650 Леонид 1876, 126; Дн. записки, 27. Возможно, Герасим был ранее настоятелем нижегородского Вознесенского Печерского (1653 – 1655 гг.) и московского Симонова монастырей (1656 – 1658 гг.) – Зеленская 2005, 117. 651 По поручениям патриарха Никона архимандрит Герасим не раз бывал в столице. В декабре 1662 г. архимандрит Герасим, наместник монах Иосиф, строитель Аарон и семь монахов были в Москве для славления царя по случаю праздника Рождества Христова – Гиббенет I, 149 – 150, 157 – 158, 264 – 265. 18 декабря 1664 г., когда патриарх Никон пытался вернуться на патриаршую кафедру, в Успенском соборе вместе с ним был и архимандрит Герасим, который извещал царя о приходе Никона в Москву – Гиббенет 2, 117 – 118. 653 РИП 2004, 156 – 161; Зеленская 2005, 112 – 138. О книжной деятельности и литературных трудах Герасима источники умалчивают, однако есть пока не подтвержденное мнение, что Герасим записал рассказ о видении венца на главе патриарха Никона – Харлампович 1914, 276. По мнению Леонида (Кавелина) , архимандрит Герасим погребен на старом братском кладбище – Леонид 1876, 146; см. также: Зеленская, Святославекий 2006,109. 655 Позднеев 1958, 364 – 370; Позднеев 1961, 419 – 428; Позднеев 1969, 150 – 158; Панченко 1973, 103 – 115 , Панченко 1992, 198 – 200; Зеленская 2002, 312 – 321; Васильева 2002, 253 – 261; Авдеев 2006, 194 – 206. 672 Леонид 1876, 128 – 129; Зеленская 2002, 321 – 325. Г.М. Зеленская высказала предположение, что стихотворная эпитафия иподиакону Никите Никитину и монастырскому труднику Петру Ивановичу Заборскому, двум верным сподвижникам патриарха Никона , погребение которых в Воскресенском монастыре в 1665 г. совершил сам патриарх Никон , составлена архимандритом Никанором – Зеленская 2002, 325 – 326. 676 28 октября 1667 г. царь Алексей Михайлович указал «никоновского подьяка Ивашка Корнилова сына Шушерина, у Семена Полтева взяв, держать голове московских стрельцов Федору Нарышкииу». Этот документ подтверждает рассказанное И. Шушериным в «Известии» о патриархе Никоне о собственных страданиях «во дни соборов» и заточении – Эйнгорн 1893. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православные святые, просиявшие на территории Албании (версия для печати)/Православие.Ru Православные святые, просиявшие на территории Албании Православие.Ru , 11 сентября 2009 г. Юрий Максимов Святой мученик Иоанн-Владимир Христианство появилось в этих краях ещё в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55-57 гг. писал: «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15:19). Древнее предание считает апостолом этого региона св. Кесаря,– одного из 70 апостолов, который был первым епископом Диррахия (ныне – Дуррес, столица Албании). Во времена императора Траяна (98 – 117 гг.) стал мучеником святитель Астий, епископ Диррахия . После того, как он увидел сон, предвещавший ему близкие страдания и смерть за Христа, святой Астий приказал своим близким скрыться, а сам был арестован по приказу римского наместника Агриколы и подвергнут избиению и бичеванию. Язычники принуждали его принести жертву Дионису, но он сохранил верность Христу даже до смерти, – святителя распяли на кресте. В это время многие христиане переселялись из Италии в Иллирию, чтобы избежать гонений. Среди них были семь святых мучеников – Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман , которые были арестованы вскоре после прибытия в Диррахий. Есть сведения, что причиной послужило то, что они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что они были схвачены и, как христиане, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке верующими. Девяносто лет спустя мученики явились Александрийскому епископу, повелев похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь. Во II веке пострадал еп. Елевферий Иллирийский и его мать Анфия (память – 15 декабря). Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью. Добродетели его были столь высоки, что он уже был избран и поставлен епископом Иллирийским ещё в возрасте двадцати лет. При императоре Адриане (117-138) святой Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе с матерью и одиннадцатью спутниками. Епарх Корив, мучивший святого Елевферия, сам уверовал во Христа и также был казнен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Надежда Римская, мц. Описания иконы Надежда Римская, мц. - житие Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София (Память 17 сентября по старому стилю) Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Константинополь. 985.] Мцц. Вера, Надежда, Любовь и София. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 8561.jpg:   Размер: 1200x822, 0.99 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (132) , (4) . Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий-Сентябрь (мцц. Вера, Надежда, Любовь и София). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 8562.jpg:   Размер: 693x1200, 0.83 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 17 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8564.jpg:   Размер: 495x1200, 0.59 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8565.jpg:   Размер: 692x1216, 0.84 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (161) , (8) . Описание: [Афон. XV.] Мцц. София, Вера, Надежда, Любовь. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8566.jpg:   Размер: 603x535, 0.32 MPix, 84 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (131) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2492

