Мы не будем утверждать, пишет г. Сменцовский, что аскеты любят мир именно в плоти его, на чем так усиленно настаивает г. Розанов , но не будем называть эту любовь к миру плотскою. Они любят все творения Божии, любят мир и с духовной и с телесной его стороны, любят деятельно, не словом и языком, но делом и истиною, согласно наставлению апостола: «если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела; что пользы»? 1220 . Зная по опыту, как трудно отказывать себе и переносить лишения, они всегда с готовностью облегчают страдания ближних и даже бессловесных тварей 1221 , но еще более они сочувствуют душевным немощам ближних и облегчают их, еще чаще упражняются в делах милости духовной, а телесную вещественную милость они оказывали пред своим выступлением на аскетические подвиги 1222 . Оценив, общую принципиальную сторону рассуждений г. Розанова , Сменцовский останавливается на некоторых подробностях его статьи, а именно, разбирает положения В. В. Розанова о том, что 1) «Соломон в молодости, тотчас после смерти Давида, приносил жертвы и курения на высотах 1223 , т. е. по сирофиникийскому ритуалу; 2) что Платон-философ был якобы поклонником плотских удовольствий 1224 ; 3) что между апокалипсическими животными (льва, тельца и орла) находится связь с египетскими культами плоти (аписа, копчика, сфинкса), и 4) что праведный Иов есть один из типов «в хороводе безумствующих в любви потому что, будучи болен он и то умоляет жену приходить к нему ради плода чрева своего 1225 , о чем жаловался своим друзьям на гноище; а сойдя с него, порождает еще 7 сыновей и 7 дочерей, опять погружается в мирские дела, как и до болезни, и пребывает, однако, во все дни бытия своего праведным и благочестивым. Оставляем рассуждения по этим вопросам в стороне в виду того, что они не имеют прямого отношения к нашей задаче. Наконец, весьма любопытно познакомиться вкратце с мнением о происхождении аскетизма, высказанным профессором Гусевым в его сочинении: «нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» 1226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оценка всех внешних человеческих действий находится в прямой, непосредственной зависимости от внутренних расположений и состояний человека, которые всегда имеют своим основанием и источником религиозное воззрение на жизнь. Поэтому невозможно устранить из Евангелия учение о сверхъестественном, чудесном 1213 , не исказив его в самом существе и основе 1214 . При допущении этого оно перестанет быть Евангелием, т.е. радостной вестью для греховного человеческого рода о спасении или, по апостолу, силой Божией 1215 , ибо оно будет низведено тогда на степень обыкновенного человеческого морального учения со всеми свойственными человеческой ограниченности несовершенствами. Если бы чуда Воскресения не было вовсе, то в этом случае положение новозаветного человека–христианина, по внутреннему его глубокому самосознанию, ничем не отличалось бы, а, пожалуй, было бы еще прискорбней положения ветхозаветного человека–иудея, о котором св.апостол Павел со всей ясностью говорит следующими словами: »Знаем, что закон – духовен, а я – плотян, продан греху. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? " 1216 В Евангельском учении со всею ясностью и полнотой раскрывается, что Господь Иисус Христос есть не просто человек, учитель и законодатель, а Богочеловек и, следовательно, Спаситель и Искупитель людей от греха со всеми его последствиями. Он есть новозаветный Адам, от которого ведет свое начало род новозаветных людей, получающих по вере в Него оправдание и освящение и все благодатные силы для благочестивой жизни. По Евангельскому учению, Христос Спаситель не просто возвестил людям об их спасении, но как Богочеловек совершил Сам это спасение и подтвердил его совершение многочисленными чудесами 1217 , завершенными Его Воскресением 1218 из мертвых, коим 1219 Он открыл людям, верующим в Него и живущим по вере, путь к вечной блаженной жизни в общении с Ним в обителях дома Его Отца 1220 . За таковую, не по заслугам полученную, милость истинный последователь Христа Спасителя должен воспитывать в сердце глубокую благодарность к Богу, помня слова св.