Несмотря на это, папству по-прежнему трудно было отказаться от идеи Крестоносного движения. В 1217 г. был объявлен Пятый Крестовый поход, который продолжался до 1221 г. Как и предыдущий, этот поход также был направлен против египетского султана. Его возглавили король Венгрии и правители крестоносных государств. Поход не увенчался успехом: единственным его достижением было взятие важной крепости — Дамьетты. Во главе Шестого Крестового похода (1228-1229) стоял германский император Фридрих II Гогенштауфен, отлученный в то время от Церкви. Он оказался ловким дипломатом, которому удалось добиться союза с султаном и заключить с ним договор, по статьям которого Иерусалим возвращался христианам. Казалось, доступ в Святую Землю был открыт, но тут вмешался Римский папа. Он объявил, что король, находящийся под отлучением от Церкви, не имеет права подписывать договор с египетским султаном. Папа наложил на договор вето и более того — запретил проведение церковных служб в иерусалимских храмах. В середине XIII в. Иерусалим был вновь захвачен мусульманами. Седьмой Крестовый поход (1248-1254) готовился французским королем Людовиком IX Святым . Людовик понимал, что бороться с султаном, обладающим огромной армией, ему будет трудно. Он вступил в переговоры с монголо-татарским ханом, надеясь на военную помощь против Египта. Крестоносцы взяли в Северном Египте несколько стратегически важных крепостей. Однако на этом закончились их военные удачи. Король и многочисленное рыцарство попали в плен. В 1270 г . Людовик IX организовал Восьмой Крестовый поход против Египта. Этот поход оказался неудачен с самого начала. После высадки крестоносного войска в Тунисе, вспыхнула эпидемия чумы, жертвой которой стали многочисленные крестоносцы и король Людовик IX. Новые попытки Запада освобождения Святой Земли успеха не имели. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке к концу XIII в. перестали существовать. Закончилась эпоха Крестовых походов, длившаяся 74 года. В общий контекст Крестовых походов на Восток вписываются Северные Крестовые походы в Восточную Прибалтику рыцарей Тевтонского ордена, а также датских и шведских рыцарей. Результатом Северных Крестовых походов явилось образование новых государственных структур: немецкого герцогства Мекленбургского, маркграфства Бранденбургского. Были определены владения Тевтонского и Ливонского орденов в восточной Прибалтике, где начался интенсивный процесс окатоличивания автохтонного населения. Тевтонские, датские, шведские рыцари на территории Прибалтики построили ряд городов, среди которых самыми значительными были Рига, Берлин (построены тевтонцами), Ревель (Таллин) (построен датскими рыцарями), Выборг (построен шведскими феодалами). Эти города стали мощными форпостами католической церкви, резиденциями католических архиепископов, форпостами для завоевания Прибалтики.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

Л. С. решительно взялся за наведение порядка в городах, видя в них политическую силу. В результате масштабной ревизии городских финансов (1258-1260) был выявлен существенный беспорядок; в 1262 г. Л. С. издал ордонансы об их реорганизации: каждый ноябрь мэры городов должны были приезжать в Париж и отчитываться перед королевской администрацией о финансовой деятельности; состав муниципалитетов следовало ежегодно обновлять; расходы строго лимитировались; жалованье чиновников было фиксированным; деньги предписывалось хранить в городской казне. Эффективность вмешательства короля в жизнь городов видна на примере Парижа. В 1261 г. Л. С. назначил королевским прево Парижа Этьена Буало, определив ему жалованье из казны вместо прежней системы откупа этой должности. Тот в короткие сроки навел в городе образцовый порядок: справедливо вершил суд, собирал налоги и контролировал деятельность цехов и гильдий. При нем был составлен уникальный документ - «Книга ремесел», свод записей обычаев (кутюм) 100 парижских цехов. Л. С. реорганизовал парижскую полицию, учредив службу пеших и конных сержантов во главе с рыцарем охраны. При Л. С. представители городов впервые стали участвовать в заседаниях королевского совета; их мнение учитывалось при принятии решений. В программе преобразования королевства центральное место Л. С. отводил правосудию как главной функции христ. монарха. Ордонансами для парижского суда Шатле (1254) и для земель королевского домена (1258), а затем и для всего королевства (1261) был запрещен судебный поединок (ордалия) для разрешения споров в уголовных и гражданских делах. Вместо него вводилась практика подачи апелляции королю на приговор любого суда и расследования дел (сбор доказательств, опрос свидетелей). Указ 1258 г., запрещавший междоусобицы, применение насилия и ношение оружия, вводил перемирие на срок подачи апелляции и рассмотрения дела («40 дней короля») и способствовал некоторому умиротворению королевства. Число апелляций резко возросло, что свидетельствовало о росте доверия к королевскому правосудию.

