На Западе, наоборот, больше склонялись в сторону действительной всеобщей греховности, унаследованной от Адама. Уже Тертулиан говорил о порче (corruptio), проистекающей во всех людях из греховности рождения (ex originis vitio 1187 ), св. Киприан настаивал на необходимости ради отпущения грехов крещения и не только для взрослых, но и для детей, утверждая, что в крещении отпускаются не собственные, но чужой (т. е. первородный) грех. 1188 Св. Амвросий всё время 1189 колеблется между восточной и западной концепцией первородного греха, но всё же в нём заметен значительный наклон в сторону Запада 1190 и, именно в направлении к Августину. Классическим местом в данном случае является следующая тирада св. отца, повторенная позже и  блаженным Августином 1191 : «Был Адам и в нём были все. Погиб Адам и в нём погибли все». 1192 Возможность такого перехода греха одного на других основывается на том, что Адам был начальником рода. «Чрез одного грех перешёл на всех ( Рим. 5, 18 ). И как нам не избежать начальника рода, так не избежать первовиновника смерти; и как чрез одного к нам вошла смерть, так чрез одного и воскресение». 1193 Своим непослушанием, этой «заразой древнего греха», 1194 Адам совлёк с себя одежду веры и нанёс «смертельную рану» всему человеческому роду, 1195 который пал, таким образом, во грехе своего прародителя. 1196 Отсюда все люди рождаются во грехе, 1197 поскольку каждый из них во грехе Адама. 1198 Никого нет без греха, 1199 ибо быть без греха свойственно одному Богу, 1200 только Христу, 1201 даже Пресвятая Дева – и та была не без недостатков. 1202 Несколько неопределённо только говорит св. Амвросий о греховности детей: то он утверждает, что дитя не имеет никакого греха и вины, и потому оно чисто пред праведным Судиёю (parvuli apud iustum iudicem nulla est culpa…, quia parvulus sine ullo est crimine praevaricationis et culpae 1203 ), что невинно детство людей, 1204 то, наоборот, говорит, что люди становятся причастными скверны ещё раньше своего рождения (antequam nascimur 1205 ), что в каждом из нас сначала рождается Каин, сам себя превозносящий, потом Авель, почитатель Бога, 1206 что никто не может оправдаться в глазах Божиих, так как даже однодневный младенец не свободен от греха, 1207 и что в силу этого необходимо крестить не только взрослых, но и детей. 1208 В этом противоречии св. Амвросия яснее всего сказалось его колебание между восточным 1209 и западным воззрением не первородный грех. 1210

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1201  Вейсс имеет в виду слова Христа: не прейдёт род сей, как всё сие будет ( Мф. 24:34 ). Но род, γενε, хотя значит поколение, но значит также племя. Иисус Христос высказал то, что это племя, т. е. Иудейский народ, не вымрет до кончины мира. 1202  Lehrbuch der biblischen Theologie des Neuen Testaments. Sechste, verbesserte Auflage. Berlin. 1895. S. 223–227. § 63. 1203  Jahrbücher für Protestantische Theologie herausgegeben von Hase, Lipsius, Pfleiderer, Schrader. Jahrgang 1880. S. 681–705. Zum Verständnis von 2Сол. 2:3–12 . Ein Beitrag zur Kritik des 2-ten Thessalonicher Briefes. 1204  Bornemann. S. 457. Книга Бентковского: Les épitres aux Thessalonians, издана в Женеве в 1880 г. 1206  Толкование Шмидта на Первое Послание к Фессалоникийцам, к которому присоединена статья о Втором Послании, вышло в свет в 1885 году. 1207  Das Urchristentum, seine Schriften und Lehren, in geschichtlichem Zusammenhang beschrieben von Otto Pfleiderer, Dr. u. Prof. d. Theologie an d. Universität Berlin. Berlin. 1887. S. 356–358. 1208  Bornemann. S. 452–453. Мысли свои Клёппер изложил в сочинении: Der zweite Brief an die Thessalonicher. 1889 г. 1211  Краткое опровержение гипотезы Спитты есть у Шмиделя. Hand-Kommentar zum. N. Т. von Boltzmann... Zweiter Band. Zweite Auflage S. 39–41. 1212  Neutestamentliche Theologie, oder geschichtliche Darstellung der Lehren Jesu und des Urchristentums nach den neutestamentlichen Quellen. Zweiter Band. Halle. 1892. S. 343–343. 1213  Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holtzmann, Lipsius, Schmiedel, Soden. Zweiter Band. Die Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther, bearbeitet v. Schmiedel. Zweite Auflage. 1893, S. 37–43. 1214  Zur Geschichte und Literatur des Urchristentums. Erster Band. S. 135–136. Иудейский сивиллист в 71 и даже около 80 года передаёт сагу в первоначальной её форме, т. е. что Нерон ушёл к Парфянам. 1219  The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans. By Benjamin Jowett, Third edition. London. 