В тех же случаях, когда христианин подвержен бессонице, то, по совету одного духовного старца, ему надо прочесть сколько-то раз «Богородицу». При этом вместо четок можно пользоваться отсчетом по пальцам. Затем можно вновь в уме творить молитвы, выбирая из них те, которые ближе к его сердцу или наиболее привычны. Очень хорошо, когда он погрузится в сон среди молитвословий. В котором часу надо ложиться спать? Всего здоровее жить жизнью природы и ложиться по возможности рано, чтобы иметь возможность рано и вставать. Сколько времени надо спать? Это зависит от состояния здоровья, возраста, работы и окружающей обстановки. Норма 6–7 часов была рекомендована для иноков прп. Серафимом. Московский старец о. Алексий М. рекомендовал своим духовным детям спать 7 часов. Семь часов — это минимум для вполне здорового взрослого человека, живущего нормальной жизнью. Однако в наше нездоровое для нервной системы время эта норма может быть увеличена до 8 часов, включая часы дневного сна, в зависимости от состояния нервной системы и работы. Более того, следует помнить, что для нервнобольных, переутомленных и престарелых сон является лучшим и естественным целебным средством (в соединении с физическим трудом на воздухе или продолжительными прогулками), и тогда необходимое время для сна может быть и более 8 часов. Глава 30 Подготовка к утренней молитве Ловите утренние часы, часы новой, обновленной сном жизни». О. Иоанн С. Если за начало сна считать 10–11 часов вечера, то концом его будет 6–7 часов утра. В тех случаях, когда отдыхают днем (1–1,5 часа), время вставания может быть и ранее. Если поинтересоваться биографиями знаменитых людей науки, техники, литературы, и т. д. то можно удостовериться, что многие из них вставали очень рано. Их большие достижения и обусловлены в значительной мере тем, что правильным распределением времени они сохраняли свое здоровье и использовали для труда наиболее ценную в этом отношении часть дня — раннее утро. Так, Франклин говорил: «Рано ложиться и рано вставать — залог счастья и здоровья».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В Страстную неделю служба была так: В Вербное воскресенье (кроме обычной обедни, которую и я служил) – в шесть часов всенощная. В понедельник в десять часов – преждеосвященная обедня, в шесть – всенощная. Во вторник в десять часов – Часы, в шесть – всенощная. В среду в десять часов – преждеосвященная обедня, в шесть – всенощная. В четверг в десять часов обедня (за которой приобщалось человек сто), в шести – страсти читал о. Павел Сато. В пятницу – в десять часов – Часы, в три часа – вынос плащаницы, в шесть – всенощная. В субботу – в десять часов обедня, за которой человек двадцать приобщалось. О. Анатолий и Яков Димитриевич все время служили в Посольстве. Здесь служили: о. Павел Сато с дьяконом Романом и пел Димитрий Константинович Львовский с своим хором или же с причетниками, и служба была очень в порядке, так что и на будущий год, если не успею перевести постовую службу, можно доверить служить. Нужно не забыть в будущем году наставить учеников говеть на Страстную, а то говеют кто когда попало – неудобно и непорядок. К Пасхальной ночи комнаты распределили для христиан так: внизу – класс Катехизаторской школы для Сиба и Накабаси кёоквай, 1-й Катехизаторской школы для Канда, 2-й Катехизаторской школы для Сендзю, Ситая, Микава и Хориноуци, вверху – 1-й – для Хонго 3-й – для Хондзё 2-й – для Асакуса Классная вверху для иногородних, Причетнические 1 и 2 для Ягенобори (вот куда спустилась эта Церковь !) Для каждой комнаты назначено по три ученика Катехизаторской школы принимать гостей. Они же и убрали комнаты. В комнате о. Владимира – семинаристы, в моей, приемной, Женская школа. Стол накрыт в комнате о. Анатолия. Сам же о. Анатолий на «Разбойнике» (капитан Яков Апполонович Гильтебрандт). Мы здесь служили вдвоем с о. Павлом Сато и диаконом. Давыдов обещался быть в Церкви. Пишу в одиннадцатом часу пред заутреней. Ученики Семинарии – большие, приготовили энзецу, кажется, говорят в классной, наверху. К разговленью пригласил: катехизаторов – 8 человек (о. Павел Сато только).