апостола: «благодарю Бога моего Иисусом Христом Господом нашим " 1221 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Присутствие греховности, испорченности, извращенности в природе (всей вообще наличной действительности) автором не оттеняется; «естественное”, т. е. наблюдаемое и переживаемое в наличной действительности, признается без всяких ограничений и оговорок, вместе с тем и нормальным, – хотя и не совершенным, инертным, но не противоборствующим началу христианского возрождения и освящения. То, конечно, справедливо, что «христианское отношение к природе и плоти начинается лишь с того момента, с которого природное отношение становится отношением к человеку, к лицу», 1219 – с точки зрения основной христианской цели – богоуподобления, по началу истинно – христианской «свободы”. Однако, с этой-то стороны аскетизм (в широком смысле) принципиально и предполагается в христианстве, – как средство и способ приобрести и обеспечить себе истинную свободу. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу” ( Гал 5:13 ). «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы” (ст. 16 – 17). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (ст. 24–25). Так. обр., христианская «свобода” в ее именно отношении к «плоти” (в религиозно-этическом смысле) предполагает борьбу, путь постепенного и методического удаления из человеческой религиозно-нравственной жизни чуждых и враждебных ей элементов, т. е. «аскетизм” в широком смысле. 1220 Проф. Тареев слишком суживает объем понятия «аскетизм”, когда говорит, что «природное отношение христианина не становится неизбежно аскетическим, не создает бегства из мира. Христианский дух проявляется в действительной любви к живым людям, а не в отвлеченно – созерцательной религиозности. 1221 Прежде всего монашество, отшельничество не исчерпывают «аскетизма”, не покрывают его всецело, а затем и аскетическая созерцательная религиозность не была обязательно «отвлеченной”, – но могла быть, как и действительно бывала, живой, конкретной, интенсивной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Св. Петр знает одного только верховного начальника пастырей, Иисуса Христа. Что же касается его самого, то он есть лишь сотоварищ пастырей по священству; он не говорит ни о своем первенстве, ни о своем верховенстве. Он не превозносится над остальными пастырями Церкви; напротив, он обращается к ним как к братьям своим и равным ему, ссылаясь, при сообщении своих советов, только на качество свидетеля страданий Иисуса Христа и своей будущей славы, которая ему была открыта на Фаворе. Во всех книгах Священного Писания мы не встретим ни одного текста относительно занимающего нас предмета, где бы Иисус Христос не был признаваем единственным главою всей Церкви и где бы вся церковь не была признаваема единою и тождественною, составленною из верующих, равно как и из пастырей. Эти пастыри получили от Иисуса Христа необходимую власть для надлежащего управления Церковью . Этого нельзя оспаривать. Равным образом нельзя отвергать и того, что власть, дарованная апостолам, была передана их законным преемникам; ибо Церковь и общество пастырей, по учению Иисуса Христа, должны продолжаться во все века. Прежде оставления земли, Иисус Христос сказал своим апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.23:1220 ). Таким образом, Иисус Христос непрестанно пребывает с обществом пастырей Церкви. Именно им Он сказал в лице апостолов: «Слушающий вас, Меня слушает; отвергающий вас, Меня отвергаете. Именно им также Он сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:2223 ). Эту власть, дарованную апостолам всем вообще, Иисус Христос обещал и святому Петру в частности, и в тех же самых выражениях. Вот одно из доказательств, приводимых папами в защиту своей теории о власти – особенной и высшей, полученной ап. Петром от Иисуса Христа, и от него переходящей к ним; но они не замечают, что эта власть дарована всем, что она была обещана ап. Петру не лично, но всем апостолам в его лице. Таково замечание святого Киприана и большинства отцов Церкви. Но папы приводят еще другие тексты в защиту этой теории. Мы рассмотрим их. Вот первый:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Таким