3. Сочинения по различным вопросам: календарно-пасхалистические («Calendarium» - Календарь, ок. 1220, «Computus», 1215-1220, «Computus correctorius», 1225-1230, «Computus minor», 1244); «Dictae» (Речи) и др. 4. Письма. 5. Комментарии на Свящ. Писание (компилятивный комментарий на первые главы кн. Бытие под названием «Нехаётегоп» (Шестоднев), на Книгу Екклесиаста, на Псалмы, на Послания св. ап. Павла к Галатам и Римлянам), на корпус «Ареопагитик» , на сочинения прп. Иоанна Дамаскина, Аристотеля («Вторая аналитика», 1228-1230, «Физика», 1228-1232). 6. Переводы с греч. языка: Двенадцати патриархов завещание (переведенное на латынь в сотрудничестве с привезшим его из К-поля Иоанном из Бейзингстока), Ареопагитский корпус, «Схолии» на Ареопагитский корпус прп. Максима Исповедника, сочинения прп. Иоанна Дамаскина (разделы «Источника знания» и др.), Аристотеля («О небе» с комментариями Симпликия, «Никомахова этика» с комментариями Евстратия, Михаила Эфесского и др.) и псевдо-Аристотеля («De lineis indivisibilibus», «De virtute») и др. Г. приписывались: «Summa philosophiae» (Сумма философии, 1265-1275), а также «De agricultura», «De astrolabia», «De lingua», «De natura luminis et diaphani», «De oculo morali», «De necromantia et Gothia et de lapide philosophico». Спецификой научно-философского творчества Г., в к-ром ощутимы влияния платонизма, аристотелизма, греко-араб. естествознания, является единство теории познания (включая эмпирическую методологию), учения о взаимодействии физических объектов универсума сообразно законам геометрической оптики и представления о космогоническом процессе в рамках концепции метафизики света. Синтезируя традиц. для Оксфорда гносеологию блж. Августина (т. е. умозрительное постижение истин о первоосновах бытия) и пропагандируемый им самим «путь опыта» (via experientiae, т. е. эмпирическое наблюдение за явлениями природы), Г. утверждал, что в силу практической невозможности совершенной чистоты человеческого интеллекта чувственное познание, хотя и является по существу менее совершенным, обладает преимуществом непосредственной убедительности и ясности добываемого им знания. При этом, так же как ничто тварное не может существовать без сохраняющего действия Бога («быть для той или иной твари - значит поддерживаться Вечным Словом» - Grosset. De veritate), никакая тварная истина не может явиться человеческому уму сама по себе, но только лишь в свете Высшей Истины.

http://pravenc.ru/text/168181.html

1215 Об обжении подробнее см.: Ν.Π. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς κα «Ανθρωπισμς. »θναι, σ.α. Σ. 539–550. 1218 Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. Μ., 1993. С. 489–490: «Это не значит, что они будут светиться точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные». 1219 Свт. Григорий Богослов . Слово 18, надгробное отцу/Творения. В 2-х т. Т. 1. С. 288: Когда мы перейдем отсюда в истинную жизнь, то «вместе с пребывающими и неизменными существами будем ликовствовать как малые светы вокруг великого Света». 1220 А. θεοδορσυ. « εκσνικ-σιμβολικ ναλογα το φωτς ν τ θεολογ το γου Γρηγορου το Ναζιανζηνο. »Αθναι, 1976. Σ. 97. 1221 Свт. Григорий Богослов . Слово 8, надгробное своей сестре Горгонии/Творения. Т. 1. С. 188: «Глас празднующих, сонм ангелов, небесный чин, зрение славы и всей вышней Троицы более чистое и совершенное сияние [...] и оно озаряет наши души полным светом Божества». 1223 Свт. Григории Палама . Беседа 34/PG. 151, 432 С. Соответственно с этим святой Марк Зфесский учит: «(Божественную) сущность ни видеть, ни понять, ни узнать не в состоянии никакое рожденное естество и даже сами первенцы надмирных умов [...]. Божественная сущность необозрима для всех, кроме Единородного и Духа Святого. А мы постигаем Его благость и мудрость, преображаясь от божественных энергий и познавая Творца через творение. Таково есть то, что можно знать о Боге, что Он открыл всем людям ( Рим.1:19 )». (Св. Марк Эфесский , Евгеник. Ответы на вопросы.../CFDS. Ser. 1. VoL 8. Fasc. 2. S. 109). 