X. Приход, Состав прихода. Причт. Жалованье. Разборка Благовещенской церкви н перевод прихода к монастырской Скорбященской церкви XI. Подмонастырная слобода. Загородное положение Монастыря. Бытовые черты жизни в слободе. Управление и надзор XII. Кладбище. Воспрещение погребать иноврцев. Взносы за погребальные места. Лазаревское кладбище. Погребения в Благовещенской каменной церкви I. По расписанию, приведенному в «Описании Петербурга» Рубана, Богослужение в Александро-Невском Монастыре совершалось ежедневно и начиналось в следующие часы. Всенощные с 31-го августа начинались в 4 часа дня, с 21-го апреля в 7 часов, с 15-го мая в 8 чаеов, с 15-го июля по 30-е августа снова в 7 часов; в праздник Рождества, в Великие Пяток и Субботу – в 3 часа, в праздник Пасхи – по особому распоряжению и пушечному выстрелу, во время высочайшаго присутствия в столице, а во время отсутствия – в 2 часа по полуночи. Литургии начинались в 9 часов утра, исключая следующие дни: в день святого Александра Невского – в 6 часов, в день Пасхи, Преполовения, 1-го августа и в неделю Православия –7 часов утра, в прочие дни Пасхальной седмицы – 8 часов, Великий Четверток, день Пятидесятницы, Новый Год и преждеосвященные литургии – в 10 часов, 24-го декабря и 5-го января – в 1 час дня, в Великую Субботу – 2 часа дня. Вечерни в простые и полиелейные дни начинались с 1-го октября в 3 часа, с 15-го февраля в 4 часа, с 15-го мая в 5 часов, с 15-го июля по 1-е октября в 4 часа, исключая дни: святой Пасхи – 3 часа, канун Рождества и Богоявления и Великий Пяток – 2 часа. Утрени в простые и полиелейные дни начинались с 1-го сентября в 5 часов, с 1-го апреля в 3 часа. Часы – в среду и пяток на Сырной неделе в 10 часов утра, в Великий Пост в 10½ часов, пред Рождеством, Богоявлением и в Великий Пяток в 9 часов 3700 . 29-го августа 1743-го года в Святейшем Синоде получен был в третьем часу дня высочайший указ, от того же числа, о том, что «есть Ее Императорского Величества намерение, для украшения службы Божией и обрядов церковных, уставить крестное хождение в Невский Монастырь из церкви Казанской Пречистой Богородицы и оному начало учинить завтра, на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, – того для Ее Императорское Величество о том Своего Величества намерении от Святейшего Синода изволить требовать мнения на письме: первое, о пристойности того дела и другое, каким порядком оной церемонии быть, дабы Ее Императорское Величество могли оное узаконить». Во исполнение высочайшего указа, Святейший Синод подал Государыне всеподданнейший доклад:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  6 сентября 1911 г.– Донесение полицейских надзирателей в Московское охранное отделение об охране великой княгини Елизаветы Федоровны Имеем честь донести Отделению, что 1 сентября в 9 часов 40 минут вечера по Курской железной дороге из Москвы в город Белгород изволили отбыть Их Императорские Высочества великий князь Константин и великая княгиня Елисавета Феодоровна, куда 2 сентября в 10 часов утра прибыли благополучно. На станции Их Высочеств встретили курский губернатор, местная администрация, духовенство и был выстроен почетный караул от местного войска с оркестром музыки. По окончании церемонии Его Высочество проследовал в дом Чумизова по Смоленской улице, приготовленный городом, а великая княгиня через 20 минут проследовала в Свято-Троицкий куда, спустя 30 минут, изволил прибыть и великий князь, где Их Высочества присутствовали за богослужением и по окончании такового, приложившись к св[ятым] мощам, в один час дня изволили отбыть: великий князь в дом Чумизова, а великая княгиня в женский Рождества Пресвятой Богородицы в приготовленные покои, откуда в 4 часа дня Ея Высочество изволила выходить в монастырский собор за вечернее богослужение. 3 сентября в 9 часов утра великая княгиня из покоев проследовала в Свято-Троицкий монастырь, куда в 11 часов утра изволил прибыть и великий князь, где в присутствии Их Высочеств в 12 часов дня при богослужении Московским митрополитом в пещере были переложены мощи св. Иосафа в новый кипарисовый гроб. По окончании богослужения Их Высочества возвратились обратно в свои покои. В 6 часов вечера великая Княгиня проследовала снова в упомянутый собор, куда через 1 час изволил прибыть и великий князь. В 8 часов вечера из пещеры были перенесены мощи Св. Иосафа в монастырский собор, а в 9 часов был совершен крестный ход вокруг собора со святыми мощами и по окончании богослужения Их Высочества изволили отбыть обратно в покои. 4 сентября в 8 часов 30 мин[ут] утра Их Высочества прибыли в собор, из которого в 9 часов начался крестный ход со святыми мощами вокруг монастыря и по окончании какового – в 2 часа 30 минут дня – великий князь и великая княгиня изволили отбыть обратно в свои покои. В 4 часа дня Ея Высочество снова изволила быть в соборе за молебном, откуда возвратилась в 5 часов дня. В 8 часов 50 минут вечера Его Императорское Высочество великий князь Константин Константинович из гор[ода] Белгорода с курьерским поездом 2 благополучно отбыл по направлению к Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

