До средних веков действовал принцип, согласно которому еретиков следовало не истреблять, а убеждать. Начиная с этого времени церковники должны были выступать против еретиков, даже не предъявляя им обвинения в служебном порядке (ex officio). Теологи и правоведы разработали принцип о том, что ересь тождественна оскорблению высшей власти (оскорблению величества) и поэтому подлежит наказанию государством. В 1184 году на соборе в Вероне Луций III издал декрет, начинающийся со слов «Ad abolendam», направленный против еретиков. Духовенству вменялось в обязанность не только выдвигать обвинения в ереси в случаях, ставших им известными, но и проводить процесс расследования (inquisitio). Присутствовавший на соборе император Фридрих I возвел церковное проклятие еретикам в имперский закон; тем самым еретики подлежали преследованию и со стороны государства. Светская власть объединилась с церковной инквизицией против общего врага. Расследование вели церковники, судебные процессы против еретиков организовывала также церковь, но допрос и исполнение приговоров - грязная работа - возлагались на светскую власть. Впервые в соответствии с кодексом законов от 1197 года короля Арагона Педру II было установлено, что еретиков надлежит сжигать на кострах. А Иннокентий III, подтверждая в 1199 году ранее упомянутый декрет папы Луция, дополнил его словами о том, что ересь в соответствии с римским правом тождественна оскорблению величества и, как таковая, наказуема смертью на костре. Согласно другому объяснению еретика сжигали на костре потому, что первоначально ересь сравнивали с чумой. Ересь - это чума души, смертельный враг истинной веры, и она так же быстро распространяется, как и настоящая чума. Единственным способом остановить чуму и воспрепятствовать дальнейшему заражению считалось сожжение трупов умерших от чумы и принадлежавших им вещей. Поэтому и против ереси это был единственный способ врачевания. В 3-м каноне IV Латеранского вселенского собора постановление Иннокентия было канонизировано, а император Фридрих II в 1224 году сделал его имперским законом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441614/

«Мир, мир, смятенный дух!» – «Гамлет», акт I, сцена 4. Пер. М. Лозинского. 34 Беллок Джозеф Хилэри (1870—1953) – английский поэт, писатель, историк. Ближайший друг Честертона, католик, Беллок оказал значительное влияние на становление взглядов писателя. 35 Беренгария Наваррская (1165—1230) – жена Ричарда Львиное Сердце. 36 Святой Людовик. – Людobuk IX (1214—1270), король Франции с 1226 г. 37 Хеймаркет – лондонская улица в районе Пикадилли. 38 …разоблачит козни Иоанна. – Имеется в виду Иоанн Безземельный (1167—1216) – английский король с 1199 г. Спорил с папой Иннокентием III из-за того, кому стать архиепископом Кентерберийским; подписал «Великую хартию вольностей» (1215). 39 Рюдель и принцесса Триполитанская – персонажи романа английского писателя Майкла Баррингтона «Принцесса Триполитанская» (1910); Рюдель – знаменитый трубадур, воспетый Петраркой, Браунингом и Суинберном. 40 Альбигойские учения – еретическая доктрина дуалистического характера, считающая мир и плоть порождением злого начала; пользовалась особой популярностью в XI – XIII вв. 41 …о походе Монфора и Доминика. – Речь идет о походе Симона де Монфора (II-я пол. XII в. – 1218 г.) против альбигойцев. Доминик – Доменико Гусман (1170—1221), испанский проповедник, обличавший альбигойскую ересь; основатель ордена доминиканцев. 42 …как Стенли искал Ливингстона. – Стенли Генри Мортон (1841—1904) – английский путешественник, отправившийся в 1871 г. в Африку на поиски английского путешественника Дэвида Ливингстона (1813—1873). 43 Поттер Джордж Уильям (1867—1941) – английский писатель и поэт. 44 Макиавелли Николо де Бернардо (1464—1527) – итальянский политический мыслитель и историк. 45 Чимабуэ , настоящее имя – Ченни ди Пено (1240 – ок. 1302) – итальянский живописец; Честертон видел его фрески в Ассизи, на родине св. Франциска. 46 Джотто ди Бондоне (1266—1337) – итальянский живописец, расписывал флорентийские церкви на темы, из жития св. Франциска. 47 Ботичелли , настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипелли (1445—1510) – итальянский художник, представитель раннего Возрождения. О Джотто и Ботичелли см. эссе Честертона «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»). 