Информация о биографии М. из О. довольно скудна и основана на сведениях, которые приводятся в предисловиях к его сочинениям, в адресованном ему письме Гиацинта, монаха доминиканского конвента в Праге (текст см.: Ossolinsky. 1822. S. 67-68), а также в нескольких документах из папской канцелярии (полный обзор источников см.: Soszy ski. 1995. S. 47-50). Согласно имеющемуся в нек-рых рукописях «Хроники пап и императоров» (Chronicon pontificum et imperatorum) уточнению (сделано не ранее XIV в.), ее автор происходил из г. Опава (нем. Троппау) в королевстве Чехия (de regno Boemie oriundus, patria Oppauiensis). В молодости вступил в орден доминиканцев, учился в доминиканском конвенте св. Климента в Праге (основан в 20-х гг. XIII в.), где был рукоположен во пресвитера. Предположение о том, что М. из О. учился в одном из ун-тов Франции, Италии или Германии, не имеет документального подтверждения. В сочинениях М. из О. есть указания на хорошее знание им географии Юж. Франции, поэтому вполне возможно, что он учился в Монпелье или Тулузе. В некоторых документах хронист назван магистром, но сам себя он так не именовал. Ученость М. из О. принесла ему известность в ордене и в Римской курии: папа Римский Александр IV (1254-1261) назначил его пенитенциарием и капелланом (упом. среди poenitentiarii minors в документах от 1 мая 1261, 27 янв. 1262 и 11 июня 1268, как капеллан - впервые в булле от 26 сент. 1276). Своим покровителем М. из О. называл доминиканца кард. Гуго Сен-Шерского († 1263), автора глоссы на Свящ. Писание «Postillae in totam Bibliam» (см. в ст. Катены ), к-рый с 1256 г. занимал должность верховного пенитенциария. Гипотетическими, хотя и вероятными, являются контакты М. из О. с современниками и собратьями по ордену Альбертом Великим († 1280), Фомой Аквинским († 1274), Вильгельмом из Мёрбеке († между 1284 и 1286) и др. Достоверно можно утверждать, что М. из О. сохранил связи с пражскими доминиканцами: в письме Гиацинта сообщается, что М. из О. помог Петру, пробсту (praepositus) конвента св. Климента, получить в Римской курии желаемые привилегии для своей общины (Петр ездил в Италию между янв. 1275 и нояб. 1277), а также отправил в Прагу экземпляр своей «Хроники...». 22 июня 1278 г. папа Римский Николай III назначил М. из О. архиепископом Гнезно, но по пути на свою кафедру архиепископ скончался в доминиканском конвенте в Болонье.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

