1816 Письма В. К. Мясоедова Л. А. Мацулевичу из Берлина, Киева, Москвы, Петербурга (Петрограда), Павловска, Тярлево, Твери. 291 п. ; 30 откр., 6 тел., 2 виз. карт. – 2 янв. 1914 – 28 июля 1915 г. (Там же. Д. 138). 1818 Мацулевич Л. А. Памяти Д. В. Айналова. Роль византиноведения в деятельности Η. П. Кондако­ва и Д. В. Айналова: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 222. 1820 Например, «Описание архитектурных памятников с. Волотово Новгородского уезда». Четыре зап. книжки. 1909–1910: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 4. 1822 «Происхождение новгородских храмов, Новгород, торговля Новгорода и др.». Выписки из ли­тературы, зарисовки. 1910: Там же. Д. 16. Л. 213. 1824 См., например, «Памятники архитектуры Новгорода и Владимира». 1909: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 1.Л. 9–13. 1837 Черновик доклада в ИИМК и материалы к нему. 28 февраля 1950 г.: ПФАРАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 38. 1839 «Тазик в Dommuseum zu Riga». Выписки из литературы на рус., нем. яз. Зарисовки. 1913: Там же. Д. 67. 1840 См., например: Мацулевич Л. А. Серебряная чаша из Керчи//Памятники Гос. Эрмитажа. Л., 1926. Т. 2; Matzulevitsch L. Byzantinische Antike. Berlin; Leipzig, 1929; a также другие работы. 1842 Например, «Византийские блюда». Описания, выписки из литературы, зарисовки, иллюстра­ции. ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 49; «Блюда. Византийский антик». Описания, выписки, зари­совки, иллюстрации. Там же. Д. 56. 1843 См., например, «О раскопках в Крыму». Описания предметов, найденных при раскопках в Бати-лиман. Записи, зарисовки. Одна зап. книжка. 16, 29 октября 1931 г.: Там же. Д. 79; «Археологические памятники Крыма». Выписки, зарисовки, иллюстрации, схемы. 1929–1948: Там же. Д. 85. 1844 Исключение составляет только предисловие к сборнику: Материалы Эски-Керменской экспе­диции 1931–1933 гг.//Изв. ГАИМК. М.; Л., 1935. Вып. 117. С. 7–11 (имя Мацулевича в публикации не указано). Ср.: Список трудов Мацулевича Л. А.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 2. Д. 21. 1849 «Культура и искусство Керчи во время гуннского племенного союза». План (краткое содержание книги)». Машинопись. 10 ноября 1939 г.: Там же. Д. 94. Л. 5 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7Q5 50 г. по Р. X. Мк. 12:17 7Q7 50 г. по Р. X. Деян. 27:38 7Q6? 60 г. по Р. X. Рим. 5:11, 12 7Q9 70+ г. по Р. X. 1Тим. 3:16; 4:1–3 7Q4 70+ г. по Р. X. 2Пет. 1:15 7Q10 70+ г. по Р. X. Иак. 1:23, 24 7Q8 70+ г. по Р. X. Многие критики отвергают такую идентификацию, настаивая, что тексты слишком фрагментарны для уверенного их опознания. Однако О’Каллахан – уважаемый палеограф, и свою позицию он обосновывает тем, что его анализ согласуется с методами, которыми идентифицируют другие фрагменты древних текстов. Критики не смогли представить, не отступая от требований обычной в таких случаях исследовательской процедуры, реальную альтернативу для текстов, к которым могли бы принадлежать спорные фрагменты. Если это фрагменты Нового Завета, такие ранние даты произведут переворот в новозаветной критике. Критики О’Каллахана возражают против его выводов и стараются подыскать другие возможные объяснения. Из-за фрагментарного характера рукописей трудно придерживаться догматической позиции в вопросе идентификации (см. О’Каллахан, Хосе). К настоящему времени обнаружены восемьдесят восемь бесспорных рукописей на папирусе, из которых ниже перечислены самые важные. Текстовое свидетельство папирусов бесценно, поскольку восходит ко времени первых двух столетий после создания Нового Завета. Рукописи на папирусе или их фрагменты обозначаются заглавной буквой «Р», сопровождающейся верхним индексом в диапазоне от 1 до 98. Фрагмент Джона Райлендса. Фрагмент Джона Райлендса (Р 52 ), кусок папируса из кодекса, имеющий размеры два