1232 Свт. Григорий Богослов . Слово 15, говоренное безмолвствующему отцу: «И первые (сотворившие благо) наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы, Которая будет сиять сильнее и чище, и всецело соединятся с всецелым умом, в чем едином и поставляю Царствие Небесное»/Творения. Т. 1. С. 236–237. Эту же истину святой Григорий подчеркивает и в другом месте: «Я думаю, что оно (Царство Небесное) есть не что иное» как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего сущего есть вéдение Бога. Но до тех пор, пока мы земные, то одно мы понимаем, а другое имеем, а частью да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святой Троицы, какова Она есть, и по качеству, и по количеству». (Сл. 20, о поставлении епископов/Там же. С. 305). Достойно внимания, что святой отец подчеркивает тот факт, что наследование Божественного сияния преподобной душой будет «жатвой», то есть достойным плодом боголюбивых трудов и браней на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Образов в окладах насчитывалось 37, присланных из Москвы неокладных живописных на досках 9, осмилистовых, писанных на красках 7, штилистовых и прочих 27, в том числе: образа Благовещения Пресвятой Богородицы, писанные красками, на полях каймы писаны золотом, и Всемилостивого Спаса, в молении предстоят преподобный Сергий Радонежский и Александр Невский, писанный красками, ризы расписаны золотом, на полях в каймах писано золотом же твореным, сзади подклеены кипарисом ,– даяние посадского человека Сидора Остафьева Томилина; образ Пресвятой Богородицы Иверской, на полях написаны апостолы, – даяние Ивана Родионовича Стрешнева по дочери его, девице Татьяне, и образ Пресвятой Богоматери, нарицаемой Феодоровской, даяние Ипатского келаря Феодосия, поставлен над жертвенником 1214 . Переданных в ризницу из дома Ее Величества, оставшихся после царевича Алексея Петровича и царевны Марьи Алексеевны со святыми мощами, 3 дски складни, образ Успения, 2 креста, 3 ящика и 3 ковчежца 1215 . Из напрестольных Евангелий в драгоценных окладах одно было дар Императора Петра Великого 1216 , одно вклад дьяка Воинова 1217 , одно – даяние бывшего Благовещенского Московского собора ключаря, монаха Иосифа 1218 , одно было прислано «из дворца Императорского Величества» 1219 . 13 крестов драгоценных 1220 , в том числе 1 с мощами, 3 жалованных Петром Великим 1221 , 1 взятый из В – Белгорода по смерти митрополита Белоградского Иллариона 1222 , 2 плащаницы 1223 , 5 панагий 1224 , 9 воздухов 1225 , 38 покровов 1226 , 11 пелен 1227 , 11 одежд налойных 1228 , 9 потиров, в том числе золотой потир с резным Распятием, с дискосом, звездой и лжицей, весом 5 1 / 4 фунтов, даяние из дома светлейшего князя по стольнике Леонтие Шакурове, потир серебряный золоченый, с подписью вокруг, с дискосом, блюдцем, – даяние святейшего патриарха Никона по Матроне Волковой (в Иверский Монастырь), потир серебряный золоченный 1229 с дискосом, звездой, блюдом, лжицей и копием, – даяние бывшего Московского Благовещенского ключаря, монаха Иосифа, и потир 1230 – вклад по князе Алексее Юрьевиче Одоевском 1231 . Среди серебряных блюд было блюдо в Фунта и панихидная ложка, – даяние по царевне Наталии Алексеевне 1232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Церквами правосл. мира Н. и. с самого начала претендовала на лидерство, что не вызывало возражений в большинстве случаев, но неоднократно требовало принятия решений, нестандартных для практики прежней К-польской Церкви. Изначально авторитет К-польского престола, оказавшегося в Никее, был весьма высок. Уже в 1209 г. в Никею прибыл архиеп. Исаия Кипрский, чтобы получить подтверждение своих прав главы Кипрской Православной Церкви . Православные киприоты испытывали гнет латинян