С. Снессорева Апрель 3.04. Неувядаемый Цвет Неувядаемый цвет Снимок с чудотворной иконы, именуемой Неувядаемый цвет, находится в Московском Алексеевском монастыре и в Москве же в Успенской церкви на Могильцах близ Пречистенских ворот. 4.04. Геронтисса 38 В Пантократорской обители на Афоне находится чудотворная икона, именуемая Геронтисса, то есть Старица. Один благочестивый старец сей обители, игумен, имел откровение о времени своей смерти и, желая прежде отшествия в жизнь вечную приобщиться Св. Тайнам, просил чередного священника поспешить служением Литургии, но тот не торопился; тогда от сей чудотворной иконы, стоявшей в алтаре, был грозный голос, повелевавший ему поспешить исполнением желания своего игумена. В другой же раз, вследствие молитвы игумена пред сею иконою, было дивное умножение елея в пустых сосудах монастырских. Богоматерь написана во весь рост. Икона покрыта серебряною ризою, на которой устроен елейный сосуд в память чудесного умножения елея. Геронтисса 7.04. Византийская Византийская Явление иконы Пресвятой Богородицы Византийской известно ещё с 732 г. по Р. X. Ей празднуется 1 мая. 8.04. Испанская Испанская Время явления сей иконы в 792 году. Помощию Богоматери Пелагий, царь испанский, одержал победу над сарацинами, а на востоке Исавр в том же году победил их. Богородица изображается на троне, сидящею с Предвечным Младенцем на руках. 9.04. Цесарская 39 Цесарская Чудотворная икона, явилась в 792 году. 12.04. Муромская Муромская Святая икона, называемая Муромской, принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским в начале XII века. Константин долго старался убедить языческий народ принять христианскую веру: идолопоклонники не только не изъявляли на то согласия, но в ярости составили заговор и хотели убить его. Благоверный князь, узнав о том, усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери. Язычники, невидимо поражённые ужасом, тот час переменили мысли и сами просили крещения. В конце XIII века в Муроме был епископом святой Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВПРАКСИЯ ОЛИМПИЙСКАЯ (80-е гг. VIII в.- сер. IX в.), прп. (пам. визант. 7 окт.). Эта святая не известна ни по греч., ни по слав. святцам или минологиям. Ее Житие пока обнаружено в единственной слав. рукописи - РГБ. Ф. 113, 629. Л. 140-147, в заголовке Жития обозначен день памяти. Манускрипт, в к-ром 540 листов, написан (разными почерками) в Волоколамском мон-ре, закончен в 1537 г. Это сборник, по типу напоминающий Торжественники (но так не названный) за сент.-нояб. Из 29 текстов, составляющих рукопись, 15 являются метафрастовскими Житиями, 9 - неметафрастовскими, 3 - оригинальными славянскими, еще 3 текста не носят агиографического характера. Наличие в 629 сочинений свт. Евфимия, патриарха Тырновского (XIV в.), указывает на балканское происхождение оригинала, однако языковой анализ Жития Е. О. свидетельствует о более раннем времени перевода - не позднее XII в. В тексте можно отметить как южнослав., так и древнерус. черты. Перевод изобилует темными местами и, видимо, сокращает греч. оригинал. Автор Жития обращается к некоему Павлу, к-рый поведал ему об обстоятельствах жизни святой. Видимо, текст был составлен спустя не очень долгое время после ее кончины. Е. О. род. в г. Пифии Фермы (ныне Термал, близ Яловы, Турция) на берегу Никомидийского (Измитского) зал. Мраморного м. В 12 лет, «во дни царствования Константина, сына Льва, и Ирины, его супруги» (Л. 140 об.), она ушла из дома. Речь, безусловно, идет об имп. Константине VI, сыне имп. Льва IV. Поскольку фраза, по всей видимости, указывает на совместное правление сына и матери, период, на к-рый пришлось 12-летие святой, выпадает на 792-797 гг. Следов., Е. О. род. между 780 и 785 гг. Придя в ближайший к дому мон-рь Делатра (неизвестен по др. источникам), она была принята в него настоятельницей. Проведя там год, Е. О. отправилась на Вифинский Олимп (ныне Улудаг), где в то время был крупнейший центр монашества. Она «совлекла с себя немощный женский облик и, облачась в мужскую одежду, назвалась именем Феодор, уподобляясь блаженной Феодоре» (Л. 141; имеется в виду прп. Феодора, подвизавшаяся в муж. обличье в V в., BHG, N 1727-1729). Тем самым Е. О. принадлежит к числу самых поздних визант. святых этого рода. Об этой особой аскезе см.: Patlagean E. L " histoire de la femme deguisée en moine// Eadem. Structure sociale, famille, chrétienté à Byzance: IVe-XIe siècle. L., 1981. Chap. 11. P. 597-623.

