И Я первенцем поставлю его, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой – верен ему. И продолжу во век века семя его, и престол его (сделаю), как дни неба. Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, Если нарушат 1211 постановления Мои и заповедей Моих не будут хранить, То накажу жезлом беззакония их и ударами неправды их, Милости же Моей не отниму от них и не изменю 1212 истины Моей, Не нарушу 1213 завета Моего и не откажусь от того, что вышло из уст Моих. Однажды Я клялся святынею Моею 1214 : Давиду ли солгу? Семя его во век пребудет, и престол его, как солнце, предо Мною, И как полная луна во век. И свидетель (сему) на небе верен» 1215 . Ты же отринул, и уничижил, и низверг 1216 помазанника Твоего, Отверг завет с рабом Твоим, поверг на землю святыню его 1217 . Разорил все ограды, сделал опасным 1218 укрепления его. Расхищали его все проходящие дорогою, стал он поношением у соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его, возвеселил всех врагов его. Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани. Прекратил у него очищение 1219 , престол его поверг на землю. Сократил дни времени его, покрыл 1220 его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца? – будет пылать, как огонь, гнев Твой? Вспомни: какова моя 1221 природа 1222 ? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? Где древние милости Твои, Господи, которые, клянясь истиною Твоею, (обещал дать) Давиду 1223 ? Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в груди 1224 моей, от многих народов, Коим поносили враги Твои, Господи, коим поносили перемену с помазанником Твоим 1225 ! Благословен Господь во век. Да будет, да будет 1226 . 1196 Греч. ν κκλησ γων, т. е. в торжествующей Церкви святых небожителей. Так терминология перевода LXX совпадает с христианской богословской терминологией. 1206 Слав. успеет соответствует Вульг. proficiet, а по-греч. υκ φελσει – не получит пользы и выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Здесь он завершил работу над 1-й редакцией соч. «Изображение окружностей, охватывающих подобие человека Творцу и сотворенному миру» («Инша ад-даваир ал-ихатийа ала-д-дакаик ала мудахат ал-инсан ли-л-халик ва-л-халаик»). В 1201 г. И. А. покинул Тунис и отправился в Мекку, по дороге он посетил Каир, где жили суфии из Андалусии. Однако надолго он там не задержался, т. к. в Египте был голод. В 1202 г. И. А., приехав в Палестину, посетил могилу пророка Ибрахима (Авраама) в г. Эль-Халиль (Хеврон, Израиль), а затем г. Эль-Кудс (Иерусалим, Израиль). Оттуда он отправился в Медину на могилу пророка Мухаммада. В том же году И. А. достиг наконец Мекки, к-рую мусульмане называли «Мать городов». Здесь он оставался до 1204 г., преподавал, проводил время в беседах с учеными, посещавшими мусульм. святыню. В этот период жизни, как писал И. А., у него особенно часто были видения и откровения. В Мекке И. А. познакомился со смотрителем Запретной мечети, знатоком преданий Абу Шуджем аль-Исфахани, и его дочерью Низам, которой впосл. посвятил мн. поэтические сочинения. В этот период, к-рый называют «1-й мекканский», И. А. начал работу над текстом «Мекканских откровений» и завершил ее незадолго до смерти. Здесь же, в Мекке, у И. А. было видение, в к-ром Аллах сказал ему: «Наставляй рабов моих!» - после чего он стал рассматривать наставничество как свою первостепенную обязанность. Важным этапом в жизни И. А. было знакомство и многолетняя дружба с Маджд ад-Дином Исхаком Ибн Юсуфом ар Руми - высокопоставленным вельможей из окружения сельджукского султана Анатолии Кайкусрава (ум. в 1212), а позднее его преемника султана Кайкавуса (1212-1218). Маджд ад-Дин, к-рый, несмотря на высокое положение, вел благочестивую жизнь и интересовался суфизмом, прибыл в Мекку для совершения хаджа. Восхищенный глубиной познаний И. А., он предложил суфию посетить Конью (Турция). Вместе с караваном анатолийских паломников через Багдад и Мосул (Ирак) И. А. прибыл в город в 1205 г. После кончины Маджд ад-Дина И. А., по преданию, взял в жены его вдову и стал 2-м отцом для Садр ад-Дина аль-Кунави (ум.