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Все новички, пытающиеся разобраться в богослужении и начинающие изучать богослужебный Устав Православной Церкви (Типикон), сталкиваются с большим для себя искушением: несовпадением с ним современной богослужебной практики. Несовпадения бывают следующего рода: сокращения службы, отклонения в способе совершения священнодействий, нарушение указанной в чине последовательности, совершение богослужений во время, отличное от предписанного Уставом, перенесение элементов архиерейской службы в обычную. Искушение состоит в том, что официально руководством к совершению богослужений является Типикон и отступления от него не закреплены какими-либо церковными постановлениями. «Богослужебные указания» и «Книга священнослужителя» включают в себя лишь часть современной практики, но и эти книги не опираются на какое-либо синодальное или соборное постановление. Несомненно, Церковь имеет власть изменять богослужение применительно к своим нуждам. Типикон отражает богослужебную практику Византийской Церкви времен наивысшего расцвета православной государственности. Исполнять эту практику во всей полноте в условиях всеобщего охлаждения к вере, а иногда и гонений, просто невозможно. Но неблагоразумно также оставлять сокращение богослужения на произвол каждого священнослужителя. Необходимые и обоснованные сокращения должны иметь санкцию церковной власти. Обычно нормой и наглядным образцом правильного богослужения для храмов епархии является кафедральный собор, а для монастырей – ближайшая лавра. Совершаемый там чин богослужений считается имеющим благословение епископа. Все принимающие священный сан обязаны отслужить сорок первых служб в кафедральном соборе, где и усваивают современную практику богослужения. И это неплохое решение вопроса. Отдельную сложность представляет распределение богослужений по времени суток. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на две равные части – день (с шести часов утра до восемнадцати часов вечера по нашему времени), и ночь (с восемнадцати до шести часов). Для сна в монастырях отводилось время с двадцати часов вечера до двух часов ночи по нашему времени. К этому распорядку привязано все уставное распределение богослужений по времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с двадцати трех часов ночи до шести часов утра. Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы – утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Вербное Воскресенье. Сегодня в 8 часов утра пред позднею обедней тело отца архимандрита Досифея перенесено в Казанский собор. Чин отпевания совершен был отцом архимандритом Агапитом в сослужении с отцом игуменом Ксенофонтом, а также монастырскими и скитскими иеромонахами. По отпевании гроб был поставлен опять в церкви старой больницы. 3. Понедельник. Сегодня посетил скит иерей по имени Прохор. Одет весьма бедно и как бы юродствует. Был в церкви во время часов, а затем участвовал в братской трапезе. Заходил к начальнику скита и от него к рясофорному монаху отцу Павлу, у которого пил чай и беседовал с ним. От роду ему 76 лет. Уроженец Калужской губернии. Окончил курс в Калужской духовной семинарии, а затем в Киевской Духовной Академии. В 4 часа дня выбыл из скита и направился в село Спас-Чекряк Болховского уезда к священнику того села отцу Георгию. Скитоначальник отец Иосиф сказывал, что отец Прохор приходил в скит еще при жизни старца отца Амвросия, который принимал его весьма благосклонно. Апрель 4. Вторник. Сегодня день Ангела начальника скита и старца иеросхимонаха отца Иосифа. В скитском храме был молебен о его здравии преподобному Иосифу Песнописцу. После молебна братия ходила поздравлять именинника. На трапезе был подан по сему случаю белый хлеб. Согласно распоряжению преосвященного Макария, епископа Калужского и Боровского, тело отца архимандрита Досифея предано сегодня (после часов) земле в Казанском соборе, в правом Крестовоздвиженском приделе у южной стены. 9. Светлое Христово Воскресение. Утреня в монастыре в 12 часов и обедня в 6 часов утра. По отходе обедни в 8 часов скитяне вкупе с монастырскою братиею пошли на трапезу разговляться. После трапезы, возвратясь в скит, ходили христосоваться к отцу Иосифу и отцу Венедикту, которые давали каждому по два яйца. После сего братия разошлась по келиям для отдыха. В 5 часов вечера началась вечерня. Иконостасы в главном храме и в приделе преподобного Макария Египетского были украшены искусственными цветами; к лампадам и паникадилам были подвешены хрустальные, фарфоровые и деревянные золоченые яйца. К паникадилу в главном храме подвешено было натуральное страусовое яйцо величиною с детскую голову, с изображением на оном Воскресения Христова. Сие яйцо прислано отцу Иосифу в дар от одного благотворителя. В алтарях и на солеях постланы были прекрасные ковры. Особенно изящно был убран цветами иконостас в главном храме, сиявший золотом. Он устроен в прошлом, 1899 году и освящен к празднику Рождества Христова. Стоимость его определялась в 1500 рублей» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11/24 1908. Великая Пятница. С 9-ти часов Часы. С 3-х часов вечерня и вынос плащаницы. В Церкви довольно много христиан. С 6-ти часов вечера повечерие и всенощная. Я и три иерея читали Статью Отпевания. По окончании, св. плащаница обнесена вокруг Собора, причем было так тихо, что свечи не гасли. Кончилось богослужение, как и вчера, почти в 9 часов. Иокохамские учащиеся сегодня с 9-ти часов утра исповедались у о. Петра Булгакова. На вечерне и всенощной были в Соборе. Днем директор школы мальчиков в Йокохаме был здесь у меня; согласился, чтобы мальчики остались здесь до полудня понедельника (а заказывал прежде, чтобы присланы были в воскресенье, так как в понедельник-де должны быть в классах). 