на три дюйма, является древнейшей бесспорной копией отрывка из Нового Завета. Датируется он первой половиной второго столетия, наиболее вероятно – периодом 117–138 гг. Как утверждает Адольф Дайсманн (Deissmann), не исключено, что он даже старше (Metzger, Text of the New Testament, 39). Этот фрагмент папируса, исписанный с обеих сторон, содержит части пяти стихов из Евангелия от Иоанна ( Ин. 18:31 – 33, 37 – 38). Поскольку фрагмент был найден в Египте, далеко от Малой Азии, где, согласно традиции, было написано Евангелие от Иоанна, он способен подтвердить, что данное Евангелие появилось раньше конца первого столетия. Хранится он в библиотеке Джона Райлендса в английском г. Манчестере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Такое место, как место храма Иеговы, не могло быть забыто после разрушения ветхозаветного святилища. Известность этого места заставила императора Адриана (117–138 гг.) через 50 лет построить здесь из развалин храма Ирода языческий храм Юпитера. Внутри этого храма Адриан распорядился поставить свою статую. В начале IV в. при императоре Константине Иерусалим стал христианским священным городом, и языческий храм Юпитера был разрушен. Но в 363 году при императоре Юлиане Отступнике евреям было разрешено начать восстановление храма Соломона на его древнем месте. Указ Юлиана, разрешавший евреям сооружение храма, был дан рабби Гиллелю, но после того, как был открыт древний фундамент и на нем положены первые камни, сильное землетрясение сбросило их с места, а строители в страхе разбежались 3 . В юго-западной части территории, занимаемой некогда иерусалимским храмом, находится Стена Плача. Плач евреев у подножия разрушенного храма Соломона начался еще с древних времен. Как сообщал в 333 году бордосский паломник, недалеко от разрушенного храма находился «пробитый камень, к которому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются» 4 . О разрешении иудеям посещать место бывшего храма в день разрушения его Титом упоминает и блаженный Иероним 5 . По его словам, когда Иерусалим уже был обращен в Элию Капитолину, евреи со всех концов мира собирались на свое древнее пепелище и ценой золота добивались позволения «плакать на развалинах храма». Этот обычай сохранялся в течение многих веков; во времена крестоносцев христианские авторы часто упоминали о «месте плача евреев при западной стене»; об этом обычае в 1163 году сообщалВениамин Тудельский 6 . Один из русских паломников так описывал во 2-й половине XIX в. свое посещение Стены Плача: «Любопытно видеть здесь вечером в пятницу толпы детей Израиля, закутанных в белые саваны и прильнувших лбами к этой святыне. Они собираются сюда молиться, читать «Плач Иеремии» и в буквальном смысле орошать слезами драгоценные для них камни» 7 . Аль-Акса – «мечеть удаленнейшая»

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1) Христиан не следует разыскивать или выслеживать. 2) Раскаяния и поклонения богам достаточно, чтобы оправдать человека. Плиний высказывал сомнения, следует ли наказывать верующего, несмотря на раскаяние, и говорил только о прощении тех, кто с готовностью отказался от веры еще до допросов. 3) Плинию не следовало рассматривать списки христиан, поданные анонимно. Эти условия, поставленные императором Траяном, дают представление о ранних официальных взглядах Рима на христианство. Хотя гонения явно были серьезными, и многие христиане умерли, не совершив никаких преступлений, интересно отметить, что, вопреки распространенному мнению, первый век не был периодом самых жестоких гонений на верующих. Ограничения, которые Траян ставит Плинию, указывают, по крайней мере, на то, что массового истребления христиан не было. Тем не менее, гонения были, и многие христиане умерли за веру. Император Адриан То, что христиан судили, подобно тому, как делалось во времена Плиния, подтверждается еще одним историческим упоминанием. Серений Гранниан, проконсул Асии, также писал императору Адриану (117–138 гг. н.