«Христианская этика» (28 часов) Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг. 4.5.4. К предметам дополнительного компонента следует отнести: духовное краеведение, хореографию, рисование, драматический кружок, бисероплетение, рукоделие, рукопашный бой, скаутинг, гончарное искусство и прочие учебные модули, перечень которых определяется педагогическим советом воскресной школы. 4.5.5. Программа должна быть ориентирована на становление личности воспитанника в соответствии с православным воспитательным идеалом – укорененный в православной вере, традиции и культуре, осознающий и принимающий цели и ценности православия, высоконравственный, творческий, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. 4.5.6. Учебный план воскресной школы (далее – учебный план) должен: а) обеспечивать введение в действие и реализацию требований Стандарта, определять общий и максимальный объемы нагрузки воспитанников; б) включать дополнительную часть по ступеням обучения. Сетка часов учебного плана. Начальная ступень Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год) I год обучения II год обучения III год обучения IV год обучения Священная библейская история 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) – – История христианской Церкви – – 0,5 часа (14 часов) – Устройство православного храма и богослужение 1 час (28 часов) – – – Основы христианской нравственности – – 0,5 часа (14 часов) 1 час (28 часов) Церковнославянский язык – 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) Основы хорового и церковного пения –

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Тока или ударение в било знаменует в неясных звуках своих таинственное пророков прообразование; звук же колоколов, как ясный и громкий, знаменует во всю землю изшедшее вещание Евангелия (Нов. Скрижаль гл. 21 и 23). В Гефсиманском скиту тока или било употребляется следующим порядком: когда всенощное бдение отправляется с вечера, то к малой вечерни, в назначенное время, бьют в одно било, обходя церковь трижды и начинается 9-й час и прочее, без звона колоколов. Ko всенощной с вечера и утром к утрени, бьют в било за полчаса, обходя все корпуса. Брат, учиненный для сего послушания, приняв било, становится перед колокольней и, знаменав себя крестным знамением, творит молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами святых отец наших помилуй и спаси мя грешнаго, и благослови служение сие. Потом ударяет редко трижды, славословя Святую Троицу, и идет около корпусов, непрерывно ударяя в току. Когда же настает час всенощного служения, начинается благовест в колокол и во вся, и при первом благовесте служащий иеромонах начинает. Также бьют в било в конце полунощницы, на 9-й песни, на литургии – к акафисту, и при чтении символа веры , и на повечерии перед канонами, причем каждый раз обходят с билом вокруг церкви однажды, a на 9-й песни трижды. По времени отправления ежедневных богослужений, в скиту и в ближайших к нему обителях соблюдается такой порядок: в два часа пополудни начинается вечерня в пещерном храме, и как только окончится там, начинается в пять часов в самом скиту: здесь она оканчивается в семь часов. В восемь часов начинается в пещерах полунощница с утреней, и продолжается до одиннадцати часов, a в два часа утра начинается утреня в ските, где вслед за утреней начинается в пять часов ранняя литургия: в пещерной церкви ранняя литургия начинается в шесть часов. Поздняя литургия в скиту бывает с восьми, a в пещерах с девяти часов. В Боголюбовской киновии, что близ скита, утреня начинается в десять с половиною часов вечера, литургия в семь часов утра, вечерня в два часа дня. В пустыни св. Параклита утреня начинается в двенадцать часов ночи, обедня в восемь часов утра, вечерня в четыре часа пополудни. Таким образом и днем и ночью не много найдется