6–8. In Dormitionen Deiparæ l-3 (id.), 339–48; 347–58; 359–72. 9 . In S. Mariæ Zonam (id.), 371–84. Scholia in Areopagiten, 4 (inter scholia Maximi), Cf. Maii monitum, 98, 87–88. Dubia. Rerum Ecclesiasticarum contemplatio (G.), 383–454. Hymnus in S. Dei Genitricem (Daniel; AA.SS.), 453–54. G. Henschenius Vita, 19–36. Notitia FH., 918; G., 17–18. Index analyticus, 1499–1508. GERMANUS II, СР., patr., 1221–39, 140. Epistolæ ad Cyprios (Cotelerius), 1–2, 601–22. Homilliæ. 1 . De exaltatione Crucis, contra Bogomilos (Gretser) 621–44. 2 . In vivificam Crucem (id.), 643–58. 4 . De imaginibus (id.), 659–76. 6 . In Annuntiationem (Ballerini), 677–736. 7 . In SS. Innocentes (Ho_eschelius). 735–58. [Нот. 3. In Crucem Germani I, 98, 221–44. Horn. 5. In Dominici corporis sepulturam ­ ibid., 243–90.] Responsiones canonicæ 1–3 (Leunclavuus), 119, 797–807. GLYCAS. Vide MICHAEL G. GLYCYS. Vide JOANNES G. GNOSTICI, s. II-III, 7. Fragmenta gnostica (Massuet), 1263–1322. Vide Basilides, Epiphanes, Heracleo, Isidorus, Ptolemæus, Valentinus. Massuet. Dissertatio prima, 23–174. GRÆCI, s, XIII, 140. Epistola ad Innocentium III, de capta СР., 293–8. GREGENTIUS Tapharensis ep. 552, 86, I. Leges Homeritarum (Boissonade), 567–620. Disputatio cum Herbano Judæo (G.), 621–784. Notitia G., 563–66; FH., 565–8. GREGORAS. Vide NICEPHORUS G. GREGORIUS. Vide GEORGIUS CYPRIUS. GREGORIUS, s. XV. Laudatio funebris Plethonis, græce (Alexandre), 160, 811–20. Epistola ad Bessarionem (Boissonade), 161, 727–32. Encomium Bessarionis, græce (Boissonade), 161, 731–44. GREGORIUS II, papa, 715–31. Epistola ad Germanum I, CP. 91, 1017–24 (Combefis) et 98, 147–56 (Mansi). GREGORIUS ABULPHARAGIUS (Ваг Hebræus), 1286. Fragmenta ex chronico syriaco, latine, 117, 1009–16. GREGORIUS AGYNDINUS, s. XIV, 151. De essentia et operatione Dei, lib. 1–2, 1191–12. Gretseri præfatio, 1189–92. Carmen de hæresibus Gregorii Palamæ, (Allatius), 150, 843–62. Epistolæ ad Nicephorum Gregoram (Boivin), 148. 1, 68–71; 2», 84–86. Versus ad Nicephorum Gregoram (Boivin), 148, 29–30, 72–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Даниил 5 мин., 16.03.2018 Значение имени: Даниил — имя древнееврейского происхождения и переводится «судья мой Бог» или «Бог есть судия». День памяти: 17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» —  «Именины» . Святой благоверный князь Даниил Московский (1261–1303) Миротворец и мудрый правитель, основатель московской правящей династии Рюриковичей получил свой княжеский Московский удел в трехлетнем возрасте. Своего отца — святого благоверного князя Александра Невского (1221–1263) — Даниил лишился рано, так что воспитанием малолетнего сына знаменитого полководца занимался его дядя, великий князь Владимирский Ярослав Ярославич. В 1272 году, достаточно повзрос­лев, Даниил переселился в Москву. По сравнению с другими княжествами это был крохотный и скудный земельный надел. Но уже через несколько веков это маленькое княжество станет главным политическим и духовным центром складывающегося государства. И такое славное будущее Москвы по парадоксальному стечению обстоятельств во многом было связано с миролюбивостью ее первого правителя. Здесь, на берегу Москвы-реки, он устроил монастырь, главный храм которого был освящен в честь небес­ного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Сегодня эта обитель — Патриаршая резиденция и один из главных центров православия в России. Как утверж­дают современные археологи, при Данииле в городе была построена и первая каменная церковь. В эпоху размаха княжеских междоусобиц и постоянных кровавых столкновений между русскими феодалами московский правитель мирным путем сумел значительно расширить свои владения и обеспечить безопасность жителям своего удела. Последнее было особенно важно ввиду тяжелейших условий татаро-монгольского ига, ведь теперь местное население получило возможность заниматься хозяйством, не опасаясь, что плоды их трудов в любой момент могут погибнуть под вражескими сапогами. Уже тогда в поисках размеренной и тихой жизни в процветающие владения Даниила начали переселяться жители соседних княжеств.