образом видим, что большая часть угодников, почивающих в Феодосиевой пещере, по ясным указаниям памятников, принадлежала кончиною XIII-XV века. После сего становится вероятным само по себе, что и те, которых время не указано ни в записках пещерных, ни в летописях, относились к тому же времени. Это видно еще и из того, что никто из почивающих в Антониевой пещере не кончил подвига своего позже 1220 года и никто из почивающих в Феодосиевой пещере не описан ни Симоном, ни Поликарпом. Тайновидец пишет: и взглянул я, и се Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у коих имя Отца написано на челах. Это суть те, которые не осквернились с женами; ибо они девственники; они идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Никто не мог научиться песни той, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных с земли ( Откр. 14, 1, 3, 4 ). «Куда идет Агнец, – говорит блаженный Августин, – идет так, что с Ним могут идти не кто другие, как души девственные? Куда идет Он? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения мира. Это даже не те места покоя, которые даны будут в Царствии Божием недевственникам. Это совсем другие жилища. Радостью девственников будет Сам Иисус, радость чрез Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостью других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, но не станут завидовать тому: они будут радоваться их счастью. Они не будут петь песни, а станут слушать, и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость». День двадцать девятый Страдание святого Анастасия Святой Анастасий родился в Струмницкой епархии, в селе Родовичах 312 . Добрые родители научили его святой вере и для того, чтобы мог он честным ремеслом добывать себе хлеб, отдали его учиться оружейному мастерству, и он изучил это мастерство. На 20 году случилось ему побывать у учителя своего в Солуне; у мастера было несколько турецких одежд, которые захотелось ему сбыть с рук без платежа таможенной пошлины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом создано было Эздрою тело народа иудейского, которое отселе нужно было содержать в такой же чистоте, в какой держит свое тело каждый ревностный иудей. И каждый, осквернявший это народное тело иноплеменною примесью, отсекался от него 1213 . Оставалось вдохнуть в это совне чистое народное тело столь же чистую душу. Это Эздра сделал, во-первых, собранием священных книг еврейских в один состав, во-вторых, чтением и объяснением закона народу. Закон стоял постоянным укором пред глазами иудеев как за грехи их отцов, так и за их собственные грехи. И пророки, и собственное сознание говорили иудеям, что только за неисполнение закона постигали их отцов разные наказания от Бога, закончившиеся пленом, что, напротив, только строгим исполнением закона они могут угождать Богу, надеяться на Его защиту и на прославление в царстве Мессии. А между тем этот закон для большинства иудеев оставался книгою закрытою, недоступною для народа как по языку, так, быть может, и по малому числу списков. И вот Эздра, «книжник, сведущий в законе Моисеевом» 1214 , «который расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень, исполнять его и учить во Израиле закону и правде» 1215 , при содействии последних пророков и благочестивых священников, принял на себя труд собрать закон в одно целое для руководства иудеям на вечные времена и внедрить этот закон в сердце народа посредством чтения и объяснения его. Торжественно и трогательно было первое чтение и объяснение народу закона Моисеева, как описывает это Неемия 1216 : народ плакал при слушании словес закона 1217 и, внимая объяснениям, делаемым Эздрою, радовался, что мог наконец принимать предписания и заповеди его и руководствоваться ими в своей жизни 1218 . Глубоко тронутый чтением закона, сознавший свою греховность, народ кается, «исповедуется во грехах своих и в преступлениях отцов своих», отделяется от всех инородных и не только беспрестанно поучается в законе 1219 , но и дает торжественное обещание «поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога и уставы Его и предписания Его» 1220 . И с этих пор занимается заря новой