Почти сразу после смерти Бекета стали появляться сообщения о чудесах на его могиле. Уже в февр. 1173 г. папа Александр III объявил о канонизации Фомы Бекета как мученика. В следующем году кор. Генрих II совершил покаянное паломничество в К. В 1179 г. гробницу убитого архиепископа посетил франц. кор. Людовик VII. Очень быстро архиеп. Фома Бекет стал одним из наиболее почитаемых святых средневек. Англии и Зап. Европы в целом, а его гробница в К.- одним из наиболее популярных мест паломничества (в частности, именно туда направлялись паломники в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера ). Почитание католич. св. Фомы Бекета (Фомы Кентерберийского) было распространено шире, чем культ в К. не только более ранних подвижников (архиепископов Дунстана, Эльфхеаха, еп. Эборакского (Йоркского) Вильфрида и др.), но и, по-видимому, более популярных в предшествующий период святых, чьи мощи покоились в аббатстве св. Августина (св. Августина и др. первых архиепископов К., а также Милдреды, аббатисы монастыря на о-ве Танет в Кенте (VII-VIII вв.)). 7 июля 1220 г. (в 50-летнюю годовщину гибели святого) мощи Фомы Бекета, прежде хранившиеся в крипте собора, были торжественно перенесены в новую, богато декорированную гробницу в часовне Св. Троицы, за к-рой впосл. закрепилось название капеллы св. Фомы Бекета. До конца средневековья каждые 50 лет отмечались юбилейные годы (см. Annus sanctus ), привлекавшие много паломников в К. (по нек-рым оценкам, до 100 тыс. чел.). Кон. XII - 1-я пол. XIII в. были отмечены серией конфликтов между архиепископами К. и монахами кафедрального капитула. Архиеп. Балдуин (1185-1190), назначенный на кафедру вопреки желанию монахов, решил основать в пригороде К. ц. во имя св. Фомы Бекета и при ней коллегию секулярных клириков. Архиеп. Балдуин, монах-цистерцианец, известный богослов и проповедник, не одобрял чрезмерно мирской и роскошный образ жизни монахов в К., получавших богатый доход от паломников. Монахи, опасавшиеся, что действия Балдуина в конечном счете приведут к преобразованию капитула из монашеского в секулярный, пытались сорвать планы архиепископа и обратились за поддержкой к папе Римскому, ряду западноевропейских правителей и влиятельных прелатов; сохранилось посвященное этому конфликту собрание более чем из 500 писем (изд.: Epistulae Cantuarienses.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

По утверждению позднейших зап. хронистов, правосл. Иерусалимский патриарх Симеон скончался летом 1099 г. (практически одновременно со взятием Иерусалима крестоносцами), крестоносцы имели формальное право заместить пустующий Патриарший престол. Однако в правосл. историографии распространено мнение, что патриарх Симеон был жив еще в 1106 г. (в принадлежащем ему антилат. трактате об опресноках есть ссылка на документ 1105) ( Попов. 1903. Т. 1. С. 227-230; Планк. 2000. С. 188). Т. е. избрание в Иерусалиме лат. патриарха произошло при правосл. первосвятителе. После смерти патриарха Симеона был избран новый правосл. патриарх - Иоанн VIII, бывший епископ Тирский. По некоторым данным, избрание состоялось в Иерусалиме; неясно, как к этому отнеслись лат. власти и каким статусом обладал Иоанн ( Jotischky. 2001. P. 91). Так или иначе, в 1107-1108 гг. он переехал в визант. К-поль, где и оставался до кончины. Иоанн стал первым из сложившейся в К-поле группы правосл. Иерусалимских патриархов в изгнании. Визант. императоры придавали большое значение сохранению преемства правосл. патриархов Св. града как символу своих притязаний на покровительство палестинскому православию. Патриархи имели резиденцию в к-польском мон-ре св. Диомида; некоторые из них были крупными богословами и церковными деятелями, играли видную роль в визант. истории XII в. ( Планк. 2000. С. 187). Патриархи Николай (1122-1156), Иоанн IX (1156-1157), Никифор II (1166-1173) участвовали в К-польских Соборах этого времени ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 104-105). Патриарх Леонтий II (1174/75-1185) был единственным предстоятелем ИПЦ, который в то время попытался осуществить пастырское служение в Св. земле. Он прибыл в Иерусалим, но не был допущен лат. властями к служению в храме Гроба Господня и мог посещать храм лишь как простой паломник. Патриарх поселился в Вифлееме, где было неск. покушений на его жизнь. Эмир Дамаска предлагал Леонтию переселиться в его владения, но патриарх отклонил это приглашение. Только по настойчивому призыву визант. имп. Мануила I Комнина, не желая провоцировать межконфессиональные столкновения в Палестине, Леонтий вернулся в К-поль (Из жизни патриарха Леонтия. 1889. С. XXV-XXXVII; Планк. 2000. С. 187-188). Мн. правосл. епископы ИПЦ в XII в. также были вынуждены покинуть свои кафедры. Известно, что Савва, митр. Кесарии Палестинской, захваченной в 1101 г. кор. Балдуином I, переехал во владения Фатимидов и, вероятно, впосл. стал Александрийским патриархом. В источниках упоминается также некий митрополит Тивериады, проживавший в 20-х гг. XII в. в изгнании в Византии ( Планк. 2000. С. 186).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Архив Пн 6 июля — празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери 5 июля 2009 г. 17:38 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/265521.htm...