http://pravenc.ru/text/200421.html

1191 Английский король Ричард I завоевывает Кипр и дарит его Тамплиерам. Крестоносцы наносят поражение Саладину при Арсуфе. 1192 Ричард Львиное Сердце покидает Палестину. 1193 Смерть Саладина. 1194 Хорезмшах наносит поражение последнему сельджукскому султану Ирана. 1202 Алексей IV, сын свергнутого императора Исаака II Ангела (1185-1195), побуждает венецианцев и латинян организовать четвертый крестовый поход чтобы помочь ему вернуть трон у узурпатора Алексея III (1195-1203). 1203 Венецианцы и крестоносцы занимают Константинополь, Исаак II восстановлен с Алексеем IV в качестве соправителя. 1204 Исаак и Алексей свергнуты Алексеем V Дукой, который бежит в апреле когда венецианцы и крестоносцы вновь захватывают Константинополь и создают свою собственную " Латинскую империю " . Основные земли оставшиеся в руках византийцев — Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирская деспотия. Несмотря на победы в сражениях при Пойманеноне и Адрамиттионе попытка латинян немедленно разгромить Никейскую империю терпит неудачу. 1205 Поражение латинян от болгар при Адрианополе вынуждает их перебросить силы из Малой Азии, ослабив натиск на никейцев. 1211 Сражение при Антиохии на Писидии. Союзные войска латинян, сельджуков и трапезундских византийцев побеждены никейским императором Федором I Ласкарисом (1204-1222). Бывший император Алексей III захвачен в плен сражавшимся в рядах сельджуков. 1212 Федор Ласкарис наносит поражение Давиду Комнину, независимому правителю византийской Пафлагонии с 1204 и захватывает большую часть его земель. 1214 Никейцы захватывают восточную часть Трапезундской империи, Давид Пафлагонский разгромлен и убит сельджуками. 1215 Эпирские византийцы покоряют большую часть Македонии. 1218 Эпирский деспот Федор Дука (1215-1230) совершает ряд успешных походов против латинян и болгар, продолжавшихся последующие шесть лет. 1218-1221 Пятый крестовый поход вторгается в Египет; смерть айюбидского султана ал-Адиля; поражение Пятого-го крестового похода. 1220-1222 Монголы завоевывают восточные исламские страны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Опиравшиеся в междоусобной княжеской борьбе на поддержку горожан Владимира и Суздаля братья Андрея Михалка (ум. 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) продолжал политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой горе). В результате походов 1180, 1187, 1207 годов было сломлено сопротивление Рязани. Борьба на восточных рубежах Владимире-Суздальского княжества против болгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки. Длительные и первоначально успешные действия за подчинение Новгорода кончились восстанием новгородцев (1207) и выходом его из сферы владимирского влияния. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешиваясь во внутренние дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Летописцы называли его «великим», князья – «господином». В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство стало разжигать усобицы между его старшим сыном Константином и Юрием, в которую втянулись силы Новгорода, Пскова и Смоленска под руководством Мстислава Удалого. Константин хотел восстановить стольные права боярского Ростова, Мстислав – ослабить силы Владимиро-Суздальского княжества и ликвидировать его приоритет. Юрий и поддерживающий его брат Ярослав были разбиты новгородцами в Липецкой битве (1216). Заняв престол, Константин поделил княжество между братьями. Единство Владимиро-Суздальского княжества было нарушено, образовались княжества Ростовское, Ярославское, Переяславское. После смерти Константина в 1218 году Юрий вернулся на княжение, восстановил свое господствующее положение и авторитет Владимиро-Суздальского княжества. Он продолжал наступление на восток, нанес крупное поражение болгарам (1220) и основал в устье реки Оки Нижний Новгород (1221).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