12/25 апреля 1908. Великая Суббота. С 9-ти часов Литургия. Причастники, между которыми несколько русских, вчера исповедавшихся у меня. Иокохамские приобщались в Посольской Церкви. Пение все эти дни преплохое, так как Д. К. Львовский и лучшие певчие, 8 человек, в Посольстве на богослужениях, регенты Обара и Кису больны. Разнят иногда пренесносно, так как в большом хоре, если все расползутся, как раки, то уже святых выноси! День прошел душевно мирно, в приготовлении в Великому Празднику. Между прочим, Miss Palmer, английская миссионерка, согласно ее вчерашнему премилому письму, приходила со своей компанией проститься со мной и Собором пред отбытием в Англию. 13/26 апреля 1908. Светлое Христово Воскресенье. В ночь до Пасхального богослужения миссийский дом, по обычаю, полон людьми, их шумом и движением. В Крестовой Церкви приходы соперничают в украшении своих приносов, куличей и яиц. В Соборе пред плащаницей тихо читают Деяния и слушают переменяющиеся посетители. За четверть часа до 12-ти начинают убирать плащаницу, в 12 часов ровно начинается богослужение. Читается только начало повечерья. Потом открываются Царские врата, поют «Воскресение Твое Христе Спасе», и совершается крестный ход вокруг Собора. Когда после литии входят в Собор, он полон светом паникадил, и начинается совершение чудной Пасхальной заутрени. На небе, конечно, в это время еще радостней празднуют Воскресенье Христово, но и на земле хорошо бы было, если бы почаще давалась людям вот такая радость, которую вот сегодня испытывали они, как и всегда испытывают в этот день и в эту заутреню и следующую за ней Литургию…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Итоговая аттестация Общая трудоёмкость ООП (часов) Всего: Академический час - 45 минут. Одно занятие составляет - 1,5 академических часа. Одна зачетная единица - 36 академических часов. Объем аудиторных учебных занятий в неделю - 16 академических часов. Бюджет времени, в неделях Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практика Квалификационная работа Каникулы Итого: Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в академ. часах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 1980 академ. часов. Практики 108 академ. часов. Итоговая аттестация 72 академ. часа. Итого: 2160 академ. часов (из них 945 академ. часов аудиторной нагрузки). БАЗОВОЕ ЯДРО по подготовке преподавателей и директоров воскресных школ Квалификация - катехизатор, педагог воскресной школы Цикл " Основы православного вероучения " Наименование дисциплины/Рекомендуемые темы Священное Писание Ветхого Завета Введение в Священное Писание Ветхого Завета. История и текстология ветхозаветного канона. Книги Ветхого Завета: происхождение, наименования, исторический фон повествования, богослужебные чтения, основные богословские идеи, экзегетический разбор важнейших мест. Изучение основных законоположительных, учительных и пророческих книг. Священное Писание Нового Завета Введение в Священное Писание Нового Завета. История и текстология новозаветного канона. Пришествие в мир Спасителя. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи. Первая, вторая и третья Пасха общественного служения Спасителя. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Воскресение Спасителя. Книга Деяний святых апостолов. Церковь Христова из иудеев. Церковь Христова среди язычников. Соборные послания святых апостолов. Послания святого апостола Павла. Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. Православное вероучение Катехизис Предварительные понятия. Божественное Откровение. Символ веры. Молитва Господня. Заповеди блаженства. Декалог. Догматическое богословие Понятие о богословии. Понятие о догматах. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Священное Предание. Священное Писание. Вероучительные тексты Православной Церкви. Понятие о богопознании. Триадология. Сотериология. Христология. Экклесиология. Сакраментология. Эсхатология.

