Скачать epub pdf 199. Ярослав II Всеволодович, в св. крещении Федор, великий князь киевский и владимирский сын Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимирского, от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского (богемского). Родился в г. Владимире на Клязьме 8 февраля 1191 г.; постриги (обряд иосажения на-конь) были ему в 1194 г.; сделан князем Переяслава южного (Полтавской губернии) 10 августа 1201 г.; ходил на половцев зимой 1204 г.; «гнал» из Переяслава к Галичу (червенскому), но возвратился с дороги и выгнан из южной Руси Всеволодом Чермным, князем черниговским, в 1206 г.; был с отцом при взятии Пронска в 1207 г.; прислан княжить на Рязань в 1208 г.; по смерти отца принял в междоусобии старейших братьев сторону Юрия (впоследствии великий князь Юрий II) против Константина (см. 110) в 1212 г.; призванный новгородцами, теснил их из Торжка в 1215 г.; возбудив войну против себя и Юрия, был с ним вместе разбит новгородцами под предводительством князя Мстислава Удалого (см. 145) на Липицком поле (в Юрьевском уезде Владимирской губернии) 21 апреля 1216 г.; не пропускал сборщиков дани новгородской через Белоозеро и тем произвел мятеж в Новгороде в 1219 г.; снова призван новгородцами в 1222 г.; бесполезно пустошил с ними область Феллинскую в Ливонии и безуспешно месяц стоял под Колыванью (Ревелем) в 1223 г.; соединенно с великим князем Юрием II воевал против Новгорода в 1224 г.; в третий раз призван новгородцами в 1225 г.; с ними разбил литовцев близ Усвята в 1226 г.; с ними же впервые воевал северную часть Финляндии и без всякого насилия крестил диких корелян в 1227 г.; отвергнутый Псковом, старался вооружить на него Новгород, но, не успев в этом, с досадой без сыновей своих, оставленных им в Новгороде, уехал в свой Переславль-Залесский в 1228 г.; овладел Волоколамском, отчиной Новгорода, и ссорил племянников с дядей, и своим братом, великим князем Юрием II, в 1229 г.; в четвертый раз призван новгородцами, но, вторично оставив у них сыновей Федора и Александра (впоследствии Невский), через две недели уехал к себе, в Переславль, в 1230 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Святой Михаил Хониат, митрополит Афинский Память 4/17 июля Святой Михаил родился в 1138 году. Он происходил из знатнейшей семьи города Хоны во Фригии. Вначале Михаил обучался при митрополите Никифоре, затем в Константинополе под водительством святого Евстафия, будущего митрополита Солунского (память 20 сентября), который передал ему свою любовь к Гомеру и Пиндару. Затем святой служил в патриаршей канцелярии, где его способности были оценены по достоинству и он был избран митрополитом Афинским (1182). После частых набегов пиратов Афины превратились к тому времени в небольшой городок, где народ жил в нищете как материальной, так и духовной. Святой Михаил начал с преобразований в среде духовенства. Он получил от императора податные послабления, что сделало его любимым в народе. Он жестко обличал местную знать за алчность и равнодушие к интересам провинции. В 1204 году состоялся Четвертый крестовый поход, приведший в конце концов к распаду Византийской империи. Архонт Коринфа и Арголиды Лев Сгур воспользовался этим и перенес свою резиденцию в Афины. Тогда митрополит встал во главе сопротивления на Акрополе, однако так и не смог помешать сожжению остальной части города. Через некоторое время столица была захвачена крестоносцами, Афины стали главным городом герцогства, зависимого от короля Фессалоники Бонифация Монферратского. Святому Михаилу препятствовали в пастырском служении, поэтому он вынужден был отправиться в изгнание. Долго скитаясь, он отклонил предложение императора Феодора Ласкариса переехать к нему в Никею и наконец поселился на острове Кея в Кикладском архипелаге (1207). Из ссылки он продолжал следить за тем, как идут дела в Афинской Церкви, и ободрять народ своими посланиями. Здоровье митрополита слабело, и он удалился в Предтеченский монастырь в Будонице близ Фермопил (1217). При этом он едва спасся от франкских баронов, подозревавших его в пособничестве их врагам. Вскоре в этом монастыре святой Михаил отошел ко Господу (1222). Почти сразу же он стал почитаться по всей Аттике. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 17 июля 2012 г. Рейтинг: 10 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Св. Михаил почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54875.html

