Сместив аббата Атенульфа (1211-1215) по обвинению в злоупотреблении властью, папа Римский Иннокентий III призвал нового аббата Стефана I (1215-1227) поддерживать строгую дисциплину в соответствии с Уставом св. Бенедикта и дал ему подробные распоряжения ( Tosti. 1888-1890. Vol. 2. P. 165-174). Аббатство оказалось в критическом положении из-за конфликта между папой Римским и имп. Фридрихом II, к-рый в 1220 г. прибыл в Италию. В начале правления император благосклонно относился к М.-К. В 1221 г. он велел прелатам, графам и баронам Сицилийского королевства вернуть захваченные у аббатства владения, подтвердил юрисдикцию монастырских судей и т. д. ( B ö hmer. Reg. Imp. Bd. 5. Tl. 1. Abt. 1. N 1269-1271). Но потом Фридрих II вознамерился использовать ресурсы М.-К. для нужд гос-ва: он неоднократно взимал налог с владений аббатства, в 1224 г. велел составить перепись монастырских вассалов, доходов обители и др. По его указанию начали разрушать крепостные стены Сан-Джермано, что, однако, не было завершено ( Ryccardi... Chronica. 1937. P. 111-113, 116-117, 119). В Сан-Джермано проходили переговоры императора с представителями папы Римского. В 1225 г. в ц. св. Германа Фридрих II дал обет выступить в крестовый поход не позднее чем через 2 года (для этого аббатство должно было выставить 100 воинов). В 1229 г. папское войско вторглось во владения императора; аббат Ландульф (1227-1236) восстановил стены Сан-Джермано и приготовился к обороне, но сдался, когда имп. отряды потерпели поражение. Впосл. император обвинил аббата в измене ( Abulafia D. Frederick II: A Medieval Emperor. L., 1988. P. 197-198). После возвращения из похода имп. Фридрих II изгнал папское войско из своих владений и разместил в монастырских укреплениях гарнизоны. Вскоре он даровал аббату прощение и восстановил его в правах, но в 1230 г. велел поставить гарнизон в мон-ре. Летом 1230 г. после переговоров в Сан-Джермано между императором и папой был заключен мир; с Фридриха II было снято отлучение ( Ryccardi... Chronica. 1937. P. 167-171).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

2 . Ведь не подобает премудрости Его единообразно вспомоществовать возлюбленному Его как во время здравия, так и во время болезни. («Изменениями» я называю здесь такие, которые совершает воля, – в выборе, свойственном [духовным] движениям, а не телу.) Итак, если мы способны распределять эти времена [здравия и болезни], проявляя к кому-либо любовь с различением [обстоятельств] 1212 , особенно, когда он находится у нас в подчинении, то не следует ли нам дать Богу исполнить праведность Его рассудительной любви к нам – хотя бы подобно [тем вышеназванным] изменениям, которые мы способны проявлять 1213 по отношению к нашим друзьям? Это трудно претерпеть, я также знаю это, однако, это полезно. [Греховная] наклонность заставила тебя нуждаться в этом 1214 , если и не для воздаяния за то, что уже [ты сделал плохого], то, в любом случае, из опасения будущего [твоего греха]. Скорбные случаи [бывают] ко внутреннему возрастанию, как вспомоществующие лекарства, для неравенства тел [и душ] 1215 . Среди сотворенных существ 1216 всё, не имеющее сложности, протекает вне борьбы, идет ли речь о телесных или о бестелесных. Приложение усилий 1217 может быть только при неравенстве, а неравенство – у сложных [существ], по причине связанной двойственности [тела и души]. И, если даже среди несложных и простых существ [есть такие, которые] являются и называются имеющими склонность, то и это [относится] всецело к правой [стороне] 1218 , а не в смысле приложения усилий 1219 , коль скоро они не имеют опыта в том другом [т.е. в телесном образе жизни], а страстны они [только] в отношении добра. Ведь их склонность связана острой любовью, а где любовь, там нет борьбы и нет страха. При этом, они властны над [своей] самостью 1220 , в соответствии с которой 1221 и говорится о том, что у них возможна склонность [к добру] 1222 , по причине которой они наипаче удостаиваются похвалы. 3 . Добро и зло суть порождение свободы. Где не хватает свободы 1223 , там и совершение добра и зла 1224 не требует воздаяния 1225 . У природы же нет воздаяния. Награда назначается за сражение, а о победе не говорят в отсутствии состязания. Когда исторгнется 1226 противоположность, тогда прекратится с ней и свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Такова природа конкретного синтеза. Он слагает всегда некое «синтетическое единство», 1203 «истинное», 1204 «положительное», 1205 «внутреннее», 1206 «живое» и «конкретное». 