Ранняя роспись монастырской церкви не может быть датирована с большой точностью из-за более поздних записей, сделанных в XII веке при Шота Руставели, поверенном иберийской царицы Тамары, а также из-за поновлений росписей в середине XVII века. Сегодня мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохраняют темы и композицию росписей первоначальных. Монастырь и церковь его тогда не просто восстанавливались после разрушения, но и перестраивались. Монахи, населившие монастырь после восстановления, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона. Благодаря поддержке и финансовой помощи царей Иберии, главным образом Давида IV (1089-1125), иберийская община увеличивалась и процветала. Монастырь смог купить крестьянские земли, располагавшиеся вокруг него, и со временем монастырское хозяйство окрепло. Правда, во время пребывания в Иерусалиме крестоносцев многие из монастырских земель были отобраны королем Балдуином IV (1173-1185), который передал право пользования чужой собственностью католическим монахам из храма Гроба Господня. Настоящий расцвет монастыря Святого Креста начался после того, как крестоносцы оставили Иерусалим. В конце XII века, около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Святой Земле. Попечением Руставели и на средства, привезенные им из Иберии, владения монастыря были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Число насельников монастыря значительно выросло. Среди монахов было много ученых, агиографов и людей широко образованных. Некоторые из них посвящали свое свободное время переписыванию манускриптов, в то время как большая часть – сочинению богословских трактатов. Их труды положили начало первой монастырской библиотеке, которая, постепенно обогащаясь новыми рукописями, стала одной из самых значительных библиотек Иерусалима.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 г. 00:00 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V века икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине XII века прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в Девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие святую икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святым образом, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве перед этой святой иконой князь Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил города Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/117478.htm...

6 июля — празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери 5 июля 2009 г. 17:38 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/265521.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Наиболее раннее упоминание Г. А. как 3-го сына блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (наряду с 2 старшими братьями Изяславом и св. Мстиславом ) содержится в княжеском родословце, восходящем к Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в.,- в составе Софийской I летописи старшего извода, Новгородской IV летописи и др. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 4. Ч. 1. С. 14 и др.). Летописи XII в. также знают 3 сыновей Андрея Боголюбского, но младшего они именуют Георгием. Согласно гипотезе Е. Е. Голубинского , Глеб - княжеское имя Георгия. В Житии Г. А. (нач. XVIII в.) Георгий упомянут как брат Г. А. Ипатьевская летопись сообщает, что зимой 1172/73 г., после бегства из Вел. Новгорода кн. Рюрика Ростиславича, кн. Андрей Боголюбский направил к новгородцам «детя свое Юрья и прияша и с честью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 566), княжич был тогда ребенком. В 1173 г. кн. Андрей Юрьевич послал против смоленских Ростиславичей рать во главе с кн. Георгием Андреевичем и воеводой Борисом Жидиславичем. После убийства Андрея Юрьевича (29/30 июня 1174) на совете дружины во Владимире обсуждался вопрос о его преемнике, говорилось, что «князь нашь оубьен, а дете оу него нетуть, сынок его мал в Новегороде, а братья его в Руси» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 595; см. также: Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). В 1175 г. кн. Георгий был отозван из Новгорода, жил во Владимире, в нач. июня 1176 г. приезжал с владимирцами в Москву, где встречал дядей блгв. князей Михаила и Всеволода (Димитрия) Юрьевичей. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Дальнейшая судьба князя отразилась в груз. и визант. источниках, сообщающих, что Георгий Андреевич был изгнан из Руси вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо, жил у половцев в Свияже, в 1185 г. был приглашен в Грузию, где женился на дочери царя Георгия III царице Тамаре. Георгий Андреевич совершил успешный поход против турков-сельджуков, принял участие в придворных интригах против Тамары и поплатился за это высылкой в Византию. В 1190 г. он вернулся в Грузию и возглавил вооруженное движение знати против правительницы, но потерпел поражение и был снова выслан в К-поль. Груз. летописи знают еще одно выступление Георгия Андреевича во главе оппозиционных сил против бывш. супруги, но и оно закончилось неудачно для князя, к-рому пришлось бежать (Очерки истории СССР: Период феодализма, IX-XV вв. М., 1953. Ч. 1. С. 573-574).

