Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Вопрос: Почему так много сейчас пишут о «Евангелии от Варнавы»? Что о нем можно сказать? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Исследования ученых (Дж. Сломпа, Л. Б. Джоунса, Д. Сокса, Ж. Жомье, Дж. Гилкриста и др.) доказали, что т.н. «Евангелие от Варнавы» (ЕВ) – подделка. Этот же вывод делает В.В.Салтанова – автор диссертационного исследования «Арабская версия " Евангелия от Варнавы " в истории исламо-христианского диалога».  У ЕВ нет никакой текстовой традиции. Самая ранняя известная нам рукопись существует на итальянском языке. «Палеографические исследования итальянской рукописи, проведенные в последние десятилетия экспертами Национальной библиотеки Вены, выявили следующее: рукопись переплетена в турецкую кожу темно-бронзового цвета, при этом есть и более ранний переплет также восточного происхождения. Переплет был изготовлен в первой трети XVI в. В рукописи использована бумага хорошего качества, причем филигрань говорит о том, что бумага была произведена в Венеции или сопредельных с ней районах. Язык рукописи носит явное влияние североитальянского койне, распространенного в Средние века в Венеции и пограничных ей территориях. На полях множественные примечания на арабском языке. Многочисленные аномалии в орфографии и синтаксисе итальянского языка в равной степени характерны и для арабского. Арабский язык не являлся родным для автора рукописи, почерк следует скорее обозначить как “османский”  «В.В.Салтанова. Автореферат диссертации, СПБ., 2001»). Ученые датируют рукопись 16-м веком. В период горячих споров между мусульманами и христианами (с 7-го в. (возникновение ислама) до 16 в.) ЕВ ни разу не упоминается.  Впечатляющий контраст этому являют канонические тексты Нового Завета. Существует 2328 рукописей или фрагментов рукописей на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства. Среди них самой древней рукописью Нового Завета  (часть Евангелия от Иоанна) является Фрагмент Дж. Райлендса – папирус, датируемый периодом 117138 гг. (хранится в Манчестере).   

