, по сути дела, был первым, кто имел образы Себя Самого 1243 . Сначала «образом Бога невидимого» 1244 был предвечный Сын Божий, а затем Адам, сотворенный сообразно Богу 1245 . В арсенале иконоборцев самым важным доказательством их правоты был текст из Десятисловия, содержащий запрет на изображения, переданный Израилю через Моисея 1246 . Однако в той же Моисеевой книге через несколько глав 1247 повествуется о том, что он построил скинию, исполненную образами херувимов 1248 . В отличие от тех, кого они изображали, сами образы не были бестелесными, но (как показывает и Новый Завет ) 1249 должны были стать «их святыми изображениями», которые, однако, назывались «херувимами» 1250 . Следовательно, нельзя отрицать, что херувимы были изображены в человеческом обличье. Кроме них в скинии была кровь и пепел жертвенных животных; ныне на смену всему этому пришли образы святых, потому что разумное взяло верх над неразумным 1251 . Слова Иисуса о том, что кесарю надлежит воздавать кесарево, а Божие Богу 1252 означают (и это явствует из контекста), что кесарю воздавали его изображением и что, следовательно, Богу надо воздавать Его образом 1253 . Согласно Новому Завету даже сам закон, запрещавший изображения, является пока лишь «тенью» 1254 , но не «образом» будущих благ 1255 . Об Аврааме говорится, что в долине Мамре он воздал поклонение ангелу 1256 , но если во Христе Бог принял не образ ангела, но человека 1257 , не надо ли еще более поклоняться этому человеческому образу? 1258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 1237 г. кор. Фернандо III. Колонизация земель, относившихся к К., началась в 40-х гг. XIII в. Король старался привлечь сюда переселенцев из Леона и Кастилии, чтобы восполнить число жителей, сократившееся в результате массовой эмиграции мусульман. Земли раздавали приближенным короля и активным участникам военных действий. Весной 1241 г. К. получила 2-е фуэро на старокастильском и лат. языках. Образцом для этого документа послужило фуэро Толедо, согласно к-рому в городе вводились нормы «Фуэро Хузго» (романской версии вестгот. кодекса, установленной Фернандо III в 1241); уточнялись также границы городской округи (ее площадь составляла ок. 12 тыс. кв. км). В дальнейшем леоно-кастильские короли провели ряд преобразований с целью установить постоянный контроль над деятельностью должностных лиц консехо (с 1258 алькальд К. назначался королем, в 1274 введены должности присяжных короля для контроля над городскими судьями, в 1328 - должности рехидоров, представителей короля в консехо). Кроме фуэро порядок в городе регулировался муниципальными установлениями, сборники к-рых сохранились в К. начиная с 1375 г. Епископская кафедра К., восстановленная после взятия города кор. Фернандо III, была включена в состав церковной пров. Толедо (с 1851 в составе церковной пров. Севилья). Границы диоцеза фактически совпадали с границами завоеванной в 1237-1240 гг. территории мусульманского «королевства Кордова». В мае 1237 г. на кафедру был назначен королевский капеллан Лопе де Фитеро (1237-1245); его преемник Гутьерре Руис де Олеа (1246-1249) принял активное участие в военных действиях против Альмохадов, напр. во взятии Хаэна (1246) и Севильи (1248). К. была разделена на 14 приходов (это деление зафиксировано в фуэро 1241 г.), из которых 7 находились внутри городской стены (приходы Девы Марии (кафедральный собор), Всех святых, св. Доминика, св. Иоанна, св. Николая (Сан-Николас-де-ла-Вилья), св. Михаила и Спасителя), 7 - в предместьях (приходы св. Петра, св. Андрея, св. Николая (Сан-Николас-де-ла-Ахеркия), св.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

1130 Латинский император Бодуэн (Балдуин) I (1204–1205) был отправлен в плен в г. Тырново, где вскоре и умер (был убит?). 1131 Речь идет о болгарском царе Калояне (1197–1207), отправившемся против г. Фессалоники в сентябре 1207 г. 1132 Калоян умер (или был убит) 8 октября 1207 г. Возможное убийство связывают с кознями его жены-куманки. 1137 Юный Иван Асень и его младший брат Александр были отправлены к половцам, а оттуда на Русь, скорее всего, в Галицкое княжество. 1140 Могут иметься в виду Галицкие беглецы, «выгонцы», т. е. бояре, изгнанные из Галицкой Руси в Понизовье в нач. XIII в. князем Романом Мстиславичем (Пашуто 1950. С. 169). 1142 Феодор Дука Ангел – правитель Эпирского царства (1215–1230), с 1224 г. – император Фессалоники, заключивший в 1228 г. договор с Иваном II Асенем. 1144 Речь идет о 1237 г., когда половцы большими силами вторглись в Болгарию. Акрополит упоминает и о разгроме половецкого (и русского) войска в битве с татаро- монголами на р. Калке в 1223 г. под командованием хана Батыя. 