Находя, что подобная статья в дешевой и сильно распространенной газете может принести известную долю вреда доказательствами кажущейся автору несостоятельности определений Св. Синода и указанием на полезность ограничения власти епископов, так как читатель мало развитой, продолжая идти по указанной автором дороге, может дойти до таких результатов, осуществления которых, конечно, не мог желать и сам автор, член Совета Веселаго признает подобные статьи, терпимые в серьезном журнале, весьма не желательными в газетном листке, попадающем в руки самых разнообразных читателей, но, с другой стороны, не находит в означенной статье достаточных оснований для преследования судом и даже для предостережения. Поэтому единственным практически возможным средством остается, по мнению действительного статского советника Веселаго: 1) сделать известным редактору, что продолжение подобного рода статей должно повести к административному взысканию, и 2) в случае настойчивого продолжения этого рода статей прибегнуть к административным взысканиям. Совет полагает: исполнить согласно заключению члена Совета Веселаго. Печатается впервые по автографу: РГИА. Ф. 776. Оп. 2. 6. Л. 41–42. Заседание Совета Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел 12 от 7 марта 1869 г. I 792 Заявление члена Совета Веселаго о 60 газеты «Современные известия». В передовой статье 60 «Современных известий», по поводу скопческого Моршанского дела, 793 редакция, порицая таинственность в делах, относящихся ко всем русским сектантам, 794 рассуждает следующим образом: «Будь полная свобода обсуждению религиозных вопросов, возможно ли было бы такое чудовищное направление потребности в вере? И нам кажется, что еще не совсем поздно, хотя многое потеряно. Пусть выскажутся, хотя бы даже скопцы; пусть передадут они, и передадут откровенно, весь логический ход своего учения, все радости, почерпаемые ими при своем богослужебном радении». И далее: «Побудить к откровенности могла бы уверенность в безнаказанности, уверенность в безнаказанности могла бы быть вызвана освобождением от обязанности открывать свое имя. Предполагаем желающим скопцам свои столбцы. Говорим совершенно искренно. Поделитесь с нами, люди Божии, и своим горем и своими радостями. Каждый может остаться при своем мнении; но обмен мыслей может принести пользу во всяком случае, не вам, то нам, или не нам, то вам и кому-нибудь из ваших...» 795

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Все добродетели, как и пороки, имеют определённые следствия. И одни и другие – «достаточные залоги той истины, что в вечности будет блаженство для праведников и вечная мука для грешников. Те и другие предназначаются здесь. Здесь порок клеймит сам себя и другие клеймят его позором и подвергают наказанию, зная, что это будет в большей мере там; равно суди и о добродетели» (Д 1: 517). Если с грехом надо постоянно бороться, то в благочестии должно неленостно упражняться. «И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их... Не стань молиться, или молись редко – тебе и противна и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть. Не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо – очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоём сердце сидящих врагов твоих. Так всем необходим труд и деятельность. Жизнь без деятельности и не жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни» (Д: 213–214). Иногда говорят: «Нет охоты молиться, так и не молись». «Лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. “Царствие Небесное ну дится» ( Мф. 11,12 ). Без самопринуждения к добру не спасёшься» (Д: 335). К добру, к истине должно постоянно понуждать и принуждать себя. На молитве надо заставлять себя «выговаривать каждое слово с силой, истинно, от сердца... Нужно убедительно для себя самого говорить слова молитвы. Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога, а без убеждения себя не думай твоей молитвой убедить Бога даровать тебе какое-либо благо. Бог даёт по сердцу нашему: чем больше искренности, сердечного жару к молитве, тем, больше дар» (Д: 529–530). В духовной жизни требуется постоянное движение вперёд, постоянное восхождение по лествице добродетелей, непрерывное увеличение их. «Если же мы стоим на одной точке нравственного совершенства, на одной ступени лестницы христианского восхождения, то все равно, что идём назад; если не собираем, то всё равно, что расточаем» (Д: 792).