времени, когда бы не было в которой-либо из этих обителей службы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храмов в монастыре было три: Успенский, Николаевский и Трапезный. Братия монастыря ежедневно посещала службу в храме. Те из братии, которые были приурочены к послушаниям в мастерских, отстояв в церкви полунощницу, прикладывались к святым иконам и, приняв благословение настоятеля, уходили на свое послушание, где и трудились до завтрака, а потом и до обеденного времени, то есть до двенадцати часов дня, а клиросная братия, то есть певцы и чтецы, вместе со священнослужащей братией и старцами, уже не способными к труду, оставались в храме. Утреня в монастыре начиналась в три часа пополуночи, затем ранняя обедня и молебен с акафистом очередному святому, после молебна служилась поздняя литургия, которая оканчивалась в двенадцать часов дня; затем — звон на общую трапезу… После обеда отдых до двух часов пополудни. В два часа дня все расходятся по послушаниям до шести часов вечера. В четыре часа пополудни звон к вечерне, к которой отправляется клиросная братия и священнослужители; вечерня оканчивается около семи часов вечера. В восемь часов — звон на ужин… После ужина читалось общее монашеское правило, состоявшее из трех канонов с акафистами; после него пелись всей братией крестные стихиры, во время пения которых братия прикладывалась ко кресту. Затем, приняв благословение у настоятеля, братия расходилась по кельям на ночной отдых до трех часов утра. Воскресные и праздничные богослужения начинались всенощным бдением в шесть часов вечера, которое заканчивалось около двенадцати часов ночи. Ранняя воскресная литургия начиналась в пять часов утра, поздняя в девять часов и оканчивалась в двенадцать часов дня. После службы был обед и затем отдых до вечерни. Настоятель монастыря архимандрит Игнатий (Алексеевский) строго придерживался данного церковного устава и вообще держал братию строго. Примеру его следовал и архимандрит Игнатий (Бирюков)». Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, отец Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи не чувствовали ни в чем недостатка, имея от монастыря Божие благословение, нравственную поддержку и материальную помощь. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

IV. Общий вывод Обобщим все сказанное о царских и пасхальных часах. 16. Происхождение и основа царских и пасхальных часов Название – «царские часы» нам встречалось только в славянских памятниках, и при том сравнительно позднего времени, XVI–XVII в. «Царскими часами» называются в них не только часы Рождества Христова и Богоявления, но и часы великой пятницы. Что касается обряда «царского многолетия», то он, по-видимому, тоже довольно позднего происхождения и, насколько нам известно, впервые упоминается лишь в памятниках XIII–XIV в. На часах великой пятницы этот обряд, по всей вероятности, совершался редко; и московский царь делал выход к службе часов, собственно, ради соединявшегося с нею «чина омовения мощей.» 375 . Составителем, или «творцом» часов Рождества и Богоявления древние рукописи обычно называют Софрония, патр. иерусалимского; но многие из них совсем не говорят о составителе. В виду этого нельзя с уверенностью сказать, подлинно ли служба часов Рождества и Богоявления составлена патр. Софронием. Не известен в точности и составитель часов великого пятка. В надписаниях этих часов, наряду с именем того же патр. Софрония, весьма часто встречается также имя св. Кирилла, архиеп. александрийского, а иногда – и св. Кирилла иерусалимского . Конечно, творчество в данном случае следует понимать в очень ограниченном смысле, а именно – лишь в смысле составления некоторых песнопений, главным же образом – в смысле редактирования службы. В таком смысле могло быть столько же «творцов» каждой службы, сколько известно редакций ее. Если говорить о сравнительной древности царских часов, то предпочтение безусловно следует отдать службе вел. пятницы. Часы Рождества и Богоявления являются в значительной мере подражанием часам в. пятницы. Подражателем в данном случае мог быть именно патр. Софроний. Впоследствии, – очевидно, на основании сходства рождественских и богоявленских часов с часами в. пятницы, – делается заключение о принадлежности патр. Софронию всех царских часов, хотя, несомненно, служба часов в. пятницы составляясь раньше его времени, и, след., ему можно приписывать только ту или иную редакцию ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