Беседа 39. Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн. (spuria [подложное слово]) 1 . Из высказываний блаженного Давида используем следующий стих и воскликнем в изумлении: Как велики дела домостроительства Твоего, Господи! дивно глубоки помышления Твои! 1249 Добавим : Судьбы Твои – бездна великая; 1250 и, вместе с Павлом: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. 1251 Но, как Давид: Дела Господни верны, дела Его – слава и красота. 1252 О, непостижимость сознания Господа: оно неизмеримо! 1253 Ибо такова доброта Его – неизменна и вечна; такова любовь, таково преизобильное милосердие естества Его и предвидение творчества Его, а также и прочие . Итак, какова же причина установления столь трудного предмета, как геенна? Удивления и изумления перед этой тайной исполнены все, знанием истины. 1254 От этого созерцания, которое убегает от всякого исследования, отходят в молчании 1255 все знающие и разумные, 1256 собеседники созерцания божественных тайн; они поклоняются таинствам премудрости Того, Кому должно поклоняться в тишине, ибо также и все действия Его должны изумление и поклонение. 2 . Думать, что гнев, или ярость, или зависть, или что-либо подобное может в этом Естестве, было бы в наивысшей степени отвратительно: никто из разумных и имеющих ум не придет к такому безумию, чтобы думать что-либо подобное о Боге. Также никак не можем мы сказать, что Он действует так из возмездия, хотя буквальное Писания может вести к этому. 1257 Ибо стыдно даже помыслить такое о Боге – чтобы возмездие за злые дела могло быть обретено в Нём, ибо таким образом мы приписали бы немощь этому Естеству – будто ради возмездия использует Он такой великий и трудный предмет. Даже в людях, которые живут благочестиво и праведно и у которых мысли полностью согласуется с Божией волей, невероятно было бы обрести такое – тем менее в Боге: будто бы Он делал что-либо из возмездия за злые дела, заранее те, чье естество с честью и великой любовью привел Он в бытие. Знал Он и все деяния их, и однако не иссяк 1258 для них источник благодати Его: даже после того, как они погрязли во множестве злых , 1259 не отнял Он Своей заботы от них даже на мгновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Закрыть «В Советском Союзе рубль никогда не был золотым» Речь могла идти только об установлении золотого паритета советского рубля, позволявшего исчислять его курс по отношению к другим валютам 30.04.2022 1254 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора «После начала санкционной войны против России коллективного Запада в нашей стране активизировались дискуссии по вопросу возможного создания золотого рубля. Такой рубль, по мнению некоторых экспертов, способен защитить российскую экономику от западных санкций и дать импульс ее развитию. При этом такие эксперты утверждают, что не надо изобретать велосипед, следует использовать собственный опыт введения золотого рубля. Называется три прецедента учреждения золотой валюты в нашей истории. Давайте рассмотрим эти случаи и выясним, действительно ли рубль был золотым», - пишет в статье «Был ли в Советском Союзе золотой рубль» известный экономист, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры . «Первый случай. Речь идет о введении золотого рубля в рамках денежной реформы, которая проводилась в 1897 году в Российской империи. Инициатором и организатором той реформы был министр финансов Сергей Юльевич Витте. До этого уже немалое количество стран перешло на так называемый золотой стандарт. Под ним понималось введение в обращение национальной денежной единицы, обеспеченной золотым резервом Центрального банка; такое обеспечение подкреплялось установлением права держателя денежных знаков (банкнот) разменивать их по определённому курсу на драгоценный металл из резервов. При этом в денежном обращении находились не только денежные знаки, но и золотые монеты. Эмиссия бумажных денежных знаков Центробанком привязывалась к величине золотого резерва (в виде установления определённого процента покрытия эмиссии золотом). Первой страной, которая установила золотой стандарт, была Британия (1819 год). Массовый переход на золотой стандарт произошёл в 70-80-е годы XIX века (Германия, Франция, Бельгия, Италия и др.). Россия, по мнению Витте, такой переход совершила с большим запозданием», - отметил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/30/v_...

Закрыть Прокуратура: Спектакль «Тангейзер» - умышленное оскорбление образа Иисуса Христа Тем временем, удовлетворив ходатайство адвоката, мировой суд отложил до 10 марта рассмотрение административного дела об оскорблении религиозных чувств в кощунственной постановке 04.03.2015 1254 Время на чтение 4 минуты Выводы прокуратуры об осквернении образа Иисуса Христа в постановке Новосибирского театра оперы и балета оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» основаны на заключении представителя Русской Православной Церкви. «Свое заключение дал доктор богословия протоиерей Борис Пивоваров», — заявил журналистам зампрокурора Новосибирска Игорь Стасюлис. Отец Борис Пивоваров является настоятелем храма во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, в новосибирском Академгородке. Прокуратура пришла к выводу, что образ Христа использован для «усиления психологического давления», сообщает Интерфакс. Зампрокурора назвал постер к фильму, который в новосибирской постановке снимает Тангейзер, порнографическим. Он также заметил, что искусствоведческая экспертиза по делу не проводилась, а решение о том, будет ли прокуратура ходатайствовать о снятии оперы с репертуара, еще не принято. Прокуратура исследовала буклет, другие рекламные материалы и видеозапись спектакля и пришла к выводу, что в постановке «умышленно публично оскверняется предмет религиозного почитания — евангельский образ Иисуса Христа». Тем временем защита директора Новосибирского государственного театра оперы и балета Бориса Мездрича настаивает на проведении комплексной религиоведческой и искусствоведческой экспертизы по административному делу о кощунственной постановке. По мнению адвоката Сергея Бадамшина, заключение протоиерея Бориса Пивоварова не может считаться заключением эксперта, поскольку получено с процессуальными нарушениями. Адвокат предложил провести экспертизу с участием специалистов из МГУ и РГГУ. «Опера сразу всем не может быть понятна — ни прокуратуре, ни мне», — высказал мнение адвокат. Со своей стороны Мездрич заявил, что закон не запрещает в театральных спектаклях использовать христианские символы. «Такого прямого запрета нет», — сказал он. «На самом деле спектакль — о чести и достоинстве, о том, что нравственность превыше всего», — пытается оправдываться директор театра, заявляя, что в рамках этого дела «решается вопрос о том, будет у нас религиозная цензура или нет».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/5/pro...