столь же жестокий, как и к-польцы, и обращение к поддержке Н. и. казалось спасительным шагом, даже если для этого необходимо было поступиться частью прав древней автокефалии. В последующие десятилетия Никея неоднократно участвовала в судьбе Кипра. Здесь принимали и поддерживали изгнанного латинянами архиеп. Неофита I ; патриарх Герман II в 1232 г. направил офиц. протест папе Григорию IX по факту гибели 13 монахов-киприотов от рук латинян (RegPatr, N 1256). Никейцы неизменно поддерживали правосл. общину в К-поле. Так, в 1214 г. по требованию имп. Феодора Николай Месарит вновь отправился в К-поль и просил кард. Пелагия прекратить преследовать правосл. к-польских монахов, но получил отказ, а также очередное предложение имп. Феодору стать «верным сыном» католической Церкви. В 1223 г., сразу после вступления на престол, патриарх Герман II направил приветственное письмо монахам к-польского мон-ря св. Иоанна Крестителя в Петре, ободряя их в неизменной твердости в отстаивании своей веры перед лат. властью ( Angold. 1995. P. 519-520; RegPatr, N 1233). Наиболее сложно складывались отношения Н. и. с греч. регионами Балкан, где после 1204 г. сохранилась власть местных визант. магнатов и существовали православные епархии. Эпирский деспотат и его епархии долгое время пытались противостоять намерениям Церкви в Никее сохранять свою юрисдикцию над этими землями. В 1219-1220 гг. из Никеи в Эпир было направлено церковное посольство, которое предложило созвать в Никее Собор и от его имени начать переговоры с Римской курией о ситуации с Латинской империей.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

В 2010 г. Бобруйское викариатство и К. м. стали епархиями-побратимами, поскольку названия обоих городов происходят от слова «бобр». Кроме того, оба архиерея носят имя Серафим. В июне 2010 г. еп. Бобруйский и Быховский Серафим (Белоножко) и мэр Бобруйска посетили Касторию. Святые, особо почитаемые в митрополии Прор. Илия. Икона. 1180–1200 г. (Византийский музей в Кастории) Прор. Илия. Икона. 1180–1200 г. (Византийский музей в Кастории) покровитель Кастории вмч. Мина, покровитель скорняков прор. Илия, уроженцы окрестностей Кастории прмч. Иаков († 1519 или 1520), прп. Дионисий , основатель мон-ря Дионисиат († 1388), и его брат свт. Феодосий , игум. мон-ря Филофея на Афоне и Манганского мон-ря в К-поле, а затем митрополит Трапезундский († 1392), подвизавшийся в мон-ре св. Бессребреников близ с. Мелисотопос, свт. Григорий Палама († 1357), прп. Нектарий Карейский († 1500), а также покровитель детей прп. Никанор Завордский († 1549). В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила к лику святых патриарха Александрийского Герасима II Палладу († 1714), занимавшего до этого Касторийскую кафедру. 8 дек. 2011 г. К-польский Патриархат канонизировал касторийскую подвижницу - старицу и юродивую Софию (Хотокуриду) (1883-1974), к-рая родилась в окрестностях Трапезунда в Понте, в 1923 г. вместе с др. греками-беженцами переселилась из М. Азии в Грецию и с 1927 г. подвизалась в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы близ Клисуры. 1 июля 2012 г. К-польский Патриарх Варфоломей во время визита в Касторию совершил чин ее канонизации. В 3-е воскресенье нояб. в К. м. празднуется Собор Касторийских святых. Касторийские архиереи Епископы Касторийские: Иоанн (Х в.), Феодор (XI в.), Кир (XI-XII вв.), Михаил (1-я пол. XII в.), Иоанн (ок. 1150), Константин (упом. ок. 1204, согласно Н. В. Томадакису и Е. Дракопулу, после 1220, по мнению Снегарова, ок. 1232), Гавриил (упом. в 1384), Иосиф (упом. в 1481). Митрополиты Касторийские: Акакий (упом. в 1531, 1543), Мефодий (упом. в 1544, 1559), Иоасаф (упом.