совместно со своим мужем графом Иоанном Бриеннским (см прим. 19). Дочь королевы Изабеллы Иерусалимской, дочери Амальрика I, и ее второго мужа маркграфа Конрада Монферратского, падчерица Амальрика II Лузиньяна. Гуго — Гуго I (ок. 1195-1218), король Кипра с 1205 г. из династии Лузиньянов, сын Амальрика II и его первой жены Эскивы д " Ибелен. Фридрих II (1194-1250) — германский король из династии Гогенштауфенов (с 1212 г.), император Священной Римской империи (с 1220 г.), король обеих Сицилий (с 1197 г.), сын Генриха VI и Констанции Сицилийской. В 1228 г. возглавил шестой крестовый поход (1228-1229), закончившийся передачей христианам Иерусалима и провозглашением императора королем Иерусалимским. Венгерский король Андрей — Андрей II Арпад (1175-1235), наследовал своему племяннику Владиславу в 1205 г. Совершил неудачный крестовый поход в 1214-1216 гг. Леопольд Австрийский — Леопольд VI Знаменитый (1176-1230), сын Леопольда V, герцог Австрии и Штирии, наследовал своему брату Фридриху I в 1198 г. Последовательно поддерживал династию Гогенштауфенов в борьбе с Вельфами и папством. Участвовал в походе против испанских мавров в 1212 г. и осаде Дамиетты в 1219 г. Оттон Меранский — Оттон VII фон Андех, герцог Меранский (1204-1234), наследовал своему отцу Бертольду IV. Граф Бургундский благодаря браку с Беатрисой Гогенштауфенской (с 1208 г.), маркграф Истрии (1215-1230). Брат королевы Франции Агнессы Меранской, второй жены Филиппа II Августа. Граф Голландский Вильгельм — Вильгельм I (1190-1222), сын Флориса III, умершего во время третьего крестового похода. Участвовал в сражениях с маврами в Испании, осаждал Дамиетту в 1219 г. Часть 2 Наиболее любопытное явление в рассмотрении обстоятельств этого похода состоит в том, что собравшиеся под Акрой крестоносцы и контингенты от местных сирийских христиан заметно колебались в выборе места, на которое должны быть направлены их удары, для них, по-видимому, не было соответственной военной цели. Если пришлые из Европы крестоносцы не могли не иметь в мысли Иерусалима и освобождения святых мест, то в среде местных христиан преобладало мнение, что вопрос об Иерусалиме лучше всего может быть разрешен перенесением театра военных действий на Египет, откуда мусульманские властители Сирии черпали свои силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

1209 Ханерас (Janeras S. Introductio II. P. 26) весьма сдержанно относится к этой теории. Юнгманн считает, что синапта с этисисом и молитвой проскомидии относится к молитвам верных (Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. I. S. 483. Прим. 17). 1211 Mateos J. Célébration. P. 60, 160161. Молитвы богослужений суточного круга из кодекса Barberini 336 опубликованы: Goar. P. 37 (вечерня) и 45 (утреня). Другие рукописи, перечисленные М. Арранцем, который превосходно проработал весь круг вопросов, связанных с молитвами византийской вечерни и утрени в статьях: Les priers sacerdotales des vepres byzantines//OCP. 1971. 37. P. 106, 107, Table II; Les prières presbytérales des matines byzantines I; Table II, part III. P. 410; II, OCP. 1971. 38. P. 67: Schema A и p. 11. О постепенном исчезновении молитв верных на утрени в рукописях см. Ibid. P. 6871. 1212 LEW. P. 374. Сегодня литания и молитва над просвещаемыми находится только в ПРЕЖД, но она некогда была также и в ВАС, как это прослеживается по рукописной традиции (см. Орлов. С. 110115). 1213 Матеос (Célébration. P. 60. Прим. 1221) считает, что аполизис происходит из Палестины и поэтому чужд изначальному соборному обряду Великой Церкви, но исследование Арранцем богослужебных рукописей суточного круга не подтвердило этого. 1218 Мы приводим по списку Sinai 973 (1153 г.), Дмитриевский А. А. II. С. 87. См. также Sinai 966 (XIII в.), Ibid. С. 207 ; 959 (XI в.) и 1036 (XIIXIII в.), Strittmatter A. Slavic Peculiarity. P. 200, прим.17. См. также ПРЕЖД по списку Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 128129. Мы исследовали похожие чины в ПРЕЖД по другим спискам Синайского собрания. 1219 Это же находится в ПРЕЖД по двум венецианским изданиям 1558 и 1562 гг. См. Strittmatter A. Synapte. S. 80. 1223 ПРЕЖД по списками Barberini 336 и Петербург 226, двум древнейшим евхологиям, не содержит этизисов перед Великим входом (Strittmatter A. Synapte. S. 6869). 1224 Единственным явным свидетельством о молитвах во время литургии Слова в Константинополе является послание нескольких монофизитских епископов, проживавших в столице. Но документ не упоминает литаний, а касается только молитв и отпустов двух разрядов кающихся, упомянутых в 11-м правиле Никейского собора (Mansi 2, 673). Данный источник был опубликован на сирском языке с латинским переводом Рахмани (Studia Syriaca. 3. P. 523; 2347), и на французском языке в переводе Но (Nau): Revue de lOrient Chretien. 14. 1909. P. 3949. Бишоп (Bishop E. Liturgical Notes and Comments//JTS. 19121913. Vol. 141. P. 53. Прим. 1) и Баумштарк (Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922. S. 175) считают, что документ также касается отпуста. Весь круг проблем рассматривается здесь: Van de Paverd. P. 456459.