Часть 1 Часть 2     Предисловие. В настоящем томе, третьем второго отдела Описания Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, описываются рукописи, содержащие в себе разные Богословские сочинения, частью переведённые с Греческого и других языков, частью писанные на Славянском языке. Одни из них относятся преимущественно к нравственным и учительным произведениям __–266., другие занимаются полемикою 1 , третьи наконец смешанного содержания 2 . Между рукописями первого из сих разрядов более обращают на себя внимание труды Никона Черногорца, Собрания слов, приписываемых св. и в особенности св. Иоанну Златоусту , слова русских проповедников: Григория Цамбалака, Даниила митрополита, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого и других, и некоторые опыты катехизического изложения догматов веры. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца ______ 217–229) находятся в Синодальной библиотеке в древних списках. Старший список Пандект принадлежит к 1294 г., Тактикона – к концу XIV в. Но Пандекты в старшем списке являются не в полном виде, не только по числу слов, но и по объёму их. Полные же списки, одни носят на себе признаки Болгарского исправления, другие Сербского. Так как слова Никона на Греческом языке ещё не изданы, и потому занимающимся церковною историей мало известны, между тем в них содержится довольно исторических указаний, объясняющих положение писателя и Церкви восточной вообще в его время: то, после описания, представлены выписки из слов Никона, имеющие значение для истории 3 . Из собраний слов, приписываемых св. Отцам, большею полнотой отличаются Измарагд ( 230) и Сборник, известный под именем Златоустника ( 231–234). Так как поучения, в них заключающиеся, в настоящем своём виде, по большей части, не принадлежать тем св. Отцам, которым в надписаниях присвояются: то и нельзя было отнести эти сборники собственно к отеческим творениям. При описании сих рукописей замечены, сделанные в словах, указания на писателей, которыми пользовались их составители, а также черты нравов и обычаев и особенности языка, которые могут вести к заключению о их происхождении, и наконец представлены соображения о времени составления сих сборников 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но хотя «Отец есть дух, Сын – дух и Дух св. – дух, однако же ни Отец не мыслится Сыном, ни Сын Отцом или Духом, но существует самостоятельно. И вот, чтобы обозначить эти «самостоятельно и действительно существующиея свойства» Отца, Сына и св. Духа, восточные и называют их «самостоятельно существующими ипостасями лиц ( προςπων φεσττων ποστσεις νμζουσι) " 1292 (ссылка поставлена произвольно стр. 421). Следовательно, термин «ипостась» на языке восточных дает лишь определенное значение слову: πρςωπον, которое само по себе еще не заключает в себе мысли о самостоятельном и действительном существовании и, как у Савеллия, может обозначать только форму проявления. Отсюда видно, что принимая три ипостаси, восточные не учат ни о трех началах, ни о трех богах. Напротив, они анафематствуют требожие и исповедуют одно Божество, объемлющее все чрез Сына в св. Духе, одно царство и одно начало ( μαν θετητην, μαν ρχν, μαν βασιλεαν). Вместе с тем они благочестиво различают лица в свойствах ипостасей ( πρςωπα ν τα ς δτησι ποστσεων), представляя Отца самостоятельно сущим с отеческой властью ( ν τ πατρικ αθεντ φεσττα). Сына родившимся от Отца, совершенным от совершенного и существующего самостоятельно, и Духа Утешителя, имеющего самостоятельное бытие ( φεσττα) от Отца чрез Сына 1293 . Но эта самостоятельность их личного бытия не нарушает их единства. Если Отец есть дух, Сын – дух и св. Дух-дух, то, будучи тремя ипостасями, все они одно и то же ( ταυτν). Последнюю мысль они подробно объясняют и доказывают текстами св. Писания 1294 . Итак, Троица есть одно божество, одно начало, один дух и три ипостаси. Трудно сказать, какими иными словами можно было-бы еще выразить ту же самую мысль, какая заключалась и во втором члене hukeйckjro символа. «Одно божество и три ипостаси эта формула могла с надеждой на успех поспорить с самим термином: μοοσισ, пока точный смысл его не был установлен и суждения о нем колебались; и действительно, позднее вместе с термином: μοοσιος она была принята церковною догматикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

