1157 Товма Мецопеци. История Тамерлана и его преемников, с. 71. В «Новых армянских мучениках» вместо Мецопеци ошибочно напечатано Товма Арцруни (с. 180). 1160 Закария – Закария II, католикос Ахтамара, согласно одним данным вступил на престол в 1378 г., другим – в 1369 г. Во время нашествия Тамерлана и резни в Ване попал в плен, но сумел освободиться в 1387 г. (см.: Н.Акинян. Хронология католикосов Ахтамара, с. 67–70; М. Орманян. Азгапатум, с. 1993–1994; Р. Ачарян. Словарь собственных имен, т. II, с. 188). 1161 Имя судьи в изданном Р. Ачаряном и А. Манандяном тексте мученичества не упомянуто. Однако во втором и третьем изданиях Пролога, а также у М. Чамчяна – перс Джафар (см.: Новые армянские мученики, с. 183). 1164 См. Христианские чтения, т. II, 1893, с. 127–129; 1899, 6, с. 257. Армянский сборник житий святых в последней литургической редакции Григора Церенца. См. также: Н. Марр. Деяния святых близнецов мучеников по двум рукописям Х-го века. СПб, 1906; В. Н. Бенешевич . Армянский Пролог о св. Борисе и Глебе. СПб, 1909 и др. 1173 Так начинается мученичество Тамар Мокаци во всех рукописях (см.: Новые арм. мученики, с. 196), за исключением одной, в которой текст озаглавен «Мученичество Гоар Мелик» (см. там же). 1177 Шамирам – согласно Мовсесу Хоренаци, сладострастная ассирийская царица Шамирам (Семирамида) безуспешно пыталась обольстить армянского царя Ара. 1180 В рукописи Матенадарана 2711 имеется следующее продолжение: «А проклятая Хатун-паша, у которой потом рот покрылся язвами, умерла, и трое ее сыновей были преданы мечу тюрками, захватившими замки и города, предавшими огню и их кости, которые будут гореть в будущей жизни в геенне неугасимой, где [поедающий] их огонь не угаснет» (рук. 2711, с. 501). 1181 Товма Мецопеци. История Тамерлана и его преемников, с. 112–113. Новые армянские мученики, с. 184. 1182 Чмшкадзаг – древний Иерополь, на берегу реки Евфрат. Главный культурный центр Софены. В XIV-XV вв. известен своим рукописным центром в. монастыре Еркайн-Ынкузеац. Ныне Чимишкэзэк в пределах Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери ). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона. Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН)

http://pravenc.ru/text/187870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ ОРХУССКИЙ [Лат. Nicolaus Arhusiensis; дат. Niels Århus; Niels den Hellige] (ок. 1150 - 1180), исп. (пам. зап. 1 нояб.; местночтимый Орхусский), аскет. Род. на п-ове Ютландия (Дания; точное место неизв.). В миру носил имя Нильс Кнудсен. Две основные редакции Жития Н. О.- версии A и B (Vitae Sanctorum Danorum. P. 395). Первая содержит подробности о детстве и юности святого: в возрасте 7 лет он узнал о смерти матери при родах, в юности стал отшельником. Версия B описывает его посмертные чудеса, опуская детали жизни. Автор Жития, вероятно, жил после 1306 г. Возможно, это был священник церкви г. Орхус (Дания; лат. Arus) Отенкар. Фрагменты редакции A сохранились в неск. рукописях (подробнее см.: Vitae Sanctorum Danorum. P. 396). Редакция B дошла в виде т. н. apographum Bartholini в: SRD. T. 5. P. 304-310. Традиционно почитался в Дании как исповедник и один из покровителей г. Орхус, хотя никогда официально не был канонизирован или беатифицирован. По преданию, основатель Орхусского еп-ства. Н. О. был незаконнорожденным сыном кор. Дании Кнуда V Магнуссона (1154-1157) и неизвестной женщины. Согласно редакции A, воспитывался бабушкой (Vitae Sanctorum Danorum. P. 398). Неск. лет провел при дворе отца, после удалился в свои владения в Орхусе, где стал вести жизнь отшельника, будучи еще молодым человеком. Его сопровождали слуги, к-рые одобряли его благочестивые намерения. Однако, несмотря на стремление к уединению, Н. О. защищал бедняков в королевском суде. Был также странствующим проповедником, проводил ночи в молитвах. Уже при жизни совершал многочисленные чудеса. Так, когда он остановился на ночлег в дер. Скиббю, в доме, где он спал, начался пожар из-за упавшей в солому свечи. Блаженный перекрестил пламя, воззвав к Богу, и оно погасло (Ibid. P. 399). Затем, встретив больного проказой нищего, заменил его одежду рясой кого-то из своей свиты, и прокаженный выздоровел. Постоянным спутником в странствиях Н. О. был пресв. Гуго, к-рый сопровождал его вплоть до смерти.

