Согласно традиции, Г. считался другом Доминика Гусмана и Франциска Ассизского . Буд. понтифик был первым кардиналом-протектором ордена францисканцев, взял под опеку основанный Кларой Ассизской орден кларисс , отстаивал независимость францисканских общин от местных епископов. Г. канонизировал обоих основателей новых орденов: 16 июля 1228 г. он провозгласил святым Франциска Ассизского (булла «Mira circa nos»), 3 июля 1234 г.- Доминика Гусмана (булла «Fons sapientiae Verbum»). Также при Г. были канонизированы Антоний Падуанский (3 июня 1232, булла «Cum dicat Dominus»), Елизавета Тюрингская (1 июня 1235, булла «Gloriosus in maiestate») и Зальцбургский еп. Виргил (18 июня 1233). Папа поддерживал миссионерскую деятельность новых монашеских орденов, в т. ч. в землях Вост. и Сев. Европы. Осенью 1230 г. Г. отправил в Ливонию в качестве вице-легата цистерцианца Балдуина Альнского, к-рого в янв. 1232 г. папа назначил легатом в область, включавшую Готланд, Курляндию, Семигалию, с предписанием вмешиваться в светские дела христиан на данной территории: в заключение перемирий и в выплаты чинша. В Ливонию и Курляндию с миссиями были отправлены монахи из ордена премонстратов . Г. подтвердил привилегии ордена камальдулов (1227), узаконил новый устав ордена кармелитов (1229) и устав ордена мерседариев (1235). Покровительствуя развитию университетов, Г. разрешил изучение Аристотеля, особенно в Парижском ун-те, за к-рым буллой «Parens scientiarum» (1231) он признал право на автономию и различные привилегии. В 1234 г. папа утвердил 5 книг декреталий , дополнявших Декрет Грациана и составивших часть канонического свода католич. Церкви - «Corpus juris canonici», действовавшего до 1917 г. Г. приписывают введение в литургическую практику Римско-католической Церкви звона колокольчиков во время возношения Св. Даров за мессой. Похоронен в базилике св. Петра. Ист.: Les Registres de Gregoire IX, recueil des bulles de ce pape, publiées ou analysées d " après les manuscrits originaux du Vatican. P., 1896-1955. 4 vol.

http://pravenc.ru/text/166763.html

Первое достоверное свидетельство о деятельности Петра Ноласка по выкупу пленных относится к авг. 1230 г.: в своем завещании барселонец Маймо Гомбал оставил ему для этих целей 100 солидов. В этом и в 2 др. подобных ему завещаниях (окт. 1231 и авг. 1232) еще не упоминается о наличии у Петра Ноласка сподвижников. В нек-рых документах его называют братом (frater), но орден, к к-рому он принадлежал, не указан - вероятно, Петр Ноласк не был клириком и оставался мирянином. По предположению Дж. У. Бродмана, первоначально целью святого был выкуп христиан, плененных в ходе завоевания Мальорки (1229), в к-ром Петр Ноласк, возможно, участвовал ( Brodman. 1986. P. 19-20). Церковь Пресв. Девы Марии Милосердной в Барселоне. 1765–1775 гг. Архит. Ж. Мас Церковь Пресв. Девы Марии Милосердной в Барселоне. 1765–1775 гг. Архит. Ж. Мас К 1232 г. относятся первые земельные пожалования, сделанные М.: 14 июля Гийем де Кабанельес, еп. Жироны (1227-1245), даровал не названному по имени сподвижнику Петра Ноласка усадьбу Албук. 6 авг. того же года богатый торговец Рамон де Плегаманс передал Петру Ноласку участок земли на побережье Барселоны; вскоре там был построен госпиталь для пленных, посвященный св. Евлалии . В это же время появляются и др. центры деятельности М.: в 1234-1235 гг. Жоану де Льяэсу, поверенному Петра Ноласка, были переданы 2 дома в Пальме на о-ве Мальорка; в окт. 1234 г. сам Петр Ноласк унаследовал дом в Жироне. Папа Римский Григорий IX буллой «Devotionis vestrae» (от 17 янв. 1235) одобрил учреждение братства при госпитале св. Евлалии, члены к-рого должны были жить согласно Августина уставу . В 40-х гг. XIII в. появились новые центры ордена: в Тортозе, Таррагоне, Кастельоне, Льейде, Сарагосе, Калатаюде, Перпиньяне и др. местах, в т. ч. в Нарбоне (Юж. Франция) и в отвоеванной в 1238 г. Валенсии, где М. получили поддержку короля. Хайме I передал М. недавно основанный приход Пресв. Девы Марии Милосердной в Пуч-де-Себолья близ Валенсии. В связи с этим к кон. 40-х гг. XIII в. распространяется почитание Пресв. Девы Марии Милосердной как покровительницы братства, к 80-м гг. XIII в. окончательно сменившее почитание св. Евлалии. В апр. 1245 г. папа Римский Иннокентий IV подтвердил владения нового ордена, а папа Александр IV буллой «Si iuxta sententiam sapientis» (4 сент. 1255) существенно расширил его привилегии. Владения и полномочия М. были подтверждены папскими буллами в 1263 и 1268 гг.