В 1-й четв. XII в., в период царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125), свод «К. Ц.» был значительно пополнен. Повествование, прерванное на 80-х гг. VIII в., было продолжено новым сочинением, описывающим события до 1072 г. Название и имя автора этого произведения не сохранились. Историки условно называют его «Матиане Картлисай» (Летопись Картли). В 30-х гг. XII в. были написаны и внесены в свод краткая история царя Георгия II (1072-1089) и обширная летопись, посвященная св. Давиду IV Строителю - «Жизнь царя царей Давида». Повествование об исторических событиях 1125-1207 гг. представлено в 2 редакциях «Древней Картлис Цховреба». Сохранилось 3 рукописи 1-й (условно) редакции: список царицы Мариам (НЦРГ. S 30, рубеж XVII и XVIII вв.), список Мачабели (НЦРГ. H 2135, 1736 г.) и список еп. Самебского Николая (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.). В этом варианте после «Жизни царя царей Давида» помещено сочинение автора XI в. Сумбата Давитис-дзе «Жизнеописание Багратионов» («Жизнь и деяния Багратиони», «История и повествование о Багратионах»), в котором история Грузии восходила к библейским предкам Багратиони и заканчивалась событиями 1032 г. Т. о., нарушалась хронологическая последовательность, существовавшая в своде. В 30-х гг. XIII в. после сочинения Сумбата Давитис-дзе было внесено произведение под условным названием «История и восхваление венценосцев», в котором кратко повествовалось о правлении наследника св. Давида IV Строителя царя Димитрия I (1125-1156) и его сына Георгия III (1156-1184) и подробно - о царствовании св. Тамары (1184-1207/10/13). В 20-х гг. XIV в. было написано продолжение, содержащее сведения по истории Грузии после кончины св. Тамары до воцарения Георгия V Блистательного (1318). В историографии это сочинение анонимного хронографа (груз.- Жамтаагмцерели) условно названо «Столетняя летопись». Вторая (условная) редакция «Древней Картлис Цховреба» дошла в 2 списках: царицы Анны (НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) и Чалашвили (НЦРГ. Q 207, XVI-XVII вв.). Этот вариант пополнился сочинениями, охватывающими период с конца царствования св. Давида IV Строителя до кончины св. Тамары. После «Жизни царя царей Давида» было помещено краткое описание царствования Димитрия I, Георгия III, св. Тамары и Георгия-Лаши. В историографии это сочинение по дате составления (1222-1223) называют «Летописью времени Лаши Георгия» (им заканчивается список Анны). В списке Чалашвили после описания царствования Димитрия I содержится сочинение, составленное в 30-х гг. XIII в. и повествующее о царствовании Георгия III и св. Тамары. В историографии его автор условно назван «вторым историком царицы Тамар», произведение - «Жизнь царицы цариц Тамар». В списке Чалашвили, так же как и в списках 1-й редакции «Древней Картлис Цховреба», после истории царствования св. Тамары помещена «Столетняя летопись» анонимного автора. «Новая Картлис Цховреба»

http://pravenc.ru/text/1681189.html

1 против течения (фр.). 1187 1 1Ин.5:19. 1188 2 самое современное оружие (англ.). 1189 3 бытовой техникой (англ.). 1190 4 социальную справедливость (англ.). 1191 1 Ну и что с того? (англ.). 1192 1 Центр византийских исследований в Вашингтоне. 1193 1 " Символы и символизм в византийской Литургии " (англ.). 1194 1 Мф.6:23. 1195 2 Университете Британской Колумбии (англ.). 1196 1 справедливость (англ.). 1197 1 Погружение в одиночество и покой., (фр.). 1198 2 Джоном Ле Бутилье… " Гарвард ненавидит Америку " (англ.). 1199 3 Mental reservation (англ.). – мысленная оговорка. 1200 1 встречи (англ.). 1201 2 изучение Библии (англ.). 1202 3 " Здравствуйте, батюшка .. " (англ.). 1203 4 бутерброд с яйцом (англ.). 1204 5 " дорогой " (англ.). 1205 1 Нервное расстройство, нервный срыв (англ.). 1206 1 Лк.24:29. 1207 1 " Время разрывов " Жана Даниэля (фр.). 