1894. P. 86–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В этом правиле идет речь от духовном родстве ( πνευματικ συγγνεια, cognatio spiritualis) между восприемником и младенцем, которого он при крещении воспринимал. Духовное родство основывается на понятии о новом рождении крещеного младенца и на отношениях, в какие он вступает с своим духовным отцом, с восприемником, который посредствует при его новом рождении. Эти отношения, в виду долга, который принимает на себя восприемник, по духовно-воспитательной части, заменяя новокрещенному родного отца, считались равными отношению между родным отцом и его ребенком; оттуда развилась мысль о родстве духовном, которое, по словам этого правила, важнее ( μεζων), чем родство по крови 1201 . Мысль эта выражена была в церкви с древнейших времен 1202 . На основании этой мысли возникло и брачное препятствие между восприемником и его духовной дочерью и препятствие постольку большее, поскольку духовное родство, как мы уже видели, важнее родства по крови, а потому и определены были, по аналогии с родством по крови, и степени духовного родства, в которых брак воспрещается. Это утвердилось в церкви особенно в V веке, когда педобаптизм стал явлением общим и когда восприемники при крещении не были, как раньше, одного и того же пола с новокрещаемыми 1203 . Первое законодательное предписание об этом находим в гражданском законодательстве. Законом от 1 октября 530 года император Юстиниан предписал, чтобы не смел вступать в брак восприемник со своей духовной дочерью 1204 ; и этот закон, однако, не иное что, по верному замечанию д-ра Чижмана, как древнее церковное правило, получившее только теперь императорскую санкцию 1205 . Подтверждая то, что узаконено было Юстинианом, Трулльский Собор этим правилом предписывает, под угрозой наказания, чтобы восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещеного ребенка; этим положено каноническое основание духовному родству, как препятствию к браку. Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень). С течением времени, на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови, установлены были и церковным, и гражданским греческим законодательством брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно 1206 . Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминаются, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнейших степенях предоставлено законодательствам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов 1207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие святого Гермерия. Vita sancti Germerii. 1.    Епископ Гермерий Если верить тексту жития, Гермерий родился в 477 г. в Ангулеме, который находился в то время под властью вестготов 1200 . Родители его были достаточно богатыми и имели возможность отправить своего сына учиться в Тулузу. Он отправился туда еще юношей на корабле морем (по р. Шаранте, побережью Атлантики и р. Гаронне), видимо, по причине того, что сухопутный путь был более опасен. О его высоком статусе говорит и то, что он имел с собой двух сопровождающих, одного из которых (Претиоза) он назначил своим управляющим. Родители обучили грамоте Гермерия еще в раннем детстве, в Тулузу Гермерий прибыл, чтобы, согласно традициям того времени, продолжить свое образование 1201 . Семья Гермерия, возможно, имела дом и имущество в Тулузе, о котором впоследствии упоминается в житии 1202 . Кроме того, факт того, что ему понадобился управляющий, уже говорит о том, что у него было какое-то имущество. В Тулузе Гермерий находился до достижения подходящего возраста, чтобы сразу вступить на должность субдьякона в г. Сенте, куда его пригласил епископ этого города Григорий 1203 . Немного времени спустя он уже был назначен дьяконом в г. Жонзак, а через три года избран епископом Тулузы. Столь головокружительная карьера молодого человека еще раз подтверждает его принадлежность к высшим кругам провинции. Процесс избрания Гермерия в епископы произошел в 507 г. в г. Аризите. Ему на епископской кафедре Тулузы предшествовал Гераклиан, который присутствовал на Агдском соборе в 506 г. Но, по-видимому, вскоре после этого Гераклиан скончался, и епископы собрались для избрания нового епископа Тулузы в Аризит, куда Гермерий и проследовал из Жонзака. В Аризите он провел еще какое-то время, где местный епископ Торноальд принимал его с почетом и уважением. В это время разразилась вестгото-франкская война 507 г., и Гермерий возвращается в «область Тулузы, где ранее оставил дом и имущество», судя по тексту, через земли, ставшие уже королевством франков. Там его настигли посланники короля франков Хлодвига, который потребовал его к себе, что он не преминул смиренно выполнить. Молодой епископ был милостиво встречен Хлодвигом, провел с ним двадцать дней и был богато одарен не только деньгами и утварью, но и землей в некоем местечке Дукс в области Тулузы, которой только что овладел Хлодвиг 1204 . Таким образом, епископ Тулузы Гермерий вышел из-под власти вестготов и подчинился Хлодвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