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Подписавшие договор стороны были не в состоянии обеспечить его исполнение: кор. Генрих II, занятый проблемами в Англии и Франции, не мог сдерживать экспансию своих вассалов в И., а Руадри с трудом сохранял контроль над обл. Коннахт. После внезапной кончины Стронгбоу (май 1176) конфликты англо-нормандцев с ирл. правителями продолжились. В мае 1177 г. Генрих II объявил о намерении придать И. статус королевства и передать его младшему сыну Иоанну (впосл. англ. кор. Иоанн I Безземельный (1199-1216)). С целью укрепить англ. господство на острове Генрих II назначил Гуго де Ласи наместником Дублина. Лейнстер был разделен на 3 «кустодии», одну из к-рых король передал де Ласи. Монарх привлек к колонизации И. англ. баронов. Они получили важные адм. должности и земельные пожалования и принесли королю омаж и клятву верности. Бóльшая часть пожалованных английским баронам земель прежде находились под контролем ирл. правителей. В февр. 1177 г. Джон де Курси, бывш. сенешаль Нормандии, вторгся на территорию Ольстера, нанес местным вождям поражение и построил укрепление при епископской церкви в Даунпатрике. В июне 1177 г. ольстерский правитель Руадри Мак Дунн Слебе выступил против де Курси в союзе с Маэл Сехланном Мак Лохланном, правителем Кенел н-Эоган. Войско сопровождали архиепископ Арма, епископ Даунпатрика и др. церковные иерархи с различными святынями. Одержав победу, де Курси освободил плененных прелатов и вернул им святыни, продемонстрировав т. о. желание наладить отношения с представителями Церкви в И. Впосл. де Курси покровительствовал епископской кафедре Даунпатрика, способствовал почитанию св. Патрикия (в 1186 были обретены мощи ирл. святых Патрикия, Бригиты и Колумбы, а цистерцианец Джоселин из Фернесса по настоянию де Курси составил Житие св. Патрикия). Установив контроль над Вост. Ольстером (совр. графства Даун и Антрим), де Курси добился подчинения местных правителей. Свидетелем сражения при Даунпатрике оказался кард. Вивиан, который возвращался из Шотландии, где выполнял обязанности папского легата, и был задержан воинами де Курси.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Поскольку Иоанн Безземельный как крестоносец и вассал находился под покровительством папы, восстание баронов против него в 1215 г. было объявлено папой незаконным. Буллой от 24 авг. 1215 г. «Etsi carissimus» И. признал недействительной насильственно заключенную «Великую хартию вольностей» (1215) и запретил Иоанну ее соблюдать ( Rymer Th. Foedera Conventiones, literae, et cujuscunque generis Acta Publica inter reges Angliae. L., 1816. T. 1. Pt. 1. P. 67-68). Вставший на сторону баронов архиеп. Стефан Лангтон был смещен, но теперь уже Римским папой. В 1216 г., когда Филипп II Август вновь попытался захватить англ. престол и утвердить на нем своего сына Людовика, И. отлучил франц. принца от Церкви. Предшественник И. на Папском престоле Целестин III, обеспокоенный распрями между испан. королями, которые не только сражались друг с другом, но и заключали союзы с мусульманами, в 1196 г. отлучил кор. Леона Альфонсо IX от Церкви и призвал др. государей к крестовому походу против него. Альфонсо в поисках союзников заключил незаконный брак с приходившейся ему близкой родственницей дочерью кор. Кастилии Альфонсо VIII. Чтобы расторгнуть их брак, И. в апр. 1198 г. пришлось вновь отлучить кор. Альфонсо IX от Церкви и наложить на королевство интердикт. Папа отправил в Испанию своего духовника цистерцианского мон. Райнерия, к-рый должен был примирить враждовавших королей, собрать налоги и помогать в организации крестового похода против мусульман (Regest. 1. 92-94, 99, 249). Позже Райнерий получил дополнительные полномочия для борьбы с еретиками в Нарбонской пров. (Regest. 1. 494). В 1199 г. в Рим прибыла делегация испан. епископов во главе с архиепископом Толедским, чтобы убедить папу снять интердикт. Уступив просьбам испан. прелатов, И. изменил формулировку: интердикт действовал только там, где находились король и королева. Незаконный брак, скреплявший союз королевств Кастилия и Леон, был расторгнут в 1204 г., после чего между королями вновь началась война, продолжавшаяся до 1209 г. Только путем дипломатических усилий со стороны папы, испан. епископов и кор. Кастилии Альфонсо VIII удалось достичь мирного соглашения.