http://pravenc.ru/text/2566130.html

Мон-рь Хозива. V, XIX–XX вв. В 1099 г. бóльшая часть Палестины была завоевана крестоносцами и вошла в состав Иерусалимского королевства . Притом что лат. духовные власти подавляли правосл. церковную иерархию и стремились подчинить себе местные мелькитские общины, иерусалимские короли вполне терпимо относились к мон-рям И. п. и оказывали им покровительство. Это объяснялось, в частности, союзническими отношениями крестоносцев с Византией, особенно в правление визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Мануил стремился играть роль защитника и покровителя вселенского Православия и жертвовал значительные суммы на украшение палестинских храмов и мон-рей. Активизировалось христ. паломничество на Св. землю, в т. ч. в И. п. Конкуренции между католич. и правосл. мон-рями не возникало и по причинам географическим. Католич. мон-ри, как правило, учреждались в густонаселенных сельских районах, православные - в И. п. Все это стимулировало бурное возрождение монашеского движения в И. п., восстановление ряда заброшенных мон-рей, обращение к разным формам ранневизант. монашества, напр. к столпничеству, а также создание лит. произведений в стиле житийных текстов IV-VII вв. Самое раннее свидетельство состояния мон-рей И. п. под властью крестоносцев принадлежит рус. паломнику нач. XII в. игум. Даниилу , посетившему лавры преподобных Саввы, Феодосия и Харитона в И. п., а также мон-ри свт. Иоанна Златоуста и Каламон в долине Иордана. В отсутствие в Палестине правосл. патриархов игумен лавры прп. Саввы выступал в роли предстоятеля правосл. населения и духовенства, как то было, напр., во время пасхальных торжеств 1107 г. в Иерусалиме, описанных игум. Даниилом. Почти 80 лет спустя Палестину обошел визант. паломник Иоанн Фока. Помимо описания мон-рей, виденных игум. Даниилом, он сообщил о восстановлении лавры прп. Евфимия и мон-ря Хозива, мон-рей Каламон и св. Иоанна Предтечи у Иордана. Археологические изыскания подтвердили перестройку мон-рей Хозива и Каламон. В мон-ре прп. Герасима Иорданского сохранилась греч. надпись о его восстановлении в Патриаршество Иоанна (предположительно Иоанна IX; 1156 или 1157 - до марта 1166) и при игум. Иакове. Араб. надписи из мон-рей прп. Герасима Иорданского и Хозива содержат имена мастеров, перестраивавших обители.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Другой кондак, глас 4: Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало. Примечания Происхождение честного и животворящего Креста Господня Лука Хрисоверг — патриарх Константинопольский 1156–1169 гг. Мануил Комнен — греческий император 1143–1180 гг. Константин 2-ой, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г. Нестор — шестой епископ Ростовской епархии упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским. Св. прав. Андрей Боголюбский — сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха — родился вероятно в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г. Сарацины — мусульмане. Ясных указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война у царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда победа досталась врагу, но самое спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под предводительством самого царя. Эти события в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