575 Клариссы, ordo sanctae Clarae – наряду с миноритами и терциариями считается Вторым орденом св. Франциска. Орден основан Кларой Шиффи из Ассизи в сер. 13 в. на основе необычайно строгой редакции францисканского устава, которая была смягчена св. Бонавентурой и Урбаном IV. В результате последовавшего за этими деяниями раскола в ордене образовалась группа сторонниц первоначальных правил («кларисски», «простые женщины», «орден Смирения») и «урбанисток», признавших новый устав. В связи со стремлением к строгости во Франции возник орден сестер Ave Maria, в Италии в 1631 г. – еще более суровый орден кларйссок, а в 1676 г. – орден клариссок–отшельниц св. Петра Алькантарского. 576 Орден возник на религиозно–благотворительной основе в сер. 11 в., устав его, установленный магистром Раймондом де Пюи в Иерусалиме, утвердил в 1113 г. Пасхалий II. 577 Milites Templi, Templarii; орден создан девятью французскими рыцарями во главе с Гуго Пайенским и Готфридом Сент–Омерским в Иерусалиме в 1118–1119 гг. для защиты паломников и упрочения государств крестоносцев в Сирии и Палестине; устав был разработан при содействии Бернара Клервоского в 1128 г., обнародован на соборе в Труа, в Шампани, и утвержден папой Гонорием II; в дальнейшем были изданы буллы Milita Dei, Quantem utilitatem и Milites Templi, укрепившие позиции рыцарей–монахов. 578 Ordo domus Sanctae Mariae Theutonicorum, также Deutscher orden и Kreuzritterorden; основан в 1128 г. в Иерусалиме, с 1189 г. перенял военный характер и устав тамплиеров, который был утвержден в 1191 г. Климентом III. 579 Domus Sanctae Mariae Theutonicorum in Lyvonia и Deutscher orden to Lyffland, основан в 1237 г. 580 Fraters ensiferi, T.n.fraters militia Christi; основан создателем Ливонского государства рижским епископом Альбертом фон Буксгевденом и папой Иннокентием III в 1202–1204 гг. на основе устава тамплиеров. 581 Создан братьями С. и Г. Гомес Фернандо Барриентос в 1156 г.; папа Александр III утвердил его как духовно–рыцарский орден с уставом св. Бенедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внемлите, завещавает Господь, от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их [ 1199 ]. Лживые пророки всегда коварны: и потому Господь заповедует по отношению к ним особенное внимание, особенную осторожность [ 1200 ]. Лживые пророки познаются по плодам: по жительству своему, по делам, по последствиям, истекающим из их деятельности. Не увлекись красноречием и сладкоречием лицемеров, их тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и любви; не увлекись тою сладкою улыбкою, которая играет на их устах и лице, тою приветливостию и услужливостию, которая светит из взоров; не обольстись тою молвою, которую они искусно распускают о себе между человеками, — теми одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их мир: всмотрись в плоды их. О внимающих учению Евангелия и старающихся исполнять евангельские заповеди Господь сказал, что они, добрым сердцем и благим слышавше слово, держат, и плод творят в терпении [ 1201 ]. Он предвозвестил ученикам Своим ненависть от мира, гонения, напасти, обетовал Сам неусыпно бдеть над ними и охранять их, воспретил боязнь и малодушие, повелел: В терпении вашем стяжите души ваша [ 1202 ]. В постоянном уповании на Бога надо великодушно претерпевать скорби от страстей, возникающих из падшего естества, от братий — человеков, от врагов — демонов: претерпевый до конца, той спасется [ 1203 ]. Находящиеся в тяжком рабстве греха, под владычеством ожесточенного, каменносердечного фараона, под непрестанными и мучительными ударами лютых приставников, при столпотворении, затеваемом гордынею мира! Вас призывает Спаситель к духовной свободе. Приидите ко Мне, говорит Он, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть [ 1204 ]. Иго и бремя Христово — евангельские заповеди. Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым спокойствием и наслаждением, и потому названы игом благим и легким. Каждая из них благоухает кротостию и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди. Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