Закрыть Иран «подбирает» за Россией Закавказье 21.04.2017 1254 Время на чтение 4 минуты Несмотря на дружбу и сотрудничество, Тегеран «отжимает» зону жизненных интересов Москвы Иран активизирует экономические и политические усилия в постсоветском Закавказье. Выступая 18 апреля на пресс-конференции в Тбилиси, министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, находящийся в Грузии с официальным визитом, объявил о намерении Ирана создать транспортный коридор между Персидским заливом и Черным морем. «В создании такого коридора обязательно должны принять участие Грузия, Иран, Азербайджан и Армения», - приводит слова глава иранского внешнеполитического ведомства «Грузия online». Как сообщает «EADaily», одним из звеньев транспортного коридора должна стать строящаяся в настоящее время в Армении автомагистраль Север-Юг. Это наиболее кратчайший путь выхода Ирана на грузинские порты Батуми и Поти. Инициативы Тегерана не исчерпываются созданием транспортного коридора. По словам Мохаммада Джавада Зарифа на встрече со своим грузинским коллегой Михаилом Джанелидзе он обсудил перспективы расширения сотрудничества между двумя странами так же в сферах промышленного производства, упрощения банковских транзакций, науки, а также сотрудничества в международных организациях при решении региональных вопросов. Решение этих задачи будет способствовать большему сближению людей, подчеркнул иранский министр. И, это действительно так, поскольку участие в совместных экономических проектах, приносящих немалую прибыль, заставляет взаимодействовать даже бывших врагов. Так что нельзя исключать, что участие в иранском проекте может даже снизить напряженность в отношениях Армении и Азербайджана и подвигнуть их к созданию экономических контактов. Иными словами, Тегеран осуществляет массированную экономическую экспансию в Закавказье, в полном соответствии с канонами «мягкой силы». Собственно говоря, данный визит не был экспромтом, он подготовлен длительными дипломатическими и экономическими усилиями Ирана в регионе. Так, в последнее время значительно активизировались его контакты с Баку, заключено немало контрактов, отношения значительно потеплели. Если же говорить о взаимоотношениях с Арменией, то ряд армянских политиков считают, что Тегеран для Еревана является партнером номер один, даже более значимым, чем Москва .

http://ruskline.ru/opp/2017/aprel/21/ira...

Закрыть Архиепископ Симеон: Признание Рапцуновой - большое облегчение для всей Православной Церкви Ксения Рапцунова, обвинявшая Митрополита Христофора в нарушении монашеских обетов, призналась, что солгала 25.04.2013 1254 Время на чтение 5 минут На минувшей неделе, 19 апреля, временно исполняющий обязанности Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон выступил со специальным заявлением в связи с клеветнической кампанией против Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, в результате которой чешский Первоиерарх вынужден был подать прошение об увольнении от занимаемой должности, сообщает официальный сайт. В документе говорится, что гражданка Чехии Ксения Рапцунова, обвинявшая Митрополита Христофора в нарушении монашеских обетов, призналась, что солгала. Об этом говорится в ее письме , опубликованном на сайте Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В заявлении владыки Симеона отмечается, что госпожа Рапцунова призналась «в обмане и лжесвидетельстве». Ранее она утверждала, что состояла в любовной связи с Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором. Ее заявление породило конфликтную ситуацию, повлекшую за собой отставку Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон отмечает, что признание Рапцуновой во лжи «стало большим облегчением для всей Православной Церкви и особенно для нашего Священного Синода, который вскоре может собраться, чтобы очистить владыку Христофора от уродливых обвинений». Ранее в интервью газете «Пражский Экспресс» Митрополит Христофор рассказал о своих взаимоотношениях с Ксенией Рапцуновой, которая является женой священнослужителя. «Она жена приходского священника из Хомутова, отца Эрнеста, - отметил Владыка. - В 2000 году они обращались ко мне за помощью, когда экзекуторы собирались забрать являющийся церковным имуществом дом, в котором они жили. Я лично ходил с ними по инстанциям, обивал пороги, искал юристов. Часто встречался с ними, поскольку хотел помочь молодым людям. Некоторое время назад в их семье что-то разладилось. Мне сообщали, что матушка чрезмерно увлеклась фитнесом, днями напролёт крутила педали в тренажёрном зале, отдалилась от семьи. На неё стали поступать жалобы, в том числе от её собственного мужа, который считал, что такое поведение несовместимо с чином «матушки» - жены священника. Я пытался её урезонить, просил вернуться к семье, но всё тщетно».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/25/ar...