1207 Это «первоначальное и абсолютное единство», 1208 полное содержания, 1209 являет собою «живой образ», 1210 внутренне спаянный «нераздельною непрерывностью» 1211 и абсолютною текучестью. 1212 Он есть совершенный организм, предающийся «спокойному» 1213 и «гармоническому» 1214 «самонаслаждению» 1215 и пронизывающий биением своего пульса все кровеносные пути своих органов. 1216 Всегда равный себе, всегда обращенный на себя, 1217 он заставляет свои части вести «совместную и богатую жизнь» 1218 и сливаться в творческое функциональное единство. Поэтому жизнь его может быть описана как замкнутое пульсирование самоутверждающейся абсолютной индивидуальности; или как замкнутая система, ведущая свое «живое движение» 1219 во многих сросшихся системах; или как реальная цель, творящая в себе богатство конкретного содержания; или, наконец, как самоопределяющая сила мысли. Именно этой силе мысли присуща способность «исцелять» диалектические раны так, чтобы «не оставалось шрамов»; 1220 приводить противоположности к «живой связи», 1221 к «внутреннему тождеству», 1222 к качественной индифференции 1223 и спокойному равновесию. 1224 И эта способность к слиянию и сращению не покидает Понятия на всем протяжении его восходящего пути. Всюду, где живет мысль – творятся её законы, осуществляется её способ жизни, обнаруживается её ритм. Но, так как мысль есть сама реальность, 1225 живая субстанция всего сущего, то все сущее творит в своей жизни её закон и обнаруживает подчиненность её ритму. А это означает, что все сущее должно быть причастно диалектическому разложению и спекулятивному синтезу. По Гегелю, это так и есть на самом деле. Вот почему он говорит: «Истинное конкретно», 1226 или, иначе, «все истинное конкретно». 1227 «В каждом содержании, так как оно конкретно, определение может быть понято как определенная противоположность и тем самым как противоречие». 1228 Но вершина и достижение не в противоречии: «содержание спекулятивной идеи состоит в примирении» 1229 и сущность философского знания – в постижении единства. 1230 Ибо все «разумное» 1231 и «все духовное» 1232 конкретно, как и само «абсолютное Понятие». 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

С одной стороны, мы обнаруживаем, что бесы не вмешиваются в дела монахов настолько часто, насколько мы себе это представляем. Антоний Великий , например, объясняет, что плотские движения могут вызываться бесами, но могут происходить и по природе, а также от чрезмерного употребления пищи и питья 1215 . Авва Диоскор, говоря о ночном семяизвержении, бесов даже не упоминает 1216 . У знаменитых отшельников нет потребности сваливать на других то, что происходит по собственной воле 1217 . С другой стороны, следует признать, что большая часть апофтегм, которые мы знаем, заканчивается поражением дьявола. Эти апофтегмы призваны показать, что, в конце концов, дьявол не так уж страшен. Житие Антония постоянно представляет его как слабое и презренное существо 1218 . Если он сильно шумит, использует столько уловок и хитростей, то только потому, что по сущности своей он бессилен. Христос сокрушил и поработил его. Он не имеет власти над нами, он силен только в той мере, в какой мы сами попустительствуем ему 1219 . Бес сравним с железной частью топора, которая сама по себе не может рубить дерево, для этого ее нужно насадить на рукоять, а рукоятью служит наша воля 1220 . Пока монах молится и думает о Боге, дьявол не имеет над ним никакой силы 1221 , но как только монах позволяет себе небрежение, вожделение, гнев, самовольство или какую-нибудь другую страсть, то он тотчас становится уязвимым 1222 . Бесы-шуты и буффоны Антоний Великий говорил, что бесы подобны актерам, играющим на сцене. Они переодеваются, меняют обличья, но остаются злобными существами, каковыми они сделались из-за своего бунта против Бога 1223 . Они охотно делаются шутами и буффонами, которые громко хохочут, свистят и пляшут 1224 . Согласно Иоанну Кассиану , среди них есть даже те, кто специализируется в жанре буффонады, им больше других нравится хохотать и дурачиться 1225 . Однажды такие бесы устроили авве Памво безумный «перформанс» с куском дерева и пером, да так, что заставили сурового аскета рассмеяться. Тогда они вскричали: «Ха! Ха! Памво засмеялся!» Но он им ответил: «Да не смеюсь я, а осмеиваю ваше бессилие!» 