http://pravenc.ru/text/187275.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Растоптанные права на защиту и свободу Записки из спецблока. Часть 1.1 30.09.2020 792 Время на чтение 29 минут - « Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира» (Книга пророка Исайи 59: 7-8) - « Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12: 15-16) - « Придет время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им» (прп. Антоний Великий, из книги свт. Феофана Затворника «Древний патерик», гл. X «О рассуждении») Первая цитата, взятая для пролога, сообщает нам о тех, на кого было обращено мое внимание в рамках экспертной работы и кто сейчас причастен к тому, что я оказался в исправительной колонии общего режима Краснодарского края. Откуда при помощи своих соратников посылаю сигналы как тот, что опубликовал недавно на своей личной странице в одной из социальных сетей под названием « Боль моя, ты покинь меня…»: http://vk.com/nkaklyugin?w=wall255057827_20242 . Вторая цитата выше, взятая из Новозаветного апостольского послания, поясняет, почему автор вообще начал заниматься не только врачебной деятельностью, которой обучался долгие годы, но и впоследствии вступил на непростую стезю противодействия экспансии на территорию Российской Федерации многочисленных полчищ деструктивных сект и субкультур, различных носителей патологических форм зависимого поведения, а также их лжепастырей, «волков в овечьей шкуре» и тех, кто их покрывает в силовых структурах и в органах госвласти всех уровней. Третья выдержка из трудов раннехристианского подвижника и пустынника, основателя отшельнического монашества св.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/30/...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Ионы Введение Автор Писание мало говорит нам о личности Ионы, имя которого означает «голубь». Он был сыном Амафии (1,1). Об Амафии не известно ничего. Кроме данной книги, Иона упоминается в Ветхом Завете еще только раз ( 4Цар. 14,25 ) как пророк, возвестивший Божие благословение Израильскому царству во время правления Иеровоама II (793–753 гг. до Р.Х.). Этот монарх расширил границы своего царства за чет Сирии по слову Господа, «изреченному чрез Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера». Рассказ об Ионе ведется анонимно. Время и обстоятельства написания На основании 4Цар. 14,25 события, описываемые в Книге пророка Ионы, следует отнести к VIII в. до Р.Х. Тем не менее, определение хронологии составления данной книги затруднено. Книга датировалась в интервале от VIII до конца III в. до Р.Х. Но нет никаких оснований отвергать VIII в. как время ее написания (см. ком. к 3,3). Историческим фоном повествования о пророке Ионе является царствование Иеровоама II. В историю Израиля этот монарх вошел как один из выдающихся полководцев. Согласно 4Цар. 14,25–28 , он распространил свою власть на территории Дамаска и Емафа, восстановив таким образом северную границу Израиля там, где она была во времена Соломона ( 3Цар. 8,65 ). Судя по всему, царствование Иеровоама, как и его современника в Иудее Озии (792–740 гг. до Р.Х.), знаменовавшееся ростом численности населения и расширением территории, подъемом торговли и расцветом производства, вступило в период мира и процветания. Но пророки Осия и Амос объявили, что Израильское царство находится в состоянии упадка. Их пророчества состояли отчасти из осуждения религиозного синкретизма и социальной несправедливости ( Ос. 1,2–8; 2,1–13; 4,1 5,14; 6,1–6; 7,11–16; 8,1 9,17; 11,1–11; 12,3–8; Ам. 2,6–16; 3,9–15; 5,21–24; 7,7–17 ). В отличие от обличений современных ему пророков слово Ионы, обращенное к Иеровоаму, обещало территориальные приобретения за счет Сирии. Книга Ионы это рассказ о Боге, о Его милости и любви. Господь был Богом Израиля, которому в первую очередь предназначалась милость Господня и спасение. Тем не менее Ионе предстояло узнать вместе со всем народом, что Израиль не обладал монопольным правом на спасительную любовь Господа ( Рим. 3,29 ). Если иметь в виду исключительные отношения между Господом и Его избранным народом (народом завета), то это был тяжелый урок. Иона разделял со многими своими соотечественниками сильные националистические чувства и веру в исключительность своего народа, что