http://pravenc.ru/text/165101.html

Скачать epub pdf 104. Игорь Святославич, в св. крещении Георгий, князь северский, потом черниговский сын Святослава-Николая Ольговича, князя черниговского, от второго брака с дочерью Петрилы I, посадника новгородского, неизвестного по имени (прославленный герой древнейшего русского стихотворения под названием «Слово о полку Игореве»). Родился в Чернигове весной 1151 г.; уже семилетним ребенком ополчался с отцом на врагов великого князя Изяслава III (см. 105) в 1158 г.; по смерти отца не получил никакого удела от двоюродного брата своего Святослава Всеволодовича, именовавшегося великим князем киевским, в 1165 г.; был в рати св. Андрея Боголюбского, великого князя всей Руси, взявшей Киев приступом 8 марта 1169 г.; прославился разбитием ханов половецких Кобяка и Кончака близ урочища Олтавы (ныне Полтава) на р. Ворскле, 20 июля 1171 г.; был в рати св. Андрея Боголюбского, неудачно подступившей к Вышгороду киевскому в 1173 г.; ходил с князьями на половцев за р. Сулу в 1179 г.; по смерти брата своего Олега сел на стол Новгород-Северский в январе 1180 г.; на время похода Святослава Всеволодовича, князя черниговского, против великого князя владимирского, оставлен «блюсти Чернегова», потом ходил с тем же Святославом к Друцку, а на возвратном пути оттуда, предводя половцами, разбит черными клобуками князя Рюрика смоленского у Белгорода в 1181 г.; побил половцев на р. Хороле (февраль) и приютил у себя в Путивле княжича Владимира галицкого, шурина своего, бежавшего от отца, в 1183 г.; поражен половцами за р. Доном и взят ими в плен, из которого, однако, бежал (обстоятельства эти – предмет «Слова о полку Игореве») и возвратился домой в 1185 г.; ходил на половцев в 1191 г.; выезжал с князем черниговским к Карачеву (уездный город Орловской губернии) для похода на Рязань, который, по неразрешению великого князя владимирского, не состоялся, в 1194 г.; оставшись старейшим в роде Ольговичей, сел на столе Черниговском в августе 1198 г. Умер в 1202 г. О месте смерти его и погребения тела сведений нет. Князь Игорь северско-черниговский был женат на дочери Ярослава Осмомысла, князя галицкого, неизвестной по имени, и имел от нее пять сыновей, из которых трое (Роман, Святослав и Ростислав), княжившие в земле галицкой, повешены галичанами за жестокость свою в 1212 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда как в пределах княжества Владимирского церкви устроялись преимущественно князьями, в Новгороде и его области созидателями храмов были не столько князья, сколько архипастыри, а еще более простые миряне. Из князей новгородских летописи именуют только Святослава, построившего в 1165 г. деревянную церковь святого Николая на Городище, и Ярослава, который в 1191 г. построил другую деревянную церковь святого Николая на том же Городище, вероятно, по сгорении первой . Из числа Новгородских владык Нифонт воздвиг каменную церковь святого Климента в Ладоге (1153); Илия с братом своим Гавриилом — каменную церковь святого Иоанна на Торговой стороне в Новгороде (1184); тот же Гавриил — еще две церкви деревянные: во имя трех святых отроков и пророка Даниила на Жатуне в Новгороде (1189) и Сретения Господня на собственном дворе (1191); наконец, Мартирий — каменную церковь на городских воротах в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (1195) . Из мирян — какие-то Шетеничи построили в Новгороде церковь Пресвятой Троицы (1165); Сотко Сытинич — церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную (1167–1173); Михаил Степанович — церковь святого Михаила, а Моисей Доманежец — Усекновения главы святого Иоанна Предтечи на Чюдинцовой улице (1176); Радько или Родка с братом — церковь святого Игнатия на Рогатой улице (1183) ; Милонег тысяцкий — святого Вознесения на Прусской улице, каменную (1185–1191); Нездинич — церковь Нерукотворенного образа, а Константин с братом — святой Пятницы на Торговой стороне (1191); Еревша или Арефа — церковь святого пророка Илии на холме во Славне, каменную (1198–1202); Вячеслав Прокшенич, внук Малышев,— церковь святых 40 мученик, каменную (1199–1211); Твердислав с Феодором — церковь святого Михаила, каменную (1219–1224) . Между тем многие другие церкви построены в Новгороде неизвестными лицами. Например, в 1151 г.— две: святого Василия и святых Константина и Елены; в 1170 г. — одна, каменная, Иакова в Неревском конце; в 1181 — пять деревянных; в 1195 г.— три деревянных и проч. и проч. Во время пожаров, опустошавших Новгород, не раз страдали и церкви: в 1152 г. сгорело в нем восемь церквей, в 1175 г.— три церкви, в 1177 г.— пять церквей, в 1181 г. — три церкви, в 1194 г.— десять церквей, в 1211 г.— пятнадцать и в 1217 г.