1208 2 " Завещание Бога " Б.-А Леви (фр.). 1209 1 Ин.10:10. 1210 2 День матери (англ.). 1211 3 Из стихотворения В. Брюсова " Поэту " ( " Ты должен быть гордым, как знамя… " ). Правильно: " Быть может, все в жизни лишь средство/Для ярко-певучих стихов " . 1212 4 Там же. 1213 1 " Исследования новейшей русской истории " – серия исторических трудов, основанная А.И. Солженицыным. 1214 2 азартная игра, рискованное предприятие (англ.). 1215 1 инвесторы, адвокаты по налоговым делам (англ.). 1216 1 медицинский осмотр (англ.). 1217 1 Бергера " Еретический императив " 1218 2 современностью (англ.). 1219 3 в кротком Божием сострадании (фр.). 1220 4 Из стихотворения " Брат, столько лет сопутствовавший мне… " : " Передового нет, и я, как есть,/На роковой стою очереди " . 1221 5 " Торжество смерти " (англ.). 1222 6 " Великого Поста " (англ.). 1223 1 День труда (первый понедельник сентября) (англ.). 1224 2 сакральном (фр.). 1225 3 духовность без Бога (фр.). 1226 4 Лк.13:3. 1227 5 Христианская экуменическая община во Франции. 1228 6 " Синдесмос " – всемирное православное молодежное братство. 1229 7 Имеется в виду женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (Франция), Константинопольский патриархат. 1230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Святой Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014–1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072–1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156–1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын святой царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10–1222), Георгий V Блистательный (1314–1346), объединивший на недолгое время Западную и Восточную Грузию и освободивший страну от монгольского ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307–1314), Георгий VII (1393–1407) и Георгий VIII (1445–1469, в Кахети – как Георгий I в 1466–1476), последний царь единой Грузии, который провел военную реформу, разделив армию на четыре садрошо (воеводства) во главе с четырьмя епископами – Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524–1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600–1606), Георгий XI (1676–1688, 1703–1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798–1800). В Западной Грузии (Имерети) – Георгий I (1389–1392), Георгий II (1565–1585), Георгий III (1604–1639), Георгий IV Гоча (1696–1697), Георгий V (начало XVIII века), Георгий VI (1703–1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609–1612), правитель Картли (1619–1626). День памяти святого Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии три раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви святого Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование святого Георгия, по другой версии – день победы святого Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем святого Георгия (Гиоргобистве). День памяти святого Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети – Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии – Илороба, Алертоба, Мирсоба. Согласно грузинскому устному народному преданию, тело святого было расчленено на 363 части (по другим версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

О божественных именах, 2, 5 — PG 3, 644А. 1204 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1 — PG 3, 177С. 1205 Там же — 177D. 1206 Он же, О божественных именах, 4, 20 — PG 3, 717D–720A. 1207 Он же, О церковной иерархии, 3, 3 — PG 3, 429А. 1208 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22 — PG 90, 321А; Главы богословские, 1, 76 — PG 90, 1212А. 1209 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1210 Василий Великий (псевдэпиграф), Заметка на Исаию, вступление 3 — PG 30, 121С. 1211 Там же 121D–124A. 1212 1 Петр. 2:9. 1213 Максим Исповедник, Главы богословские, 1, 58 — PG 90, 1101А. 1214 Гал. 5:22. 1215 См.: Гал. 5:22. 1216 Лк. 21: 15. 1217 Мф. 10:20. 1218 Прем. 1:4. 1219 Прем. 1:5. 1220 1 Кор. 2:9. 1221 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 4. 1222 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах, 7, 4». 1223 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 4. 