Точно известно, что тамплиеры приняли участие в разделе добычи после захвата Константинополя. Хелен Никольсон пишет, что тамплиеры сыграли важную роль в Третьем крестовом походе (1189–1192) и Немецком походе (1197–1198). Они также приняли участие в призывах к Четвертому крестовому походу и сборе средств для него в виде компенсаций за снятие крестоносного обета, а также переводе денег и обеспечении прочих поставок на восток. Первая информация о присутствии братьев ордена Храма среди крестоносцев датирована временем после похода в письме папе Иннокентию III от 7 ноября 1204 года от Балдуина Фландрского, ставшего латинским императором в Константинополе. Балдуин отправил Иннокентию письмо, сообщающее о том, что крестоносцы захватили Константинополь (13 апреля 1204 г.). Курьером по доставке этого послания был брат Бароцци (Barozz) из ордена тамплиеров. Он должен был доставить дары папе, а также для своего ордена (в их числе две иконы, частицу истинного Креста и драгоценности). Брат Бароцци происходил из венецианской фамилии и был ранее командором тамплиеров в Ломбардии. Вероятно, он сопровождал крестоносцев из Венеции на восток. В современных событиям источниках отсутствуют упоминания, что тамплиеры сражались во время захвата Константинополя. Однако установлено точно, что, как и прочие монашеские ордена (госпитальеры, тевтонцы), они приняли участие в разделе добычи . Генрих, брат первого императора Латинской империи Балдуина, в письме (от 5 июня 1205 г.) пишет Римскому папе, что все христианские поселения на востоке, «и особенно почтенные братья тамплиеры и госпитальеры, которые вместе с нами», заявляют, что уния восточной и западной церквей, которая наступает с захватом Константинополя, поможет освободить Святую землю и победить всех язычников. В действительности монашеские ордена приобрели в Греции поместья и замки, которые были пожертвованы им захватившими византийские земли франками «из благочестия», чтобы «помочь Святой земле». Очевидно, что кроме земель тамплиеры могли приобрести и какие-то священные реликвии разоренного Константинополя.

http://pravoslavie.ru/70025.html

793 Житие Феодора Сикеота 154, 161//Fesmugiere. I. P. 124, 139–140; II. P. 130, 144–145; Wortley J. Recits. 14/XVI. P. 110–115. 794 Согласному раннему Праксапостолу XII века по рукописи Dresden A 104; Дмитриевский А. А. Типиконы. C. 144, 159–160; Darrouzès J. Recherches. P. 47. 795 Taft R.F. Women. P. 40–47, раздел A.III.9.a, c-f; также прием патриарха Игнатия 23 ноября 867 г.: Никита Пафлагон Житие св. Игнатия архиепископа Константинополя//PG 105, 544D; De officiis 7//Ps.-Kodinos Traité des offices/Verpeaux J. (ed.) Paris, 1966. P. 269. 796 Между 1019–1192 гг. здесь находятся 25 ссылок на акты Патриаршего Реестра (Les Regestes. 826, 844, 869, 896, 925–7, 1000, 1007, 1014–5, 1055, 1063, 1065, 1067, 1068, 1073, 1077–8, 1085–6, 1111, 1119, 1179–80). Ср. Darrouzès J. Recherches. P. 429. 802 Strube. S. 91–92. Штрубе преполагает, что «мозаика на полу западных хоров» могла быть местом, где женщины приступали к причастию. Я допускаю, что она имеет в виду прямоугольник на полу в центре западной галереи, прямо напротив святилища (Van Nice. Илл. 2. P. 17; Mainstone. Fig. 73), поскольку знаю, что нет никакой мозаики на полу в западной галерее, см. Mango С. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul//DOS. Washington, 1962. 8. P. 40–46. Я не нашел византийских аналогов славянского обряда, которые приводятся в книге Мансветова ( Мансветов И. Митрополит Киприан. C. 142), где приводится цитата Киприана Цамвлака, митрополита Киевского (1381–1382, 1390–1406), болгарина по происхождению, согласно которому женщины считались недостойными принимать причастие напротив царских врат иконостаса, как мужчины, и поэтому причащались после них возле северной двери протесиса, см. Teteriatnikov N. The Place of the Nun Melania (the Lady of the Mongols) in the Deesis Program of the Inner Narthex of Chora, Constantinople//CahArch. 1995. 43. P. 177–178. Мансветов на стр. 143 говорит, неизвестно, был ли этот обычай распространен на Руси. 803 Я рассматриваю этот вопрос в труде: Taft R.F. Communion. Chap. 6, раз- дел B: «Частота причащения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Были собраны материалы, относящиеся к этой теме, особенное внимание исследовательница уделила жалованным грамотам византийских императоров, подробно вникнув прежде всего в содержание хрисовула 1169 г. Мануила I Комнина, текст которого сохранился в греческой версии в составе хрисовула, данного Генуе императором Исааком Ангелом в 1192 г. О материалах, относящихся к хрисовулу 1169 г., речь шла выше в обзоре материалов о взаимоотношениях Византии и Италии. 