1226 Однажды, воспользовавшись рассеянностью аввы Илариона во время молитвы, дьявол вскочил верхом к нему на спину, стал хлестать его по бокам, бить кнутом по затылку и кричать ему: «Давай! Чего спишь?!» Засмеявшись, подвижник спросил дьявола, не утомился ли он и не желает ли горсть ячменя 1227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее, действительно, было справедливо и доказывается тем, что когда Чингис, видя себя властителем всей Монголии, задумал свергнуть иго Нючжей, обладателей северного Китая, еще не так давно господствовавших и над всей Монголией, он немедленно объявил себя независимым и решил воевать с императором Нючжей, Юн-цзи. Война эта, начатая в 1211 г. затянулась на целые 23 г. и, пережив самого Чингиса, стоила Нючжам дорого. Так, в первый же Чингисов поход 1211 г., Нючжи потеряли все владения за великой стеной; в 1213 г. пал сам Юн-цзи, убитый возмутившимися подданными; в 1214 г. опустошен весь Китай до стен Пекина, который в 1215 г., разграблен и сожжен, а в 1216 и 1217 гг., полководцы Чингисовы проникли в южные владения преемника Юн-цзи, ими. Утубы и еще года два-три спустя, отняли у него все земли, составлявшие империю Нючжийского дома Гинь. Последнее совершилось уже без личного участия Чингиса, который, с 1216 г., был занят подавлением мятежей внутри Монголии, а в 1218 г. созвал курилтай и тут объявил поход против хорезмского султана Магомета II, поход, как бы в отмщение за убийство монгольских купцов в хорезмском г. Отраре, на самом же деле, – для целей чисто завоевательных. По окончании курилтая, Чингис-Хан, в голове 250 тыс. армии, выступил с верховьев Керулыни и быстро сделав 2 тыс. верст, летом 1219 г., был уже на берегах Иртыша, зимой прошел Голодную степь, а весной 1220 г. явился к берегам Сихуна, т. е. Сырдарьи, до которого не встретил никакого сопротивления. Здесь, на Сихуне, армия Чингиса разделилась: сын его, Чучи, пошел вправо, забирать города по Сихуну ниже Отрара; другие два сына, Угадай и Джагатай, направились к Отрару; отдельный отряд послан для осады городов выше Отрара, a сам Чингис двинулся на Бухару и Самарканд, и в мае 1220 г., овладел этими городами, а с ними и всей древней Транс-Оксаной, т. е. страной между реками Оксом и Яксартом (Аму и Сырдарьями), где нынче ханства Бухарское и Коканское. Между тем, Магомет II, заблаговременно удалившийся с театра войны, находился с небольшими силами на пути из Балка к Нишабуру и Чингис, узнав об этом во время осады Самарканда, столицы хорезмской, решил послать в погоню за Магометом 30 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Усобицы, возникшие на Волыни по смерти Романа Великого, дали ятвягам и литве возможность опустошать эту страну: под 1205 годом читаем известие, что литва и ятвяги повоевали землю от Турийского до Червеня, бились у самых ворот Червенских; беда была в земле Владимирской от воеванья литовского и ятвяжского, говорит летописец. В 1215 году литовские князья, числом 21, дали мир вдове Романовой, которая немедленно употребила их против поляков. В 1227 году ятвяги пришли было воевать около Бреста, но потерпели поражение от Даниила Романовича. Северо-западные русские границы не были также безопасны от литвы: в 1183 году бились псковичи с литвою и много потерпели зла от нее. В 1200 году литовцы опустошили берега Ловати, новгородцы погнались за ними и обратили их в бегство, убивши 80 человек и отнявши добычу. В тот же год воевода великолуцкий Нездила Пехчинич ходил с небольшою дружиною на летголу, застал неприятелей спящими, убил 40 человек, а жен и детей увел в плен. Под 1210 годом упоминается снова о набеге литовском на Новгородскую область; в 1213 году литовцы пожгли Псков; в 1217 литва опять воевала по Шелони; в 1225 около Торопца; в 1224 пришла к Русе: посадник Федор выехал было против нее, но был побежден; в 1225 литовцы, в числе 7000, страшно опустошили села около Торжка, не дошедши до города только трех верст, побили много купцов, попленили и Торопецкую волость всю; князь Ярослав Всеволодович нагнал их близь Усвята, разбил, истребил 2000 человек, отнял добычу, из русских пал здесь торопецкий князь Давыд - сын Мстислава Храброго. На юге и юго-востоке продолжалась прежняя борьба с степняками или половцами. Когда Андрей Боголюбский посадил брата своего Глеба в Киеве, то в русских пределах явилось множество половцев; одна половина их вошла в пределы Переяславского княжества, а другая - Киевского, и обе послали к Глебу с такими речами: " Бог и князь Андрей посадили тебя на твоей отчине и дедине в Киеве, а мы хотим урядиться с тобою обо всем, после чего мы присягнем тебе, а ты нам, чтоб вы нас не боялись, а мы вас " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вся филоновская психология построяется по дуалистическому методу платонизма 1204 и применяет его в антропологии 1205 с жестокой неумолимостью. 