1283 Это признают и некоторые западные исследователи. См.: Bethune Baker J. F. Nestorius and His Teaching: A Fresh Examination of the Evidence. Cambridge, 1908. P. 13–14; Pesch Ch. Nestorius als Irrlehrer. Zur Erläuterung einer wichtigen theologischen Prinzipienfrage. Paderborn, 1921. S.15–23. 1285 Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898). Извлечено из сочинения Аббата Марена. СПб., 1899. С. 112–113. 1287 См.: Labelle J. M. Saint Cyrille d’Alexandrie. Temoin de la langue et de la pensee philosophique au Ve siede//Recherches des Sciences Religieuses. 1978. T. 52. P. 137. 1289 Недаром некоторые современные исследователи называют его «библейским богословом», поскольку все миросозерцание св. Кирилла уходило корнями в Писание и было пронизано духом его. См.: Wilken R. L. Judaism and the Early Christian Mind. A Study of Cyril of Alexandria’s Exegesis and Theology. New Haven; London, 1971. P. 222–230. 1291 Bo время пятилетнего пребывания в Нитрии и Скииу св. Кирилл не только подвизался в иноческих добродетелях, но и изучал Писание под руководством Серапиона Великого. «Всеобщая в Скиту любовь к изучению Св. Писания зажгла в св. Кирилле ту ревность в изучении Св. Писания, которая заставляла его... целые ночи просиживать над словом Божиим» (Лященко Т. Указ. соч. С. 73). 1292 Преимущественное влияние на него оказали творения святых Афанасия и каппадокийских отцов. См.: Du Manoirde Juaye H. Dogme et spiritualité chez Saint Cyrille d’Alexandrie. Paris, 1944. P. 17–20. 1293 Об этой теснейшей связи экзегезы и христологии св. Кирилла см.: Margerie В., de. L’exégèse christologique de Saint Cyrille d’Alexandrie//Nouvelle Revue Théologique, 1980. T. 102. P. 400–425. 1294 См.: Kerrigan A. St Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952. P. 25–240. Порой даже констатируется, что у св. Кирилла буквальное толкование представлено в значительно более развитой форме, чем у любого другого александрийского экзегета, и что уровень духовного толкования иногда заменяется у него уровнем «нравственной экзегезы». См.: Simonetti M. Biblical Interpretation. P. 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во  втором видении , изложенном в последних четырех стихах первой главы, пророк видит четыре рога по числу стран света. Они изображали зложелательность всех окрестных народов, доведшее иудеев до рассеяния (1:18– 19 1290 ). Пророк потом видит, что четыре Ангела древодела или кузнеца (в русском тексте Захарии –  четыре рабочих , «Потом показал мне Господь четырех рабочих») идут сбить эти рога, дабы у возникающего и слабого царства Иудейского не было воинственных соседей, могущих посягнуть на самостоятельность сего царства. Это исполнилось во времена Дария Истаспа, Ксеркса и их преемников, так как их безчисленные армии поглотили всех способных носить оружие во всех подвластных областях. В  третем видении , изложенном во второй главе, пророк видит, что один Ангел с землемерной веревкой в руке, идет отмерить место под постройку Иерусалима; а другой Ангел, вышедший к нему навстречу, получает повеление объявить пророку, что по причине множества людей и скота в нем, как город без стен постоянно распространяющийся, Иерусалим заселит окрестности – и что Сам Господь будет стеной огненной, неприступной и освящающей вокруг, и прославится посреди него (2:1–8). Итак, оставшиеся в северной земле (в Персии и Вавилонии), спасайтесь на гору Сион; потому что там начнутся приготовления к войне (поход Дария против Скифов), которая сделается почти беспрерывной; а живущие в Сионе безопасны, ибо касающийся их, как бы касается зеницы ока Всевышнего, т. е. подвергнется немедленному наказанию. Поскольку Господь вселится во Иерусалиме, многие язычники прибегнут к Господу и будут Его народом… Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! (2:6–13 1291 ). В  четвертом видении , изложенном в третьей главе, Захария видит, что первосвященник Иисус, как бы подсудимый, стоит пред Ангелом (Хранителем Иудеи); – и что по правую руку Иисуса стоит сатана ( Пс 108:6 1292 ), который противитися ему, – то есть будет коварствовать и клеветать, вероятно, чтоб воспрепятствовать устройству храма и установлению в нем освящающего Богослужения. Пророк не обяснил, в чем заключалось это противление или коварство диавола; только упомянул о запрещении ему коварствовать против человека, который в самом деле был, как головня, исторженная из огня, т. е. перенес много самых жестоких бедствий и искушений среди язычников и вышел из среды их не без недостатков; это обозначалось бывшими на нем запятнанными одеждами (3:1–3 1293 ). Но Ангел повелел снять с него измаранные одежды, а Иисусу объявил, что снимает с него виновность или устраняет взносимую на него клевету; в знак сего Иисуса облекают в одежды чистые и светлые (3:4–5 1294 ). Это видение заграждало уста хулителей первосвященника, в каковых, конечно, не было недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Хроника. Из мира инославия и из жизни заграничного сектантства. Успехи протестантизма во Франции.