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Уже в двенадцать лет Александр участвовал в масштабном сражении. Ярослав взял с собой сына во время похода в 1234 году на город Юрьев (Дерпт). Битва новгородско-владимирского войска Ярослава Всеволодовича против Ордена меченосцев ставится на один уровень с Ледовым побоищем. Существует мнение, что сообщение о затонувших под треснувшим льдом рыцарях являлось переносом элементов описания битвы на реке Омовже 1234 года, в которой новгородско-владимирские войска под командованием Ярослава Всеволодовича разгромили рыцарей Ордена меченосцев, применительно к сражению на Чудском озере. Обстоятельства не благоприятствовали Федору и Александру во время их первого княжения в Новгороде. Дождливая осень 1228 года погубила значительную часть сгнившего на полях урожая, приведя в следующем году к голоду. Разлившийся во время таяния снега Волхов затопил город. Начались выступления городских низов, приобретшие антивластную направленность. В этих условиях Федор Данилович организует бегство малолетних князей из Новгорода. Новгородская первая летопись старшего извода сообщает именно о бегстве, совершенном ночью. Понятно, что это не могло не произвести впечатления на малолетних князей 194 . И при втором княжении Федора и Александра в Новгороде с 1230 года от имени их отца Ярослава ситуация повторилась. Вновь начался голод, еще более страшный, чем прежде. Имелись прецеденты людоедства. Начался антикняжеский мятеж, масштаб которого потребовал прибытия Ярослава в Новгород. Очень похоже в этом отношении проходили детские годы Ивана Грозного и Петра I. И, по-видимому, детские годы Александра, проведенные под дамокловым мечом перманентной крамолы, формировали его взгляды как сторонника жесткой княжеской власти. И фактически с него стали закладываться принципы будущего политического устройства Руси-России, как самодержавной модели государственности 195 . Из «Истории Российской» Василия Татищева, с характерной для нее минимизаций теоретических отступлений и интерпретаций, можно получить представление об Александре Невском, как человеке глубоко верующем и убежденном приверженце Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

культура продолжала сохраняться, хотя условия для ее существования становились со временем все менее благоприятными (см.: Флоря Б. Н. , Турилов А. А. , Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 123-128). Значительная часть болг. аристократии, признавшей власть Византии, вошла в состав ее правящей верхушки, но (по старой визант. традиции) была расселена в др. регионы империи. Однако картину жизни Охридской архиепископии в XI-XIII вв. определяет не только это разрушение национальной элиты и антивизант. восстания (крупнейшие в 1040-1041 и 1072-1073), но и проявления культурного взаимодействия. Византийцы пишут на греческом жития и службы местным слав. святым (архиеп. Феофилакт - пространное Житие св. Климента Охридского, Георгий Скилица в сер. XII в.- Житие св. Иоанна Рильского и цикл канонов ему, архиеп. Димитрий II Хоматиан в XIII в.- проложное житие Климента), к-рые тем самым включаются в число чтимых греч. святых. В среде местных слав. книжников наряду с представлениями о святости слав. языка и письма ( Солунская легенда , переделка сочинения Храбра Черноризца ) формируются и причудливые порой представления о византийско-болг. общности ( Иванов С. А. «Болгарская апокрифическая летопись» как памятник этнического самосознания болгар//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 70-77). Резкая конфронтация болгаро-визант. отношений в ходе восстания Асеней в 1185 г. и создания 2-го Болгарского царства после взятия К-поля крестоносцами сменяется поисками союзников в различных политических комбинациях. В 1234 г. Тырновский предстоятель Иоаким I был рукоположен в Никее, а в следующем году за ним был признан патриарший титул. Царь Иоанн Асень II. Монета. 1230 - 1241 гг. Царь Иоанн Асень II. Монета. 1230 - 1241 гг. Старая болг. идея «переноса царства», имевшая определенные шансы на воплощение в правление царя Калояна (и, возможно, Иоанна Асеня II), после сер. XIII в. утрачивает свое значение для страны, разоренной междоусобными войнами и татар.