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сточный – тканый. «Пояс золот сточный» 788 . Стоян, Стоянец. См. Яблоко царского чина. Стремена Стремена – как прибор для поддерживания и упора ног всадника при верховой езде, делались серебряные, железные и медные (последние редко); четверогранные и круглые; гладкие и с прорезным донцем; подвешивались к седлу на ремне. «Стремяна серебряныя, гладкия, вызолочены, четверогранныя; весу в них 4 ф. 72 зол.; цена за фунт по 8 руб. – Стремяна серебряныя, круглыя, исподы прорезныя, по них травы кругом черневыя и финифтяныя; весу в них 3 ф.; цена за фунт по 9 руб. – Стремяна серебряныя ж, греческия, длинныя, на них места сканныя; весу в них 3 ф. 24 зол.; цена за фунт по 12 руб. – Стремяна железныя, оправа серебряная, позолочена, в них яхонтовыя искры; цена 10 руб. – Стремяна железныя, оправа серебряная, золочена, с каменьи и с бирюзами; цена 8 рублев. – Стремена медныя золоченыя. – Стремена медныя» 789 . Стрелы Стрелы – тростяные, камышовые, березовые, яблонные, кедровые, чипрасовые (кипарисные), имели на одном конце острое железцо или накосточек, а на другом ушко или вырезку и перье. Железца, называвшиеся копейцами, были двугранные, троегранные, четверогранные, гладкие, ложчатые, желобчатые, иногда с врезанными или прорезными украшениями; перье для стрел употреблялось орлиное (беркучье) белохвост, орлиное красное, кречетье, лебяжье; уши делали из рыбьего зуба 790 и из кости; под перьем перевивали золотом и серебром; в ушах вставляли камушки. В описях упоминаются стрелы Черкасские, Кызылбашские, Калмыцкие и Крымские («8 стрел Крымских в 4 пера»). Были особые роды стрел: томары, срезни, болты, северги и кайдалики 791 . Название томар Монгольское: у Монголов томара означает стрелу, имеющую на конце не копье, а костяную шишку, которой бьют соболей, куниц, горностаев 792 , в отличие от дзэбэ или стрелы с копьем на конце. Есть еще у них род стрел, которых концы имеют вид заостренных лопаток: не это ли наши срезни? По словам ламы Галсан Гомбоева, томары у Монголов уже вышли из употребления, но Камчадалами употребляются и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

790 Корреспонденция современника Авраама Гаммураби опубликована L. W. King, Letters and inscriptions of Hammurabi, in 8 °, Лондон, 1898. 791 Sayce, Monument Facts, 2-е изд., Нью-Иорк (1903), стран. 54–65. См. также Higher, Criticisme and the Verdict of the Monuments, in 12, Лондон, 1894, стр. 160–161. Касательно подробностей и подлинных текстов см. La Bible et les découvertes modernes, 6 ed., t. I, p. 481–504. О других отношениях Пятокнижия к ассириологии см. ibid., р. 215–452, 535–563. 792 Женская форма hi’ читается лишь 11 раз; очень вероятно, что в этих одиннадцати местах она представляет поправку переписчиков. 793 Эти египетские слова указаны в La Bible et les découvertes modernes, 5-е изд., т. II, стр. 576–581. О других доказательствах подлинности Пятокнижия см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4-е изд., т. III, стр. 17–132. 794 См. об этих авторах Les Livres Saints et la critique rationaliste , 4-е изд., т. I, стр. 504–534; т. II, p. 11–13, 472–476. 795 О Фатере (Vater) и де-Ветте см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4-e ed., t. II, p. 493, 590, 494–510. 797 Подробнее об Астрюке см. Les Livres Saints it la critique rationaliste, 4 ed., t. II, p. 478–485. 798 Eichhorn, Repertorium , t. IV, p. 173 и сл.; Einleitung, 4-е изд., т. III, § 407 и сл. См. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4-е изд., т. II, стр. 438–449. 799 Ewald, Die Composition der Genesis kritisch untersucht, Brunswick, 1823. Эвальд, в этом первом сочинении, прилагал свою теорию к одной лишь кн. Бытия. Он распространил ее, в 1831 году, на все Пятокнижие, Theologishe Studien und Kritiken, 1831, стр. 595 и сл., и еще более осложнил ее позднее в последовательных изданиях своей Geschichte des Volkes Israels. См. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4-е изд ., т. II , стран. 593–596. 800 C. P. W. Gramberg, Libri Geneseos secundum fontes rite dignoscendos adumbratio nova . Leipzig, 1828. 801 Tuch, Commentar über die Genesis , Einleitung, 1838, стран. и сл., Stähelin, Beiträge zu den kritische Untersuchungen über den Pentateuch , в Theologische Studien und Kritiken , 1835, стран. 461 и сл.; Kritische Untersuchungen über den Pentateuch , 1843, стран. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