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

Утром в понедельник ученики заявили, что хотят быть в Церкви по случаю моих именин, потом получить рекреацию. Я согласился, и в семь часов был молебен святителю Николаю, – я сам служил; певчие пели по-японски. Но после службы ученики заявили, что они не хотят сегодня рекреации, ибо, когда просили, не знали о смерти Павла Сокауси (умершего ночью) – так они тоже не могут гулять и учились, начиная со второго класса. Оттого и Мии с обеда ушел на кваси в два часа после полудня. Итак, именины справлять нужно! В обычай входит! И [нрзб].   1889 год   9 мая. Вторник. Мои именины. Накануне в шесть часов всенощную служил о. Павел Сато. Пришла вся Женская школа в Церковь . Пели причетники. Утром обедня в шесть часов. Служил о. Павел Сато. Пришли все ученицы и ученики. Пели два хора. После обедни молебен. Я, Николай Торигае и Николай Ока стояли пред амвоном и слушали молебен. Пели певчие. После обедни были поздравления. Дана вторая рекреация, ибо день был хороший, дано и на кваси: Женской школе (35 человек) 3 ены, Семинарии 4 ены, Катехизаторской 2 ены, причетникам – старым по 20 сен, новым по 10 сен. Регентам по 50 сен. (В девять часов было водосвятие в моей нынешней квартире, ибо на нынешнем годе именины были соединены с новосельем). В двенадцать часов завтракал у меня: о. Анатолий, о. Павел Сато, Мии, П. Сато и Львовский – со мною шесть человек. Не был предварительно позванный Арсений Ивасава по непредвиденности ли отлучки, или потому, что оскорбился моим вчерашним выговором за то, что не выдерживает с учениками полный класс, распуская их за четверть часа раньше; на место его и был позван Львовский, долженствовавший собственно быть у меня на обеде в семь часов вечера. В семь часов вечера обедали у меня: Львовский и жена, Арсений Ивасава, Павел Морита, Алексей Савабе и Иоанн Овате, шесть человек; я сидел, прислуживая. Никанор в оба раза приготовил достаточно пищи. Было пять блюд: пирог, суп с говядиной, соус (курица), жаркое (ростбиф) и клубника с сахаром и молоком, потом чай. Обед был вкусный, но на большее число людей. Никанор за раз отказался готовить (ибо я хотел было сделать завтра для 24 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

После обедни, давая целовать нам крест, он пригласил нас тотчас же зайти к нему испить чашку чаю. Тут он нас опять угощал, как радушный гостеприимный хозяин. Расспрашивал нас о нашей городской жизни, и с кем мы ведем знакомство. Опять с великой лаской и добротой отпустил нас, пригласив к обеду в скитскую трапезную к одиннадцати с половиной часам, чем мы и воспользовались. Порядок в скитской трапезной был такой же, как и в монастыре. Только постнический устав был здесь строже: молочное в Скиту разрешалось только на масляную и Светлую неделю, а в остальное время все было на постном масле; в среду и пятницу была пища вовсе без масла. Отец Варсонофий присутствовал за трапезой и посадил нас троих возле себя, и ели мы с ним из одной миски. – У нас здесь пища здоровая, – говорил он, – потому что все делается с благословения и с молитвой. Каждое утро в пять часов приходит повар и просит благословения растопить печь. Получив это благословение, он идет с фонариком в храм Божий, молится и берет огонь от неугасимой лампады перед чудотворной иконой Божией Матери и затем растапливает этим огнем печь. После обеда Старец пошел к себе отдохнуть и нам велел идти отдыхать, а на следующий день благословил съездить в Шамординский монастырь. Вернувшись из Шамордина, мы приступили к говению. По монастырскому уставу, миряне должны были за два дня до Святого Причастия есть пищу без масла. Там всегда специально для говеющих готовили особый стол. Во время говения нужно ходить ко всем монастырским службам. А службы там в будни распределялись таким образом. От трех с половиной до пяти с половиной часов шла вечерня и читались каноны. Затем в семь часов ужин, а в восемь с половиной часов – вечерние молитвы в особом храме. Потом идут и отдыхают до двенадцати с половиной часов ночи. В половине первого раздается звон к утрене. Последняя продолжается до четырех часов утра. От четырех до пяти читались каноны и молитвы перед причастием. Мы так утомились за ночь, что прямо засыпали. После ранней обедни, которая окончилась в семь часов, мы пошли к о. Варсонофию. Он положил руку на голову, и усталость вся исчезла, и появилась бодрость. Исповедал он нас днем. Сначала, перед исповедью, он обыкновенно вел общие беседы. При помощи различных случаев из жизни он указывал на забытые или сомнительные грехи присутствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

