Указанное видение является двойным. Оно направлено одновременно к двум диаметрально противоположным полюсам и покрывает собой весь спектр духовных состояний христианина. На нижнем полюсе находится ад или «внешняя тьма», а на верхнем созерцается «Царство Божие, пришедшее в силе» 1216 . На одном полюсе дышит дух любви к Богу – любви вплоть до самовозненавидения 1217 . На ином же стоит зловоние себялюбия и эгоцентризма вплоть до возненавидения Бога 1218 . Между этими двумя полюсами «движется вся духовная жизнь разумных личных существ» 1219 . Человек, когда кается «из глубины», познает тайны явлений духовного мира, происходящих между этими двумя полюсами. Его познание распространяется от глубин ада и достигает небесных высот. Он несказанно расширяет содержание своего бытия 1220 . Чтобы стяжать это познание, человек подвергается предельным испытаниям во всех планах 1221 . С верою в слово Христово его ум сходит в бездонный океан сердца, горящего любовью Христовой, и там бытийно вкушает действие двойного видения. Одна сторона этого ведения вселяет в человека ужас и отвращение к страстям, гнездящимся в нем, особенно же к страсти гордыни 1222 . С глубокой болью переживает он свое ничтожество и сокрушается от познания своего недостоинства. Он болезнует в стенаниях своего сердца, испытывая горечь раскаяния от сознания своей греховности. Последняя отныне предстает во всем своем бытийном измерении 1223 . Он ощущает, что расстояние, отделяющее его от Бога, бесконечно велико и скорбит от лицезрения своего духовного убожества 1224 . Как сокрушающее действие смерти он переживает все, что противостоит слову и благодати Христовой. Он испытывает непереносимое отвращение к самому себе 1225 и пребывает в отчаянии от своей искаженности и нечистоты. По Промыслу Божию он созерцает в себе свой личный ад. Одновременно в нем действует другая сторона ведения. Ощущение святости Божией вводит человека в «благой ужас» 1226 . Свет лица Божия позволяет ему узреть как свой внутренний ад, так и святость Живого Бога 1227 . В живом переживании присутствия Божия им овладевает страх. Этот страх раскрывает человеческое сердце для совершенной любви Божией. Первоначальный ужас от внутреннего ада превращается в совершенный страх оказаться недостойным такого Бога, Бога святой любви. Человек чувствует, что именно в этом состоит вечный ад 1228 . Лицезрение не только святости, но и смирения Божия «поражает душу, и она с великим благоговением внутренне поклоняется Ему в любви» 1229 . Она вкушает блаженство божественной вечности и освобождается даже от желания привременного владения чем-либо 1230 . В горении этого духовного созерцания открывается Христос – «ощутимый» образ предвечного Бога, согласно которому был сотворен человек. Сравнивая себя со святым образом Христа, человек ощущает свое собственное безобразие 1231 . Одновременное пребывание в двух планах двойного ведения является признаком пророческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Огромное разнообразие рукописей и широкая география их происхождения делают Ватиканскую библиотеку «библиотекой библиотек» (bibliotheca bibliothecarum) 1210 . Из других известных в мире библиотечных фондов отметим Амброзианскую библиотеку в Милане 1211 , библиотеку Св. Марка в Венеции 1212 , Медицейскую библиотеку во Флоренции (Флорентийская национальная библиотека) 1213 , ряд других итальянских хранилищ 1214 , французскую Национальную библиотеку, где содержится до 250 тыс. рукописей и свыше 13 млн. печатных документов 1215 , и иные французские собрания 1216 ; Национальную центральную библиотеку Рима (84 тыс. манускриптов, 2 тыс. инкунабулов), книгохранилища Эскуриала и иные библиотеки Испании 1217 , Королевскую к университетскую библиотеки в Копенгагене 1218 , крупные хранилища Великобритании: библиотеку Британского музея (свыше 327 тыс. манускриптов) 1219 , Бодлеианскую библиотеку в Оксфорде 1220 , библиотечные фонды в Кембридже 1221 и др. 1222 , Австрийскую Национальную библиотеку в Вене 1223 , ряд немецких собраний 1224 , коллекции в Египте 1225 и многие другие 1226 хранилища Европы 1227 и Америки 1228 . Из римских архивов , к которым имеют доступ современные исследователи, отметим архив