Сведения об О. С. сохранились в многочисленных источниках (их обзор см.: Bagge. 2010; Джаксон. 2012. С. 229-236). Древнейшими являются стихи, созданные скальдами Сигватом Тордарсоном († 1045), Тораринном Славословом (1-я пол. XI в.) и др. (см.: Goeres. 2015). Считается, что вскоре после смерти О. С. было написано несохранившееся сказание о перенесении его мощей в Нидарос (ныне Тронхейм) (Translatio sancti Olavi). Предположительно в сер. XII в. была осуществлена запись чудес, совершённых по молитве к О. С., его Жития и нек-рых проповедей (вошли в Древненорвежскую книгу проповедей (Gamal norsk homiliebok; ок. 1200)). Важнейший агиографический текст на лат. языке - «Страсти блаженного Олава, короля и мученика» (BHL, N 6322-6323) - известен в 3 основных редакциях (изд.: Jirou š kov á . 2014. Bd. 2. S. 13-173). Старейшая краткая редакция была составлена, вероятно, в 50-х гг. XII в. католич. св. Эйстейном Эрлендссоном (архиепископ Нидароса в 1157-1188). О деятельности О. С. повествуется в анонимной «Истории Норвегии» (Historia Norwegiæ; ок. 1170) и в «Истории о древних норвежских королях» (Historia de antiquitate regum Norwagiensium; 1177-1180) мон. Теодорика, а также в составленном на норвеж. языке «Обзоре саг о норвежских конунгах» (Ágrip af Nóregs konungasögum; ок. 1190) и в исл. сагах. Ок. 1200 г. была записана «Древнейшая сага об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in elzta), сохранившаяся не полностью; после 1210 г.- «Легендарная сага об Олаве Святом» (Helgisaga Óláfs konungs Haraldssonar) и «Жизнеописание Олава Святого» Стюрмира Карасона (сохр. фрагментарно). К 20-30-м гг. XIII в. относится жизнеописание О. С. в своде саг «Красивая кожа» (Fagrskinna). Автором «Отдельной саги об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in sérstaka) обычно считается Снорри Стурлусон, который составил и сагу об О. С. в своде «Круг земной» (Heimskringla; ок. 1230). Все эти произведения опирались на поэзию скальдов, устную традицию, а также на несохранившиеся сочинения исландцев Сэмунда Мудрого Сигфуссона и Ари Торгильссона (1-я пол. XII в.); они тесно переплетались как между собой, так и с обширной житийной литературой . Сведения сканд. саг о ключевых моментах жизни и деятельности О. С. дополняет и верифицирует информация из хроник «Деяния епископов гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum; 70-е гг. XI в.) нем. хрониста Адама Бременского и «Хроники» (Chronicon ex chronicis; 1-я пол. XII в.) Иоанна Вустерского и др. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) 32. «Генеалогия Вельфов» И «История Вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.) 33.«Перенесение св. Годехарда хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 34. Теофил Пресвитер «О различных искусствах» (1111/40 г.) 35. Жеффрей Гаймар «История англов» (1135/8 г.) 36. Перенесение руки св. Стефана Первомученика (добавление к «Цвифальтенской хронике» Ортлиба) (1141 г.) 37. Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141 г.) 38. Матфей, епископ краковский. Послание к Бернарду Клервоскому (около 1148 г.) 39. «Анналы монастыря св. Дисибода» («Дисибоденбергские анналы») (около 1147 г.) 40. Альберт Ахенский «Иерусалимская история» (первая половина XII в.) 41. «Анналы монастыря Святого Креста» («Свентокшиский рочник») (первая половина XII в.) 42. Генрих «Суммарий» (не позднее середины XII в.) 43. «Пегауские анналы» (середина XII в.) 44. «Хроника императоров» (около 1150 г.) 45. «Саксонский анналист» (около 1150 г.) 46. Оттон Фрайзингенский «Хроника» («История о двух градах») и «Деяния императора Фридриха», продолженные Рахевином (1146/57 и 1158–1160 гг.) 47. Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г.) 48. Грамота Кёльнского архиепископа Райнальда городу Медебаху (1165 г.) 49. Винцентий Пражский «Анналы» (около 1170 г.) 50. Хельмольд из Бозау «Славянская хроника» (до 1177 г.) 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) 52. «Магдебургские анналы» (1170–1180-е гг.) 53. Грамота германского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку (1188/1226 г.) 54. «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 55. Грамота Штирийского герцога Оттокара IV о таможенных порядках в городе Энсе (1191/2 г.) 56. Грамота Австрийского и Штирийского герцога Леопольда V регенсбургскому купечеству (1192 г.) 57. Магистр Винцентий (Кадлубек) «Польская хроника» (конец XII – первая четверть XIII в.) 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) 59. Торговый и таможенный устав австрийского и штирийского герцога Леопольда VI (1198/1230 г.) 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А для конкретизации ситуации на Украине следует обратиться к последним статистическим данным украинского портала в которыми являются данные на 1 сентября 2016 года и для наглядности приведены здесь в следующей последовательности, - УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, - общин - 12 334/4921/1188, епархий - 53/29/13, архиереев - 84/36/12, священников - 10 169/3332/723, монастырей - 207/63/13, монахов и монахинь - 4847/211/19, учебных заведений - 19/18/7, слушателей в них - 4861/1230/100, воскресных школ - 3707/1174/269, храмовых сооружений - 7667/2260/687, приспособленных помещений - 3629/1416/184, периодических изданий - 129/50/12. Вопрос о том, каким образом на основании этих количественных показателей в таблице приведены данные на сентябрь 2015 года, согласно которым 20,8% населения Украины относит себя к УПЦ, а 44,2% - к УПЦ КП (к УАПЦ - 2,4%), можно было бы считать риторическим, если бы не усердная популяризация этого соотношения в СМИ, естественно, в отрыве от остальных данных таблицы и без прямой ссылки на первоисточник. Архиереи Украинской православной церкви Тем не менее эта статистика даёт понимание того факта, что без УПЦ, к тому же канонической, никакое «объединение» или «создание» единой церкви на Украине невозможно, а руководство УПЦ к такому «объединению» относится крайне негативно, что хорошо видно как по заявлениям иерархов УПЦ, включая её главу митрополита Онуфрия, так и по их конкретным действиям, а декларации патриарха Варфоломея о «примирении» расценивает, как вторжение на свою каноническую территорию. И УПЦ в этом плане можно понять, поскольку в настоящее время УПЦ имеет очень «хитрый» статус автономной церкви, - с одной стороны, она полностью независима, поскольку все решения принимает самостоятельно, более того, у РПЦ совершенно нет на неё никаких рычагов влияния, а, с другой стороны, глава УПЦ митрополит Онуфрий является одним из 12 постоянных членов Синода РПЦ и, соответственно, имеет самую непосредственную возможность влиять на все вопросы как внешней, так и внутренней политики РПЦ!

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/17/r...