25 ноября 1958 г. на пленарном заседании сессии Отделения исторических наук АН СССР по проблемам византиноведения, которое вел академик В. П. Волгин, Е. Ч. Скржинская представила постановочный доклад «Византийская политика в Северном Причерноморье в XII в.». Сохранились: рукописный текст доклада, тезисы в рукописном и машинописном виде, копия стенограммы доклада (Оп. 1. Ед. хр. 40). В ходе работы был определен срок окончания первой части – декабрь 1962 г., уточнено название монографии – «Византия, Русь, генуэзцы на Северном Причерноморье в XII в.», содержание стало более конкретным, о чем свидетельствует собственноручная авторская записка, датированная 10 июня 1962 г.: «Гл. I. Торговые связи между Русью и Византией (Киев – Константинополь) в XII в.; гл. II. Торговые связи между Русью и Северным Причерноморьем (Киев – половецкие степи – Таврика – Матраха) в XII в.; гл. III. А. Общая политика Византии в Средиземноморье и отношение империи к итальянским торговым республикам (Венеция, Пиза, Генуя) в XII в. В. Политические отношения между Русью и Византией в XII в. (критика византийских и западноевропейских источников о «вассалитете» Руси); гл. IV. Первое проникновение генуэзцев в Северное Причерноморье (хрисовулл Мануила I Комнина от 1169 г.)» (Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 1). Через три месяца в записке, датированной 10 сентября, смысловой упор полностью переносится с Византии на Русь и расширяется временной период, охваченный в монографии: «Киевская Русь, Византия и генуэзцы в XII–XIII вв.» (Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 3). К этой монографии была подготовлена обширная, доведенная до 1980 г. библиография, озаглавленная «Русь, Византия и генуэзцы в их политических взаимоотношениях в XII–XIII вв.» (Оп. 1. Ед. хр. 57–58). Византия и Русь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Работа Феодосия В. над улучшением политико-экономического строя империи заставила его обратить серьезное внимание на привилегии клириков в отношении куриальной службы, которая была невыгодна для государственной казны. Как известно, Константин В. освободил клириков от повинностей личных, муниципальных и куриальных 1187 , причем запретил куриалам вступать в клир, и если это случалось, то они возвращались в курию 1188 . Позднее было дозволено куриалам вступать в клир под условием отказа с их стороны от имений в пользу курии. Констанций в 361 г. освободил от этого епископов без всяких условий, остальных же клириков – только в том случае, когда клирика желает весь народ 1189 , а иначе клирик должен отдать свое имущество детям, которые обязуются нести службы в курии, или родственникам, и только за отсутствием тех и других – курии. Последующие императоры принуждены были ограничить эти привилегии 1190 , так как множество знатных лиц, желая избежать гражданских тягот, вступали в клир 1191 . Впрочем можно думать, что злоупотребления продолжались, так как гораздо выгоднее было надеть рясу, чем служить в курии, что требовало больших издержек. С таким явлением не мог не считаться Феодосий уже по одному тому, что оно лишало курию многих талантливых чиновников, а главное, материальных богатств, необходимых для блеска курии. Эдиктом от 7 ноября 383 г. 1192 Феодосий предоставил свободный выбор или службы в курии, или служения Церкви с тем только ограничением, что всякий куриал, оставлявший курию во имя клерикальных обязанностей, должен спокойно отказаться от своих богатств в пользу курии. «Не прилично, – уверяет Феодосий, – чтобы души, преданныя божественному служению, были отягчаемы заботами об отцовских наследствах» 1193 . В 386 г. 31 декабря этот эдикт был несколько изменен. Так, каждый клирик, имеющий отношение к курии по своей принадлежности к сенаторской фамилии, может оставлять службу, но должен заменить себя способною к общественной должности личностью и содержать ее на свои средства 1194 . Под давлением Амвросия Медиоланского смягчение действующих законов пошло дальше 1195 . Тронутый жалобами уважаемого иерарха на ненормальность и тяжесть законов, прикреплявших клириков к курии, Феодосий в 390 г. (27 июня) издал эдикт 1196 , по которому всякий из курии, если он получил сан пресвитера, диакона или должность заклинателя до года консульства Феодосия, т. е. до 388 г. 1197 , может покидать курию, не лишаясь своих имений. Только те куриалы, которые поступили в клир после 388 г., подчиняются старым законам. На основании этого эдикта можно предполагать, что закон Констанция 1198 , освобождавший епископов от куриальной службы, оставался еще в полной силе 1199 . В 391 г. (28 июля) Феодосий повторил свой закон от 390 г. и добавил, что всякий куриал-клирик может заменить себя сыном, если последний не занимает никакой церковной должности 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий (Садковский) //Богословский вестник 1914. Т. 1. 