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия предлагает включить Георгиевский собор - объект культурного наследия федерального значения - в перечень объектов, полномочия по государственной охране которых осуществляет Минкультуры РФ. Это единственный памятник белокаменного зодчества, который до сих пор не включен в список особо ценных объектов культурного наследия (Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Госинспекция предлагает изменить статус Георгиевского собора и включить его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Усилия инспекции поддерживает общественность. Не первый год за сохранение храма бьется директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Надежда Егорова. Недавно с целью привлечь внимание к судьбе собора Совет народных депутатов Юрьев-Польского принял обращение к министру культуры Владимиру Мединскому. Свое обращение также подготовила общественность Юрьев-Польского и городская молодежь. Нельзя допустить чтобы уникальный собор оказался брошенным на произвол судьбы. Автор статьи: Евгений Гранкин, и.о. начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия. Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 г. князь Юрий Долгорукий. Город был центром небольшого удела, с 1212 г. принадлежавшего князю Святославу Всеволодовичу, внуку Юрия Долгорукого. " Провинциальный " по меркам Владимиро-Суздальской Руси Юрьев не мог, конечно, сравниться по художественным богатствам с главными залесскими городами. Город обладает единственной жемчужиной древнерусского зодчества, до этот памятник оставляет далеко позади многие другие постройки. Речь идет о знаменитом Георгиевском соборе. Это, по словам Н.Н. Воронина, " странное и прекрасное, удивительное и наивное " сооружение является единственным в своем роде. В 1152 г. в своем новом городе Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю - Георгию Победоносцу. В 1230 г. Святослав Всеволодовичем приказал разрушить дедовскую постройку, так как она " обветшала и поломалася " , и на её месте в 1230-1234 г.г. был построен Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и его последней белокаменной постройкой перед татарским нашествием.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Реставраторы полагают, что виной всему вода. Памятник в Юрьеве-Польском сейчас страдает от подсоса воды: идёт мощное движение солей, которые разрушают камень. Такова основная версия. Четырёхстолпный крестово-купольный собор во имя вмч. Георгия имеет в плане четверик, длина которого (без учёта апсид и притворов) составляет 13,5 м, а ширина - 14 м. Сторона подкупольного квадрата - 4,7 м. Толщина стен - около метра. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Маленькое белокаменное чудо Юрьев-Польского - Георгиевский собор - известный архитектор Николай Воронин называл «странным и прекрасным, удивительным и наивным». Многие его видели. Многие в нем бывали. Но этот непревзойденный шедевр древнерусской архитектуры и исторический памятник по прежнему хранит много своих тайн. Юрьев-Польский (а точнее, все же Юрьев-Польской) основал князь Юрий Долгорукий, как считается, в 1152 году. По тогдашней традиции назвал в свою честь. В том же году на месте нынешнего Георгиевского собора он выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю - Георгию Победоносцу. В 1221 году князь Юрий Святославович построил на этом месте собор как памятник победы, одержанной им над волжскими болгарами. В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить постройку своего деда, так как она «обветшала и поломалася», а на ее месте в 1230-1234-х годах был возведен Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и последним белокаменным строением перед монголо-татарским нашествием. До сих пор нет единства в вопросе, кто именно создал Георгиевский собор. Одни полагали, что автором и строителем храма был сам Святослав Всеволодович. Другие считают, что князь - да, участвовал в разработке его архитектурного замысла, но немалую роль сыграл и владимирский епископ Митрофан, которого монголо-татары заживо сожгли в 1238 году в Успенском соборе Владимира. Митрофан был незаурядным человеком широкой культуры, умным политиком и покровителем искусств.