Папского Восточного института, Тайный (Секретный) архив Ватикана, Римский архив Общества Иисуса, архив Конгрегации по распространению веры, архив Папского Грегорианского института, Архив варнавитов, Архив генеральной курии ассумпционистов, Архив Греческой коллегии Св. Афанасия, архив Ассоциации итальянского Средневековья, Исторический архив Министерства иностранных дел Италии и др. Из европейских архивов ценные историко–церковные материалы содержатся также во французском Национальном архиве (Париж), Славянской библиотеке (в 2002 г. ее фонды переданы в Лион), архивах Министерства иностранных дел Франции (Париж), Публичном архиве записей (Лондон), Государственном архиве Австрии (Вена) и др. § 2. Греческие архивы и библиотеки Греческие архивы и библиотеки содержат много интересной и уникальной информации по истории Церкви. Для ориентации по рукописным и книжным собраниям этой страны стоит обратить внимание на весьма обширную общую литературу по данной сфере. Очень полезны общегреческие указатели рукописей и печатных изданий 1229 . Такие каталоги есть по отдельным периодам 1230 , историческим персоналиям 1231 и библиотекам 1232 . Публикуются описания рукописей монастырей 1233 , церквей 1234 , епархий 1235 и учебных заведений разного уровня 1236 и др. 1237 Издаются специальные каталоги по некоторым научным отраслям, в том числе по богословию и церковной истории 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перепечатано в Париже в 1927 году в журнале «Версты» Полного собрания сочинений Розанова не имеется. Отметим работы о Розанове: Голлербах, Розанов. Личность и творчество. Курдюмов, Розанов (Париж 1929). Волжский, Мистический пантеизм Розанова (в книге «Из мира литературных исканий»). См. также роман Н. Н. Русова. «Золотое счастье», где выведен Розанов. Чуковский, Книга о современных писателях. Бердяев в ранних религиозно–философских статьях. См. мою книгу «Русские мыслители и Европа» (гл. VIII). 1207 Образчик такой резкой полемики с Розановым представляет статья о нем Вл. Соловьева (т. VI). По поводу статьи Розанова о Л. Толстом, написанной в довольно «неудобном» тоне и вызвавшей острое возмущение Розановым в литературных и общественных кругах, П. Б. Струве предлагал «исключить Розанова из литературы». Из Религиозно–Филос. Общества в Петербурге Розанова исключили тоже за его острые высказывания по еврейскому вопросу… 1208 Розанов, Религия и культура. (Изд. 1901 г., стр. 64). 1209  Ibid., стр. 65, 66. 1210 Ibid., стр. 243. 1211 В сборнике «В мире неясного и нерешенного» (Изд. 1901 года), стр. 47. 1212 Ibid., стр. 267. 1213 Ibid., стр. 103. 1214 Ibid., стр. 57. 1215 Ibid., стр. 61. 1216 «Около церковных стен» (1906 г.). Т. 1, стр. 15. 1217 Ibid., стр. 18. 1218 «Около церковных стен», т. II (1906), стр. 446. 1219 «Уединенное» (Петерб. 1912), стр. 213. 1220 См. особенно статью Волжского «Мистический пантеизм» (это лучшее, что было написано о Розанове) в сборнике «Из мира литературных исканий». 1221 «Около церковных стен», т. 1. стр. 12. 1222 Ibid., стр. 77–79. 1223 Сборник статей «Семейный вопрос в России» (1903), т. II, стр. 53. 1224 «Семейный вопрос», т. 1, стр. 54. 1225 «Литературные изгнанники», стр. 243 (примеч. к письму Страхова к Розанову). 1226 Рус. Вестник 1892 (VIII), стр. 196. 1227 Волжский. Из мира литературных исканий, стр. 363. 1228 Сборник «Религия и культура», стр. 21. 1229 «В мире неясного и нерешенного», стр. 7. 1230 «Люди лунного света» (1911), стр. 71. 1231

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Вражда между ирландцами и англичанами остро проявлялась в жизни монашества, в частности в период кризиса цистерцианских мон-рей в И. («Меллифонтский заговор»). На генеральном капитуле ордена в 1216 г. обсуждались вопросы, связанные с упадком монашеской дисциплины в И. Направленных в И. орденских визитаторов не пустили в мон-ри, из Меллифонта и из Джерпойнта их изгнали вооружившиеся послушники. Генеральный капитул сместил аббатов этих мон-рей, что привело к усугублению конфликта. Визитаторы сообщали о неповиновении ирл. монахов, к-рые стремились сместить неугодных настоятелей и изгнать из обителей иностранцев. На основании данных, полученных во время визитации 1227 г., генеральный