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Православная Церковь не проводила обязательного крещения народов, находившихся в политической (даннической) зависимости от Полоцкого княжества. В 1184 г. в Полоцк за разрешением начать миссионерскую деятельность в низовьях Даугавы прибыл буд. католич. еп. Мейнард. Князь дал такое разрешение, что объяснялось как отсутствием в то время епископа на Полоцкой кафедре, так и желанием найти союзника в лице Бременского епископа против наступавших на полоцкие владения на Даугаве язычников-литовцев. Деятельность Мейнарда послужила началом крестоносного завоевания территории совр. Л.- Ливонии (по имени 1-го покоренного народа - ливов; затем название было распространено на все земли, захваченные крестоносцами на территории совр. Л. и Эстонии). В 1186 г. было официально учреждено католич. Икшкильское (Ливонское) епископство «в Рутении», т. е. на Руси. Утверждение власти католич. Церкви на землях ливов и латгалов произошло при епископе Альберте I (1199-1229). В 1201 г. на месте старого торгово-ремесленного центра ливов, у впадения р. Ридзене (Рига) в Даугаву, была основана Рига - главный опорный пункт власти крестоносцев в регионе. Туда была перенесена епископская кафедра, а еп-ство с 1209 г. получило название Рижского. В 1202 г. по инициативе Альберта был создан военно-рыцарский орден меченосцев . Призывая к крестовым походам против местного населения, католич. Церковь заявляла о предоставлении защиты от неверных всем христианам, но православных считала схизматиками и врагами. В ходе завоевания были разрушены православные церкви (в 1208 - в Кокнесе, в 1209 - в Ерсике), а местная знать приняла католичество и признала себя вассалом Рижского епископа. К 1215 г. прекратили сопротивление сев. латгалы областей Талава и Адзеле. В 1216 г. со смертью полоцкого кн. Владимира прекратилась борьба Полоцка за потерянные владения по Даугаве. С началом завоевания, сопровождавшегося обязательным обращением жителей региона в католичество, правосл. миссионеры активизировали проповедническую деятельность. В нач. XIII в. Православие приняли данники Новгорода - сев. латгалы области Имера, а затем области Талава, к-рые относились к православным как к союзникам в борьбе с крестоносцами.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Прор. Илия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Прор. Илия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Прор. Илия в пустыне. Роспись ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Эта сцена встречается в росписи ряда визант. храмов: в сев.-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (Греция, 30-е гг. XI в.), в нартексе ц. Св. Софии в Охриде (XIV в.), в груз. храмах Тимотесубани (ок. 1200) и мон-ря Зарзма (сер. XIV в.), в ц. Св. Софии в Трапезунде (ок. 1260), в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (Македония, 1347-1348). Этот же сюжет включен во фресковые минологии в росписях храмов свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1310-1320); вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); собора Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия, ок. 1350); ц. свт. Николая «тон Филантропинон» на острове оз. Памвотида (Янина, 1542). В композиции «Преображение Господне» И. изображается как в традиц. одеждах (эпистилий с 12 праздниками, XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; «Преображение Господне», 2-я пол. XII в., ГЭ, и др.), так и в апостольских - в хитоне и гиматии (полиптих с праздниками и со Страстями, XIV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, и др.). Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на сев. стене юго-вост. компартимента храма в Ахтале (1205-1216) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил» (сохр. фрагменты), «Прор. Илия в пустыне», «Вознесение прор. Илии». Для росписи выбрано не традиционное хронологическое изложение Жития И., а теофанические мотивы. Цикл расположен под регистром с 3 сценами Жития св. Иоанна Предтечи ( Lidov A. The Mural paintings of Akhtala. M., 1991. P. 79-81). Подробный житийный цикл, включающий 11 сцен, сохранился в росписи диаконника ц. Успения Пресв. Богородицы в монастыре Морача: рождество И.; видение отцу И. Саваху ангелов в белых ризах, огнем повивающих младенца; И. помазывает на царство Азаила и Ииуя, а Елисея - в пророка; принесение И. опреснока сарептской вдовой; И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Русских достопамятностей, изд. Общества