Другие свидетельства . Ранние цитаты. Только для четырёх евангелий имеется 19 368 цитат в трудах отцов Церкви от конца первого столетия и далее. В их число входят 268 цитат у Иустина °Мученика (100–165), 1038 у Иринея (писавшего в конце второго столетия), 1017 у ° Климента Александрийского (ок. 155–220), 9231 у Оригена (ок. 185–254), 3822 у Тертуллиана (ок. 160-х гг. – 220), 734 у Ипполита Римского (ум. ок. 236) и 3228 у Евсевия (ок. 265–339; Geisler, 431). Ранее Климент Римский цитировал Евангелие от Евангелие от Иоанна и 1 Коринфянам ок. 95–97 гг. Игнатий упоминает шесть посланий Павла ок. 110 г., а между 110 и 150 гг. Поликарп цитировал все четыре евангелия, Книгу Деяний и большинство посланий Павла. В «Пастыре Ермы» (115–140) цитируются Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Книга Деяний, 1 Коринфянам и другие книги. Палий, сотоварищ Поликарпа, который был учеником апостола Иоанна, цитирует Евангелие от Иоанна. Это весьма убедительно доказывает, что евангелия существовали ещё до конца первого столетия, когда некоторые очевидцы (в том числе Иоанн) были ещё живы. Ранние греческие рукописи. Самая древняя из бесспорных рукописей новозаветных книг – это папирусы Джона Райлендса (Rylands; Р52), датируемые периодом 117–138 гг. Они представляют собой фрагмент Евангелия от Иоанна, скопированный в пределах жизни одного поколения от момента создания. Поскольку эта книга появилась в Малой Азии, а скопированный фрагмент был найден в Египте, необходимо отвести какое-то время на распространение текста, создание которого по этой причине безусловно следует относить к первому столетию. Полные рукописи книг (папирусы Бодмера; Bodnier) существуют с 200 г. Большая часть Нового Завета, в том числе все евангелия, имеется в папирусах Честера Битти (Chester Beatty), скопированных через полтора столетия (ок. 250) после того, как завершилось создание Нового Завета. Ни для одной из сохранившихся книг древнего мира у нас нет рукописей, отделённых от момента создания столь малым временным промежутком, как в случае Нового Завета (см. Новый Завет: рукописи).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Демис Иван Иванович, петербургский торговец — 87, 121, 138 Демкин Ваня, сын И. И. Демкина — 311 Демкин Иван (Иоанн) Иванович — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); священник (с 1861 г.), протоиерей и настоятель (с 1878 г.) петербургской Благовещенской церкви на Васильевском острове; получил известность своею помощью бедным прихожанам и как устроитель богаделен и приютов; добровольный сотрудник Японской православной Духовной миссии — 81, 85, 90, 100, 102, 103, 109, 121, 122, 138, 146, 160, 167, 188, 212, 219, 220, 227, 235, 236, 238, 240, 241, 306, 311 Демкин Миша, Митя, — сын И. И. Демкина — 122, 236 Демкин Петя, сын И. И. Демкина — 311 Демкина Екатерина Семеновна, жена Демкина И. И. — 122, 188 Десим Константин (1860–1868) — младенец; похоронен на Никольском кладбище Александро–Невской лавры — 179 Десим Леонид (1864–1870) — младенец; похоронен на Никольском кладбище Александро–Невской лавры — 179 Дизраэли Бенджамин, граф Биконсфилд (1804–1881) — английский государственный деятель, писатель — 232 Дионисий (Зобниковский Давид Федорович) (ок. 1570–1633) — архимандрит Троице–Сергиева монастыря (с 1610 г.); организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611–1612 гг. рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию — 177 Дионисий — см. Смирнов Д. Д. Дмитриев, гимназист — 117 Дмитриев–Мамонов Матвей Александрович (1790–1863) — граф; член конспиративной декабристской организации; находясь под домашним арестом, не принимал участия в восстании, но, при восшествии на престол Николая I, отказался от присяги, за что был объявлен сумасшедшим — 289 Дмитрий, Дмитрий Константинович (1860–1916) — сын великого князя Константина Николаевича — 156, 163, 203 Дмитрий — отец Д. Д. Смирнова, священнослужитель — 226 Дмитрий, отец — см. Крыжановский Д. Дмитрий, отец — см. Смирнов Д. Д. Дмитрий Александрович — описка; Алексеевич — см. Хомяков Д. А. Дмитрий Дмитриевич — см. Смирнов Д. Д. Дмитрий (Димитрий) Ростовский (Туптало Данило Саввич) (1651–1709) — митрополит Ростовский; духовный писатель — 221

