...а на своем дворе... и верх ея позлати. – Речь идет о постройке Всеволодом во Владимире Дмитриевского собора, который предположительно был заложен в 1194 г. (см. там же, с. 398). «Гробная доска» святого Дмитрия Солунского была положена в соборе в 1197 г. ...великий князь Юрий Всеволодич... – Князь Юрий (или Георгий) Всеволодович (1189 или 1187–1238 гг.), сын Всеволода Большое Гнездо. Его владимирское княжение падает на 1218–1238 гг. Батый – сын Джучи-хана, старшего сына Чингиз-хана. Умер в 1255 г. Основатель Золотой Орды, завоеватель Восточной Европы в конце 30–40 гг. XIII в. Монголо-татары во главе с Батыем завоевали и Русь (литературные памятники, посвященные монголо-татарскому нашествию на Русь, см. в наст. изд., т. 5). ...Владимира Юрьевича... – Владимир Юрьевич – сын великого князя Юрия Всеволодовича. ...воеводу Филиппа Няния... – Филипп Нянько – воевода, защитник Москвы от войска Батыя. Его существование подтверждается летописями. ...на Сите. – Река Сить – правый приток реки Мологи, впадающей в Волгу (Ярославская обл.). ...Всеволод, Мстислав, Владимир. – Летописи подтверждают существование таких сыновей у великого князя Юрия Всеволодовича. ...Ярослав Всеволодич. – Князь Ярослав Всеволодович (1191–1246), сын Всеволода Большое Гнездо, занимал великокняжеский стол с 1238 по 1246 г. ...князя Александра... – Александр Ярославич Невский (1220–1263), сын Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. – князь Новгородский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. ...Новгород Нижней созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. – Георгий (или Юрий) Всеволодович основал в 1221 г. Нижний Новгород. Под 1229 г. в летописях упоминается монастырь Святой Богородицы под Нижним Новгородом («вне града»). Это, видимо, и есть Печерский монастырь. В нем находилась икона Печерской Божьей матери. ...преставися... Ярослав Всеволодич во Орде нужною смертию. – По сообщению летописных источников, Ярослав Всеволодович, будучи в Орде у великого хана, был там оклеветан, а затем отравлен. Умер он в 1246 г., а не в 1238 г. (6746), как указано в повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из Жития св. Саввы, изд. 1860 г. 12 Год посвящения и поставления Саввы в архиепископа с точностью не определяется в его житиях, не указывается согласно и в летописях сербских, равно и в других источниках, касающихся данного вопроса. Поэтому приходится до сих пор довольствоваться только более и менее вероятными или приблизительными хронологическими вычислениями, ключ к которым нужно искать, однако, в упомянутых источниках. По житию, пис. Дометианом, св. Савва оставался на архиепископской кафедре 14 лет («владычьствовавь вь чиноу светительства того, и добре послоуживь Господеви своемоу 14 леть...», изд. 1865 г., стр. 295), поставив своим преемником ученика Арсения I («оутврьдивь его на вьсемь чиноу своиего преосвештеньства, и вьсакыимь благословенииемь благословивь и, и посадивь иего на престоле своиемь»...) – точно неизвестно в каком году. Но, имея в виду показания некоторых источников (так, напр., «Родослова» или иначе – «Животи кральева и архиепископа српских», изд. Даничичем в Загребе 1866 г., стр. 272), что архиепископ Арсений оставался на своей кафедре 30 лет и скончался 28 октября приблизительно 1263 г. (так как в Дометиановом житии св. Симеона – в мире Стефана Немани под 6772 г. значится уже преемник св. Арсения – Савва II; а у Калайдовича, «Иоанн экзарх Болгарский», в «приложении» из рук. Шестоднева, стр. 164, Арсений представляется еще живым в 6771 году), –можно с вероятностью полагать, что год кончины архиепископа Арсения падает на 1263 или даже 1264 г. Отсюда, отсчитав 30 лет архиепископствования св. Арсения и 14 лет архиепископствования св. Саввы, мы подойдем к 1219 или 1220 г. – году поставления Саввы в архиепископа. А, между тем, в житиях св. Саввы ясно указывается, что он поставлен в архиепископа при Патриархе Цареградском Германе II (1222–1240 гг.) и в царствование императора Греческого Феодора I Ласкариса (ум. в 1222 году); следовательно, поставление его в архиепископа, может быть, относимо к концу 1221 г. или 1222 году. Проф. Голубинский (см. Краткий очерк истории прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Основываясь на симфонии позиции нынешней светской и церков­ной вла­сти, мы можем в первом приближении сформулировать Образ будущего обще­ства как стратегическую сверхзадачу: общество, осно­ванное на справедливо­сти, солидарности, державности, патриотизме, достоинстве, ответственности. Для такого общества нужен человек, способный выстраивать такое обще­ство. Такого человека сегодня нет. Его не готовит к жизни ни семья, ни совре­менная школа. Но это отдельная тема для статей, форумов, Посланий Президен­та РФ народу, сенаторам и депутатам. Вывод из вышеизложенного: русской нации настала пора выле­чить заста­ревшую болезнь подражательства чужому укладу жизни. И тогда у революци­онного процесса появится смысл и возможность воз­родить, восстановить, уси­лить и возвеличить Россию. Ничего не потеряно, если останется традиционное для русских желание противостоять внешним и внутренним врагам Отечества. Как утверждал Пет­рарка, перефразировав стих из книги Иова , «жизнь человеческая на земле не просто воинское служение, а бой» . Жукова Нина Борисовна, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, член Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам обще­ственной жизни, культуры, науки и информации, кандидат исторических наук Считается, что эти слова произнёс святой благоверный великий князь Александр Нев­ский (12211263) перед битвой со шведами в 1240 году в Великом Новгороде, у храма Свя­той Софии. По обычаю тех лет воины Новгородской дружины собрались у храма и получили благословение архиепископа, а князь Александр Ярославович (после этой битвы и назван­ный Невским) молился перед сражением. Выйдя из храма он сказал своей дружине эту став­шую известной фразу: «Братья! Не в силах Бог, но в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог». (Никоновская летопись. Т. 3. С. 10. Также см.: Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) Михельсона М. И. ). Два чувства дивно близки нам,