(С. Заринский)– Доброе слово иностранной прессы в защиту русской миссии.– Протестантские миссии в Корее. Стр. 1258– 1266. С. Вердеревская. Миссионерство, секты и раскол. В заседании ученого Географического Общества:доклад и прения о расколо-сектантстве при учасрии раскольничьего епископа. Протест земства против министерского распоряжения о детях штундистов. Новая секта на Урале. Стр. 1267–1278. Э. Я. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Харькова. (Публичные беседы с сектантами для воспитанников семинарии). Стр. 1279–1280. Э. М. По поводу корреспонденции “Миссионерского Обозрения” (1904 г. 15 кн.) – “У раскольничьего “благочинного” А. Старкова”. Стр. 1280–1283. Олон. епарх. мисс. свящ. Д. Островский. Миссионерская вакансия. Стр. 1283. Отклики. О настроении нашей учащейся молодежи. Стр. 1284–1293. Борис Светский. Ответы редакции. Стр. 1294. О браке. (Беседа против хлыстов). Свящ. А. Советов. Стр. 145–160. К вопросу об упадке пастырского духа в современном нашем духовенстве. (О современной постановке учебно-воспитательного дела в наших духовных семинариях). Стр. 1295–1316. П. Козицкий. Немецкий баптизм в России. Вопрос о признании баптизма вследствие просьб Нимеца и Онкена.– Временное распоряжение о баптистах 1861 г. и дальнейшая разработка вопроса.– Домогательства баптистов; попытка Ондры получить косвенное признание.– Положение 1879 года.– Отношение к нему лютеран и баптистов. Стр. 1317–1333. Свящ. К. Велтистов. К истории раскола в Привислинском крае. Стр. 1334–1342. Свящ. Александр Никольский . О миссионере для Холмской Руси. Стр. 1343–1346. М. Кобрин. Из миссионерских запросов. Стр. 1347–1348. Б. Ответ на запрос: ”что такое секта?” Стр. 1348–1351. И. Айвазов. Из записок и дневников. “Меморабилия”. Записки раскаявшегося толстовца. Стр. 1352–1360. Раскаявшийся толстовец. Из дневника священника-учителя. Миссионерские наблюдения в школе. Стр. 1361–1365. Свящ.-учитель В. Лавров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мантия – μανδας, о которой мы уже говорили выше в одеждах архиерейских, у монахов была трёх видов: короткая в виде недлинного капюшона (т. е. если последний отпороть от шинели и снять) для работ, более длинная для церкви в праздники и великая – неизвестно для чего, но вероятно для употребления в холод и непогоду и в дорогах. Так как мантию великую или большую предписывается делать суконную, то этим даётся знать, что другие две были делаемы из материала более лёгкого. Изображений монахов в мантии церковной весьма много в Менологии императора Василия: длиной она приблизительно в половины голеней или несколько короче 1293 . Обувь монахов составляли сандалии, калиги и сапоги. Сандалии – τ σανδλια (древнее τ σνδαλα) в своём первоначальном и простейшем виде суть кожаные или деревянные (производное от σανς – доска) подошвы, привязанные к ступне ноги ремнями; после они стали весьма мелкими башмаками, вроде наших туфлей (новогреческие παποτσι, τσαροχι). Калиги – τ καλγια и καλλγια (также τ χαλκια и α καλικαι) 1294 , из латинского caligae были более глубокие башмаки с длинными ремнями, которыми поверх их обвивалась нога, как у наших лаптей оборами. Сапоги ( α τζγγαι и τ τζγγια) 1295 были в существе то же, что наши (отличались от наших главным образом тем, что делались головковые, а не вытяжные, и что имели носы не тупые, а круглые или продолговато-остро-круглые; большие – μακρατζγγια имели голенища до колен, Дюканж Gloss. Graecit τζγγαι, а малые – κονδοτζγγια, новогреческий κονδ ς короткий, вероятно, вполовину против больших и были подобны нашим туфлям с голенищами). Собственную и так сказать форменную обувь монахов составляли сандалии, дававшиеся им при пострижении; затем калиги, вероятно, носились или безразлично вместе с сандалиями, a сапоги подобно мантии великой, вероятно, употреблялись только в особенных случаях (в холод и в дорогах). У нас в России, по климатическими условиям, с одеждами монахов должны были произойти некоторые перемены, а именно – во-первых, долженствовало быть законно признанным употребление мехов, запрещённое в Греции 1296 , во-вторых, обыкновенной обувью монахов, вместо сандалий