http://pravenc.ru/text/Людовика IX ...

– По исповеди и здесь положена та же молитва, как и в юго-славянском чине, т. е. – «Господи, Петру и блуднице слезами грехи оставивый...», – однако, положена как сейчас увидим, – уже не в смысле разрещительной. За данною молитвою тотчас положены те же чтения из евангелия и апостола, что и в чине исповеди по Стрятинскому требнику 1253 , – и отпуст, по котором читаем: «И тоу разсмотрит iepeй w не , аще боуде достоинъ причаститися с т.ыхъ таинъ. тогда пооучив . и наказав . его мнго, прости его г л.я. «Прощает тя Хс. Б г.ъ невидимо, и азъ». И тако г л.етъ молитву прощалную. «Б ж.е, простивый Нафано д в.да пр .рка»... Сообразно с такою постановкою, объективный центр, очевидно, лежит здесь в этой последней молитве. Что же касается до молитвы «Господи... Петру и блуднице слезами», то она понимается субъективною, как и молитвы пред-исповедные, почему одинаково предваряется замечанием: «И молится (iepeft) w немъ молитвою сею». Оправданием для такой постановки дела послужило едва ли не Стрятинское издание чина исповеди, в котором цитуемая в настоящем случае разрешительная молитва присоединена к чину под общим надписанием: «М л.тва раздршити исповдника, г л.ема w духовника», – между тем о по-исповедной молитве «Господи, Петру и блудници»... просто замечено – «г л.ет м л.тву сію велми» 1254 . Впрочем, как увидим ниже, разрешительное значение последней молитвы издателями Острожского требника не отрицалось окончательно. За указанною разрешительною молитвою, по замечании – с аще ли (исповедник) не будет достоин пріяти пр .четых таинъ»..., и пр. – положено обычное юго-славянское по-исповедное поучение: «Чадо, не буди ти тяжко кающуся»..., перепечатанное без всяких изменений, однако, без принятого в оригинале указания на определенный срок, т. е. 40 дней, – епитимии, обязательной для всякого исповедника. Такая расстановка составных элементов в последнем случае, несомненно, целесообразнее, нежели то мы видели в юго-славянском исповедном чине. Весь чин заключается, затем, молитвою: «Разршити исповдника, егда скончает заповдь: «Милосердый и многомилостивый Господи..., иже своих ради щедрот пославый единородного Сына»..., – молитвою, обыкновенно, не предназначавшеюся для таковой цели в юго-славянских изданиях, но принятой в издании Стрятинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

ib. 12, 25 n. 1243 Filium neque ex innascibilitate innascibili coaequalem, neque unum eos esse ex geminatis nominibus unionis. De Trin. 10, 6 n. Christus Deus innascibilis abnegatur, Patre a Filio., nec diversitate substantiae, sed sola innascibilitatis auctoritate discreto. De syn. 47 n. 1244 Понятие unio (=νωσις) у Илария имеет значение равносильное solititudo (Cfr. De Trin. 7, 18) и обыкновенно противополагается как нечестивое – благочестивому понятию unitas. 8, 36: non tenes unionem, ut Deus singularis sit.. Apostolns in uno Deo Patre unum significaret et Dominum, nec impiam nobis ad perimendam unigeniti Dei nativitatem inveheret unionem. Cfr. 7, 39; 8, 55; 11, 1; De syn. 21–22 nn. Термин unio, впрочем, имеет у Илария и другое значение, равносильное греческому μονς, как мы увидим при характеристике антисавеллианской полемики Илария. 1246 Ne secundum corporales modos inessc Filium in Patre vel Patrem in Filio crederemus: scilicet ne loco Deus manens, nusquam alibi exstare videretur a sese. De Trin. 8, 24. Haec unitas... nec tempore discernere ib. 8, 4. 