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/20/...

Скнятиново (Никольская с/а). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Село Скнятиново известно с 13 века, когда им владел сын Алексндра Невского (1221-1263) Андрей Александрович (ок. 1255-1304). Затем оно принадлежало ростовским князьям Приимковым. Церковь Казанской иконы Божией Матери с четырьмя приделами, из которых два поздние, была построена на месте деревянной в 1693 году. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Скнятиново-Яыковых, владельческое село, отстоящее от Ростова на 15 верст. Оно лежит по левую сторону московского шоссе при реках Попове и Телятнике; в нем 81 двор, 223 души и то же число наделов. Каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь основана в 1693 г. и имеет пять престолов: Казанской Пресвятой Богородицы, Собора архистратига Михаила, св. Митрофана, св. Николая и св. Димитрия, Ростовского чудотворца. К церкви приписано 36 десятин земли. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. В живописном месте, на холме, белеет стройная церковь села Скнятиново, видная за многие километры. На месте Скнятиново в XIII веке находился терем ростовского князя Константина Всеволодовича. Как утверждает ростовский краевед А.Я. Артынов, ростовский князь вполне мог выбрать это красивое место для своей загородной резиденции. Факт этот не подтверждён другими историками, но и не опровергнут. Наибольшую известность Скнятиново достигло, когда им владел сын Александра Невского Андрей. Свой след в развитие села оставили ростовские князья Приимковы. А вот следующие владельцы Скнятиново Языковы выстроили здесь каменную церковь. Церковь Казанской иконы Божией Матери с четырьмя приделами была выстроена на месте деревянной, к тому времени довольно обветшавшей. Архитектурный декор храма, увенчанного гармонично скомпонованным пятиглавием, характерен для своего времени. Разорванные фронтоны наличников и восьмигранные окна в верхней части храма живо напоминают о том, что эта сельская церковь построена в период расцвета архитектурного стиля московского или нарышкинского барокко. Однако различные по форме наличники нижних окон храма, выполненные из лекального кмрпича, их ассиметричное расположение на южном фасаде делают его близким группе более ранних произведений культового зодчества. Колончатые же пояски с зубчатой каймой, опоясывающие глухие барабаны глав, скромный поребрик, проходящий под карнизом, и металлическая чешуя глав как бы предвещают близость величественных памятников Ростовского кремля. Вероятнее всего, храм строили ростовские мастера. Облик скнятиновского храма не портят ни поздние пристройки с северной стороны, ни колокольня в стиле классицизма, удачно вписавшаяся в объёмно-пространственную композицию Казанской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03230

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Иоанн XI Векк Иоанн XI Векк (греч. Ιωννης Βκκος; 1230-е - 1297 ), патриарх Константинопольский (26 мая 1275 - 26 декабря 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии Родился в 1230-е годы, предположительно в Никее . Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. Иоанн Векк был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на патриарший престол был диаконом ; с 1263 года занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 года - вел. скевофилакса . В 1268 году Иоанн Векк вместе с Константинопольским патриархом Иосифом I участвовал в византийском посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, второй дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из Константинополя посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в сербские земли были отправлены Иоанн Векк и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, Иоанн Векк проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему византийской царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в Константинополь . Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла.