http://foma.ru/imya-daniil.html

Из средневековых исторических сюжетов, связанных с Православием в Монголии, внимание привлекает обращение в Православие ордынского царевича Даира Кайдагула, племянника хана Берке (правил Улусом Джучи, т.е. Золотой Ордой в 1257–1266 гг.) и правнука Чингисхана. Царевич Даир заинтересовался Православием во время визита в Сарай святителя Кирилла, епископа Ростовского и Ярославского (ум. в 1262 г.), который проповедовал в ордынской столице в 1253 году. Даир уговорил святителя Кирилла, приехавшего через несколько лет в Орду, забрать себя в Ростов. Здесь он был крещен с именем Петр и, согласно житию, после явления ему святых первоверховных апостолов Петра и Павла выстроил на озере Неро монастырь в их честь. После смерти супруги принял постриг и скончался в основанной им обители в 1290 году. Причислен к лику святых в 1547 году в чине преподобных при святителе Макарии (ок. 1482–1563 гг.), митрополите Московском и всея Руси. Несмотря на имеющуюся в историографии скептическую точку зрения о некоем «вынужденном» характере крещения преподобного Петра Ордынского (как способа бегства на Русь от возможного убийства во время династических распрей), его обращение в Православие стоит особняком в череде принятия Православия ордынской знатью, неоднократно имевшей место во 2-й половине XIII – начале XIV века. С этим соглашаются светские историки, отмечая, что преподобный Петр был единственным, кто принял Святое Крещение исключительно в результате проповеди (в данном случае святителя Кирилла), и кто не руководствовался политическими, династическими или иными мирскими обстоятельствами . Другими крупными историческими фигурами средневековой Руси, связанными с Монголией, были святой благоверный князь Александр Невский (1221–1263 гг.), чье активное взаимодействие с Ордой широко известно, и святитель Алексий (ок. 1292–1305 – 1378 гг.), митрополит Киевский и всея Руси, исцеливший глазную болезнь у Тайдулы – жены ордынского хана Узбека. Митрополит Алексий исцеляет жену хана Золотой Орды Тайдулу В полной же мере появление Православия в Монголии относится к XIX веку, когда в Российской империи оно являлось государственной религией, выполняя определенные идеологические функции.

http://pravoslavie.ru/159468.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «За землю Русскую!» Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» 4 2021 Валентина Ефимовская   14:46 17.03.2021 801 Время на чтение 7 минут Обложка нового номера журнала «Родная Ладога», на которой представлена красочная репродукция картины Ф.Москвитина ( Москва ) « Князь Александр Невский выступает со своим войском на битву со шведами», свидетельствует о главной теме издания. От своего государственного становления и Крещения в православную веру наше Отечество, земля Русская, развернувшаяся на великой Восточно-Европейской равнине, подвергалась нападкам соседних миров. И монгольская Азия, и католическая Европа на протяжении веков чаяли территориальное и самобытное уничтожение Руси. Клич на спасение страны святого воина – князя Александра Невского актуален поныне, поэтому так широко и торжественно отмечается 800-летие этого святого защитника, давшего пример служения и спасения Руси-России. Новый номер журнала «Родная Ладога» посвящен достославной годовщине, которая заставляет вспомнить исторические события, понять религиозные и политические их подоплеки. Базовой является большая историко-богословская статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) «Защитник земли Русской князь Александр Невский (1221-1263): воин и святой». Митрополит Константин не только напоминает важные факты истории страны и вехи судьбы святого князя, но разъясняет их религиозные причины и исторические последствия. Подробно рассказывая о взаимоотношениях Руси с неуемным в своих геополитических претензиях Западом и о тяготах татаро-монгольского ига, Владыка Константин поясняет историческую ситуацию как следствие религиозных противоречий и приоритетов. «Душа Руси жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением русской жизни угрожало еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира на Востоке, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии коварного Запада». Митрополит подробно и понятно разъясняет, что эта агрессия была заведомо спровоцирована внедрением Западом в Символ веры неканонического дополнения « Filioque», что привело к разделению Церквей с последующим противостоянием двух мировоззрений: католико-протестантского и православного, русско-славянского.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/17/za...