787 Епископ Уфимский Владимир (барон фон Штромберг). Рукоположен во епископа в сентябре 1927 г. архиепископом Андреем (Ухтомским) и епископами Иовом (Гречишкиным) и Симоном (Рахмановым). 788 Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ/Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1990.– 3–4.– С. 114. 789 Легализация тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко) состоялась на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 12/25 июля 1990 г. в Нью-Йорке. По поводу данного события Канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ было сделано соответствующее Заявление, опубликованное в журнале «Церковная жизнь», 1990 г., 3–4. 792 Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева; Сост. Иваненко С. И. и др. Аналитический вестник 24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.– С. 78. 793 Иона (Яшунский), иеродиакон. Указ. соч.– С.251; Религиозные объединения Российской Федерации … С. 78. 794 Цит по: Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г./Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1990.– 3–4.– С. 82. 798 Более подробная информация о протоиерее Викторе Мелехове приводится в разделе «1.3. История диалога Российской Катакомбной Церкви и «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции» . 800 Directory of parishes, missions and monasteries/The Holy Orthodox Church in North America. [Электронный ресурс].– 2007.– Режим доступа: http://spp-tucson.org/aboutus.html.– Дата доступа: 30.03.2007. 802 ΠΕΡΙΟΔΟΣ E 1995 μχρι σμερα/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007. 803 Архимандрит Нектарий монашеский постриг с именем Иона и первое рукоположение в священный сан принял в «исаакиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви, происходящей из «серафимо-геннадиевской» катакомбной юрисдикции. В 1992 г. Яшунский перешел в РПЦ МП, где был принят в Санкт-Петербургскую епархию и перерукоположен в сан иеродиакона митрополитом Иоанном (Снычевым). В этом же году опубликовал одно из первых исследований, посвященных истории Российской Катакомбной Церкви (Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк-Москва.– 1992.– 166.– С. 243–260). В 1996 г. вошел в состав Российского и Украинского Экзархата «каллиникитского» Синода, где был заново пострижен в монашество с именем Нектарий и рукоположен в сан иеромонаха. В настоящее время Нектарий (Яшунский) в сане архимандрита является Экпрсопом (Представителем) вышеозначенной старостильнической группировки в России, фактически исполняя на местах обязанности Российского Экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

791 Федор Сологуб, лит.псевд. Тетерникова Федора Кузьмича (1863–1927) поэт, романист, драматург, литературный критик и публицист «серебряного века» русской литературы. Премьера его пьесы «Заложники жизни» состоялась 6 ноября 1912 г. в Александрийском театре «с необычайным шумом в антрактах, с бесчетными вызовами автора, артистов и режиссера» (Гуревич Л. Петербургские театры. Драма Федора Сологуба//Русские ведомости. 1912. 260. 10 ноября. С.2). Режиссером постановки был В.Э.Мейерхольд. Сама постановка и содержание пьесы породили большое количество статей, рецензий и откликов. Пьеса Федора Сологуба была напечатана в восемнадцатом выпуске альманаха «Шиповник». 792 См.: Федор Сологуб. Стихотворения. Л., 1978. С.285. Стихотворение начинается строкой: «Предметы предметного мира...» 793 Речь идет о типологической ситуации в рассказах Федора Сологуба. Возможно имеется в виду рассказ «Прятки» (Сологуб Ф. Собр.соч. СПб., 1913. Т.3.) или «Старый дом» (Там же. Т.12). 794 Цитируется строфа из стихотворения «Я верю в творящего Бога...», опубликованного в альманахе «Денница» (СПб., 1900). Стихотворение написано в 1898 г. (Сообщено М.М.Павловой). 796 Впервые: Русская мысль. 1910. Kh.I. С.27–38. Название имеет подзаголовок: Вячеслав Иванов «По звездам». Статьи и афоризмы. Изд.«Оры». СПб., 1909. С.438. В антологии «Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века» (Вашингтон–Нью-Йорк, 1965) С.Л.Франк следующим образом оценил творчество Вячеслава Ивановича Иванова (1866–1949): «По изысканной утонченности мысли, по насыщенности ее всем наследием европейской культуры и, в частности, по своей связи с античностью, В.