При этом он различает в душе ««много частей», т.е. ум, совесть, волю, помыслы осуждающие и оправдывающие и т.д. … ум называется возницею колесницы души» 1199 . Для Немесия Эмесского «душа есть невещественная субстанция и «начало, сохраняющее тело»» 1200 . Он пишет, что «в том, что душа существует, согласны все: если же душа не тело и не свойство, то очевидно, что она есть бестелесная сущность и не принадлежит к тому, что имеет свое бытие в (чем-либо) другом. … Если душа не есть тело, которое, … по природе своей разрушимо и тленно, ни качество, ни количество, ни иное что-либо из разрушимого, то очевидно, что она бессмертна» 1201 . Св. Иларий Пиктавийский сначала считал, что «душа человека телесна, потому что все существующее и сотворенное нуждается в теле своего рода. И тело души служит как бы ее одеянием» 1202 , затем пришел к представлению о душе, «как всецело духовной и бестелесной субстанции» 1203 . Блаж. Августин Гиппонский пишет: «О душе иногда говорят так, что она мыслится совместно с умом, как например, когда мы говорим, что человек состоит из души и тела; иногда же говорят о ней, исключив ум… вследствие подобных действий познают душу, общую у нас с животными» 1204 . «Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством… это совершенство происходит от Бога… душа близка Богу и бессмертна» 1205 . Силы души По Св. Василию Великому «в душе различаются силы раздражительная, желательная и разумная» 1206 . Св. Григорий Нисский различает в душе «разности в жизенной силе: силу питательную без чувства, силу питательную и растительную, чуждую разумной деятельности, силу разумную и совершенную, распоряжающуюся всякою другою силую, так что можно существовать и при тех силах, и иметь превосходство в умственной силе» 1207 . Св. Макарий Египетский различает в душе «ее части, – владычественную от рассуждающей и мыслящей» 1208 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин выделяет три силы души – разумную, раздражительную и вожделевательную, «когда какою-нибудь из этих способностей овладеет вредная страсть, то от причин ее дается имя и пороку. Ибо если разумную часть поразит язва порока, то произведет пороки тщеславия, возношения, зависти, гордости, предрассудков, спорливости, ереси. Если поранит раздражительную способность, то породит ярость, нетерпеливость, печаль, уныние, малодушие, жестокость. Если повредит вожделевательную часть, то произведет чревобесие, блуд, сребролюбие, скупость» 1209 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Такие переводы бывали домашние и классные (compositiones domesticae et scholasticae). Последние делились на простые и о местах (de locis) т. е. лучше написавших садили выше. 1199 Сочинения эти соответствовали проходимым правилам. 1200 Предлагались такие правила для перевода: «Да делает в начале чин грамматически единою и трижды (faciat in principio ordinem grammaticam semel, bis ceu ter), потом да рассмотрит все регулы Альвара; аще ему прилучится имя, да помыслит коего рода и коего склонения; аще обрящет глагол, да разсмотрит, кий то глагол, действительны или страдателны и коего спряжения, такожде и предлог да весть с коим падежем полагати». 1201 Затем учитель исправлял переводы, указывал в них ошибки (errata), ученики отмечали поправки в своих тетрадях и затем в свободное время (vacationibus) переписывали их на бело. Иногда эту переписку брал на себя сам учитель. В этом виде учебники и дошли до нас. 1202 В начале, в младшем возрасте, и примеры, и упражнения отличаются простотой мысли и выражения. Большею частью они заключают в себе или нравственные наставления, или шутливые замечания насчет учеников, или фразы из обыденной жизни. Так упоминается о путешествующих за границу, о ростовских раскольниках и т. п. 1203 Рядом с этим находим и примеры из классического мира. Приводится рассказ Овидия об Актеоне и Плиния об Арахне, и выводится нравоучение на тему: «смиряяй себя вознесется, возносяй себе смирится». 1204 Тут же встречаем и басни о сверще и мравии и о волке и журавле. 1205 Затем начинаются примеры, наполненные фигуральными выражениями. Ученик, лучше всех написавший сочинение, подобен кедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, «аще же кто от вас на высшее место не пресадится, будет простою ракитою или горькою осиною». 