Затеянная Иваном III Васильевичем (1440-1505) большая перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году старый собор был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось пять лет. В августе 1489 года с него сняли строительные леса и перед москвичами предстал белоснежный храм, увенчанный тремя куполами, окружённый с трёх сторон крытой галереей. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В облике собора проявилось много черт псковского зодчества. Иконостас и иконы старого храма были сохранены и перенесены в новый. Фрески Благовещенского собора выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно поновлялись: при Алексее Михайловиче (1629-1676), при Екатерине II (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729-1796) и трижды - в 19-м столетии. Благовещенский собор служил государевой домовой церковью, поэтом в системе его росписи большое место было отведенено теме светской власти. Её смысл - преемственность власти московских великих князей и царей от византийских императоров - через древних князей владимирских и киевских. На стенах храма - изображения византийских императоров, русских князей Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125), св. Александра Ярославовича Невского (1221-1263), св. Даниила Александровича Московского (1261-1303), Ивана Даниловича Калиты (1283-1340/41), св. Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), Ивана III Васильевича (1440-1505). Здесь же помещены образы святых покровителей присоединённых к Москве русских земель - Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова. Интересной особенностью Благовещенского собора являются изображения на стенах паперти двенадцати мудрецов - тех, которые " не ведая закона, творили законное по природе " . Эти изображения служат напоминанием о том, что не только Ветхий завет раскрывал тайну воплощения Спасителя, но и у других народов возникало предощущение его " света невечернего " . Среди этих мудрецов, изображённых со свитками в руках - Аристотель, поэт Менандр, Плутарх, Платон, Вергилий.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Старейший монастырь Москвы, Данилов, основан первым князем московским Даниилом Александровичем (1261-1303), младшим сыном Александра Ярославовича Невского (1221-1263), около 1282 года (по другим данным - в период между 1298 и 1300 годами). Первоначально здесь была построена только деревянная церковь во имя св. Даниила Столпника - небесного покровителя князя Даниила. Этот храм стал началом Данилова монастыря - " первого на Москве " . Незадолго перед смертью князь Даниил Александрович, принял схиму в основанном им монастыре. Он скончался 4(17) марта 1303 года и, согласно его завещанию, был погребён в Даниловой обители на общем монастырском кладбище. Первоначально Данилов монастырь просуществовал недолго, всего около пятидесяти лет. В 1330 году Иван Данилович Калита (1283-1340/41) перевёл братию в Кремль, где при церкви Спаса на Бору был устроен новый монастырь, названный Спасским. Через полтора столетия, при Иване III Васильевиче (1440-1505), Спасский монастырь перенесли на Крутицкий холм, и он стал называться Новоспасским. А Данилов монастырь, по словам летописца, " оскуде нерадением Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаваться, токмо единая церковь оста, во имя св. Даниила Столпника, и прозва место, оно сельцо Даниловское, монастыря же ни слуху не бяше, аки не бысть " . Это сельцо Даниловское, с деревянной церковью св. Даниила Столпника просуществовало на месте бывшего монастыря окола ста пятидесяти лет. Данилов монастырь был восстановлен только при Иване IV Васильевиче Грозном (1530-1584). Тогда же в монастыре был возведён белокаменный храм Семи Вселенских соборов с приделом св. Даниила Столпника, который в начале 18 века был разобран. На его основании был возведён нене существующий двухэтажный храм, освящённый в августе 1730 года. В 1591 году у стен монастыря русские войска рассеяли конницу крымского хана Казы-Гирея, использовав полевую артиллерию - " градобитных хитростей гром " . А в Смутное время, в 1606 году, близ Данилова монастыря правительственные войска одержали победу над отрядами " воров " , предводительствуемыми Иваном Исаевичем Болотниковым (1565-1608), воеводой " царя Дмитрия Ивановича " .