э.), объясняя свои действия по отношению к верующим. Адриан ответил Минуцию Фундану, новому асийскому проконсулу, и выпустил указ против тех, кто ложно обвиняет христиан или обвиняет их без соблюдения надлежащей процедуры. В письме, сохранившемся в труде Евсевия – историка церкви, жившего в третьем-четвертом вв., – Адриан заявляет: «Мне кажется, что дело это нельзя оставить без рассмотрения; нельзя, чтобы люди жили, не зная покоя, и на доносчиков была возложена обязанность вредить и злодействовать. Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует, в случае обвинения, произвести тебе расследование» 460 . Адриан объясняет, что если после расследования вина христиан будет доказана, их следует судить «в соответствии с преступлением». Но если верующие стали жертвами клеветы, за ложные обвинения следует наказывать доносчиков 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Адисатра – 23. VII, 1, 67 (Р: δισθρα; Η: δεισθρα) – внутренний город Индии; считают, что это нын. город Нагпур (21 °09» 79°05» шт. Махараштра; в центре Индии). Птолемей относит его к области не адисатров, а других народов (см. § 66). См. Адисатр. адисатры – 23. VII, 1, 71 (Р: δσαθροι; Η: δεσαθροι) – народ во внутренней части Индии. Полагают, что они жили: 1) в горах Адисатр (см.); 2) к югу от Нагпура (см. Адисатра) до среднего течения Годавари; 3) основная территория их обитания – к югу от реки Нарбада (=Нармада), а также восточная полоса гор Виндхья. Адисдара – 23. VII, 1, 53 (δισδρα) – город в области области Прасиака, области прасиев=Прасийской области, у нижнего течения нын. реки Бетва (впадает в Джамну под 25°57» 79°54») или реки Чамбал (впадает в Джамну под 26°33» 79°04»), на месте нын Atra (?) (Неясно. Может быть, имеется в виду Atarra, Атарра, 25°17» 80°35» на юге штата Уттар-Прадеш, довольно далеко к юго-востоку от нижнего течения реки Бетва?). Некоторые идентифицируют как древний город Ахиччхатра (см. Каллинипаза). адраисты – 7. XVII, 91, 2 (δρεστα). 17а. V, 22, 3 (δραστα), (у Юстина, XII, 8, 9 – Adrestae) – индийский народ в Пенджабе по ту сторону реки Гидраот (нын. Рави), с укрепленным городом Пимпрамы, по индийским источникам не определяется. Предполагают узко ограниченное местное название (санскр.) adhsa (неотразимые, непреодолимые; непобедимые). Отождествление с аратриями (см.) отвергается. Адриан – 28. LXIX, 16, 1 – римский принцепс (117–138 гг. н. э.). Адрис – см. Аруадий. Адуле (или Адулис, и др.) – 44.1, 4. 49. XI, 15; 17; 19; см. также адулийцы – 44. I, 1 – город на севере Эфиопии у западного берега Красною моря (Аравийского залива), названный по местной народности; адулийцы – жители города Адулис. Адулисом считают развалины вблизи местности Зула (15°11» с. ш., 39°41» в. д., около 4 км от западного берега залива Зула) к югу от нын. города Массауа (=Митсива, 15°36» с. ш., 39°27» в. д.), в нын. Эритрее. В древности Адулис был одним из важнейших транзитных (посреднических) торговых пунктов на морском торговом пути между Египтом и Индией. В Адулисе, как и в соседнем Аксуме, было принято христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин после этого должен являться для нас творцом хотя замечательного и открывающего эпоху дела, но дела не совершенно нового; он должен являться человеком, положившим последний камень в здании, которое начали строить многие руки до него, но руки не столь опытные и решительные. Более или менее толерантными в отношении к христианам показали себя те из языческих римских императоров, которые не отличались фанатической привязанностью к римскому культу, те, которые под влиянием духа времени и обстоятельств их происхождения и воспитания наравне с римским культом или даже выше его ставили другие культы; не имея твердой приверженности к традиционному римскому культу, они не ставили своей целью охранять и защищать его интересы, а потому могли благосклонно или снисходительно относиться к религиям неримским, а такой и было христианство. Это самое важное, что побуждало некоторых императоров миролюбиво смотреть на христиан. Но были и другие причины, ведшие к той же цели, — например, особенная кротость и милосердие некоторых из языческих императоров: не отличаясь строгостью и суровостью ко всем подданным, они не лишали своего благоснисхождения и христиан.    