- Маша, ты лучше назови его Шариком. Это не кот, а пес какой-то. Не скрою, я обрадовался появлению в нашем дворе нового жильца и по другой причине: с детства ужасно боюсь крыс и мышей. А в деревне этих тварей хватает. Так что кот оказался весьма кстати. Постепенно наша сельская жизнь входила в размеренное русло. Была опасность, что в наступившей идиллии мы изрядно разленимся, а потому договорились с Машей, что с самого первого дня пребывания в Мареевке мы будем жить по строгому режиму, ни в чем не давая себе поблажки. После горячего обсуждения всех деталей предстоящего сельского бытия дочь уединилась в своем уголке, а через час появилась с листом бумаги, наверху которого было написано: " Наш режим " , чуть ниже - девиз: Опасно через меру пристраститься К давно налаженному обиходу. Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься, Выигрывает бодрость и свободу. Внизу листа мы оба поставили подписи, обязуясь принять данный документ к самому неукоснительному исполнению. Поскольку Маша повесила его над моей кроватью, я вскоре знал написанное наизусть. 5 часов. Утренние процедуры. Молитва. Любуемся восходом солнца. 5 часов 30 минут. Гимнастика, пробежка, купание в озере. 6 часов 30 минут. Завтрак. С 7 до 13 часов. Работа (ищем Фергюса - Корнилия). 13 часов. Обед. 13 часов 30 минут. Купание в озере. С 14 до 16 часов. Тихих два часа. С 16 до 19 часов. Изучаем окрестности. 19 часов. Ужин. С 19 часов 30 минут до 21 часа 30 минут. Свободное время (каждый делает, что хочет). 21 час 30 минут. Молитва. Прощание с солнцем, встречаем звезды. 22 час 30 минут. Отбой. Признаться, поначалу я отнесся к этому как к игре, серьезно сомневаясь в том, что Маша выдержит подобный график более двух дней. Даже предложил ей послабление: вставать на час-другой позже. Дочь с негодованием отказалась. Да, чуть не забыл. В выходные дни график, по предложению Маши, претерпевал резкие изменения. По субботам мы решили ходить в церковь. Она находилась в десяти километрах от Мареевки в селе Пятницком. Забегая вперед, скажу с гордостью: лишь благодаря силе воли Маши, мы за все то время, что жили здесь, не пропустили ни одной субботней службы. А каждое воскресенье было оставлено для дальних походов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2107...

Не скрою, я обрадовался появлению в нашем дворе нового жильца и по другой причине: с детства ужасно боюсь крыс и мышей. А в деревне этих тварей хватает. Так что кот оказался весьма кстати. Постепенно наша сельская жизнь входила в размеренное русло. Была опасность, что в наступившей идиллии мы изрядно разленимся, а потому договорились с Машей, что с самого первого дня пребывания в Мареевке мы будем жить по строгому режиму, ни в чем не давая себе поблажки. После горячего обсуждения всех деталей предстоящего сельского бытия дочь уединилась в своем уголке, а через час появилась с листом бумаги, наверху которого было написано: «Наш режим», чуть ниже — девиз: Опасно через меру пристраститься К давно налаженному обиходу. Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься, Выигрывает бодрость и свободу. Внизу листа мы оба поставили подписи, обязуясь принять данный документ к самому неукоснительному исполнению. Поскольку Маша повесила его над моей кроватью, я вскоре знал написанное наизусть. 5 часов. Утренние процедуры. Молитва. Любуемся восходом солнца. 5 часов 30 минут. Гимнастика, пробежка, купание в озере. 6 часов 30 минут. Завтрак. С 7 до 13 часов. Работа (ищем Фергюса — Корнилия). 13 часов. Обед. 13 часов 30 минут. Купание в озере. С 14 до 16 часов. Тихих два часа. С 16 до 19 часов. Изучаем окрестности. 19 часов. Ужин. С 19 часов 30 минут до 21 часа 30 минут. Свободное время (каждый делает, что хочет). 21 час 30 минут. Молитва. Прощание с солнцем, встречаем звезды. 22 час 30 минут. Отбой. Признаться, поначалу я отнесся к этому как к игре, серьезно сомневаясь в том, что Маша выдержит подобный график более двух дней. Даже предложил ей послабление: вставать на час-другой позже. Дочь с негодованием отказалась. Да, чуть не забыл. В выходные дни график, по предложению Маши, претерпевал резкие изменения. По субботам мы решили ходить в церковь. Она находилась в десяти километрах от Мареевки в селе Пятницком. Забегая вперед, скажу с гордостью: лишь благодаря силе воли Маши, мы за все то время, что жили здесь, не пропустили ни одной субботней службы. А каждое воскресенье было оставлено для дальних походов.

http://azbyka.ru/fiction/vozvrashhenie-n...