капитул сместил настоятелей 5 мон-рей и преобразовал организацию ордена в И.: ряд обителей, ранее зависимых от Меллифонта и др. ирл. мон-рей, были подчинены англ. (Маргаму, Фернессу) и англо-ирл. (Грейгнамана, Абингтону) мон-рям. В 1228 г. в И. был направлен генеральный визитатор Стефан Лексингтонский, в то время аббат англ. мон-ря Стэнли. Согласно его отчетам, организация цистерцианского ордена в И. находилась в состоянии хаоса, ирл. насельники отказывались повиноваться орденским властям, изгоняли назначенных настоятелей, вели немонашеский образ жизни. В Меллифонте Стефан, не встретив серьезного сопротивления, сместил аббата, добился покаяния мятежников и часть из них выслал в англ. и франц. обители. Вместо них в состав братии были включены монахи-иностранцы. Настаивая на поддержании дисциплины, Стефан обязал ирл. монахов выучить франц. язык и латынь, рекомендовал посылать насельников для обучения в Париж и Оксфорд. В мон-ре Мейг (Монастеранена) насельники собрали военный отряд и укрепили обитель на случай осады, отказавшись впустить визитаторов. Лимерикский еп. Губерт де Бурго, официал церковной пров. Кашел, организовал штурм мон-ря. Мятежники были схвачены и переданы Стефану, к-рый простил раскаявшихся, заменил часть братии монахами, прибывшими из Англии или с континента, и назначил нового аббата.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

«Великая война русских и эстов против ливонцев», как ее называет хронист, разгоралась все сильнее и грозила смести крестоносцев. И тогда в 1219 г. по призыву епископа Альберта и с санкции папы Гонория III (1216–1227 гг.) в Северную Эстонию вторглись войска датского короля Вальдемара II (1202–1241 гг.), подкрепленные силами его руянского (рюгенского) и поморского вассала Вацлава I. В королевском войске, числом около 1500 гребцов, 43 находились лундский архиепископ Андрей, епископы Шлезвига, Роскильде и «эстландский» епископ Дитрих. Они захватили часть территории эстов и построили на месте древней крепости Линданисе свою, назвав ее Ревель. Датские короли давно стремились в Эстонию. С образованием архиепископства в Лунде (1137 г.) усиливалось проникновение датских рыцарей и монахов в Восточную Прибалтику. Появился и местный «епископ Эстонии». Последовательные вооруженные вторжения в Финляндию (1190–1191 гг.) и Эстонию (1194, 1196, 1197 гг.) начались еще при короле Кнуте VI (1182–1202 гг.). Когда бременские монахи проникали в устье Двины, датские королевские пираты нападали на Эстонию, население которой отвечало набегами на датские владения. Эсты активно сопротивлялись вторжению датчан, среди убитых врагов были и папский агент, кандидат в эстонские епископы доминиканец Дитрих. Вторжение датских феодалов серьезно ухудшало позиции русских в Эстонии, потому что, во-первых, датчане постоянно угрожали Северной Эстонии, во-вторых, во всех русских походах против немецких рыцарей датская крепость Ревель оставалась у них на фланге. В стране эстов датские феодалы вели себя не лучше немецких, они захватывали их земли, порабощали и крестили население. Тех, кто уже был крещен меченосцами, датские захватчики подвергали вторичному крещению, а тех, кто крестился у немцев после прихода датчан, вешали как государственных преступников. Призыв к крещению язычников был лишь лозунгом, за которым скрывался неприкрытый грабеж, а принятие христианства имело в глазах завоевателей чисто политическое значение, как признание их власти. Датские феодалы в 1220 г. заняли всю северную часть Эстонии, включая области Харьюмаа, Вирумаа и Ярвамаа, а несколько позднее и Ляанемаа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Такова природа конкретного синтеза. Он слагает всегда некое «синтетическое единство», 1203 «истинное», 1204 «положительное», 1205 «внутреннее», 1206 «живое» и «конкретное». 1207 Это «первоначальное и абсолютное единство», 1208 полное содержания, 1209 являет собою «живой образ», 1210 внутренне спаянный «нераздельною непрерывностью» 1211 и абсолютною текучестью. 1212 Он есть совершенный организм, предающийся «спокойному» 1213 и «гармоническому» 1214 «самонаслаждению» 1215 и пронизывающий биением своего пульса все кровеносные пути своих органов. 