мешало ему понять милость Божию. История Ионы это подтверждение слов: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс. 144,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Основные сведения об И. В. содержатся в 2 Житиях: 1-е (BHG, N 936), сохранившееся в единственной рукописи X в. (Paris. Coislin. gr. 303. Fol. 304-353), создано до 14 июня 847 г. (кончины патриарха Костантинопольского святителя Мефодия ) Петром, мон. мон-ря Агавр , лично знавшим И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 68); 2-е (BHG, N 935), написанное по поручению игумена мон-ря Антидион Иосифа мон. Саввой, также заявлявшем о личном знакомстве с И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 44), дошло в большем количестве списков, древнейшим из к-рых является кодекс б-ки Студийского мон-ря 1-й четв. X в. Vat. gr. 1669 (см.: Matantseva T. Le Vaticanus graecus 1669, ménologe prémétaphrastique de novembre//Scriptorium. 1996. Vol. 50. N 1. P. 106-113). Соотношения между этими памятниками являются предметом научной полемики. Большинство исследователей (Э. фон Добшюц, С. Манго, Д. Е. Афиногенов и др.) склонны полагать, что Житие, написанное мон. Саввой, представляет собой переработку Жития авторства мон. Петра, куда под личным контролем патриарха свт. Мефодия была внесена идеологическая правка (в первую очередь устранены полемические выпады против студитов) в период 1-го Патриаршества свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (847-858). Т. о., несмотря на то что мон. Савва в основном дает весьма точные хронологические указания (иногда ошибочные, напр. датирует битву при Маркеллах (792), упомянутую в Житии, 796 г., чтобы защитить И. В. от возможного обвинения в дезертирстве, т. к. в этот период святой оставил военную службу, чтобы посвятить себя духовной жизни. Подробный анализ см. в статье С. Манго), Житие, составленное мон. Петром, представляет собой значительно более достоверный источник, поскольку мон. Петр в изложении опирался преимущественно на рассказы Евстратия Агаврского, сопровождавшего И. В. на протяжении десятилетий (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 12, 62). В ряде случаев из-за расхождений между сведениями мон. Саввы и мон. Петра те или иные события жизни И. В. (напр., год рождения) однозначно датировать невозможно. Согласно гипотезе А. П. Каждана, Жития созданы независимо друг от друга и каждое по-своему отражает предание о святом, в то время как различия в полемической направленности объясняются политическими взглядами авторов.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие во святых отца нашего, архиепископа Константинопольского, Иоанна Златоуста Вступление. Хотел я, воистину, о мужи, никогда не выступать на таковое словесное поприще, не быть провозвестником словесного глада ( Ам. 8:11 ), не отверзать уст и не приводить в движение язык для такого рассказа, в котором слова тонут во множестве слез. Но поскольку многим кажется, и воистину так дело и обстоит, что было бы крайним неразумием, если бы чадо сопровождало отца в могилу молчанием, се, мы совместно пошлем ему через ваш слух малые начатки плодов из тех слов, которые он сам собрал для нас трудом и молитвой. Ибо если отцам, преимущественно, подобает от детей, испытавших на себе плоды отцовского воспитания, эта последняя почесть, то для меня еще более справедливо было бы сделать это, поскольку он был для нас служителем вхождения не во временную жизнь, но возрождения в Боге 791 и, дав нам на заре юности власть проповедовать, сам дал и силу слова 792 . И я устрашился, о мужи, чтобы не показать в своих словах того, кто был велик делами, незначительным, да не наведу на себе проклятие, а не благословение ( Быт. 27:12 ), Но поскольку всем известна выдающаяся добродетель этого мужа, а также само существо его слов, то они убедили и меня дерзнуть, так как если кто-либо, соединив даже эти два, положит основание для его прославления с подобающим расположением, то, подобно вдове, которая положила две лепты ( Мк. 12; 41–44 , Лк. 21:1–4 ), отойдет увенчанным, ибо его совершенство выразить словами невозможно, разве только если бы кто-то взял взаймы его живой язык. Ибо только тот мог и прибегать к силе, и наставлять словом, кто прожил вот такую жизнь. У нас же