Иванов – явление исключительное в русской литературе и мысли. Его поэзия и проза одинаково полны глубоких и сложных мыслей, выраженных часто иератическим, но всегда чеканным языком, и требуют больших умственных усилий для понимания. В своих сборниках статей эстетического и религиозного содержания [речь идет о сборниках «По звездам. Статьи и афоризмы» (1909) и «Борозды и межи.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Исполнение этого обетования отчасти уже совершается здесь, всецело же в жизни будущей 786 , когда будет достигнуто нами совершенное сыноположение чрез Сына, который удостоил нас сделать братьями Себе и сонаследниками ( Евр.2:11 ; Рим.8:17 ) 787 . Будущее, загробное исполнение этого обетования Св. Писание изображает нам в различных формах внутреннего единения с Источником благ – Богом: 1) как наследие благ, которых око не видело, ухо не слышало и которые на сердце человеку не приходили ( 1Кор.2:9 ) 788 , 2) как вечное упокоение в Боге ( Евр.4:8–10 ) 789 и 3) как непосредственное созерцание Его лицом к лицу ( 1Кор.8:12 ), когда истинные израильтяне, в которых нет коварства ( Ин.1:47 ), чистые сердцем, увидят Бога (Мф.5:2) и вечно будут наслаждаться этим созерцанием, которым невозможно насытиться 790 и которое недоступно человеку в этой земной жизни 791 . Но если внутренняя сторона высшего блага или блаженство во всей полноте своей будет уделом человека собственно в будущей жизни и поэтому называется у Климента целью нашего богопочитания и крайним пределом наших желаний 792 , то до некоторой степени мы делаемся причастными его и в этой жизни, поскольку усыновление наше Богу начинается вместе с крещением 793 . Полагает Климент это земное блаженство также в спокойном и радостном душенастроении, которое даёт мысль о Боге и твёрдая уверенность в нём, и также в созерцании. Нравственно прекрасное, говорит Климент, есть вместе и приятное: оно от себя приносит вожделенный плод – радостное и спокойное душенастроение 794 , и приводит следующие слова Писания: «слушающий меня с надеждой почиет в мире и упокоится от всякого зла ( Притч.1:33 ); надейся на Бога всем сердцем твоим ( Притч.3:5 )» 795 . Сознание своей добродетельности даёт человеку постоянную радость и безвредные удовольствия 796 . Сохранение заповедей созидает, говорит Климент, уверенную и непоколебимую жизнь (σφαλεαν βου) 797 . В связи с этим благо обозначается термином Эпикура – ταραξα – отсутствие душевных волнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

«Росл лагерь 200 гр. эрз -хлеба с отруб , 300–400 гр. баланды. Людоедство. 50–60 трупов ежедневно съедались (нежные части). 1000 чел 12/XII умер . 400–500 в день умирало. Из-за пайка хлеба удушали друг друга. Евреев всех расстреляно — Голод, эпид заболевания. Тиф… — 6000 кв. м — пл могил. 40 792 м 3 — объем могил близ Вознесен кладбища — 120 000 чел , и еще не считаны несколько могильников: евреи. Тюрьма в Рославле. Сожжена. Обгорев кости и мясо, черепа. На хозяйств дворе — поджегшие. Расстреливали. Трупы обливали бензином и сжигали. Допрашивали с собаками. Показ все — Ник Гутман, доктор. В каске варка человека. Смертность в лаг военнопл 1000 чел . Возили все грузы на людях. В лагере 50 тыс. ч ». В рассказе этой правды нету, хотя ничто не мешало ее изобразить. Есть другая. Не менее жуткая. Девушка Роза, которая «красива собой и настолько хороша, словно ее нарочно выдумали тоскующие, грустные люди себе на радость и утешение», попадает в тюрьму после того, как однажды ее уже пытались расстрелять. «Розу вызвали на допрос к следователю. Следователь был уверен, что она все знает о городе Рославле и о русской жизни, словно Роза была всею советской властью. Роза всего не знала, а что знала, про то сказать не могла. Она пила у следователя мюнхенское пиво, ела подогретые сосиски и надевала новое платье. Так называл свое угощение следователь, обращаясь к своим подручным, которых заключенные называли „мастерами того света“. Для Розы приносили пивную бутылку, наполненную песком, и били ее этой бутылкой по груди и животу, чтобы в ней замерло навсегда ее будущее материнство; потом Розу стегали гибкими железными прутьями, обжигающими тело до костей, и когда у нее заходилось дыхание, а сознание уже дремало, тогда Розу „одевали в новое платье“: ее туго пеленали жестким черным электрическим проводом, утопив его в мышцы и меж ребер, так что кровь и прохладная предсмертная влага выступала наружу из тела узницы; потом Розу уносили обратно в одиночку и там оставляли на цементном полу; она всех утомляла — и следователя, и „мастеров того света“».