1216 Всегда равный себе, всегда обращенный на себя, 1217 он заставляет свои части вести «совместную и богатую жизнь» 1218 и сливаться в творческое функциональное единство. Поэтому жизнь его может быть описана как замкнутое пульсирование самоутверждающейся абсолютной индивидуальности; или как замкнутая система, ведущая свое «живое движение» 1219 во многих сросшихся системах; или как реальная цель, творящая в себе богатство конкретного содержания; или, наконец, как самоопределяющая сила мысли. Именно этой силе мысли присуща способность «исцелять» диалектические раны так, чтобы «не оставалось шрамов»; 1220 приводить противоположности к «живой связи», 1221 к «внутреннему тождеству», 1222 к качественной индифференции 1223 и спокойному равновесию. 1224 И эта способность к слиянию и сращению не покидает Понятия на всем протяжении его восходящего пути. Всюду, где живет мысль – творятся её законы, осуществляется её способ жизни, обнаруживается её ритм. Но, так как мысль есть сама реальность, 1225 живая субстанция всего сущего, то все сущее творит в своей жизни её закон и обнаруживает подчиненность её ритму. А это означает, что все сущее должно быть причастно диалектическому разложению и спекулятивному синтезу. По Гегелю, это так и есть на самом деле. Вот почему он говорит: «Истинное конкретно», 1226 или, иначе, «все истинное конкретно». 1227 «В каждом содержании, так как оно конкретно, определение может быть понято как определенная противоположность и тем самым как противоречие». 1228 Но вершина и достижение не в противоречии: «содержание спекулятивной идеи состоит в примирении» 1229 и сущность философского знания – в постижении единства. 1230 Ибо все «разумное» 1231 и «все духовное» 1232 конкретно, как и само «абсолютное Понятие». 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

– и второго, полномочного в отношении т.н. секулярных институтов. – Конгрегация католического образования (семинарий и учебных заведений) ( Congregatio de Institutione Catholica / de Seminariis atque Studiorum Institis ) Эта Конгрегация восходит к Конгрегации по делам Римского университета (Congregatio pro Universitate Studio Romani), учреждённой Папой Сикстом V-м 22 января 1588 г. для руководства образованием в Римском университете и в наиболее известных католических университетах того времени. Её полномочия в отношении учебных заведений распространяются на весь католический мир, кроме местностей, находящихся в ведении Конгрегации по делам Восточных Церквей и Конгрегации евангелизации народов. Она состоит из трёх служб: – первая заботится об управлении семинариями, о дисциплине в них и о распоряжении их имуществом; – вторая следит за Университетами, факультетами, атенеями и всеми прочими видами католических высших учебных заведений или групп; – третья заботится об учреждении приходских и диоцезальных школ и следит за всеми католическими школами. 2 . 3 Суды – Апостольская Пенитенциария ( Paenitentiaria Apostolica ) Для снятия цензур и предоставления диспенсаций, сохраняемых за Верховным Первосвященником, с конца XII-ro века существовал «Кардинал, принимающий исповеди вместо Папы» (Cardinalis qui confenssiones pro Papa recipit). При папе Гонории III-м (1216–1227 гг.) он стал называться Пенитенциарием (Paenitentiarius). Апостольская Конституция Paster Bonus гласит, что в полномочия Апостольской Пенитенциарии входят все вопросы, относящиеся к области внутренней подсудности (forum internum), в том числе и не имеющей отношения к таинствам. Поэтому она располагает не судебной, а административной и исполнительной властью. Она заведует также порядком предоставления и использования индульгенций. Её возглавляет Старший Кардинал-Пенитенциарий (Cardinalis Paenitentiarius Maior). – Верховный Суд Апостольской Сигнатуры ( Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae ) В веке Верховные Первосвященники пользовались услугами особых секретарей (referendarius), готовивших ответы Папы на прошения, где должна была стоять подпись (signatura) Святейшего Отца. Эго могли быть дела, требующие правосудия (iustitia) или милости (gratia). Претерпев разнообразные реформы, в настоящее время Апостольская Сигнатура делится на три секции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1200 Против Маркиона, I, 2; русский перевод Н.