Архив Пн 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 г. 00:00 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V века икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине XII века прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в Девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие святую икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святым образом, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве перед этой святой иконой князь Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил города Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/117478.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Наиболее раннее упоминание Г. А. как 3-го сына блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (наряду с 2 старшими братьями Изяславом и св. Мстиславом ) содержится в княжеском родословце, восходящем к Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в.,- в составе Софийской I летописи старшего извода, Новгородской IV летописи и др. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 4. Ч. 1. С. 14 и др.). Летописи XII в. также знают 3 сыновей Андрея Боголюбского, но младшего они именуют Георгием. Согласно гипотезе Е. Е. Голубинского , Глеб - княжеское имя Георгия. В Житии Г. А. (нач. XVIII в.) Георгий упомянут как брат Г. А. Ипатьевская летопись сообщает, что зимой 1172/73 г., после бегства из Вел. Новгорода кн. Рюрика Ростиславича, кн. Андрей Боголюбский направил к новгородцам «детя свое Юрья и прияша и с честью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 566), княжич был тогда ребенком. В 1173 г. кн. Андрей Юрьевич послал против смоленских Ростиславичей рать во главе с кн. Георгием Андреевичем и воеводой Борисом Жидиславичем. После убийства Андрея Юрьевича (29/30 июня 1174) на совете дружины во Владимире обсуждался вопрос о его преемнике, говорилось, что «князь нашь оубьен, а дете оу него нетуть, сынок его мал в Новегороде, а братья его в Руси» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 595; см. также: Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). В 1175 г. кн. Георгий был отозван из Новгорода, жил во Владимире, в нач. июня 1176 г. приезжал с владимирцами в Москву, где встречал дядей блгв. князей Михаила и Всеволода (Димитрия) Юрьевичей. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Дальнейшая судьба князя отразилась в груз. и визант. источниках, сообщающих, что Георгий Андреевич был изгнан из Руси вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо, жил у половцев в Свияже, в 1185 г. был приглашен в Грузию, где женился на дочери царя Георгия III царице Тамаре. Георгий Андреевич совершил успешный поход против турков-сельджуков, принял участие в придворных интригах против Тамары и поплатился за это высылкой в Византию. В 1190 г. он вернулся в Грузию и возглавил вооруженное движение знати против правительницы, но потерпел поражение и был снова выслан в К-поль. Груз. летописи знают еще одно выступление Георгия Андреевича во главе оппозиционных сил против бывш. супруги, но и оно закончилось неудачно для князя, к-рому пришлось бежать (Очерки истории СССР: Период феодализма, IX-XV вв. М., 1953. Ч. 1. С. 573-574).