8) Вестарх. Этот чин, происхождение которого ученые производят от армян или грузин, 1155 но который скорее от греков перешел к грузинам и армянам, носили при Мономахе: Михаил Пселл , 1156 Михаил Докиан, 1157 Михаил Ясит (до возведения в магистры); 1158 при Стратиотике Михаил Вурца; 1159 в начале царствования Комнина Константин Дука; 1160 при Константине Дуке Роман Диоген; 1161 при Михаиле Парапинаке Нестор. 1162 8) Вест. Этот чин имели при Мономахе: Пселл до возведения в вестар-хи, 1163 Лев Торник, 1164 Аргир до прибытия в Византию, 1165 Михаил Ясит до возведения в вестархи, 1166 Катакалон Кекавмен, 1167 Аарон, 1168 Иоанн И, герцог Амальфи. 1169 9) Антипат. В этот чин возведен был в начале царствования Михаила Пафлагона Константин Далассин; 1170 при Парапинаке в чине антипата состояли Феогност Вурца 1171 и Михаил Атталиот. 1172 Кроме того, Роман III произвел в антипаты сарацина Саламу (Солимана) за то, что он передал грекам Эдес-су. 1173 10) Патриций. В этом чине, между прочим, упоминаются: Роман Аргир при Константине VIII; 1174 при Романе IIÏ Константин Далассин, 1175 Константин Карантин, 1176 Николай Хрисилий; 1177 при Михаиле Пафлагоне: Константин, племянник царя, 1178 Никита Пигонит, 1179 Алусиан до возведения в магистры, 1180 Василий Феодорокан 1181 и Георгий Таронит; 1182 при Калафате: Константин Ка-васила, 1183 Георгий Маниак; 1184 при Мономахе: Стефан Лихуд, 1185 Константин Адровалан, 1186 Василий Абукаб, 1187 Константин Хаге 1188 и Михаил Докиан; 1189 при Феодоре Михаил Стратиотик; 1190 при Стратиотике: Феодор Хрисилий, Христофор Лампрос; 1191 при Константине Дуке Роман Диоген до возведения в вестархи. 1192 Кроме того, произведены были в патриции: при Романе III Алах, сын трипольского эмира Пинзараха (Ибн-Зайраха), 1193 при Мономахе Кеген Печенежский. 1194 Нужно заметить, что различие между вестом, антипатом и патрицием было весьма незначительное. Вероятнее всего, титулы вест и антипат были дополнительными к титулу патриция, так что и вест, и антипат были патриции, лишь с оттенком некоторого преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

54. В Нюрнберге он решает дело о замещении кёльнской кафедры 1172 и намерен принять греческих послов, чего долго не хотел делать.] 55. Незадолго до этого 1173 государь греков (Grecorum princeps) 1174 послал против венгров (Ungari) с Борисом (Boricius) множество [воинов, но] его войско понесло большой урон – настолько, что был убит даже Борис, пронзенный стрелой какого-то половца (Cumanus), то есть скифа (Scitha) 1175 , пришедшего вместе с ним 1176 . Поэтому названные послы явились к императору не только для скрепления [договора о] браке 1177 , но и ради отмщения властью государя за свою от венгров обиду. И в том, и в другом они потерпели неудачу. Ведь император, как уже было сказано, взял себе в жены другую 1178 , поход же против венгров – а они требовали, чтобы он состоялся в ближайшем сентябре 1179 – невозможно было провести и устроить так быстро. [Император отправляет в Грецию капеллана Стефана, чтобы подробнее узнать о намерениях тамошнего государя.] (Ott./Rahew. 1912. Р. 159–160; Ott./Rahew. 