Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 ноября 1 мин., 22.05.2012 Преподобного Варлаама Хутынского (1192). Святителя Павла исповедника, патриарха Константинопольского (350). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобного Луки Тавроменийского (800-820). Преподобного Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 Сол., 269 зач., IV, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8-12. ЦИТАТА ДНЯ Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим. Эсхил РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 19 ноября (аудио + текст): прп. Варлаам Хутынский свт. исп. Павел Константинопольский свт. Герман Казанский МАТЕРИАЛ ДНЯ Сегодня - Международный мужской день. Поздравляем всех представителей сильного пола с праздником и желаем им всегда оставаться мужчинами с большой буквы! Но кто такой Настоящий мужчина? Какими качествами должен обладать? И какие этические требования выдвигаются к потомкам Адама? Об этом наш архивный материал. Протоиерей Андрей Лоргус. Поколение инфантильных Протодиакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента). И оставит человек отца и мать... Протоиерей Николай Емельянов. Жена да боится мужа... Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-19.html

Причтение к лику святых благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, преставившегося в Орде 22 ноября 1318 г. началось непосредственно вслед за тем, как тело его было привезено из Орды чрез Москву в Тверь. Соборно к лику святых он причтен был в 1549 г. Святые мощи же его обретены в 1632 г. нетленными и ныне открыто почивают в тверском кафедральном соборе. Местное почитание святителя Московского Петра началось по случаю чудес, совершившихся со времени преставления его 21 декабря 1326 г. В 1339 г. Митрополитом Феогностом установлено ему общецерковное празднование, а святые мощи его были открыты спустя 133 года после установления общего празднования. Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский), преставившийся 3 декабря 1406 г., к лику святых причтен Собором в 1547 г. а святые мощи его были открыты в 1652 г. Святой Моисей, архиепископ Новгородский, преставился 25 января 1362 г., точное время установления празднования его неизвестно, но несомненно, что установлено оно было до второй половины XVII в., так как к Новгородскому Сковородскому монастырю был пристроен придел в честь его и освящен митрополитом Питиримом, занимавшим новгородскую кафедру с 1664 по 1672 г. Мощи же его обретены и открыты в 1686 г. 19 апреля в Сковородской обители. Некоторые святые канонизированы после открытия святых мощей на том основании, что не тотчас после сего открытия, а спустя некоторое время после открытия начали совершаться чудеса. Святой Исаия, епископ Ростовский, преставился в 1090 г., мощи его были обретены и открыты 15 мая 1164 г., а празднование памяти его установлено архиепископом Варлаамом в 1474 г., ради явившихся чудес. Благоверный князь Всеволод Новгородский, сын Мстислава Владимировича, во святом крещении Гавриил преставился в Пскове 11 февраля 1138 г., почему и именуется Псковским. Мощи обретены были 27 ноября 1192 г., канонизирован собором 1549 г. Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, преставился 1 апреля 1405 г.; мощи его обретены 4 июля 1507 г., канонизирован же собором 1549 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

…слишком мог научиться этикету из одного того уже, как один парламент — нижний сносится с другим — высшим. — Английский парламент состоит из двух палат: нижней (палата общин) и верхней (палата лордов). Вся работа парламента, начиная с вызова на заседание и кончая деталями процедуры заседания, взаимоотношениями палат, подчиняется установленным правилам и традиции. 559 …вы львы сердцем… — Достоевский превращает в простую метафору прозвище английского короля (1189–1199) Ричарда I — Львиное Сердце. Участие Ричарда I в крестовых походах, воодушевленных идеей освобождения «гроба Господня» (1190–1192), более тесным образом, чем кажется на первый взгляд, соединяет для Достоевского Ричарда I с русскими — прямыми участниками русско-турецкой войны 1877–1878 гг. или теми, кто сочувствовал такому участию. 