http://sobory.ru/article/?object=03047

Прежде всего, конечно, хочу поклониться торопчанам, создателям за дань глубокого уважения к нелегкому извечно труду: миссии учителей народа! Но и… простите за личный штришок: Торопец – родовое гнездо матери моего отца Екатерины Николаевны Харинской (? – 1941). Она – племянница четыр ех сест ер Харински х, «которых в Торопце безо всякой иронии прозвали " женами-мироносицами " . В отличие от чеховских героинь, сестры не рвались в Москву. Сдав выпускные экзамены, они решили заняться преподаванием, и трое из них открыли в своем домике частную начальную школу». «Открылась школа где-то в 80-х годах XIX столетия, – писала Людмила Синицына в очерке «Окольный город », – просуществовала не менее сорока лет, а закрыли ее в 1919 году, когда частные школы ликвидировали». «Плата взималась в зависимости от материальной обеспеченности родителей и, кроме того, несколько человек обучались бесплатно, – рассказывает в своих записках Леонид Иванович Харинский, племянник " жен-мироносиц " , двоюродный брат моей бабушки , – Большого заработка от школы тетки не имели, так как всегда вели удивительно скромную жизнь. Им даже приходилось часть ягод, получаемых со своего сада, продавать на сторону, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Все они относились к детям ласково, заботливо, с любовью, что создавало обстановку близкую к семейной и влекло туда детей. Неудивительно, что желающих отдать своих детей в ту школу было так много, что из-за недостатка помещения приходилось многим отказывать в приеме. Сестры посвятили свою жизнь школе, и, кажется, других интересов, захватывающих их так, как школа, не имели. На всю жизнь они остались безбрачными, и в том, вероятно, виновато было любимое дело, ради которого они отказались " от личной жизни " ». Преподаванию в школах, в вузах, воспитанию достойных людей, специалистов отдали многие десятилетия своей жизни мой дед – супруг Екатерины Николаевны, их сын – мой отец, пришлось и мне… Александр Ярославич Невский (1221 - 1263), князь из правящего рода Рюриковичей, среди прямых предков его были Владимир Креститель (Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко ; 958 или около 956 - 1015 ), Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054) и Владимир Мономах (1053 - 1125 ).

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/17/...

Chrysostomus, 49, 363–72; 50, 801–6, 805–8; 61, 725–8 (In Jordanem), 761–4; 64, 43–6. Severianus, 65, 15–26. Proclus, 65, 757–64. Erechteius, 86, II, 3321–2. Gregorius Antiochenus, 88, 1865–72, 1871–84. Sophronius, 87, III, 4001–4; , 3755–60. Joannes Damascenus. Canon, , 96, 825–32. Cosmas Hier. Canon, , 98. 465–72; (Odæ 9) 519–22. Pantaleo diaconus, 98, 1243–8. Theodorus Studita, 99, 699–708. Joannes Mauropus, , 120, 1125–7. Chrysostomus. De tentatione Christi, 61, 683–8. In Transfigurationem. Chrysostomus, 61, 713–6; 721–4; 64, 33–8. Proclus, 65, 763–72. Cyrillus Alex., 77, 1009–16. Basilius Seleuciensis, 85, 451–62. Timotheus Ant., 86, I, 253–66. Anastasius Ant., 89, 1361–76. Andreas Cretensis, 97, 931–58. Joannes Damascenus, 96, 545–76. Сапоп, , 847–54. Cosmas Hier. Canon, , 98, 491–8; (Odæ 11) 521–24. Pantaleo diaconus, 98, 1247–54; 1253–60. Joannes Mauropus, , 130, 1127–8. Theophanes Cerameus, 132, 1019–48. Gregorius Palamas, 151, 423–36, 437–50. In Ramos Palmarum. Methodius, 18, 383–98. Athanasius, 26, 1309–14, 28, 169–86; 1023–34; 1033–48. Titus Bostrensis, 18, 1263–78. Epiphanius, 43, 427–38, 501–6. Chrysostomus, 59, 703–8; 61. 715–20. Proclus, 65, 771–8. Cyrillus Alex., 77, 1049–72. Eulogius Alex., 86, II, 2913–38. Sophronius Hier., , 87, III, 3765–72. Andreas Cretensis, 97, 985–1018. Cosmas Hier. Canon, , 98, 497–502. Leo, imperator, 107, 61–76. Joannes Mauropus, , 130. 1128–9. Michael Acominatus, 140, 323–30. Theophanes Cerameus, 132, 541–50. Gregorius Palamas, 151, 177–88. In PASSIONEM Christi. A) In mysticam cenam. Cyrillus Alex., 77, 1015–30. Sophronius Hier., . 87, III, 3771–6.   В) In proditionem Judæ. Athanasius, 28, 1047–54. Eusebius Emesenus, 86, I, 525–36. Chrysostomus, 49, 373–82, 381–92, 50. 