1147 Союз с половцами Бодуэн II заключил во время прохождения войска по территории Венгрии и Болгарии в конце 1239 г. 1149 Иван II Асень умер в 1241 (или 1242) г., когда Болгарией стал править семилетний Калиман Асень (1241/42–1246) под управлением регентов. Император Иоанн – василевс Иоанн Дука Ватац (1221–1254), противник Феодора Дуки Ангела Комнина. 1150 Половцы, расселенные в 1239 г. с согласия короля Белы IV в Венгрии. Но после того, как хан Котян и многие его полководцы были там перебиты, 40-тысячная орда пошла в Болгарию и далее на юг. В 1241/42 гг. расселены во Фракии и Малой Азии, составив мобильные отряды конницы. 1153 26 июня или 2 июля 1243 г. войска иконийского султана Гияс ад-Дина Кай-Хосрова II (1237–1246) потерпели поражение от татар. 1157 Изз ад-Дин Кай-Кавус I (1211–1219), султан, правивший из столицы – г. Икония в центре Малой Азии (совр. Конья). 1170 Т. е. «русского князя», а именно Ростислава Михайловича, сына черниговского князя Михаила Всеволодовича (1179–1246). Перед взятием Киева монголами (6 декабря 1240 г.) Ростислав и Михаил бежали в Польшу. Ростислав некоторое время правил в Чернигове (1242), затем ушел в Венгрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие европейские правители посчитали за благо нанять остатки половцев на свою службу; не стал исключением и св. Иоанн III Ватац. Одну часть половцев он расселил во Фригии, вторую – в Македонии и Фракии 122 . Затем вектор нападения татар изменился на северо-запад. В 1236–1241 гг. были завоеваны Волжская Булгария и многие княжества Руси. В 1241 г. внук Чингисхана Бату-хан (1241–1256) или Батый вторгся в Польшу и Чехию, а его полководец Субудай – в Венгрию, рассеяв армию Венгерского короля Беллы IV. Пострадали Хорватия, Сербия, Болгария, и татары захватили их территории вплоть до Нижнего Дуная. Сами болгары избежали поражения только благодаря инициативному предложению выплачивать татарам дань, которую они ежегодно вносили хану с 1242 по 1300 г. Татарское влияние было достаточно сильным и долгим, чтобы Болгария навсегда потеряла лидирующее положение на Балканах, где теперь господство вновь перешло к византийцам 123 . Силы Никейского императора уже были столь мощны, что св. Uoahha III не испугал ни отказ от союзнического договора со стороны генуэзцев, ни известия о приближающихся венграх-крестоносцах во главе с Латинским императором Балдуином II. Как ни в чем не бывало он начал наступление из Никомедии и занял Харакс, Дакивизу и Никитиат. Переманив на свою сторону половцев и отдельные отряды наемников, сражавшихся у болгар, св. Иоанн III вступил во Фракию, надеясь присоединить к Никейской империи европейских греков. Против него располагались войска Эпирского царя Иоанна. Император без особого труда победил его, и тот добровольно сложил с себя царский титул, назвался «деспотом» и признал над собой власть Никейского императора. Без сомнения, этот поход 1242 г. мог стать вершиной царствования св. Uoahha III Ватаца, мечтавшего присоединить к Никее всю Македонию. Но в самый разгар кампании он получил сообщения от сына Феодора Ласкариса о том, что на соседние сельджукские государства напали неизвестные им татары 124 . В 1243 г. состоялось одно из решающих сражений Рум-сельджуков с татарами, предопределившее их последующую судьбу. Султан Кей-Хосров II (1237–1246) выставил против степняков 22-тысячное войско, которое еще вчера весьма успешно сражалось и с византийцами, и Айюбидами, и хорезмийцами. Но едва сельджуки увидели 10-тысячный отряд татар, как бросились бежать. Причем настолько стремительно, что враги еще сутки ожидали подвоха, не решаясь преследовать из-за опасения, что их заманивают в ловушку. Султан был вынужден выплачивать татарам дань, и эта история стала началом конца Иконийского султаната 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) ( Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов . Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: О делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 273-276). Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стари српске и писма. Сремски Карловци, 1934. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Александр Невский был прекрасно осведомлен об этих взаимоотношениях Даниила Романовича с его западными соседями и папой. Во-первых, его ближайшим соратником и духовным водителем был митрополит Кирилл (1243-1281), выходец из Галицко-Волынского княжества, избранный на эту должность Даниилом Романовичем. Во-вторых, брат Александра — Андрей Ярославич был женат на дочери Даниила Романовича Галицкого, правнучке византийского императора Исаака II Ангела (47). И, наконец, папа сам вскоре после коронации Даниила Романовича прислал своих послов к Александру Ярославичу, чтобы князь послушал " учения их о законе Божии " (48), т.