Росту популярности миноритов в обществе способствовало решение И. П. о предоставлении жертвователям ордена права быть похороненными на францисканских кладбищах (5 апр. 1250 привилегия подтверждена буллой Иннокентия IV «Cum tamquam veri»). Стремясь сгладить противоречия между итал. и заальпийскими провинциями ордена, И. П. ввел правило, согласно к-рому генеральные капитулы должны были проводиться попеременно в Италии и за ее пределами. В 1250 г. минориты получили от Иннокентия IV привилегию, позволяющую министрам орденских провинций преследовать и помещать в тюрьму самовольно покинувших орден братьев, даже если они к тому времени вступили в др. конгрегации. Также И. П. добился права обращаться к светским властям за помощью в поимке отступников и не замедлил им воспользоваться: вскоре после посещения им Англии король Генрих III приказал схватить всех известных беглых францисканцев. И. П. интересовался учением Иоахима Флорского († 1202). Из-за сочувствия иоахимизму И. П. приписывалось авторство соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Вечное Евангелие), в действительности созданного в 1254 г. францисканцем Герардо из Борго-Сан-Доннино и осужденного папской комиссией в Ананьи в 1255 г. (см. «Евангелие вечное» ). В 1257 г. под давлением папы Александра IV И. П. был вынужден оставить пост генерала ордена. Капитул, собравшийся в Риме, 2 февр. 1257 г. избрал новым генералом Бонавентуру (его кандидатура была предложена И. П.). В 1262 г. в Читта-делла-Пьеве по инициативе Бонавентуры был начат процесс против И. П., к-рого обвиняли в приверженности иоахимизму. Бывш. генерала францисканцев приговорили к пожизненному заключению; от наказания его спасло вмешательство кардинала-протектора ордена Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V ), к-рый настоял на том, чтобы И. П. разрешили удалиться в Греччо. В 1288/89 г. И. П. вновь совершил путешествие в Византийскую империю как миссионер и легат папы Александра IV . И. П. внес вклад в развитие францисканской литургии, способствовав созданию «Ordinationes Divini Officii» (Чины Божественной Литургии, также «Ceremoniale Ordinis Minorum vetustissimum»). Чины были утверждены на генеральном капитуле в Риме в 1257 г.

http://pravenc.ru/text/471427.html

периодически пытались вернуть Антиохию под свой контроль и восстановить там правосл. Патриарший престол. На короткое время Византии удалось добиться возвращения Антиохийской кафедры правосл. патриарху Афанасию I . В знак протеста лат. патриарх покинул город, а Римский папа грозил антиохийскому князю отлучением ( Рансимен. 1998. С. 64-74). В нач. XIII в. триполийский гр. Боэмунд оспаривал Антиохию у Киликийской Армении, пребывавшей тогда в унии с Римом и поддержанной лат. антиохийским клиром. В 1206 г. Боэмунд, опиравшийся на греческое и мелькитское население Антиохии, заточил лат. патриарха в темницу за участие в политических интригах и разрешил православным избрать своего патриарха Симеона II , к-рого признал и от к-рого получал причастие, будучи под папским интердиктом. Часть церковных зданий и земель была перераспределена в пользу православных. В ходе дальнейшего противостояния Боэмунд примирился с Римом, вслед за чем патриарх Симеон был вынужден покинуть город и нашел убежище сначала в Киликии, а потом при дворе визант. императора в Никее. В 30-х гг. XIII в. антиохийский князь снова нормализовал отношения с православными, в его владениях мелькитское духовенство не подчинялось лат. архиереям и мелькиты не платили десятину вопреки требованиям Папского престола. Папа Иннокентий IV (1243-1254) отказался от попыток напрямую подчинить мелькитов лат. иерархии и обратился к идее создания во владениях крестоносцев униат. Церквей. Но если католич. духовенство Заморья довольно легко шло на унию с маронитами или нехалкидонскими Церквами, то подобные же проекты применительно к православным, чреватые уменьшением числа прихожан и доходов лат. архиереев, вызывали их жесткую оппозицию. Тем не менее иногда униональная модель работала. Так, правосл. Антиохийский патриарх Давид, занявший престол при содействии правящего княжеского дома, изъявил покорность Римскому папе и был признан лат. иерархией как законный предстоятель местных мелькитов. Однако его преемник Евфимий I отверг унию, за что был отлучен латинским Антиохийским патриархом и изгнан из города (до 1258).