4. С. 633–649 (3-я пагин.). (Продолжение 1191 ) —633— Письмо LII. † Ваше Высокопреподобие, Честнейший Отец Игумен Варфоломей! Что мне отвечать на последнее письмо Ваше? На него и на все Ваши действия отвечают самые обстоятельства, а мне, по малоумию моему, следует только молчать перед зрелищем Ваших действий, потому что они для меня вполне непостижимы. Только смею рассуждать, и то единственно для себя, что Господь (сказавший: кая польза, аще человек весь мир приобрящет, душу же свою отщетит), возлюбил Вашу душу и дарует ей настоящим искушением, отрешившись от всего, наипаче приблизиться к Нему. Благоговейно смотрю на постигшую Вас скорбь, и усердно желаю Вам невидимой победы над собой. Прося у Вас прощения, и, испрашивая Ваших Святых молитв, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим послушником Архимандрит Игнатий 28 октября (1852) 1192 —634— Письмо LIII. † Ваше Высокопреподобие, Честнейший Отец Игумен Варфоломей! Письмо Ваше от 12-го ноября я получил. Судьбы Божии бездна многа, и истинно то, что кого Господь любит, того наказует. Я, дорогой Батюшка мой, с благоговением взираю на постигшее Вас искушение и молю Бога, да дарует Вам силы перенести его по подражанию Святым, которые наследовали царство небесное многими скорбями. Хотя, по-видимому, и постигла Вас скорбь от человека, но по сущности она попущена Богом для Вашего усовершения. Я умиляюсь, смотря умными очами на скорбь Вашу, и думаю сам в себе. «Каково-то я понесу искушение, если Господу Богу угодно будет послать мне оное? И какое Господь пошлет мне искушение?» – Так помышляя, соболезнуя о Вас. Я полагал, что Вы уже получили Указ об увольнении Вас, и потому написал Вам, что самые обстоятельства отвечают. Прошедшего не воротишь; но Вы бы сделали гораздо лучше, если б пожаловали сами в С.-Петербург и объяснили перед Членами Святейшего Синода и перед Графом Протасовым Ваше болезненное состояние. Члены Святейшего Синода – все очень добрые Старцы, и Граф Протасов имеет самое доброе сердце: Вы бы могли у них все испросить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Кузминской). Наконец, к 10-му мая от министра внутренних дел И. Н. Дурново было получено разрешение на выпуск в свет тринадцатой части с «Крейцеровой сонатой» и «Послесловием» к ней, о чем была извещена типография, в которой печаталась эта книга. 196 О разрешении печатать «Крейцерову сонату» в тринадцатой части сочинений Толстого известил С. А. Толстую и И. Н. Дурново письмом от 6 мая (АТ). 8 мая 1891 г. последовал циркуляр за 2217, сообщавший, что «напечатанную в XIII ч. сочинений графа» Л. Н. Толстого повесть «Крейцерова соната» министр внутренних дел не признал возможным выпустить в свет отдельным изданием». Циркуляром от 26 сентября того же года за 4453, со ссылкой на предыдущий циркуляр, вновь предписывалось «не допускать повесть графа Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» с «Послесловием» отдельным изданием». Наконец, запрещение отдельных изданий «Крейцеровой сонаты» с «Послесловием» было подтверждено и циркуляром от 4 ноября 1893 г. за 5198. Отменено это запрещение лишь в 1900 г., «по высочайшему повелению», циркуляром от 17 февраля за 1192. 197 В июне 1891 г. вышла, наконец, в свет тринадцатая часть сочинений Толстого с «Крейцеровой сонатой» и «Послесловием» к ней, отпечатанная в Москве, в типографии А. И. Мамонтова и помеченная на титульном листе 1890-м годом, а на обложке, отпечатанной в типографии М. Г. Волчанинова, — 1891-м годом. 198 Том поделен на два отдела. В первом напечатаны статьи «В чем счастье?», «О переписи в Москве», отрывки из «Так что же нам делать?», статья «О том, в чем правда в искусстве»; во втором, имеющем подзаголовок «Новейшие произведения» — «Ручной труд и умственная деятельность», «Последние главы из книги «О жизни», «Праздник просвещения 12 Января», «Трудолюбие или торжество земледельца», «Плоды просвещения», «Для чего люди одурманиваются?», «Крейцерова соната» и «Послесловие» к ней. Так как этот том вышел в ограниченном количестве экземпляров (3000) и очень скоро разошелся, то С. А. Толстая вскоре же задумала новое издание его. 11 июля она писала Т.

http://predanie.ru/book/220187-kreycerov...