1965. Р. 386–388) 8. [Пролог к III-й книге. Германия наслаждается миром благодаря мудрым мерам императора 1180 . Но он не желает коснеть в бездействии.] III, 1. Итак, в год от Воплощения Господня 1181 1157-й, в августе месяце, он двинул готовое к бою войско против поляков (Polani). Польша (Polunia), которую сейчас населяют славяне (Sclavi), если верить тем, кто занимается описанием расположения земель, находится в пределах Верхней Германии (Germania Superior) 1182 , имея с запада реку Одер (Oddera), с востока – Вислу (Vistula), с севера – Русь (Rutheni) и Скифское море (mare Sciticum) 1183 , с юга – Чешский лес (silvae Boemorum) 1184 . [Дикие нравы поляков, которые не соблюдают верности даже по отношению к собственному князю. 2. Это и послужило причиной похода, ибо братья Казимир и Болеслав изгнали старшего – тоже Болеслава 1185 , который был женат на Гертруде, племяннице императора и дочери австрийского маргкрафа Леопольда 1186 . Изгнанник долго находил убежище у Конрада 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА ХРИСОВЕРГ [Греч. Λουκς Χρυσοβργης], патриарх К-польский (авг./окт. 1157 - нояб. 1169/янв. 1170). Происходил из знатной к-польской семьи Хрисовергов, известной с кон. X в. Согласно неопубликованной похвальной речи, созданной ок. 1159 г. ритором Григорием Антиохом (Scorial. Y. II. 10. Fol. 495v-503), до возведения на кафедру Л. Х. был монахом мон-ря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в К-поле ( Kazhdan, Franklin. 1984. P. 197-198). Начало Патриаршества Л. Х. было связано с разрешением кризиса, спровоцированного выступлениями диак. Сотириха Пантевгена , не принявшего соборные формулировки 1156 г. о принесении Жертвы Христа во время Евхаристии всем ипостасям Св. Троицы (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы ). Кончина патриарха Константина IV Хлиарина не позволила ему подтвердить осуждение ереси Сотириха, поэтому составленный им соборный томос был подписан уже новым патриархом (RegPatr, N 1045; PG. 140. Col. 197). Основное богословское противостояние эпохи Патриаршества Л. Х., разрешившееся уже при патриархе Михаиле III Анхиале в 1170 г.,- спор о словах Христа «Отец мой более меня» (Ин 14. 28). На одной стороне в споре оказались имп. Мануил I Комнин (1143-1180) и католич. богослов Уго Этериано, а на другой - антилатински настроенный К-польский клир во главе с Димитрием Лампским , учившим, что Христос не может быть одновременно и ниже Отца, и равен Отцу. Основной документ спора - «Изложение» (Εκθεσις) (RegPatr, N 1075; PG. 140. Col. 201-282), подробный рассказ о заседаниях марта-мая 1166 г. в Большом имп. дворце в К-поле, дословно включенный в «Сокровищницу православия» поздневизант. историка и богослова Никиты Хониата. Позиция Л. Х. в споре была неоднозначна: согласно историку Иоанну Киннаму, Л. Х. сначала был на стороне императора, но, видя сопротивление К-польского клира, не решался высказать свое мнение открыто. Позже, когда стало ясно, что позиция императора возобладает, его бывш. противники направили критику на Л. Х. и обвинили его в некомпетентности. Низложения удалось избежать только благодаря личному вмешательству имп. Мануила ( Cinnam. Hist. P. 251-257). Спор завершился безоговорочной победой императора и торжественной публикацией эдикта - он был высечен на мраморе и установлен в храме Св. Софии (ныне хранится в Археологическом музее Стамбула - Mango. 1963).