Н. Щеглова. См. Carmena, или poemata adversus Marcionem. L. I, c. 4, 5, 7. L. V, 2 гл. 1202 Adver. Marcion, I, 19: «Imo, inquiunt Marcionitae, Deus noster etsi non ab initio, etsi non conditionem, sed per semet ipsum revelatus est in Christo Jesu“. 1203 Adv. Marc. I, 17: «Suffici unicum hoc opus Deo nostro, quod hominem liberavit summa et praecipua bonitate sua, et omnibus locuatis anteponenda“. 1206 De carne Christi, I, cp. II. Св. Ириней говорит о Маркионе (I, XXVII, 2): «он искажал евангелие Луки, устраняя все, что написано о рождестве Господа, и многое из учения и речей Господа, в которых Господь представлен весьма ясно исповедающим, что Творец этого мира есть Его Отец“. См. Епифаний. Ерес. 42, 9. 1207 Adver. Marc. III, 12: «Provocata nunc, ut soles, ad hanc Esaiae comparationem Christi, contendens illam in nullo convenire. Primo enim, inquis, Christus (VII, 14) Emmanuel vocari habebit; dehinc virtutem sumere Damasci et spolia Samariae adversum regem Assyriorum. Porro ( Uc. VIII, 4 ) iste que venit neque sub ejusmodi nomine est editus, neque ulla re bellica functus est“... См. также с. 14, 15. 1216 Refutatio, VII, 30. По Епифанию (42, 3), Маркион при евхаристии употреблял одну только воду, проповедывал девство и пост в субботу. 1218 «Marcion perperam gnosticus vocatur“. De Apellis gnosi monarchica. Lipsiae. 1874. Cp. Zur Quellenkritik. s. 15–16; см. выше,гл. 2, раздел «Гностицизм II века», пп. 24–30. 1219 Lehrbuch der Dogmengeschichte. В. I. 4 Aufl. (1009), на стр. 192, говорит лишь о непринадлежности Маркиона к гностикам «в строгом смысле слова“. 1226 Tertullianus. Adversus Marcionem. L. I, с. XV. «Et materia enim Deus, secundum formam divinitatis, innata scilicet et infecta, et aeterna“. Cp. Hippolytus. Refutatio. X, 19. «materia, λη“· 1227 В виду того, что Маркион дает место в своей системе λη, материи, и называет ее богом, и в виду неустойчивой классификации демиурга – то δκαιος, то πονηρς (у Ипполита X, 19, который называет ранее VII, 31 подобное учение – μν ον πρτη κα καθαριωττη Μαρκωνος αρεσις), мы не можем согласиться с W. Bousset (Hauptprobleme der Gnosis s. 109), что «Маркион, верно понятый, переносит абсолютный дуализм на восточно-персидский дуализм и противоположность благого и злого бога на противоположность между высочайшим неизвестным богом отцом И. Христа и между богом ветхаго завета“. Вероятно, ближе к истине вывод W. Moller’a (Geschichte der Kosmologie. s. 376), что по Маркиону демиург не есть «абсолютно злой принцип, равным образом не здесь – не между благим богом и демиургом – «абсолютный дуализм“. Но положительно решить вопрос – где же «πρθη κα καθαριωττη Μ. αρεσις“ и где «абсолютный дуализм“ полагал сам Маркион – нет возможности. Cp. Lipsius, Zur Quellenkritik d. Epiphanios. s. 198...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В самом деле, спасение грешного человека выходит из обыкновенного порядка вещей, – судьба спасаемого, решается в жизни будущей; в жизни настоящей спасение сопряжено с, необыкновенно сильными, препятствиями и имеет врага невидимого, неусыпного; наконец, сам спасаемый, подчас, громко протестует против спасающей благодати. Следовательно, чтобы совершенно уверить грешника в том, что его спасение не подлежит никакому сомнению, ему нужно представить бесконечное могущество Спасающего и Его владычество, превышающее всякие силы, Его независимость от времени, Его вечность, Его независимость от обстоятельств, Его совершенно свободный образ действий, Его бесконечную премудрость и, следовательно, возможность полного влияния Его на человека в жизни настоящей и будущей. Эти свойства Апостол ярко, определенно и раскрывает в славословии. Τν ανων μν. Αν, на языке Св. Писания, кроме продолжения времени, означает все, временно существующее 1216 . Следовательно, τν βασιλε ανων принадлежит неограниченная власть над всем живущим, – власть, гораздо большая, чем какую имеет скудельник над скуделью – делом своих рук 1217 . Разум человека не может быть мерилом могущества Божия: то, что кажется невозможным для человека, возможно для Бога 1218 . Поэтому грешник не должен бояться, что воля Божия о