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ] (II в.), еп. Иерусалимский. Упоминается Евсевием , еп. Кесарийским (IV в.), в «Церковной истории» на 14-м месте при перечислении преемников 1-го еп. Иерусалимского ап. Иакова , брата Господня. И. входит в число первых 15 предстоятелей иерусалимской общины, к-рые были еще из обрезанных ( Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3). В «Хронике» еп. Евсевий также называет И. на 14-м месте после ап. Иакова в списке Иерусалимских епископов времен имп. Адриана (117-138). В арм. переводе Самуила Анийского «Хроники» еп. Евсевия этот список помещен под 7-м годом правления Адриана, т. е. под 124 г.; в латинском переводе блж. Иеронима - под 8-м годом правления Адриана, т. е. под 125 г. Однако в обоих переводах не указывается точное время пребывания И. на епископской кафедре. Визант. хронист Георгий Синкелл († после 811) приводит тот же список, что и еп. Евсевий в «Хронике», помещая сведения о правлении И. под 127 г., однако уточняет, что И. занимал кафедру 2 года. Та же информация без к.-л. хронологической привязки появляется и в списке предстоятелей основных Церквей в «Хронографии» Никифора I , патриарха К-польского (нач. IX в.). В «Анналах» Евтихия , патриарха Александрийского (X в.), между Иерусалимскими епископами Ефремом и Иудой, где у еп. Евсевия Кесарийского помещен Иосиф, появляется Арсаний, которому приписывается 3 года епископского правления. По хронологии еп. Евтихия Арсаний занял кафедру не при Адриане, а в 8-й год правления его преемника имп. Антонина Пия, т. е. в 146 г., в то время как по хронологии, предлагаемой Георгием Синкеллом, епископат И. относится к 138-140 гг. Учитывая общую неуверенность хронистов в датировке правления первых Иерусалимских епископов или полное отсутствие к.-л. датировок в источниках, можно лишь констатировать, что И. руководил иерусалимской общиной в 1-й пол. II в. Ист.: Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3; idem. Chron. T. 2. P. 166-167; Georg. Sync. Chron. P. 427; Niceph. Const. Chronogr. P. 124; Eutych. Annales. Col. 988. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/578455.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Любовь Римская, мц. Описания иконы Любовь Римская, мц. - житие Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София (Память 17 сентября по старому стилю) Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Константинополь. 985.] Мцц. Вера, Надежда, Любовь и София. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 7894.jpg:   Размер: 1200x822, 0.99 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (4) . Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий-Сентябрь (мцц. Вера, Надежда, Любовь и София). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 7895.jpg:   Размер: 693x1200, 0.83 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (135) , (4) . Описание: [Афон. XV.] Мцц. София, Вера, Надежда, Любовь. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7896.jpg:   Размер: 603x535, 0.32 MPix, 84 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (129) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 17 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7898.jpg:   Размер: 495x1200, 0.59 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (120) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7899.jpg:   Размер: 692x1216, 0.84 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (187) , (22) .

http://pravicon.com/icon-2308

Более поздние авторы, излагавшие сведения о П., в основном следовали Евсевию, но не всегда поддерживали его гипотезу. Так, блж. Иероним то соглашался с мнением Евсевия ( Hieron. De vir. illustr. 18), то отвергал его, называя П. учеником ап. Иоанна ( Idem. Ep. 75.3; см.: Shanks. 2008. P. 255-258). Учеником ап. Иоанна его называли также Филипп Сидский (сер. V в.; The Apostolic Fathers. 2007. P. 742-742; Shanks. 2008. P. 259-263), Псевдо-Анастасий Синаит (The Apostolic Fathers. 2007. P. 750-751; Shanks. 2008. P. 285-287) и др. авторы. В некоторых визант. текстах П. упоминается как секретарь ап. Иоанна, записавший под его диктовку Евангелие (The Apostolic Fathers. 2007. P. 756-759; см.: Schoedel. 1993. S. 241-243; Shanks. 2008. P. 293-299, 313-314). Т. о., вопреки мнению Евсевия, в церковной традиции утвердилось представление о том, что П. лично знал ап. Иоанна. Согласно Евсевию, П. общался с дочерьми ап. Филиппа , к-рые жили в Иераполе. Они рассказали П. о случае воскрешения мертвого (согласно Филиппу Сидскому, речь шла о матери Манаима) и о том, как «Юст по прозвищу Варсава» (см. ст. Иуст , ап. от 70) выпил смертельный яд и остался жив ( Euseb. Hist. eccl. III 39.9; The Apostolic Fathers. 