истории и древностей российских, М., 1815 г., 7 стр.; «Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту, о скиме», 347 стр.; «На поучение ко всем крестьяном» митр. Кирилла в Москвитянине 1851 г., 6, 119 стр.; «О законе Моисеом даннем ему...», 240; «Послание смиренного епископа Симона...» CXXI стр.; «Слово святых отец о посте...», 141–142 стр.; «Обретенье честнаго телесе святаго святителя Леонтея епископа ростовьского чюдотворца» в Православном собеседнике 1858 г., 1 ч., 317 стр.; «Сказание о житии преподобнаго... Антониа римлянина», 317–318 стр.; «Книга Паломник» – Путешествие Новгородского Архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия, с предисловием и примечаниями Павла Савваитова, СПб. 1872 г., 184 стр.; «Чтение о житии... Бориса и Глеба» Иакова мниха, ibid., 90 столб.; Варенцов, стих о Георгие храбром, 100 стр.; о Голубиной книге 21 стр.; и множество других свидетельств о том же. 126 Изложение веры св. Илариона, митрополита Киевского, в «Прибавлениях к творениям святых Отцов», часть II, 1844 г., 253 стр. 140 «Поучение святого Феодосия о терпении и о смирении» в «Учёных записках второго отделения Имп. академии наук», кн. II, вып. II, СПб., 1856 г., 211 стр. 158 Летопись по сборнику архивскому или Малиноского, под 6719 (1211) г. 15 стр., в «Новгородских летописях» (так названные Новгородская вторая и Новгородская третья летописи). Изд. Археографической комиссии. СПб. 1879 г. 183 «Слово о расслабленном, от Бытия и от сказания Евангельского; в неделю 4-ю по Пасце», в «Памятниках рос. словесности XII века», изд. Калайдовичем, М., 1821; 45 стр. 191 Ibid., под 6605 (1097) г., 248 стр. См. также под 6575 (1067) г., 163 стр.; под 6576 (1068) г., 167 стр.; под 6604 (1096) г., 245 стр.; под 6605 (1097) г., 247 стр.; под 6611 (1103) г., 269 стр. и др. 197 Ibid., под 6693 (1185) г., 371 стр. Тоже в «Летописце Переяславля Суздальскаго», изд. К.М. Оболенским, М., 1851 г., под 1185 г., 94 стр. 199 Суздальская летопись под 6724 (1216) г., 417 стр., Новгородская летопись по сборнику архивскому или Малиновскаго (первая) под 6707 (1199) г., 14 стр., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Рядом с двумя центральными образами пьесы стоят другие персонажи, причем некоторые из них очерчены с большой рельефностью. Такова властолюбивая мать Иоанна - королева Элеонора; мать принца Артура Констанция, не уступающая Элеоноре в честолюбивом стремлении к власти, но также показанная как скорбящая мать; патетическая фигура юного принца Артура, чья гибель является наиболее трагическим эпизодом пьесы; хитрый и беспощадный политик-макиавеллист - кардинал Пандольф; воинственные французские феодалы король Людовик и дофин Филипп. Сложная интрига пьесы развивается динамически, но заключительная часть хроники несколько скомкана из-за того, что при сокращении выпали эпизоды, предшествовавшие смерти короля, которая оказывается несколько неожиданной, не подготовленной закономерным развитием действия.   А. Аникст ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ «КОРОЛЯ ИОАННА» Действующие лица. Король Иоанн (Иоанн Безземельный) царствовал с 1199 по 1216 год. Он был младшим сыном Генриха II и взошел на престол после смерти своего старшего брата Ричарда Львиное Сердце в обход прав Артура, сына ранее умершего, следующего по старшинству сына Генриха II. Готфрида. Смерть Иоанна последовала от неизвестных причин. В качестве наследника фамилии Плантагенетов Иоанн владел целым рядом областей Франции, и в том числе городом Анжером. Французский король, Филипп II, или Филипп-Август (1180-1223), выступивший на защиту прав Артура под влиянием его матери Констанции. Впрочем, это было лишь предлогом для задуманного Филиппом-Августом изгнания англичан из Франции. В 1203-1206 годах он отвоевал у Иоанна Нормандию и Анжу. В результате религиозно-политического конфликта Иоанна с папой Иннокентием III последний уполномочил Филиппа-Августа низложить Иоанна. Иоанн смирился и в 1213 году признал себя вассалом римского престола. Еще раз Филипп-Август нанес Иоанну, организовавшему против него коалицию, сокрушительное поражение при Бунине во Фландрии (1214). Все эти сражения, с произвольной локализацией их, в пьесе искусственно приурочены к последнему году жизни Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Современным христианам полезно помнить и обновлять в уме то, о чем с поистине пророческой силой писал более 80 лет назад прот. Г. Флоровский : «...