1206 В этом заключается посрамление для всяких генетических притязаний. Мы пространно говорили по отмеченным вопросам и здесь может ограничиться краткими и категорическими тезисами. Прежде всего, Апостол языков никогда и совсем не был дуалистом 1207 и напрасно объявляется таковым, 1208 поскольку греховны не телесные пожелания, но возобновление их. 1209 Следовательно, виновен тут сам духовно – волящий субъект, 1210 почему плоть греховна в падшем человечестве по причине падения, 1211 а не по природе, 1212 и не бывает для него без исходной тюрьмой. 1213 С этой стороны трудно не согласиться с прекрасным приговором, что у св. Павла мы имеем Евангелие столько же тела, сколько и духа. 1214 Психологические аналогии с филонизмом не могут простираться дальше фразы, 1215 да и то с большим сомнением, раз касательно кардинального понятия благовестник прямо устраняется эллинистически – филоновские стихии. 1216 По связи с телесностью самобытно должна освещаться, конечно, и духовность, откуда вырастает скептическое подозрение даже касательно известности Апостолу соответствующих теософических воззрений. 1217 Бесспорно, что апостольская психология совершенно отлична 1218 и необъяснима из филоновской. 1219 При таких условиях неизбежен контраст и в обрисовке фактических предварений христианского искупления. Последнее предполагает, что люди согрешили и не могут самостоятельно возвратить себе утраченную чистоту, но желают и способны усвоять ее в качестве божественного дара. Совсем иначе думал Филон. Для него грех был эссенциальным свойством материальной плотяности, и в ее восприятии было все падение прародителей. Змей – искуситель олицетворяет собой чувственное пожелание, 1220 вызвавшее собой телесное облечение со всеми греховными функциями. Ясно, что тут нет ни первобытной невиновности, ни диавола – соблазнителя, ни первородного греха. 1221 Но телесность необходима для нашего земного существования 1222 и везде бывает одинаковой. 1223 Этим прямо утверждается, 1224 что все люди греховны с неустранимостью, которая удостоверяет этическую индифферентность, упраздняя всякое различие между добром и злом. 1225

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В «Хронике» отражена также готовность еп. Альберта к сотрудничеству с православными: князь Герцике, будучи православным, стал в 1209 г. вассалом епископа Рижского; в 1212-1215 гг. на службе у Альберта состоял бежавший из Пскова кн. Владимир; епископ в 1210 г. взял на себя обязательство выплачивать ливскую дань полоцкому князю, чтобы сохранить мир в Ливонии. В варианте «Хроники», представленном папскому легату, повествование, вероятно, кончалось сообщением о договоре еп. Альберта и меченосцев с князьями Новгорода и Пскова об установлении границы в Ливонии (1224). Дополнительные главы описывают триумфальную поездку легата по Ливонии как отражение торжества католич. Церкви в регионе. Окончательным свидетельством торжества католич. веры представлена в рассказе победа рыцарей ордена меченосцев в 1227 г. над самыми последовательными противниками христианства в регионе - эстами о-ва Эзель (Сааремаа). Многочисленны и часто уникальны сведения «Хроники» о псковско- и новгородско-ливонских отношениях, а также об истории Православия в кон. XII - нач. XIII в. Особенно ценными представляются данные по истории Полоцка, к-рая практически не отражена в древнерус. источниках: земли по Зап. Двине, где происходили события, о к-рых в «Хронике» пишет Г. Л., входили в данническую сферу полоцких князей. «Хроника» дошла до нас в 16 списках разной степени сохранности, датируемых временем от рубежа XIII-XIV вв. до XVI в. и восходящих к одному протографу, к-рый не сохранился и не являлся авторским оригиналом. Древнейший (неполный) список «Хроники», т. н. список Замойских, датируется кон. XIII - нач. XIV в. Впервые издание «Хроники» (по списку XVII в.) осуществлено немецко-прибалтийским исследователем И. Д. Грубером в 1740 г. Первый перевод на нем. язык был сделан в 1747 г. И. Г. Арндтом. Лучшим изданием на языке оригинала, где были учтены разночтения по всем известным спискам, является издание 1955 г. под ред. Л. Арбузова и А. Бауэра. Наиболее полный научный комментарий сделан к латыш. изданию 1998 г. под ред. Э. Мугуревича и А. Фелдхунса. Полное издание «Хроники» в оригинале с переводом на рус. язык и комментариями осуществлено С. А. Аннинским в 1938 г. В наст. время известно 22 издания на нем., латыш., эст., рус., англ., литов. и итал. языках.