Якова зовемыи Воята, служившю ему у св. Иякова под-пятнадцать лет... Поя с собою Пльскову архиепископ Гаврила и дошьд Пльскови разболеся и постриже и владыка в скиму у св. Спаса в монастыри. Покой Господи душю раба Твоего Германа». Далее 1208 г., " приде Лазарь, Всеволожь муж (в. к.) из Владимиря и Борисе Мирошкиничь, повеле убити Ольксу Сбыславця на Ярославли дворе и убиша и без вины у святого в субботу, марта 17 на св. Алексея; а заутра плака св. Богородица у свята Якова, в Иеревскем конци». (Собр. лет. III, 19,30). И так, по собственным словам летописца 1188–1209 г., он был современником событиям 1188–1209 г. и лицом, интересовавшимся всем, что относилось до храма св. Иакова, находившегося в Неревском конце; а сличением заметки его под 1230 г. несомненно убеждаемся в том, что Новгородским летописцем был Тимофей, пономарь храма св. Иакова. Пономарь летописец? По нынешнему, это странность. Но не так было в давние времена. По грамотам видим, что церковные причетники были и сочинителями духовных грамот, и производителями всех дел прихода; с дьяком делали договор «в письме у великого государева дела и у монастырского, у приказных людей и у мирских людей, всегда быть готову» (Юрид. акт. 286, 185, 288, 302, 334, стр. 111, 113, 119, 430, 451, 458, 460, 401), 47. Ефрем , инок, ученик преп. Аврамия Смоленского, скончавшегося в 1221 г., описал жизнь св. наставника своего. (Рукон. Смоленск. семин. Царского 265, 372, 380). Св. Савва, подвижник на Афоне, с 1222 г. первый архиепископ Сербский и просветитель своей отчизны, сконч. в 1237 г. Известны его: устав общежительный, устав скитский, описание жизни отца своего преп. Симеона мироточивого, слово о мощах преп. Симеона, исповедание православной веры, наконец предсмертное послание к королю Владиславу. Частью вполне, частью в выписках, они помещены в жизни св. Саввы, изд. в приб. к твор. отцов, 1849 г. 48. Кирилл I , митрополит, 1223–1233 г. Пастырь деятельный, очень много трудившийся для того, чтобы примирять ссорившихся между собою князей России, и часто посещавший обширную паству свою (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Затем говорится: «Мы же от начала Русьской земли до сего лета и вся по ряду известно да скажем, от Михаила царя до Александра и Исаакия» (Собр. лет. III, VII. V, 87). Если летописец начинает повесть с Михаила царя, то и оканчивает ее, конечно, царем Исаакием, а не посадниками, как, напротив, предполагал г. Строев (Соф. Временник I, XIV). Между Константинопольскими императорами известен один Исаакий – это Исаакий Ангел, который взошел на престол в 1185 г.; в 1195 г. ослеплен братом своим Алексеем Ангелом, а в 1203 г. царствовал вместе с Алексеем IV, и задушен Мурцуфлом, у которого в 1204 г. отняли Царьград латиняне. И так, сочинитель Новгородской летописи положил описывать события до своего времени, до Исаака Ангела († 1203 г.), по примеру тому, как Нестор предполагал вести летопись от Михаила до своего времени. В самой летописи под 1230 г., сказав о погребении Саввы, бывшего игумена Юрьевского, летописец прибавляет: «а дай Бог молитва его святая всем крестьянам и мне грешному Тимофею пономарю» (Собр. лет. III, 47). Соединяя начало летописи с сею припискою, получаем несомненное удостоверение в том, что пономарь Тимофей не был только переписчиком летописи, а сочинителем ее, выполнившим свое обещание с точностью и даже с небольшим избытком; уверяемся и в том, что Новгородская летопись Тимофея пономаря окончена 1230 годом. Подтверждение последнему находим еще в том, что с 1232 года в нынешней первой Новгородской летописи начинаются разности по спискам ее (Собр. лет. 111, 48, 69, 75, 76, 78). Но вот и еще обстоятельство, важное по отношению к