Говоря вообще, для христиан первый век прошел мирно. Христианство, как секта, вышедшая, по воззрению язычников, из религии иудейской, терпимой в римском государстве, свободно жило на территории римской; оно не знало притом гонений, правильно организованных, ведшихся с ясно осознанной целью повредить делу христианства, искоренить его; проявление каприза и страстей со стороны лица, имеющего власть (императора), еще не создавало в это время гонения, которое угрожало бы всему обществу христианскому.    Но вот наступает второй век. Император Траян грозно выступил против христиан. Указ Траяна не переставал действовать и при его преемнике, императоре Адриане (117—138 гг.), но при том же Адриане последовало и смягчение гонения, узаконенного Траяном. Адриан ограничивает действие указа своего предшественника. Историки хвалят необыкновенное человеколюбие Адриана и приводят много фактов, доказывающих эту черту его характера.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не проводя специального разбирательства, используя процедуру дознания (cognitio), состоявшую в 3-кратном допросе обвиняемых, Плиний осуждал всех, кто упорно придерживались христианства, к смерти. «Я не сомневался,- писал Плиний,- что, в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Плиний приостановил расследование и обратился к императору с вопросами: наказывать ли обвиняемых только за то, что они называют себя христианами, даже если нет иных преступлений, или только за преступления, связанные с именованием себя христианами; прощать ли за раскаяние и отречение от веры и учитывать ли возраст обвиняемых? Траян поддержал своего наместника, но предоставил ему свободу действий, т. к. для такого рода дел «установить общее определенное правило невозможно». Император настаивал, чтобы действия в отношении христиан находились в рамках строгой законности: власть не должна брать на себя инициативу по розыску христиан, анонимные доносы строго запрещались, при открытом обвинении упорствующих христиан император приказывал казнить без различия возраста за одно то, что называли себя христианами, отпуская на свободу всякого, кто открыто отречется от веры. При этом обвиняемому достаточно совершить жертвоприношение римским богам. Помимо безымянных христиан в провинциях Вифиния и Понт, где действовал Плиний, при Траяне мученически скончался в возрасте 120 лет священномученик Симеон, сын Клеопы, родственник Господа и епископ Иерусалимский . Известно также о мученичестве Евстафия Плакиды и его семьи в Риме ок. 118 г. Центральной фигурой Гонений при императоре Траяне является священномученик Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский. При императоре Адриане (117–138) Преемник Траяна Адриан в 124-125 гг. наставлял проконсула провинции Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан. Незадолго до этого бывшый правитель той же провинции Лициний Граниан обратился к императору с письмом, в котором отмечал, что «несправедливо без всякого обвинения, только в угоду орущей толпе, без суда казнить» христиан.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

(Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1948. 1. С. 228–232) Дионисий Периэгет Дионисий, прозванный Периэгетом, потому что он написал «Периэгесу ойкумены», т. е. «Описание известной земли», жил в I в. н. э. Место жительства автора и дата создания «Периэгесы» прочитываются по двум акростихам сочинения, говорящим о том, что автор жил в Александрии и написал свою поэму при Адриане, вероятно, между 117 и 138 гг. н. э. Написаная гексаметром поэма – классический образец дидактической поэзии, представленной именами Гесиода, Арата, Каллимаха, Аполлония Родосского и других. Дионисий описывает весь мир, соединяя данные научной географии (например, Эратосфена) и мифо-поэтические представления, восходящие к Гомеру и эпической традиции. Поэма пользовалась большой популярностью в античности и в средние века. Издания: Geographi Graeci minores/Ed. С. Müllerus. Vol. II. Parisiis, 1882; Dionysiou Alexandreos oikoumenes periegesis/Ed. I. O. Tsavari. Ioannina, 1990; Dionysios von Alexanria. Das Lied von der Welt/Zweisprachige Ausgabe von K. Brodersen. Hildesheim; Zürich; New York, 1994; Dionigi d’Alessandria. Descrizione della Terra abitate/A cura di Eugenio Amato. Milano, 2005. Перевод: Дионисий Александрийский (Периэгет). Описание ойкумены/Вступ. ст., перев. с древнегр. и комм. Е. В. Илюшечкиной//ВДИ. 2005. 4. С. 214–231; 2006. 1. С. 234–245; С. 234–251. Литература: Илюшечкина 2002. С. 379–402; Ростовцев 1925. С. 79–81; Bemays 1905; Jacob 1991. P. 43–53. Периэгеса ойкумены 164–169. К северу [от Понта] разлились воды Меотийского озера. Вокруг него обитают скифы, (165) бесчисленный народ; [Меотиду] они называют кормилицей Понта, так как огромная масса воды Понта выходит из нее через Боспор Киммерийский 498 , вдоль которого у холодного подножья Тавра проживает много киммерийцев... 298–320. Рядом с Реном 499 возникает священный Истр, тот самый [Истр], текущий на восток вплоть до (300) Эвксинского моря, там он извергает всю пену [своих] волн, извиваясь пятью устьями 500 вокруг [острова] Певки. К северу от него на широком пространстве живет множество племен вплоть до устья Меотийского озера: германцы, са[р]маты 501 , геты и бастарны; (305) неизмеримая земля даков и сильные аланы, тавры, населяющие крутой, узкий и длинный Ахиллов Бег и далее [живущие] до устья самого [Меотийского] озера. Выше 502 их расположилось племя многоконных агавов 503 ; а там – меланхлены и мужи гиппемолги 504 , (310) невры, гиппоподы 505 , гелоны и агафирсы – [они живут] там, где широко разливающиеся воды Борисфена вливаются в Эвксин перед Бараньим Лбом, прямо на линии против Кианеев. Там же 506 воды Алдиска 507 и Пантикапа шумят двумя потоками в Рипейских горах. (315) У их устьев вблизи Замерзшего моря рождается мягко сияющий янтарь 508 , подобный свету нарождающейся луны, а рядом – у холодных агафирсов – ты мог бы видеть ярко сверкающий адамант. (320) Столько народов живет к северу от Истра...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Либкнехт (Liebknecht) Вильгельм (1826–1900) – один из основателей (1869) и руководителей Социал-демократической партии Германии. Участник революции 1848–1849 в Германии. С 60-х гг. участвовал в работе 1-го Интернационала. В 1867–1870 как депутат Северо-германского, с 1874 Германского рейхстага резко критиковал проводимую внешнюю и внутреннюю политику. В 1876–1878 соредактор (с В. Газенклевером), в 1891 ответственный редактор центрального органа Социал-демократической партии «Форвертс»; участвовал в организации и деятельности 2-го Интернационала. 1172 От марксизма к идеализму. С. 264. Здесь и далее курсив обозначает слова и выражения, выделенные Зеньковским, курсив оригинала обозначен полужирным шрифтом. – Примеч. ред. 1175 Книга «Философия трагедии», (вышедшая только по-немецки: Philosophie d. Tragödie. Darmstadt, 1927) (Ошибка Зеньковского; книга Булгакова и в русском, и в немецком варианте называется «Трагедия философии», хотя и посвящена диалектике немецкой философии XIX века, но в то же время насыщена богословскими идеями. 