http://sobory.ru/article/?object=00203

409 См. последнее издание латинского текста: Dörrie Н. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus OP ins Uralgebiet (1234/35) und nach Rußland (1237) und der Bericht des Erzbischofs Peter über die Tartaren//Nachrichten der Akad. der Wiss. Göttingen, I: Phil.-hist. Kl., 1956. H.6. S. 187–194 (S.186: просопографически архиепископ Петр не поддается идентификации); см. об этом: Чубатий Μ. (прим. 140). С.33–39; Томашевський С. Предтеча Петро незнаний руський (1241–1245)//AOSBM. 1927. Т.2. Р.221–313; Bezzola G.A. (прим. 401). S. 113–118 [см. также: Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв.·. Тексты, перевод, комментарий. (Древнейшие источники по истории народов СССР). Μ., 1979. С. 124–126, 151–153, 178–188 (лат. текст, русск. перев. и коммент, к рассказу архиеп. Петра по Хронике Матвея Парижского и английским анналам Бертенского монастыря); Толочко О.П. Петро гаданий всея 1990. С.45–54. – Прим. изд. (А.Н.)]. 410 Место и обстоятельства возникновения пяти дошедших до нас слов Серапиона остаются спорными; по мнению большинства исследователей (см. работу Н.К. Гудзия), только одно Слово было написано в Киеве (1230 г.), а остальные четыре – во Владимире после татарского нашествия, но некоторые (Μ. Горлин) относят четыре к киевскому периоду (между 1230 и 1274 гг.) и лишь последнее – к владимирскому; см.: Gorlin Μ. Sérapion de Vladimir, prédicateur de Kiev//RES1. 1948. T.24. P. 21–28; Гудзий H.K. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского //НОЛЯ. 1952. Т.Н. С.450–456. Также ко времени после нашествия относится часть Похвалы Феодосию Печерскому , которая поначалу приписывалась Серапиону: Goetz L.K. (прим. 315); Гудзий Н.К. (там же); более подробно о Серапионе см. ниже, прим. 508 и сл. 412 Как реакцию на второе нашествие трактуют текст: Соловьев А.В. Заметки к “Слову о погибели Русскыя земли”//ТОДРЛ. 1958. Т.15. С.78–115, особ. 92–102; Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века “Слово о погибели Русской земли”. Μ., Л., 1965. Особ. с. 107–123. Ср. другие точки зрения (1225 или 1235 г.): Тихомиров М.Н. Где и когда было написано “Слово о погибели Русской земли”?//ТОДРЛ. 1951. Т.8. С.235–244; Яценко Де “Слово о Русския 1971. С.55–60 (не знает работу Бегунова). См. ниже прим. 1264.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л.1473. Сказание «... на лихоимци» (см. оглавление Великих миней) л.1474–1475 об. Без заглавия. Соборное определение о вдовых попах и дьяконах и другие постановления (подробно см. в оглавлении Великих миней). л.1480. «Речи жидовскаго языка преложена на русскую речь». л.1481 об. «Чудо Алексея митрополита новаго чудотворца в Орде». л.1482. Об антиминсе (с графическим изображением). л.1502 об. и 1506. Избрание и наречение Иоасафа, митрополита всея Руси, 6 февраля. л.1506 об. «Исповедание Григориево» (Цамблака). л.1508 об. Грамоты: прощальные, жалованные, ставленные, митрополитов и патриархов русских и греческих (подробно см. в оглавления Великих миней-четьих арх. Иосифа). л.1518. «Послание архиепископа Вассиана к князю Юрью Семеновичу Лугвен- тьевича о преставлении благоверной его княгини Софьи». Далее помещены образцы грамот: духовных, докончальных, ставленных и др. л.1554. «Князь великий Василий Иванович начат мыслити ехати во свою отчину на Волок на Ламский на осень тешитися ...» (см. тот же текст в Царственной книге, Син. 149, л.2). Далее следует Христианская типография Козьмы Индикоплова с миниатюрами и рисунками в красках 17 . л.1179. Красочная миниатюра на золотом фоне во весь лист с изображением Козьмы Индикоплова. л.1181 об. Изображения апостолов Петра и Павла, пророков Исайи, Иеремии, апостола Иакова, Селивестра, папы Римского, В середине листа большой крест. л.1189. Миниатюра, изображающая построение Ноем ковчега и всемирный потоп. л.1200 об. Столпотворение (построение Вавилонской башни). л.1212 об. Царство небесное. л.1215 об. Земля и солнце. л.1217 об. Знаки Зодиака. л.1219. Антиподы. л.1221. Исход евреев из Египта, л.1222 об. Евреи в пустыне. л. 1224. Моисей на горе Синае. л.1224 об. Моисей на горе Синае. л.1226. Изображение скинии и ее предметов. л.1229, 1229 об., 1230, 1279. То же. л.1230. Херувимы, осеняющие алтарь скинии. л.1231.