1249 Numquid unigenito Deo contumelia est Patrem sibi innascibilem Deum esse? De Trin. 9, 53. Quis non Patrem potiorem confitebitur, ut ingenitum a genito, ut Patrem, a Filio, ut eum, qui miserit ab eo, qui missus est, ut volentem ab eo qui obediat?.. Sed cavendum est, ne apud imperitos gloriam Filii honor Patris infirmet. 3, 12 n. 1252 De Trin 7, 14: Filius naturae suae originem subsistens teneat. 12, 36: verba Sapientiae subsistentis exstinguens. De syn. 15: in his quae Patris sunt propria, subsistens Filius per naturam in se genitam consistat. ib. 22: incorporalis Filius ex incorporali Patre subsistens. Cfr. ib. 27 n. etc. 1254 Id quod ait: Ego et Pater unum sumus (ariani) tentant ad unanimitatis referre consensum; ut voluntatis in his unitas est non naturae... Et illud quod est in Actibus Apostolorum, huic defensioni suae aptant: Multitudinis autem credentium erat et anima et cor unum. 8, 5. 1255 Quorum anima et cor unum erat, quaero utrum per fidem Dei unum erat.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Употребляя для обозначения родовой сущности термин: essentia (преимущественно пред substantia) 1251 , совершенно отсутствующий в раннейших сочинениях Илария, – Иларий не находит, однако, термина, равнозначительного омиусианскому νπαταβις. Что касается слова subsistentia, то оно не имеет у Илария строго-терминологического значения, хотя он нередко пользуется глаголом subsistere для обозначения именно ипостасного существования 1252 . Для выражения личного бытия Ипостасей Иларий, наконец, пользуется и термином: persona, уже со времен Тертуллиана сделавшегося наиболее употребительным в западном богословии 1253 . Стоико-реалистический характер воззрений Илария на догмат об единосущий божественных Ипостасей наглядным образом обнаруживается в тех онтологических аналогиях, которыми Иларий поясняет тайну божественного триединства. Такою аналогией является, прежде всего, единство первохристиан в иерусалимской церкви, у которых, по замечанию дееписателя, бе сердце и душа едины ( Деян. 4:32 ). По толкованию Илария, эти слова дееписателя могут быть вполне поставлены в параллель со словами Спасителя: «Аз и Отец едина есма» ( Ин. 10:30 ) 1254 , поскольку они обозначают не просто нравственное единство первохристиан, а указывают на их субстанциальное единство, как членов единого тела Церкви, органически (по природе) связанных между собою, по словам Апостола, единством веры, Господа, крещения, надежды, и Бога – Отца всех ( Ефес. 4:4–5 ) 1255 . «Если же они (первохристиане) все были едино по вере, т. е. по природе единой веры (per unius fidei naturam), то как же ты думаешь, что не было субстанциального единства (non naturalem intelligis unitatem), между теми, кто суть едино по природе единой веры? Ибо все они были возрождены в состояние невинности, бессмертия, познания Бога, в веру упования. Если эти последние (качества-сущности) не могут быть различны между собою (non possunt sibi esse diversa), ибо и упование одно, и Бог един, равно как и Господь един и крещение возрождения – одно, (то и те – связаны единством по природе); если же эти последние (качества) – едино больше по согласию, чем по природе (assensu potius unum sunt, quam natura), то, конечно, приписывай (лишь) нравственное единение и тем, которые возрождены в них» 1256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Мерзок бо есть всяк высокосердый , говорит Соломон 1252 . Тако Сениахирим, Царь Ассирийский, подстрекаем кичливостью, забыв, что Бог сильною Своею рукою делал его войско непобедимым, когда похитил Божескую славу, так говоря: рукою моею и премудростью я сделал все великие дела, разграбил сокровища