и калиг, должны были стать сапоги (а беднейших, конечно, и лапти,– своего рода калиги 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Описываемая территория состоит из четырёх участков, первый из которых известен под названием «Эль-ситт Сархат» и был куплен учредителем в соответствии с купчей, датированной 25 Реби-эль-акбар 1290, заверенной судом в Хевроне, подписанной его судьёй (в то время) Эль-Сайедом Ахмедом Фуради, скреплённой его печатью. Второй участок известен под названием «Эль-Бикайен», он был им куплен в соответствии с официальным документом, выданным вышеупомянутым судом в Хевроне, датированным 12 Реджеб 1288, подписанным Шейхом Ибрагимом-эль-Хаммури и имеющим соответствующую запись о передаче в его собственность от 21 Зил-Кааде 1298. Документ подписан вышеупомянутым Шейхом Ибрагимом и скреплён его печатью; он удостоверяет покупку вышеназванного участка учредителем вышеупомянутого вакуфа, т. к. покупка была осуществлена по доверенности, и назначенная упомянутым судом стоимость была выплачена учредителем вакуфа на основании другого документа, подписанного вышеупомянутым Шейхом Ибрагимом и скреплённого его печатью, от той же даты, в присутствии свидетелей: Махмуда Шаабана и Али-Абу Кафсема. Третий участок был им куплен в соответствии с основным и временным документами за 14, зарегистрированными в реестре в декабре 1294 и подписанными вышеупомянутым Шейхом Ибрагимом, который, с учётом записи о передаче в указанном документе, подписанном им и скреплённом его печатью, датированном той же датой и содержащем то же заявление, и, принимая во внимание вышеупомянутый основной документ, подтвердил эту покупку вышеупомянутым учредителем. Четвёртый участок перешёл к нему на основании основного и временного документов за 9, зарегистрированными в реестре в феврале 1302 за подписью Якуба Халеби, который, присутствуя в судебном заседании, заявил, что эта покупка была осуществлена по доверенности на имя упомянутого учредителя вакуфа, что стоимость оплачена из его личных средств, что его имя (Якуб Халеби) стоит под документом вместо имени учредителя только в качестве гаранта законности сделки, что он не обладает никакими правами и что упомянутым участком владеет учредитель, что и подтверждает настоящее заявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

    1284 По согласному мнению западных хронистов, Боэмунд переправился не из Бари, а из Бриндизи. Переправа произошла 9 или 10 октября 1106 г.     1285 Т. е. испанцев.     1286 Согласно Фульшеру (Fulch., II, 38), Боэмунд подступил к Диррахию уже 13 октября 1107 г.     1287 Димитрий Полиоркет — сын полководца Александра Македонского, Антигона, знаменитый полководец, получивший прозвище Полиоркет («захватывающий города») благодаря искусной осаде Родоса (305—304 гг. до н. э.), во время которой были применены все достижения тогдашней военной техники, и в том числе (впервые) гелеполы.     1288 Ср. Ал., XIV, 7, стр. 391. Имеются в виду старые недруги Венеции славянские пираты — неренчане, жившие на восточном побережье Адриатического моря и занимавшиеся морским разбоем (Leib, Alexiade, III, р. 83).     1289 Элисс был расположен в устье Черного Дрина (у Анны — Дримон).     1290 Лихнит — древнее название Охрида (см. Honigmann, Pour atlas byzantin, pp. 553 sq.).     1291 Β тексте далее το Βουλγαρων βασιλως τ πρτα κα τ σχατα Σαμουλ, το π τον βασιλοιν Κωνσταντνου κα Βασιλεου τν πορφυρογενντων γεγοντος, которое мы опускаем в переводе как интерполяцию (см. Dujcev, Une interpolation..., pp. 107—115).     1292 Стругами — γεφρας. Еще Дюканж предложил конъектуру στρουγας (слав. «канал», «русло»). Против этой конъектуры возражали Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 403, n. 5) и Дуйчев (Dujcev, Une interpolation..., р. 113), за нее высказалась А. Леруа-Молинген (Leroy-Molinghen, Trois mots slaves..., pp. 111—115). Нам эта конъектура представляется вполне основательной, тем более что стремление переписчика заменить незнакомое ему иностранное слово греческим понятно (см. также Литаврин, Болгария и Византия, стр. 322, прим. 43).     1293 Весьма неудачное объяснение этимологии слова.     1294 В тексте σκθην ππτερον.     1295 1107 г.     1296 Гераний был расположен недалеко от Константинополя (Ducange, In Alex..., р. 650).     1297 «Чудо» заключалось в том, что каждую пятницу после захода солнца «само собой» поднималось покрывало иконы богоматери (см. Grumel, Le miracle habituel...).