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Ведь не подобает премудрости Его единообразно вспомоществовать возлюбленному Его как во время здравия, так и во время болезни. («Изменениями» я называю здесь такие, которые совершает воля, – в выборе, свойственном [духовным] движениям, а не телу.) Итак, если мы способны распределять эти времена [здравия и болезни], проявляя к кому-либо любовь с различением [обстоятельств] 1212 , особенно, когда он находится у нас в подчинении, то не следует ли нам дать Богу исполнить праведность Его рассудительной любви к нам – хотя бы подобно [тем вышеназванным] изменениям, которые мы способны проявлять 1213 по отношению к нашим друзьям? Это трудно претерпеть, я также знаю это, однако, это полезно. [Греховная] наклонность заставила тебя нуждаться в этом 1214 , если и не для воздаяния за то, что уже [ты сделал плохого], то, в любом случае, из опасения будущего [твоего греха]. Скорбные случаи [бывают] ко внутреннему возрастанию, как вспомоществующие лекарства, для неравенства тел [и душ] 1215 . Среди сотворенных существ 1216 всё, не имеющее сложности, протекает вне борьбы, идет ли речь о телесных или о бестелесных. Приложение усилий 1217 может быть только при неравенстве, а неравенство – у сложных [существ], по причине связанной двойственности [тела и души]. И, если даже среди несложных и простых существ [есть такие, которые] являются и называются имеющими склонность, то и это [относится] всецело к правой [стороне] 1218 , а не в смысле приложения усилий 1219 , коль скоро они не имеют опыта в том другом [т.е. в телесном образе жизни], а страстны они [только] в отношении добра. Ведь их склонность связана острой любовью, а где любовь, там нет борьбы и нет страха. При этом, они властны над [своей] самостью 1220 , в соответствии с которой 1221 и говорится о том, что у них возможна склонность [к добру] 1222 , по причине которой они наипаче удостаиваются похвалы. 3 . Добро и зло суть порождение свободы. Где не хватает свободы 1223 , там и совершение добра и зла 1224 не требует воздаяния 1225 . У природы же нет воздаяния. Награда назначается за сражение, а о победе не говорят в отсутствии состязания. Когда исторгнется 1226 противоположность, тогда прекратится с ней и свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Несомненно одно: старцы вовсе не «освобождали» от необходимости следовать божественному Закону и не «переделывали» его. Скорее, они стремились осмыслить этот Закон в свете Духа. Нравственность «мета-номична», но не «а-номична». Грех, согласно ап. Иоанну, есть беззаконие (аномия) (1 Ин. 3 : 4). Быть вне Закона, объясняет Флоренский, то же самое, что быть вне бытия 1212 . Грех против личности Русские мыслители полагают, что достоинство человека основано на том, что он является личностью. Зло, разрушающее бытие, прежде всего враждебно человеческой личности. В этом контексте становится понятным утверждение Вл. Лосского о том, что грех есть падение личности до уровня природы или «смешение личности и природы» 1213 . Личность созидается отношениями любви; грешник же, напротив, «утверждает себя как индивид, как собственник собственной своей природы, которую он противополагает природам других как свое “я”» 1214 . Нужно ли рассматривать грех как «падение»? Эта концепция хорошо разработана Отцами, которые видели в Адаме венец совершенства. Русские мыслители вообще рассматривали творение динамическим образом, в постепенном становлении, и потому грех они считали оборотной стороной этого динамизма. По терминологии С. Булгакова , грех внесофиен или антисофиен 1215 . Согласно Л. Карсавину, грешник довольствуется полубытием или полунебытием 1216 . И потому, по его убеждению, говорить о борьбе со злом – значит использовать отходы дуалистической терминологии. Правильнее было бы говорить о возрастании несовершенного существа до совершенства, то есть до личности. О переходе от эгоизма через любовь к вечной жизни 1217 . Грех переворачивает жизненный процесс, он ведет от жизни к смерти, поскольку приводит к самоубийству 1218 . Евгений Трубецкой объясняет это так: «Если Бог есть жизнь, то что такое грех , как не отпадение от жизни? Такое понимание греха представляется единственно религиозным; если мы продумаем его до конца, то внутренняя, существенная связь между грехом и смертью становится очевидною; потому всякие сомнения в соразмерности наказания с виною отпадают сами собою: смерть не есть внешнее наказание за грех, которое может быть заменено каким-либо другим наказанием, более мягким, или вовсе отменено, ибо смерть лежит в самой природе греха» 1219 . Грех – эгоизм