царей, отнял древние пределы у народов; вдруг получил наказание такое: когда он думал, что совершенно завладел Иерусалимом, тогда Господь рассыпал его все гордые помышления, погубил в одну ночь множество его войска, отвел его в свои области с великим бесчестием, по странам тех же самых народов, которые недавно видели его, исполненного гордости и высокомерия. Тако Навуходоносор, исполнившись гордости, когда говорил: не сей ли Вавилон великий, его же аз соградих в дом царства, в державе крепости моея; в честь славы моея? 1253 вдруг услышал глас, производящий ему определение, что царство отнимется от него, что он выгнан будет из сообщества человеческого, и иметь быти скотом толь долго, пока не познает, что владеет Вышний царством, и емуже хощет дастъ е 1254 . Чрез гордость облечен Ирод в порфиру царскую, жив, червми снедается 1255 . Злой корень плода добра не прозябает. Гордость как от диавола начало имеет, всегда ведет смертных к погибели: где самохвальство, где внутренние волнения, где зависть, рвение и гнев? В горделивом. Где негодования на Бога, отвержения Его промысла? Где коварные сети ближнему кроются? В горделивом. Где ласкательство, притворство? В горделивом. Не столько дивии вертепы вмещают в недрах своих зверей, сколько сердце горделивого скрывает в себе пороков. Примечай, Христианине! сколь несчастлив есть всяк, упоенный отравою гордыни! Примечай также, сколь и падение его страшно! Идет он по стремнинам своевольства, и пути его зрят во дно адово. Он рассуждает о чувственных увеселениях, о богатых одеяниях, но, послушай, что к нему Исаия Пророк устами Божиими говорит: слава твоя, говорит он, сниде во ад, под тобою постелют гнилость, и покров твой червь 1256 . Се и память его преходит, яко корабль пловущий по морю, никакого следа по себе не оставляя.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

(VI, 1, 4). 1254 Речь Иосифа, которую он старается представить особенно трогательной (VI, 2, 1–2), по обычаю, была напрасным усилием «замалевать беса», направляясь вся к восхвалению справедливости «Боговспомоществуемых» Римлян и обещанию меньших несчастий в случае добровольной сдачи. Первое, конечно, являлось во очию всех не более как горькой иронией; второе совсем не шло к людям, готовым на все за свою честь и свободу. Наконец, главное, что не переставало одушевлять Иудеев до последних минут, высказано Иоанном: «никогда не должно страшиться разорения, ибо Иерусалим – град Божий». (VI, 2, 1). Пред этой мыслью бегут всякие ужасы и угрозы, и она-то именно придает столь торжественно-трогательный характер отчаянному сопротивлению Иудеев, без этой мысли совершенно нелепому и невозможному. 1257 VI, 3, 1–2. Иосиф не забывает при этом подпустить фимиаму обаятельному Титу, который при этой катастрофе обнаруживал соболезнование несчастным и рвался оказать им хоть какую-нибудь помощь. Это видели сами погибавшие, и «принимая его слова и соболезнование как какое великолепное погребение, умирали с веселым духом». 1259 VI, 4, 3. Отличное представление о сем имеет Sulpicius Severus, Chron. II, 30, где читаем, что действительно некоторые подавали эту мысль, но contra alii et Titus ipse overtendum in primis templum censebant, quo plenius Judaeorum et Christianorum religio tolleretur: quippe has religiones, licet contrarias sibi, isdem tamen ab auctoribus profectas; Christianos ex Judaeis extitisse: radice sublata stirpem facile perituram. To же самое, лишь с иной мотивировкой, имеем у Орозия, VII, 9, 5–6. См. Schür. I, 530, 115 пр. Если бы разъяснить вопрос, не следовал ли Sulpicius в выраженном мнении Тациту столько же, как вообще он зависел от него (Bernays, Uber Chronik des Sulp. Sev.), это было бы большим подспорьем достоверности его в противовес Иосифу. К несчастью, материал Тацита за данное время до нас не сохранился. Во всяком случае, должна быть доля правды в том, что Иосиф не даром старается освободить Тита от nota crudelitatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