в день Пятидесятницы Святой Дух снизошел на Церковь , которая была тогда представлена двенадцатью апостолами и теми, кто был с ними... Святой Дух снизошел раз и навсегда. Это – страшное и непостижимое таинство» 167 . Однако есть основания полагать, что это таинство неоднократно искажалось в истории Церкви и церковных разделений. Один из пиков такого рода разделений пришелся на понтификат Иннокентия III (1198–1216), в миру – Лотаря из Сеньи. 2.3. Иннокентий III, Иоанн Х Каматир и Варлаам Калабрийский об «экклесиологическом Филиокве» Вначале кратко изложим суть учения об «экклесиологическом Филиокве», по сути, сформулированного Иннокентием III в 1199 г. 168 2.3.1. Экклесиологическая аргументация Иннокентия III Даже из проведенного нами беглого сопоставления догматической конституции «О Вышней Троице» Второго Лионского Собора 1274 г. и фрагмента из сочинения Жослена Суассонского (XII в.) становится ясным, что латинское богословие в течение длительного времени стремилось выделить Лица Отца и Сына в особую общность в рамках единой Троицы. Следствием такой процедуры неизбежно оказывалось подчиненное положение третьего Ее Лица – Св. Духа. Как бы исторически ни возник и что бы политически ни означал в западнохристианском мире примат папы Римского, с начала II тысячелетия (а особенно активно – во второй половине XI–XIII вв., с началом григорианской реформы) положение папы в Римской Церкви стало мыслиться во многом аналогично положению Бога Сына внутри Троицы. Говоря вкратце, папа стал, по сути, мыслиться второй – близкой по значению Христу – Главе Церкви (который занимает в рамках этой схемы место Отца) – причиной нисхождения благодати на епископов, клир и мир, точно так же, как Петр стал мыслиться второй после Христа причиной уделения благодати апостолам. Сама же благодать и Лицо Св. Духа в рамках этой схемы мыслятся находящимися в подчиненном положении не только Христу (Который, будучи невидимым Главой Церкви, занимает место Отца), но и Его видимому викарию – папе. Папа, стало быть, обладает особой благодатью, которая едва ли не вплотную уподобляет его как викария и образ Христа Самому Божественному Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

W. 1984. P. 11-14). В 1195 г. имя Н. встречается в документах папы Римского Целестина III (1191-1198), где он упоминается в качестве «судьи-делегата» (judex delegatus), т. е. судьи из числа местного духовенства, которому папа Римский делегировал свои полномочия решать споры по делам, подведомственным Римской курии. Обязанности судьи-делегата Н. исполнял и при папе Римском Иннокентии III (1198-1216). В его письме, датированном 8 мая 1203 г., Н. упоминается как «магистр Александр из Сент-Олбанса, каноник Сайренсестера» (magister Alexander de Sancto Albano, canonicus Cirecesteriae); тем самым подтверждается, что Н. стал членом капитула аббатства в Сайренсестере не позднее 1203 г. (см.: Sayers J. E. Papal Judges Delegate in the Province of Canterbury, 1198-1254. Oxf., 1971. P. 49-51, 121; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) Concerning England and Wales/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967. P. 77. N 471). Во время интердикта 1208-1213 гг., наложенного папой Римским Иннокентием III на Англию из-за разногласий с англ. кор. Иоанном Безземельным (1199-1216), Н. сохранял верность королю и исполнял его поручения. В частности, в 1212-1213 гг. Н. по приказу короля исследовал дела, касавшиеся королевских прав на церковные владения (см.: Hunt R. W. 1984. P. 13). В 1213 г. Н. был избран аббатом Сайренсестера; по мнению нек-рых исследователей, это было наградой за лояльность к королю, однако возможно и более естественное объяснение: каноники избрали Н. без к.-л. влияния извне как наиболее образованного и пользующегося всеобщим уважением члена капитула (см.: Russel. 1932. P. 263; Hunt R. W. 1984. P. 14). Картулярий аббатства свидетельствует, что Н. ответственно исполнял обязанности аббата, заботясь не только о духовном окормлении братии, но и о финансовом благополучии аббатства. Среди прочего он добился права проводить ежегодную осеннюю ярмарку, к-рая впосл. служила хорошим источником доходов для аббатства (картулярий опубл.: The Cartulary of Cirencester Abbey, Gloucestershire/Ed.

http://pravenc.ru/text/2564842.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010