715–20; 59, 525–8, 713–20, 719–22, 61, 687–90. C) In passionem (et Parasceven). Melito, fg. 5, 1221–2. Alexander Alex,, 18, 595–607. Athanasius, 28,185–250 et PGLT., 80, 713–8; 28, 1053–62. Chrysostomus, 50, 811–6 et 96, 589–600 (Joannes Dam.), 51, 31–40, 61, 751–6, 62, 721–4 [Eusebius Alex.]; 59, 719–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Генерал-лейтенант Виктор Астапов назвал морских пехотинцев последователями и потомками Александра Невского. Девиз морской пехоты - " Там, где мы, там - победа " , а великий князь не потерпел ни одного поражения. Первый заместитель председателя организации " Тайфун " Виктор Табачков отметил, что морская пехота - войска спецназначения, их не надо учить отваге, силе, мощи. Обретя небесного покровителя, великие святыни, они будут служить, помня о Боге и во имя Его. Первую икону князя Александра Невского 8 декабря из рук Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла примет командующий Балтийским флотом адмирал Александр Носатов. Образ будет установлен в войсковом храме 336 отдельной гвардейской бригады морской пехоты. Инициатором создания икон был основатель " Маринс Групп " Александр Куликов, погибший в 2016 году. Святой Александр Невский - его небесный покровитель. Великий князь Александр Невский (1221-1263) - талантливый полководец, не потерпевший ни одного поражения, мудрый правитель и политик, который заложил основы развития России как великого государства. С его именем связано военное противостояние шведам (битва в устье реки Ижоры в 1240 году, когда новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов и получил свое прозвище " Невский " ), немецкому Тевтонскому ордену (знаменитое Ледовое побоище 1242 года) и литовцам. Военными победами князю Александру удалось остановить наступление западных соседей на русские земли, а искусной дипломатической деятельностью - сдержать агрессию Золотой Орды. Прославлен Церковью в лике благоверных князей в 1547 году. Мощи святого, перенесенные в Санкт-Петербург из Владимира императором Петром I - одна из главных святынь северной столицы. Святой является небесным покровителем дипломатической службы России, сухопутных войск РФ и морской пехоты ВМФ РФ. ИА " Вода живая " , 06.12.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 4:10 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -4:10 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Ок. 1190 г., пользуясь ослаблением Византии, жупан Стефан Неманя добился полного суверенитета и основал в Сербии династию Неманичей. В 1196 г. Неманя отрекся от престола в пользу среднего сына Стефана и вскоре отправился на Афон, в русскую обитель Святого Пантелеимона, где пребывал его младший сын Савва (мирское имя Растко) (1169 – 1237) и там же принял монашеский постриг. С деятельностью Саввы связано окончательное оформление Сербской Церкви. Он стал ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом, прося его о даровании самостоятельности Сербской Церкви. Учитывая тяжелое положение христианства в Сербии, вызванное католическим влиянием, Константинопольский Патриарх Мануил I (1215 – 1222) в 1219 г. рукоположил св. Савву в сан Архиепископа Сербского и одновременно признал автокефалию Сербской Православной Церкви. Святитель Савва, став Предстоятелем, на обратном пути в Сербию снова посещает Афон. Там из Хиландрского монастыря он взял несколько образованных иноков с намерением хиротонисать их во епископы новой самостоятельной Церкви. Св. Савва в период с 1219 по 1233 г. открыл 8 новых епархий, во главу которых он поставил епископов – подвижников Хиландара. Стали появляться монастыри, за основу жития в которых вводились афонские уставы. Он созвал в г. Жиче Поместный Собор, в деяниях которого участвовало все духовенство Сербии. Осудив ереси, он призвал всех участников Собора строго соблюдать православную веру. Также основатель Сербской Церкви стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербским государством во имя спасения Православия и сохранения сербов как нации. В этой связи в 1221 г. архиепископ Савва в Жиче торжественно короновал князя Стефана, получившем прозвище Первовенчанный. Этот акт имел большое государственное и церковное значение: коронация, несомненно, повышала авторитет православного Сербского королевства и укрепила саму династию Неманичей. В 1229 г. святитель Савва совершил паломническое путешествие в Палестину. Возвращаясь в 1230 г. в Сербию, он вновь посетил Афон. В 1233 г. он отказывается от святительского престола, стремясь к иноческой жизни. Преемником стал его ученик Арсений I (1233 – 1263). Безусловно, вклад святителя Саввы в организацию Церкви в Сербии огромен. Официальная канонизация святителя Саввы состоялась в 1775 г., хотя сербы почитали его с первых же дней кончины. Память святителя Саввы празднуется два раза в год – 14 января ст. ст. (этот день считается днем сербского просвещения) и 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010