А на следующий день на борт «Паллады» пожаловал новый гость: «Вечером английский священник с фрегата был у нас, я дал ему Новый Завет » 71 , – отмечал отец Аввакум. Простояв некоторое время в гонконгской гавани, «Паллада» снялась с якоря и взяла курс на Японию. И отцу Аввакуму предстояло продолжить нелегкое пастырское служение. Вот фрагменты из дневника корабельного священника. «5 июля. Воскресенье. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Обедня. Панихида по матросе Федоте Алексееве. Молебен преподобному Сергию (Радонежскому)» 72 . «7 июля. Вторник. 1853 г. В 6 часов подошли к островам манильским. Справа виден был остров Баши; на нем есть католический монастырь» 73 . «20 июля. Понедельник. В 8 часов обедница и молебен Илье пророку» 74 . «29 августа. Суббота. В 6 часов обедня и панихида по убиенным воинам» 75 . (По православным воинам, за веру и отечество на поле брани убиенным). Члены экипажа мужественно переносили все тяготы долгого путешествия с его неизбежными лишениями. 6 сентября, в воскресный день, отец Аввакум занес в свой дневник скорбные строки: «В 6 часов обедня. По окончании оной при подъеме стеньги один матрос Борисов Адриан свалился с салинга на палубу, ушибся ужасно, поднят без чувств; пущена кровь, пришел в чувства, приобщен Святой Тайне. В 1 1/3 часов умер» 76 . «7 сентября. Понедельник. В 5 часов утра обедня и отпевание матроса; все это кончилось в 7 часов» 77 . Если смертельной опасности не избегали даже опытные матросы, то что говорить о корабельных священниках! Ведь недаром в корабельном уставе с петровских времен круг обязанностей пастыря был точно ограничен с твердым указанием: «ни в какие (корабельные) дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». Келейное правило он должен был читать тихо в своей каюте, не привлекая к этому никого из членов экипажа, «дабы чтением партикулярным помешки и препятия в делах общих корабельных не делать». Но рамки инструкции были для отца Аввакума слишком тесными, что иногда приводило к непредвиденным последствиям. Об одном из таких эпизодов рассказывает И. А. Гончаров. «Где-то в поясах сплошного лета, при безветрии, мы прохаживались с отцом Аввакумом по шканцам. Вдруг ему вздумалось взобраться по трехступенной лесенке на площадку, с которой обыкновенно, стоя, командует вахтенный офицер. Отец Аввакум обозрел море и потом, обернувшись спиной к нему, вдруг… сел на эту самую площадку «отдохнуть», как он говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

– Ну, как тебе кажется? – допрашивал Герман. Нил не сразу ответил. Какая-то тревожная тень, так часто появлявшаяся на его лице в последнее время, теперь снова прошла по нему. Немного погодя юноша заговорил: – Великий приснопамятный старец Кирилл дал князю истинное наставление о том, как в миру жить... Жил я в судном приказе, так знаю как обижает людей всякий, кто только может это сделать: без посулов, без лихоиманий дело николиже не выправится. И вельми нужен княжеский призор за этим; и за тем также, чтобы трезвенником во славу Божию народ был... А только не допонимаю я, спастись ли-то можно в миру, коли и все доброе сделать?.. Глаза Германа блеснули радостным огоньком. – Брат, болела и моя душа об этом... А только это ты о другом... – О другом, о другом, Герман... А что благополезно на тебя действует сие послание преподобного, так и на меня... О другом же вот и болит моя душа, так болит, так болит! И нет ей ответа... – Поговорим, брат, как работу повершим. Многое тебе и я о своих душевных помыслах расскажу... И оба юноши принялись за работу... Ровно в десять часов раздавался удар колокола. Все оставляли свои работы и шли в трапезную. Сначала пели положенные по уставу молитвы, потом садились по чину и при звуках чтения «божественных писаний» принимались за еду. Ели скудно, не до сытости. Пищу в деревянных мисках разносили юные послушники. «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», – возглашали они и, услышав от старцев «Аминь», ставили пред ними миски. После трапезы снова читали и пели положенные молитвы и затем расходились по келиям. Друг к другу, как уже было упомянуто, не заходили, по уставу Кирилла. До двенадцати часов всякий мог располагать своим временем, как ему было угодно: мог предаться сну и тем возместить малое количество часов, отведенных для ночного отдыха; мог читать поучения, нарочито в келии каждого положенные; мог петь священные песнопения. В двенадцать часов снова каждый принимался за свое послушание и работал до восьми часов вечера. Перерыв, в полчаса, был между тремя и четырьмя часами. В восемь все по колоколу собирались в трапезную, где им предлагалась пища еще более скудная, чем днем. Затем все шли в церковь и слушали «правило», во время чтения которого каждый должен был сделать определенное число поклонов. Около десяти часов оканчивалось «правило», и потом расходились на сон грядущий, чтобы с трех часов ночи снова начать трудовой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010