560 Баярд ( 1476–1524) — «Рыцарь без страха и упрека», прославившийся беззаветной смелостью и благородством. Биография Баярда, вышедшая в свет в 1525 г., была широко известна и переиздавалась. 561 Подвоз патронов в турецкую армию из Англии и Америки колоссальный — Присутствие англичан и их денег в теперешней войне несомненно. — Об этом писали русские газеты, например: «Снабжение турок патронами изумительное Можно предполагать, что в сражении под Плевною многие турецкие части израсходовали против отряда генерала Скобелева до 400–500 патронов на человека. Надолго ли хватит у турок патронов при такой расточительности, неизвестно. Во всяком случае, без колоссального подвоза патронов из Англии или Америки турки, при принятой ими системе расходования патронов, обойтись не могут» (Сев. вестн. 1877. 20 ноября (2 дек.). 562 Даже если есть какие-нибудь там вексельки и векселечки, выданные нами Европе… — Имеются в виду обещания России еще до начала военных действий отказаться (в случае успешного хода войны) от каких бы то ни было территориальных притязаний. Эти обещания Достоевский горячо приветствовал в самом начале войны, еще в апрельском выпуске «Дневника». Уже в конце октября об этом, в частности, напоминал кн. Васильчиков в статье «По поводу слухов о посредничестве» (Сев. вестн. 1877. 31 окт. (12 ноября). с которой и началось в русской печати горячее обсуждение условий русско-турецкого мира. Об изменениях условий мира в русской официальной программе по ходу успешной военной кампании см.: Чернов С. Л. Основные этапы развития русской официальной программы решения Восточного вопроса в 1877–1878 гг.//Балканские исследования. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и Балканы. М., 1978. Вып. 4. С. 25–42. Судя по комментируемому тексту, Достоевский, как и те, кто сразу после выхода статьи Васильчикова возражал ему (среди них был Н. Я. Данилевский, автор ряда статей в «Русском мире»), склонен был изменить свое мнение относительно условий мира ввиду явного успеха русских в русско-турецкой войне и многочисленности жертв, принесенных славянами ради этого успеха. 563

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 5 июля 1862 года. Получено 5 декабря 1862 года. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Игумен! Достопочтеннейшее письмо Ваше от 14 октября [ 1192 ] имел честь получить 17 ноября от Павла десятника [ 1193 ], который рассказом о Вас и о Святой Обители пополнил краткость письма. Между прочим, он утешил меня известием, что Вы ныне зимою располагаетесь побывать в Москве и при этом посетить Бабаевский монастырь. Милости просим! Сердечно буду рад видеть Вас, вероятно, в последний раз в сей жизни. Что отвечать Вам на вопрос Ваш о моем здравии? Постоянно чувствую себя весьма слабым, а по временам и очень больным. Настоящим приютом моим я вполне доволен. Слава Богу за настоящее! Слава Богу за прошедшее! И относительно будущего возлагаемся на милость и волю Божии. Призывая благословение Божие на Вас и на вверенное Вам братство и благодаря за постоянное памятование о мне, грешном, письмо сие сокращаю в надежде скорой личной беседы. С чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 18 ноября 1862 года. Получено 4 мая 1863 года. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Игумен! Приношу Вам искреннейшую благодарность за постоянное памятование Ваше о мне, недостойном. Как письмо Ваше от 22 марта [ 1194 ], так и виды Валаамскаго монастыря [ 1195 ] и острова я имел истинное удовольствие получить, полюбовался, и с сочувствием перенесся мыслию к жителям этих чудных мест. Мною поручено Ивану Ильичу Глазунову [ 1196 ] доставить Вашему Высокопреподобию отпечатанные мои скудоумные сочинения [ 1197 ]: прошу принять их, как знак любви и памяти. Очень сожалею, что Вы не пожаловали ныне зимою в Бабаевский монастырь. Силы мои и здоровье постоянно оскудевают; также и Ваши годы уходят. Если не увидимся в здешней жизни, то да дарует нам милосердый Господь радостно увидеться в будущем веке. Призывая благословение Божие на Вас и на вверенное Вам братство и прося Ваших святых молитв, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1168 См. кн. Curopalatae, De officialibus etc., упомянутую в 1 прим. 82 § этой книги, и 5 прим, на 158 стр. в Zhishman, Die Synoden. 