2007. P. 742-745). Нек-рые совр. исследователи полагают, что Филипп, о к-ром упоминал П., был одним из 12 апостолов ( Shanks. 2008. P. 203-206, 350-355); по др. версии, это был Филипп евангелист, один из 7 диаконов первохрист. общины ( K ö rtner. 1983. S. 145-146; ср.: Schoedel. 1993. S. 252-253). Хронологические указания Иринея и Евсевия позволяют считать временем деятельности П. кон. I в.- 1-ю пол. II в. Ссылаясь на П., Филипп Сидский утверждал, что люди, к-рых воскресил Христос, прожили до времени правления рим. имп. Адриана (117-138) (The Apostolic Fathers. 2007. P. 744-745; Shanks. 2008. P. 272). Т. о., П. написал свое сочинение не ранее 117 г. Однако большинство исследователей принимают более раннюю дату - ок. 110 г. (напр: K ö rtner. 1983. S. 88-94, 225-226; Schoedel. 1993. S. 236-237, 261; Hill. 2006. P. 309; Shanks. 2008. P. 110-112). Высказывалось также мнение о том, что сочинение П. было написано между 95 и 110 гг. ( Yarbrough. 1983; см.: K ö rtner. 2010. P. 176-177).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

Архив Пн Преставился ко Господу протоиерей Всеволод Чаплин 26 января 2020 г. 17:51 26 января 2020 года, на 52-м году жизни, скоропостижно скончался настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы протоиерей Всеволод Чаплин . Отец Всеволод родился 31 марта 1968 г. в Москве. В 1990 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 г. — Московскую духовную академию . Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли». 21 апреля 1991 г. рукоположен в сан диакона, 7 января 1992 г. — в сан пресвитера. С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела, с 1990 г. — Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Возглавлял секретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей. В 1990-2000 гг. состоял членом Центральных комитетов Всемирного совета церквей (ВСЦ) и Конференции европейских церквей (КЕЦ), был сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ, членом комиссии Церквей по международным делам ВСЦ. В 1999 г. возведен в сан протоиерея. В 2009-2015 гг. — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества . В 2009-2016 гг. — настоятель храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 11 февраля 2016 г. назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот г. Москвы. Занимал должности председателя Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, заместителя главы Всемирного русского народного собора . Входил в состав Синодальной библейско-богословской комиссии . Был автором и ведущим программ «Комментарий недели» (ТВ «Союз»), «Время доверия» (Радио «Комсомольская правда»), «Вечность и время» (ТВ «Спас»). Входил в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5581929.ht...

248 ПСРЛ. Т. 18. С. 86, под 6814 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120, 351. 250 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 132–139. 252 Насонов А.Н. Монголы и Русь. М., Л., 1940. С. 81; Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды XIII-XIV вв. М., 1985. С. 205. 256 В отношении убийства Константина Рязанского такое предположение высказал Н.С. Борисов (Борисов Н.С. Указ. соч. С. 113–114). 257 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 136–138. 258 HIЛ. С. 92, под 6816 г. мартовским. Ряд исследователей датируют вокняжение Михаила в Новгороде 1307 г., отдавая предпочтение датировке младшего извода HIЛ (с. 332) – 6815 г. (Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918. С. 119; Fennell J.L.I. Op. cit P. 67; Янин В.Л. Новгородские акты XII-XVbb.: Хронологический комментарий. М., 1991. С. 153; Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). Тверь. 1994. С. 101, 134; Борисов Н.С. Указ. соч. С. 114–117). При этом упускается из виду, что в обоих изводах HIЛ под тем же годом («того же лега на зиму»), сразу после сообщения о вокняжении Михаила, говорится об отправке кандидата в новгородские архиепископы Давыда к митрополиту для поставления; поставление же его датировано (в обоих изводах) 5 июня 6817 (1309) г. (HIЛ. С. 92, 332–333). Если допустить, что Давыд отправился во Владимир (где произошло его поставление митрополитом Петром, только что приехавшим в Северо-Восточную Русь) зимой 1307–1308 гг., то получится, что он пребывал там полтора года: ясно, что речь может идти только о зиме 1308–1309 гг. Соответственно, вокняжение Михаила в Новгороде произошло летом 1308 г. (См.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в начале XIV в. и московско-ордынские отношения//Russia mediaevalis. Miinchen, 1992. Т. VII, 1. S. 93–94, примеч. 39). 259 Об Александре Даниловиче известно лишь, что он умер в конце 1308 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 87). Борис Данилович позже вновь выступает в союзе с братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010