1176 На самом деле (по свидетельству самого Булгакова; см. фрагмент «Дневника», опубликованный в настоящем издании) он отплыл на корабле из Севастополя в Константинополь 17 (30) декабря 1922 г. 1188 В «Автобиографических заметках» (С. 49), относящихся к этому периоду, Булгаков упоминает о том, что одно время он «обращал свои упования к Риму», что «позднее он совершенно преодолел это в себе», «потеряв к Риму духовный вкус». 1189 От марксизма к идеализму. С. 117. Ср.: Философия хозяйства. С. 138, где находим критику односторонностей, в которые впадает трансцендентализм – ибо знание вообще возможно лишь «благодаря реальной причастности человека к Божественной Софии». 1196 Это сказано en passant (между прочим (лат.), но в этом мимолетном замечании – ключ к философским исканиям Булгакова. 1197 В статье «Что дает современному сознанию система Вл. Соловьева» (в сборнике «От марксизма к идеализму»). 1206 Любопытно отметить, что еще в «Свете Невечернем» Булгаков говорит: «Лишь как искатель религиозного единства жизни взыскуемого, но не обретенного, выступаю я в этой книге» (Там же. С. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Превосходство по дате создания рукописей. Одной из характеристик хорошей рукописи является её возраст. В общем и целом, чем древнее рукопись, чем ближе к дате создания оригинала, тем меньше в ней ошибок копирования. Большинство древних книг дошли до нас в виде рукописей, скопированных через тысячу или больше лет после появления оригинала. Редкостью является, как в случае «Одиссеи» Гомера, копия, написанная через 500 лет после оригинала. Большая часть Нового Завета сохранилась в виде рукописей, появившихся не позднее двух столетий от времени создания оригинала (Р 45 , Р 46 , Р 47 ), некоторые новозаветные книги представлены копиями, отделёнными чуть более, чем столетием, от даты создания (Р 66 ), и есть фрагмент (Р 52 ), скопированный в пределах жизни одного поколения после первого столетия. В отличие от этого, для Нового Завета сохранились полные копии ряда книг, сделанные через сто с небольшим лет после того, как завершилось создание новозаветного текста. Имеются фрагменты, отделённые от даты создания всего лишь десятилетиями. Один из них, папирус Джона Райлендса (Р 52 ), датируется 117–138 гг. (см. Новый Завет: датировка). Превосходство в точности копий. Мусульмане любят подчёркивать, что текст Корана сохранен в точности (см. Коран: предполагаемое божественное происхождение). Но, в то время как Коран представляет собой средневековую книгу, относящуюся к седьмому столетию. Новый Завет – это наиболее точно скопированная книга древнего мира. Разумеется, важнее всего вопрос не о точности копий, а о том, представляет ли собой оригинал Слово Божье (см. Библия: свидетельства истинности). Среди критиков широко распространены ложные представления относительно «ошибок» в библейских рукописях. Кое-кто насчитывает их до 200 000. Прежде всего, это не «ошибки», а разночтения, подавляющее большинство которых имеет чисто грамматический характер. Во-вторых, эти разночтения рассеяны среди более чем 5300 рукописей, так что варианты написания одной буквы в единственном слове одного и того же стиха в 2000 рукописей засчитываются за 2000 «ошибок». По оценкам текстологов Уэсткотта (Westcott) и Хорта (Hort), только в одном случае из шестидесяти эти разночтения имеют какое-то значение. Таким образом, чистота текста достигает 98,33 процента. Как подсчитал Филип Шафф, из 150 000 разночтений, известных в его время, только в 400 изменялся смысл фразы, только пятьдесят имели реальное значение, и ни одно из них не затрагивало « символ веры или заповедь поведения, которые не имели бы с избытком подтверждений в других, несомненных местах Писания или в самом духе библейского учения» (Schaff, 177).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010