http://pravoslavie.ru/6798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОРК [англ. York; лат. Eboracum; древнеангл. Eoforwic; древнесканд. Jorvik], город на севере Англии (графство Норт-Йоркшир), на р. Уз, в средние века кафедра католического архиеп-ства; с 1531 г. резиденция англикан. архиепископа. Древнейшие стоянки людей на месте совр. Й. датируются 8000-7000 гг. до Р. Х. На территории города обнаружены клады и захоронения эпохи бронзового и железного веков. После завоевания Британии римлянами на месте совр. Й. располагалась крепость Эборак (Эбурак). Ее строительство было начато в 71 г. Квинтом Петилием Цериалом, легатом IX легиона (Legio IX Hispana) (впосл. наместник рим. пров. Британия (71-74)). Впервые о крепости упоминается в документах на деревянных табличках рубежа I и II вв., найденных при раскопках в рим. крепости Виндоланда (графство Нортамберленд). Первоначальные земляные укрепления впосл. были заменены деревянными, а в нач. II в.- каменными стенами. Вокруг крепости возникло крупное поселение. В 122 г. крепость посетил рим. имп. Адриан (117-138); в 211 г. в Эбораке умер имп. Септимий Север (193-211), готовивший военный поход против пиктов (осуществлению планов помешала смерть императора). В нач. III в., при Септимии Севере или при его сыне имп. Каракалле (211-217), Эборак получил статус рим. колонии (Colonia Eboracensis) и столицы новообразованной пров. Н. Британия (Britania Inferior). В 306 г., во время военной кампании против пиктов, здесь скончался август Констанций I Хлор, после чего воины провозгласили императором его сына св. равноап. Константина I Великого . В нач. IV в. Н. Британия была разделена на провинции Флавия Цезарейская (Flavia Caesariensis) и Вторая Британия (Britania Secunda). Границы провинций и их расположение остаются предметом дискуссий, однако известно, что Эборак был столицей одной из них (ср.: Bury. 1923/1925; Birley. 1981; Mann. 1996). О существовании в городе христ. общины свидетельствует упоминание среди 3 брит. епископов, принявших участие в Арелатском Соборе 314 г., «епископа Эбория из города Эборака» (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 14-22. (CCSL; 148)). Др. сведений о христианах в Эбораке в рим. эпоху нет.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Приложение Римские и византийские императоры От Августа до Юстиниана Август 27 г. до н. э.–14 г. н. э. Тиберий 14–37 гг. Калигула 37–41 гг. Клавдий (I) 41–54 гг. Нерон 54–68 гг. Гальба 68–69 гг. Отон 69 г. Вителлий 69 г. Веспасиан 69–79 гг. Тит 79–81 гг. Домициан 81–96 гг. Нерва 96–98 гг. Траян 98–117 гг. Адриан 117–138 гг. Антонин Пий 138–161 гг. Марк Аврелий 161–180 гг. Луций Вер 161–169 гг. Коммод 180–192 гг. Пертинакс 193 г. Дидий Юлиан 193 г. Септимий Север 193–211 гг. Клодий Альбин 193–197 гг. Песценний Нигер 193–194 гг. Каракалла 211–217 гг. Гета 211–212 гг. Макрин 217–218 гг. Элагабал 218–222 гг. Александр Север 222–235 гг. Максимин 235–238 гг. Гордиан (I) 238 г. Гордиан (II) 238 г. Пупиен 238 г. Бальбин 238 г. Гордиан (III) 238–244 гг. Филипп Араб 244–249 гг. Филипп (Младший, соправитель Филиппа Араба, своего отца) 247–249 гг. Деций 249–251 гг. Деций (Младший) 251 г. Гостилиан 251 г. Требониан Галл 251–253 гг. Волузиан 251–253 гг. Эмилиан 253 г. Валериан 253–260 гг. Галлиен 253–268 гг. Постум 258–268 гг. (Провозглашен императором в Галлии, оспаривал власть у Галлиена) Викторин 268–270 гг. (Наследовал Постуму, правил Галлией) Клавдий (II) Готский 268–270 гг. Тетрик 270–273 гг. Квинтилл 270 г. Аврелиан 270–275 гг. Тацит 275–276гг. Флориан 276 г. Проб 276–282гг. Кар 282–283гг. Карин 283–285гг. Нумериан 283–284гг. Диоклетиан 284–305гг. Максимиан 286–305 гг.; 307–310 гг. Галерий 293–311 гг. Констанций (I) 293–306 гг. Караусий 286–293 гг. (Провозглашен императором в Британнии, оспаривал власть у Констанция). Аллект 293–296 гг. (Преемник свергнутого им Караусия. Оспаривал власть у Констанция). Флавий Север 305–307 гг. Максимин Дайа 305–313 гг. Максенций 307–312 гг. Александр 308–311 гг. (Провозглашен императором в Африке, оспаривал власть у Максенция). Лициний 308–324 гг. Константин (I) 306–337 гг. Константин (II) 337–340 гг. Констант 337–350 гг. Констанций (II) 337–361 гг. Магненций 350–353 гг. Юлиан 361–363 гг. Иовиан 363–364 гг. Валентиниан (I) 364–375 гг. Валент 364–378 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМФИЛИЯ [Греч. Παμφυλα; лат. Pamphylia], историческая область на юге М. Азии (ныне Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ). География Большая часть Центральной и вся Восточная П. расположены в районе горного массива Тавр (высшая точка - 2877 м, гора Гейик); остальная территория равнинная. П. бедна водой: на северо-западе находится оз. Кестель, на востоке - оз. Каприя (ныне Карагёль). Реки малочисленны и не судоходны: Кестр (ныне Аксу), Эвримедонт (ныне Кёпрю), Мелас (Манавгат), Алара. С запада П. граничила с Ликией , с севера - с Писидией и Исаврией, с востока - с Киликией . Основная дорога в П. шла вдоль побережья: от нее отходили ок. 10 крупных дорог на север. В равнинной П. было развито земледелие, в горной - скотоводство. В древнем географическом справочнике «Expositio totius mundi» (359 г. по Р. Х.) П. описана как «отлично обеспечивающий себя регион, производящий много оливкового масла и поставляющий его в другие регионы». Памфилия Греч. колонизация П., прежде частично заселенной киликийцами, началась в VII в. до Р. Х. Родосцы основали города Пергу, Силей и Аспенд, жители эолийской Кимы - Сиду. Геродот (История. V 68) производил название П. от дорийского племени памфилов (παμ-θλη, всё-племя). Ок. 540 г. до Р. Х. П. была завоевана персами; в 466 г. города на побережье П. вошли в состав Афинского морского союза, но в 386 г. были возвращены персам. В 334 г. до Р. Х. П. завоевал Александр Великий. Не позже 278 г. П. стала частью владений егип. царства Птолемеев, к-рые основали там Арсиною (вероятно, позднейший Коракесий (визант. Коракисий); ныне Аланья) и Птолемаиду. Ок. 241 г. П. вошла в состав владений державы Селевкидов, к-рые основали на этом месте Селевкию. В 187 г. зап. часть П. до Кестра перешла во владение царя Евмена II Пергамского. Его преемник царь Аттал II основал на месте Корика г. Атталию (ныне Анталья). После ликвидации Пергамского царства в 129 г. вся П. вошла в рим. провинцию Асия; затем была переведена в состав провинций Киликия и Галатия. При имп. Веспасиане (69-79 гг. по Р. Х.) П. была объединена с Ликией; при имп. Адриане (117-138) к ней была присоединена Южная и Центральная Писидия, а на рубеже II и III вв.- Исаврия. Имп. Гордиан III даровал П. и Перге статус митрополии, а имп. Проб - Сиде. В римскую эпоху П. переживала бурный экономический рост, активно отстраивались города, хотя с 80-х гг. II в. П. подвергалась набегам разбойников, в основном горного племени исавров. В 269 г. на П. напали герулы. С 70-х гг. III в. возобновились нападения исавров; для защиты от них строится система укреплений у перевалов в горах Тавр. Войны с исаврами продолжались длительное время, особенно интенсивно во 2-й пол. IV - нач. V в. В нач. V в. П. подверглась также нападению готов. Впрочем, эти грабежи не подорвали экономической стабильности провинции.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Сидевший при входе в Подворье привратник, назову его так, посоветовал обязательно посмотреть Порог Судных Врат, что мы и сделали сразу после посещения храма. Рассказ о русских раскопках, произведенных здесь в конце 19-го столетия, настолько интересен, что я не преминула сделать из него большую выписку: «Участок, находящийся в непосредственной близости от Храма Гроба Господня, был приобретен Россией в 1859 году для постройки на нём здания консульства. При расчистке участка под строительство были обнаружены остатки древней стены, а затем и отдельно стоящей арки. Системные раскопки были предприняты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году при финансовой поддержке его председателя великого князя Сергея Александровича, пожертвовавшего 1000 рублей золотом на уникальные научные изыскания. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Проводил раскопки видный немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток Иерусалимских древностей Конрад Шик (1822–1901). Остатки городской внешней и внутренней стены, обнаруженные археологами, Конрад Шик отнёс ко времени Ирода Великого, ввиду массивности и грандиозности найденных остатков и наличия элимов (выступов) в стене в два локтя ширины каждый. Найденные остатки стены древнееврейской эпохи находились на живом грунте скалы, т.е. в своём первоначальном, нетронутом виде, образуя при этом целый хорошо сохранившийся угол. Арку с двумя колоннами сообщество археологов датировало началом II века, т. е. временем Римского императора Адриана (117–138 гг.), а остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой, определили началом IV века. Но самым главным достижением было то, что Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/ierusa...

Церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме 19 марта, 2019. Новостная служба С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры 19 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня. С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя. Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!» Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.). Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Читайте также: Елена равноапостольная Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-obret...

Православные святые, просиявшие на территории Албании Святой мученик Иоанн-Владимир Христианство появилось в этих краях ещё в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55-57 гг. писал: «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15:19). Древнее предание считает апостолом этого региона св. Кесаря,– одного из 70 апостолов, который был первым епископом Диррахия (ныне – Дуррес, столица Албании). Во времена императора Траяна (98 – 117 гг.) стал мучеником святитель Астий, епископ Диррахия . После того, как он увидел сон, предвещавший ему близкие страдания и смерть за Христа, святой Астий приказал своим близким скрыться, а сам был арестован по приказу римского наместника Агриколы и подвергнут избиению и бичеванию. Язычники принуждали его принести жертву Дионису, но он сохранил верность Христу даже до смерти, – святителя распяли на кресте. В это время многие христиане переселялись из Италии в Иллирию, чтобы избежать гонений. Среди них были семь святых мучеников – Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман , которые были арестованы вскоре после прибытия в Диррахий. Есть сведения, что причиной послужило то, что они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что они были схвачены и, как христиане, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке верующими. Девяносто лет спустя мученики явились Александрийскому епископу, повелев похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь. Во II веке пострадал еп. Елевферий Иллирийский и его мать Анфия (память – 15 декабря). Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью. Добродетели его были столь высоки, что он уже был избран и поставлен епископом Иллирийским ещё в возрасте двадцати лет. При императоре Адриане (117-138) святой Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе с матерью и одиннадцатью спутниками. Епарх Корив, мучивший святого Елевферия, сам уверовал во Христа и также был казнен.