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Но мне кажется, что для человека, находящегося в тюрьме, появляется дополнительный шанс понять все это. Когда оказываешься в тяжелой ситуации, когда остаешься один на один с самим собой в замкнутом пространстве, то начинаешь больше думать, а потому разобраться в себе подчас становится легче. Возможно, это странная аналогия, но заключение — это как затвор, как монашество. Разница лишь в том, что монах — человек, добровольно вставший на этот путь, а осужденный попадает за решетку против своей воли. Но если задуматься, то начинаешь понимать, что это Господь привел тебя в тюрьму потому, что ты нуждаешься в этом так же, как нуждается в своем затворничестве инок, и что Он дал тебе таким образом шанс на спасение. Если отнестись так к своему положению, его можно обернуть на пользу себе, понять, что это не наказание, а урок, и воспользоваться тем, что пытается объяснить тебе Господь. Еще раз повторюсь, христианство — это сложно, но можно попытаться. Взять и почитать Библию… Не сразу поймешь, но попытаться можно... И на службе в храме можно не все понять, но из проповеди, которая произносится на более светском, адаптированном языке, можешь уже понять больше, постараться разложить по полочкам. Христианство интересно тем, что оно всегда оставляет для нас шанс: покаяться, измениться и исправить содеянное. Здесь всегда есть место прощению. И это, на мой взгляд, единственная возможность для человека измениться. Святой: Александр Невский. День празднования —  6 декабря (23 ноября по старому стилю). Александр Невский (1221—1263) — один из наиболее почитаемых русских православных святых. Будучи князем и выдающимся полководцем, всю свою жизнь он посвятил защите своей земли и веры, а в конце жизни удалился в монастырь, приняв постриг с именем Алексий. Жизнь святого благоверного князя Александра — пример правителя, служившего не себе, а другим, умевшего проявлять не только твердость, но и смирение. На заставке фрагмент фото: А. Карелин, Итар-ТАСС Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/aleksandr-karelin-shagi-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Александр Невский: только факты 3 мин., 05.12.2018 Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Александр Невский и Сартак в Орде. Москвитин Филипп . Александр Невский побратался с сыном хана Сартаком, который принял христианство Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Ледовое побоище. Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод. " Лицевой " - в названии означает " нарисованный в лицах " . Свод был создан для библиотеки Иоанна Грозного в середине XVI века в единственном экземпляре, в нем изображены события мировой и русской истории.  Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью. Александр Невский. Мозаика Собора Воскресения Христова (Спас-на-Крови, Санкт-Петербург) набрана по оригиналу Михаила Нестерова. Это одна из двух сохранившихся до нашего времени икон. Вторая икона - Воскресения Христова. Остальные были изъяты в 1920 году и судьба их неизвестна. spas.spb.ru Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

http://foma.ru/aleksandr-nevskij-tolko-f...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН XI ВЕКК [греч. Ιωννης Βκκος] (30-е гг. XIII в., Никея? - март 1297, крепость св. Григория близ Никомидии), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии (см. ст. Лионская уния ). Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. И. В. был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на Патриарший престол был диаконом; с 1263 г. занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 г.- вел. скевофилакса. В 1268 г. И. В. вместе с К-польским патриархом Иосифом I участвовал в визант. посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, 2-й дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога , и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из К-поля посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в серб. земли были отправлены И. В. и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, И. В. проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему визант. царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в К-поль ( Georg. Pachym. Hist. V 6). Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла. Потерпев неудачу в заключении союза с сербами, имп. Михаил попытался повлиять на политику Карла Анжуйского через его брата, французского кор. Людовика IX. С целью удержать Карла от военных действий против Византии Михаил в 1270 г. отправил И. В. и придворного архидиак. Константина Мелитениота к Людовику, к-рый в то время находился с крестоносной армией в Тунисе. Однако скорая смерть Людовика помешала выполнению миссии посольства ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Для защиты от притязаний Карла Анжуйского имп. Михаил решил добиваться поддержки Римского престола (с 1 сент. 1271 его занимал папа Григорий X , сторонник восстановления общения Церквей).