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; 8.10.1232), свт. (пам. 8 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, писатель, видимо сын воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 г. Хронология жизни А., насколько она вырисовывается из НПЛ , неск. сбивчива. Вероятно, в 1208/9 г., по возвращении из паломничества в К-поль, А. принял постриг в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром тогда же прп. Варлаам по не вполне надежным данным его проложного жития, успел передать А. игуменство; тесную связь с Хутынским мон-рем А. сохранял в течение всей жизни. После изгнания в янв. 1210 г. Новгородского архиеп. Митрофана сторонниками кн. Мстислава Мстиславича Удатного А. в том же году был избран на Новгородскую кафедру. Однако вскоре после ухода Мстислава из Новгорода в Галич новгородцы осенью 1218 г. сместили А. с кафедры, желая восстановить на ней Митрофана. Оба претендента были отправлены в Киев к митр. Матфею, к-рый удовлетворил просьбу новгородцев (Митрофан вернулся в Новгород 17 марта 1219 или 1220), но А. держал «у себя в чести» и передал ему Перемышльскую кафедру, возможно тогда же организованную. Это произошло, надо думать, не без протекции Мстислава Мстиславича, во владениях к-рого находился Перемышль. Зимой 1225/26 г. (в февр. 1226?), после очередного политического переворота в Новгороде, А. опять оказался на престоле Св. Софии, но весной 1228 г. вследствие болезни (он «бысть нем») «по своей воли» удалился в Хутынский мон-рь. Стихийные бедствия осени 1228 г. (непрерывные проливные дожди) вызвали мятеж против управлявшего делами Новгородской кафедры Арсения, но попытка вернуть на владычный двор больного А., к-рый управлял бы епископией с помощью специально назначенных опекунов, оказалась неудачной, и в 1230 г. был поставлен новый архиепископ Спиридон . Сохранилась владычная печать А. с надписью: «Антони[и] архиеп[и]ск[о]пос нов городьс кы[и]». А. похоронен в притворе новгородского Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/115862.html

1216. Об этой вере сказал Пимен Великий: «Вера заключается в том, чтоб пребывать в смирении и творить милостыню». Слово 30. 1217. Слово 30. 1218. Слово 30. 1219. «Предательство бывает от нерадения. Не противоречь нападающим помыслам, потому что враги сего и желают и, видя противоречие, не престанут нападать; но помолись ко Господу, повергая пред Ним немощь твою, и Он поможет не только отогнать, но и совершенно упразднить их». Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 91. Слово 30. 1220. Слово 30. 1221.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). 1222. Слово 30. 1223. Слово 25. 1224.  …и хотение и действие (Флп. 2. 13). 1225. Слово 33. 1226. Слово 39. 1227. Слово 39. 1228. Слово 39. 1229. Слово 39. 1230. Слово 39. 1231. Слово 40. 1232. Слово 40. 1233. Слово 40. 1234. Слово 40. 1235.  Предприятием называют святые Отцы, наставники монашества, явление в помысле, мечтании и ощущении преждесодеянных грехов. Как люта брань, причиняемая предприятиями, можно видеть в житии преподобной Марии Египетской (Четьи-Минеи, 1 апреля). «Избавь мя от многих лютых воспоминаний и предприятий» — молимся мы в конечной утренней молитве к Пресвятой Богородице. Канонник. 1236. Слово 40. 1237. Слово 41. 1238. Слово 41. 1239. Слово 41. 1240. Слово 42. 1242. Слово 42. 1243. Слово 42. 1244. Слово 42. 1245. Слово 43. 1246. То есть сверхъестественно, от осенения естества Божественною благодатию. Чрезъестественными называются святыми Отцами те действия и состояния, которыми нарушаются законы естества незаконно, то есть при посредстве греха. 1247. Слово 1. Мф. 5. 48; Лк. 6. 36. 1248. Слово 1. 1249. Слово 2. 1250. Слово 2. Слово 5. 1251. Слово 8. 1252. Слово 9. 1253.  …вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 1254. Слово 14. 1255. Мф. 5. 45. 1256. Алфавитный патерик. 1257. Алфавитный патерик. 1258. Алфавитный патерик. 1259. Алфавитный патерик. 1260. Алфавитный патерик. 1261. Алфавитный патерик. 1262. Алфавитный патерик. 1263. Алфавитный патерик. 1264. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   На юго-западе России обстоятельства несколько расположились в пользу латинства. В 1214 г. Галич снова подвергся владычеству венгров и король венгерский Андрей в том же году писал к папе: “Да ведает ваше святейшество, что бояре и народ галицкие, нам подвластные, униженно просили нас дать им в царя сына нашего Коломана, обещаясь пребыть навсегда в повиновении святой Церкви Римской, с тем только условием, чтобы им позволено было не отступать от своих церковных обрядов. Но дабы столь благоприятное для нас и для вас намерение галичан со временем не изменилось, а это может случиться от многих причин, просим ваше святейшество немедленно прислать к нам посла от ребра вашего и повелеть Гранскому архиепископу: пусть он, облеченный апостольскою властию, венчает им на царство сына нашего и примет от него священную клятву на всегдашнее повиновение святой Римской Церкви”. Едва только вслед за тем Гранский архиепископ венчал Коломана, в Галич прибыли латинские священники, а православный епископ и священники были изгнаны из города; латинцы начали принуждать народ к принятию их веры и обращать церкви в костелы. Доблестный князь новгородский Мстислав подал руку помощи своим единоверцам, изгнал (1220) венгров из Галича и восстановил там права православной Церкви, но имел неосторожность выдать дочь свою за другого сына короля венгерского Андрея, назначив в приданое ей область Галицкую, кроме Понизья. По смерти Мстислава (1228) король венгерский присвоил себе и Понизье, а около 1230 г. папа учредил в Галиче латинскую архиепископию, которую с 1232 г. помышлял перевести в Львов или Лемберг.    В 1227 г., после того как псковитяне заключили мир с ливонскими рыцарями при посредстве папского легата в Ливонии – Моденского епископа, папа Гонорий III писал ко всем русским князьям: “Радуемся о Господе, услышав, что ваши послы, приходившие к достопочтенному брату нашему, Моденскому епископу, легату апостольского престола, униженно просили его посетить лично ваши страны, потому что вы готовы принять здравое учение и совершенно отречься от всех заблуждений, которым подверглись по недостатку наставников и за которые Господь в гневе Своем так часто поражал вас различными бедствиями и поразит еще более, если не возвратитесь на путь истинный...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Конфликт И. А. с Патриархатом обострился, вероятно, ок. 1215 г., когда в Никее на митрополию Навпакта вопреки правам И. А. был возведен некий Самсон. И. А. направлял в Никею послания с протестами, но они остались без внимания ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 292-293; Васильевский. 1896. С. 257). Самсон скончался до 1219 г., оставаясь в Никее. В дек. 1220 г., вероятно рассчитывая на примирение, патриарх Мануил II отправил И. А. письмо, в к-ром предлагал участвовать в церковном Соборе в Никее, прислать туда епископов или приехать самому. На Соборе предполагалось обсудить проект заключения унии с Римско-католич. Церковью и сформировать делегацию в Рим для переговоров по этому вопросу ( Васильевский. 1896. С. 264-267). В ответном письме И. А. отказался от участия в Соборе, отметив, что посланник от Эпирской Церкви мог бы присоединиться к никейскому посольству в пути, если Собор действительно решит направить делегацию в Италию. И. А. упрекал патриарха Мануила за то, что тот прекратил борьбу против латинян и надеется на соглашение с ними, несмотря на очевидную враждебность Папского престола к Восточным Церквам и алчность европейцев, прикрываемую церковной риторикой. В 1222 г. Никейская Патриархия вновь призывала И. А. явиться на Собор для разбора самостоятельно произведенных ранее в Эпире епископских хиротоний. И. А. вновь ответил отказом (Там же. С. 268-269). Неизменная поддержка И. А. и Церкви Эпира обусловила военно-политические успехи деспота Феодора. К сер. 20-х гг. XIII в., когда Эпирский деспотат достиг пика