жизни для Израиля; отселе соблюдение закона сделалось неотъемлемою принадлежностью каждого иудея: иудей без закона становится немыслим, точно так же, как и закон без иудея. С этого времени «на место прежнего господства царей выступило господство закона; закон, и в принципе закон пятокнижия, сделался абсолютною нормою для иудеев» 1221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ближайшее сходство Христинопольского Апостола с Толковым 1220 г. действительно несомненно. Я подробно сличил первые пять посланий ап. Павла по обоим спискам и нашёл, что и в вариантах и в переводе, за весьма немногими и незначительными исключениями ( Рим.5:1, 16:3 ; 1Кор.1:15, 16:24 ; 2Кор.6:16 ; τις переведено словом нкъ и в Христинопольской рукописи Рим.1:11,13, 3:3,8 , а Толковый Апостол 1220 г. удерживает древнее теръ, Христинопольский Апостол безусловно согласен с Толковым 1220 г. Этим также определяется важность новоизданной рукописи, которая к тому же и древнее и полнее рукописи Московской. Итак, во взгляде на взаимное отношение Христинопольской рукописи и Толкового Апостола 1220 г. я совершенно согласен с проф. Калужняцким. Но затем в упомянутой 7-й статье введения есть два пункта, которые невольно вызывают меня на объяснение. Во 1-х, проф. Калужняцкий, принимая мои четыре редакции, перемещает однако мою 3-ю редакцию (Чудовской список всего Нового Завета XIV в.. усвояемый св. Алексию) на последнее место и ставит её после Синодальной Библии 1499 г. Такое отношение к Чудовскому списку для меня не новость. Акад. Ягич в своём отзыве о моём издании Евангелия от Марка с разночтениями (Серг. Посад, 1894) ещё раньше г. Калужняцкого, также „желал бы труд, усвояемый св. Алексию, как изолированно стоящий, поставить на последнем месте, чтобы не нарушать —205— естественного хода развития и внутренней связи между остальными редакциями“ 169 . С целесообразностью такого перемещения, однако, трудно согласиться. Прежде всего, Чудовская рукопись ныне уже не стоит так изолированно, как это было три-четыре года тому назад, так как в 1893 г. мне удалось открыть для Евангелия две копии той же редакции, и обе XIV в. что уже свидетельствует о влиянии труда, усвояемого св. Алексию, на современные славянские списки Евангелия. Кто поручится, что таких копий ещё не найдётся, и что не найдётся их для Апостола? Затем, новый перевод Евангелия и Апостола, содержащийся в Чудовской рукописи XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Файл : Храм в Чepkuзobe3.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1220 × 1220 (507 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Название изображения Производитель камеры Canon Модель камеры Canon PowerShot A610 Время экспозиции 1/1250 с (0,0008) Число диафрагмы f/4 Оригинальные дата и время 14:05, 24 сентября 2010 Фокусное расстояние 7,3 мм Дополнительный комментарий 2 èçîáðàæåíèé, Ðàçìåð: 2950 x 2846, FOV: 58.58 x 51.92, RMS: 2.49, Îáúåêòèâ: Îáû÷íûé, Ïðîåêöèÿ: Öèëèíäð, Êîðð. öâåòà: LDR Широта 55° 56′ 57,33″ N Долгота 37° 21′ 13,21″ E Высота 207,88 метров над уровнем моря Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 180 точек на дюйм Вертикальное разрешение 180 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS2 Windows Дата и время изменения файла 14:14, 3 октября 2010 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 14:05, 24 сентября 2010 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 5 Выдержка в APEX 10,28125 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2,96875 APEX (f/2,8) Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки, режим устранения эффекта красных глаз Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 9159,0106007067 Разрешение по Y в фокальной плоскости 9169,8113207547 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Ручная установка баланса белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Тип сцены при съёмке Стандартный Версия блока GPS-uhфopмaцuu 0.0.2.2 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 1220 пикс. Высота изображения 1220 пикс. Дата последнего изменения метаданных 18:14, 3 октября 2010 Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_в_Че...