http://pravenc.ru/text/469598.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Уральские мастера вырезали скульптуру Александра Невского из липы - ровесницы князя 14.05.2014 Деревянная скульптура Александра Невского , изготовленная из липы - ровесницы князя, установлена в Свердловской области. Как рассказал ИТАР-ТАСС один из участников творческого проекта Александр Сотников, в поисках подходящего дерева резчик из Невьянска Михаил Брылунов отправился на заброшенные Демидовские рудники. Нужное дерево мастеру помогли найти егеря, которые провели его по заповедным лесным тропам. " В XIII веке, когда жил Александр Невский, фигуры и образы героев вырезали из дерева. Мы не стали нарушать традиции предков, - отметил Сотников. - Липа идеально подходит для создания скульптуры. Этот природный материал может адаптироваться к погодным условиям, и долгое время устойчив к разрушениям. Первые несколько лет мы будем покрывать скульптуру специальным лаком. Затем она и вовсе не будет нуждаться в защите. " Специалисты отмечают, что липа входит в список деревьев-долгожителей. Ее возраст может достигать 1000 лет. Точный же возраст липы, использованной для скульптуры, определить сложно, но, по оценкам экспертов, ей точно не менее 600 лет. Деревянная скульптура Невского шириной почти 1,5 метра и высотой около 3 метров установлена в поселке Монетный. Мастер изобразил великого князя, отдыхающего после победного сражения. Он опустил меч, слегка опершись на него. " Мы долго искали русского героя, который мог бы стать примером для нынешней молодежи. Человека, чей подвиг был воспет в веках, - говорит Сотников. - Остановили свой выбор на Александре Невском. На наш взгляд, подвиги великого князя стали началом боевой славы русского народа " . Князь Новгородский и Тверской, великий князь Владимирский Александр Невский родился в 1220 или в 1221 году, умер в 1263 году. Победами над шведами (Невская битва, 1240 г) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242 г) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Канонизирован и причислен к лику святых Русской православной церковью. В 1725 году был учрежден орден святого Александра Невского, а в 1942 году во время Великой Отечественной войны - орден Александра Невского, которым награждались военачальники, особо отличившиеся при управлении войсками в боевых операциях. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.05.2014 17:35:24

http://drevo-info.ru/news/17114.html

1216. Об этой вере сказал Пимен Великий: «Вера заключается в том, чтоб пребывать в смирении и творить милостыню». Слово 30. 1217. Слово 30. 1218. Слово 30. 1219. «Предательство бывает от нерадения. Не противоречь нападающим помыслам, потому что враги сего и желают и, видя противоречие, не престанут нападать; но помолись ко Господу, повергая пред Ним немощь твою, и Он поможет не только отогнать, но и совершенно упразднить их». Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 91. Слово 30. 1220. Слово 30. 1221.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). 1222. Слово 30. 1223. Слово 25. 1224.  …и хотение и действие (Флп. 2. 13). 1225. Слово 33. 1226. Слово 39. 1227. Слово 39. 1228. Слово 39. 1229. Слово 39. 1230. Слово 39. 1231. Слово 40. 1232. Слово 40. 1233. Слово 40. 1234. Слово 40. 1235.  Предприятием называют святые Отцы, наставники монашества, явление в помысле, мечтании и ощущении преждесодеянных грехов. Как люта брань, причиняемая предприятиями, можно видеть в житии преподобной Марии Египетской (Четьи-Минеи, 1 апреля). «Избавь мя от многих лютых воспоминаний и предприятий» — молимся мы в конечной утренней молитве к Пресвятой Богородице. Канонник. 1236. Слово 40. 1237. Слово 41. 1238. Слово 41. 1239. Слово 41. 1240. Слово 42. 1242. Слово 42. 1243. Слово 42. 1244. Слово 42. 1245. Слово 43. 1246. То есть сверхъестественно, от осенения естества Божественною благодатию. Чрезъестественными называются святыми Отцами те действия и состояния, которыми нарушаются законы естества незаконно, то есть при посредстве греха. 1247. Слово 1. Мф. 5. 48; Лк. 6. 36. 1248. Слово 1. 1249. Слово 2. 1250. Слово 2. Слово 5. 1251. Слово 8. 1252. Слово 9. 1253.  …вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 1254. Слово 14. 1255. Мф. 5. 45. 1256. Алфавитный патерик. 1257. Алфавитный патерик. 1258. Алфавитный патерик. 1259. Алфавитный патерик. 1260. Алфавитный патерик. 1261. Алфавитный патерик. 1262. Алфавитный патерик. 1263. Алфавитный патерик. 1264. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010