http://pravenc.ru/text/2562942.html

В согласии с платонической традицией Евагрий полагает, что в основе мироздания находится Λγος, разумный принцип. Руководствуясь им, Бог сотворил «разумные существа» ( τ Λογικ), или «умы» ( νες), пребывавшие изначально в единстве с Творцом 1251 и обладавшие совершенным «знанием» (называемым Евагрием «сущностным знанием»: γνσις οσιδης). Это единство, однако, было нарушено из-за самовольного отпадения «разумных сущностей» от своего Создателя (Евагрий обозначает его в сирийских текстах термином mettzVamita – «движение, побуждение», что соответствует греч. κνησις). В результате этого «отпадения» образовалась иерархия творения, на вершине которой находятся высший Ум, Бог, а также «умные сущности», а внизу – все, что относится к «чувственной» природе, и демоны. Отпавшие от Бога «умы» были соединены с душами и облечены в тела, которые связали их с низшим, «чувственным» уровнем творения. Эта космологическая часть учения Евагрия в несистематической форме присутствует в трактате «Гностические главы» и наиболее последовательно выражена им в «Послании к Мелании». Так же как и Ориген , Евагрий полагает, что утраченное единство с Богом должно быть восстановлено в конце дней, когда «умная» природа вновь вберет в себя все остальные уровни раздробленного творения и соединится со своим Творцом, чтобы обрести полноту «знания» Его. Однако пока это не произошло, каждый человек, появляющийся на свет, находится в подчиненном положении: будучи сотворенным «по образу Божиему», он сохраняет в себе «умное» начало, некогда пребывавшее в единстве с Богом, но оказывается в подчинении у чувственной реальности, с которой его связывают душа и тело. Тем не менее у человека есть возможность освобождения, и это путь, который Евагрий определяет в начале трактата «Практик» (первой части его большой «трилогии») следующим образом: «Христианство есть умение нашего Спасителя Христа, состоящее из практики, физики и богословия» 1252 . Евагрий называет здесь не столько формальные области знания, сколько те стадии, которые должен пройти человек на духовном пути. Этап «практики» ( πρακτικ) имеет своей целью противодействие души 1253 «помыслам» ( Λογισμο). Борьба со «страстями» ( πθοι) 1254 , которой посвящены трактаты «Опровержение» и «Практик», должна привести к состоянию «бесстрастия» ( απθεια), освобождающее человека от ига «чувственности» и дающее ему подлинное понимание реальности. Это состояние называется им словом φυσικ, поскольку человек становится способен видеть духовную реальность ( Λγος) сквозь видимый, «чувственно воспринимаемый» мир 1255 . Только достигнув свободы от «страстей» и духовного взгляда на реальность, «ум» ( νους) становится способным воспринять «знание» о Боге, «богословие» 1256 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Из числа Униатских священников Киевской губернии, не давших предварительно согласия на воссоединение церквей, четыре вызваны были в город Киев по распоряжению местного генерал-губернатора. Хотя они дали здесь письменные обязательства присоединиться к Православной Церкви, за всем тем генерал-губернатор полагал выслать их в Орловскую губернии, как оказавших сопротивление. На отношения ко мне о трёх из помянутых священников, безместных и уже престарелых, я изложил причины, по коим считаю меру сию не только бесполезною, но и вредною; и генерал-губернатор Бибиков согласился отпустить их, как благонадёжных, на прежнее местожительство. На отношение о четвёртом из сказанных священников Модесте Мацкевиче я отвечал, что по тем же, причинам считаю высылку его в великороссийские губернии излишнею; но полагаю, в виде взыскания, дать ему приход низшего достоинства против прежнего, впредь до окончательного удостоверения об искренности его раскаяния. В заключение, однако же, я предоставил совершенно усмотрению генерал-губернатора Бибикова выслать священника Модеста Мацкевича в великороссийские губернии, если он считает сие необходимым, по особым известным ему причинам. К сей последней предосторожности считал я себя обязанным: 1) чтобы не навлечь подозрения в умышленном противодействию правилам и действиям главного местного гражданского начальства, 2) что Мацкевич оказал действительно в настоящем случае более строптивости, нежели другие, и 3) что один пример большей строгости не будет бесполезен по впечатлению на других священников. Ныне генерал-губернатор Бибиков уведомляет меня, что он помянутого священника Модеста Мацкевича отправил в Орёл к тамошнему преосвященному на его распоряжение. О чём всём уведомляя ваше сиятельство, вследствие отзыва вашего, от 30 истекшего ноября за 5377, и возвращая приложенное при оном отношение преосвященного Никодима, имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 4 декабря за 1254, об увольнении из духовного звания Людвига и Карла Горбацевичей, сыновей священника Фомы, присоединившегося ещё прежде к Православию

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010