1179 В том же смысле и с тем же значением, как и на Вселенских соборах. См. мои «Правила с тумач.». II, 49–53. 1182 Об этом мы будем говорить в 87 §. О патриарших синодах древнего времени см. подробно и полно в Zhishman, Die Synoden, под заглавием: «Die Patriarchal oder Nationalsynode». S. 1–53. 1187 Νμος περ πισκοπν κα πισκπων – 9 ουλου 1852. Τμμα δ′. ρθρ. ιε′ ( Χριστοπολου Συλλογ. σελ. 12). 1191 Это право основано на привилегии 20 авг. 1691 г., затем было подтверждено декляраторием (§ 3) и опять снова «Соборным устройством» от 14 мая 1875 г. (§ 20). 1192 В упомянутом «Соборном устройстве» сказано, что собор выбирает митрополита «по особому статуту». А так как нового «статута» об этом еще нет, то в настоящее время имели бы значение предписания декляратория. 1193 §§ 155–157 упомянутого органического устава (Archiv. 25, 270–273). До учреждения Сибинской митрополии Сабинского епископа избирали протопресвитеры в присутствии императорского комиссара, и государь утверждал избранного, осведомившись предварительно о мнении Карловацкого митрополита (Archiv. 42, 274). 1197 Гл. I, ст. 1–7 упом. закона (Archiv. 42, 280). Таким же образом избираются в Румынии и остальные архиереи (ст. 1 того же закона). 1198 Совершается это согласно порядку, имевшему место по отношению к некоторым митрополитам при византийских императорах (см. узаконение императора Никифора Фоки (963–969) у Cedren., II, 368. Ed. Bonn. Zonaras Annal. XII, 25. Nov. Isaacii Angeli, 1187, ар. Zacharia, Jus gr.-rom. III, 508 Аф. Синт., V, 314. Постановление Константинопольского патриаршего синода от 1317 г. в Acta Patr. Const. I, 69), и на основании исторического права которое австрийский император имеет в отношении православной церкви в Буковине (ср. императорские грамоты от 20 ноября 1822 г., 8 июня 1829 г. и 6 ноября 1834 г.). Тоже право назначения принадлежит австрийскому императору и относительно рисмко-католиков (см. § 19 австр. конкордата). У римско-католиков право назначения (Nominationsrecht) принадлежит государям во Франции, Португалии, Баварии, Испании и т. д. (Vering, Kirchenrecht. s. 563–564). О древнем времени см. P. de Marca, Da со ncordia sacerdotii et imperii, lib. VIII, С. 10, 14, 15, 16 и 19 (ed. cit., pag. 1233 sq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

ХУТЫНЬ Хартия преподобного Варлаама Хутынскаго, Новгородского чудотворца «Братие, о нем же изыдосте, о том и подвизайтеся и о своем спасение не нерадите, и Господь наш Иисус Христос да сохранит вы в любви Его, аз же аще и телесно отхожду от вас, но духом с вам неотступен буду и о сем да разумно будет, аще убо обрел благодать пред Богом, монастырю и по смерти моей яко же и при моем животе ничимже»... (надпись на древней иконе преподобного Варлаама в Хутыни). Преподобный Варлаам родился в городе Новгороде от благочестивых родителей, имена их Михаил и Анна, и при святом крещении назван Алексеем. По смерти родителей он оставил мир и вся яже в нем, удалился в пустынную обитель к некоему подвижнику по имени Порфирию, и от него приял иноческий постриг с именем Варлаама. По прошествии некоего времени он удалился на Хутынскую гору, где основал монастырь во имя боголепного Преображения Господня. Умер преподобный Варлаам 6 ноября 1192 года. Собор на Хутыни построен в 1515 году. Он построен монастырскою казною из камня и кирпича с четырьмя столбами внутри и пятью главами над кровлей и с тремя полукружиями на восток. В 1646 году пристроены два придела с южной стороны – Покрова Богородицы и с северной – во имя Архангела Гавриила, в коем погребен Г.Р. Державин. Самое большое богатство на свете – это «Труд». НОВГОРОД Город воли дикой, город буйных сил, Новгород Великий тихо опочил. 