251 Уголино делла Герардеска — граф, в 1284–1285 гг. синьор Пизы, свергнут и замурован в башне с сыновьями и внуками по приказу архиепископа Руджери, считавшегося его другом. Данте создал образ Уголино-мстителя, гложущего затылок Руджеро. 252 …удивление, которое Эдгар По считал самой сутью поэзии — Э. По неоднократно писал об этом, в частности см. его эссе " Поэтический принцип " , " Письмо к Б. " , " Marginalia " . 253 … состязания в беге, где призом был кусок зеленого сукна … — народные соревнования в Вероне, проводившиеся с 1207 г. 254 " Когда расстался я с Цирцеей… " — голос Улисса повествует о том, что из италийской Гаэты на берегу Тирренского моря, где царствовала волшебница Цирцея, он отправился путешествовать дальше. 255 …прекрасной поэмой Теннисона — навеянный XXVI песнью дантова " Ада " , драматический монолог " Улисс " (1833, опубл. 1842), где герой, вернувшийся домой на Итаку, поведал о своих планах вновь пуститься в путешес-твие — " плыть за закат " . 256 …Мечи вы спрячьте, их изъест роса. — У. Шекспир. " Отелло " . I акт, сц. 2. 257 Геркулесовы столпы — Гибралтарский пролив. 258 Ego Dominus tuus — Я Господь, Бог твой. — Ветхий завет. Вторая книга Моисея. 20, 2. 259 …Английского читателя покоробит, что Кассий и Брут, благородный Брут, — там же, где Иуда, ибо мы привыкли к шекспировским Бруту и Кассию. — В трагедии У. Шекспира " Юлий Цезарь " (пост. 1599, опубл. 1623) Брут — стоик, мудрец, сторонник республики, идеалист, Кассий — гедонист, приверженец философии наслаждения, и вместе с тем трезвый политик, — главные участники заговора против диктатора, властолюбца Цезаря, убитого 15 марта 44 г. до н. э. У Данте в трёх пастях Люцифера казнятся те, чей грех ужаснее остальных: предатели величества божеского (Иуда) и человечества (Брут и Кассий). 260 Каселла — друг Данте, композитор и певец. 261 Манфред — король Неаполя и Сицилии (1254–1266), противник папства. Папа отлучил его от церкви и для борьбы с ним призвал Карла Анжуйского, ему и досталось королевство Манфред а после его гибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

лет. Папа Иннокентий IV 17 июля 1245 г. на Соборе в Лионе при поддержке франц. кор. Людовика IX Святого отлучил герм. императора от Церкви и низложил его, призвав князей избрать нового герм. короля. С 1246 г. стороны перешли к активным военным действиям, шедшим с переменным успехом; борьба сопровождалась полемикой имп. и папских сторонников, стремившихся в памфлетах склонить на свою сторону европ. государей. Сторонникам папы в 1246 г. удалось провести избрание антикоролем герц. Тюрингского Генриха Распе, а после его смерти в 1247 г.