е., видимо, для переговоров о той же унии... В поисках союзников § 1 Противостояние двух ветвей христианства на Западе отразилось в складывающихся отношениях с Востоком. Я имею в виду взаимоотношение и католиков и православных с монголо-татарами в середине XIII в. Русская земля познакомилась с ними в 1223, 1237-1241 гг., Западная Европа — в 1241-1242 гг. Русские оценили приход " народа неведомого " как Божье наказание за грехи свои и через первоначальное сопротивление орде, а стало быть и Промыслу Божьему, пришли к смирению: " За умноженье беззаконий нашихъ попусти Богъ поганыя, не акы милуя их, но нас кажа (наказывая), да быхом встягнулися отъ злыхъ делъ " , — замечает Лаврентьевская летопись под 1237 г. (49). Расчетливые европейцы решили использовать сложившиеся обстоятельства в свою пользу. Монголо-татары ушли из Европы, но создали на Волге новое государство — Золотую Орду со столицей в Сарае, обложив данью большинство древнерусских княжеств. Уже в 1245 г. папа Иннокентий IV отправил свое посольство не в Сарай (хотя и там оно побывало), а в Каракорум — столицу Монгольской империи, которой " де-юре " подчинялась и Золотая Орда; затем, в 1248 г. — Людовик IX Святой; и опять уже вместе в 1250 и 1253 гг. (50). Почему же проявили такую активность папские дипломаты по отношению к монголам (истинным язычникам!), уже не угрожавшим Западной Европе? Какую цель они преследовали?

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

бгати вредных. аще и сладость иму т . потребно с оубо всц м бразо м оудобь бртамо предъпочитати. х невиною вздержа н истзовати на м . чтн има и многосндна. заслажающа многоцнными оуслаженми брашна. но же в коиждо стран оудобь прити и худо и вс м потребу предлежаще. си примати привъводны х . единми нужнишими к животу примлющю. сир ч масло м и таковми. и аще что к болщи х оутше н ю (л. 88) потребно. и к сему аще с без многа истзань и плищов пребывати. (см. стр. 238239 источника) 476 «Безмолвие бо еже с расужением вся заповеди в себе съдръжит. Заповедь она первая «еже възлюбиши Господа Бога и ближняго» внутрь того затворенна суть. Хощеши ли стяжати любовь ближняго, внутр душа твоея по еангельской заповеди удали себе от него, и тогда възгаряется в тебе желание любве его, яко о видении ангела свету, и уставлевными деньми вижд любящих тя лица. Иночество бо жительство похвала церкви Христове». (Ст. 1259,43–1260,10). 481 «Что же имам рещи о обдержащем нынешнем окаяннем обычаи тщащихся в приложение монастырскаго богатства и о стяжании сел и многих служеб, яже царскиа паче же мучителска власти свойственна? Неции же от неведениа божественных писаний, от своих пристрастей добродетель мнят приходити таковая творяще, яко забывше обещаниа своего, яко всех сих отрекшеся и дахом обеты святости, еже без попечениа суетных угодити Богу… Не обещахом ли ся съвръшение от мира умръщвление имети и Христоподражателную нищету? И како можем к тому причастници частем мирским быти, апостолу глаголющу: не любите и яже суть в Аще кто любит сей, нест любве отча в нем… Ни бо мощно есть Богу работати и мамоне». (Ст. 1236,23 – 1237,1?; 1237,?–1?, 1237,17–28). 486 «Не исщут бо нине священник, но ласкателей, ни душам строителей, но жрец чистых, но заступник крепких по приносимому: еже яко собою цар поставиша, а немного начаша, но таковым властем повиноватися и учими есме не просто, но в нихже заповедь Божиа не разоряется. Не будете бо, рече, раби человеком, и повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком. Той же и о духовных властех; не остави нас Господь прелщенных мирских чинов славами скитатися к видимому взырающим…» (Ст. 1239,20–34). 490 Сравн., напр.: Артемий, ст. 1241,21–37. Каково мудрование должен есть имети настояй. в нихже заповедует или завещает? (Ответ): к Богу убо, яко слуга Христов и строитель таинам Божиам, бояся, да не что чрез волю Божию, иже в писаниих исповедуемую, или речет или въобразит и обрящется лжесведитель Божий и святотатец, или привведет что чюже Господня учителства. или оставит нечто от угодных Богу. К братии же, якоже питательница греет своя чада, благоволя подати тем же токмо благовествование Божие, но и свою душу, имуще такову любовь, якову же име к нам Бог и Христос его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