1206 Прославляя Леонтия Ростовского, учитель говорит, что половина его есть лев (leo), посему и вы (ученики) «льва мысленнаго держите, да укротить зверей сущих в вас, яко серну боязни – ходити в школу, медведя грубости, волка лютости, лисицу лести, зайца прыткаго бегания».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Попробуем дать их краткий очерк. Чиголи – это замок в нижней части долины Арно, в XIII в. имевший большое стратегическое значение, находясь на границе между пизанскими и флорентийскими владениями и представляя собой важный узел дорожного сообщения между Пизой, Флоренцией, Луккой и Сиеной. Здесь до сих пор поклоняются образу, так называемой, «Мадонны Младенцев», представляющему Деву Марию на престоле с Младенцем на руках, и исполненному в особой технике барельефа, как бы сочетающего типичные черты деревянного изваяния и иконы 1202 . У истоков культа, как мы узнаём из первых документов, восходящих к 30 гг. XII в. 1203 , было начинание светского религиозного общества, заказавшего доску, чтобы использовать её в общем исполнении молитв. Даже с точки зрения стиля кажется ясно, что это произведение не может датироваться временем ранее первых десятилетий XII в. Помещённая в боковом алтаре в нефе приходской церкви Чиголи, она, вскоре по неизвестной нам причине, показалась местному населению достойной особого поклонения, и к ней начало стекаться большое число верующих, которые оставляли богатые приношения, удовлетворявшие аппетиты приходского священника. Вследствие вспыхнувшего разногласия, население и сообщество верующих решили лишить его власти, доверив управление приходской церковью и алтарём Блаженной Девы монастырю умилиатов (смиренников) из Флоренции, которые, по всей вероятности, распространили её славу в городе 1204 . Другие источники, восходящие к концу XIII в. или началу XIV в., уведомляют нас, что святое изображение обычно держалось под покровом, так что было скрыто и выставлялось только во время одного обряда особой действенности для верующих и паломников, прибывавших в Чинголи из разных частей Тосканы, чтобы заручиться покровительством Девы 1205 . Имели хождение также копии с этого оригинала, например созданная Нино Пизанцем (Nino Pisano) около 1370 г., теперь хранящаяся в национальном музее святого Матвея (Сан Маттео) в Пизе, и известная как «Мадонна Веттурини» 1206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Firenze, 1845. T. 8. P. 324; Georg. Acrop. Chron. P. 5). Осенью того же года папа получил письмо от Алексея III Ангела с просьбой не оказывать поддержки царевичу Алексею. В ответном послании от 16 нояб. 1202 г. И. заверил императора в сохранении дружественных отношений с К-полем и в том, что царевич Алексей готов следовать советам И., но тем не менее напомнил императору о крестоносцах и об их готовности вторгнуться в Византию (Regest. 5. 122). В янв. 1203 г. в Задаре крестоносцы приняли посольства от герм. кор. Филиппа Швабского и от визант. царевича Алексея и вскоре заключили соглашение о походе на К-поль с целью возведения царевича на визант. престол в обмен на крупные денежные выплаты из казны участникам похода и оформление церковной унии. Получивший известия о новом плане в марте 1203 г. И. отправил к крестоносцам нунция c посланием, под угрозой отлучения вновь запрещавшим нападение на Византию (Regest. 6. 101). В то же время в послании к Петру Капуанскому (апр. 1203) папа разрешил легату действовать по своему усмотрению, в случае если франки последуют «вероломству» венецианцев (Regest. 6. 48). Получив известия о взятии К-поля, И. счел происшедшее «совершенным Богом» (Regest. 7. 153, 154). Вскоре папа снял отлучение с венецианцев и дожа Э. Дандоло (Regest. 7. 18). В послании, направленном в К-поль, И. приветствовал избрание гр. Балдуина Фландрского императором. Однако вскоре, вероятно, после того, как И. стали известны подробности заключенного в марте 1204 г. договора между крестоносцами и венецианцами о разделе Византийской империи (Partitio Romaniae) и он узнал об ужасах, творимых крестоносцами при захвате К-поля, отношение папы к происшедшим событиям изменилось. В послании к маркизу Монферратскому от 1205 г. папа выразил возмущение тем, что крестоносцы нарушили обет и захватили К-поль, вместо того чтобы следовать в Св. землю, обвинил их в бесчинствах при захвате города, в разграблении не только имп. сокровищ и домов мирных жителей, но и церковного имущества (Regest.

http://pravenc.ru/text/468777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010