http://pravenc.ru/text/165101.html

Lumper. De doctrina S. I., 585–600. H. Denzinger. De textus recepti epist. S. I. Ant. integritate disquisitio critica, iterates curis latine reddita, 601–24. Hefele. Præfatio, 625–642. IGNATIUS DIACONUS СР., , s. IX, 117. Drama (de primi parentis lapsu (Boissonade), , 1163–74. Carmen in Paulum discipulum (Matranga), , 1173–76. Iambi secundum alphabetum (Boissonade), , 1175–78. Vita S. Tarasii СР., latine (AA. SS.), 98, 1385–1424. Vita S. Nicephori СР., 100, 41–160. AA.SS. Commentarius prævius, 117, 37–42. IGNATIUS XANTHOPULUS. Cf. CALLISTUS X 147. Opuscula ascetica (Philocatia), 635–812. INNOCENTIUS papa, I, 402–17, 53, Epistola ad Chrysostomum (Montfaucon), 537–38. – ad clerum et populum CP. (id.), 537–38. IRENÆUS Lugdunensis, s. II, 7. (Ex editione Massuet.) Contra hæreses libri, 1–5, 437–1224. Fg. de ogdoade, 1225–6. Fg. ex epistola ad Florinum, 1225–8. – ad Victorem papam, 1227–42. Fg. ex sermone de fide ad Demetrium, 1231–2. Fg. ex libro de Paschate, 1233–4. Fg. ex insertis libris, 1233–64 Pfaff]. Fg. aliud, 2017–18. Variorum notæ, 1363–1860. Variæ lectiones, 1859–78, 2013–18. Selecta testimonia veterum, 419–30. Prologus antiquus latine, 431–2. Præfationes Erasmi, Gallasii, Grynæi, Billii, Feuardentii, Grabe (1321–64), Massuet (9–24), cujus Dissertationes præviæ 1–3: de hæreticis, 23–174; de Irenæi vita, 173–242; doctrina, 243–382 el prospectus systematis Valenlinia-narum. 435–36, graphice. Walchii. Commentatio de authentia, 381–404. Sticren. Prolegomena, 405–20. Glossarium græcum, 1877–84, 1883–1902. Index scriptorum et aliorum qui memorantur ab Irenæo, 2017–20. Index analyticus, 1901–88. Index variorum, 1987–2006. IRENÆUS COMES [episcopus Tyrius]. Epistolæ et fragmenta in Synodico, 84, cap. 21, 42, 75, 89, 118, 186, 190. IRENE AUGUSTA, 797–802, 127. Typicon (Montfaucon), 985–1128. ISAAC ANGELUS, imperator, 1185–95, 138. Novellæ constitutiones 1–11, 439–96. Ex Leunclavio, Tafel et Thoma, Buchon. ISAAC ARGYRUS, s. XIV. Computus ecclesiasticus (Petavius), 19, 1279–1316.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает. 656 диспут в Визии. 660–685 660 Констант II убивает своего брата Феодосия 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский 662 второй процесс против прп. Максима и его учеников, их ссылка на Кавказ. 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16– летний), сын Константа II Ноябрь 669–18.8. 675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина прп. Анастасия-монаха. 669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 13.8.662 кончина прп. Максима. 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии. 2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 11.10.666 кончина прп. Анастасия-апокрисиария. 2.11.676–11.4.678 Домн, папа Римский 668 убийство в Сиракузах Константа. 669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV. Авг./сент. 677–ноябрь/дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский 674–678 осада арабами Константинополя. 27.6.678–10.1.681 Агафон, папа Римский 678 в морском сражении «греческим огнем» сожжен арабский флот. Дек. 679–февр 686 Георгий, патр. Константинопольский 10 сент. 678 Импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом вступить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос. 681–691 Феофан патр. Антиохийский 17.8.682–3.7.683 Лев II, папа Римский 680-е гг. Водворение болгар за Дунаем. 680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе. 685–717 Февр./март 686– 28.12.687 Феодор I, патр. Константинопольский 712 анафематствование Шестого собора на Константинопольском соборе при импер. Филиппике Вардане. 715–716 восстановление православия в Константинополе. I. СОЧИНЕНИЯ ПРП. МАКСИМА: ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ amb. (Трудности, в частности: Трудности к Иоанну и Трудности к Фоме) – Ambigua=PG 91, 1061–1417, ed. Oehler. cap. theol. (Главы о богословии и домостроительстве) – Capita theologica et oecumenica (I-II)=PG 90, 1084–1173, ed. Combefis. cap. XV (Различные богословские и домостроительные главы I, 1–15) – Diversa capita 1–15 [Cap. XV]=PG 90, 1177–1185, ed. Combefis.