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Окончательное решение оказалось не в пользу Миссии. В выпущенных военной администрацией обязательных «Учебных программах для начальных школ» от 18 декабря 1942 г. преподавание религии отсутствовало. Более того, в мае 1943 г., сразу после окончания учебного года, были насильственно закрыты существовавшие в Пскове Дмитровская и Варлаамовская церковные школы. Всех детей старше 12 лет сделали трудообязанными, в то время как прежде это касалось лишь людей в возрасте 14–65 лет 792 . Правда, в дальнейшем факультативное преподавание Закона Божия в школьных помещениях после окончания уроков все же было разрешено. Для руководства подобной деятельностью в Пскове 15 мая 1943 г. был учрежден «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи». Согласно сообщению полиции безопасности и СД от 4 декабря 1943 г. охватываемая «Столом» молодежь делилась на 3 группы: маленькие дети, школьники и подростки, посещающие школы. Работа с детьми была организована подобно существующей в детском саду, молодежь же разбивалась на группы, которые занимались религиозно-нравственными вопросами. Политические вопросы на этих занятиях не рассматривались 793 . «Молодежный стол» также разрабатывал учебные планы и готовил учителей для факультативного преподавания Закона Божия. Их катастрофически не хватало. Псаломщик Николо-Конецкого прихода Псковской области С.Д. Плескач в своем докладе от 25 января 1944 г. Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому) писал: «Педагоги и учителя забегали потому, что их заставили преподавать Закон Божий. А как он будет преподавать, когда он был год тому назад настоящим передовым комсомольцем. Таким образом, кадр учителей не был подготовлен, а потому здесь получился полный разрыв» 794 . Руководящая роль в работе с молодежью принадлежала о. Георгию Бенигсену. В 1946 г. он вспоминал: «Мы делали все, что могли. Открыли сотни приходов, окрестили десятки тысяч некрещеных детей, подростков и взрослых. Открывали церковные приюты, детские сады и приходские школы. Вели огромных размеров катехизацию. Несли проповедь Евангелия в каждый доступный нам уголок. Посильно несли труд социальной помощи. Вели подпольную работу с детьми и молодежью, организуя церковные союзы, содружества, сестричества и братства» 795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь мы видим не простой перечень свидетельств, но опыт более или менее связного исторического исследования. Пример обстоятельного опровержения возражений латинян, основываемых на свидетельствах отцов, можно видеть в вышеупомянутом сочинении Иоанникия Галятовского «Stary kosciol zachodni» etc., где во второй части 785 автор опровергает 12 доводов, заимствуемых латинянами из учителей церкви восточной и западной (dowody doctorow wschodnich y zachodnich), и 13 доводов, заимтсвуемых латинянами из учения соборов (dowody z soborow uczynione) 786 . Вместе с этим мы находим у отечественных богословов в период до Адама Зерникава и критическое отношение к тексту отеческих творений по данному догмату. Уже в острожском сборнике о вере единой делается общее указание на то, что латиняне повредили отеечские творения по вопросу об исхождении Св. Духа 787 ; в московской книге о вере единой точно указывается несколько примеров таковых повреждений, сделанных латинянами 788 ; а в сочинении Галятовского «Stary kosciol zachodni» etc. уже вполне научно делается опровержение 16 доводов латинян, основанных на подложных свидетельствах )dowody z textu falszywego) 789 . Наконец, были опыты решения канонического вопроса о прибавлении к символу Filioque и истории спора об исхождении Св. Духа. Примеры опытов первого рода можно видеть в великом катехизисе Лаврентия Зизания 790 и в сочинении Лазаря Барановича «Nowa miara starey wiary» (во второй части которого – в rozdzial V говорится «o przydatku w Symbolum Carogrodzkim y od Syna»); примеры опытов второго рода можно видеть в острожском сборнике о вере единой (на л. 93 на об. – 94 на об.) и в том же великом катехизисе Лаврентия Зизания (на л. 263) 791 . Из сказанного о состоянии учения об исхождении Св. Духа до Адама Зерникава 792 и из ранее предложенного исследования об отношении трактата Феофана об исхождении Св. Духа к трактатам о том же Зерникава следует, что все существенное содержание указанного трактата Феофана выработано было ранее его в отечественном богословии и что, следовательно, данный трактат Феофана есть не оригинальное и самостоятельное произведение, а лишь сокращение всего выработанного по этому догмату предшествовавшими ему отечественными богословами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010