1224 Все предложение представляет собой парафраз цитированных выше мест Дионисия и Максима. 1225 См.: Афанасий Александрийский, Письмо к епископам Египта и Ливии, 2–3 — PG 25, 541–544. 1226 Меретакис понимает это «πεχειροτονετο» в смысле лишения священного сана (новогреческий перевод: «καθαιρθηκε»), но поскольку исторические данные о таковом лишении Акиндина священного сана отсутствуют, мы предпочитаем понимать этот глагол в более общем смысле: что архиереи, проголосовав, вынесли о нем отрицательный вердикт. 1227 Фраза кажется лишенной смысла. Меретакис в новогреческом переводе переносит закрывающие кавычки и читает: «А что превосходит еще и это злочестивое новшество, так это то, что он говорит: " если не считает кто–нибудь, что у Христа две божественности: одна — во всех смыслах низшая, а другая — высшая; одна безначальная, а другая — от явления на горе получившая начало и с того времени неотделимо сосуществующая с человеческой составляющей Христа " ; стало быть, это он говорит о двух божественностях — высшей и низшей». 1228 Иоанн Дамаскин, Канон 6–го августа, песнь 6, тропарь 2 — PG 96, 849А. 1229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

992 Gregorii Magni lib. 2, ср. 44 ad Andream, episcopum Tarentinum. Mansi t. 9, p. 1137–1138; cnf. Jaffe. Regesta Pontiticum Romnnorum. p. 105, n. 885. 994 Gregorii М. lib. 2, ср. 52. Mansi t, 9, p. 1143–1144; cnf. Jaffe 1. с. p. 105, n. 893. Письмо отправлено в июле 593 года. 995 См. Gregorii М. lib. 5, ер. 15 ad Joannem. Mansi t. 10, p. 11–12; ер. 16 ad Mauritium ibid. p. 12–13; lib. 6, ep. 6 ad Mauritium ibid. p. 51. 996 Так смотрят на дело: Le-Quien. Oriens Christianas, t. 1, p. 67–86; особенно: Cuper. 1. c. p. 71–74, n. 399–415; Hergenroter. В. 1, S. 179–190. Baronii Annales t. 8. Antverpiae, 1600, ad an. 595, p. 86 sqq. Здесь приведена вся переписка Григория по делу о титуле «вселенский». Беспристрастнее относятся к Иоанну католики: Pagius. Critica t. 2, ad an. 595, p. 705, n. 2–3. Morcelli Calendarium ecclesiae Cpl. vol. 1, p. 119–120. Pichler а. а. О. B. 2, S. 647–660. 997 Zeitschrift fur Protest. Theolog. 1887 Heft. 4, S. 549; сп. Чтения в Обществе Люб. Дух. Просв. 1889 г., ч. 1, стр. 67 и след. В смысле благоприятном для Постника обсуждают вопрос также. Ziegler (Versuch einer pragmatischen Geschichte der kirchlichen Werfassungsfornien. Leip­zig. 1798 S. 260–265) и проф. Барсов ук. соч. стр. 148–161. 998 Evagrii lib. 6, cap, 7, по рус. пер. стр. 290. Валезий собор отно­сит к 589 году, а Бароний к 587 году, но несправедливо: см. Pagi t. 2 ad an. 588, n. 6 sqq.; cnf. Jaffc 1. c. p. 90, n. 690; cnf. Hefele. В. 3, S. 47, 2-te Aufflage. 1002 Что присланы были акты, а не письма, об этом говорится в письме Григория к Евлогию. Mansi. t. 9, p. 1213. 1003 Gregorii М. lib. 4, ер. 38 ail Joannem Mansi t. 9, p. 1217–1221. Кстати заметим здесь, что письма Григория, имеющие отношение к спору, помимо указанного, следующая: к Маврикию (Mansi t. 9, p. 1206–1208) к Констанции Августе (ibid. р. 1210–1212), к Сабиниану (ibid. р. 1222) и к Евлогию алекс. (ibid. р. 1213–1216). Излагать эти письма считаем излишним: см. перевод частей из них у Барсова ук. соч. стр. 149–160. 1004 В письме к Иоанну: ad hoc perductus es, ut despectis fratribus episcopus appetas solus vocari (Mansi t. 9, p, 1217); Vestra sanctitas agnoscat, quantum apud se tumeat, quae illo nomine vocari appetit... (ibid. p. 1219); В письме к Маврикию: Qui est iste. qui contra statuta evangelica, contra canonum decreta novum sibi usurpare nomen praesumit? (ibid. p. 1207); в письме к Сабиниану: ad hoc usque pervenit, ut... se pene per omnem versum οκουμενικν patriarcham nominaret (ibid. p. 1222) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Сл. 21, 1, 9–26; SC 270, 110–112=1.305–306. 1196 Сл. 2, 76, 8–11; SC 247, 188–190=1.52. Ср. PG 37, 523=2.133: " (Бог есть) источник светов, свет не имеющий имени, непостижимый, убегающий от быстроты приближающегося к нему ума, всегда упреждающий всякую мысль, чтобы мы в своих желаниях всегда простирались к новой высоте " " . Тот же текст в PG 37, 429=2.29. 1197 См. его Толкование на Песнь Песней 8 (PG 44, 940 С-941 С). 