ум приземленный, язык немощный, слова лишенные радости, ничтожные и хромые, но в надлежащем расположении духа мы не показались бы в сравнении с кем-то другим меньшими. Итак, в сколь великой печали находится наше собрание, я думаю, что столь же великая радость охватила сон святых, поскольку каждый с любовью принял его, вожделенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Русская иерархия XVI века Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 788 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 789 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 790 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно – около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 791 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 792 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года «по своей души при архимандрите Ионе» 793 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление «человека разслаблена» у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама «и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители» 794 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 795 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия «в раку сребряну». В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и «архимандрит Иона обители тоа» 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Таинственное богословие Возвышенные состояния просветленного ума ( αληστος γνωσις и молитва) пересылают ум 772 , по отрешении от всего чувственного и мысленного 773 , в сферу таинственного богословия ( μυστικη θεολογα) – неизреченного познания Бога в акте непосредственного премысленного единения с Ним 774 в экстазе 775 . Такого возвышенного состояния удостаивались святые, как, например, Моисей, вступивший на Синае в таинственный мрак Божества 776 , апостолы, видевшие неизреченный свет на горе Преображения 777 , св. Павел, вознесенный «до третьего небесе» ( 2Кор.12:2 ) 778 . Это – состояние блаженной страсти обожения 779 . Здесь достигается высшее блаженство, высшая цель жизни. Здесь поэтому оправдание всей аскетики 780 , всего долгого пути к этому блаженному неописуемому состоянию. Оно является предвкушением будущего блаженства и будущего соединения с Богом праведных 781 . Символически в Церкви ему соответствует причащение Бога в Евхаристии 782 . Таков путь спасения. Легко видеть, что это – тот же путь, который был пройден Христом Спасителем по человечеству при совершении дела искупления, при объединении всех разделений природы: путь добродетели, равноангельского ведения и соединения с Богом по восхождении ко Отцу 783 . Господь, совершивши однажды этот путь спасения, продолжает и теперь совершать его в каждом верующем 784 , усвояя в нем Себе все, что Сам усвоил в земной жизни Своей, – все его бедствия, все подвиги, все добродетели, и делая его, таким образом, подражателем Бога (Себя) и богом 785 . В нем Господь подвизается, в нем страждет и возносится во славе, всегда делая это в том, кто подражает Ему 786 . Он вселяется в такого человека и в заповедях, которые суть Его энергии 787 , и в созерцаниях 788 , которые составляют отражение Его идей. Так, Он в тех, кто имеет подобное Его бесстрастию «тело Христово» и, исполненный созерцаний, мыслящий подобно Христу, «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ) 789 , обитает полнотой Божества 790 . Вместе с таинственным вселением Господа и вся жизнь Его таинственно повторяется в жизни каждого, идущего по пути спасения. Господь таинственно зачинается в нем в вере 791 , воплощается в добродетелях 792 , распинается в трудах практической философии 793 , восстает в славе духовных созерцаний 794 , в каковой также и преображается в душах верных 795 , и, наконец, возносится к Богу в мистическом богословии 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