6-го мая 1932 года я уехал из Новгорода. Как я любил этот красавец – город, как я страдал и переживал то время, когда мой любимый город был оккупирован иноземными захватчиками. А это тяжелое время длилось с 15-го августа 1941-го года по 20-е января 1944 года. В 11 часов 25 минут 20 января 1944 года Новгород вновь стал свободным городом. И вот 20-го октября 1966 года я вновь в Новгороде. В 7 часов утра на прекрасном автобусе выехал из Ленинграда и в одиннадцать часов был уже в Новгороде. И сразу же моим глазам представились грандиозные новостройки, прекрасные сооружения, как-то: вокзал, мост через реку Волхов и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Послать же решил вскоре потому, что в случае умедления бесполезным было бы и то, что могло оказаться годным. Часы и молебны в раскольнической часовне служил в Городце единоверческий старец: и Святейший Синод, не разрешав сего прежде по непредставлению вопроса, без прекословия смотрел на исполнение сего. Разрешение при исповеди принимать за присоединение к православной церкви без особого чина, разрешаемо было и прежде в случае болезни. Теперь сие полагается только без ограничение условием. Может быть, не согласятся раскольники. Это меня не озабочивает. Чем более церковь оказала снисхождения: тем более она права пред их непокоривостью. Возвратите тетрадь в непродолжительном времени чрез верное посредство. Декабря 29-го 1857. 1192 С утешением слышу вас, отец наместник, и братию, славящих Рождшагося Господа, во услышание моей мерности, и благодарю искренне. Призываю вам благословение Божие на новое лето. Помолитесь, и помолимся, да пробавит еще Господь милость свою к нам, много согрешившим, да устрашения его возбудят нас к лучшему, и да не яростию обличит нас, ниже гневом накажет нас. Декабря 29-го 1857. У меня пред праздником разболелся глаз, и теперь еще не совсем успокоился. Владыка Киевский от 26 ноября в последний раз писал ко мне, и сказал моему недостоинству, что любит меня любовию Христовою. Утешительно для меня сие благословение, но печально лишение после многолетнего братского общения. В трудные для меня времена он не оставлял меня словом единомыслия и утешения. В трудных делах я с пользою обращался к его советам. Мир духови его! 1193 Мир вам, отец наместник, и братии. Благодарю за успокоивающее слово относительно проекта единоверческаго. На одобрение притязания не имею. Мне нужно было облегчить себя от сомнения, не далее ли должного простираю снисхождение к чадам непослушания. Из Петербурга о сем ничего не имею: хотя есть уже время для ответа, или для нового вопроса, и обстоятельства не должны располагать к медлению. Описание предсмертного времени Киевского владыки, сообщаемое студентом, утешительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев . Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович , " пустиша из города " . Ярополк дал Всеволоду в управление Вышгород , но блаженный князь пробыл там недолго. Псковитяне прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы он пошел к ним княжить: в то время в Пскове не было князя. Святой Всеволод согласился и пошел княжить в Псков. Благочестивый князь заложил каменный храм во имя Святой Троицы , оконченный в следующем году. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим. Потом он тяжело заболел и скончался 11 февраля 1138 года, в четверг Сырной недели, в возрасте 46 лет. Тело блаженного князя Всеволода положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского . Меч же и щит князя поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе . 27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор , в котором был освящен в честь его придел. С тех пор при его гробнице начались исцеления. Празднество ему установлено на соборе в 1549 г. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы Божией Матери святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

http://drevo-info.ru/articles/12744.html

Прочную историческую основу имеет также Житие полоцкой княжны Евфросинии (мирское имя – Предслава), основательницы мужского и женского монастырей близ Полоцка (до 1128 г.) и игуменьи последнего. Она скончалась во время паломничества в Иерусалим 24 мая 1173 г. и была похоронена в монастыре Св. Феодосия, после того как тщетно просила о погребении в лавре Св. Савы. Именно рассказ об этом паломничестве через Константинополь в Святую Землю и обеспечил популярность житию, записанному только в XV–XVI вв., но опирающемуся на более древнюю традицию 683 . Критическое издание текста – дело будущего 684 . Издания: [Аноним]. Житие преп. матере нашея Евфросинии девицы, игумении обители св. Спаса в Полоцке. Киев, 1742 (сокращено); Сахаров И.