http://pravoslavie.ru/41553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXI КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), русский писатель, журналист, историк, член Российской академии и почетный член С.-Петербургской АН КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КАРАС Симон (1903-1999), греч. музыковед, исследователь визант. и поствизант. церковной и народной музыки Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению КАРАСТОЯНОВ Никола (ок. 1778 - 1874), болг. книгопечатник и ксилограф, основатель 1-й болг. типографии КАРАХИСАРСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ рукописное Четвероевангелие, получившее название по месту пребывания в Карахисаре (Турция) КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ (Карачаево-Черкесская Республика), субъект РФ в составе Северо-Кавказского федерального окр. КАРАЧЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Орловской (1921-1922), Брянской (с 1922) епархий, существовало в 1921-1924 и 1927-1930 гг. КАРАШЕВИЧ Платон Иванович (1825-1886), прот., настоятель с.-петербургского Исаакиевского собора, историк Церкви КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи КАРДИОТИССА мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы, жен., действующий, принадлежит Критской архиепископии К-польского Патриархата 80-101 101-105 105-110 110-111 111-115 КАРИОФИЛЛ Иоанн (ок. 1600 - после 1693), великий логофет К-польской Церкви, писатель, богослов-еретик 115-117 117-120 120-122 122-126 126-129 КАРЛ V (1500-1558), герц. Бургундский, кор. Кастилии и Арагона, кор. Неаполя и Сицилии, имп. Свящ. Римской империи 129-138 139-142 КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений

http://pravenc.ru/vol/xxxi.html

30 сентября Церковь отмечает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 29 сентября 2008 г. 15:17 Сентябрь 17/30 Во II веке, в царствование императора Адриана (117138 гг.), во время упадка среди всеобщего разврата, в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. София, сама ревностно исполняющая заповеди Господни, воспитывала дочерей в любви к Богу, в трудах, посте и молитве, уча не привязываться к земным благам, стараясь внушить им твердость духа, необходимую для чистой и праведной жизни. Девочки любили слушать Священное Писание и были счастливы, если могли подать милостыню. Богу было угодно на деле испытать их веру. Один из римских начальников, Антиох, узнав, что они христианки, донес о том императору Адриану, который жестоко преследовал христиан. Адриан послал сказать Софии, что желает видеть ее с дочерьми. В те времена гонений легко было догадаться, зачем их зовут, и они стали усердно молиться Богу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Господь услышал эту поистине христианскую молитву, ибо они просили не о том, чтобы избавиться от бедствий, но о силе перенести бедствия. И Он послал им всесильную помощь Свою. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде, при этом он всячески искушал их богатством, почестями, запугивал пытками. Но юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны. Император очень удивился их твердости и вновь стал убеждать, начав со старшей, Веры. Но, поняв наконец бесполезность этого занятия, он повелел жестоко бить и мучить ее. Приказал положить на железную решетку, раскаленную на огне. Но Бог, снисходя к ее немощи, сотворил чудо, и Вера, пролежавши два часа над огнем, встала невредима. Тогда ее опустили в котел с кипящим маслом, но и тут она продолжала славословить Бога. Император, разгневанный своей неудачей, повелел отрубить ей голову. Услышав приговор, Вера обратилась к матери своей: «Молись обо мне, мать моя, настал конец мой, и я скоро приду к желанному краю. Увижу Спасителя и Бога моего». Потом, поцеловав сестер и мать, которые напутствовали ее благословением, она спокойно пошла на смерть.

http://patriarchia.ru/db/text/50811.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010