8 Тузем. Газ. за 1914 год). Мадрасы гор. Коканда Среди городов Ферганской области центром мусульманского просвещения считается город Коканд, последняя столица кокандских ханов. В этом городе, по приблизительным сведениям, считается 37 мадрас, в которых обучаются более 2000 учащихся мулл, в зависимости от числа худжр (комнатки для учащихся). Названия мадрасы, имя основателя и год хиджры Годы хри-стианского счисления Число худжр Число мулл Число му-даррисов 1) «Мир». Основ. Нарбута-ханом, 1770–1808 г. Хиджры 2) «Минг-Аим». Основ. жена Нарбута-хана (мать Умар-хана) в 1217 г. Х. 3) «Джами». Основ. Умар-хан, сын Нарбута-хана, в 1234 г. Х. 4) «Мадалихан». Основ. Мухаммед-Али-хан, сын Умар-хана, в 1245 г. Х. 5) «Али». Основ. Худоярхан, сын Ширали-хана, в 1263 г. Х. 6) «Мир-Мутабай». Основ. В 1243 г. Х. 7) «Мир-Мутабек». Основ. Мир-Мутабек, сын Ирданабека, в 1214 г. Х. 8) «Султан-Мурадбек». Основ. Мурадбек, сын Ширали-хана, в 1289 г. Х. 9) «Хаким-Аим». Основ. В 1286 г. Х 10) «Ходжа Дадха». Основ. Барадур-ходжа Ишан, сын Ариф-ходжи, в 1238 Х. 11) «Хаким-Тюря». Основ. Хаким-Тюря в 1210 г. 12) «Хан-ходжа-Ишан». Основ. Хан-ходжа-Ишан, сын Юсуф-ходжи-Ишана в 1204 г. Х. 13) «Пир-Мохаммед-Ясаул». Основ. В 1217 г. Х. 14) «Бузрук-ходжа-Ишан». Основ. Бузрук-ходжа Ишан, сын Хасан ходжи Ишана, в 1216 г. Х. 15) «Хаджибек». Основ. Хаджибек, сын Абду-р-Рахманбека, в 1220 г. 16) «Ахунд-Диванбеги». Основ. Мулла Мохаммед-Ахун, в 1220 г. Х. 17) «Мирза Ягдар». Основ. Мохаммедкул, сын Бахадур-Утыякулы, в 1220 г. Х. 18) «Хаккули-Бек». Основ. Хаккулы Мингбаши Джахангирбек, сын Дадхи, в 1241 г. Х. 19) «Тун катар». Основ. Мохаммед Садык, сын Мохаммед Юнуса Дадхи. В 1242 г. 20) «Бирди Кулыбек». Основ. Бирди Кулыбек, сын Ирыскуыбека, в 1242 г. Х. 21) «Зинбардар». Основ. Мохаммед Аминбек, сын Юсуфа Митака в 1243 г. Х. 22) «Хыштын». Две мадрасы. Одна основана в 1142 г., другая – в 1247 г. Х. 23) «Дастурханчи». Основ. Махмуд-Дастурханчи, сын Хасан Джанаки, в 1249 г. Х. 24) «Амин Джанбай». Основ. Амин бай, сын Якуб-Джанбая, в 1245 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Вербника, на острове Керке, в Истрии. Что касается места и времени написания, то, по Ягичу, он написан где-либо в Боснии или Герцеговине в конце XII-ro или 1-й половине XIII в. 170 . На сохранившихся четырёх листах содержится Деян.4:36–35,23, 6:2–7, 7; 7:48–8:12; 8:34–39, 17 , Акад. Ягич всесторонне и со всей тщательностью обследовал этот глаголический памятник, сличил текст его с другими древними снимками Апостола (к сожалению, ни Христинопольская рукопись, ни Толковый Апостол 1220 г. не содержат вышеозначенных отрывов из Деян. Апост.), рассмотрел перевод, отдельные слова, грамматические формы и все палеографические особенности. Какие же результаты получились после исследования сего памятника г. Ягичем? Результаты эти следующие: 1) чтение Гершковичева отрывка во всех более важных случаях согласуется с древними списками Апостола, каковы – Слепченский, Охридский, Шишатовацкий, Гильфердинга 14, Хлудовские 36, 39 и Хвалев, иногда и превосходит их последовательностью в сохранении старины; 2) в тексте Гершковичева отрывка нет никаких следов зависимости от латинского перевода; 3) из двух древнейших кирилловских апостолов-апракосов Гершковичев отрывок более согласен с Охридским; 4) Карпинский (Хлудовский 28) Апостол —207— часто отступает как от Гершковичева, так и от всех других древних текстов, представляя нередко перевод исправленный; 5) где поздние списки XIV и XV вв. отступают от старых традиций, Гершковичев отрывок сохраняет постоянно старину, наконец 6) в Гершковичевом отрывке есть несколько особых чтений, личных особенностей 171 . Таковы результаты акад. Ягича. Итак, Гершковичев отрывок вместе с Охридским, Слепченским и другими древними списками образует одну и туже редакцию. Одни списки представляют более старины, другие менее, но основа перовода во всех одна. Очень жаль, что в Толковом Апостоле 1220 г. нет того текста, который содержится в Гершковичевом отрывке. Благодаря этому обстоятельству, г. Ягич не мог сравнить свой глаголический отрывок с Толковым Апостолом 1220 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010