http://pravenc.ru/text/162143.html

Касс. реш. 1871 г., N 1034). 1874 г., N 740. Запрещение, налагаемое при совершении закладной крепости, и публикация о представлении закладной ко взысканию, имея целью воспрепятствовать отчуждению заложенного имения и вызов должника к описи, не могут стеснять владельца в способах пользования и распоряжения имением. 1873 г., N 998. Ст. 310 Уст. Кред., изд. 1857 г. (соответств. ст. 22, 78, 79, 87 разд. VIII Уст. Кредитн., изд. 1893 г.) и 1388 и 1393 ст. 1 ч. Х т. запрещают совершать на заложенные в кредитном установлении недвижимые имения акты, по коим те имения от одного лица переходят во владение к другому, без согласия сих установлений, но не воспрещают пользования заложенным имением и извлечения из него доходов посредством отдачи, в целом его составе или частями, в аренду. 1872 г., N 1209 и 1215. Собственник имения, заложенного или вообще подвергшегося запрещению, сохраняет за собой право владеть и пользоваться им или передать пользование оным другому лицу, хотя бы на срок более продолжительный, чем срок закладной. Если такой договор направлен к лишению кредитора возможности получить удовлетворение из заложенного имения чрез уменьшение его ценности или доходности, то кредитор имеет право просить об уничтожении такого договора в силу 2 п. 1529 ст. Х т. 1 ч. 1874 г., N 740. В законе не установлено такого правила, чтобы арендные договоры, совершенные владельцем, теряли свою силу и действительность с поступлением заложенного имения во временное владение залогодержателя; напротив, по 2033 ст. Х т. 2 ч. (соответств. примеч. к ст. 195 Пол. Взыск. Гражд.) договоры, заключенные владельцем имения до описи оного, сохраняют свою силу до написанного в них срока, и при этом сделано исключение лишь на случай публичной продажи, после которой только те договоры продолжают свое действие, которые были заключены до наложения запрещения на имение. 1873 г., N 1224. «Из сопоставления ст. 514, 521, т. Х, ч. 1, 1099 и 1100 Уст. Гр. Суд., разъясненных неоднократно Прав. Сен. (реш. гр. касс. деп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1211. Саин–Булат–Бекбулатович, царь касимовский, в 1563 году принял христианство с именем Симеон и получил от Ивана Грозного титул»царя всея Русии». В 1606 г., по приказу Лжедимитрия, был пострижен в монахи с именем Стефан. Умер в 1616г. в Кирилло–Белозерском монастыре. См.: Панкратов ЛгГерой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). — Биржевые ведомости, 12.04.1914 14 097). 1212. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара–схимника. — Родина 9, 1999. С. 64. 1213. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5. 1214. Там же. С. 7. 1215. Там же. С. 8. 1216. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). — Биржевые ведомости, 15.04.1914 14 101). 1217. Там же. 1218. Там же. Ташка — кожаный карман на отлете гусарского мундира. 1219. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5. 1220. Там же. С. 13. 1221. Там же. С. 21. 1222. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. М., 1971. С. 32. 1223. Рубцов М. Василий Васильевич Болотов. Тверь, 1900. С. 79. 1224. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 22. 1225. Там же. С. 23–24. 1226. Криндач Ф. Е. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. С. 12–13. 1227. Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 29. 1228. Там же. С. 31. 1229. Там же. С. 61. 1230. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 51. 1231. Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 63–64. 1232. Там же. С. 137–138. 1233. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). — Биржевые ведомости, 15.04.1914 14 101). 1234. Булатович А. От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в юго–западные области Эфиопской империи в 1896–1897 гг. СПб., 1897. Переиздано в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. С. 32–172. 1235. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 142. 1236. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 65–66.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010