— еще пятнадцать церквей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Помимо Св. земли целый ряд О. д.-р. был создан на Пиренейском п-ове и в Прибалтике. К Реконкисте в испан. королевствах изначально привлекались тамплиеры и госпитальеры, но поскольку их первоочередной задачей оставались защита и поддержка христ. владений на Св. земле, во 2-й пол. XII в. возникли местные О. д.-р. В 1158 г. группа цистерцианцев, рыцарей и мирян основала в кастильском замке Калатрава военную общину для защиты этого укрепления от арабов. В 1164 г. орден Калатрава был утвержден папой Римским Александром III (1159-1181). Новое братство приняло цистерцианский устав и было подчинено цистерцианскому мон-рю Моримон. Схожий путь прошел орден Алькантара , основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. (точная дата возникновения этого ордена неизвестна, но, по-видимому, это произошло незадолго до его признания папой). Ок. 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение нек-рого времени оно называлось также орденом Трухильо. В 1218 г. братство получило в дар от ордена Калатрава замок Алькантара, и с этого времени орг-ция стала соответственно называться орденом Алькантара. Король Леона Фернандо II (1157-1188) основал в 1170 г. военное братство для защиты г. Касереса. В 1171 г. Педро Гудестейс, архиепископ Сантьяго-де-Компостелы (1168-1173), передал братству Касереса знамя ап. Иакова Зеведеева и вступил в качестве почетного члена в новый орден, получивший название в честь своего покровителя - «вассалы и воины св. Иакова» (vasalli et milites sancti Jacobi), или орден Сантьяго . В 1175 г. папа Александр III утвердил новый орден, к-рый получил Августина устав . В королевстве Арагон в 1173 г. леонский аристократ и рыцарь ордена Сантьяго Родриго Альварес де Саррия основал новый орден - Монтегаудио (Mons Gaudii, лат.- «гора радости», по названию горы, с к-рой христ. пилигримам открывался вид на Иерусалим). Кор. Альфонсо II Целомудренный (1164-1196) способствовал усилению ордена, в 1174 г. он пожаловал Родриго Альваресу де Саррию недавно отвоеванную у мусульман крепость Альфамбра. В 1176-1178 гг. Родриго Альварес де Саррия находился на Св. земле; там он получил ряд земельных пожалований от Балдуина IV, кор. Иерусалимского (1174-1185), его сестры Сибиллы и Рейнальда Шатильонского. В 1180 г. следовавший цистерцианскому уставу орден Монтегаудио был утвержден папой Александром III. В 1181-1182 гг. Родриго Альварес де Саррия расширил владения ордена за счет пожалований в Италии, Арагоне и Кастилии.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Суетна надежда на все, кроме Бога; гнила опора на всякого человека и ложный щит из всего созданного. Поэтому, оставив все, да прибегаем к этому надежному и непреоборимому щиту. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» ( Пс. 117, 8, 9 ). Пусть иные защищают себя хитростью и хитросплетенным словом, иные золотом, серебром и прочими своими сокровищами, иные саном... обманет их надежда. Мы именем Господним защитим себя и не посрамимся. Смотри, христианин, будь только Божий, и имя Господне защитит тебя от всех вражьих наветов ( 104, 1172–1173 ). Надежды без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда. Поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера. Искушаемся лишением временных благ, когда лишаемся здоровья, чести, богатства, человеческого расположения, мира, тишины, покоя и попадаем во всякое неблагополучие. В этом бедственном состоянии нужно терпение, чтобы непозволенным образом не искать избавления от бед, но сдаться на волю Божию и ожидать от Него милости или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, как знает Он Сам ( 104, 1185–1186 ). Надо обратить внимание на слова святого Давида: «Уповай на Господа и делай добро» ( Пс. 36, 3 ). Это слово учит, что уповающий на Бога должен творить добро, следовать Божией воле, а не своей. Напрасно надеется на Бога тот, кто противится Богу. Напрасно ждет милости от Бога тот, кто не перестает раздражать Его нераскаянным нравом. Напрасно простирает руки и возводит очи к Богу тот, кто сердцем от Него отвращается и обращается к маммоне, серебру и золоту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Бог есть Избавитель Своих, а не чужих... Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, а не поклоняются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, которого воздвигает князь тьмы и мира сего к бесчестию имени Божия и гибели человеческой. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1189 ). Всевидящий и Всемогущий! Без надежд на себя, в надежде на Тебя предаюсь святейшей воле, бесконечной мудрости и Благости Твоей ( 112, 404 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010