1 Насколько эта проблема актуальна, показывает доклад G. P. Bognetti на X Междунар. конгрессе историков «I repporti etico-politici fra Oriente e Occidente dal sec. V al sec. VIII». Relaz. X Congr. Intern. Sc. Stor., vol. III, Storia del Medioevo, 65; даю по Byzantinische Zeitschrift, Bd. 48, 1935, H. 2, стр. 465. 2 Sancti Leonis Magni, Romani pontificis-opera, I-III, Venetiis, 1757. 3 De antiquis tum editis tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum; Appendix ad S. Leonis opera, t. III. 4 Appendix ad S. Leonis opera. De antiquis collect. canonum, II, cap. 12, cmp. CLVIII и сл. 5 „Iste liber est monasterii Sanctae Crucis fonte Avellane Eughubin(e) dioc(esis)”, - Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 6 „Hunc librum acquisivit domn. Damianus St.”, — Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 7 Fridolin Dressler, Petrus Damianis Leben und Werk, Rom, 1954, 247 стр. (­ Studia Anselmiana, 34); M. H. Löwe, Petrus Damiani, Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, t. VI, 1955, стр. 65—79; P. Jean Gonsette, Pierre Damien et la culture profane, Louvain, 1956; J. Josph Ryan, Saint Peter Damiani and his canonical sources, Toronto, 1956, 213 стр. (­ Studies and Textes, Ν 2). 8 Сирлети был кардиналом во второй половине XVI в. 9 Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Anfange des Mittelalters, von Friedrich Maassen, 1 Band, Gratz, 1870, стр. 787—792. 10 „Über eine Sammlung Gregor " " s I von Schreiben und Verordnungen der Kaiser und Päpste”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Classe der Kaiser. Akademie der Wissenschaften zu Wien, Bd. LXXXV, 1877, стр. 227—239. 11 Sybel " " s Historische Zeitschrift, N. F., Bd. IV. 1885, стр. 154—161. 12 Göttinger Indices scholarum vom Sommer 1888 und Winter 1888 89, Bd. l. стр. 3—18. 13 „Beträge zur Chronologie der Briefe des Papstes Hormisda”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Cl. der Akad. der Wiss. zu Wien, Bd. CXXXVI, Abh. XI, стр. 50—68 и 1892 г. Abh. XIX, стр. 1—54. 14 „Die Überlieferung der Sammlung in Sachen des Monophysitismus”, Nachrichten der Göttinger Gesellschaft der Wissenschaften, 1894, N 2, стр. 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

Закрыть itemscope itemtype="" > Варшава готовит польское общество к аннексии Западной Украины На пути к расчленению незалежной державы 12.05.2022 792 Время на чтение 5 минут Источник: ФСК Фото: польская армия у восточных границ страны, REUTERS/Bryan Woolston «Между нашими странами –  Польшей и Украиной не будет больше границы. Этой границы не будет! Чтобы мы жили вместе на этой земле, выстраивая и восстанавливая вместе свое общее счастье и общую силу», –  заявил  недавно польский президент Анджей Дуда, обращаясь к согражданам. Помимо тезиса об «исчезновении границы», в словах Дуды привлекло указание на «восстановление общего счастья», отсылающее к общей истории Украины и Польши в рамках Речи Посполитой между двумя мировыми войнами, когда Галичина и Волынь находились под польской властью  («восточные кресы»). «Западная Украина будет для алчущей возврата земель Польши желанным приобретением. Конечно, под завесой красивых слов о вечном братстве. Но на что только не поведётся безропотный украинский сосед ради иллюзорной мечты о счастливой жизни под зонтиком Евросоюза… Какие бы заклинания ни произносила эта самая Дуда, речь идёт о фактической аннексии Польшей территорий Западной Украины. Почва прощупывается медленно, но верно. Фантомные боли былого величия, которые несколько столетий мучают поляков, никуда не исчезли», –  прокомментировал  слова Дуды замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев . Обращение Дуды опубликовал ограниченный круг украинских СМИ, причём практически без комментариев. Этим обращением было фактически подтверждено недавнее заявление директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, рассказавшего о совместных планах Вашингтона и Варшавы относительно установления плотного военно-политического контроля Польши над «своими историческими владениями» на Украине. Первым этапом «воссоединения» должен стать ввод польских войск в западные области Украины под лозунгом их «защиты от российской агрессии». Согласно предварительным договоренностям между Польшей и США, акция пройдет без мандата НАТО. Польский контингент планируется разместить в тех частях Украины, где угроза непосредственного столкновения с российскими военными минимальна. При этом польские вооруженные силы должны будут перехватить у украинских силовиков контроль над стратегическими объектами.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/12/varsha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010