об. План скинии. л.1232 об.,1234 об. Миниатюра с изображением Аарона. л.1235. Колена Израильские. л.1239. Изображение Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Митр. Навпактский Иоанн Апокавк , наиболее влиятельный среди церковных лидеров Балкан, ответил отказом, ссылаясь на опасность путешествия в Никею для иерархов из Греции, отделенной от Н. и. владениями латинян. В то же время в Никее стало известно, что в Эпире совершаются епископские хиротонии без согласования с Патриархией. Это вызвало протест иерархов К-поля. В 1222 г. патриарх Мануил I Сарантин отправил письмо Иоанну Апокавку, в котором требовал прекращения подобной практики и обвинил его в стремлении отделиться от К-польской Церкви (RegPatr, N 1230). Это противостояние достигло пика в сер. 20-х гг. XIII в., когда в захваченной эпиротами Фессалонике архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан короновал правителя Эпира Феодора Комнина Дуку короной императора ромеев. В 1225 г. Собор епископов Эпирского гос-ва в послании в Никею потребовал от патриарха Германа II отказаться от вмешательства в церковные дела на Балканах под угрозой возможного перехода их епархий в юрисдикцию Рима. Угроза раскола была снята после того, как в 1230 г. эпироты потерпели поражение от болгар в битве при Клокотнице и лишились большинства прежних завоеваний. В 1231/32 г. патриарх Герман II отправил новое послание зап. епархиям Церкви с предложением вернуться в юрисдикцию К-польской Патриархии в Никее и получил благожелательный ответ (RegPatr, N 1255). После кратких переговоров единство греч. епархий Балкан и М. Азии было восстановлено; в 1238 г. патриарх Герман совершил пастырскую поездку в эти регионы. Примирение позволило в 1234 г. провести крупнейший в истории Н. и. Собор, к-рый в течение неск. месяцев заседал в Никее и Нимфее. Собор продемонстрировал единство К-польской Церкви делегации лат. послов, к-рые предлагали определить условия унии с Римом. На консультациях с католиками обсуждали много вопросов, в т. ч. проблему Filioque. Собор составил пространное исповедание веры, описал богословские взгляды Церкви и отправил эти тексты в послании папе Григорию IX (RegPatr, N 1267-1276). Дальнейшие контакты с католиками не привели к положительным результатам.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Р. коалицию, в состав которой вошли киевский кн. Владимир Рюрикович, черниговский кн. Михаил Всеволодович и др. князья. В 1228 г. союзники, которых поддерживали половцы хана Котяна, безуспешно осаждали Каменец-Подольский. Д. Р. и Василько, располагавшие польск. помощью, переманили половцев на свою сторону и двинулись к Киеву. На пути был заключен мир, несомненно выгодный Романовичам. Об этом позволяет судить, в частности, участие в защите Берестейской земли от набега ятвягов в 1229 г. пинского кн. Владимира, к-рого Д. Р. и Василько «оставиша» в Берестье. Во 2-й пол. 1229 г. Романовичи на стороне мазовецкого кн. Конрада I сражались с краковским кн. Владиславом Лясконогим. Тогда же было заключено русско-польск. соглашение. По его условиям при возникновении конфликта обе стороны дали обязательство не захватывать «челяди». В 1234 г. Романовичи захватили Белз, где прежде княжил их противник Александр Всеволодович. В марте 1238 г. Д. Р. и Василько заняли Дорогичин, ранее переданный мазовецким кн. Конрадом I рыцарям Добжиньского ордена, и изгнали оттуда крестоносцев. Кн. Даниил Романович захватывает княжеский стол в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 360) Кн. Даниил Романович захватывает княжеский стол в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 360) В 30-х гг. продолжалась борьба Романовичей за Галич. В марте или апр. 1230 г. Д. Р. при поддержке населения Галицкой земли захватил город и вскоре отослал королевича Андраша в Венгрию. Осенью 1230 г. венгры, к-рыми предводительствовал соправитель кор. Андраша II его сын Бела IV, попытались вернуть Галич, но были разбиты Д. Р., располагавшим польск. и половецкой помощью. В 1232 г., во время нового похода венгров, Д. Р. был вытеснен из Галича, этому способствовала враждебность по отношению к князю галицкого боярства, сопротивлявшегося установлению в Галицкой Руси сильной власти; оппозиционные Д. Р. бояре находили поддержку у Александра Белзского и венг.

http://pravenc.ru/text/171312.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010