летописцу Тимофею. Известен пролог с таким послесловием: «В лето 6705 (1197) написах книгы сия рукою моею аз грешный Тимофей пономарь святого Якова святому образу стяжанием Захария Олекшинича при попе Овстафии», и пр. (Истор. сборн. т. III, кн. III, стр. 294). В древнем Новгороде, по летописи, видим один храм св. Иакова – в Неревском конце. И этим храмом летописец современник 1188–1209 г. особенно занят. «1186 г. преставися раб Божий Герман, иереи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1171 Болгаро-венгерские отношения с 1246 г. были враждебными. Чтобы их улучшить, 18-летний Михаил в 1255 г. взял в жены 12-летнюю дочь Ростислава Михайловича, внучку венгерского короля Белы IV Марию. 1172 После бегства в Венгрию Ростислав Михайлович вскоре (1243/44) женился на Анне, дочери короля Белы IV. 1173 Ростислав Михайлович был также родственником императора Феодора II Ласкаря, т. к. женой русского князя была двоюродная сестра императора по материнской линии. 1177 Туркменские кочевые племена или огузы в Малой Азии. Их число увеличилось в 1230-е гг. после завоеваний Чингис-хана в Средней Азии. 1179 Речь идет о вторжении в Иконийский султанат большого монгольского войска Байджу-нойона, посланного в 1256 г. ханом Хулагу. 1181 Т. е. бейлербеем (командующим сельджукским войском). Здесь – бейлербей провинции Кастамону Эмир Данишмендийя Шамс ад-Дин Тавташ (или Явташ). 1184 Во второй половине октября 1256 г., так как Феодор II Ласкарь находился в Фессалонике до 23 октября. 1188 При посредничестве татаро-монгольского хана Хулагу происходил раздел султаната между братьями: Изз ад-Дин Кай-Кавус II получает большую часть земель от Кесарии до Атталии со столицей Иконием, а Рукн ад-Дин Кылич Арслан IV избирает столицей Токат. 1189 Болгарский царь Михаил II Асень, сын Ивана II Асеня, был сводным братом Елены, жены Феодора II. Матерью Михаила II была Ирина Комнина, дочь Фессалоникийского императора Феодора Комнина, а Елена родилась от второго брака Ивана II с Анной-Марией. 1190 Калиман был сыном севастократора Александра. Причины убийства Михаила II в конце 1256 г. точно не известны. 1191 Т. е. бывший русский князь, ставший банном Мачвы и зятем венгерского короля, Ростислав Михайлович, который, возможно, в конце 1256 г. пытался утвердиться на болгарском престоле, но не был поддержан боярами. 1195 В ответ на татарское посольство 1258 г. Феодор II Ласкарь отправил послов в Каракорум. Но результаты его были еще неизвестны. 1198 Здесь могут иметься в виду не только половцы-куманы, жители Малой Азии и Фракии (с 1240/41 гг.), но и отряд из Венгрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 против течения (фр.). 1187 1 1Ин.5:19. 1188 2 самое современное оружие (англ.). 1189 3 бытовой техникой (англ.). 1190 4 социальную справедливость (англ.). 1191 1 Ну и что с того? (англ.). 1192 1 Центр византийских исследований в Вашингтоне. 1193 1 " Символы и символизм в византийской Литургии " (англ.). 1194 1 Мф.6:23. 1195 2 Университете Британской Колумбии (англ.). 1196 1 справедливость (англ.). 1197 1 Погружение в одиночество и покой., (фр.). 1198 2 Джоном Ле Бутилье… " Гарвард ненавидит Америку " (англ.). 1199 3 Mental reservation (англ.). – мысленная оговорка. 1200 1 встречи (англ.). 1201 2 изучение Библии (англ.). 1202 3 " Здравствуйте, батюшка .. " (англ.). 1203 4 бутерброд с яйцом (англ.). 1204 5 " дорогой " (англ.). 1205 1 Нервное расстройство, нервный срыв (англ.). 1206 1 Лк.24:29. 1207 1 " Время разрывов " Жана Даниэля (фр.). 1208 2 " Завещание Бога " Б.-А Леви (фр.). 1209 1 Ин.10:10. 1210 2 День матери (англ.). 1211 3 Из стихотворения В. Брюсова " Поэту " ( " Ты должен быть гордым, как знамя… " ). Правильно: " Быть может, все в жизни лишь средство/Для ярко-певучих стихов " . 