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Он доходил до того, что хватал монаха за руки и насильно вытаскивал наружу 1173 . А еще бесы изображали ураган и адский грохот, трясли стены кельи, чтобы заставить монаха думать, что его жилище вот-вот обрушится 1174 . Однажды они разожгли костер в келье аввы Макария, и циновка, на которой он находился, сгорела в огне 1175 . Бесы желали любым способом запугать монаха и заставить его покинуть свое жилище. Для этого они принимали вид различных зверей: собак, львов, медведей, леопардов, быков, волков, лошадей, онагров, змей, аспидов, скорпионов 1176 ... Бесовский бестиарий в Житии Антония особенно богат и разнообразен. Блаженный Иероним воспроизводит его в Житии Илариона, но для пущей убедительности добавляет туда лис и баранов 1177 . Список аввы Серена еще более пространный: онокентавры (монстры – полулюди, полуослы), сатиры, сирены, совы, страусы, ламии 1178 , ежи, аспиды, василиски 1179 , львы, драконы, скорпионы... Согласно авве Серену, между определенным демоном и определенным видом животного существует связь 1180 . В своем трактате «О молитве» Евагрий рассказывает, что один монах, как только простирал руки к молитве, видел дьявола, подступавшего к нему в виде льва, который «вставал прямо на задние лапы, вонзал свои когти в щеки подвижника и не ослаблял хватки, чтобы тот опустил руки» 1181 . Он же напоминает, что бес нападал на авву Иоанна Малого «в виде дракона, обвив его тело, кусал его плоть и рыгал ему в лицо» 1182 . Другой отшельник страдал от демонов, которые на протяжении двух недель «играли им, как мячиком, подбрасывая его в воздух и ловя на подставленную циновку» 1183 . Но старцы, над которыми издевались подобным образом, не ослабляли молитву, хотя не всегда они выходили из этой битвы невредимыми. Антоний Великий часто был сильно бит дьяволом , однажды утром его даже нашли бездыханным в гробнице, которая служила ему кельей, и в сознание он пришел только на следующую ночь, когда его уже подготовили к погребению 1184 . Авва Моисей, когда черпал воду из колодца, получил от беса такой удар дубиной по пояснице, что болел целый год 1185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все вышеперечисленные князья правили в крупных центрах Руси, а трое в разное время занимали Киевский великокняжеский престол: Святополк Изяславич (1093-1113), Юрий Долгорукий (1149-1151), Рюрик Ростиславич (1173, 1181, 1194-1201, 1203-1204, 1205-1206, 1207-1210). Копьё, изначально принадлежавшее Великому князю, было бы не просто военным трофеем, а символом Великокняжеской власти и имело для Игоря Святославича особую ценность. Определенной подсказкой первоначальной принадлежности «нашего» копья может являться сердцевидный символ верхней части орнамента тыльной стороны (рис. 3, 6). На некоторых шитых месяцесловах большим ростком с сердцевидным значком обозначается Егорьев день. Имя Егорий или, по святцам, Георгий носил князь Юрий Долгорукий. Это же имя по сообщению Ипатьевской летописи при крещении было дано и Игорю Святославичу: « и нарекли ему имя в святом крещении Георгий, а мирское имя Игорь » . Б. А. Рыбаков предположил, что Игорь крещен в честь его дяди Великого князя Киевского и Черниговского Игоря (Георгия) Ольговича, убитого киевлянами в 1146 (или 1147) году и провозглашенного невинноубиенным. Если Игорь Святославич узнал в «сребряном строужие» копьё своего дяди, то для него оно было еще и возвращенной семейной реликвией. Не исключено и то, что найденная рогатина не была трофеем, а принадлежала лично князю Игорю Святославичу. Конкретное место, где происходила битва, и был пленен князь Игорь в мае 1185 года, до сих пор достоверно не определено. Река Каяла, возле которой в соответствии с текстом «Слова» и Ипатьевской летописи произошли эти события, отсутствует на современных картах. Поиск реки, которая называлась Каялой в 12 веке, ведется около двух столетий. Многие известные ученые (например, академики Лихачев Д. С и Рыбаков Б. А.) полагали, что Каяла - это просто поэтический образ, вымысел, мифический символ глубокой скорби. « Не потому ли «Слово» подчеркивает, что поражение войск Игоря произошло на «брез быстрой Каялы», то есть в месте скорби » . Приверженцы реальности реки с таким названием в прошлом, пытаются определить ее местоположение, исходя из этимологии этого гидронима и из расчета расстояний на основе возможностей перемещения войск в конкретной природно-исторической обстановке. Существует более 50 вариантов расчета маршрута русских полков, основанных на анализе текста «Слова» и летописей. В монографии приводится 24 наиболее обоснованных версий локализации событий на реке Каяла . Автор монографии А. Д. Чернов, как и военный историк В. А. Афанасьев, разными маршрутами реконструкции пришли к одинаковому мнению, что Каяла это река Быстрая, левый приток Северского донца в Ростовской области .

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/21/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010