спасении его не исполнится, а, желающий быть учителем, должен знать, что первейший и главнейший предмет учения, есть Бог и, что Он – главнейший Учитель. В Св. Писании мысль об искуплении всегда соединяется с мыслью о всемогуществе Божием 1219 , высочайшим учением всегда признается учение о Боге и высочайшим Учителем – Бог 1220 . φθρτ – нетленному, т. е. неизменяемому в своем самобытном пребывании. В Св. Писании понятие нетления употребляется для обозначения состояния в будущей жизни 1221 . Поэтому, можно полагать, что Апостол, называя Бога нетленным, утверждает надежду христианина на будущую награду. Немудрено, что словом φθρτ указывается здесь па предыдущее выражение τν μελλντων πιστεειν π ατ ες ζων ανιον. Называя, далее, Бога ορτ – невидимым, Апостол дает понять, что о действиях Божиих нельзя судить по закону действий существ видимых. Бог невидим, значит и независим от внешних обстоятельств 1222 , не изменяется, как изменчиво бывает все видимое 1223 . Посему, судьбы Его непреложны, обетования истинны 1224 . Следовательно, сколько бы спасение ни казалось трудным, не должно сомневаться, что Бог , который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, приведет Свою благую волю в исполнение 1225 . Здесь не нужно смотреть на преимущества или недостатки, зависящие от внешних обстоятельств: невидимая сила Божия, соделывая спасение человека, не подлежит их влиянию 1226 . События естественной жизни не могут быть преградой, спасающей благодати. Дух дышит, где хочет 1227 . Он идет невидимым путем, на всяком месте встречает человека, нуждающегося в помощи 1228 ; он готов подать ее, потому что невидимо всегда присутствует со Своими верующими 1229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

С одной стороны, мы обнаруживаем, что бесы не вмешиваются в дела монахов настолько часто, насколько мы себе это представляем. Антоний Великий , например, объясняет, что плотские движения могут вызываться бесами, но могут происходить и по природе, а также от чрезмерного употребления пищи и питья 1215 . Авва Диоскор, говоря о ночном семяизвержении, бесов даже не упоминает 1216 . У знаменитых отшельников нет потребности сваливать на других то, что происходит по собственной воле 1217 . С другой стороны, следует признать, что большая часть апофтегм, которые мы знаем, заканчивается поражением дьявола. Эти апофтегмы призваны показать, что, в конце концов, дьявол не так уж страшен. Житие Антония постоянно представляет его как слабое и презренное существо 1218 . Если он сильно шумит, использует столько уловок и хитростей, то только потому, что по сущности своей он бессилен. Христос сокрушил и поработил его. Он не имеет власти над нами, он силен только в той мере, в какой мы сами попустительствуем ему 1219 . Бес сравним с железной частью топора, которая сама по себе не может рубить дерево, для этого ее нужно насадить на рукоять, а рукоятью служит наша воля 1220 . Пока монах молится и думает о Боге, дьявол не имеет над ним никакой силы 1221 , но как только монах позволяет себе небрежение, вожделение, гнев, самовольство или какую-нибудь другую страсть, то он тотчас становится уязвимым 1222 . Бесы-шуты и буффоны Антоний Великий говорил, что бесы подобны актерам, играющим на сцене. Они переодеваются, меняют обличья, но остаются злобными существами, каковыми они сделались из-за своего бунта против Бога 1223 . Они охотно делаются шутами и буффонами, которые громко хохочут, свистят и пляшут 1224 . Согласно Иоанну Кассиану , среди них есть даже те, кто специализируется в жанре буффонады, им больше других нравится хохотать и дурачиться 1225 . Однажды такие бесы устроили авве Памво безумный «перформанс» с куском дерева и пером, да так, что заставили сурового аскета рассмеяться. Тогда они вскричали: «Ха! Ха! Памво засмеялся!» Но он им ответил: «Да не смеюсь я, а осмеиваю ваше бессилие!» 1226 Однажды, воспользовавшись рассеянностью аввы Илариона во время молитвы, дьявол вскочил верхом к нему на спину, стал хлестать его по бокам, бить кнутом по затылку и кричать ему: «Давай! Чего спишь?!» Засмеявшись, подвижник спросил дьявола, не утомился ли он и не желает ли горсть ячменя 1227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010