1212 4 Там же. 1213 1 " Исследования новейшей русской истории " – серия исторических трудов, основанная А.И. Солженицыным. 1214 2 азартная игра, рискованное предприятие (англ.). 1215 1 инвесторы, адвокаты по налоговым делам (англ.). 1216 1 медицинский осмотр (англ.). 1217 1 Бергера " Еретический императив " 1218 2 современностью (англ.). 1219 3 в кротком Божием сострадании (фр.). 1220 4 Из стихотворения " Брат, столько лет сопутствовавший мне… " : " Передового нет, и я, как есть,/На роковой стою очереди " . 1221 5 " Торжество смерти " (англ.). 1222 6 " Великого Поста " (англ.). 1223 1 День труда (первый понедельник сентября) (англ.). 1224 2 сакральном (фр.). 1225 3 духовность без Бога (фр.). 1226 4 Лк.13:3. 1227 5 Христианская экуменическая община во Франции. 1228 6 " Синдесмос " – всемирное православное молодежное братство. 1229 7 Имеется в виду женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (Франция), Константинопольский патриархат. 1230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

По удалении Митрофана с кафедры, князь Мстислав и все Новгородцы возлюбили инока Хутынского монастыря Антония, который общим голосом и был избран. Этот Антоний прежде был известен, как один из именитых граждан Новгорода, под именем Добрыни Яндренковича (Андрейковича). Он странствовал по святым местам востока, привез оттуда много святыни, даже кусок от камня гроба Господня (в летописи сказано: привезе с собою гроб Господень), и постригся еще прежде изгнания Митрофана в Хутыне монастыре 245 . Антоний отличался благочестием и образованностью. О последней говорит его описание путешествия в Константинополь в самом начале XIII в. Будучи тогда мирянином, он видел город и знаменитый храм Софийский еще до разграбления их крестоносцами (1204 г.), и, по возвращении в отечество, изложил в описании свои впечатления. Он, между прочим, свидетельствует, что видел в Софийском соборе большое служебное блюдо велик. княгини Ольги, обложенное снаружи жемчугом, и внутри имевшее драгоценный камень, с изображением на нем Христа Спасителя; видел также на правой стороне у алтаря большую икону св. мучеников русских – Бориса и Глеба, служившую цареградским иконописцам образцом для списывания; упоминает о славных греческих иконописцах: о древнем Лазаре, написавшем в алтаре св. Софии Пресв. Богородицу с предвечным Младенцем, о Павле хитром и о том, что иконописанием занимался сам цареградский патриарх 246 . Антоний был искренним монахом, и митрополит без возражений посвятил его в архиепископы, хотя Митрофан был лишен паствы без сношения с ним и без суда церковного. По прибытии в Новгород, первым делом архиепископа Антония было то, что он обратил палаты Митрофана в храм преп. Антония, своего Ангела 247 . В 1218 г. блаженный Антоний построил каменный храм св. великомученицы Варвары в девичьем монастыре, который был известен еще в 1188 г., но теперь заботливым архипастырем был возобновлен 248 . Время святительства Антония было смутным временем для Новгорода, который колебался тогда между князьями южной Руси и великим княжением Владимирским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