могущества, И. А., по-видимому, постепенно отошел от дел. Он реже участвовал в полемике с латинянами и никейцами. Архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан стал ближайшим архипастырем деспота Феодора. В 1226 г. Феодор был коронован имп. венцом в Фессалонике; коронацию проводил архиеп. Димитрий Хоматиан в отсутствие И. А. В посланиях к деспоту Феодору И. А. выражал восхищение его военными успехами в борьбе с латинянами, призывал к освобождению всех греч. земель. Разгром эпирского войска болгарами при Клокотнице в 1230 г. и пленение имп. Феодора резко изменили положение И. А. Брат Феодора деспот Мануил I (1230-1237) должен был искать союзников в Никейской империи. В связи с этим автономное правление в Церкви Эпира было прекращено. Деспот Мануил признал законность прав Никейской Патриархии на управление всей К-польской Церковью и обратился к патриарху Герману II с просьбой прислать архиереев для проведения законных рукоположений. Часть прежнего эпирского епископата лишилась престолов; в 1232 г. И. А. был низложен и удалился в мон-рь Козила, где вскоре скончался. Литературное наследие

http://pravenc.ru/text/469808.html

418 Джелал-эд-Дин (?–1231) – хорезмшах (с 1220 г.). После смерти своего отца хорезмшаха Мухаммеда II возглавил борьбу хорезмийцев против монголо-татарского нашествия. В битве при Парване нанес монголам поражение, которое, как отмечают исследователи, было единственным крупнейшим поражением монголов за все время их боевых действий в Средней Азии, Иране и Афганистане в 1219–1222 гг. Но в 1221 г.Чингисхан на реке Инд разбил войска Джелал-эд-Дина, и хорезмшах вынужден был бежать в Индию. До начала 1224 г. жил в Индии, затем на Кавказе. В 1224 г. предпринял поход в Иран и Месопотамию, затем захватил Азербайджан, часть Грузии и Армении. В 1231 г. в Азербайджан вновь вторглись монголо-татарские войска, в бою с которыми Джелал-эд-Дин был разбит. Бежал в Месопотамию и там был убит. 419 Русудан (1223–1245) – грузинская царица, родная сестра Георгия IV Лаши, единственная законная наследница Царского престола после смерти Георгия IV в 1223 г. Ведя войну с монголами, хорезмшах Джелал-эд-дин отправил к грузинам послов для заключения мира и совместного выступления против монголов и вместе с тем потребовал от грузин принять ислам. Русудан отклонила предложение хорезмшаха. Б 1226 г., благодаря измене внутри города, он захватил Тбилиси. По свидетельству арабского историка Ибн-ал-Асира (1160–1232), в городе спаслись только те, кто принял ислам и произнес изречение Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Пророк его». В 1235 г. в Грузию вторглись монголы, постепенно заняв всю восточную и южную Грузию. Узнав о нашествии монголов, царица Русудан перебралась в Кутаиси. Не надеясь получить помощь извне, царица Русудан пошла на мирное соглашение с монголами и оказалась во владениях Золотой Орды. В 1243 г. был заключен договор, по условиям которого монголы оставили в Грузии царскую власть неприкосновенной, но на царский престол царя утверждал монгольский великий хан. Русудан возвратилась в Тбилиси для утверждения на царство своего сына Давида, которого отправила к хану. Вскоре царица Русудан скончалась. Начиная с XIII в. – со дня присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских монахов в ответ на просьбу царицы Русудан оказать военную помощь в борьбе с монголами, и вплоть до первых десятилетий XX в. в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Папы Николай IV, Александр VI, Урбан VIII и др. присылали к грузинским царям, митрополитам и вельможам послания, домогаясь склонить грузин к своему вероисповеданию, а папа Евгений IV мечтал окончательно осуществить на Флорентийском Соборе желание Римских первосвященников. Но все покушения католиков убедить грузин признать их вероисповедание были тщетны.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010