http://pravenc.ru/text/2110825.html

Инициатором нового крестового похода выступил папа Римский Евгений III (1145-1153). Буллой «Quantum predecessores» от 1 дек. 1145 г. он призвал собирать новые силы для защиты Гроба Господня. Проповедь 2-го крестового похода была поручена католич. св. Бернарду Клервоскому ; его миссия имела огромный успех. Уже зимой 1145/46 г. франц. кор. Людовик VII (1137-1180) заявил, что примет крест и лично возглавит крестовый поход на Восток. Папа Евгений III и советник короля аббат Сугерий , настоятель мон-ря Сен-Дени, одобрили намерение монарха. В марте 1146 г. на собрании крупных сеньоров, церковных прелатов и рыцарей в Везле (Бургундия) Бернард Клервоский возложил крест на Людовика VII. В кон. 1146 г. на заседании рейхстага в Шпайере о желании участвовать в походе на Св. землю заявил герм. кор. Конрад III (1138-1152). Саксон. рыцари, поддержанные датчанами и поляками, получили от папы Римского разрешение начать К. п. против вендов, т. е. славянских племен лютичей и поморян, живших в низовьях р. Одер (ныне территория Сев. Германии), и летом 1147 г. втянулись в кровавую, но малоуспешную борьбу с ними. Весной 1147 г. Папский престол приравнял к К. п. войны с мусульманами на Пиренейском п-ове. Получив подкрепление франц. и англ. рыцарей, летом 1147 г. кор. Кастилии Альфонс VII (1126-1157) и кор. Португалии Афонсу I (1139-1185) начали наступление на владения мавров и после длительной осады захватили Лиссабон, Альмерию, Тортосу и ряд др. крупных городов. Связанный с этими победами и с подготовкой к крестовому походу всплеск энтузиазма имел одним из следствий рост ксенофобии: по европ. городам прокатилась волна евр. погромов (наиболее крупные произошли в Кёльне, Майнце, Вормсе и Шпайере). Особое отношение к К. п. сложилось при дворе кор. Рожера II Сицилийского (1130-1154). Правитель Сицилии первоначально считал поход выгодным для себя, поскольку он мог способствовать укреплению влияния Сицилийского королевства в крестоносных гос-вах, с которыми поддерживались тесные отношения. В то же время Сицилия уже давно была втянута в противостояние с Византией за владения в Юж. Италии и преобладание в Антиохийском княжестве. Рожер II предложил французскому кор. Людовику VII свой флот для транспортировки войска по морю, однако предводители 2-го крестового похода отказались от этой идеи, опасаясь испортить отношения с Византией, к-рая владела Киликией, имела общие сухопутные границы с Антиохией и Эдессой и т. о. могла оказать давление на ход буд. дел в Сирии. Отказ крестоносцев стал для Рожера II поводом к прямому нападению на Византию. Уже летом 1147 г., когда крестоносцы двинулись на Балканы, сицилийские эскадры напали на Пелопоннес и др. районы зап. и юж. побережий Балканского п-ова; вскоре ими были разграблены Афины. Активные военные действия между Сицилией и Византией продолжались до 1149 г., когда эскадры Рожера II вошли в Мраморное м. и приблизились к стенам К-поля.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

2)  носят полемическую направленность; 3)  не употреблялись в литургической жизни Церкви; 4)  имеют конкретного автора. III. Канонические правила Церкви IV. Определения Вселенских и некоторых Поместных Соборов: 1) IV Вселенский Собор – орос о модусе соединения двух природ во Христе; 2)  VI Вселенский Собор – изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе; 3)  VII Вселенский Собор – вероопределение об иконопочитании; 4)  Константинопольский Собор 879–880 гг. при святом патриархе Фотии Константинопольском ; 5)  Константинопольский Собор 1076 г. против Иоанна Итала; 6)  Константинопольский Собор 1117 г. На нём рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского; 7)  Константинопольский Собор 1156–1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии; 8)  Константинопольский Собор 1166–1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 гг. рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна ( Ин. 14:28 ): «Отец Мой более Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин; 9)  Константинопольский Собор 1180 г., так называемый Собор о «Боге Мухаммеда»; 10)  Константинопольские Соборы XIV в. – 1341, 1347, 1351 гг. Посвящены спорам о природе Фаворского света; 11)  Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, в богословии которого обнаруживается сильное влияние кальвинизма. V. Литургическая жизнь Церкви: чинопоследования богослужений и уставы церковных служб. VI. Церковное искусство: иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д. VII. Мученические акты и жития святых VIII. Творения святых отцов и учителей Церкви IX. Древняя церковная практика уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов, поклонов и т.д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции. X. Православные «символические книги» 143 : 1) «Исповедание веры» свт. Петра Могилы ;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010