- гр. Вильгельма Голландского. Заговоры, подготовленные против императора в Италии, были неудачными. После неожиданной смерти Фридриха II (13 дек. 1250) в Италии Конрад IV в 1251 г. отправился на Сицилию, его престолоблюститель герцог Баварский умер в 1253 г., и позиции Штауфенов в Г. были серьезно подорваны. Принятый в историографии термин «Interregnum» (междуцарствие) для обозначения периода, когда твердая центральная власть в Г. отсутствовала (1250-1273), употреблялся в XIII в. сторонниками Штауфенов, отказывавшимися признавать легитимность избираемых пропапской партией кандидатов. После отъезда Конрада IV из Г. сыновья Фридриха II вели борьбу в основном в Италии. Антикоролю Вильгельму Голландскому (1247-1256), не имевшему тех больших владений (в Швабии), к-рые были у Штауфенов, удалось отвоевать у сторонников Штауфенов земли вдоль Рейна, став во главе союза рейнских городов, образованного в 1254 г. для защиты «Божия мира» и обеспечения безопасности торговли. Коллегия князей-курфюрстов, выборщиков императора, разделилась и в 1257 г. избрала 2 герм. королей - Альфонса X, кор. Кастилии (1257-1273), и Ричарда Корнуоллского (1257-1272), брата англ. кор. Генриха III. Оба претендента были в родстве со Штауфенами и для обоих герм. корона была лишь средством вступить в борьбу за имперские владения в Италии и за Сицилийское королевство. Кастильский король никогда не был в Г., Ричард Корнуоллский посетил левобережье Рейна 4 раза. После смерти Фридриха II большое влияние приобрел чеш.

http://pravenc.ru/text/164803.html

1247 ...об этом ста ло известно епископу Вердена Агерику... — Об Агерике см. кн. III, гл. 35 ; кн. IX, гл. 23. 1248 ...из девушки... — В подлиннике: puella. Григорий неожиданно переходит от слова mulier — «женщина, замужняя женщина» в начале главы к слову puella — «девушка», уточняя тем самым общее понятие слова mulier. Григорий любит разнообразить слова, украшая свой стиль синонимами или сходными по значению словами. 1249 Модий — римская мера сыпучих тел и жидкостей, равная 8,454 л. 1250 Тогда возникли жестокие гражданские распри между жителями Турской области. — В подлиннике: bella civilia — «гражданские войны». Но это выражение не совсем точно отражает суть происходящих событий, поскольку здесь идет речь о типичной в то время распре между отдельными жителями. 1251 Когда Сихар... услышал о том, что... убит слуга пресвитера, он... устремился к церкви, поджидая Австригизела. — Видимо, Австригизел (или один из его людей) был убийцей слуги. 1252 ...после состоявшегося договора... — Этим решением суда на Сихара накладывалось наказание и дальнейшая вражда исключалась. 1253 ...убил отца... — Т. е. Авнона. 1254 ...мы отправили к ним п ослание — Т. е. к Сихару и сыну убитого Авнона — Храмнезинду. 1255 ...«Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими».,. — Мф.:5, 9, 1256 Храмнезинд — второй сын Авнина. 1257 ...его прибл иженные... — В подлиннике: amici. Можно перевести также «и друзья». 1258 ...принять во змещение... — В подлиннике: compositio — «штраф». См. прим. 101 к кн. III. 1259 Так был положен конец распре. — Распря разгорелась вновь в 588 г. См. кн IX гл. 19. 1260 ...король Гунтрамн на два дцать четвертом году своего правления... — В 585 г. Гунтрамн начал править в 561 г,, после смерти короля Хлотаря I (10 ноября 561 г.). 1261 ...он приезжал в Париж... воспринять от... купели... сына Хильперика, которого уже называли Хлотарем. — Хотя Хлотарь еще не был крещен. См. кн. VII, гл. 7. 1262 .. из толпы раздавались гр омкие выкрики с... хвалебными словами то на сирийском языке, то на латинском, то даже на языке самих иудеев... — Р. Бухнер (Т. 2. С. 161. Прим. 3) выражает удивление по поводу того, что Григорий не упоминает здесь о франках. Видимо, как полагает Р. Латуш (Т. 2. С. 129. Прим. 3), население Орлеана было в основном галло-римским, и франки, жившие там, как и сами франкские короли, адаптировались н знали разговорный язык местного населения, который Григорий называет lingua Latinorum.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010