1198 Ин. 1:9. 1199 Ср. Ин. 14:16; 14:26. 1200 Пс. 35:10 (по LXX). 1201 Сл. 31, 3, 11–22; SC 250, 280=1.445. Отметим, что Ориген нередко говорил об Отце и Сыне как о Свете; см. Crouzel. Origen, 126–127. 1202 Подобная же этимология (fs–чeлobek от fs–cbem) содержится у Климента Александрийского (Педагог 1, 6). 1203 Термин, буквально означающий стражу, которая подает сигналы при помощи огней. 1204 Сл. 40, 5, 1–21; SC 358, 204–206=1.545–546. 1205 Ср. Быт. 2:16–17. 1206 Ср. Исх. 34:29–35. 1207 Ср. Исх. 3:2. 1208 Ср. Исх. 13:21. 1209 Ср. 4 Цар. 2:11. 1210 Ср. Лк. 2:9. 1211 Ср. Мф. 2:9. 1212 Ср. Мф. 17:2. 1213 Ср. Деян. 9:3–9; 18. 1214 Мф. 13:43. 1215 Ср. Пс. 81:1; 6 (по LXX). 1216 Сл. 40, 6, 1–28; 206–208=1.546–547. 1217 Она приобрела гораздо большую популярность на Западе, во многом благодаря тому развитию, которое претерпел западный мистицизм в Средние века; естественно, что эта тема привлекает большее внимание западной патристической науки, чем характерная для Востока тема Божественного света. 1218 Говоря так, мы никоим образом не умаляем значение Григория Нисского как богослова и мистика; мы лишь указываем на значение Григория Богослова как " " наиболее цитируемого, после Библии, автора в Византии " " . См. об этом Noret. " Auteur " " . 1219 PG 37, 418=2.25. 1220 PG 37, 413–414=2.24. 1221 PG 37, 421=2.26. 1222 PG 37, 422=2.26. 1223 PG 37, 415=2.24. 1224 PG 37, 439=2.29. 1225 См. раздел 1–й главы I нашей книги. 1226 Сл. 18, 13; PG 35, 1001=1.269. 1227 См. Moreschini. SC 358, 62–70. Ср. Grйgoire, 75–83. 1228 Об " " очищении " " у Платона и Плотина см. Louth. Origins, 7–10; 44–47. 1229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В июле 1207 г. Генрих Фландрский имел свидание с Бонифацием Монферратским, с которым договорился о совместных действиях против болгар. Увы, им не пришлось воевать рука об руку – на обратном пути, осенью 1207 г., граф Монферратский попал в засаду и был сражен стрелой; его голову принесли Калояну в качестве дара. Но и сам Болгарский царь доживал свой век: 8 октября 1207 г. его убил копьем один половец, любовник царицы, этнической половки, которого она же и наняла на эту роль. Так закончилась жизнь самого опасного врага латинян и византийцев, которого греки называли не иначе как Скило-Иоанн («Собачий Иоанн») 25 . Смерть Калояна оказалась катастрофичной для Второго Болгарского царства – его правителем стал не законнорожденный сын царя, а племянник Борил (1207–1218). Он не пользовался авторитетом у болгар, считавших его узурпатором, и вскоре деспот Алексей Слав (1207–1230), племянник предыдущих царей, правитель Мельника в Родопских горах, объявил себя независимым государем и стал добиваться Болгарского престола при помощи латинян. А венгры завладели Белградской и Браничевской областями, которые Калоян отвоевал у них в 1203 г. 26 В день Святой Троицы 1208 г. Латинский император Генрих получил известия о начале похода болгар и половцев на Константинополь. Немедленно собрав ополчение, он выступил к Адрианополю, надеясь отомстить за смерть брата. Но у Веррии его ждало поражение – ранним утром болгары напали на его войско, еще не готовое к бою, и оно едва не погибло. Кое-как собравшись с силами, латиняне отправились к Филиппополю, надеясь взять город штурмом. Как выяснилось, местность близ города была разорена, а сзади уже наседали болгары. Однако «храбрость города берет» – в завязавшемся сражении успех сопутствовал франкам, развеявшим болгар, как пыль. Сразу после этого к Генриху явился Алексей Слав, признавший себя его вассалом и получивший в лен «Великую Влахию» на Средних Карпатах 27 . Впрочем, и эта победа не смогла консолидировать латинян, живущих своими представлениями о личных правах. По другую сторону Родоп располагались ленные владения ломбардийцев, вассалов Фессалоникийского короля. Когда Бонифация Монферратского не стало, они отказались от своей вассальной присяги и объявили о независимости Фессалоникийского королевства. А один из ломбардийцев – Альбертино из Каноссы, даже напал на Афинского герцога Оттона де ля Роша и отнял у того Фивы 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010