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1192. Ссылки:   Адрес: г.Владимир, ул. Большая Московская, дома 68, 70, 70а. Координаты: 56.131854, 40.413455 Проезд:Исторический центр города. Пешком можно подняться наверх с привокзальной площади (автостанция междугородных автобусов, ж/д станция Владимир), монастырь в прямой видимости. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор - четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось " великое священие " храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1170.             Знамение, бывшее от иконы Богоматери в Новгороде. 27 ноября. 1173.             Евфросиния, княжна Полоцкая. 23 мая. 1182.             Поликарп преп., архимандрит Печерский. 24 июля. 1186.             Иоанн, архиеп. Новгородский. 7 сент. Никита, столпник Переяславский. 24 мая. 1192.             Михаил, князь Муромский. 21 мая. 1200.             Самсон, преп. Сербский. 13 февр. 13 век Иноки Печерские: Еразм. 24 февр. Исакий затворник. 14 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. Лаврентий. 29 янв. Нестор летописец. 27 окт. Никон Сухой. 11 дек. Спиридон н Никодим, просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Перенесение мощей Илариона, еп. Меглинского, в Тернов. 21 окт. Аврамий, преп. Смоленский. 21 авг. Празднование иконе Боголюбовой Пресвятой Богородицы. 18 июня. 1205.             Константин, князь Муромский, с чадами. 21 мая. 1220.             Симон, еп. Владимирский. 10 мая. 1228.                  Петр, князь Муромский, и супруга его Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния. 25 июня. 1229.             Аврамий, муч. Болгарский. 1 апр. 1192–1230.       Варлаам, преп. Хутынский. 6 ноября. 1233.             Феодор Ярославич, благоверный князь. 5 июня. 1237.             Савва, архиеп. Сербский. 12 янв. 1237.             Меркурий, муч. Смоленский. 24 ноября. 1238.             Василько, князь Ростовский, убиенный татарами. 4 марта.       Георгий, великий князь Владимирский. 4 февр. 1239.             Явление Феодоровской иконы Пресв. Богородицы в Костроме. 14 марта. 1245.            Михаил, князь Черниговский, и Феодор, его боярин, мучч. от Батыя. 20 сент. 1263.            Александр Невский, великий князь. 23 ноября. 1264.            Афанасий, затворник Печерский. 2 дек. 1270.            Роман, князь Рязанский. 19 июля. 1288.             Нгнатий, еп. Ростовский. 28 мая. 1290.             Петр блаж., Ордынский царевич, Ростовский чудотворец. 30 июня. 1299.             Феодор, князь Смоленский. 19 сент. 14 век       Перенесение мощей Михаила, Черниговского князя, и его боярина, в Москву. 14 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Очень скоро в Хутыни стали собираться люди, желавшие подвязаться вместе со святым Варлаамом. Число иноков росло. И Варлаам решил построить небольшую деревянную церковь. Церковь освятили в 1192 году в честь Преображения Господня. Тогда же образовалась обитель, игуменом который стал преподобный Варлаам. Варлаам удостоился дара чудотворения и прозорливости. И даже архиепископ новгородский часто обращался к нему за советом и помощью. Достроив каменный храм на месте прежнего деревянного, святой Варлаам предсказал свою близкую кончину. Рыдающей братии он обещал, что не оставит обитель и ее насельников в своих молитвах. Он также пообещал доверить монастырь подвижнику Божию, игумену Антонию из Иерусалима. И действительно, вскоре в Хутынь прибыл инок Антоний. А святой Варлаам отошел ко Господу. Это случилось 6 ноября 1192 года. На погребение в Хутынь приехало множество новгородцев, монахи всех монастырей во главе с новгородским архиепископом. И как говорит житие, «плач народный заглушал погребальное пение». С тех пор и по сей день в Хутынском монастыре существует обычай раздавать милостыню в день кончины преподобного Варлаама. Много раз у гроба преподобного Варлаама совершались чудеса. Это вынудило  в 1452 году архиепископа новгородского Евфимия предпринять освидетельствование мощей. После трехдневного поста и молитвы гроб с телом преподобного Варлаама Хутынского был вскрыт. Мощи святого были обретены нетленными и схожими с изображением на иконе. Преподобный Варлаам был местночтимым новгородским святым. С 1461 года начинается его общероссийское почитание. Русская православная церковь вспоминает преподобного дважды в году: 6 ноября, в день кончины, и в первую пятницу (20 июня) Петрова поста. Вероятнее всего, эта дата связана с предсказанным преподобным Варлаамом чудом. Однажды, на просьбу архиепископа приехать в Новгород, святой Варлаам пообещал, что «если Бог благословит, то приеду на санях в пяток первой недели поста Святых Апостолов Петра и Павла». Так и произошло. Неожиданно летом выпал снег, по глубокому снегу Варлаам приехал на санях к расстроенному архиепископу.

http://foma.ru/znachenie-imeni-varlaam.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010