пострижен, а 8 марта поставлен игуменом, но почему-то в 1230 г. лишен настоятельства и низведен в простую келью, где, пролежав шесть недель в болезни, преставился 16 марта; д) Арсений, переведенный на место Саввы в том же году из хутынских игуменов, муж кроткий и смиренный . Еще более краткие, хотя тем не менее достоверные сведения сохранили местные летописи о прочих монастырях новгородских, основанных в предшествовавший период, как-то: а) о монастыре Антониевом — в нем настоятелями были после преподобного Антония Римлянина ученик его и потом духовник Андрей (1147–1157), Алексий (1157–1162), Мануил (поставл. 1162), Моисей († 1187) и Власий (поставл. 1187) ; б) о монастыре Бело-Николаевском — здесь в 1165 г. архиепископ Иоанн повелел игумену Антонию учредить общежитие ; в) о монастыре Пантелеимоновом — здесь в 1207 г. некто Феодор Пинещенич соорудил новую церковь во имя святого Пантелеимона ; г) о монастыре Варварином — в нем были игуменьями Анна († 1167), Маримьяна (поставл. 1167), Христина († 1195), Варвара (поставл. 1195) и построена (1218–1219) новая каменная церковь во имя святой Варвары ; д) о монастыре Зверином Покровском — упоминается в 1192 г. игуменья его Евфросиния ; е) о монастыре Воскресенском — здесь были игуменьи Мария († 1192) и Евдокия (поставл. 1192) и сооружены две церкви — во имя святого Иоанна Милостивого на монастырских воротах (1193) и главная, каменная, во имя Воскресения Христова (1195) . Два монастыря устроены игуменами: Аркажский и Хутынь. Первый находился в трех верстах от Новгорода к югу и назывался так по имени своего игумена Аркадия, впоследствии епископа Новгородского, который в 1153 г. соорудил на означенном месте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и собрал братию . Некто Симеон Дыбачевич создал в этом монастыре (1188) каменную церковь во имя Успения, а сын посадника новгородского Михалки Твердислав создал в этом монастыре (1206) другую — во имя святого Симеона столпника на монастырских воротах. Из настоятелей монастыря Аркажского известны Герасим и Панкратий (упом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Арсений (Епифанов), архиеп. Истринский 2054 Арсений (Жадановский) , архиеп. Серпуховской, 2057, 2166 Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский, сщмч. 1254 Арсений (Стадницкий) , митр. Ташкентский и Туркестанский, 819, 2877 Арсеньев И. В., свящ. 3162 Артамонов Г. Н. 3096 Артамонова Ю. В. 2229 Артемьев А. В. 2425, 2467 Артечук М. 1336 Асмолов А. Г. 3097 Асмус В. В., прот. 64, 365, 551, 915, 1230,1608,1753,1993, 2088, 2181, 2382–2384, 2389 Асмус М. В., диак. 2182, 2273, 2600 Асмус Н. С. 2600 Асмусен, пастор 1921 Афанасий, митр. Московский и всея Руси 685 Афанасий Великий , патр. Александрийский, свт. 285–287 ,1437, 1438 Афанасий (Евтич) , еп. Захумско-Герцеговинский (Сербская ПЦ) 1966 Афанасий (Нечаев) , архим. 1188 , 2341 Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, священноисповедник 992, 1310, 1311, 2196, 2222 Афанасьев Н. , прот. 2374 Афанасьев Э. В. 2630 Афинагор (Спиру), архиеп. Константинопольский 577, 592 Афиногенов Д. Е. 359, 362, 2892 Бабицкий И.2210 Багратион-Мухранели И. Л. 2991, 2992 Байдаков Г. П. 1647 Байздренко А. 3004 Байрон Д. 269 Бакулин Б. С. 1558 Бакулов А. 1859 Балабанов В. Н. 1617 Балаховская А. С. 342 Балашов Н., прот. 170, 803 , 805 Бальтазар Х. У., фон 446, 447 Бальфур Д. 1526 Баранкова Г. С. 680 Баранов В. В. 2625 Баранов Н. А. 2625 Барбур И. 1701, 1698 , 1716, 3058 Баркер А. 1578 Бармин А. В. 2893 Барская Н. А . 2426 Барт К . 223 Барчунов Б. 329, 330 Басин И. В. (Семененко-Басин И. В.) 204, 229, 1227, 1292, 1294, 2749 Баталов А. Л. 2609 Бахревский В. А. 2024, 3005 Бачинин И. В. 2654 Баширов Э. С. 1259,1261 Беглов А. Л. 429, 962, 974, 975, 1003, 1022, 1128, 1239, 1346, 2147, 2148, 2258–2263, 2293, 2329 Бегунов Ю. К. 2564 Беда Досточтимый 288 , 403 Бежанидзе Ю. В. 738, 1449, 2909 Бек Х.-Г. (Beck H.-G.) 2793 Белевцев И., прот. 650, 1648, 1852 Белицкая А. 307, 667 Белова О. В. 2885 Белорусов С. А. 1803, 2099–2101 Беляев А. Д. 826 Беляев Л. А. 511, 2610, 2869 Беляев С. А. 510, 512–513 Беляков А. 2950 Белякова Е. В. (крипт.: Е. Б.) 1199, 1301, 2372, 2390, 2391, 2750, 2790

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010