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Такова природа конкретного синтеза. Он слагает всегда некое «синтетическое единство», 1203 «истинное», 1204 «положительное», 1205 «внутреннее», 1206 «живое» и «конкретное». 1207 Это «первоначальное и абсолютное единство», 1208 полное содержания, 1209 являет собою «живой образ», 1210 внутренне спаянный «нераздельною непрерывностью» 1211 и абсолютною текучестью. 1212 Он есть совершенный организм, предающийся «спокойному» 1213 и «гармоническому» 1214 «самонаслаждению» 1215 и пронизывающий биением своего пульса все кровеносные пути своих органов. 1216 Всегда равный себе, всегда обращенный на себя, 1217 он заставляет свои части вести «совместную и богатую жизнь» 1218 и сливаться в творческое функциональное единство. Поэтому жизнь его может быть описана как замкнутое пульсирование самоутверждающейся абсолютной индивидуальности; или как замкнутая система, ведущая свое «живое движение» 1219 во многих сросшихся системах; или как реальная цель, творящая в себе богатство конкретного содержания; или, наконец, как самоопределяющая сила мысли. Именно этой силе мысли присуща способность «исцелять» диалектические раны так, чтобы «не оставалось шрамов»; 1220 приводить противоположности к «живой связи», 1221 к «внутреннему тождеству», 1222 к качественной индифференции 1223 и спокойному равновесию. 1224 И эта способность к слиянию и сращению не покидает Понятия на всем протяжении его восходящего пути. Всюду, где живет мысль – творятся её законы, осуществляется её способ жизни, обнаруживается её ритм. Но, так как мысль есть сама реальность, 1225 живая субстанция всего сущего, то все сущее творит в своей жизни её закон и обнаруживает подчиненность её ритму. А это означает, что все сущее должно быть причастно диалектическому разложению и спекулятивному синтезу. По Гегелю, это так и есть на самом деле. Вот почему он говорит: «Истинное конкретно», 1226 или, иначе, «все истинное конкретно». 1227 «В каждом содержании, так как оно конкретно, определение может быть понято как определенная противоположность и тем самым как противоречие». 1228 Но вершина и достижение не в противоречии: «содержание спекулятивной идеи состоит в примирении» 1229 и сущность философского знания – в постижении единства. 1230 Ибо все «разумное» 1231 и «все духовное» 1232 конкретно, как и само «абсолютное Понятие». 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Грациан (ум. 1179) был автором сборника канонического права, оказавшего большое влияние на развитие церковного права. Этот сборник под названием «Concordantia discordantium canonum», вероятно, вышел в свет около 1140 года и был усовершенствован трудами выдающихся правоведов церкви на папском престоле, таких, как Александр III, Иннокентий III и Григорий IX. С «романской» эпохой (X-XIII вв.) связан также расцвет рыцарской культуры. Самая прекрасная рыцарская поэзия возникла в долине Луары и Гаронны. Наиболее значительной фигурой провансальской поэзии трубадуров был герцог Аквитанский Вильгельм IX. Наиболее выдающимися представителями так называемой поэзии миннезингеров («песни восторженной любви») в Германии были Вальтер фон дер Фогельвайде, Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль») и Готтфрид Страсбургский (автор «Тристана и Изольды»). Но если идеалом рыцарской эпохи был герой с крестом на плаще, то в XIII веке обращения папы, призывающего к крестовому походу, встречались уже с полным безразличием. Широкие проекты IV Латеранского собора не принесли ожидаемых результатов в этой области. Венгерский король Андраш II, французский король Людовик IX, а затем Фридрих II еще возглавили крестовые походы, но без особых успехов. Андраш II принял участие в крестовом походе в Палестину, возглавив войско численностью 15 000 человек. На время своего отсутствия он отдал страну под защиту папы, а управление возложил на архиепископа Эстергомского. Войско было переправлено венецианцами по морю; Андраш в качестве платы за это отказался в их пользу от города Зары. Венгерский крестовый поход в начале 1218 года закончился без результатов. Последний акт борьбы между папой и императором (Первая половина XIII века) Наиболее трудной задачей преемников Иннокентия III было осуществление универсальной политической власти пап в борьбе с властью императора Фридриха II, достигшей в это время подъема. Фридрих II (1212–1250) рос под опекой Иннокентия III (Фридрих был внуком Фридриха Барбароссы, наследником Сицилийского королевства и Германо-римской империи).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010