муз. 321. Л. 323 Восток. Опис. С. 455 Новгор. Макар. Чети-Мин. за май под 2-м числом месяца. Л. 151; за июнь под 27-м числом месяца. Л. 170 Всего ближе старец Мартин мог принять явившихся к нему за слуг своего туровского князя Ярослава Георгиевича или Изяславича, княжившего в Турове с 1146 г. (Собр. лет. 1. 136 . Если так, то надобно допустить, что все четыре епископа, у которых прежде служил Мартин, жили в XII в. и занимали Туровскую кафедру прежде знаменитого Кирилла, а именно: Иоаким, вероятно, был тот самый, который упоминается летописью в 1144–1146 г.; Георгий был его преемник, а Симеон и Игнатий епископствовали до 1144 г. (У Калайдовича неверно. Пам. росс. слов. XII в. Предисл. XIV, XXI Для ясности дела представим небольшое сказание о Мартине вполне в приложен. 3. Известны Смоленские епископы: Мануил (1137–1168); Константин (уп. 1180), Симеон (уп. 1197), Игнатий (уп. 1206). (П. собр. р. лет. 1. 133, 178; 2. 14, 80, 94, 123, 151 Карамз. 3. Прим. 118 Кроме того, в послании Симона к Поликарпу упоминается бывший ок. 1220 г. в Смоленске епископ Лазарь (Пам. росс. слов. XII в. 255 а в житии преподобного Авраамия Смоленского упоминаются как этот самый Лазарь, так и предшественник его Игнатий, епископствовавший в Смоленске еще в начале XIII в. (рук. Новг. Соф. библ. 322. Л. 81 ; см. далее прим. 107 ) . Известны два Галицких епископа: Косьма, который рукоположен, по Татищеву, в 1157 г. (3. 104 и упоминается в 1165 г. (П. собр. р. лет. 2. 93 и Артемий, уп. в 1235–1241 г. (2. 175, 180 Известны Перемышльские епископы: Антоний, переведенный из Новгорода (1120–1125), и безымянный (упом. в 1241 г.). (П. собр. р. лет. 2. 180; 3. 37, 42 Под 1207 г. в первый раз упоминается епископ Рязанский Арсений (П. собр. р. лет. 1. 182 который, по Татищеву, будто бы рукоположен еще в 1198 г. (3. 329 Потом упоминается другой Рязанский епископ Ефросин Святогорец под 1224 г. в Сказании о перенесении чудотворной иконы святого Николая из Корсуня в Зарайск (Русск. времен. Ч. 1. С. 77 Первым епископом Владимирским был Симон (1215–1226), вторым — Митрофан (1227–1237).

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная со времени княжества Андрея Боголюбского († 1175), центр русской жизни переходит на северо-восток во Владимир, а Киев, хотя и остается старшим городом Руси, но уже не является больше столицей Великого Князя. Нашествие татар 1237–1241 Нашествие на Русь татар было поворотным событием в истории русского народа, оно было испытанием, которое поставило Россию на край гибели, но окончилось победой русских над монголами и выковало из них строителей мировой империи. Татары были Азиатские кочевники, населявшие приалтайские степи. Один из их князей Чингис-хан († 1227) объединил их под своей властью и начал завоевывать окружающие их народы. Он был одним из величайших полководцев мира. Он создал армию, против которой современное ему военное искусство не знало средств обороны. Сила Чингис-хана состояла из конницы. Татары были прирожденные наездники. Они могли есть, отдыхать и даже спать, не слезая со своих коней. Послушные и бесстрашные в бою, они могли двигаться с быстротой неизвестной до тех пор и нападать на своих противников там и тогда, где их менее всего ожидали. С этой молниеносно передвигающейся армией, Чингис-хан покорил Китай, Туркестан и Персию и прилегающие к ним страны. Большая часть Азии была в татарских руках, когда они начали завоевание России в 1237 году. Русские князья с их городами, окруженными деревянными стенами, разбросанными по пространству широкой незащищенной равнины, могли оказать серьезное сопротивление татарам лишь при условии объединения всех своих сил. Но даже перед лицом грозной опасности русские люди не захотели забыть своих распрей и раздоров. Татары умело воспользовались отсутствием единства среди русских и предали всю страну невиданному дотоле разорению. Там, где прошло их воинство, оставались лишь груды тел убитых и мрачные развалины сожженных городов. Вся Россия была разгромлена, из всех ее городов уцелели лишь Новгород и Псков. Все ее население было вырезано или уведено в полон. Казалось, русский народ, не сумевший объединиться в момент величайшей опасности, был обречен на конечное исчезновение. Но произошло чудо. Россия не погибла, она возродилась из пепелищ татарского разгрома. Она восстала из той бездны страданий и унижений, в которую ввергло ее нашествие кочевников. Силой, спасшей и возродившей русский народ, оказалась церковь , та самая церковь, которая вызвала его к бытию и дала ему его самосознание. Значение Церкви в деле восстановления России

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010