П. Путешествия русских людей по св. земле. СПб., 1893. Т.1. С. 119–123 (только описание путешествия в Иерусалим); ПЛ. 1862. Т. 4. С. 172–179 (текст по Степенной Книге: ПСРЛ. Т. 21. С. 206 220); Сапунов А. Житие (прим. 683). С. 1–58 (три ред.); англ. перев. (с введ. и комм.): Nadson A. The Life of St. Euphrosyne of Polack//JBS. 1965. Vol. 1. P.3–24 (по Степенной книге). Исторически засвидетельствовано и существование игумена Варлаама Хутынского (мирское имя – Алекса Михалевич), основавшего в 1192 г. в Хутыни, близ Новгорода, монастырь в честь Преображения Господня, который был освящен архиепископом Гавриилом 685 . Спорной остается дата его смерти (6 ноября того же года), сообщаемая Новгородской IV летописью, так как она противоречит другим данным (например, Жития) о его дружбе с архиепископом Антонием (после 1200 г.). Житие дошло в четырех редакциях, первая из которых (проложная) возникла, надо думать, до 1323 г. 686 . Данных об официальной канонизации Варлаама нет, прослеживается его почитание со второй половины XV в. 687 . Издания: а. (проложное житие): Памятники (прим. 16). Т.2. С.49–51; б. (третья ред., Пахомия Логофета): Житие Варлаама Хутынского (прим. 626); нем. перев.: Benz Е. (прим. 678). S.265–283; в. (четвертая ред.): Никольский А. Житие преп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции//ВАИ. 1911. Вып.21. С. 1–60 [более подробно об изданиях и редакциях текста см.: Дмитриев Л.А. Житие Варлаама (прим. 686). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

270 Случилось в те дни, говорится в Патерике, князю Киевскому Изяславу возвратиться из земли Ляхской и начал он гневаться на преподобного Антония ради Всеслава князя Полоцкого», который, в отсутствие великого князя, на короткое время овладел его престолом. Также см. Голубинский Е.Е.История русской церкви т. I, вторая половина, с. 544. 271 Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. I, вторая половина, с. 548. «Прабошни черевьи протоптанные», в Патерике – «раздранные плесницы» – обувь в роде, нужно полагать, наших нищенских опорок (Там же, примеч. 1). 273 Печерский Патерик. «Русские Святые» Филарета архиепископа Черниговского, 2-е изд.; Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных памятниках, гл. 87, с. 148. Преосвященный Филарет в начале жития преподобного Исаакия говорит: «Предлагаем повествование о нем преподобного Нестора»… в конце жития прибавляет: «Нельзя не заметить, что печатный Патерик по-своему излагал повествование Нестора, по местам то затемняет мысль Нестора, то прибавляет то, чего не было, или о чем не говорит Нестор» (См. примеч. «Русские святые», с. 258); почему, имея под руками Печерский Патерик, мы больше следовали в составлении сего жития преосвященному Филарету. В Чет.-Мин. заимствовано из Печерского Патерика; в Прологе под 27 апреля: «Слово о Исааке монасе, его же прельсти диавол, и паки укрепився и победи диавола и милость Божию получи». 275 «Из западных стран от латинского языка и земли ненецкие» происходил сей блаженный, как говорится о нем в житии и Прологе. «Воспитан был он среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей, ни даже какого он был племени, одно лишь известно, что, пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною, в северные пределы наши: ибо таков был обычай гостей иноземных». Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских. СПб., 1867, 2-е изд., с. 28, также см. Пролог, 8 июля. 277 В житиях святых Русской Церкви, равно как в Прологе, Чет.-Мин., Историческом словаре святых и некоторых других сказано, что Прокопий пользовался наставлениями в православии у преподобного Варлаама Хутынского, в его обители; но как святой Варлаам Хутынский преставившийся в 1192 г., не мог преподавать и наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся более чем столетием позже преподобного Варлаама, то здесь, по всей вероятности, нужно разу меть другого подвижника Варлаама (в мире Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 г. (Новгородская летопись под 6751 г.). См.: Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви. М., 1887, с. 105, также «Русские святые» преосвященного Филарета под 6 ноября, Голубинский Е.Е. История канонизации святых Русской Церкви//Богословский Вестник, 1894, июль, с. 84 и 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010