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Видели, ответотворче, яко аггелов Бог не пощаде, понеже взят ся на Бога сотворшаго и, где сниде. Тако и ныне кто вознеистовися на Бога, не даною благодатию действует, (л. 373 об.) 1294  якоже государь царь архиерейским достоинством обладает и повелевает, якоже выше писано есть, ина убо власть царю и ина архиерею, но едина другой преболе, архиерейство, глаголю, царства, якоже небо земли болши и честнейши есть, яко выше в молитвах поставления явлено есть. Архиерей убо подобник Божий и на престоле Божии седит, царь ни в четцы, ни в поддиаконы, ни во диаконы, ни во презвитеры, ни во архиереи не ставлен есть, но на царьство мира сего помазан есть. И еже дарова ему власть Бог чрез архиерейское благословение, послушай. Поставляемому царю преклоншу главу и патриарх возложит на верх главы его руку (л. 374) 1295  и глаголет молитву во услышание всем. Зри, человекоугодниче, кто кому привилеи дает. Се не царь на патриаршю главу руце возлагает, но патриарх на царьскую главу. Сего ради всегда, яко долг отдая, благодетелю царь главу свою поклоняет под священническия руки. Таже глаголет архиерей во услышание всем. Молитва. Господи Боже наш, Царь царьствующим и Господь господьствующим, иже Самоилом пророком избрав раба своего Давида и помазав того во церкви над людми своими Израиля. Ты и ныне услыши молитву нашу недостойных и виждь от святаго жилища Твоего благовернаго раба Своего царя и великаго князя Алексия Михайловичя всеа Русии, еже благоволил (л. 374 об.) 1296  еси воздвигнути царя в языце Твоем святе, его же стяжал еси честною кровию единороднаго Ти Сына, помазати сподобил елеом возрадования. Одей того свыше силою, положи на главе его венец от камене честна, даруй тому долготу дний, дай же в десницы его скифетро царьствия, посади его на престоле правды, огради того всеоружством Святаго Ти Духа, утверди того мышцу, покори ему вся языки варварския, всей в сердцы его страх Твой, и еже к послушным милостивное, соблюди того в непорочней вере, покажи того опасна хранителя святыя Твоея соборныя Церкви велениях, да судит люди (л. 375) 1297  Твоя правдою и нищих Твоих судом, спасет сыны убогих и наследник будет Ти небеснаго царьствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

30 марта 1722 года Архиепископы Феодосий и Феофан, будучи у государя в Преображенском, жаловались, что сенат и коллегии на Синодальные ведения и указы медлят ответом, а иногда и вовсе не отвечают. Синод находил, что ему для устранения такого непорядка необходимо иметь своего агента. Государь согласился на учреждение при Синоде этой новой должности и предоставил самому Синоду произвести назначение. Синод в первом же после этого заседании назначил своим агентом дворецкого Синодального дома Алексея Владыкина. Обязанности должности агента определены были инструкцией из семи параграфов. Агент должен был наблюдать, чтобы в сенате и коллегиях по Синодальным делам не было допускаемо промедления и чтобы дела эти шли в первую очередь, преимущественно пред другими и непосредственно за делами по именным высочайшим указам. Кроме этого чисто внешняго наблюдения, агент обязан был смотреть и за тем, чтобы Синодальные дела решались в коллегиях «по содержанию Синодальных указов». Агенту предоставлялось не только «наблюдать», но «настаивать» и «протестовать» пред председательствующими в сенате и коллегиях и, в случае неуспеха своего протеста, после доклада Синоду, доносить генерал–прокурору, требуя от него понуждения к ускорению и правильности решений. Вместе с тем Синодальный агент, по инструкции, подобно экзекутору в сенате, был органом сношений Синода: он лично доставлял Синодальные ведения в сенат и Синодальные указы в коллегии и канцелярии по наиболее важным делам, в прочих же случаях отправлял указы через «нарочитых солдат»; всем указам он вел список в особой книге и о ходе своего дела еженедельно должен был рапортовать Синоду. При агенте состояли: подканцелярист, копиист и шесть Синодальных дворян, в числе которых одно время были два князя Мещерских, Лопухин, Всеволожской. Дворяне состояли «для посылок в коллегии» и разноса указов и писем, иногда исполняли обязанности копиистов 1294 . Впоследствии агент занимался отправкою Синодальных указов и в епархии к преосвященным 1295 . Когда при Синоде появился обер-прокурор, должность агента, соответственно обер-прокурорской инструкции, стала «под дирекцией» обер-прокурора, подобно тому как сенатский экзекутор был в ведении сенатского генерал–прокурора 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010