По воспоминаниям келейницы Нины Сергеевны Фиолетовой, в 7 часов начинались утренние молитвы, потом полунощница, утреня, часы, обедница. В 11 часов – завтрак, общение с гостями, ответы на письма, работа над рукописями. В 14 – обед. С 15 до 16 часов 30 минут – отдых, после него чай, потом вечерня. В 19 часов – ужин и повечерие. В пятницу, если не было службы со славословием, совершалась великая панихида, на которой владыка поминал много имен из своего большого синодика. После молитв «на сон грядущим» следовал чин благодарения, составленный святителем. В предисловии к нему владыка отмечал: «Последование благодарственного молебного пения следует совершать всякий раз по получении той или иной милости Божией, по благополучном завершении каждого серьезного дела, в дни рождений, знаменательных годовщин и юбилеев. Но поток милостей Божиих безгранично велик, Господь изливает их на нас, можно сказать, на каждом шагу и в великом и еще чаще в малом, повседневном, что мы недооцениваем, а иногда и вовсе не замечаем. Если мы людям за малую услугу всякий раз говорим «спасибо», то тем более подобает приносить благодарение за бесчисленные милости Божии Подателю их, в особенности подводя итог всему прожитому в течение дня. Поэтому было бы соответственным ежедневно к вечерним молитвам присоединять благодарение...» 54 В 11 часов вечера владыка гостям благословлял отдыхать, а сам продолжал работать до глубокой ночи, чаще всего до 2 часов. Божественную литургию епископ служил в великие праздники, обычно раз в месяц. Накануне вечером с 5 до 9 часов длилось всенощное бдение. Потом всю ночь владыка совершал проскомидию отдельно от часов, как это делали в древности. В 6 часов начинались часы, а потом литургия. Для владыки богослужение являлось частью его жизни. Где бы епископ Афанасий и в каких бы условиях ни находился, он старался в соответствии с возможностями справлять ежедневное богослужение – по книгам и в облачении, если они имелись, или по памяти. Из Сиблага он в свое время писал: «Часть ночного времени занимаемся совершением ежедневного богослужения, хотя и в очень сокращенном виде...» 55

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  24 августа 1912 г. –Сведение о поездке Ее Императорского Высочества великой княгини Елисаветы Феодоровны 30-го июля в 6 часов 5 мин[ут] вечера вместе с казначеей Валентиной Сергеевной Гордеевой, тремя сестрами обители и секретарем г[осподи]ном Гжельским по Московско-Ярославской жел[елезной] дор[оге] выехала в гор[од] Грязовец Вологодской губ[ернии], куда прибыла 31-го июля в 12 часов дня. С вокзала Ее Высочество поехала в местный где пробыла 30 мин[ут]. На лошадях 8 верст выехала в Корнилиев-Комельский пробыла 1 час. Выехала 10 верст на лошадях в Обнорский где Ее Высочество осматривала монастырь, ночевать остановилась в архиерейских покоях. 1-го августа в 6 ч[асов] утра выехала в село Спас-Нуромское 7 верст на лошадях, где в местной присутствовала за обедней и участвовала за крестным ходом на реку, а в 9 часов вернулась в Обнорский монастырь к поздней обедне. А в 1 час дня 15 верст на лошадях выехала на ст[анцию] Грязовец, откуда через Вологду, Петербург выехала в Новый Петергоф. На станции Ее Высочество была встречена родной сестрой Викторией Феодоровной, принцессой Прусской, и великими княжнами Ольгой и Татьяной Николаевными. С вокзала проследовала на Собственную Ее Императорского Величества государыни императрицы Александры Феодоровны дачу «Александрия», место пребывания государя императора. 4-го августа в 10 часов вечера Ее Высочество выехала на Петербург, откуда в 11 часов 30 мин[ут] вечера выехала в гор[од] Псков, куда прибыла 5-го августа в 6 час[ов] 30 мин[ут] утра. На вокзале была встречена местным губернатором г[осподином] бароном Медемом. С вокзала проследовала в местный собор к поздней обедне. По окончании обедни Ее Высочество отправилась к местному архиерею, а в 12 часов дня на лошадях 30 верст выехала в Спасо-Елеазаровскую пустынь, куда прибыла в 2 часа дня. Остановилась в покоях настоятеля монастыря, а от 7 часов вечера Ее Высочество присутствовала за всенощной. С 6-го по 12-е августа Ее Высочество ежедневно присутствовала во время заутрени от 12 часов ночи и за обедней от 7 часов утра, а 12-го числа Ее Высочество приобщалась Св[ятых] Тайн.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010